Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Технологии мультимедиа в их воздействии на культуру современности 19
1.1. Мультимедийные технологии в формирующемся информационном обществе 19
1.2. Комплексный подход к анализу развития мультимедиа 46
1.3. Мультимедийные коммуникативные системы в процессах глобализации культуры 60
Глава 2. Ценностные аспекты функционирования мультимедийных систем 77
2.1. Влияние мультимедийных технологий на ценностные смыслы межкультурных коммуникаций 77
2.2. Аудиовизуальная образность мультимедиа в функционировании художественной культуры современности 98
2.3. Необходимые условия для развития мультимедийной культуры 124
Глава 3. Тенденции и перспективы развития мультимедийной культуры средствами медиадизайна 149
3.1. Условия и факторы, влияющие на культуру использования мультимедийных средств и технологий 149
3.2. Медиадизайн как важнейшее средство развития мультимедийной культуры 172
3.3. Принципы, критерии и программа определения качества мультимедийных продуктов, их культурной действенности 216
Заключение 250
Литература
- Комплексный подход к анализу развития мультимедиа
- Мультимедийные коммуникативные системы в процессах глобализации культуры
- Аудиовизуальная образность мультимедиа в функционировании художественной культуры современности
- Медиадизайн как важнейшее средство развития мультимедийной культуры
Введение к работе
Актуальность исследования. Мультимедийные средства и технологии, позволяющие одновременно использовать различные формы представления информации и ее обработки, оказывают существенное воздействие как на культуру современности в целом, так и на специфику массовых коммуникаций, в частности. Не будет преувеличением утверждать, что мультимедийные средства и технологии определяют характер массовых коммуникаций и создают их ценностные смыслы. Мультимедиа предоставляют широкий спектр возможностей для сохранения и трансляции культуры в ярких образных формах, формируют благоприятные условия для осуществления диалога культур, интенсивно используются в различных сферах деятельности современного общества.
Однако, как можно заметить даже па эмпирическом уровне, реализация этих возможностей не всегда достаточно эффективна. В условиях современного информационного общества, охваченного процессами глобализации и мировым экономическим кризисом, значительный информационный потенциал мультимедийных коммуникативных средств активно используется в целях манипулирования общественным сознанием и обслуживания массовой потребительской культуры.
Специфика современной культуры заключается в смещении ценностных ориентиров, при котором деятельность человека, задачи, цели и смыслы жизни зачастую определяются погоней за мнимыми ценностями, навязываемыми сознанию людей через средства массовой информации. Манипулирование информацией ведет к тому, что объективность восприятия реалий повседневности теряется, что наиболее отчетливо проявляются во время различных кризисов -экономических, политических, нравственных. Совершенствование мультимедийных систем может стать одним из факторов оптимизации информационной культуры и жизни общества в целом.
Особенность феномена современных мультимедийных коммуникативных систем состоит в том, что, с одной стороны, они сближают различные культуры, способствуют взаимопониманию людей, а, с другой стороны, делают существующие в обществе противоречия видимыми, демонстрируя негативные явления современной цивилизации и, зачастую, обостряя их. Мультимедийные системы все более расширяют сферу своего влияния, и происходит это благодаря разнообразию аудиовизуальных средств. Они самым непосредственным образом воздействуют на человека, во многом меняя формы поведения и сам стиль жизни людей. Феномен мультимедийных систем таков, что, оказывая влияние на сознание, они формируют новое мироощущение, миропонимание и мировоззрение. В индустриально развитых странах общественное сознание определяется, главным образом, тем содержанием и смыслами, которые транслирует инновационная мультимедийная коммуникационная культура. В этой связи становится актуальным реформирование мультимедийных систем не только применительно к текущему моменту, но и с прицелом на будущее, с учетом современного процесса глобализации и тех кризисных явлений, которые типичны для современного общества.
Общей тенденцией конца XX и начала XXI века является широкое распространение и развитие информационно-коммуникационных технологий. Хранение, воспроизведение и передача огромных массивов информации в электронной форме становятся повседневной деятельностью огромного числа специалистов и неспециалистов - пользователей этой электронной информации. Феномен мультимедийной системы таков, что современные возможности передачи любой информации с огромной скоростью и на любое расстояние почти не ограничены. Мультимедийные системы охватывают все большее количество взаимосвязанных систем, стирают границы между ними. Оптимизации мультимедийных систем призван способствовать медиадизайн, роль которого в сфере межкультурных коммуникаций сегодня выходит на ведущее место среди других видов дизайнерской продукции. Современное состояние медиаиндустрии и сам процесс создания интерактивных мультимедийных проектов требуют появления новых специалистов в области аудиовизуальной культуры, которые могут гармонизировать информационную среду и мультимедийную культуру и способны в своем творчестве объединить преимущества и особенности мультимедиа. Актуальной становится разработка новых методологических подходов к оптимизации медиадизайнерских проектов, способствующих развитию мультимедийной культуры, и формирование новых критериев её оценки.
В настоящем исследовании оценивается нынешнее состояние формирующегося информационного общества и мультимедийной культуры как его составляющей, выявляются критерии оценки мультимедийного продукта и предлагается программа его оптимизации. Разработка данной программы призвана способствовать взаимодействию различных общественных систем, представляющих разные культуры не на основе «языка силы», а в режиме информационного диалога паритетных субъектов, что является базовым условием формирования и развития гражданского общества.
Степень разработанности проблемы. Описанию проблем и специфики информационного общества посвящены работы таких исследователей как Р. Абдаев, Д. Белл, У. Дайзард, М. Кастельс, X. Ленк, Г. Маклюэн, М. Меігу, Т. Стоуньер, О. Тоффлер, К. Ясперс и др. В их трудах основное внимание уделяется анализу процесса становления современного общества, особо подчеркивается полиморфизм взглядов, концепций и парадигм, лежащих в основе формирования современной культуры. Различные аспекты специфики пространства культуры освещены в работах С. Иконниковой, М. Кагана, А. Кармина, Л. Масолова, С. Махлиной, М. Можейко, К. Пигрова, Н. Суворова. Специфика процессов глобализации рассматривалась в работах многих отечественных и зарубежных исследователей (И. Кефели, В. Прозерский, Н. Тишунина, Р. Робертсон).
