Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Традиции и новаторство в культуре арабской цивилизации Синецкий, Никита Сергеевич

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Синецкий, Никита Сергеевич. Традиции и новаторство в культуре арабской цивилизации : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Синецкий Никита Сергеевич; [Место защиты: Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ].- Челябинск, 2013.- 168 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-24/53

Введение к работе

Актуальность темы. Человечество переходит на новую ступень эволюционного и исторического развития – индустриальное общество сменяется постиндустриальным. Ускорение исторического времени, динамизм обновления знаний и основанных на них картин мира меняют основополагающие представления о жизненном устройстве, мировом порядке, Человеке и человечестве. Предельно чётко обозначаются две разновекторные тенденции социокультурной парадигматики:

С одной стороны, различные человеческие сообщества становятся всё более взаимозависимыми. Планетарное рассредоточение производств, глобализация рынка труда, трансграничность коммуникаций, стандартизация процессов в ключевых сферах деятельности, эколого-энергетическая балансировка всё больше консолидируют человечество, вынуждая страны и народы искать по возможности неконфликтные способы сосуществования. Различные по своей истории и культурным основаниям общества всё более рационально согласовывают свои интересы, вступают в кооперацию, создают общее пространство дальнейшего развития.

С другой стороны, и это тоже непреложный факт, человечество всё больше разобщается, дезинтегрируется, что эмпирически фиксируется в росте локальных конфликтов. Рост численности населения планеты, требующего новых жизненных пространств, имеет явную региональную диспропорцию, катализируя миграцию из экономически менее развитых регионов в более развитые. И это «великое переселение народов» требует как минимум обеспечения взаимопонимания между пришлым и титульным населением, коммуникативной согласованности, адаптирующей межкультурной коммуникации. В противном случае мы и дальше будем слышать о терактах, боестолкновениях, массовых волнениях, бытовых ссорах, семейных драмах, в основе которых – межцивилизационные противоречия.

Современная научно-техническая революция привела к новому делению мира: на общества преимущественно инновационного и преимущественно традиционного типов. Про первые известно, что они являются мировыми экономическими лидерами, законодателями мод в области научных исследований и открытий. Но есть общества традиционные, менее динамичные, тяготеющие, скорее, к архаике, сохранению опыта, нежели к новому. И нередко обществами второго типа контролируются значительные объёмы полезных ископаемых. Именно эти общества начинают доминировать количественно, формируя основную массу мигрантов.

Как согласуются эти две тенденции? Насколько они могут мирно сосуществовать? Каковы возможности и условия взаимопроникновения или хотя бы согласования витальных траекторий сообществ, стоящих на платформах инновационности или традиционализма? Есть ли какие-то генетические основания для их социальной интеграции или мы имеем дело с антагонистическими социально-культурными системами? Ответы на эти вопросы прямо зависят от выявления пропорций инновационного и традиционного, определяющих характер мышления и деятельности критической массы членов соответствующих сообществ.

Именно сегодня, в эпоху научно-технической революции, речь идёт о новой сегментации мира и новом его познании, ибо ранее сочетание традиционного и инновационного в конкретных социокультурных системах, не рассматривалось в качестве идентификационного признака и не выделялось социальными науками (в т. ч. культурологией) в качестве самостоятельного предмета изучения.

Арабский Восток – один из ключевых регионов, играющий существенную роль в мировой политике и экономике. Это регион, обладающий сильной традиционной культурой. В то же время вряд ли сегодня существует отчётливое понимание его цивилизационной роли в контексте инновационного прорыва. Культурно-цивилизационная недооценённость арабского Востока ярко проявляется в устойчивой ассоциации, связывающей его с нефтью, газом и запредельным богатством шейхов. Современная культурология (российская как минимум) не даёт ответа на вопрос о сочетании традиционного и инновационного в арабской культуре как фундаментального интегрирующего фактора, способствующего либо препятствующего межцивилизационному диалогу арабского Востока и остального мира.

Значительный интерес заявленная тема представляет для России, занимающей условно центристское положение между инновационными и традиционалистскими обществами. Углублённый культурологический анализ арабской цивилизации позволит, с одной стороны, лучше понять собственную ситуацию (сравнение с другим является важным условием самоосознания), а с другой – получить дополнительные основания для выработки оптимальных вариантов отношений с арабскими странами.

