Содержание к диссертации
Введение
РАЗДЕЛ I. Традиционная детская субкультура и ее изучение в контексте современного культурологического знания 13
1.1. Генезис категории «традиционная детская субкультура» 13
1.2. Содержание традиционной детской субкультуры 26
1.3. Основные функции традиционной детской субкультуры 47
РАЗДЕЛ II. Традиционная детская субкультура в контексте современной культуры Кубани 62
2. 1. Традиционная детская субкультура Кубани: социальные и демографические особенности 64
2.2. Научно-исследовательские' и образовательные учреждения Кубани и их роль в решении проблем пространства традиционной культуры детей 91
2.3. Проблемы и перспективы сохранения и развития традиционной детской субкультуры Кубани на современном этапе 108
Заключение 117
Список использованных источников и литературы 121
- Генезис категории «традиционная детская субкультура»
- Традиционная детская субкультура Кубани: социальные и демографические особенности
- Научно-исследовательские' и образовательные учреждения Кубани и их роль в решении проблем пространства традиционной культуры детей
Введение к работе
Актуальность исследования. Политические, экономические, социальные и культурные изменения в Российской Федерации конца XX — начала XXI в. вызвали ряд сложнейших проблем, затронувших многие аспекты жизни общества, в том числе и духовно-культурный.
Одной из основных функций любого общества является воспитание молодого поколения, формирование гармонично развитой личности. От этого, на наш взгляд, во многом зависит и состояние культуры государства. Для дальнейшего его развития актуализируется необходимость передачи новым поколениям накопленного социального и духовного опыта, активное вовлечение человека в социокультурные отношения.
Будущее Кубани - субъекта Южного федерального округа Российской Федерации - связывается с детьми, их культурой, интеллектом, образованием, сохранением культурных традиций в целом и традиционной детской субкультуры в частности.
Исследование проблем детских, молодежных и иных субкультур в Российской Федерации еще недостаточно нашло свое отражение в историческом и культурном пространстве России, многие проблемы традиционных детских субкультур остаются за рамками официальных, общественных и научных интересов.
Предположение о том, что традиционная детская субкультура Кубани является особой сферой культуры российского общества, имеет под собой достаточно серьезные основания и не может быть сведено к констатации того, что она обладает определенным набором культурных характеристик.
К сожалению, российская культура на рубеже веков утратила функции духовно-нравственного самоопределения человека, механизмы культурной преемственности поколений деформировались, а резкие ценностно-нормативные изменения и их неопределенность самым негативным образом сказались на культуре молодого поколения кубанцев.
Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена: необходимостью определения места и роли традиционной детской субкультуры в жизни ребенка и общества; важностью реализации через традиционную детскую субкультуру высоких духовных ценностей традиционной культуры казаков Кубани; потребностью критического осмысления теоретических разработок и практической деятельности в области пространства культуры детей; отсутствием культурологических исследований, вскрывающих современное состояние и перспективы сохранения и развития традиционной детской субкультуры кубанского региона; практической неизученностью данной проблемы.
Состояние теоретической разработанности темы исследования. Несомненно, эта работа потребовала изучения многих материалов: трудов отечественных философов, культурологов, историков и социологов; деятельности Государственного научно-творческого учреждения «Кубанский казачий хор» и его подразделений; Научно-исследовательского центра народной культуры Кубани; опыта педагогов-теоретиков и педагогов-практиков; работ регионоведов; полевых исследований, публицистики и др.
Проблема изучения традиционной детской субкультуры в современной науке до сих пор не получила широкого специализированного исследования. Однако следует заметить, что в той или иной степени она затрагивалась в работах как зарубежных авторов (определенный вклад в изучение проблемы детской субкультуры внесли М. Мид, И. Хейзинга и др. ), так и отечественных ученых советского исторического периода. Одним из первых •і российских ученых был Г. С. Виноградов - известный советский фольклорист, этнограф, литературовед. Он разработал и составил программу по собиранию этнографических и фольклорных материалов. В двадцатые годы прошлого столетия вышли его книги «Народная педагогика. Отрывки и наброски», «Детский фольклор и быт. Программа наблюдений» , в которых он охватил почти все жанры детской устной словесности, все стороны детского быта и культуры. Фундаментальный труд Г. С. Виноградова -«Русский детский фольклор. Игровые прелюдии» - посвящен детской прозе: считалкам, коротким стишкам и т. д.