Социально-философские аспекты проблем коммуникации изучали философы, культурологи, социологи и антропологи: К. Ясперс (экзистенциальная теория коммуникации), Ю. Хабермас (теория коммуникативного действия), Н. Луман (коммуникативная теория общества).
В работах О. Астафьевой «Синергетический подход к исследованию социокультурных процессов: возможности и пределы», М. Кастельса «Информационная эпоха: Экономика, общество и культуры», А. Костиной «Массовая культура как феномен постиндустриального общества», Н. Кирилловой «Ме-
диакультура: от модерна к постмодерігу», Л. Петрова «Коммуникации в культуре. Процессы и явления», К. Разлогова «Искусство экрана. Проблемы выразительности» дан анализ основных понятий, терминов, характеризующих особенности современных тенденций в развитии информационного общества. Вне этих дефиниций невозможно рассмотреть ни специфику организации мультимедийной культуры, ни, тем более, определить пути ее оптимизации.
Философы, социологи, культурологи, психологи в своих работах высказывают общее мнение о том, что роль информационной составляющей в современном обществе значительно возрастает (О. Астафьева, В. Афанасьев, Н. Винер, М. Кастельс, В. Коган, П. Козловски, И. Масуды, К. Шеннон и др.). Именно информация, транслируемая средствами телекоммуникаций и мультимедиа, во многом определяет стиль жизни современных людей, ценности, которыми они начинают руководствоваться при выборе модели повседневного поведения (Э. Багиров, И. Беляев, Р. Борецкий, В. Егоров, В. Михалкович и др.). Многие исследователи (в числе их следует особо отметить Н. Тишунину и Э. Тоффлера), отмечают неготовность современного человека к восприятию столь обширного количества информации и подчеркивают факт разрозненности и фрагментарность ее" передачи. При этом изучение индивидуальных специфик и отдельных ситуаций не позволяет увидеть типичность явления, выявить его общие закономерности, что, безусловно, не способствует системному рассмотрению взаимосвязей различных системообразующих факторов — политики, экономики, идеологии и науки.
В последнее время появляется ряд исследований, посвященных проблеме разработки методов и принципов внедрения медиаобразования в российских школах и вузах (О. Баранов, А. Новикова, К. Разлогов, А. Спичкин, Ю. Усов,
A. Федоров). В этих работах особое внимание обращается на необходимость раз
вития критического мышления у современной молодежи, умения грамотно ана
лизировать и структурировать огромный массив информации, ставший доступ
ным благодаря распространению мультимедийных средств и технологий, а так
же рассматриваются специфика мультимедийных технологий и возможности ее
использования в процессе обучения различным специальностям.
Достаточно детально разработана тема воздействия мультимедийных средств и технологий на носителей массового сознания, а через них — и на все общество в целом. Этой темы касались такие отечественные исследователи, как А. Каптерев,
B. Марысаев, А. Соколов, и такие зарубежные исследователи, как Д. Брайант,
М. Мену, Л. Скибб, С. Томпсон, С. Хейфмейстер, А. Чеснат. Данный аспект рас
смотрения проблемы важен для выяснения закономерностей организации муль
тимедийной культуры тем, что в оптимальном варианте именно элитарное созна
ние должно определять направление ее развития, как и культуры в целом, выдви
гая идеи, выстраивая идеалы, формулируя ценности и концепции, которыми мог
ли бы руководствоваться представители массового сознания. Однако по вопросу о
соотношении влияния массового и элитарного сознания на организацию мульти
медийной системы, как и на культуру общества в целом, нет единого мнения. В
работах Ж. Бодрийяра «В тени молчаливого большинства или конец социального»
и «Общество потребления», П. Ершова «Потребности человека»,
А. Здравомыслова «Потребности. Интересы. Ценности» особо подчеркивается
роль таких факторов, как потребление и гедонизм в формировании содержания массового сознания постиндустриального общества. Они в значительной степени определяют современный феномен мультимедийной культуры, о котором подробно пишут В. Аршинов, Л. Землянова, Н. Кириллова, М. Кузнецов и др.
Исследователи В. Большаков, О. Кривцун, К. Пигров обращают особое внимание на выяснение связей между потребностями, интересами, ценностями и уясняют их значение в формировании культуры современного общества. При этом подчеркивается, что этика и эстетика совместно определяют уровень развития культуры различных обществ, которые значительно различаются при рассмотрении их специфичности. К. Клакхон в своем знаменитом труде «Зеркало для человека» особенно подробно освещает концептуальную разницу в представлении людей разных культур об одних и тех же феноменах. Он подчеркивает, что следует уважительно относиться к специфике традиций разных культур и учитывать эту разницу при организации современного межкультурного диалога, особенности которого ярко, зримо проявляются в экранной мультимедийной культуре. Так же в рамках социальной и культурной антропологии подробно рассматрив&тись различные аспекты формирования межкультурного диалога и коммуникации (А. Крёбер, Э. Кассирер, К. Леви-Стросс, Э. Лич, Б. Малиновский, Э. Орлова).
Значительное внимание исследователи уделяют осмыслению философских, социальных и психологических аспектов феномена виртуальной реальности (И. Акчурин, Ю. Байер, Л. Землянова, Д. Иванов, Н. Носов, Т. Носова, Е. Ковалевская, И. Корсунцев и др.). В исследованиях Д. Брайанта и С. Томпсона «Основы воздействия СМИ», А. Дриккера «Эволюция культуры: информационный отбор», М. Кирмайера «Мультимедиа», А. Соколова «Природа экранного творчества», О. Шлыковой «Культура мультимедиа» изучены проблемы взаимосвязи информационной среды, мультимедийной культуры и культуры общества. В этих работах подчеркивается социальная и культурная роль мультимедиа, а также роль качества и количества информации, формирующей современную систему ценностей, на которой базируется организация современных обществ с различной культурой, объединенных эпохой постмодерна с его характерными чертами. В ряде работ подчеркивается, что в постиндустриальном обществе установка на прогресс и инновацию уже заложена в самой логике развития мультимедийных технологий.