Степень научной разработанности проблемы. Необходимость всестороннего изучения культуры арабской цивилизации, обусловила осмысление феноменов культуры, цивилизации, а также понимания своеобразия арабского мира как специфического культурно-цивилизационного типа. Принципы осмысления культуры и социокультурного пространства в целом, язык и основные категории культурологии, методы исследования культуры применялись с учётом работ отечественных культурологов О. Н. Астафьевой, В. П. Большакова, А. Я. Гуревича, А. Б. Есина, Н. С. Злобина, С. Н. Иконниковой, Л. Г. Ионина, М. С. Кагана, Л. Н. Когана, А. В. Костиной, В. М. Межуева, О. А. Митрошенкова, Э. В. Соколова, А. Я. Флиера, В. С. Цукермана.

Многообразие трактовок понятия «цивилизация», необходимость его контекстуального осмысления, потребовали обращения к сочинениям Ж. Гобино, П. А. Гольбаха, Р. Декарта, Публия Корнелия Тацита, Л. Февра, А. Фергюсона, Марка Туллия Цицерона; концепциям Э. Бенвениста, Н. А. Бердяева, Л. Г. Моргана, Ж. Старобинского, Ф. Энгельса, К. Ясперса и других.

Систематизация подходов к пониманию цивилизации (унитарно-стадиальный: цивилизация как этап прогрессивного развития человечества и локально-исторический: цивилизация как уникальное локальное культурное образование) потребовала сконцентрировать внимание на работах Н. Я. Данилевского, П. А. Сорокина, А. Дж. Тойнби, С. Хантингтона, О. Шпенглера; современных исследованиях в области цивилиографии и геополитики (И. А. Василенко, К. С. Гаджиев, Л. Б. Зубанова, Б. С. Ерасов, А. С. Панарин, В. И. Полищук, Э. Д. Фролов, П. А. Цыганков, Е. Б. Черняк и другие). О развитии общепланетарного мышления, о стирании границ между цивилизациями и нациями-государствами на современном этапе развития писали Е. А. Абрамян, У. Ганнерс, Г. Г. Дилигенский, Т. Карадже, Р. Робертсон, Н. Розов и другие. В работах данных авторов анализируются тенденции мировых интеграционных процессов, определяются возможные пути дальнейшего развития цивилизаций.

Вопросы глобализации и её восприятия в мире рассмотрены в работах Н. Г. Апухтиной, З. Баумана, Т. Г. Богатырёвой, У. Бека, И. Валлерстайна, К. Х. Делокарова, В. Л. Иноземцева, Дж.-Э. Лейна, Н. Н. Понариной, Р. Робертсона, Е. В. Хлыщевой, О. В. Шлыковой и других авторов.

Проблемам межкультурной коммуникации, мультикультурализма и толерантности посвящены работы П. К. Гречко, Х. Ленка, А. П. Садохина, А. Сена, Дж. М. Хедли и других авторов.

Прогнозы технологических инноваций XXI века и связанных с ними социокультурных трансформаций описываются в работах таких авторов, как И. В. Бестужев-Лада, А. Болонкин, В. Виндж, И. В. Вишев, С. Лем, А. П. Назаретян, Р. Курцвейл, И. Д. Тузовский.

Историко-культурные особенности арабской и – шире – исламской культуры нашли отражение в работах авторов, принадлежащих к различным научным традициям и школам. Среди арабских и исламских авторов мы выделили В. Аз-Захейли, М. Асада, Н. Асада, К. Зурайка, Ф. Рахмана. Что касается западных авторов, то здесь мы опирались на труды Дж. Гилкриста, О. Егера, Г. Лебона, Д. Пайпса, Дж. Эспозито Российские исследователи представлены работами Е. А. Беляева, О. Г. Большакова, И. В. Кудряшовой, А. В. Малашенко, Г. И. Мирского, В. В. Наумкина, С. Н. Саруханяна, В. М. Сергеева, И. М. Фильштинского, О. В. Четвериковой и других.

