Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Сущность диалектики традиционности и новаторства в татарской национальной культуре Такгамышева Рушания Рифадовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Такгамышева Рушания Рифадовна. Сущность диалектики традиционности и новаторства в татарской национальной культуре : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 24.00.01 / Такгамышева Рушания Рифадовна; [Место защиты: Казан. гос. ун-т культуры и искусств].- Казань, 2007.- 23 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы диссертащюшюго исследования

определяется целым рядом факторов как социально-исторического, политического, так и культурного характера Важными среди них являются переживаемые современным российским обществом процессы возрождения в условиях переходного периода, развития национальных культур и, одновременно, их внутренней трансформации и противоречивой интеграции в мировое культурное сообщество

Современная культурно-историческая ситуация в России оценивается как эпоха смены культурных парадигм Среди основных факторов, актуализирующих это понимание, выделяется главный, который заключается в том, что Россия переживает бифуркационный этап своего развития и находится в неустойчивом переходном состоянии Переходный период сопровождается, как правило, переоценкой существующих ценностей, нестабильностью, а это, в свою очередь, обостряет традиционные проблемы в культуре и поднимает новые вопросы Например, глобализирующийся мир открывает новые перспективы перед Россией. Однако все более заметным становится серьезное воздействие на отечественную культуру ценностей других стран и народов, наблюдается откровенный демонтаж духовного потенциала России, стихийная и вынужденная ассимиляция инокультурных традиций, чаще методом «проб и ошибок», отечественные СМИ настойчиво навязывают культуру Запада, выдавая ее ценности за общечеловеческие, при этом собственная российская культура остается невостребованной, «одномерность человека» (Г.Маркузе) становится социальным и культурно-историческим фактом, так как происходит тотальное обезличивание человека вследствие влияния на его духовный мир феноменов отчуждения, деидеологизации. Можно утверждать о существовании явной угрозы для духовно-культурной безопасности России.

Не вызывает сомнения тот факт, что в эпоху глобализации
обязательным условием сохранения государственности и реальным
вектором поступательного развития Российской Федерации является
создание общенациональной культуры в ее полиэтническом
наполнении, скрепленном политическим единством,

взаимовыгодными экономическими интересами и

коммуникационными технологиями.

Обращение к культурным традициям, способствующим пониманию современных реалий, где определяющим является поиск диалога, а не стирание различий между нациями и народностями, естественно не только в критические моменты социокультурной жизни, но и в периоды роста международного престижа Российского государства В этой связи понимание сущности диалектики традиционности и новаторства в современных условиях создает возможности моделирования и реализации диалога культур в контексте прошлого и настоящего, прошлого и будущего. В этой связи стыковка понятий «новации» и «традиции» с дефинициями «культура» и «национальная культура» на основе междисциплинарного подхода в контексте культурфилософского дискурса позволяет значительно расширить объем последних и довести их до философского осмысления

Исходя из вышеизложенного, актуальным становится обращение к проблеме соотношения нового и традиционного в национальной культуре. При этом основное противоречие заключается в том, что общепризнанное объяснение данного вопроса не способно выступить в качестве гуманитарной экспертизы современной социокультурной реальности и тем самым ответить на актуальные запросы теории и истории культуры, в частности, как и по какой причине ценности прошлого утрачивают свое значение в современной жизни, а некоторые представления и мифы удерживаются в общественном сознании, несмотря на успехи в науке, почему развитие в культуре сопровождается возвратом к пройденным ступеням, а особый интерес вызывают те новации, которые связаны с актуализацией социально-культурного опыта общества, его научной и культурной рефлексии7

Гипотеза исследования состоит в том, что анализ сущности диалектики традиционности и новаторства в национальной культуре предполагает понимание новации как своеобразной культурной традиции с одной стороны, а с другой - рассмотрение традиции как вида новаций в условиях переходного периода, когда под видом новаций актуализируется опыт прошлого. На этом основании появляется возможность формирования условий, необходимых для успешного переосмысления обществом традиций, а также внедрения новаций и инноваций в культурную жизнь нашего общества

В качестве модели исследования соотношения нового и традиционного может послужить культура Татарстана, ядром