Вместе с тем необходимо отметить, что отсутствуют работы, выявляющие роль медиадизайна в формировании сознания массового потребителя мультимедийной продукции. В современных исследованиях не раскрыто значение медиа-дизайна, не определен смысл и влияние дизайна как целостной сложной, открытой и гибкой системы на такие системы как общество и культура. Исследование различных аспектов медиадизайна необходимо еще и потому, что создание цельных, гармоничных по функции, структуре (конструкции), форме и содержанию медиадизайнерских образов может помочь в оптимизации мультимедийной коммуникационной культуры. Подчеркнем при этом, что дизайном именно мультимедийного продукта массового потребления, каким является кино, телевизионные программы, а также информация самого различного предназначения, размещенная в сети Интернет, и в различных СМИ, занимаются сегодня, в основном, непрофессионалы. Разработчиками мультимедийной продукции чаще
всего являются представители технических специальностей (программисты, специалисты по видсомонтажу и т.д.), а зачастую — лица, вообще не имеющие представления о дизайне, в то время как профессиональный дизайнер, как справедливо отмечает И. А. Розенсон, должен объединять в себе как системное, синергети-ческое мышление ученого, так и новизну мышления изобретателя и творческое, интегративное, образное мышление художника. О значении подготовки такого рода специалистов пишут Н. И. Дворко, Т. В. Ляшенко, А. А. Мещанинов, И. А. Розенсон, Л. Н. Пахомова, О. В. Шлыкова.
Оптимизация медиадизайнерской составляющей мультимедийной продукции необходима, поскольку от этого зависит не только ее усвоение, но и сам уровень развития мультимедийной культуры, определяющий уровень культуры потребителя мультимедийной продукции. Влияние мультимедийных технологий распространяется не только на массовое, но и на элитарное сознание, и на всю культуру, рассматриваемую в данном случае в качестве целостной системы. Развитие мультимедийной культуры путем оптимизации медиадизаинерских решений может быть осуществлено лишь на основе знания закономерностей организации и функционирования таких систем, как искусство, культура и общество.
Необходимость развития мультимедийной культуры до сих пор не осмыслена достаточно полно, впрочем, как и возможности её прогресса. Недостаточно изучены существующие и развивающиеся мультимедийные системы в аспекте их культурного или антикультурного воздействия на человека и общество. Имеющиеся исследования не носят системного характера, не соединяют различные аспекты и ракурсы видения проблемы в единое интегрированное целое.
Объект исследования - современные мультимедийные коммуникативные системы.
Предмет исследования — мультимедийная культура в информационном обществе.
Цель исследования — выявить необходимость, условия, тенденции, пути и способы развития мультимедийной культуры.
В соответствии с поставленной целью определяются задачи исследования:
проанализировать особенности состояния и развития современных мультимедийных коммуникативных средств и технологий;
обосновать и применить методологию комплексного культурологического анализа к исследованию мультимедийных систем;
рассмотреть представления о месте и значении мультимедиа в процессах глобализации культуры;
выявить особенности влияния мультимедийности на ценностные смыслы культурных коммуникаций;
определить значение аудиовизуальной образности современных мультимедийных средств и технологий в функционировании художественной культуры современности;
обосновать необходимость использования набора разнообразных приемов для реализации культурного потенциала мультимедийной системы;
выявить условия и факторы, влияющие на культуру использования мультимедийных средств и технологий;
раскрыть возможности медиадизайна в развитии мультимедийной культуры;
- разработать принципы оценки состояния и качества мультимедийных продуктов, их культурной действенности.
Методологические основы и методы исследования. В основу исследования были положены разработанные в науке системный и синергетический подходы. Системный подход, главным преимуществом которого является его цельность, которая не позволяет ограничиваться суммой знаний об отдельных характеристиках предмета, но представляет синтез параметров, характеристик, принципов и концепций, позволяющих дать качественную характеристику предмету и объекту исследования, какими бы сложными они не являлись (И. Блауберг, С. Иконникова, М. Каган, Э. Юдин).
Вторым методом, положенным в основу изучения формирования и развития мультимедийной культуры, явилась синергетика как наука о диссипатив-ных системах, свободно обменивающихся веществом, энергией и информацией с окружающей средой и другими системами (В. Василькова, Е. Князева, С. Курдюмов, И. Пригожий, Г. Хакен).
Е. Князева и С. Курдюмов, раскрывая истоки синергетического подхода к анализу феномена сложных процессов, замечают, что они соотносятся с идеями Платона и Аристотеля, с монадологией Лейбница, с идеями Фридриха Ницше о креативной роли хаоса, с идеями Поля Валери о хаотической упорядоченности мира, с представлениями Карла Густава Юнга об архетипах коллективного бессознательного и Мартина Хайдеггера о природе времени и истины. Благодаря усилиям этих исследователей и ученых удалось обнаружить общие закономерности в деятельности саморегулирующихся сложных систем - общества, культуры, искусства.
В данной работе также использовался системно-культурологический подход (В. Бранский, Н. Винер, М. Каган, С. Пожарский, В. Степин.). Применяя системно-культурологический метод, следует заметить, что он включает в себя синергетический подход к анализу динамики трансформации и развития сложных, нелинейно развивающихся систем, к которым может быть отнесена и изучаемая мультимедийная культура.
При рассмотрении социокультурных аспектов исследуемой проблемы применялся информационно-семиотический подход, у истоков которого стояли представители Тартуско-Московской семиотической школы (Ю. Лотман и др.), а на Западе - Э. Кассирер, А. Моль, Г. Гадамер. В современной отечественной культурологии он развивался А. С. Карминым и С. Т. Махлиной. Информационно-семиотический метод использовался при рассмотрении информационных систем общества, где особое внимание было уделено изучению акцентов, которые ставятся в этих системах с помощью мультимедийных средств.
Таким образом, в настоящем исследовании при изучении организации мультимедийной культуры в условиях постоянно изменяющихся реалий информационного общества используются системный, синергетический, системио-культурологический (включающий в себя аксиологический) и информационно-семиотический подходы как взаимодополняющие друг друга. На этой основе выработан оригинальный комплексный подход, позволивший выделить новые принципы и закономерности в организации сложных открытых и гибких систем.
Научная новизна работы состоит в том, что:
обоснован и применен новый комплексный культурологический подход к исследованию мультимедийной системы, использующий преимущества системно-синергетической, информационно-семиотической и аксиологической методологии;
уточнено понимание мультимедийной культуры как системы аудиовизуальных средств и технологий, осуществляющих обмен особой знаковой информацией, образная форма и ценностное содержание которой удовлетворяет критериям развитого эстетического вкуса и гуманистической направленности;
изучена роль мультимедиа в процессах глобализации, заключающаяся в установлении диалога между разными культурами, достижение которого возможно за счет разработки собственного мультимедийного «языка» и выработки «знаковой» системы, основанной на тех преимуществах, которые заложены в используемых мультимедиа средствах и технологиях и способны наладить межсистемный диалог;
определены особенности влияния мультимедийное на характер и ценностные смыслы массовых коммуникаций: уплотнение информационных потоков, обогащение ценностного содержания информации и ее аудиовизуальной образности, и, в то же время, - дробление информации, ее фрагментарность, поверхностность, содержательная «разреженность».