Своеобразие восточной культурной традиции с наибольшей полнотой представлено в работах А. М. Васильева, Л. С. Васильева, Б. Гальюна, М. Мили, В. В. Наумкина, Г. С. Померанца; понятийно-теоретические основы древневосточных религиозно-философских систем рассмотрены в работах М. А. Аль-Джабри, Дж. Г. Брэстеда, Т. Мак-Эвилли, А. Г. Лейбница, Л. Л. Орлина, М. Т. Степанянца.

Обобщение традиционного начала в культуре арабской цивилизации потребовало осмысления идей основоположников религиозно-сакральных текстов: Абу Ханифы ан-Нумана ибн Сабита ибн Зуты, Малика ибн Анаса аль-Асбахи, Абу Абдаллаха Мухаммеда ибн Идриса аш-Шафии, Абу Абдалла Ахмада ибн Ханбаля, Абу Абдуллаха Джафара ибн Мухаммеда ас-Садика. При изучении современных процессов развития стран арабского мира ценными оказались идеи А. С. Аль-Муханкира, А. Аль-Хамали, Э. С. Кассаб, Дж. Крейза, Д. Куттаба, В. Фареса, В. Рафа, М. Хабанда и других. В качестве непосредственных источников традиционного начала культуры арабской цивилизации нами был изучен Коран, а также сборники хадисов имама Аль-Бухари и Яхьи ибн Шарафа Ан-Навави.

Проблематика сопоставления традиционного и инновационного начал в культуре арабской цивилизации потребовала обращения к теориям модернизации, возникшим в 50–60-е годы ХХ века под влиянием работ Р. Мертона и Т. Парсонса, концепциям осмысления перехода традиционных обществ к индустриальным (Р. Арон, У. Ростоу, Э. Тоффлер), исследованиям модернизационного потенциала стран третьего мира (С. Липсет, А. Турен, С. Хантингтон, В. Цапф).

Рассматривая модернизацию как системную трансформацию «обществ домодерна», диссертант обобщал подходы к определению приоритетов экономических или культурных изменений в процессе модернизационного развития (М. Вебер, К. Маркс, Л. Морган, Г. Спенсер), анализировал концепции «дуалистической модели модернизации» (Г. Шоберг), «асинхронности модели модернизации» (Г. Алмонд, С. Верба), «мультипликативной модернизации» (Ш. Эйзенштадт) и другие.

Понимание традиционных и инновационных моделей развития обществ, особенностей реализации межэтнических и национальных аспектов современной культурной политики регионов основывалось на идеях Г. А. Аванесовой, О. Н. Астафьевой, Г. М. Бирженюка, С. Н. Иконниковой, А. В. Костиной, И. В. Малыгиной, А. П. Маркова, И. Я. Мурзиной, С. Б. Синецкого, Л. Г. Скульмовской, А. Я. Флиера, Н. С. Южалиной.

Тем не менее, несмотря на то, что существующий теоретико-концептуальный базис вышеуказанных гуманитарных исследований весьма широк и многообразен, наблюдается заметный перевес подходов геополитической направленности в исследовании арабской цивилизации при исследовательском дефиците культурологических трактовок её осмысления. Неполнота картины проявляется в практически полном отсутствии таких параметров анализа, как «инновационность» и «традиционность», что на современном этапе приобретает ключевое значение.

Комплексное изучение специфики культуры арабской цивилизации через соотношение в ней традиций и новаторства даст возможность ввести указанную проблематику в культурологический дискурс, преодолев существующую односторонность в описаниях и характеристике арабского региона. Проблема настоящего исследования определяется противоречием между необходимостью детерминировать арабское общество в качестве коммуникативного актора по критериям «инновационность» и «традиционализм» и отсутствием обоснованных характеристик типа арабской культуры по данным критериям; недостаточным осмыслением значимости арабской цивилизации в условиях научно-технической революции рубежа XX–XXI веков.

Объектом исследования является цивилизационно-культурный уклад арабского общества.

Предмет исследования – соотношение традиций и новаторства в цивилизационно-культурном укладе арабского общества.

Цель работы заключается в выработке теоретических подходов к анализу соотношения традиции и новаторства в культуре арабской цивилизации как характеристики цивилизационного типа современного арабского Востока. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать существующие подходы к пониманию и изучению феномена цивилизации, ввести основания для типологии цивилизационных образований в зависимости от выраженности в них инновационного или традиционного начал (потенциалов).

