Введение к работе
Актуальность темы исследования. Термин «интеллектуальная элита» можно часто встретить в современной научной литературе. Данное словосочетание также вошло в обыденное сознание и в обиход средств массовой информации. Однако далеко не всегда этот термин используется с должной степенью рефлексии, как правило, служа простым синонимом к понятиям «высокообразованные», «высококультурные», «интеллигенция» или «эрудиты» и употребляясь в различных контекстах, вне теоретически определенных смысловых рамок. Между тем, ясно, что без введения любого понятия в хотя бы наиболее общие теоретические рамки, диалог вокруг него будет беспредметен, да и вообще затруднен. Теоретический аспект проблемы связан с тем, что в системе исследовательского дискурса сущности и существования элиты, доминируют социологические аспекты анализа, а объектом изучения выступают преимущественно политические и зкономігческие элиты. Менее всего изучена интеллектуальная элита, которая является той референтной группой, на чьи ценности, считающиеся образцовыми, ориентируется общество. Более того, интеллектуальная элита имеет диффузный характер, «растворена» в обществе и непосредственно связана с ним системой религиозно-нравственных норм и культурно-исторических традиций. Поэтому, назрела необходимость в целостном осмыслении феномена интеллектуальной элиты в системе культуры.
Культурология как область междисциплинарных исследований является сегодня интегральной наукой. Культурологический аспект исследования интеллектуальной элиты позволяет интегрировать различные теоретические подходы к ее изучению в сопредельных социально-гуманитарных науках. Актуальность культурологического синтеза исследовательского дискурса по интеллектуальной элите определяется необходимостью формирования более целостного знания и осмысления этого социокультурного феномена.
Степень разработанности проблемы исследования. На протяжении тысячелетий в истории мировой общественной мысли существуют концепции, в которых утверждается идея о том, что необходимой частью любой социальной иерархии выступает высший интеллектуальный слой, определяющий культурно-историческую динамику социума. Идейно-теоретические основы элитизма закладывались в трудах Конфуция, Платона и Аристотеля, Цицерона и Полибия, Н. Макиавелли, Т. Карлейля и Ф. Ницше.
Пальма первенства в формулировании современных теорий элиты принадлежит Гаэтано Моске и Вильфредо Парето. К представителям первого поколения элитологов, творчество которых приходится на конец XIX -первую треть XX века, относятся также Ж. Сорель, М. Вебер, X. Ортега-и-Гассет, А. Тойнби, Т. Веблен, 3. Фрейд. Именно они сделали элиту предметом своего исследования, попытались дать ей дефиницию, раскрыть ее структуру и законы функционирования, определить роль элит в системе культуры. В современной западной философии особенно активно разрабатывают данную проблематику Д. Белл, Л. Филд, Д. Хигли, Т. Р. Дай, X. Зайглер, Р. Даль.
В первые десятилетия XX века и в России развивались концепции, представленные именами Н. А. Бердяева, Н. О. Лосского, П. А. Сорокина, И. А. Ильина, Г. П. Федотова, в которых особый акцент делался на морально-нравственные характеристики элиты.
В настоящее время проблемы элитизма интенсивно изучаются и разрабатываются. По этим вопросам в научной литературе за последние десять лет опубликовано более 500 работ. Серьезные научные исследования в данной области проводятся многими российскими учеными, наиболее известные из которых: Г. К. Ашин, О. В. Гаман-Голутвина, Е. В. Охотский, А. В. Понеделков, О. В. Крыштановская, С. А. Кугель, В. П. Пугачев, О. И. Шкаратан. Значительный вклад в развитие культурологического аспекта
исследования феномена элиты внесли О. Н. Гладкова, Э. Л. Орлова, С. Н. Иконникова.