которой является татарская национальная культура Особый интерес для современной истории и философии культуры она представляет в связи с тем, что не просто воспроизводит этнокультурные особенности татарского народа Татарская культура служит условием его существования в нескольких плоскостях, общих для многих народов цивилизацио иного пространства России- с конфессиональной точки зрения - мусульманской и, отчасти, христианской (татары-кряшсны), с геополитической - евразийской (как «перекресток» Европы и Азии), с исторической - тюркской цивилизации, финно-угорской и прочих культур Тем самым, изучение татарской культуры в аспекте сложных конфигураций традиционного и новационного в ней, которые образуют ее целостность, позволит создать аналог типовой модели национальной культуры любого из народов России, и, возможно, полиэтничную модель единой российской национальной культуры. Представляется, что это также будет способствовать профилактике распространения «. . нетерпимости, насилия, терроризма, ксенофобии, агрессивного национализма, расизма, антисемитизма, отчуждения, маргинализации и дискриминации по отношению к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, беженцам, рабочим-мигрантам, иммигрантам и социально наименее защищенным группам в обществах, а также актов насилия и запугивания в отношении отдельных лиц, осуществляющих свое право на свободу мнений и выражение убеждений»1 В свою очередь, это позволит сохранить стабильность и целостность российского социума на фоне роста национального самосознания многочисленных народов России, обеспечить взвешенную политику сохранения и возрождения национального наследия, национальной культуры не в ущерб общности народов.

Степень разработанности проблемы. Несмотря на свою очевидную теоретическую и практическую значимость, проблема традиции и новаторства в национальной культуре исследована в философии обширно, но с учетом новых запросов - недостаточно Это обусловлено не только высокой степенью теоретической сложности и многозначностью самого понятия «национальная

' Дехларация принципов терпимости утв Резотюцией 5 61 1995годаГенеральнойконференцииЮНЕСКОот 16 11 1995//Справочная правовая система ГАРАНТ [информ сервер! - [Электронный ресурс] -Режим доступа http//www рзгат ш свободный -Проверено 14 102007

культура», но и проблемами «политкорректности», особой остротой и тонкостью вопроса в современных социокультурных условиях.

Впервые углубленное научное исследование некоторых аспектов диалектики традиционности и новаторства в этнической и национальной культурах получили в зарубежной социокультурной антропологии (Ф Боас, Г Вайц, Г Клемм, А Кребер, Б Малиновский, М Мид, А.Радклифф-Браун) Причинами этого послужили успехи в области антропологии и этнографии (исследования Э.Тайлора, Ф Боаса и др), открытия в сфере естествознания (биологии, физиологии), а также становление западного модерного индустриального общества, сопровождающегося возникновением целостных наций-государств с присущей им идеологией национализма Тогда же в философии истории (И -Г Гердер) в контексте дискурса о множестве культур с одной стороны, и идеи уникальности этнических и национальных культур с другой, признается существование разнообразных типов и форм культурного развития общества В ХГХ веке в рамках исторической школы (Н Данилевский) делается также попытка типологизации уникальных этнокультур по различным культурным особенностям и тем самым подвергается критике универсальность теорий существования всеобщей модели мировой культуры и генеральной линии ее историко-культурного развития.

Согласно классическому марксистскому подходу, получившему
свое отражение в советской науке, «национальная культура»
расценивалась, в основном, как реакционное и отсталое явление Это
объяснялось тем, что, во-первых, она изолировала рабочий класс
одного народа от - достижений других национальных культур
(В ИЛенин, Л.И Брежнев, ДЛукач и др), во-вторых, выступала в
качестве надклассового феномена, способного идейно сплотить
представителей одной нации, независимо от их классовой
принадлежности, в-третьих, не учитывала неизбежной
интернационализации системы позднего капитализма и
формирования у рабочего класса идеологии международного
социализма Таким образом, всеобщая пролетарская культура,
лишенная каких-либо национальных признаков и культурных
традиций, рассматривалась как механическая часть единой
интернациональной культуры Позднее национальной,

отождествляемой с одной стороны - с патриархальной, а с другой - с буржуазной, культуре была противопоставлена советская

социалистическая культура - единая, целостная, интернациональная по содержанию и национальная по форме Сущность национальной культуры, ее структура и социальная функция, содержание и форма, закономерности ее возникновения, развитие и перерастание в интернациональную культуру исследовались в трудах А.Г.Агаева, Э С Маркаряна, В М Межуева, Ф Фанона и др Исследователями СМ Арутюняном, К.Т Гизатовым и другими был внесен большой вклад в изучение искусства как одного из составляющего и доминирующего элемента национальной культуры, в частности выявлена диалектика интернационального и национального в нем

