Введение к работе
Актуальность темы исследования. Исследование ценностей крестьянства и тех изменений, что произошли в духовном мире крестьян за последние 150 лет, актуализировалось в настоящее время по причине новых общественных потрясений и возникновения кризисной общественно-политической ситуации.
Крестьянство являлось важнейшим общественным слоем российского социума на протяжении всей российской истории. Будучи низшим, но в то же время самым многочисленным сословием, крестьянство находилось в основании социальной структуры и являлось базовым слоем для национальной культуры. Оно обеспечивало обществу на протяжении столетий достаточно устойчивое положение и стабильность социальных связей, во многом благодаря именно традиционному укладу жизни, естественному консерватизму мышления. Дореволюционная Россия была преимущественно аграрной страной, и поэтому крестьянство не могло не влиять на весь культурно-исторический облик российского общества, его менталитет. Поэтому изучение ценностных оснований наиболее многочисленного российского сословия, представляется, несомненно, важным для изучения аспектов культуры российского общества в целом. Выявление же тех изменений, что вошли в структуру крестьянских ценностей в советский период, сопоставление традиций и новаций, позволяет делать выводы о культурных ориентирах современного российского крестьянства.
Хронологические рамки нашего исследования мы определяем с последней трети XIX века до конца 1970-х годов. При этом особое внимание уделяем в этих рамках периоду с конца XIX века до начала 1930-х годов, когда традиционные ценности крестьянства в полной мере еще сохранялись, но уже были вовлечены в процесс активной трансформации. Этот процесс получил отражение в пореформенной (после 1861 года) публицистике, в различных свидетельствах современников. Второй период, который представляется более важным для раскрытия темы - это 50-70-е годы XX века, когда окончательно сформировались новые ценности советского крестьянства, оказавшие кардинальное влияние на дальнейшую трансформацию ценностных оснований крестьянской среды. Конечно, нами учитываются и процессы, связанные с коллективизацией, трагическим периодом Великой Отечественной войны и оккупацией европейской части СССР, которые, в частности, привели, по мнению А. С. Каргина, к интенсивной деградации фольклорной культуры русского крестьянства.
Рассматриваемый советский период характеризовался активным участием государства в регулировании всех сфер жизни села и его мощным влиянием на все социальные слои. Длительный процесс «раскрестьянивания», ориентир на «смычку города и деревни», привели к снижению престижности сельскохозяйственного труда, сокращению численности крестьянства, утрате многих его традиционных ценностей, социально-демографической деградации, а в результате - к обострению внутренних проблем всего государства. Этим же, в том числе, сегодня обусловлены кризисные явления в области культуры, поскольку именно кре-
стьянство в России во многом составляло культурную «почву», неся базисные ценностные основания сквозь толщу веков.
Опыт неадекватной модернизации аграрного общества должен послужить для современной власти предостережением от принятия необдуманных решений и напоминанием о пагубных последствиях бездумной ломки традиционных ценностей - фундаментальной основы крестьянского бытия и, как следствие, бытия современного социума в целом.
Степень разработанности темы. Ценности различных социальных общностей основательно исследованы в отечественной и зарубежной науке - этому вопросу отдали дань философы, культурологи, социологи, создав целый пласт научной литературы. Само понятие «ценность» является принципиально важным в структуре ряда философско-социологических концепций: кантианской, неоканти-ански-веберовской, феноменологической, интеракционистской ориентации с последней трети XIX века.
В отечественной науке в 60-е годы XX века развернулась широкая дискуссия по проблемам природы и сущности ценностей. Эта дискуссия способствовала их дальнейшему многостороннему исследованию - в монографиях О. Г. Дроб-ницкого, М. К. Мамардашвили, В. П. Тугаринова и др. Появляется ряд работ, посвященных изучению теоретических основ моральных ценностей (Л. М. Архангельский, А. А. Гусейнов). Ценность как субъективный феномен, входящий в структуру направленности личности, обуславливающий ее поведение, рассматривали психологи А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др., как многомерное явление - Д. А. Леонтьев.
Социологическая традиция изучения ценностей в контексте регуляции процессов социального взаимодействия, основанная М. Вебером, Э. Дюркгеймом, в отечественной науке продолжена А. Г. Здравомысловым, В. А. Ядовым и др. Их работы посвящены не только исследованию структурно-функциональных особенностей ценностей и ценностных ориентации, их взаимосвязи с другими компонентами сознания, но и направлены на познание возможностей их измерения.
Публикуются современные труды по истории аксиологии и теоретическому исследованию ценностей - М. С. Кагана, Г. П. Выжлецова, А. В. Миронова, В. К. Шохина и других авторов.
