Введение к работе
Актуальность темы исследования
Концепция интерьера жилой, административной, производственной, общественной среды в последние годы всё более актуализируется. Это обусловлено рядом обстоятельств.
Во-первых, исторически преодолены ориентации на создание типовой среды обитания и жизнедеятельности для человека. Однозначная интерпретация жизненной или деятельностной среды не учитывала не только многообразие деятельностей личностей, но и их специфические особенности национального, конфессионального, профессионального, сословного характера. Унификация среды приводила и к унификации личностей. Если ещё в экстерьерной части зданий были возможны и допустимы типовые, стандартные решения вследствие доминирования архитектурно-дизайнерских стилей и производственно-строительных технологий, то внутреннее пространство зданий любого назначения нуждалось в специфическом решении.
Во-вторых, процессы демократизации общественной жизни в последние десятилетия изоморфно отразились и на свободно-демократическом стиле и образе жизни граждан. Появилось коттеджное и иное индивидуальное строительство, и каждый гражданин испытывал потребность в своеобразном, индивидуально-неповторимом не только внешнем, но и внутреннем архитектурно-дизайнерском решении жилого пространства. Более того, создание многочисленных фирм, союзов, банков, АО, ОО и пр. тоже стимулировало формирование индивидуального имиджа компании, создание неповторимого брэнда, а это поощряло поиски архитекторов, дизайнеров, проектировщиков. Социальная потребность родила заказ на таких авторов проектов, которые были способны преодолеть сложившиеся стереотипы и предложить оригинальные решения. И это относилось, прежде всего, не столько к экстерьеру, сколько к интерьеру зданий, жилых пространств.
В-третьих, необходимо учитывать и такой важный фактор, как качественное и количественное расширение поля материально-технической базы (сырьё, материалы, орудия, технологии) для реализации проектов всё нового и нового типа. К отечественным материалам, технологиям и средствам производства добавились многочисленные импортные средства. «Строительная палитра» архитектора и дизайнера обогатилась.
В-четвёртых, нельзя не сказать и о преодолении концепции однозначной интерпретации конструктивизма и функционализма, которые пренебрегали декоративно-эстетическими элементами и в экстерьере, и в интерьере. Всё более начинает цениться не только пространственное решение зданий, но и их предметное насыщение элементами живописи, скульптуры, графики, фотоискусства, изделий народных промыслов и даже собственными авторскими произведениями. Идёт процесс эстетизации жилой и общественной среды.
В-пятых, колоссально расширилось поле деятельности субъектов архитектурного, дизайнерского, художественно-прикладного творчества, а практически, всех видов эстетической деятельности.
Наконец, нельзя не назвать как стимулирующего фактора развитие культурологии. Становление и развитие теории и истории культуры как науки и как учебного предмета побудило общество к культурологической оценке всех явлений общественной жизни, в частности, и зданий, памятников старины, жилой среды и т.д. А культурология, по самой своей природе как комплексная наука о возникновении, функционировании и развитии культуры, достаточно широко смотрит на любой объект: с этнической, религиозной, художественной, ментальной, финансовой, технологической и т.п. сторон. Сам интерьер теперь уже рассматривается не только как архитектурное пространство, а как жилая, жизненная среда со специфическим предметным насыщением. Не удивительно, что архитекторы пошли на союз и с дизайнерами, и с художниками всех видов.
Иначе говоря, все современные процессы развития общества затрагивают не только все его сферы, но, что для нас важно, и сферу культурной организации интерьера. В этом отношении уже начаты теоретические разработки, о которых будет сказано в следующем разделе.
Степень разработанности проблемы
Само исследование интегральной концепции интерьера как важного элемента культуры общества, имеющего отношение практически ко всем гражданам, предполагает подобное же широкое рассмотрение проблемы в литературе. Важно заметить, что проблемами интерьера (проектирование, реализация, авторский надзор и пр.) занимаются в основном практики: архитекторы, дизайнеры, проектировщики и пр. Их огромный практический опыт редко освещается в литературе и, тем более, в научных исследованиях.
Тем не менее, в соответствии со статусом научного исследования, мы обозначим те направления исследований, которые для нас явились теоретической и эмпирической базой.
Вероятно, статус нашей работы предполагает анализ работ четырёх направлений: архитектура, дизайн, культурология и философия.
Работы архитектурного профиля, относящиеся к интерьеру, в основном, анализируют пространственные параметры интерьера в его отношении к экстерьеру. Это исследования Рябушина А., Шепетиса Л., Иконникова А., Сердюка И., Гольца Г., Норенкова С.В. и др.