Советская культурологическая школа складывается преимущественно в рамках европейских канонов Исследуя советскую культуру как единство национального и интернационального, традиционного и новаторского, она обогатила науку историческими реконструкциями ее происхождения, подробными этнографическими описаниями и классификациями народов, проживающих в России (П В.Алексеев, С.А.Арутюнов, Ю В Бромлей, Л Н Гумилев, Б О Долгих, Ю В.Кнорозов, В И Козлов, М В Крюков, Г Е Марков, В В Пименов, Л П.Потапов, П И Пучков, Ю.И Семенов, САЛокарев, С П Толстов, Н С.Трубецкой, К В.Чистов и другие)

В конце XX века пришло осознание бесперспективности и непродуктивности изучения национальной культуры с классовых и идеологических позиций. Этот период можно назвать эпохой возрождения культур народов России, так как проводятся научные исследования национальных культур, доказывается организующая роль культуры в процессе формирования и эволюции наций, в том числе и татарской

Совершенно очевидно, что необходимость формирования татарской национальной культуры получила идеологическое выражение в трудах татарской интеллектуальной элиты конца XIX — начала XX в в. (Ф.Амирхан, М Бигиев, Д.Валиди, Г Газиз, Н Думави, Г Ибрагимов, Ф.Карими, Ш Марджани, К.Насыйри, Г.Тукай, Р Фахрутдинов и т д.). Это объясняется тем, что татарское общество XDC-XX вв представляет собой общество переходного периода. Оно является реформирующимся и трансформирующимся, характерными чертами которого выступают формирующаяся индустриальная капиталистическая экономика, секуляризация, коммодификация и рационализация всех аспектов социальной жизни, ускорение темпа

обыденной жизни и фрагментарность опыта людей В этот период остро встают вопросы определения традиционного и нового в национальной культуре татар

Значительный научный интерес в использовании новых
источников, а также фактологического материала по изучению
диалектики традиционности и новаторства в татарской национальной
культуре представляют работы современных авторов последнего
десятилетия В данном диссертационном исследовании обобщены и
критически переосмыслены научные работы современных
татарстанских ученых - ЯГ Абдуллина, Р М Амирханова,
Г.Ф Валеевой-Сулеймановой, Т К Ибрагима, Д М Исхакова,

М И Махмутова, Р М.Мшгуллина, Р М.Мухамстшина,

Р.Ф.Мухамметдинова, Ф М Султанова, Л.И Тухватуллинои, А Г Хайрутдинова Р.С Хакимова, М.Х.Хасанова, А Н Юзеева и др В этих работах исследуется генезис татарской национальной культуры; причины, способствующие трансформации мусульманской к}льтуры в татарскую национальную культуру

Вместе с тем, анализ источников показывает, что в настоящее время в эпоху глобализации, когда идет процесс формирования новой российской общности - российской нации - с присущей ей культурой, вопросы диалектики этнического и национального, традиционного и новационного в национальной культуре и, в частности, татарской, разработаны недостаточно

Объектом диссертационного исследования стало соотношение традиционности и новаторства в татарской национальной культуре

Предметом - те сущностные особенности диалектики традиционности и новаторства в татарской национальной культуре, которые актуализировались в современную эпоху глобализации и создания единой российской общности

Цели и задачи диссертационного исследования Основная цель диссертационного исследования - выявить сущностное диалектическое соотношение традиций и новаций в татарской национальной культуре для реализации преемственности в теоретическом обеспечении социального и культурного развития Республики Татарстан на современном этапе Достижение поставленной цели предполагает поэтапное решение следующих задач

определить конструктивные подходы к изучению национальной культуры в контексте культурфилософского дискурса;

синтезировать идентификационные основания и типичные черты национальной культуры,

выявить специфику традиций и новаций в национальной культуре общества переходного типа (на примере татарской национальной культуры),

определить условия, необходимые для успешного переосмысления обществом традиций, а также внедрения новаций и инноваций в культурную жизнь нашего общества;

рассмотреть возможность оптимального использования в современной культуре традиций и новаций как своеобразного средства формирования позитивного общественного сознания и повышения уровня общей культуры

Теоретико-методологические основания исследования. В процессе исследования в качестве основных методологических принципов и подходов использованы синергетический подход и его классические проявления - принципы нелинейного развития и эффективности малых воздействий на систедгу, диалектический принцип, структурно-функциональный, аксиологический и деятельностный, диахронический и синхронический принципы. Поставленные в диссертационной работе задачи решались на основе общенаучных методов: логико-теоретического, культурно-исторического, системного, а также компаративного и герменевтического анализов.

