Введение к работе
Актуальность исследования Долганы являются относительно молодым этносом, сложившимся в результате ассимиляции и аккультурации из трех этнических компонентов якутского, эвенкийского и русского (затундровые крестьяне) Культура их сложна и многосоставна, поэтому целостное представление о ней возможно только в результате ее культурологического осмысления Между тем, до настоящего времени исследованием культуры долган занимались различные гуманитарные дисциплины - этнография, фольклористика, география, история, лингвистика. Многие из опубликованных работ касаются частных вопросов Часть существенного и важного для понимания долганской культуры материала до сих пор не опубликована и находится в архивах. Некоторые из архивных материалов не переведены на русский язык Это обусловливает актуальность работы по выявлению и систематизации опубликованных и неопубликованных данных о традиционной культуре долган. В рамках настоящей работы исследуются возможности применения культурологического подхода для анализа и обобщения фактического материала, полученного отдельными гуманитарными дисциплинами
Обобщение этих данных представляется также актуальным в контексте современных тенденций, связанных с сопротивлением долган культурной унификации и их стремлением сохранить свою самобытную культуру В то время, когда исконные занятия долган легко меняются под воздействием нововведений и теряют свои традиционные формы, сохранение самосознания народа оказывается актуальной задачей долгановедения Получение и популяризация знаний о долганской традиционной культуре (через книги, учебники, средства массовой информации, образцы материальной и духовной культуры) может сыграть важную роль в её сохранении
Еще одно основание актуальности темы заключается в том, что, как показало исследование, некоторые особенности истории формирования долганской культуры имеют общекультурное значение Активное взаимодействие разных культур, свидетелями которого мы являемся, нередко сопровождается как ассимиляционными процессами, так и одновременным усилением этнической мобилизации, актуализацией вопросов национальной идентичности Культурные процессы, имевшие место при сложении долганского народа, в определенных своих чертах аналогичны современным культурным процессам Сопоставительный анализ этих событий и обобщение знаний об этих процессах могут оказаться полезными для выработки адекватной оценки современных этнических образований Общекультурное значение имеет, на наш взгляд, также опыт человеческих отношений в долганском традиционном обществе (построение семейных отношений, воспитание детей, традиции гостеприимства). Он может оказаться полезным при построении стратегии защиты против современных негативных социальных тенденций и разногласий, начиная от проблем в семье до межгосударственных конфликтов Немаловажное значение в
настоящее время, в условиях урбанизации и экологического кризиса, имеет сложившееся в долганской культуре отношение человека к природе. В связи с пристальным интересом к современным социальным и культурным проблемам народов Севера, культурологические исследования могли бы стать эффективным инструментом в решении актуальных вопросов и в построении стратегии развития и сохранения здоровой социальной среды в традиционных обществах Для этого также необходимо анализировать процессы взаимодействия традиционной и модернизированной культур
Кроме того, изучение истории накопления и развития знаний по традиционной долганской культуре является важным для определения направлений дальнейших исследований по данной теме Это представляется актуальным в современных условиях, когда долганская культура во многом сохраняет еще свои традиционные черты, и полевые материалы по традиционной культуре остаются еще доступными для собирания
Объектом исследования является традиционная культура долган.
Предмет исследования - анализ источников по традиционной культуре долган
Целью настоящей работы является систематизация научных исследований и фактических данных для культурологического анализа традиционной культуры долган Данная цель предполагает решение следующих задач.
1. Собрать воедино и систематизировать имеющиеся материалы и исследования, касающиеся традиционной культуры долган
Определить репрезентативность источников по подсистемам традиционной долганской культуры.
Установить степень достаточности накопленного фактического материала для применения культурологического подхода при изучении долганской культуры
Обозначить информационные лакуны, в результате обобщения имеющихся исследований по долганской традиционной культуре с целью определения возможных путей ее дальнейшего исследования.