В трудах ученых разных стран в той или иной степени раскрывались вопросы, касающиеся сущностных характеристик интеллектуальной элиты и ее влияния на культурно-историческое развитие. В диссертации использовались работы М. Фуко, Дж. Гэлбрейта, Э. Тоффлера, М. Янга, Я. Шепаньского, Р. Коллинза, М.Нарты, Л. Н. Гумилева, А. С. Панарина, А. И. Неклессы, Ж. Т. Тощенко, В. Ж. Келле, Л. Д. Гудкова, Н. С. Розова, П. А. Ореховского, С. С. Комиссаренко, В. И. Разумова, Л. М. Марцевой, В. П. Плосконосовой, Н. К. Позднякова, Ю. П. Дусь, А.В. Кошелевой, М. Д. Купарашвили, О. Ф. Русаковой, В. Г. Рыженко, И. С. Ладенко.
Изучением исторического опыта деятельности досуговых объединений и клубов занимаются многие специалисты культурно-досуговой сферы. Опорными материалами в данной области являются труды В.В. Туєва, С.С. Комиссаренко, В.А. Разумного, ІО.А. Стрельцова, В.Е. Триодина, Д.М. Генкина, Г.Г. Волощенко. Современное состояние клубов отечественной интеллектуальной элиты и интелигенции рассматривается в работах Л.В. Секретовой.
Несмотря на то, что во многих научных публикациях и практических разработках уделено некоторое внимание интеллектуальной элите, целостное видение этого феномена в системе культуры находится пока только в стадии формирования. Массив литературы, отражающий данную проблематику, недостаточно обширен и носит междисциплинарный характер.
Отсутствие отдельных культурологических работ по данной теме, с одной стороны, подтверждает актуальность настоящего исследования, а с другой стороны, обусловливает постановку проблемы, цели и задач исследования.
Проблема исследования - необходимость целостного знания и
осмысления феномена интеллектуальной элиты в системе культуры, может
быть выражена в следующих вопросах:
1. По каким критериям выделять интеллектуальную элиту? Как
выявлять псевдоэлиту? Насколько правомерно применение термина «элита»
к различным стратам общества?
2. Каково влияние представителей интеллектуальной элиты на процесс
формирования элитарной культуры?
3. Насколько велико воздействие интеллектуальной элиты на
историческое развитие и общественное бытие остальных слоев общества?
4. Каков на самом деле духовный и нравственный портрет «человека
интеллектуальной элиты»? Что отличает его от «человека массы» и есть ли
между ними вообще какие-либо существенные различия?
Объект исследования - интеллектуальная элита.
Предмет исследования - место и роль интеллектуальной элиты в культурно-историческом развитии общества.
Цель исследования. Выявить сущность интеллектуальной элиты, проанализировать выражающее ее понятие с учетом культурологической специфики, исследовать место и роль элиты интеллектуалов в жизни современного общества. Поставленная цель конкретизируется в следующих задачах:
Рассмотреть различные теории интеллектуальной элиты в аспекте выявления в них общего культурологического базиса и конкретизировать его.
Изучить структурно-функциональный, нормативно-ценностный, социально-классовый и социокультурный подходы к определению понятия «элита». Выделить основные критерии принадлежности к интеллектуальной элите.
Дать сравнительный анализ понятий «интеллигенция», «интеллектуалы», «элита» для ограничения интеллектуальной элиты от близких к ней культурных слоев.
Обосновать статус интеллектуальной элиты в обществе как
производителя, распространителя и аккумулятора культурных ценностей.
Определить место и роль интеллектуальной элиты в современном обществе.
Показать роль и значение досуговых объединений отечественной интеллектуальной элиты и интеллигенции в развитии культуры современного российского общества.
Исследовать содержание и формы работы клубов интеллектуальной элиты и интеллигенции города Омска XXI века.
Методологической основой исследования является: диалектика, ее принципы и система категорий, раскрывающие предмет познания в непрерывном развитии. В диссертации применялись общенаучные методы исследования: анализа и синтеза, системный, деятельностный, логический, структурно-функциональный. Центральное место в работе занимает аксиологический подход и концепция «идеального типа» М. Вебера. В процессе решения поставленных в диссертации задач, автор применяет специфические методы изучения элиты: позиционный, репутационный, статусный метод «принятия решений», практической эффективности, которые помогли систематизировать и упорядочить материал.
