Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Традиции и новации в одежде восточнославянского населения Кубани второй половины XIХ – начала ХХ века Шарапова Марина Владимировна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шарапова Марина Владимировна. Традиции и новации в одежде восточнославянского населения Кубани второй половины XIХ – начала ХХ века: автореферат дис. ... кандидата исторических наук: 24.00.01 / Шарапова Марина Владимировна;[Место защиты: ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет»].- Астрахань, 2012.- 26 с.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Одежда отражает самоидентификацию; по ней можно судить о месте проживания человека, его принадлежности к какому-то сообществу, социальном статусе и материальном положении, об идеологических и эстетических убеждениях. И если костюм (инвариантная часть одежды) кубанских казаков является одной из важных форм самоидентификации, то с женским костюмом все обстоит намного сложнее. Одни специалисты в рамках фактографического исследования занимаются поисками «генетического кода» в составе «движущегося этноса» (на уровне гипотез), другие (общепринятая точка зрения) манифестируют о завершении «внутриутробной стадии» формирования общекубанского женского казачьего костюма в середине XIX в., рассматривая в качестве такового городской костюм («парочка»). В художественной практике канонизируется и массово тиражируются в качестве «казачьего» для фольклорных, самодеятельных коллективов городской костюм «казачок» и украинский национальный костюм, причем последний в поздних, частью модифицированных своих формах. Однако по мере углубления исследовательской оптики подобные «натяжки» обнаруживают свою уязвимость. Если для части населения западных районов Краснодарского края, идентифицирующих себя с казачеством, украинский костюм может быть реактуализирован хотя бы в рамках сценической площадки, то для населения восточных районов – только отчасти. Именно в этой контактной зоне высвечивается весь спектр женских восточнославянских костюмных комплексов, принадлежащих к разным культурным слоям. На повестку дня встает вопрос: какой костюм для старожильческого (казачьего) населения этих районов является формой их самоидентификации. Проходивший в 2012 г. краевой фестиваль-конкурс «Во славу Кубани, во благо России», посвященный 75-летию образования Краснодарского края снова актуализировал этот вопрос. Картина оказывается очень многомерной, чтобы ее можно было свети к единому знаменателю. Более того, когда представления формируются на материале источников позднего происхождения, неизбежны абберации, произвольные объяснительные схемы. Изучение форм, закономерностей взаимодействия культур, выявление многочисленных напластований, интерференций имеет важное научное значение, так как иногда заимствованные элементы могут попасть на «орбиту» националистических настроений. Специалисты, занимающиеся данной проблемой, оставаясь в рамках фактографического исследования, «зачастую не утруждают себя поиском объяснения причин развития, а только ограничиваются констатацией различий в разные темпоральные промежутки. Все исследователи, так или иначе соприкасающиеся с казачьей проблематикой, отмечают повышенный интерес в научной среде к разнообразным аспектам истории и культуры российского казачества, в связи с усилившимися процессами казачьего «возрождения» в начале 1990-х. Для нашего региона эта тема остается актуальной, что и конституирует принятый 28 июня 2007 г. Законодательным собранием Краснодарского края закон «О государственной политике в сфере сохранения и развития традиционной народной культуры». Исследователи, сфокусировавшись на казачьей проблематике в лихорадочном поиске образовавшихся лакун, отодвинули вглубь другие сословия тогдашнего общества, многие из которых по традиции включаются в аморфную по своей конфигурации категорию иногородних. При этом трудно избежать редукционизма: для объяснения непонятных «тектонических сдвигов» в системе казачьей одежды, извлекаются из культурного ландшафта иногородние, на которых и перекладывается ответственность за трансмиссию европейских форм. Другая крайность – элиминирование из общего культурного пространства одной части и рассмотрение ее в качестве целого («pars pro toto») именно в тот период, когда эта часть растворилась в целом. В данной работе, не принижая важности исследования казачьего костюма и не игнорируя социально маркированные формы одежды других сословий, мы стремились рассмотреть последнюю как бы изнутри той эпохи («ab intra»), в категориях и оценках носителей данной культуры. Таким образом, в теоретическом осмыслении истории вопроса меняется направление перспективы, в которой ранее рассматривалась эта история. Это неизбежно влечет за собой изменение смыслового ракурса, в котором на данный момент нам видится объяснение всему многообразию различных типов одежды, сформировавшихся в данном регионе под влиянием внутренних и внешних факторов либо транспонированных из других систем, вследствие усилившихся обменных процессов во второй половине XIX в. Другой фактор, приведший к кардинальному пересмотру традиционных подходов в изучении проблемы – разработка глубинных, еще не тронутых пластов в огромном массиве «открытых» источников, составивших фундаментальную основу данного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. В отечественной науке существуют различные подходы к анализу феномена костюма и его функций: культурологический, этнографический, искусствоведческий, дизайнерский и специально-технический, в рамках каждого из которых существует немало специальных работ. В фокусе данного исследования оказывается традиционный костюм восточных славян (русские и украинцы) и модные (европейские) формы одежды. В конце XIX – начале ХХ в. в научной литературе появляются многочисленные описания локальных типов одежды восточных славян, что было связано с деятельностью различных научных обществ, местных статистических комитетов и земств. Более системно этнографические сведения по украинскому костюму представлены в исследованиях Б.С. Познанского, Н. Степового, В.В. Богданова. Значительный вклад в изучение украинской народной одежды в этот период внес русский и украинский ученый Ф. К. Волков (Вовк), осветивший в своем фундаментальном труде вопросы генезиса и эволюции традиционного украинского костюма . В советский период повышается интерес к истории материальной культуры восточных славян, организуются многочисленные экспедиции в различные районы страны, возрастает исследовательская и публикаторская деятельность краеведческих обществ. Оодновременно с продолжением накопления фактического документального материала углубляется разработка вопросов теории, особенно в трудах таких ученых, как Д.К. Зеленин, Б.А. Куфтин, В. Белецкая. На этом этапе заметный вклад в исследование русской народной одежды внесли Н.П. Гринкова, М. Е. Шереметьева, Н. И. Лебедева, Е. Н. Клетнова.