Исследования дизайнерского характера представлены более широко, ибо дизайн по самой своей природе должен решать задачи предметного насыщения внутреннего пространства зданий, т.е. интерьера. В этом отношении мы можем сослаться на работы Линевич И., Рассказовой В., Балаболкина А.С., Сидорова А.Н., Норенкова С.В., Панкратовой А.В., Казарина А.В., Шимко В.Т., Глазычева В.Л., Минервина Ю., Ломова Б.Ф., Кантора К.М., Чернышева О.В., Сомова Ю.
Культурология ещё становится на ноги как специальная дисциплина, но уже появляются исследования культурологического характера, которые имеют значение и для широкого понимания интерьера: Филиппов Ю.В., Ананьев Ю.В., Александров Н.Н., Дахин А.В., Щуров В.А., Багровников Н.А., Молчанова А.С., Арнхейм Р., Генисаретский О., Столович Л.Н., Чижиков В.В., Тасалов В., Лосев А.Ф., Лотман Ю.М., Козырьков В.П.
Философская проблематика для нас имеет особое значение и прежде всего, с двух позиций: а)исследование проблемы меры человека и меры предметного мира, ибо именно здесь заключён секрет красоты, и б)исследование базовых проблем философии искусства (эстетики): прекрасное, композиция, вкус, стиль, метод творчества и др.
В этом отношении мы опирались на работы таких известных авторов как Каган М., Зеленов Л.А., Еремеев А.Ф., Раппопорт С.Х., Скатерщиков В.К., Лосев А.Ф., Соколов С.В., Степанов Е.И., Столович Л.Н., Ананьев Б.Г., Ананьев Ю.В., Бодрийар Ж., Барт Р., Субетто А.И., Куделин Е.Г., Табаков В.И., Краева О.Л., Кузьмин В.П., Кутырёв В.А.
Предмет и объект исследования
Мы понимаем дискуссионность проблемы разграничения предмета и объекта анализа. В современной философской и науковедческой литературе сложилось два понимания их соотношения. Чаще всего объект рассматривают как более широкое понятие, а предмет трактуют как аспект, грань объекта. Второй подход мы считаем более корректным, когда предмет в его отношении к человеку рассматривается как широкое понятие, а выделенная грань, аспект, сторона предмета в его отношении к субъекту исследования трактуется как объект.
Предмет нашего исследования – интерьер как социокультурное образование, а в качестве объекта анализа мы выбираем, по крайней мере, два аспекта этого предмета: а)анализ интегральной природы интерьера как способ преодоления чисто архитектурной трактовки интерьера как пространственного образования и б)анализ факторов, функций, предметного насыщения интерьера, превращающего его в жизненную среду человека.
В соответствии со сказанным, цель нашего исследования можно определить как построение интегральной концепции интерьера в современной культуре общества. Эта цель потребовала от автора решения ряда конкретных задач, которые и определили структуру диссертации:
- интерпретация интерьера как социокультурного образования общества;
- анализ принципов проектирования интерьера;
- исследование социального механизма формирования интерьера как социокультурной среды деятельности человека.
Теоретико-методологические основы исследования
Интерьер как сложное социокультурное образование при его культурологическом исследовании естественно потребовал и интегрального подхода.
Если говорить о теоретических основаниях нашего исследования, то мы можем назвать те базовые научные концепции, на которые мы опирались.
Это, прежде всего, широкая трактовка культуры, её несводимость к художественной сфере, поскольку есть и культура производства, и культура земледелия, и экологическая культура, и физическая культура и т.д. Культура как вся система очеловечивания мира, как гуманизация среды, в которой живёт человек, предполагает и соответствующее рассмотрение интерьера как гуманизированного, очеловеченного пространства.
Более того, жилая среда для жизнедеятельности человека не может ограничиваться её пространственными характеристиками, ибо она и проектировщиком, и хозяином опредмечивается, насыщается предметно-вещными атрибутами, которые должны быть гармонизированы не только друг с другом, но и с тем пространством, в котором они существуют. Возникает как бы двойная задача гармонизации: а)между вещами и б)между вещами и пространством.
Всё это потребовало от автора обращения к работам по композиции, дизайну, цветоведению и т.д.
Учитывая сущность нашей концепции интегральной трактовки интерьера в его отношении к человеку, в нашей работе серьёзное внимание обращено на исследование проблем человека: мера человека, многоуровневая структура человека, функции человека, потребности и способности человека, базовые деятельности человека и т.д.
В качестве методологических основ исследования нами избран диалектический метод, который не только исторически апробирован и теоретически разработан, но и содержит в себе ещё не выявленные принципы анализа любого объекта. Поэтому мы рассматриваем именно как диалектические по природе такие принципы как принцип системности, принцип развития, принцип мерности, принцип взаимосвязи, принцип целостности, принцип детерминизма и др. Все они конкретно задействованы в нашем исследовании.