выявлены принципы организации функционирования мультимедийных систем в современных культурных коммуникациях (принцип субординации, иерархического соподчинения, координационный, горизонтальный и вертикальный принцип управления, а также функциональный принцип);
исследованы особенности формирования нового типа мышления и восприятия информации, основанного на интерактивном принципе взаимодействия с продуктами мультимедиа, в связи с чем выявлена необходимость подготовки специалистов новой формации (медиадизайнеров, режиссеров-постановщиков, специалистов по контенту), способных создавать мультимедийные продукты, где использовались бы преимущества мультимедиа и удовлетворялись бы художественные, эстетические и нравственные критерии;
раскрыты возможности медиадизайна, определяющего формы и выявляющего ценностные смыслы образов виртуального мира, воздействующих на массовое сознание, на содержание и направленность культурных коммуникаций и оказывающих влияние на диалог культур;
разработан алгоритм поиска оптимальных медиадизайнерских решений, принципы и критерии оценки состояния и качества мультимедийных продуктов, их культурной действенности.
На защиту выносятся следующие положения:
Мультимедийная система, являясь сверхмощных средством коммуникации, за счет широты охвата, наглядности, аудиовизуальной образности, интерактивности передаваемой информации оказывает колоссальное влияние как на отдельную личность, так и на все общество в целом. Мультимедийная система не просто воздействует на систему культуры, а становится ее подсистемой, определяющей формы и содержание культурных коммуникаций.
Развитие мультимедийной культуры представляет собой одну из важнейших проблем формирующегося информационного общества. Мультимедийные
средства и технологии являются достижениями цивилизации, которые мощно и неоднозначно воздействуют на человеческую культуру и её коммуішкации. Как всякое цивилизационное достижение, мультимедийность может реализоваться как собственно культурный феномен. Однако, использование мультимедийных технологий в условиях глобализации, коммерциализации, в контексте воздействия разнообразных экономических, политических и идеологических факторов во многом противодействует становлению культуры мультимедиа.
Складывающаяся мультимедийная культура рассмотрена как сложная, открытая, гибкая, нелинейно формирующаяся и развивающаяся диссипативная система. Становление и организация этой системы определяется саморегуляцией и саморазвитием под влиянием внутренних системообразующих факторов, а ее развитие происходит под влиянием внешних системообразующих факторов во взаимодействии с другими системами — экономикой, политикой, идеологией, наукой, техникой.
Внутренний процесс становления и самоорганизации мультимедийной культуры характеризуется благодаря выделению внутренних системообразующих факторов (структуры / конструкции/, функций, формы и содержания), которые определяют специфические и типические характеристики, свойства и состояние мультимедийной системы в культурном пространстве и времени постиндустриального общества и обусловливают особенности строения этой системы, ее конкретные функции, задачи, цели и смыслы.
Значение мультимедийной культуры в процессах глобализации и ее влияние на эти процессы зависят от ценностной направленности мультимедийных систем. Мультимедийные средства и технологии обеспечивают широкое распространение образной информации, содействующей совершенствованию культурных коммуникаций. Но они же используются и для эффективного манипулирования общественным мнением, настроениями и ценностными предназначениями идей посредством целенаправленных «информационных атак», организуемых в интересах различных социальных групп и слоев.
Качество и ценностная направленность современных мультимедийных систем недостаточно способствуют развитию культуры. Их воздействие на большие и глобальные системы социума ориентировано в соответствии с потребительской составляющей массовой культуры — стремлением в первую очередь получить максимальную прибыль от потребления массового мультимедийного продукта.
Культурный потенциал мультимедиа сможет реализоваться по мере того, как культурный смысл начнет становиться определяющим системообразующим фактором, когда в системе коммуникации культура и нравственность станут определять смысл создания мультимедийного продукта и направлять пользователя мультимедийной продукции в сторону повышения уровня культуры.
8. В развитии мультимедийной культуры важнейшая роль принадлежит
медиадизайну, посредством которого возможно оптимизировать мультимедий
ные системы в образном, содержательном и ценностном отношениях. Одной из
основных задач медиадизайна является разработка собственного языка мульти
медийной культуры — знаковой системы, гармонично соединяющей техниче
ское, творческое и ценностно ориентирующее начала.
9. Жесткое разграничение на гуманитарные и технические специальности,
практикующееся в российском образовании, является устаревшим и не отвечает
современным реалиям. Необходима подготовка специалистов междисципли
нарного профиля, которые должны обладать знаниями как о современных воз
можностях программных средств, о принципах их функционирования, об огра
ничениях накладываемых технологиями, так и о психологии восприятия потре
бителя, принципах интерактивного взаимодействия, режиссуры, особенностей
разработки сценария и структуры мультимедийного продукта.
10. Критериями оценки мультимедийного продукта как феномена совре
менной культуры являются содержание, структура и навигация, сценарий,
мультимедийный язык общения, интерфейс, функциональность, форма, звуко
вое сопровождение, интерактивность, эргономичность (юзабилити), общее впе
чатление. Оценка состояния мультимедийной культуры в настоящий момент, а
также направлений ее развития производится посредством определения и ана
лиза ее структурной, функциональной организации. Содержательный синтез
информации о закономерностях системной организации мультимедийной сис
темы позволяет наметить пути оптимизации мультимедийной культуры средст
вами медиадизайна за счет преодоления противоречий и парадоксов, свойст
венных этим системам, и с учетом реалий современности, в которых происхо
дит их становление, развитие и трансформация.
Научная и практическая значимость диссертации состоит в раскрытии путей становления, развития и организации мультимедийной культуры как сложной, открытой и гибкой системы и в изучении закономерностей, свойственных этим процессам, а также в уяснении алгоритма смены одной доминирующей системы на качественно иную систему, более адаптированную к новым историческим условиям. Исследование проведено с использованием дефиниций, категорий, концепций и парадигм, характеризующих информационное общество, а также терминов и понятий, применяемых в системном, синергети-ческом и системно-культурологическом подходах, позволяющих охарактеризовать особенности феномена мультимедийной коммуникативной культуры.