В 1950-1980-е гг. выходят в свет крупные работы обобщающего характера (издания Института этнографии АН СССР), сборники материалов и исследований по этнографии Европейской части бывшего СССР, историко-этнографические атласы. В них содержатся подробные описания комплексов и компонентов народного костюма, характера орнаментации, выявляются многообразие форм, технических приемов его украшения, намечаются районы распространения основных типов убранства крестьянской одежды и др.. При подготовке атласа «Русские» была разработана методика картографического определения типов и комплексов традиционной одежды. Картографирование выявило слабую изученность одежды русского населения Кубанской области и множество незаполненных лакун. Выходят в свет и фундаментальные исследования, в которых привлекаются сравнительно-этнографические материалы по одежде русского, украинского, белорусского народов. Систематическое изучение русского народного костюма, его орнаментации проводилось в течение трех десятилетий искусствоведами научно-исследовательского Института художественной промышленности. 1990-е ознаменовались выходом в свет коллективных трудов, посвященных описаниям отдельных этнических общностей, а также возросшим интересом к изучению традиционной культуры российского казачества, в том числе и повседневной одежде (двухтомное издание «Очерки традиционной культуры казачеств России»). На современном этапе значительный вклад в исследование украинского народного костюма внесли труды Т.В. Кара-Васильевой, Л. Булгаковой-Ситник, Т.А. Николаевой, Г.Г. Стельмащук, О.В. Косминой, которые важны для изучения генезиса и эволюции традиционных форм костюма украинской этнографической группы (черноморское казачество) и более поздних форм переселенцев.

Вторую тематически обширную группу по исследуемой проблеме составляют работы по истории моды Н. М. Мерцаловой, В. М. Зайцева, А.А. Васильева, Р. М. Кирсановой, Ф. Ф. Комиссаржевского, Р. В. Захаржевской, Дж. Нанн, И. В. Блохиной, С. Н. Поповой и др..