  2. Выделить специфические характеристики арабской цивилизации, используя метод ретроспективного и ситуационного анализа её культуры с учётом ценностно-семантических доминант и технико-технологического уклада.

  3. Ввести критерии классификации культур по степени выраженности в них традиционного начала, выявить механизмы поддержания устойчивости традиционной составляющей арабской цивилизации.

  4. Дать характеристику инновационной интенциональности арабской культуры в её цивилизационных проявлениях.

  5. Охарактеризовать современный вектор развития арабской цивилизации, обосновать роль арабской цивилизации в общемировом устройстве XXI века.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

– обоснован принцип разделения цивилизаций на инновационные, традиционалистские и промежуточные; цивилизации представлены как формы проявления и сохранения культурного типа в условиях глобальной неопределённости; установлена логическая связь между цивилизационно-культурным разнообразием и выживанием человечества как вида;

– обосновано рассмотрение арабского Востока в качестве отдельной самостоятельной цивилизации; выведены ключевые характеристики арабской цивилизации как особого социокультурного феномена;

– разработаны критерии классификации цивилизаций по характеру традиционного начала; сделан вывод об охранительной традиционалистской ориентированности арабской цивилизации;

– выявлено две составляющих новаторского потенциала цивилизации – инновационно-модернизационная и презентационная; предложена развёрнутая критериальная база анализа новаторского потенциала арабской цивилизации, на основании данного анализа арабская цивилизация отнесена к традиционалистскому типу;

– современный вектор развития арабской цивилизации рассмотрен с двух позиций: ситуативной и перспективной; обоснована охранительная историческая роль арабской цивилизации в условиях непредсказуемых изменений в мире, вызванных глобальным инновационным трендом.

– представлены возможные варианты взаимодействия традиционалистских и инновационных цивилизаций, обобщённые в трёх вероятных сценариях, актуализация и воплощение которых зависит от складывающихся социально-политических и экономических условий жизни соответствующих обществ.

Теоретическая значимость работы.

Выполнен ретроспективный анализ и дано описание современного состояния арабской цивилизации, выявляющие механизмы формирования и доминирования в ней традиционалистского начала. Выведены специфические характеристики, отличающие арабскую цивилизацию как особый социокультурный феномен с доминирующим религиозным началом. Данное описание может быть полезно востоковедам, культурологам, специалистам по межкультурной коммуникации в качестве методологического основания изучения социокультурной ситуации на арабском Востоке в XXI веке.

Практическая значимость работы.

В диссертационном исследовании предложен инструментарий, позволяющий продвинуться в изучении вопросов, связанных с межкультурной коммуникацией, глобализацией, постиндустриальным обществом, а именно: разработаны теоретические модели для классификации культур как содержания цивилизаций по степени выраженности в них традиционного и инновационно-модернизационного начал, обосновано разделение цивилизаций на инновационные, традиционалистские и конформистские. Обобщены подходы к изучению феномена цивилизации, уточнено понятие локальной цивилизации, аргументировано положение о различии цивилизаций по соотношению традиционного и инновационного начал, обоснована роль каждого цивилизационного типа. Таким образом, предложено методологическое основание, позволяющее специалистам в области локальных цивилизаций, культурной политики, межцивилизационных взаимодействий опираться на классификацию цивилизаций по критериям «традиционализм» и «инновационность».

Проделанный анализ и выводы о традиционалистском характере арабской цивилизации с имманентным культурным экспансионизмом, осуществляющимся в архаичных презентационных формах способны обеспечить более точное понимание арабской цивилизации как коммуникативного актора, что может быть использовано любыми субъектами, участвующими в выстраивании отношений с арабским регионом. Описание современного состояния арабской цивилизации и предложенные вероятностные сценарии её дальнейшего развития в контексте глобальных социокультурных процессов XXI века, могут быть развёрнуты культурологами, иными специалистами, занимающимися прогностикой и геополитикой в отдельные исследовательские направления.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в образовательном процессе при включении специальных тем в учебные курсы по культурологии, политологии, геополитике, межкультурной коммуникации и международным отношениям, а также при разработке специальных курсов, связанных с цивилизационным процессом в условиях глобализации и научно-технической революции. Материалы диссертации могут найти применение в разработке программных положений культурной политики и межкультурной адаптирующей коммуникации, внедрении авторских курсов лекций «Культура арабской цивилизации XXI века», «Соотношение традиций и новаторства в культуре арабской цивилизации».