Русская культура, как и любая национальная культура, характеризуется самобытной ценностной системой, которая отличает ее социального носителя от субъектов других культур. Это отразилось в произведениях национальной художественной литературы и в работах русских мыслителей. Большой вклад в описание традиционных ценностных предпочтений русского этноса внесли: Н. А. Бердяев, Н. Я. Данилевский, Ф. М. Достоевский, К. Н. Леонтьев, Н. О. Лосский, В. С. Соловьев, Л. Н. Толстой, Н. С. Трубецкой, Н. Ф. Федоров, С. Л. Франк, А. С. Хомяков, П. Я. Чаадаев и др.
На разных исторических этапах содержательные аспекты динамики духовных ценностей и ценностных ориентации россиян осмысливались в исторических и историко-публицистических (С. Г. Кара-Мурза, В. О. Ключевский, В. Кожинов, Б. Н. Миронов и др.), философских и историософских (А. С. Ахиезер, В. В. Иль-
ин, Н. Н. Козлова, В. М. Межуев, А. С. Панарин и др.), и социологических исследованиях (Б. А. Грушин, Ю. А. Левада, Т. И. Заславская, Н. И. Лапин, Б. П. Шу-лындин и др.).
Исследованию сельской повседневности посвящены научные и публицистические работы А. Н. Энгельгардта, В. И. Белова, О. Платонова, М. Левина, О. А. Суховой, В. О. Мединского, М. М. Громыко, А. В Буганова, В. В. Безгина и
др.
Трудовые ценности российского крестьянства исследовались Л. В. Мило-вым, Б. Н. Мироновым и др.
Понятие социальной справедливости рассматривается в работах Н. В. Пе-черской, В. В. Денисова, М. И. Козлова и др.
Исследованию советского общества и советского человека в целом посвящены работы А. Зиновьева, С. Г. Кара-Мурзы, В. С. Барулина, Н. Н. Козловой, А. Агарева, И. Е. Козновой и др.
Российское крестьянство в послевоенное время рассматривается в трудах О. М. Вербицкой и Е. Ю. Зубковой, которые реконструировали ее с позиций новых подходов. Используя новые архивные документы, авторы выявили различные аспекты в развитии крестьянства, а также показали сдвиги в его социально-экономическом статусе.
Истории российской крестьянской повседневности посвящены ряд работ в их числе: Крестьяноведение. Теория. История. Современность. Ежегодник; Берлинских В. А. Крестьянская цивилизация в России. - М., 2001; Безгин В. Б. Крестьянская повседневность (традиции конца XIX - начала XX века). - М., Тамбов, 2004; Вербицкая О. М. Российское крестьянство: от Сталина к Хрущеву. Середина 40-х - начало 60-х годов. - М., 1992.
Социальное развитие советской деревни исследовали в своих трудах Т. И. Заславская, Р. В. Рывкина (Методология и методика системного изучения советской деревни / Отв. ред. Т. И. Заславская, Р. В. Рывкина. - Новосибирск, 1980; Пути социального развития деревни: Сб. науч. тр. / под ред .Т. И. Заславской, Л. А. Хахулиной. - Новосибирск, 1978; Развитие сельских поселений / Под ред. Т.И. Заславской, И.Б. Мучника. -М.,1977).
Изучением истории российского крестьянства занимались и зарубежные исследователи: О. Файджес, С. Фрэнк, Фей Сяодун, Ш. Фицпатрик, Т. Шанин, Дж. Скотт, Ст. Мерль.
Особенно крупный вклад в изучении русского крестьянства внесли работы английского историка Т. Шанина. Значительным достижением является составленная им хрестоматия «Великий незнакомец: Крестьяне и фермеры в современном мире». Здесь собранны взгляды на крестьянскую проблему иностранных историков, социологов, экономистов, культурологов и др. Эти исследования в немалой степени способствовали изучению ценностей крестьянского общества.
Большой интерес вызвали исследования современных авторов, посвященные советскому крестьянству: В. Кондрашина, М. Рольфа, Л. Виолы и др.
Явления социальной трансформации крестьянства на материале Нечерноземной зоны России скрупулезно прослежены М. А. Безниным, Т. М. Димони. Ба-
зируясь на огромном фактическом материале, они утверждают, что после завершения коллективизации, то есть с начала 1930-х годов, шло постепенное выхолащивание крестьянской природы и уже в середине 1960-х годов крестьянство как самостоятельный класс переживало заключительный этап своей истории.
Источниковая база исследования. Наряду с использованием опубликованных исследовательских работ при написании диссертации использовались и другие источники.
Этнографические описания крестьянства XIX века, сделанные «с натуры» А. Н. Энгельгадтом и Г. И. Успенским и подтвержденные этнографическими и экономическими исследованиями, которые проводились учеными как в XIX - начале XX века, так и в 80-90-е годы XX века, были использованы в качестве одного из первоисточников для правильного понимания социокультурных черт российского дореволюционного крестьянства.