В прикладном значении диссертационное исследование может служить следующим целям:
применению в учебном процессе при обучении культурологов в рамках курсов и спецкурсов по теории культуры;
определению прогрессивных направлений использования современных средств и технологий мультимедиа;
разработке адаптированных программ для обучения студентов по специальности: информатик-дизайнер, режиссер мультимедиа-программ и других специалистов в сфере проектирования информационной среды.
Апробация исследования. Основные положения и выводы диссертации были представлены в выступлениях на заседании семинара кафедры теории и истории культуры Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств; на IV Международной научной конференции «Время дизайна» (Санкт-Петербург 2003); V Международной научной конференции «Время дизайна» (Санкт-Петербург 2005); VI Международной научной конференции «Время дизайна» (Санкт-Петербург 2007); III Международной научной конфе-
ренции «Прикладная Лингвистика в науке и образовании» (Санкт-Петербург 2006); научно-практической конференции «Мода в контексте культуры» (Санкт-Петербург 2006); научно-практической конференции «Герой в искусстве: поиски идеального образа» (Санкт-Петербург 2008).
Материалы диссертации используются автором при чтении курсов: «Теория и технологии дизайн-проектирования», «Разработка фирменного стиля», «Технологии трехмерного моделирования и анимации». Результаты исследования отражены в двадцати публикациях (общий объем 66,1 п. л.), в том числе в монографиях «Мультимедийная культура и современное общество» (2008), «Развитие мультимедийной культуры в информационном обществе» (2010), а также в восьми статьях, опубликованных в изданиях, рекомендованных ВАК.
Структура диссертации обусловлена логикой исследования темы, она состоит из введения, трех глав (9 параграфов), заключения, списка использованной литературы и приложения, содержащего 17 таблиц.
Комплексный подход к анализу развития мультимедиа
Согласно Э. Тоффлеру1, развитие цивилизации имело три стадии: «первая волна», которую он назвал «сельскохозяйственной цивилизацией», - этот этап был самым длительным по времени, ибо изменения во всех областях человеческой жизни в этот период происходили крайне медленно. В XVIIb -XIX веке произошла промышленная революция и родилась «индустриальная цивилизация» - это «вторая волна», которая изменила образ жизни людей самых разных культур. Но одновременно с ее доминированием на мир начинает оказывать влияние третья - «волна», со своими характерными чертами, несущая новые ценности, новую культуру. Этот тип цивилизации в момент ее возникновения можно назвать информационным, а эпоху в момент ее доминирования -постиндустриальной, поскольку не столько промышленность определяет жизнь и благосостояние людей, а информация, которая стала постепенно определять отношение людей друг к другу. Тоффлер считал, что движущей силой истории является научно-технический прогресс, когда одна «волна» борется с другой. Этого мнения придерживался и Т. Стоуньер, подчеркивая, что «точно так же, как во времена Смита центр тяжести экономики стал смещаться- от сельского хозяйства к промышленности, так и сегодня он смещается от промышленности к информации» 2. Он справедливо отмечал, что в настоящее время «технологически передовые секторы глобального общества переходят на стадию постиндустриальной экономики» и что сегодня в информационной экономике важнейшим фактором является «производство и применение информации с целью сделать все другие формы производства более эффективными и тем самым создать больше материального богатства»3. С подобными выводами о смене одних цивилизаций другими, о смене индустриальной эпохи постиндустриальной и становлении таким образом информационного общества нельзя не согласиться, однако хотелось бы отметить, что образование новых систем, будь то цивилизация, культура, общество, происходит крайне медленно, и смена одной системы другой проходит через ряд последовательных стадий, когда системообразующие факторы, как внешние, так и внутренние, меняют свои качественные характеристики. Нельзя забывать при этом об изменении общественно-экономических отношений в конкретном обществе, регионе, мире в целом. Техника определяет уровень развития-современных обществ, но это не является гарантом оптимального пути развития. В оптимальном варианте культура и нравственность должны определять развитие всех взаимосвязанных систем, а техника являться лишь одним из системообразующих факторов такого развития.
К. Ясперс при анализе причин, приведших к появлению современной «техницистской» цивилизации, отмечает, что «...произошел скачок, охвативший всю техническую сторону человеческой жизни в целом» 4" Постепенно у людей складывалось «техницистское, технократическое мировоззрение, для которого создавались научные предпосылки, в XIX веке была осуществлена их реализация»5. Действительно, человек стал управлять машинами, производящими материальные ценности, в последние годы -обмениваться аудио- и видеоинформацией на расстоянии с колоссальными скоростями. Синтез разных наук вывел на новый уровень культуру организации труда. Именно современная техника позволила говорить о становлении нового информационного общества. Но при этом, как совершенно верно отмечает А.
Печчеи, «наделив нас невиданной доселе силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы раньше и не помышляли, НТР6 не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы». Далее он совершенно справедливо призывает людей к ответственности, поскольку именно от нас зависит, «сможем ли мы преодолеть это критическое несоответствие, так, как впервые в истории от этого зависит судьба не отдельных стран и регионов, а всего человечества в целом. Именно наш выбор предопределит, по какому пути пойдет дальнейшее развитие человечества, сможет ли. оно избежать самоуничтожения и создать условия для удовлетворения своих потребностей и желаний» 7.
В; середине XX века в. связи с возможностью компьютеризации о становлении информационного общества- много писал в своих трудах отечественный ученый Аксель Берг .Проблемы, информационного общества рассматривались и в: философском; аспекте. К. Боулдинг говорит о постцивилизационном, Р. Дарендорф - посткапиталистическом, Г. Кан -постэкономическом, Дж. Лихтхайм - постбуржуазном, Р. Сейденберг -постисторическом, А. Этциони - постмодернистском. У. Дайзард, как бы подытоживая эти определения, перечисляет названия; объединенные приставкой? «пост», отмечая при этом, что приставка «пост» не отражает того факта, что образуется абсолютно иное общество, построенное на совершенно иных принципах, а значит, необходимо абсолютно новое название. В настоящем исследовании, в зависимости от того, в каком аспекте, ракурсе и на каком уровне рассматривается проблема становления информационного общества, употребляются различные термины. Если рассматриваются новые технологии в сфере производства и производственные отношения, то чаще всего используется термин «постиндустриальная; эпоха», если говорится о стиле в искусстве и стиле взаимоотношении людей, своеобразии времени - то говорится о постмодерне, а если же главным становится анализ мультимедийной системы и ее влияния на общество, то говорится об информационном обществе, уточняются пути его становления, развития и трансформации от прошлого к будущему. Многоаспектность, многоракурсность и многоуровневость рассмотрения дает более достоверное представление о рассматриваемых системах.