Методология и методы исследования.

Теоретико-методологическими основами исследования выступают концептуальные положения в области культурологии, философии культуры , теории локальных цивилизаций, социокультурного проектирования, прогнозирования и культурной политики. Главным методологическим основанием работы является идея о необходимости культурно-цивилизационного разнообразия, параллельного существования цивилизаций разных типов как условия прогрессивного развития человечества с одной стороны и залога его безопасности как вида – с другой. Идея мирового предназначения локальных цивилизаций прослеживается в теории цивилизаций, начиная с работ её классиков – Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Дж. Тойнби, П. А. Сорокина. Автор исходит из идеи равнозначности и равноценности локальных цивилизаций в эпоху глобальной неопределённости, вызванной противоречивыми тенденциями мирового развития. Нам близка точка зрения Б. С. Ерасова и П. А. Сорокина на цивилизацию как систему «культурное ядро – периферия». Эвристический потенциал данной идеи позволяет нам сделать вывод о её универсальности и возможности использования при рассмотрении межцивилизационных отношений.

Выделение критериев цивилизации как локальной общности, определение понятия «цивилизация» стали возможными при сопоставлении идей, присутствующих в трудах Н. Я. Данилевского (цивилизация как культурно-исторический тип), О. Шпенглера (цивилизация как гибель культуры), А. Дж. Тойнби (цивилизация как «алгоритм»), С. Хантингтона (цивилизация как идентичность). В диссертации имеет также место опора на культурологическую модель понимания цивилизации, разработанную А. Я. Флиером; а также на идеи А. Я. Флиера и А. В. Костиной о зависимости социорегулятивных свойств культуры от её типа.

Феномен цивилизации предстал в диссертации в виде познавательной теоретической модели, рассмотренной как в собственной процессуальности и динамике внешней среды (М. Вартофский), так и в виде статичного теоретического конструкта, «идеального типа» (М. Вебер), что обеспечило возможность осуществить сравнительный анализ совпадения (или расхождения) модели и реального воплощения критериев цивилизации на материале исторического пути развития арабскогообщества.

Основанием для позиционирования арабской цивилизации, демонстрации её самобытности, отдельности явилось принятое противопоставление «Восток–Запад», используемое как в научном дискурсе, так и в публицистике, позволяющее акцентировать внимание на смысловой напряжённости и оппозиционности обозначенных категорий, фиксировать устойчивые ценностно-нормативные основания, способы познания и изменения мира, присущие цивилизациям указанных типов.

Культурно-исторический подход при изучении арабской цивилизации осуществлялся в синтезирующем использовании диахронной и синхронной логики исследования, позволяющем, с одной стороны, выявлять устойчивые, константные значения и признаки, присущие арабской цивилизации (формируемые на всём протяжении её исторического развития), с другой – осуществлять сравнительный анализ её особенностей на фоне иных культурно-цивилизационных типов. Прослеживая исторический путь арабской цивилизации, диссертант использовал историко-логический метод исследования, предполагающий обращение лишь к существенным, событийным сюжетам истории, оказавшим наибольшее воздействие на становление и оформление характерных черт арабской цивилизации. При исследовании своеобразия арабской цивилизации, обоснованным виделось использование типологического метода, то есть, определения специфики через анализ особости на фоне иного.

В качестве наиболее значимых и фундаментальных характеристик культуры в работе исследовались параметры её устойчивости и изменчивости, что нашло отражение в анализе соотношения традиционной и инновационной составляющих как при анализе цивилизаций в целом, так и во внутренней специфике преломления традиций и новаторства в арабской цивилизации. Внутреннее единство различных государств, объединённых понятием «арабская цивилизация», позволило диссертанту (в целом, допуская противоречивость в развитии отдельных регионов) оценивать её с общих позиций проявления традиционного и инновационного начал.