В региональной историографии вопросы исследования традиционной одежды населения Кубани в последние два десятилетия стали предметов пристального внимания историков, дизайнеров, конструкторов. Целенаправленное изучение традиционной культуры Кубани началось в середине ХХ в. «Хрестоматийной» для многих исследователей стала коллективная монография «Кубанские станицы» (автор раздела по одежде Н.А. Дворникова), написанная по основе материалов этнографической экспедиции, организованной в 1950-е гг. Институтом этнографии Академии наук СССР и Московским государственным университетом. Наиболее значительный вклад в изучение одежды восточнославянского населения и ее отдельных компонентов внесли этнографы Н.А. Дворникова и А.А. Лебедева, но несмотря на бесспорные достоинства этих работ, описание традиционной одежды дано без сословной дифференциации. Особый ракурс исследования проблемы задают работы специалиста по этнографии северокавказского казачества Л. Б. Заседателевой, в которых выявляются основные причины эволюции костюма русского и украинского населения Северного Кавказа, отмечаются сословные различия и признаки имущественной дифференциации в одежде казаков и иногородних. Историческое исследование форменной одежды кубанских казаков проводилось кубанскими историками Б.Е. Фроловым и О. В. Матвеевым. Имеются многочисленные статьи по одежде кубанского казачества, обобщающего и локального характера, в которых рассматриваются вопросы типологии, орнаментации, традиций и новаций и т.д. Логическим завершением активной публикаторской деятельности местных ученых явились диссертационные исследования И.В. Ярошенко, А.В. Шаповаловой, Л.С. Царевой, посвященные казачьему костюму.

Однако, несмотря на широкие хронологические рамки, исследователи оказались «привязанными» к концу XIX – нач. ХХ века, оперируя имеющейся доказательной базой. Кроме того преобладает односторонний подход в исследовании костюма кубанского казачества, глубинно не изучается на местном материале европейские формы одежды, не исследуются процессы трансформации традиционных форм казачества и иногороднего крестьянства. «При акцентировании внимания на казачестве практически не изученной остается культура русских и украинских сел Кубани и Черноморья, культура иногороднего крестьянства», - справедливо отмечает историк О. В. Матвеев.

Цель исследования – реконструировать экспозицию традиционных восточнославянских и европейских форм одежды в социокультурном ландшафте региона и перейдя от статики к динамике выявить и проанализировать различные факторы, повлиявшие на процесс вытеснения костюма как сословного социального маркера общегородским костюмом во второй половине XIX – начале XX в. Данная цель определяет постановку целого ряда взаимосвязанных и взаимообусловленных задач:

- изучить историографию вопроса и выявить всю совокупность источников (письменных, вещественных, изобразительных), имеющих прямое или опосредованное отношение к данной проблеме;

- определить методологические подходы, направленные на изменение парадигмальной установки и направления перспективы в теоретическом осмыслении и исследовании вопроса;

- выявить традиции и новации в одежде восточнославянского населения Кубани;

- осуществить компонентный анализ традиционных костюмных комплексов восточнославянского населения Кубани сквозь призму этнических и сословных характеристик (казачья/крестьянская) и проследить динамику их развития;

- рассмотреть в диахронии основные формы традиционной верхней одежды и дополнительные элементы костюма;

- проанализировать социально-экономические и другие факторы, приведшие к кардинальной перестройке всех элементов традиционной системы и замены ее костюмом европейского типа;

- охарактеризовать общегородские формы мужского и женского костюма в контексте европейской моды.

В исследовательскую оптику попадает казачья, крестьянская и мещанская одежда, представленная во всем многообразии ее видовых форм. При изменении угла зрения и направления перспективы для решения поставленных задач одни сословия выдвигаются на передний план, другие отодвигаются вглубь.

Объект исследования – одежда восточнославянского населения Кубани, взятая во всем историческом и культурно-типологическом многообразии.

Предмет исследования – историко-этнографическая реконструкция традиционной одежды восточнославянского населения Кубани и ее трансформация в ходе модернизационных процессов, протекавших в российском обществе в пореформенное время.

Хронологические рамки исследования условно ограничены второй половиной XIХ – началом ХХ в. 8 февраля 1860 г. указом императора Александра II образована Кубанская область, а 19 ноября – Кубанское казачье войско, в состав которого вошли Черноморское казачье войско и шесть бригад Кавказского линейного казачьего войска.

Территориальные границы исследования включают в себя территорию Кубанской области и выделившейся из нее в 1896 г. Черноморской губернии.