Известный знаток детской литературы и популяризатор детского фольклора О. И. Капица в 1927 г. в книге «Детский фольклор» показал необходимость и важность изучения такого раздела детской культуры, как школьный фольклор, который является редким видом детского творчества и культуры.
Одним из первых, кто изучал мир ребенка еще в XIX в., был и Е. А. Покровский: главные его труды - «Физическое воспитание детей у разных народов, преимущественно России» и «Детские игры, преимущественно русские»4. В целом, их можно рассматривать как этнопедагогические работы.
Профессор И. С. Кон в монографии «Ребенок и общество»5 проанализировал возрастные категории, особенности социализации девочек и мальчиков, рассмотрел специфику родительских функций в разных культурных обществах.
Психологическим и педагогическим аспектам исследования традиционной детской субкультуры в отечественной науке были посвящены и другие работы И. С. Кона, а также труды Д. Б. Эльконина и др.6
Отдельные теоретические аспекты традиционной субкультуры были освещены в работах российских ученых - А. К. Байбурина, Л. Н. Виноградовой, Н. И. Толстого .
Историческое осмысление проблем традиционной субкультуры кубанского казачества осуществили Н. И. Бондарь, О. В. Матвеев, Н. И. Кирей, Л. Н. Кропачева и др.2
В контексте исследуемой темы нужно отметить важность обобщающих исторических работ таких региональных ученых, как И. И. Алексеенко, Н. И. Бондаря, А. И. Манаенкова, В. И. Лях, В. Е. Науменко, Н. Г. Пугачевой. Все они рассматривали культуру Кубани не только как часть российской культуры, но и как смысловую универсалию, развивающуюся во времени и пространстве3.
Социокультурным исследованиям различных проблем традиционной детской субкультуры восточнославянского населения Кубани были посвящены труды Г. С. Александрова, Н. И. Бондаря, С. А. Жигановой и др .
После некоторого перерыва в настоящее время теоретические и полевые исследования в регионе активизировались. Данная тенденция явно прослеживается в работах сотрудников Научно-исследовательского центра народной культуры Кубани - В. В. Воронина, И. Г. Гавриловой, 10. Н. Бахмет, С. А. Жигановой, А. Н. Мануйлова, О. Н. Фоменко, Г. П. Ушаковой и др. Научные исследования молодых российских ученых Э. А. Куруленко, Г. В. Брындиной, В. А. Шонина, А. А. Батуры и др. показали некоторые общие закономерности истории культуры кубанского региона, дали ряд интересных наблюдений о некоторых особенностях детской культуры в пространстве России на рубеже XX - XXI вв., определили поиск культурных обоснований для разрешения конфликтов между поколениями.
Среди новейших публикаций необходимо отметить уникальный полевой материал, представленный в серии научных публикаций краеведческого характера, И. И. Бойко, С. И. Иванова, Н. К Пархоменко и др., а также в научных статьях традиционных «Кубанских литературно - исторических чтений»3.
В отечественной публицистике последнего десятилетия XX в. и начала нового, XXI в. нашлось место для освещения, к сожалению, только некоторых проблемных аспектов традиционной детской субкультуры. В частности, интересны статьи Ю. И. Кужель «Кукла требует игры», А. И. Абросимовой «Создал человек игрушку...», И. М. Агаевой «Кукла А нгелочек» и «Кузьма и Демьян - покровители семейного очага и ремесел» и некоторые другие .
Пониманию вопросов федеральной и региональной культурной политики в области детства на рубеже XX - XXI вв. помогают законодательные акты Президента и Правительства Российской Федерации, а также нормативные материалы Краснодарского края2.