Научная новизна диссертационного исследования:

предложены операциональное определение и авторская модель национальной культуры;

проанализированы идентификационные основания и типичные черты национальной культуры;

исследованы традиции и новации в национальной культуре общества переходного периода с новых деидеологизированных позиций (на примере татарской национальной культуры),

выявлены факторы, влияющие на продуктивную регенерацию традиций, а также на проникновение новаций и инноваций в культурную жизнь современного социума;

представлены возможности оптимального использования традищої и новаций в культуре в качестве своего рода «механизмов» облагораживания или культивации общественного сознания

На защиту выносятся следующие положения.

  1. Национальная культура рассматривается как динамическая и сложно организованная система с присущим ей механизмом организации, который формируется с учетом особенностей и субъекта, и объекта системы, в рамках определенных целей и принципов, с использованием различных методов и технологической основы Субъектом национальной культуры выступает нация Объектом - все многообразие связей и отношений, имеющих место как внутри национальной культуры, так и в ее взаимоотношениях с внешним окружением, средой

  2. Исходя из деятельного и аксиологического понимания, национальная культура определяется как гуманизирующая человека преобразовательная деятельность отдельной нации, необходимая для осуществления сю социально значимых действий - практического и интеллектуального характера, которые сообразуются с оценочными критериями, выработанными данной нацией исторически и в текущей жизни Соответственно, составляющие ее компоненты рассматриваются в двух аспектах - аксиологическом и деятельностном В аксиологическом плане выделяются более устойчивые константы, образующие ядро национальной культуры, в первую очередь, традиционные ценности и нормы, мифы и символы, фольклор и обычаи, религиозные и философско-мировоззренческие картины мира. Деятельностный аспект составляют те компоненты в национальной культуре, которые выполняют в ней определенные социально значимые функции и участвуют в трансляции накопленного нацией культурного опыта от поколения к поколению, а также служат на протяжении всей жизни усвоению индивидами социальных норм и культурных ценностей своего сообщества, превращая их из абстракций или объективного наследия нации в содержание индивидуального сознания и непосредственной деятельности через воспитание и образование, национальный язык, научные традиции и профессиональное творчество.

  3. На примере татарской национальной культуры показаны характерные черты национальной культуры и, главным образом, наличие у ее этнически неоднородного субъекта развитого национального самосознания, добровольное принятие им национальных ценностей в качестве более общих, универсальных и социально значимых Именно такое понимание сути татарской национальной культуры определяет ее открытость, толерантность и

признание других национальных культур в соотнесении себя с ними; оценка интеллектуальной собственности и авторского права как культурной ценности, осознание национальной творческой элитой необходимости целенаправленного соуправления культурой, что предполагает договорные отношения между равными и независимыми субъектами культуры - людьми, социальными группами или этносами.

  1. В диссертации обосновывается достаточно парадоксальное, на первый взгляд, положение, согласно которому новация в национальной культуре общества модерна может стать своего рода культурной традицией, которая осознается представителями нации как охранительная мера в переломную для общества эпоху В свою очередь традиция выступает в качестве культурной новации, когда в условиях переходного периода под видом новаций актуализируется опыт прошлого.

  2. В соответствии с современной теорией управления оптимальное использование характерных для татарской культуры традиций, новаций и инноваций может стать механизмом «улучшения нравов» и дальнейшего развития нашего общественного сознания в сторону самоуправления своей национальной культурой не по вертикали, а по горизонтали. Благодаря этому может быть повышено качество жизни, сохранены и приумножены общенациональные ценности. В результате все это будет способствовать устойчивому состоянию России, ее культурному многообразию, толерантности и противостоять национальному экстремизму и этническим конфликтам.

Теоретическая и практическая значимость исследования.
Выводы, нашедшие отражение в данной работе, предполагают новое
понимание философского феномена «национальная культура» в
контексте проблемы диалектического взаимодействия

традиционности и новаторства

Представляется, что результаты исследования могут
способствовать мирному сосуществованию, плодотворному

взаимодействию и толерантным взаимоотношениям народов России.

Апробация работы. Основные положения диссертации нашли отражение в ряде публикаций, а также в выступлениях на научных конференциях всероссийского и республиканского уровней. Отдельные положения диссертации обсуждались на аспирантских теоретических семинарах при кафедре философии и права Казанского

государственного аграрного университета Главы и разделы диссертации использовались при чтении лекций по истории философии и культуры в институте экономики Казанского ГАУ Результаты исследования нашли применение в стратегических, концептуальных и методологических разработках Управления культуры Исполнительного комитета г Казани

Структура и объем диссертации. Структура исследования определена его целями, задачами и спецификой темы. Диссертация состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованной литературы

Похожие диссертации на Сущность диалектики традиционности и новаторства в татарской национальной культуре