Большинство исследователей связывают становление информационного общества с 70-ми годами прошлого века. Множество сходств между идеями постиндустриализма и информационного общества найдено в исследованиях Д. Белла и представлено в изданной им в 1981 г. книге «Социальные рамки информационного общества»9. Д. Белл одним из первых описал основные характеристики становления информационного постиндустриального общества. Он рассматривал становление нового общества сквозь призму изменений, происходящих в настоящем. Благодаря,этому он акцентирует внимание именно на тех признаках и характеристиках, которые будут отличать «послереволюционное» общество от нынешнего. Сама же характеристика информационного общества наиболее полно дана Э. Тоффлером. Однако она составлена с помощью опосредованных характеристик, свойственных периоду становления информационного общества.
Мультимедийные коммуникативные системы в процессах глобализации культуры
Современные технологии виртуальной реальности позволяют создавать образы, конгруэнтные самой реальности, что зачастую ведет к ее подмене и позволяет авторам, проектировщикам этих образов управлять мнением, действиями, манерой поведения пользователей и зрителей. Ж. Бодрийар, характеризуя этот феномен, писал, что «именно разительное сходство с реальностью, обусловленное процессом технологического воспроизведения, делает образ наиболее безнравственным»143. При этом максимальная реалистичность достигается не просто за счет визуального сходства с реальным миром, а за счет возможности взаимодействовать в этом пространстве, интерактивно управлять этой виртуальной" средой. Сегодня сами средства и технологии хорошо изучены, стадия чрезмерного восхищения их возможностями позади. Возникает вопрос, как и за счет чего можно сменить направление вектора их развития с потребительского, развлекательного на направленность в сторону культуры и образования. Именно разработка новых методов и способов создания истинных произведений мультимедийной культуры является одной из важнейших задач, стоящих перед современными творческими людьми, работающими в этой и смежных отраслях, поскольку важнейшим в направленности мультимедийной системы является «открытие новых социокультурных ниш, освоение которых классической культурой, невозможно как по технологическим причинам, так и из-за традиционалистских форм мышления».1
По мнению Н. Кирилловой, благодаря мультимедийной среде сегодня образуется новый тип мышления, в котором «органично соединение логического и образного, интеграция понятийного и наглядного, формирование интеллектуальной образности и чувственного моделирования»1 . На наш взгляд, это слишком оптимистичное описание нового типа мышления. Такие характеристики возможны- только в том1 случае, если само внутреннее содержание мультимедийных продуктов будет гармоничным по функциям, структуре и содержанию. К сожалению, до достижения- такой гармонии в мультимедийной среде еще очень далеко. Но тем1 не менее сегодня меняется социально-культурная ситуация в мире, образуется глобальная медиасреда. Экранные искусства сыграли очень важную роль в демократизации культуры, а также привели к новым видам искусств, родились новые знаковые системы.
Стремление творческих людей к свободе, к самовыражению постоянно подталкивает их к освоению современных инструментов, технологий к созданию и покорению новых неизведанных пространств. Истинному художнику всегда свойственно стремление к новому, ему не хватает пространства холста, движения, динамики, его не устраивает отсутствие, ограничение объема, пространства, ему хочется большего погружения, активного вовлечения зрителя в свое произведение искусства. Художники всегда искали новые способы самовыражения, технологические и «промышленные» эксперименты художников XX века есть лишь продолжение бесконечного поиска и освоения нового. Современные художники, как и все их предшественники, пытаются понять окружающую действительность, выразить ее суть за счет эмоциональных образов и ищут для этого наиболее подходящие средства и технологии. П. Валери по этому поводу замечает, что «удивительный рост наших технических возможностей, приобретенные ими гибкость и точность позволяют утверждать, что в скором будущем в древней индустрии прекрасного произойдут глубочайшие изменения», при этом он указывает на то, что «нужно быть готовым к тому, что столь значительные новшества преобразят всю технику искусств, оказывая тем самым влияние на сам процесс творчества и, возможно, даже изменят чудесным образом само понятие искусства».146
Именно технологии очень часто являются толчком для создания новых способов самовыражения, при этом существующая тенденция к технологизации искусства оценивается разными исследователями неоднозначно. Так, Г. Маркузе писал о том, что техника, «ограничивает всю культуру», поскольку «проектирует историческую тотальность — мир»147. Противоположного мнения придерживается известный художник Дэвид Хокней, который справедливо замечает, что «новые технологии вызвали революцию, которая не должна нас пугать. Она должна быть очеловечена художниками» . Любые новые средства и технологии на стадии рождения вызывают множество споров и опасений. Тем не менее, вовлеченность в эту новую виртуальную среду, «киберпространство» огромного количества людей, их глубина погружения, взаимодействия, а также тенденция к конкуренции виртуального пространства с реальным, делает эти вопросы чрезвычайно актуальными и требующими скорейшего разрешения.