Необходимо отметить также работы русского историка В. О. Ключевского, которые посвящены не только изучению общих вопросов русской истории, но и проблемам крестьянства.
Немаловажным источником, раскрывающим ценность труда и социальной справедливости в сознании русского крестьянства, служат сборники пословиц, поговорок, частушек: «Заветные частушки. Из собр. А. Д. Волкова: В 2 т.» (1999), «Пословицы русского народа. Сборник В. Даля» (1993).
Следующим комплексом источников стали письма крестьян, находившиеся на специальном хранении и ранее недоступные исследователям. Это письма, адресованные представителям власти и центральным крестьянским печатным изданиям, представленные в книге «Крестьянские истории. Российская деревня 1920-х годов в письмах и документах» (сост. Крюкова С. С.) В ней публикуются новые документы о российской деревне 20-х годов XX в., выявленные в фондах российских федеральных архивов (Российский государственный архив экономики и Российский государственный архив социально-политической истории). Непосредственные свидетели переломного времени рассказывают свои истории. Благодаря им воссоздается яркая, живая картина сельской повседневности.
Еще одним комплексом источников стали воспоминания крестьян о событиях XX века, отраженные в материалах И. Е. Козновой, А. Агарева и др.
При исследовании 50-70-х годов XX века были использованы рассказы писателей-деревенщиков: В. Белова, Ф. Абрамова, Б. Можаева, В. Астафьева, В. Шукшина.
Бесценными источниками, позволяющими услышать «голос» крестьянства, являются устные свидетельства. Воспоминания старожилов, крестьянские мемуары, материалы полевых экспедиций дают возможность не только сохранить приметы ушедшей эпохи, но и реконструировать повседневные отношения села вековой давности, определить степень сохранения жителями села традиций и ценностей предыдущих поколений. (Голоса крестьян. Сельская Россия XX века в крестьянских мемуарах. - М., 1996; Кознова И. Е. XX век в социальной памяти российского крестьянства. - М., 2000; Российская и советская деревня первой поло-
вины XX века глазами крестьян: Взгляд из эмиграции / сост. Н. Ф. Гриценко. -М., 2009).
Редкие сведения о быте, нравах, устройстве семьи, народных праздниках, сохранившихся или возникших после Октябрьской революции содержатся в книге Виктора Бердинских «Речи немых. Повседневная жизнь русского крестьянства в XX веке». Автор собрал уникальный материал, зафиксировав взгляд на деревенскую жизнь самих носителей уходящей в небытие русской крестьянской культуры.
Анализ работ, посвященных изучению ценностей крестьянства, показывает, что для разработки заявленной в настоящей диссертации темы сложились определенные теоретико-методологические предпосылки, имеется соответствующая эмпирическая база. Но целостное видение этого феномена в культурологическом аспекте находится пока только в стадии формирования. Массив литературы, отражающий данную конкретную проблематику, недостаточно обширен и носит узко дисциплинарный характер. Отсутствие культурологических работ по данной теме, с одной стороны, подтверждает актуальность настоящего исследования, а с другой стороны, обусловливает постановку проблемы, цели и задач исследования.
Проблема исследования, таким образом, связана с имеющимся противоречием, которое заключается, в том, что, существует большое число работ философов, историков, политологов, социологов, посвященных конкретным аспектам развития крестьянского социума в СССР, и в то же время отсутствует целостное культурологическое видение трансформации ценностей крестьянства в советский период. Возникает вопрос о том, насколько устойчивой оказалась система традиционных ценностей русского крестьянства, и какой характер носили ее изменения в процессе социальной эволюции в постреволюционный период, какое воздействие оказывали ценностные ориентиры крестьян на развитие как крестьянства в целом, так и остальных слоев советского общества.
Объект исследования - традиционные ценности русского крестьянства.
Предметом исследования является трансформация традиционных ценностей аграрного населения России под влиянием конкретно-исторических процессов XX столетия, среди которых мы акцентируем ценности труда и социальной справедливости.
Цель исследования - определить глубину и характер трансформации традиционных ценностей аграрного населения России в советский период истории страны, оценить характер влияния ценностных изменений на менталитет российского крестьянства.
Осуществление поставленной цели предполагает решение следующих задач:
проанализировать теоретико-методологические представления о понятии ценностей;
изучить и систематизировать названные (труд и социальная справедливость) ценности русского крестьянства;
определить характер трансформации указанных ценностей аграрного населения России в XX столетии;
эксплицировать базовые ценности советского крестьянства в сравнительном освещении - с позиции соотношения традиционных и инновационных компонентов в их структуре;
выявить характер взаимосвязей и масштаб воздействия ценностей советского крестьянства на современные социокультурные процессы в российском обществе.