Теоретико-методологическими основами исследования являются принципы историзма, объективности и системности. Важную часть методики исследования составляет сравнительно-исторический метод, для решения поставленных задач применяются три вида исторических сравнений: типологические, генетические и диффузные. Компаративисткий метод помогает выявить генезис некоторых форм одежды, скрытых под позднейшими напластованиями, и реконструировать те из них, которые оставили слабый «след» в письменных источниках. Тесно связаны с компаративистикой и другие методы исследования: анализа и синтеза, исторических параллелей, диахронный и синхронный в сочетании с научными приемами аналогии и экстраполяции, компонентный анализ. Историческое исследование диахронно по определению, оно имеет целью показ истории, т.е. изменений во времени. Сочетание двух разных аспектов – диахронного и синхронного, по справедливому замечанию А. Я. Гуревича, сопряжено с немалыми методологическими трудностями, даже на «формальном» уровне. Изменение ракурса исследования, парадигмальных установок во многом связано с применением для решения определенной исследовательской задачи либо эмного либо этного подхода (важные понятия культурологии). «Эмность» понимается как внутреннее, насущное строение и проявление изучаемой культуры, «этность» – ее дополнение, реконструкция, истолкование фактов культуры внешним исследователем. Каждый термин, применяемый казаками для обозначения компонентов одежды, тканей, аксессуаров является знаком, фиксирующим определенные характеристики обозначаемого предмета. Идя от знака к характеристике, исследуя семантику и этимологию отдельных терминов, можно получить культурно значимые признаки исследуемых объектов. В данной работе автор стремился максимально точно фиксировать этнолингвистические факты и интерпретацию их значения самими носителями изучаемой культуры, сопоставляя с фактами их других культур. Метод реконструкции широко применяется в историко-этнографических исследованиях материальной культуры (жилище, одежда) населения различных регионов России. В основе использования метода исторической реконструкции лежит идея о возможности воссоздания целостной картины какого-либо процесса, явления, периода путем детального и комплексного анализа частных составляющих этого целого (от частного к общему). Реконструкция костюмных комплексов не возможна без применения кросс-культурного метода, этнографических аналогий, экстраполяций.

Теоретическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных культурологов, этнографов – Э.С. Маркаряна, С.А. Арутюнова и др., в которых разрабатываются узловые вопросы традициологии как науки; по семиотике культуры и семиотике текста (и костюма) – труды М. М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, Б.А. Успенского, Р. Барта, Г. Кнабе, П.Г. Богатырева, Н.М. Калашниковой.

Источниковая база исследования достаточно обширна, более того, в научный борот вводятся новые источники, значительно расширяющие диапазон видения проблемы. До середины 1870-х годов основным источником являются неопубликованные документы из фондов Государственного архива Краснодарского края (ГАКК), Государственного архива Ставропольского края (ГАСК), Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Е.Д. Фелицына (архив КГИАМЗ). Наиболее многочисленный материал по исследуемому вопросу отложился в фондах ГАКК: «353 «Полковое правление 1-й бригады ККВ»; 454 «Канцелярия начальника Кубанской области и наказного атамана Кубанского казачьего войска»; 482 «Окружной суд Черноморского казачьего войска; Екатеринодарский окружной суд министерства юстиции»; 483 «Екатеринодарский городской сиротский суд». Это дневные журналы, дела, содержащие описи движимого и недвижимого имущества казаков, а также об учреждении опеки над сиротами и годовые отчеты о состоянии опеки, о разделе имении между родственниками, о пожарах, кражах, убийствах и других происшествиях в городах и уездах Кубанской области, рапорты уездных начальников о несчастных случаях и т.д. В них содержится информация об одежде, тканях и аксессуарах в основном казаков и отдельно мещан, эпизодически проходят крестьяне, купцы, священники. Описания лаконичны и достаточно «регламентированы», фиксируется материал, его цветовые характеристики, декор. Значительно расширяет информационное поле и включает исследуемый предмет в социокультурный контекст другой тип источников: казенные и частные объявления в местной периодике – газетах «Кубанские войсковые ведомости», «Кубанские областные ведомости». Первая рубрика содержала объявления канцелярии начальника области и наказного атамана о розыске преступников и похищенного, об обнаруженных «трупах» неизвестного звания людей, о найденных и отобранных («по подозрению в неблаговидном приобретении») вещах, сыскные статьи. Ценность этого материала в том, что иногда приводятся очень подробные сведения о предметах одежды, вплоть до подметки и цвета подошвы на сапогах. Систематически рекламные объявления появляются на страницах «Кубанских областных ведомостей» с конца 1880-х. Одни из них содержали только вербальные сообщения, к другим «подверстывались» графические. В этот период объявления были в основном развернутыми, содержали, насколько это было возможно, разноплановую и информацию: название и адрес магазина, имя владельца, подробный анонс мануфактурных товаров (от тканей и предметов одежды до аксессуаров) с указанием фирмы-производителя, иногда и ценового диапазона. На рубеже веков рекламе стали отводить отдельный (четвертый) лист названной газеты. Большинство магазинов были постоянными рекламодателями этой газеты или часто упоминались в рубрике «Часть неофициальная» (затем «Частные объявления»), содержавшей рекламные объявления самого различного характера. Причем товар расписан до мелочей, иногда дополнен иллюстрациями. Это самая обширная, ранее не использовавшаяся исследователями группа источников, вокруг которой группируются все остальные. С 1880-х годов круг источников расширяется вещественными источниками, фотографиями, полевыми материалами, публикациями различного характера в периодических изданиях. К группе изобразительных источников относятся кабинетные фотографии дореволюционного периода, хранящиеся в КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына, станичных и городских краеведческих музеях Краснодарского края и частных коллекциях. Диссертантом изучена этнографическая коллекция предметов женской и мужской одежды, головных уборов КГИАМЗ (в количестве 183 предметов), а также отдельные этнографические коллекции историко-краеведческих музеев Краснодарского края. В качестве сравнительных параллелей, для выявления генезиса и атрибуции некоторых женских форм костюма привлекались вещественные памятники и учетные документы из фондов Старочеркасского историко-археологического музея-заповедника, Ростовсокго областного музея краеведения.