Положения, выносимые на защиту:
1. В процессе анализа интеллектуальной элиты в исследовательском дискурсе различных исторических этапов до настоящего времени выявлен их общий культурологический базис, который выражен в следующих позициях: интеллектуальная элита является главным культурным достоинством нации и наиболее ценной группой общества, которая ответственна за формирование ответа на вызов своей эпохи; ' интеллектуальная элита характеризуется высоким качеством умственных способностей, актуальной креативностью, устойчивыми нравственными принципами. Именно представители интеллектуальной элиты становятся субъектами «аристократии духа» и персонифицируют мировую историю культуры. Интеллектуальная элита в культурологическом смысле - понятие нравственное, так как сама культура представляет собой табуированную систему нравственных и моральных норм. Интеллектуальная деятельность
1 Тойнби, А. Постижение истории / А. Тойнби. - М.: Прогресс, І991,
является разновекторной и поэтому интеллектуальные элиты представлены во всех социальных сословиях и стратах. Отсюда следует, что по критерию нравственности интеллектуальная элита - вне сословный культурный феномен, выражающий квинтэссенцию культурно-нравственного состояния общества.
2. Установлено, что главная проблема интеллектуальной элиты в том,
что ее трудно идентифицировать. Это связано с разделением труда и,
следовательно, разобщенностью элит по различным сферам деятельности,
что затрудняет определение критериев и оценок качества интеллектуальной
элиты. Принцип полиосновности выделения элит продуцирует выявление
множества профессиональных и локальных элит. Показано, что на уровне
общества, нации принято выделять следующие элиты: политическая,
художественная, деловая (бизнес-элита), и интеллектуальная.
Профессиональная интеллектуальная элита представляет собой социально
разнородный состав. Однако интеллектуальная активность элиты
способствует интенсивным личным и межпрофессиональным
коммуникациям, что создает узнаваемую интеллектуальную среду общества.
Функции интеллектуальной элиты - это производство и распространение
знаний и идей, воспроизводство интеллектуального потенциала общества,
интерпретация и экспертиза исторических и культурных событий.
Раскрыта специфическая социокультурная роль интеллектуальной элиты. В сущности, она отдалена от власти и не располагает никакими реальными ресурсами ее осуществления. В отличие от бизнес-элиты она лишена денег, не имеет силовых структур как правящая политическая элита и бюрократия. Ее влияние основывается на информации и аналитике, идеях и оценках, которые она продуцирует и транслирует в общество. Интеллектуальный продукт востребован и властью, и бизнесом, а также общественным сознанием и социокультурной практикой общества.
Обоснованно что, репродуктивность элиты объективно обусловлена социальными факторами и социальными технологиями.
Последние представляют собой своеобразные социальные «лифты», каналы рекрутирования элиты, такие как образование (и получение ученых степеней), военная служба, участие в выборных органах и служба в исполнительной власти, наличие экономических условий для творческой деятельности. Социальное перемешивание, восходящая мобильность - это лишь некоторые функции социального лифта, формирующего массовость интеллектуальных профессий в условиях информационного общества. Очевидно, что повышение качества интеллектуальной элиты, введение в нее лучших граждан, самых одаренных, наделенных общественным темпераментом - дело более сложное, требующее особых технологий нравственного характера. Если эта функция выполняется плохо, значит, элита и общество рано или поздно начнут деградировать.
5. Проведен авторский анализ деятельности интеллектуальных сообществ. Действительно, в современной России, и в том числе в Омске, действуют многообразные досуговые объединения интеллектуальной элиты и творческой интеллигенции. Целенаправленный поиск выявил около трех десятков таких объединений в городе Омске. Среди них музыкальные, литературные, художественные и научные клубы. Большинство клубов интеллектуальной элиты и творческой интеллигенции базируется в библиотеках, музеях, вузах и других учреждениях культуры и образования. Роль таких сообществ достаточно значима. Во-первых, сама интеллектуальная элита является транслятором высших культурных норм и ценностей, что в свою очередь способствует росту культурного уровня всего общества, его прогрессу. Во-вторых, именно в интеллектуальной среде естественным и гуманным путем, без внешних воздействий происходит отбор интеллектуальной элиты из массива профессионалов, псевдоинтеллектуализма и людей так или иначе связанных с интеллектуальной деятельностью.