Отдельные вопросы традиционной детской субкультуры на рубеже XX -XXI вв. освещались молодыми учеными на научно-практических конференциях разного уровня. В частности, на Всероссийской научно-практической конференции аспирантов, докторантов и соискателей «Транснациональные проблемы культуры XXI в.» (Краснодар, 2002 г.), Всероссийской научной конференции с международным участием «культура и интеллигенция России между рубежами веков: Метаморфозы творчества. Интеллектуальные ландшафты (конец XIX - начало XXI в.») (Омск, 2003 г.), Международной научной конференции «Культура и образование в информационном обществе» (Москва - Краснодар, 2003 г.), Всероссийской научной конференции «Народная культура: личность, творчество, досуг. (Этнокультурный и творческий потенциал личности в пространстве досуга)» (Омск, 2003 г.) и др. Важным, пожалуй, знаковым моментом мы считаем такое обращение молодых ученых к отечественной истории культуры . желание не только знать культурные корни, но и дать им научную оценку, является показателем развития молодой научной мысли России.
Таким образом, можно констатировать, что при существующем широком круге публикаций о Кубани исследуемого периода в целом и ее культуре в частности затрагиваются в той или иной мере некоторые проблемы данной работы. Тем не менее комплексного научного исследования по ней не создано. Этими обстоятельствами и обусловлены выбор и основные направления диссертационного исследования.
Объектом исследования является духовная сфера традиционной детской субкультуры Кубани как важнейшая составляющая современной культуры региона.
Предмет исследовательской работы - закономерности развития традиционной детской субкультуры Кубани, сущность и содержание процессов ее сохранения и трансляции.
Цель исследования состоит в изучении традиционной детской, субкультуры Кубани с точки зрения культурологического знания. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- уточнить понятие «традиционная детская субкультура Кубани», ее содержание, структуру и функции;
- охарактеризовать традиционную детскую субкультуру Кубани в исследуемый период;
- проследить трансформацию функциональных аспектов региональной детской субкультуры в конце XX - начале XXI столетий;
- выявить состояние традиционной детской субкультуры Кубани на современном этапе.
Методологическая основа и методы
Методологическую основу настоящей исследовательской работы составляет научное наследие ведущих отечественных культурологов, историков, этнографов; труды современных зарубежных и российских ученых по проблеме эволюции методов и методологических подходов в исследованиях культуры; работы по истории культуры России и Кубани, а также материалы научных конференций и дискуссий.
Для решения поставленных задач были использованы методы теоретического анализа: сравнительно-сопоставительный, ретроспективный, моделирование.
Для полноты рассмотрения проблемы автором привлекались и другие методы научного исследования: исторический, логический, метод
терминологического анализа. В полевой работе активно применялись методы наблюдения, опроса, интервьюирования.
Научная новизна диссертационной работы определяется поставленными задачами и состоит в следующем:
- уточнены понятия «субкультура», «детская субкультура», «традиционная детская субкультура Кубани», «детство» и др.;
- дана характеристика состояния традиционной детской субкультуры Кубани в исследуемый период;
- выявлены региональные функциональные особенности традиционной детской субкультуры на рубеже XX - XXI вв.;
- определено состояние и перспективы развития традиционной детской субкультуры Кубани на современном этапе.
Практическая значимость исследования определяется тем, что теоретические позиции, выводы и рекомендации могут быть использованы при разработке отдельных аспектов региональной культурной политики в области детства; в учебном процессе образовательных учреждений Российской Федерации и на Кубани; в работе учреждений культуры, центров народного творчества и национальных культур.
На защиту выносятся положения:
1. Традиционная детская субкультура Кубани на рубеже XX - XXI вв. изменилась и представляет собой систему ценностных идей и принципов различных социальных групп.
2.Гармонизация федеральных и региональных компонентов культурной политики в области детства на современном этапе есть главное условие оптимизации сохранения и развития традиционной детской субкультуры Кубани.
3.Традиционная детская субкультура рассматриваемого региона нуждается в социальной, психологической и культурной защите от агрессивных тенденций зарубежной культуры.