«Информационная эпоха началась не с компьютерализациии Интернета, а с «массовой» культуры, основу которой в послевоенный период XX века образовали экранные СМК: кино, ТВ, реклама, чуть позже видео»149 отметил М. Кастельс. После появления первой переносной видеокамеры (Portapak) в 60-е годы началось активное использование ее возможностей и новых способов самовыражения. Художники пытались освоить новое экранное пространство, особенностью которого является создание образа и системы образов, существующих вне определенного места, вовлечение самого художника и зрителя, за счет интерактивности, в действие, в игру, а также продолжительность, не одномоментность произведения искусства. «Медийное искусство» обладает иными принципами создания и восприятия, требует от художника новых знаний и подходов к созданию произведения. Н. Суворов пишет: «постмодернизм дал культуре новое измерение, раздвинул ее горизонты, в то же время поставил, ученых и художников перед сложными задачами: обретения многомерного, нелинейного мышления в масштабах культурно-исторических эпох, овладения... различными способами ставить и формулировать проблему и, следовательно, по-разному решать ее».150
Необходимы как креативные идеи, так и знание программных технических средств, умение работать со временем и пространством, комбинировать визуальный и аудио ряд, режиссировать как само произведение искусств, так и способ его восприятия, принципы интерактивного взаимодействия, предполагать и задумывать самые различные сценарии его восприятия. Именно коммуникативная функция в данном виде искусства играет важнейшую роль. И.Н. Дубина отмечает, что «впервые значимость коммуникационных технологий для творчества отметили художники нового искусства начала века, основоположники футуризма, дадаизма и других направлений. Осуществляя художественные эксперименты с только возникавшими технологиями, они очень- активно осваивали их коммуникативный потенциал и переносили в них решения из уже имеющихся областей творчества»151. Характерно, что автор произведения не пытается авторитарно навязать собственное мнение, он лишь с помощью созданных им образов общается со зрителем, вовлекает его в творческую дискуссию. При этом современная коммуникация автора, художника и потребителя, зрителя. «становится сегодня благодаря технике гораздо интенсивнее, шире, многостороннее, чем сто лет назад.
Аудиовизуальная образность мультимедиа в функционировании художественной культуры современности
Современного человека, как впрочем, и всю современную цивилизацию, сложно представить вне контекста мультимедийных систем различных стран, которые с каждым годом приобретают все более всеобъемлющий характер, распространяют влияние на все сферы человеческой деятельности, в том числе сферу культуры и образования, принципиально меняя как процесс коммуникации, передачи, трансляции информации, так и сам процесс ее восприятия, что существенно изменяет мировоззрение, миропонимание самого человека.
Различные современные мультимедийные системы. имеют свои специфические характеристики, зависящие от того, к какой системе культуры они относятся — к инновационной или к традиционной; к какой общественно-экономической системе они принадлежат — к социалистической, капиталистической; какие режимы осуществляют управление обществом, культурой и средствами массовой информации -тоталитарный или либерально-демократический, и т.д. Кроме того, современные мультимедийные системы обладают и общими чертами, характеристиками, свойствами, хотя в глобальную систему они еще не сложились, ибо нет пока ни общих органов регуляции и управления этими разрозненными системами, нет и общих внутренних системообразующих факторов, определяющих саморегуляцию такой глобальной мультимедийной системы. Если говорить о глобальной сети Интернет, то она в настоящее время представляет не целостную систему, в которой все её элементы, блоки регуляции и управления действуют взаимосвязано, как единое целое, а представляет лишь средство и технологию мультимедиа, в основном направленную на снабжение пользователя информацией и установления коммуникации между ними.
Все современные мультимедийные системы имеют ряд общих, существенных недостатков, из которых особо следует подчеркнуть следующие: фрагментарность, обрывочность как передачи информации, так и принципов ее восприятия (чаще всего пользователь одновременно просматривает сразу несколько web-сайтов, постоянно переключает телевизионные программы и т.д.); поверхностный характер обсуждаемых проблем, наряду с отсутствием серьезной экспертной оценки поднимаемых вопросов. Большинство аналитических программ построено в жанре ток-шоу - «Честный понедельник», «Свобода мысли», «Гордон Кихот» и т.д. - которые сам процесс обсуждения превращают в хаотичное, обрывочное высказывание различных мнений. Главным критерием верности высказывания, доказательной базой, как правило, является возможность перекричать оппонента. Конечно, существуют и положительные примеры, такие как, ток-шоу «Культурная революция», «Тем временем», но их - меньшинство,, к тому же агрессия,, сенсационность, стремление ю эпатажу программ, привлекают значительно больше внимание массового, зрителя, нежели неспешная, аналитическая программа, Александра Архангельского; ангажированная пропаганда мнимых ценностей общества потребления (постоянная реклама во всех ЄМИ, а также скрытая реклама в кинематографе и т.д.); огромное количество развлекательных и малый процент познавательных программ. В качестве наглядного примера можно привести анализ содержания программы телепередач выходного дня ОРТ207, самого популярного среди российских федеральных каналов. Развлекательные телепрограммы (сериалы и фильмы -«Детективы», «Убийство свидетеля»..., игровые, развлекательные программы, ток-шоу - «Жестокие игры», «Кто хочет стать миллионером?», «Прожекторперисхилтон»..., спортивные телетрансляции, мультфильмы - «Дисней клуб: «Чип и Дейл спешат на помощь», «Черный плащ»«... музыкальные поп-концерты - «Аль Бано и звезды российской эстрады в концерте «Феличита»«...) занимают 74 % эфирного времени, познавательные телепрограммы (передачи в стиле документального кино - «Музыка жизни», «Татьяна Навка. Лед и пламя», «Жизнь», «Моя родословная»...) 23 %, новости («Новости», «Время») 2,5%, религиозно 707 просветительские программы («Слово пастыря») 0,5%. (см. прил, таблица 12) При этом, все познавательные телепрограммы (кроме документального фильма «Жизнь») посвящены жизни известных популярных личностей Эльдара Рязанова, Татьяны Навка, Петра Толстого. Как констатировал Р. Борецкий, «телевидение окончательно утвердилось как главный источник информации, средство развлечения (и отвлечения), способ организации досуга массовой аудитории». Именно поэтому цели и направления развития телевизионного вещания необходимо изменять, оно должно «не только информировать и развлекать, оно должно стать «народообразующей силой», и одна из важнейших ее задач - «защищать духовное пространство» . Если сравнивать популярность запросов, по различных категориям в Интернете - развлечения, бизнес, спорт, искусство и культура, то общая-картина-еще более удручающая, чем на телевидении. В первой десятке самых популярных запросов, согласно статистике поисковой- системы Google, нет запросов связанных с культурой, искусством, образованием (см. прил. таблица ІЗ)210. На первом месте абсолютный лидер - «игры», а затем социальные сети («одноклассники», «в контакте»), погода и т.д. Если же мы сравним популярность поисковых запросов по ключевым словам, то ни одно слово из сферы культуры не сможет сравниться с абсолютными лидерами «порно», «игры» (см. прил. таблица» 14)211. Кроме того, если анализировать динамику популярности, по данным системы Google, то категория «Искусство и культура» начиная с 2004 года неизменно теряет свои и без того невысокие позиции (см. прил. таблица 15)212, тогда как категория «Развлечения» становится все более популярной (см. прил. таблица 1б)213; малое количество телеканалов, направленных на повышение культурного уровня населения, по сравнению с огромным количеством каналов, популяризирующих масс- и поп-культуру; огромный разрыв по уровню культурного содержания передач, предназначенных для элитарного сознания и массового сознания; малое количество передач, направленных на воспитание подрастающего поколения (на самом популярном канале ОРТ есть только одна передача для подростков «Умники и умницы». Существуют специальные каналы для,детей и подростков «Теленяня», «Бибигон», но они не являются федеральными каналами и большинство населения. России не имеет к ним доступа); отсутствие четкой градации аудитории по возрасту с определением целевой аудитории с её особенностями- восприятия и усвоения той или иной информации; коммерциализация СМИ, когда погоня за рейтингами заменяет смысл организации мультимедийной культуры, заключающийся в повышении уровня культуры людей.