Выявить системообразующие доминанты в культуре долган
В работе преимущественно рассматриваются те элементы культуры долган и относящиеся к ним исследования, которые являются наиболее репрезентативными и представляют ее существенные характерные особенности Особое внимание уделяется при этом малодоступным для читателя источникам, относящимся преимущественно к начальному периоду собирания сведений о традиционной долганской культуре
Степень разработанности проблемы. Первые отрывочные упоминания о долганах на Таймыре встречаются в работах А П Степанова (1835); AM Кастрена (1860), АФ Миддендорфа (1869), А.А. Мордвинова (1860), МФ Кривошапкина (1865), П.И Третьякова (1869), НА Кострова (1878), НВ Латкина (1895) В основном это краткие сведения о долганах, в которых еще четко не определены научные критерии этнической и культурной идентификации В последующие годы исследователями разных
областей знания постепенно продолжался сбор материалов по отдельным аспектам традиционной культуры долган
Основной фактический материал по традиционной культуре долган был собран А А Поповым в 30-х годах XX века Теоретическое обоснование этногенеза долган было осуществлено Б О Долгих Этнические и социально-экономические процессы среди долган XX века легли в основу работ Г Н Грачевой, И.С. Гурвича и др Лингвистические исследования были осуществлены Е.И. Убрятовой, В М. Наделяевым, Н Б Бельтгоковой, З П Демьяненко, ТМ Кошверовой В дальнейшем изучение языка долган продолжили НМ Артемьев, А А Петров В разработке учебников, словарей, программ активное участие принимали Е Е Аксенова, А А Барболина, Т.С Ерёмина, В Н. Парфирьев, Н.А. Попов, М.И. Попова, И.П. Сотников, Ж П Спиридонова и др В изучение фольклора долган существенный вклад внесли А А Попов, П Е. Ефремов, Г.Г. Алексеева
Постсоветский период вновь отмечен серьезными достижениями в долгановедении, благодаря работам А И. Саввинова и В И Дьяченко На материале орнаментики, художественных особенностей традиционной одежды, бытовых изделий из металла, дерева и кости А И. Саввинов рассматривает этнокультурные особенности долган и соседних с ними народов и проблемы их взаимовлияния В И Дьяченко исследует вопросы жизнеобеспечения северных охотников-оленеводов
Вместе с тем, назрела необходимость обобщения накопленных к настоящему времени данных с целью их целостного культурологического анализа. Источниковедческий аспект культурологической методологии в исследовании традиционной культуры долган раскрывается в настоящей работе впервые
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Необходимые для осуществления целостного культурологического анализа традиционной долганской культуры источники, содержащиеся в географических, исторических, этнографических, лингвистических и фольклористических исследованиях, неравномерно представляют различные явления долганской культуры (Наибольшее количество материалов накоплено по хозяйственной деятельности и материальной культуре долган, недостаточными являются источники по шаманству и другим традиционным верованиям долган, по музыкальному фольклору, по культуре пищи)
3 Одним из наиболее обеспеченных источниками методов исследования является метод культурной диффузии, так как в работах ученых разных гуманитарных специальностей содержится большое количество материалов, связанных с заимствованием, восприятием долганским этносом элементов соседних культур
4. Специфика традиционной долганской культуры обусловлена своеобразным соединением в ней трех этнических компонентов традиционной культуры эвенков, якутов и русских Соединившись в долганской культуре, данные составные части образовали целостную культуру, являющуюся не просто суммой, сочетанием этих разноэтничных
компонентов, но совершенно новой, своеобразной и уникальной культурой, представляющей собой единую целостную систему, отличающуюся неповторимыми характерными чертами.
5 Основным вектором развития долганской культуры является
оленеводство, специфичные черты которого заключаются в совмещении
древне-тунгусского вьючно-верхового и самодийского санного способов
передвижения, в выпасе оленей с помощью оленегонной собаки, в
правостороннем долганском способе управления упряжкой
Специфичной стороной экономической и хозяйственной деятельности в традиционной культуре долган является эндо-этнический обмен, заменявший собой торговлю Характерные черты данного обмена заключаются в мене неравноценными предметами, в обычае временного обмена (корта) оленями на стойбищах при дальних поездках, в использовании песца как расчетной единицы.
Христианизация долган является одним из факторов этнокультурогенеза долган
Новизна исследования состоит в двух аспектах.