Методологическая основа исследования. В ходе исследования использован комплекс взаимодополняющих теоретических и эмпирических методов исследования, включающих в себя:
- ценностный подход. Рамки этого подхода, позволяют рассмотреть духов
ную жизнь как социума в целом, так и отдельных его частей. Он важен для выяв
ления характера и глубины ценностных трансформаций крестьянства на иссле
дуемом этапе;
структурно-функциональный метод, отправной точкой которого является понятие функции каждой внутрисистемной единицы по отношению к системе как целому. Приоритет системного видения социальной реальности, установление ее структуры и изучение функциональных связей составляющих эту структуру элементов позволяет нам дать адекватную оценку процессам ценностных изменений крестьянской среды в советский период;
сравнительно-исторический метод, с помощью которого выявляется общее и особенное в исторических явлениях, достигается познание различных исторических ступеней развития одного и того же явления или двух разных сосуществующих явлений. Сравнительно-исторический метод позволяет выявить и сопоставить уровни развития изучаемого объекта, произошедшие изменения, определить тенденции развития.
Из эмпирических методов мы использовали изучение и анализ документов исследуемого исторического периода.
Научная новизна диссертации заключается в следующем:
-
Показана продуктивность структурно-функционального подхода к традиционным ценностям русского крестьянства, позволившего выявить характер их трансформации в советский период.
-
Обоснована доминантная роль ценности труда и справедливости в сознании крестьянства и в дореволюционный и в советский периоды, что свидетельствует об инерционности культурных процессов данной сферы жизнедеятельности.
-
Предложена авторская интерпретация причин трансформации ценностей в культуре русского крестьянства, заключающаяся в положении о многофакторности и интенсивности воздействия на сознание крестьянства - в экономическом, политико-идеологическом, ценностном и культурном отношениях.
4. Эксплицировано содержание трансформировавшихся трудовых ценно
стей советского крестьянства и его представлений о социальной справедливости.
На место сакрально-религиозного отношения к труду и социальной справедливо
сти приходит их мирское понимание как ценностей прагматических, являющихся
условием элементарного выживания в социуме.
Основные положения, выносимые на защиту:
-
Советский период в целом негативно отразился на традиционных ценностях российского крестьянства: смена аксиологических приоритетов и установка на постепенное превращение крестьян в сельскохозяйственных рабочих привели к нивелированию многовековых понятий крестьянства о труде и справедливости, к потере духовной самоидентификации.
-
Труд и справедливость как базовые сакральные ценности в представлении жителей села с развитием советского строя теряли свою идеальную составляющую, что привело в конечном итоге к потере восприятия крестьянством труда как главной сущностной составляющей бытия, а справедливости - как единственно возможной освященной свыше этической нормы. К концу советского периода эти прежде сакральные ценности крестьянства фактически трансформировались в ценности прагматические.
-
Разрушение основополагающих ценностей крестьянства в советский период нанесло несомненный урон духовному состоянию этого общественного слоя. Его следствием явилось духовное отчуждение крестьян от земли, их внутреннее «раскрестьянивание», потеря ощущения себя хозяином на земле, утрата крестьянской универсальности. В результате современное российское село оказалось перед необходимостью создания какой то новой идеологической опоры сельского труда и формирования новых базовых крестьянских традиций.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что положения и выводы диссертации способствуют пониманию глубинных причин утраты крестьянством духовной самоидентичности в советский период российской истории, что дает возможность обоснования аксиологической составляющей в возможных реставрационных проектах в аграрной сфере современного российского общества.
Практическая значимость исследования. Научные результаты, полученные в диссертационном исследовании, могут быть использованы при написании обобщающих трудов по истории России XX в., учебников и учебных пособий для средней и высшей школы. Материалы и выводы диссертации, а также разработанные при этом конкретные методики расширяют возможности для дальнейшего изучения ценностей крестьянства в различных аспектах. Возможно также применение результатов в разработке концепции современной аграрной политики, программ социального и культурного развития сельской местности.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были представлены в виде докладов и выступлений на следующих научных и научно-практических конференциях и семинарах: международной научно-практической конференции «Система ценностей современного общества» (Новосибирск, 2010, 2012); Российской научно-практической конференции с международным участием «Русское слово в культурно-историческом контексте» (Кемерово-Далянь, 2010); Межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы социокультурных исследований» (Кемерово, 2008, 2009, 2010), на аспирантских научно-практических конференциях КемГУКИ (Кемерово, 2008, 2009,2010,2011).
Результаты работы рассматривались на методологическом аспирантском семинаре КемГУКИ (Кемерово, 2011).
В полном объеме диссертация обсуждалась на заседании кафедры культурологии Кемеровского государственного университета культуры и искусств и была рекомендована к защите.
Структура диссертации продиктована логикой исследования, подчинена целям и задачам работы и состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов, заключения и списка использованной литературы из 145 названий.