4.Необходим системный подход в изучении проблем детства и традиционной детской субкультуры Кубани современного исторического периода.
5.Позитивные результаты культурно-образовательной политики в области традиционных культур и традиционной детской субкультуры Южного федерального округа обеспечат принятие положительных решений Правительством Российской Федерации и местными органами власти и управления по социальным, образовательным и культурным вопросам кубанского региона.
Апробация и внедрение результатов диссертационной работы осуществлялись в выступлениях на научно-практических конференциях: Всероссийской научно-практической конференции «Православие и культура» (г. Краснодар, 2000 г.), региональной научно-практической конференции молодых ученых (г. Краснодар, 2000 г.), Межрегиональной научно-практической конференции «Российская культура XXI в. глазами молодых ученых» (г. Краснодар, 2001 г.), Всероссийской научно-практической конференции аспирантов, докторантов и соискателей «Транснациональные проблемы культуры XXI в.» (г. Краснодар, 2002 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Культура. Социум. Творчество» (г. Омск, 2003 г.) и др.; в педагогическом коллективе СОШ № 10 г. Горячий ключ (1999 г.); на заседаниях кафедры теории и истории культуры Краснодарского государственного университета культуры и искусств (г. Краснодар, 2001 - 2003 гг.).
Структура исследования состоит из введения, двух разделов с шестью подразделами, заключения, списка использованных источников и литературы.
Генезис категории «традиционная детская субкультура»
Общепризнанно, что нравственное состояние общества во многом зависит от состояния культуры. Российское государство конца XX в. находилось в очень сложном положении. Не было ни одной сферы жизни общества, которую не охватывали бы кризисные явления. Резкое ухудшение материального положения народа, рост числа безработных, рост преступности, в том числе среди детей и подростков, стремительная коммерциализация привели к тому, что нравственные ориентиры потерялись. Нынешнее поколение детей начала XXI в. живет и формируется в принципиально иных условиях, нежели их старшие братья и сестры, тем более родители.
Определяя место и роль детей в российском обществе конца XX -начала XXI вв. можно говорить о том, что они стали в определенной мере жертвами экономических, политических и социальных реформ двадцатого столетия.
Для развития общества, для существования человеческой цивилизации необходима передача новым поколениям опыта - исторического, социального, культурного.
В данном исследовании, рассматривая содержание категории «традиционная детская субкультура», мы будем опираться на определение, что детская субкультура это - «автономное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся своими обычаями, нормами, комплексами, ценностями и даже институтами»1.
Тем не менее, есть необходимость проследить историю возникновения и использования основополагающей части категории «традиционная детская субкультура», а именно, понятия «субкультура».
Известно, что термин «субкультура» еще в 30-е гг. XX в. в научный оборот ввел американский социолог и антрополог Т. Роззан. В его понимании субкультура — «богема», «высший свет», т. е. специфическая общность людей, развивающаяся по своим законам и имеющая свои культурные ценности .
Другой известный американский ученый М. Брейк - исследователь неформальных молодежных инициатив США, Западной Европы и Канады -понимал субкультуру как «... нормы, отделенные от общепринятой системы ценностей и способствующие поддержанию и развитию коллективного стиля жизни, также отдельного от традиционного стиля, принятого в данном обществе» . Американский социолог Н. Дж. Смелзер, создавая теорию социальных детерминант коллективного поведения, девиаций и социального контроля, пришел к мнению, что субкультурой является любая система норм и ценностей, которая выделяет группу из большого сообществ . Основываясь на концепции французского культуролога К. Крюбелье, можно выделить особенности детской субкультуры: 1. Оппозиция к миру взрослых и желание жить в тайне от них; 2. Наличие особого секретного кода; 3. Принцип территориальной автономии каждой группы и острое внутреннее соперничество и борьба; 4. Половая сегрегация (отделение); 5. Наличие собственного языка (жаргона), а также ритуалов, игр и т. д.