Научная новизна работы
Автор своим исследованием включается в дискуссионные разработки проблем интерьера, но в то же время стремится обозначить и те аспекты общей проблемы, которые он считает новыми:
интерьер представлен как широкое социокультурное образование, включающее в себя, по крайней мере, три системы: а)пространственную, б)предметную, в)социально-функциональную;
рассмотрена историческая социодинамика формирования интерьера с учётом изменения технических, технологических, архитектурных, дизайнерских, художественных, социокультур-ных факторов;
осуществлён анализ основных параметров интерьера как жизненной среды человеческой деятельности;
проанализированы социальные функции интерьера;
сформулированы и обоснованы принципы проектирования интерьера с учётом авторского опыта;
осуществлён компонентный анализ проектной деятельности;
проанализированы взаимоотношения основных субъектов формирования интерьера;
сделан анализ инфраструктурного обеспечения реализации интерьерных проектов;
рассмотрены функции автора проекта при реализации проектной концепции.
Положения, выносимые на защиту
Результаты теоретического исследования, опирающиеся на многолетний практический опыт автора, можно сформулировать в качестве базовых положений, которые выносятся на защиту.
-
Обоснована актуальность проблемы социокультурного проектирования интерьера с учётом современных требований экономического, социального и культурного развития России.
-
Интерьер с широкой культурологической точки зрения рассмотрен как не только пространственно и предметно насыщенное образование, но и как жизненная среда социального функционирования человека.
-
Проектирование интерьера с методологической точки зрения представлено как задача гармонизации меры человека в её индивидуальном проявлении и меры предметного мира, в который включён человек.
-
Исследованы социокультурные параметры проектирования и формирования интерьера с учётом сложных субъектных отношений заказчика и проектировщика в диапазоне от конфронтации до консенсуса.
-
Рассмотрены инфраструктурные компоненты реализации проектов с учётом авторского надзора.
-
Интерьер в итоге рассмотрен как интегральное социокультурное образование (пространство и предметы) жизнедеятельности человека и микросоциальных общностей.
Теоретическое и практическое значение исследования
В теоретическом отношении наша работа может содействовать совершенствованию научных подходов в исследовании интерьера с точки зрения понимания интерьера не как чисто архитектурного пространства, но именно как социокультурной среды жизнедеятельности человека. Пространственные и предметные атрибуты создают ту средовую обстановку, в которой функционирует разносторонне развитый человек, со своими вкусами, стилевыми ориентациями, ценностными установками, которые и определяют превращение жилой среды в жизненную среду.
Практический опыт автора в области проектирования и формирования интерьеров послужил для него не только эмпирическим материалом для исследования, но и основанием для практических рекомендаций проектировщикам, архитекторам, дизайнерам. Этот материал может быть использован в учебной практике подготовки специалистов, прежде всего, по линии кафедр дизайна интерьера, в деятельность которых автор включился.
Апробация исследования
Работа над данной проблемой осуществляется автором на протяжении 20 лет. За это время изучена не только литература по проблеме, но и опыт ведущих проектировщиков. Авторские проекты (свыше 50) реализованы и получили положительную оценку со стороны специалистов и СМИ.
Научный анализ проблем интегрального понимания интерьера с позиций меры человека отражён в специальном исследовании автора «Интегральная природа интерьера» и 9 статьях, общим объёмом 9,5 п.л
Результаты исследования докладывались на межрегиональных конференциях в 1979-2008 годах.
Работа обсуждена на кафедре философии и политологии Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета и рекомендована к защите.
Структура диссертации
Логика исследуемой проблемы определила и структуру диссертации.
Во Введении определяется актуальность проблемы, осуществлён анализ степени её разработанности, определены предмет, объект, цель и задачи исследования, обозначены теоретические и методологические основы анализа, сформулированы основные положения новизны, показана теоретическая и практическая значимость работы, апробация её результатов и раскрыта структура диссертации.
В главе 1 – «Социокультурная интерпретация интерьера» - рассматриваются альтернативные трактовки интерьера (1.1), даётся параметризация интерьера жилой среды (1.2), а также характеризуются социальные функции интерьера (1.3).
Глава 2 – «Системные принципы проектирования интерьера» - посвящена анализу исходных принципов (2.1) и социокультурных параметров (2.2), а также компонентному анализу самой проектной деятельности (2.3).
В Главе 3 – «Формирование интерьера как социокультурной среды» - исследуется социальный механизм реализации проекта на основе рассмотрения взаимоотношений субъектов (3.1), инфраструктурного обеспечения реализации (3.2) и дизайнерских закономерностей проектирования интерьера (3.3).
В Заключении подведены итоги исследования, сформулированы рекомендации и обозначены проблемы для дальнейшего исследования.