1) Источниковедческий аспект - впервые анализируется полный набор
источников. В настоящей работе впервые осуществлен обзор литературы, в
том числе, давно не переиздававшейся (например, с конца XIX века) и
потому труднодоступной для читателя Кроме того, в данный обзор и в
научный обиход в целом впервые вводятся документы и исследования, ранее
не публиковавшиеся и сохранившиеся лишь в архивах В необходимых
случаях архивные материалы переведены автором с долганского на русский
язык
2) Методологический аспект — многоплановые работы по
традиционной культуре долган впервые анализируются с позиций
культурологического исследования. Характер данного исследования,
связанный с непосредственным изучением традиционной культуры этноса
долган на основе этнографических и этнологических исследований, также
определяется направлением «этнокультурологии», на основе теоретического
и практического опыта при анализе современных этнокультурных процессов
в предметной области североведения на кафедре этнокультурологии при
ИНС РГПУ им А.И Герцена под руководством профессора культурологии
ИЛ Набока
Теоретическая и методологическая основа исследования. Основу методологии представляет культурологическая интерпретация источников по традиционной долганской культуре Культурологический анализ позволяет рассматривать объект исследования в широком междисциплинарном поле, что логично сочетается с комплексным подходом, интегрирующим исследовательский материал различных областей гуманитарного знания
Используемый также в работе исторический метод позволяет рассматривать в развитии историю изучения традиционной культуры долган Одним из условий успешного осуществления такой задачи является учет биографических и профессиональных данных исследователей Эта сторона
вопроса, порой незаслуженно игнорировавшаяся или упускавшаяся во многих публикациях, имеет существенное значение для полного раскрытия содержания источников по долганской культуре. К примеру, каждый исследователь может смотреть на одну и ту же проблему по-разному в зависимости от своего образования, специальности, национальности, вероисповедания, гражданства и даже места жительства и возраста Кроме того, при рассмотрении традиционной культуры долган учитывается культурно-исторический контекст, естественным образом связанный с этногенезом данного народа Все это обусловливает необходимость применения в настоящей работе историко-фактологического и биографического методов исследования. Таким образом, культурологический анализ оказывается в диссертации в средоточии более широкого методологического подхода
Метод выборочного исследования в данной работе определен предметными, территориальными и хронологическими рамками, а также репрезентативностью имеющихся в распоряжении автора источников В работе применяется также метод сравнительного языкознания, так как язык изучаемого народа является родным для автора
Территориальными рамками работы является этническая территория этноса долган и его локальных групп
Хронологическими рамками работы являются конец XIX - начало XX вв. - период, где фактические данные по традиционной культуре долган представлены наиболее полно. Более ранние отрывочные сведения (XVIII-XIX вв) и данные советского периода (30-60-ее гг. XX в) привлекаются в качестве сравнения
Источники исследования
Опубликованные работы по традиционной культуре долган или работы, содержащие материалы по традиционной культуре долган1 исторические, географические, этнографические, лингвистические, фольклористические, экономические, геологические и краеведческие исследования, включая раритетные издания Императорского Русского Географического Общества и его отделов, и другие ранние периодические и отдельные издания XVIII и XIX веков, где встречаются упоминания о долганах
Архивные источники, некоторые неопубликованные материалы Музея Антропологии и Этнографии им Петра Великого РАН (Кунсткамера) МАЭ РАН, архива РАН филиал СПб, материалы фондов Российского этнографического музея (РЭМ). Некоторые из архивных материалов потребовали расшифровки и перевода на русский язык.
3 Дополнительными источниками по традиционной долганской культуре служат мягкие и твердые фонды музеев, находящихся в Санкт-Петербурге, с учетом особого статуса и вклада институтов и ученых этого города в этнографию народов Севера, в том числе долган
Теоретическая значимость, заключается в том, что осуществленный в работе культурологический анализ источников по традиционной долганской
культуре обогащает теоретико-методологический арсенал наук, исследующих культуры
Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что она может способствовать как исследованию отдельных элементов долганской традиционной культуры, так и рассмотрению ее как целостного, самобытного явления. Историографическая и источниковедческая часть работы может быть пособием для чтения лекций в вузах, подготовки школьных курсов и практических работ в местных клубах и домах культуры по традиционной культуре долган
Апробация исследования
Результаты исследования доложены на двух международных научно-практических конференциях («Культура и менталитет населения Сибири», Санкт-Петербург, СПбГУ, 2003; «Реальность этноса Этносоциальные аспекты модернизации образования» Санкт-Петербург, РГПУ, 2003), а также на двух Всероссийских научно-практических конференциях («Проблемы Сибирской ментальности» Санкт-Петербург, СПбГУ, 2004, Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная 75-летию Института народов севера Североведческие исследования) Отдельные разделы работы использовались автором при чтении лекций студентам Института народов Севера РГПУ им. А И. Герцена в 2003 г. Основные положения диссертации нашли отражение в семи опубликованных статьях
Объём и структура
Работа состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка используемой литературы и списка сокращений. Общий объём диссертации составляет 198 страниц Список использованной литературы включает 269 наименований, а также архивные источники