Потребовалось не одно десятилетие, чтобы признать существование детской субкультуры. Американский культуролог Р. Кейт писал: «...при рассмотрении современных обществ, принято выделять детей в отдельную группу, имеющую свою субкультуру - свои обычаи и традиции, которые отражают их проблемы и надежды, их индивидуальность и творческую деятельность, в основе которой лежат унаследованные от прошлого, но приспособленные к их условиям и специфическим интересам традиции»1.
За рубежом по проблемам детской субкультуры наиболее известны труды американского ученого Маргарет Мид. Ей принадлежит огромная роль в изучении детской субкультуры. М. Мид опубликовала свыше двадцати пяти книг, основанных на результатах ее же собственных полевых исследований. В работе «Культура и мир детства» наиболее полно отражен мир ребенка, различные культуры, в которых дети существуют и где получают первый культурный опыт. Интересной и важной работой мы считаем книгу нидерландского историка и культуролога Йохана Хейзинга «HOMO LUDENS. Статьи по истории культуры»3, где он предложил в основе создания культуры рассматривать игру. По его мнению, игра творит культуру. Он писал: «С давних пор я все более определенно шел к убеждению, что человеческая культура возникает и разворачивается в игре, как игра»4. Работы Й. Хейзинги представляют известный интерес с философской, исторической и культурологической точек зрения, поскольку цель ученого - сделать понятие игры частью понятия культуры в целом.
Традиционная детская субкультура Кубани: социальные и демографические особенности
Авторская точка зрения на то, что традиционная детская субкультура Кубани является особой сферой культуры не только региона, но культуры российского общества в целом имеет под собой достаточно серьезные основания и рассматривается нами с позиций науки культурологии.
Содержательная часть категории «субкультура», ведущими отечественными учеными определяется как «суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающейся собственным ценностным строем, обычаями, нормами»1.
Известно, что субкультура любой культурной эпохи, в том числе детская субкультура Кубани XX в., предстает в виде сложного спектра культурных тенденций, стилей, традиций.
Дореволюционных научных исследований и источников по данной проблеме выявлено очень мало, чтобы говорить о научном подходе. Отдельную информацию, большей частью в контексте исторических работ мы находим на страницах трудов кубанских ученых: Н. И. Бондаря, Л. Н. Кропачевой, В. И. Лях, О. В. Матвеева, Н. Г. Пугачевой (Недвига), В. И. Чурсиной и др. Обратимся к анализу отдельных работ этих авторов.
В частности, в контексте традиционной духовной культуры кубанского казачества Н. И. Бондарь обращается к народным праздникам и обрядам, в которых принимали участие и дети: Святочные обряды, Рождество, Колядки, Крещение, Масленица, Пасха, Троица, Иван Купала. Это дало основание ученому говорить о наличии отдельных черт традиционной детской субкультуры на Кубани1.
В своих трудах профессор В. И. Лях 2, раскрывая истоки культуры кубанского казачества, говорит об этапах и закономерностях ее формирования и развития, показывает специфические особенности и черты традиционной народной культуры. На фоне широкой исторической и культурной панорамы Кубани автором были показаны отдельные аспекты воспитания детей в больших казачьих семьях, рассмотрены вопросы просвещения, библиотечного дела и школьного образования, проанализировано влияние Русской Православной Церкви на развитие и сохранение высокой духовности в среде кубанских казаков и их детей.
Другой кубанский исследователь - О. В. Матвеев - в книге для чтения по истории и культуре казачества для среднего и старшего школьного возраста «Слово о кубанском казачестве» , к сожалению, буквально в нескольких предложениях общего плана обратился к вопросам детства.
В работе С. В. Шептуна «Из истории православной церкви на Кубани»4 прослеживаются первые этапы истории становления христианства на Кубани, роль и значение в этом процессе казачества. Однако традиционной православной культуры детей Кубани автор не затрагивает.
В монографии Н. Г. Пугачевой (Недвига) «Кубанское казачество: религия, образ жизни, культура» (По документам конца XVIII - начала XX вв.)5 говорится о влиянии Православия на сознание, образ жизни казаков, их культуру и традиции, народное образование и просвещение. Специальной задачи рассмотрения социокультурных проблем пространства детства автором не ставилось.