Этнографические источники – полевые материалы (дневники) этнографических экспедиций 1978-1981, 1988-1990 годов КГИАМЗ включают описания записи устных сообщений информаторов (рассказы людей преклонного возраста из старожильческой и иногородней среды), они сопоставляются, коррелируются с архивными и печатными источниками.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем: это первое научное исследование одежды восточнославянского населения Кубани, в котором в исторической ретроспективе дана развернутая экспозиция традиционных и городских (европейских) форм костюма, рассмотренных сквозь призму сословных характеристик (казачья, крестьянская, мещанская). Выявлены и проанализированы на основе эмного подхода и исторических сравнений, параллелей, аналогий костюмные комплексы крестьянского и казачьего населения, принадлежащие к различным темпоральным периодам. Детально проанализированы с привлечением многочисленного материала, подвергшегося статистической обработке, все компоненты одежды, рассмотрены их функции, конструкция (покрой), материал, декор. Впервые на региональном уровне рассмотрены социально-экономические факторы (развитие модной индустрии, торговли, маркетинговые стратегии), повлекшие за собой кардинальные изменения в структуре народной одежды и ускорившие процесс перехода на общегородской костюм. В-третьих, данная работа является первой попыткой обобщения материалов по обозначенной теме в указанных хронологических рамках. В-четвертых, впервые на комплексной основе исследуется генезис, процесс развития и смены исторических форм одежды в ходе модернизации российского общества. В-пятых, в научный оборот вводятся неопубликованные архивные документы, вещественные источники из музейных коллекций, материалы периодических изданий. В-шестых, работа сделана на стыке истории, этнографии и культурологии.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что впервые в отечественной историографии на основе широкого круга источников исследуются вопросы традиций и новаций в одежде восточных славян Кубани. В теоретическом осмыслении истории вопроса изменяется направление перспективы, в которой ранее рассматривалась эта история. Результаты исследования могут быть использованы для написания обобщающих работ по истории культуры региона; для создания лекционных курсов и учебных пособий по истории материальной культуры, декоративно-прикладного искусства; в музейной (формирование экспозиций, научно-просветительская деятельность) и художественной практике.

Апробация результатов исследования. Основные результаты и положения отражены в статьях, докладывались на международных и межрегиональных научно-практических конференциях. Результаты исследования были внедрены: в культурно-просветительскую и научно-методическую деятельность Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Е. Д. Фелицына.

Структура и объем работы обусловлены целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, библиографического отдела.

Похожие диссертации на Традиции и новации в одежде восточнославянского населения Кубани второй половины XIХ – начала ХХ века