Научная новизна исследования и его результаты состоят в
следующем:
I. На материале отечественных и западных публикаций дан культурологический анализ феномена интеллектуальной элиты, позволивший вывести следующее определение: интеллектуальная элита общества представляет собой высший интеллектуальный слой, который определяет общественную динамику и является той референтной группой, на чьи духовно-нравственные ценности, считающиеся образцовыми, ориентируется общество. Это или носители традиций, скрепляющих, стабилизирующих общество, или, в иных социальных ситуациях (обычно кризисных) -наиболее активные, пассионарные элементы населения, являющиеся инновационными группами.
2. Проведен сравнительный анализ понятий «интеллигенция»,
«интеллектуалы» и «интеллектуальная элита». Выявлены эмоциональные и
рациональные различия между ними.
3. Выявлены основные критерии принадлежности к интеллектуальной
элите: участие индивида в создании «магистральных» путей культурно-
исторического развития общества, оформлении новых этико-поведенческих
моделей, научных взглядов, философских систем; существование
интеллектуальной элиты на протяжении мировой истории обусловило
формирование интеллектуальной традиции, преемственность в сфере
воспитания и образования, важным фактором включения человека в
интеллектуальную элиту является причастность его к высшему образованию
по меркам той или иной эпохи, вне которого интеллектуальное развитие
личности было невозможно; интеллектуальная жизнь индивида и общества
включает не только традиции (формы накопления и передачи знаний), но и
интенсивное творчество, продуцирующее новые идеи, которые нередко на
века опережают запросы и возможности общества, история мировой мысли и
культуры показывает долголетие таких идей и их обсуждение в
интеллектуальных сообществах различных эпох; представители
интеллектуальной элиты, как правило, обладают развитыми качествами
самоорганизации, энтузиазма, бескорыстия, инициативы, которые можно
объединить в признак с условным обозначением «духовная экзальтированность и экспрессивность», но главное — элиты являются носителями определенных нравственных принципов в духе идей гуманизма, которые они не готовы менять на социальные статусы.
4. Опираясь на практику деятельности клуба «Музыкальные субботы» проведено исследование роли и значения досуговьгх объединений интеллектуальной элиты и творческой интеллигенции в развитии культуры общества. Результаты проведенного методом опроса исследования доказали, что в данном досуговом сообществе реализуются функции, присущие объединениям творческой интеллигенции, а именно: воспроизводства и трансляции культурных ценностей, воспитательная и просветительская, креативная, ценностно-ориентацнонная. Можно констатировать, что клуб «Музыкальные субботы», действующий на базе Центральной городской библиотеки относится к досуговым обьедішениям творческой интеллигенции города Омска XXI века и играет важную роль в жизни его членов, а также в развитии культуры крупного сибирского города.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в диссертационной работе результаты могут быть использованы для дальнейших исследований интеллектуальной элиты в рамках культурологии, философии и других гуманитарных и социальных дисциплин. Материалы исследования могут быть всецело использованы в специальном курсе «Элитология, на семинарах по философии и культурологии.
Апробация работы. Основные идеи диссертационного исследования
были изложены на Всероссийской научно-практической конференции
«Молодежь и ценности современного российского общества» (28-29 апреля'
2005 года, г. Омск), Всероссийской научно-практической конференции с
международным участием «Молодежь России: проблемы образования,
воспитания, занятости» (22-13 апреля 2006 года, г. Омск). Главные
положения диссертации и полученные результаты обсуждались на заседании
кафедры философии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского и на семинарах аспирантов данной кафедры. По теме работы имеются опубликованные статьи, две из которых помещены в научном журнале ВАК «Омский научный вестник».
Структура диссертации. Структура настоящего исследования определяется целью работы, последовательностью решения поставленных в ней задач и состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, библиографического списка из 227 наименований и шести приложений. Общий объем работы -174 страницы.