В аспекте историко-культурологического анализа фольклора славян Кубани XIX - XX вв. В. И. Чурсиной было представлено исследование, носящее, скорее этнографическое направление. В работе автор подробно описывает малые фольклорные жанры, народную прозу и др. Однако какое влияние все это оказывало на традиционную детскую культуру не показано.
Таким образом, мы можем констатировать, что в этих и др. работах подтверждается уникальность культуры Кубани, кубанских казаков, всегда отличавшихся соборностью, коллективизмом, взаимопомощью, щедростью души. Тем не менее, крупных научно - исследовательских работ, специально посвященных проблемам традиционной детской субкультуры Кубани, нами не обнаружено.
С давних времен наши предки - кубанские казаки - отдавали предпочтение именно духовным устремлениям, а не материальным. Конкуренция и приобретательство, которые сегодня проповедуются многими средствами массовой информации, показывают свою разрушительность и бесперспективность. Сегодня - а это одна из главных культурных задач общества - необходимо помочь детям понять истинные духовные ценности: добро, любовь, благородство, ответственность. Ведь детство это не процесс подготовки к взрослой жизни, это - сама жизнь, со своими законами, принципами, языком, культурой. Непосредственное восприятие детей, нас окружающих, вводит в духовную жизнь ребенка, но не настолько, чтобы разобраться в особенностях детства без помощи науки. Нам почти всегда кажется, что мы хорошо понимаем детскую душу, что от нас не закрыто ни одно движение в ней... Но часто мы горько обманываемся. Помочь нам может психология, этнология, культурология. «Детство есть особая фаза не только в психофизическом, но и социальном созревании человека, - и этой фазе можно противопоставить только зрелость» .
Общеизвестно условное подразделение понятия «детство» на три периода: детство, отрочество и юность. Каждый из них, в свою очередь делится на под периоды, учитывая при этом развитие активности или эмоциональную жизнь. В рамках современной отечественной возрастной психологии и педагогики это: 1. Дошкольники (младшие - до 3-х лет, средние - до 5 лет, старшие - до 7 лет); 2. Младшие школьники (7-11 лет), средние школьники/подростки (И - 14 лет), страшеклассники - ранняя юность (15 — 16 лет) и поздняя юность 17 - 18 лет). Тем не менее, есть необходимость еще раз проследить как в современном отечественном научном знании (гуманитарном, правовом) понимаются и трактуются такие категории как: «ребенок», «дети», «молодежь», «детское объединение» и др., которые, собственно, и являются основным компонентом нашего предметного рассмотрения.
Научно-исследовательские' и образовательные учреждения Кубани и их роль в решении проблем пространства традиционной культуры детей
Этнография, фольклористика, история, культура кубанского казачества - богатейший источниковый материал для любого исследователя: философа, историка, социолога, культуролога, регионоведа. Накопленная научная информация о Кубани дает возможность существования большому числу не только обобщающих, но и узкоспециальных областей знания.
В историческом и культурном пространствах Кубани с конца XVIII в. до начала XXI в. более чем за две сотни лет сложилась определенная хронологическая последовательность его научного рассмотрения: дореволюционный, советский и современный периоды.
Главный побудительный мотив исследователей Кубани - кубанское казачество, его история и культура. Первые обращения к изучению Кубани были этнографическими и относятся к концу 90-х гг. XVIII в. Позже, весь XIX в. велись полевые исследования статистического характера, военного, экономического и некоторых др. Вместе с тем изучение обычаев и верований, быта и нравов народов Черномории не прекращалось. Большую роль в изучении Кубани и Кавказа в целом сыграл Кавказский отдел Императорского Русского географического общества, где впервые начинает звучать имя выдающегося кубанского исследователя Е. Д. Фелицына. Ученый оставил нам богатейший материал по вопросам материальной и духовной культуры края. Войсковой естественно-исторический и этнографический музей, открытый в 1877 г. при активном участии Е. Д. Фелицына, и сегодня носящий его имя - Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е. Д. Фелицына, продолжает вносить значительный вклад в историю краеведения и фольклорно-этнографических исследований Кубани. Большое значение для сохранения культуры края имела собирательская деятельность казачьего полковника И. Д. Попки, который в 1864 г. организовал на Кубани первый станичный музей.