Современные мультимедийные системы оказывают существенное воздействие на характер и- содержание ценностного ряда массовых пользователей. Изменения в ценностном сознании людей проявляются повсеместно. — в самых различных стилях жизни, формах организации поведения. Наиболее выпукло, зримо они отражаются в средствах массовой информации, телевидении, Интернете, т.е. в области самой мультимедийной культуры как системы, наиболее подвижной в своей структурной, функциональной и смысловой организованности, а потому наиболее живо реагирующей на любые изменения в обществе.
Медиадизайн как важнейшее средство развития мультимедийной культуры
Современные мультимедийные средства и технологии позволяют значительно облегчить работу медиадизайнера, при этом, как замечает В.Железняков, «замечательно то, что при самом бурном развитии техники... основные законы создания и восприятия реалистического изобразительного искусства остаются неизменными. Это те законы, которые опираются на особенности психологического восприятия изображения и которые были сформулированы в психологии более ста лет назад». С этим мнением можно согласиться лишь частично, поскольку основным свойством мультимедийности является интерактивность, которая довольно серьезно видоизменяет процесс восприятия любого произведения искусств, а в»особенности мультимедийного. Если в области проектирования предметно-пространственного окружения достигнут определенный прогресс, то, к сожалению, в сфере медиадизайна законы композиции подменяются, вытесняются современными технологиями, что приводит к ужасающим последствиям. Объясняется это несколькими причинами: во первых, данная область еще молода, во вторых, в. настоящее время в России дипломированных специалистов именно по этой специальности единицы, в третьих, еще нет четкой системы воспитания и образования компетентных и ответственных специалистов, в области медиадизайна. Отсутствие широкого и, вместе с тем, углубленного образования именно в области медиадизайна, отсутствие знаний, правил и закономерностей, формирующих медиапродукцию, наиболее опасно ввиду возможностей мультимедийной системы влиять на сознание огромной, все расширяющейся в мире аудио- и видеоаудитории. Все это диктует необходимость развития, новой специальности — медиадизайнер, который в своей профессии мог бы виртуозно совмещать творческую и техническую составляющие. О процессе сближения техники и творчества подробно писали Ч. Сноу и Е. Фейнберг, который выдвинул тезис о сближении двух культур - основывающейся на математической логике и на гуманитарной интуиции, о сближении науки и искусства, в котором «признана и принципиальная многофункциональность искусства, и первостепенное значение для него отражения мира как творческого «преображения действительности»«. А ведь именно деятельность дизайнера, как отмечал Н. Воронов, «направлена на достижение разносторонней комплексной целесообразности предметов, изделий и процессов за счет наиболее полной разработки различных функциональных качеств и особенностей этих предметов»и процессов. Для дизайна характерна, так сказать, «многофункциональная, целесообразность». Таким образом, мы отмечаем, что роль медиадизайнера как режиссера-постановщика, определяющего структуру - форму, функции и содержание образов, проецируемых на экран, должна быть, доминирующей, регулирующей и направляющей. Именно в XXI веке, по мнению А. Мещанинова, медиадизайнеру необходимо перевести «информационно-технические достижения в ранг явления информационной культуры, вводя коммуникацию в режим эмоционально воспринимаемых сообщений и организованных кодов художественного языка» .
Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что ответственность медиадизайнера чрезвычайно велика, поскольку мультимедийные средства и технологии оказывают влияние на все группы людей, входящих в общество и являющихся потребителями мультимедийной информации. При этом феномен мультимедийности проявляется как в контексте массовой, так и элитарной культуры, но, к сожалению, вектор реального развития мультимедийной системы направлен в сторону удовлетворения потребностей массового зрителя. Реальная, существующая ныне, мультимедийная система в целом не пытается повысить интеллектуальный, нравственный уровень массового зрителя, пользователя, тем самым увеличивая разрыв между массовым и элитарным сознанием. Это положение обусловливается тем, что производить массовый продукт быстрее, проще и дешевле, чем элитарный. И это положение не изменится до тех пор, пока главным параметром успешности мультимедийного продукта будет являться прибыль, а не гуманистическое, нравственное содержание. В связи с этим в целях дальнейшей оптимизации мультимедийной культуры необходимо произвести анализ возможных путейеё развития, понять, какие направления развития являются доминирующими.
Безусловно, мультимедийная-система-культуры.—это сравнительно новая система, но она уже формируется как система, ибо имеет свою , структуру, функции и содержание, имеет все сущностные системообразующие факторы, которые могут определять ее саморегуляцию: То же можно сказать, о системе дизайна. Эта система, с одной стороны, шире мультимедийной системы в сфере своего применения, а с другой стороны, эта система входит в нее как соподчиненная система; если мы рассматриваем медиадизайн. В настоящее время система мультимедиа, по мнению О.В. Шлыковой, находится в «эмбриональной «стадии изучения»«.317 Первые монографии о мультимедиа318 появились, лишь в конце XX века. Существует много определений термина мультимедиа, от восприятия ее как нового средства коммуникации и, формы художественного творчества до- сужения ее места до одного» из видов компьютерных технологий. При этом, большинство исследователей сходятся во мнении о том, что воздействие мультимедийной продукции на все системы — малые, большие и глобальные — в современном мире все более увеличивается. Это определяет уникальность феномена мультимедийной- культуры, пронизывающей все информационное пространство, все социальные системы. Влияние ее фактически- не ограничено никакими границами. Как пишет О.В. Шлыкова, «трудно определить, где мультимедийная культура начинается и где заканчивается». Для того, чтобы оптимизировать мультимедийную систему,