В 1896 г. в г. Екатеринодаре было создано Общество любителей изучения Кубанской области (ОЛИКО). Его активными участниками были Л. Я. Апостолов, Б. М. Городецкий, Г. М. Концевич, Ф. А. Щербина и др. Их исследования и труды по изучению Кубанской области говорят о серьезном научном подходе.
Исследовательские материалы А. Д. Бигдая, М. А. Дикарева, Д. В. Шахова и др. дали толчок к общему подъему краеведческого движения на Кубани рубежа XIX - XX вв.
Советский исторический период изучения культуры Кубани связан с именами таких региональных ученых как И. И. Алексеенко, С. И. Еременко, Н. И. Бондарь, И. Я. Куценко, Т. В. Кулик, Л. И. Лаврова, В. И. Лях, А. И. Манаенкова, С. С. Минц, В. Н. Ратушняка, Б. А. Требратова и др.1 Следует отметить, что собственно казачья культура Кубани получила широкое научное обращение лишь с 90-х гг. XX в., когда на государственном уровне были сняты запреты по вопросам и проблемам российского казачества вообще, и кубанского в частности.
В современный исторический период изучения культуры Кубани необходимо отметить несколько значительных региональных научных и образовательных центров, которые успешно, несмотря на широту научных интересов, занимаются своей исследовательской областью, удачно дополняя друг друга. Это: Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е. Д. Фелицына (Генеральный директор - В. В. Бондарь); кафедра дореволюционной и советской истории Кубанского государственного университета (заведующий кафедрой - профессор В. Н. Ратушняк); факультет традиционной культуры Краснодарского государственного университета культуры и искусств (профессора В. Е. Баглай, О. И. Юндин и др.); Государственное научно-творческое учреждение «Кубанский казачий хор» (научный и художественный руководитель - профессор В. Г. Захарченко); Краснодарский научно-исследовательский центр народной культуры (директор - профессор Н. И. Бондарь); Центр народных ремесел Кубани (научный руководитель - доцент Е. Г. Вакуленко).
Несомненно, все исследования, названных научных и образовательных учреждений Краснодарского края, носят уникальный характер, разносторонни и дают объективную научную оценку истории и культуре Кубани. Перечисление только общих исследовательских направлений -происхождение казачьей культуры, традиционная культура и современность, народные обряды и игры Кубани, традиционная культура и дети, казачество в эмиграции, методологические проблемы изучения истории и культуры Кубани, краеведческая деятельность, сохранение и преумножение культурного наследия казаков и др. - дает широкое представление о больших научных перспективах и открытиях в будущем, которые не могут быть возможны без широкой законодательной базы и активной поддержки как федеральной, так и региональной культурной политики. В контексте нашего исследования - проблемы традиционной детской субкультуры - в Российской Федерации на рубеже XX - XXI вв. все больше внимания привлекали не только отечественных исследователей, общественности, но и региональных властей, Правительства и государства в целом1.
Так, в частности, одним из первых региональных правовых актов, определивших гарантии и механизмы финансирования мероприятий в области государственной молодежной политики и детских общественных объединений в период пост советского пространства было Положение «О государственном финансировании мероприятий молодежной политики и финансовой поддержке деятельности молодежных и детских общественных объединений» Законодательного собрания Краснодарского края от 25.06.1996 г. за № 339 - II. Данный документ определил ежегодно с 1997 по 2002 гг. разрабатывать мероприятия по реализации государственный и региональной молодежной культурной политики на территории Краснодарского края в виде краевой комплексной программы «Молодежь Кубани» с учетом реальных интересов молодого поколения края и в соответствии с приоритетами государственной культурной политики. Источниками финансирования являлись: краевой бюджет, внебюджетные фонды Краснодарского края, дотации из федерального бюджета на проведение и реализацию межрегиональных культурных программ и проектов и др.