Положения, выносимые на защиту:

1. В исследовании выдвигается идея необходимости типологии цивилизаций по основаниям «традициональность» – «инновационность». Обосновывается контекстуально-детерминированное представление о цивилизации как форме выражения доминирующего культурного начала (культурно-исторического типа) в условиях неустойчивости социокультурных парадигм. Локальные цивилизации различных типов можно анализировать сквозь призму объяснения современного смысла их сосуществования. В совокупности локально- цивилизационное и этно-культурное разнообразие вырабатывает и обеспечивает разные способы жизнедеятельности человеческих сообществ в условиях неопределённости будущего и глобальных рисков.

2. Целесообразность теоретического рассмотрения арабского мира в ключе теории локальных цивилизаций вытекают из его религиозных особенностей, а также из доминирования в его границах общей культурной стилистики – общей языковой основы; общности происхождения и её осознания; высокого экспансионистского потенциала; активной реализации идеи культурного мессианства и богоизбранности; культурно-идентификационной целостности; культивирования исторической преемственности; упования на судьбу как определяющий фактор культурного вектора; особенностей хозяйственного и технико-технологического уклада.

3. В исследовании представлены авторские критерии классификации культур по степени выраженности в них традиционного начала: возможные типы следования сакральным текстам; тип влияния религиозно-традиционного начала; степень интегрированности светского и религиозного начал; характер восприятия изменений внешних условий; семантическая тональность (не формализуемая интенция текста, детерминирующая мыслительные и поведенческие модели адептов) священного писания. В соответствии с данной типологией культура арабской цивилизации характеризуется ортодоксально-всеобъемлющим режимом следования религиозным текстам; системным влиянием религиозно-традиционного начала; диффузно-интегрированным сочетанием светского и религиозного начал; ретроградно-негативным характером восприятия изменений внешних условий жизни; мотивом избежания священной кары в качестве ключевой идеи сакрального текста. Основным механизмом поддержания устойчивости традиционной составляющей арабской цивилизации является консолидирующая роль ислама и арабского языка как основ арабской культуры.

4. Проявления новаторского потенциала культуры арабской цивилизации выражены в двух возможных аспектах новаторства: инновационно-модернизационном (переход культуры от консервативных моделей к прогрессивным, обновление традиционного уклада) и презентационном (потенция культуры к продуцированию социальных процессов и образов, связываемых именно с данной культурой и воспринимаемых как типично-своеобразные её проявления в общемировом пространстве). Инновационно-модернизационное проявление культуры арабской цивилизации выражена относительно слабо.

5. Сниженный характер таких индикаторов инновационности, как восприятие образов прогресса, глубина проникновения модернизационных процессов в культуру (и последующая её трансформация), способы и типы участия в инновационных процессах, степень отраслевого и географического распространения прогрессивных достижений модернизации позволило автору отнести арабскую цивилизацию к традиционалистскому типу. Презентационное начало арабской цивилизации на современном этапе выражается: 1) в идее культурной экспансии традиционного, 2) в особых типах кооперации, консолидации экспансионистских сил путём создания международных альтерглобалистских объединений, 3) в идеологии доминирования арабской культуры в мире.

6. Параметрическая база сравнения арабской и западной цивилизаций позволяет контекстуально позиционировать арабскую цивилизацию как самобытную общность. Современная НТР объективирует следующие требования к культурному развитию: наличие инновационно-модернизационного потенциала либо готовность к его наращиванию; открытость и наличие устойчивых коммуникативных связей с внешним миром; межкультурная толерантность; сохранение культурной самобытности и уникальности без агрессивной самопрезентации в мире; культурная гибкость и оперативность реагирования на изменяющиеся условия. Арабская цивилизация на современном этапе лишь в небольшой степени демонстрирует соответствие указанным требованиям.

7. Вместе с тем в исследовании делается вывод о важной роли арабской цивилизации в обеспечении цивилизационно-культурного разнообразия в XXI веке. Рассматриваются и обосновываются условия компромиссного сосуществования цивилизаций, типологически различаемых по критериям «новаторство» – «традиционализм» в условиях научно-технической революции рубежа XX–XXI веков. Представлены вероятные сценарии взаимоотношений традиционалистской арабской цивилизации с инновационными цивилизациями западного типа. Данные сценарии различаются по критериям «оптимистичность», «пессимистичность», «оптимальность». В работе обозначены следующие сценарные варианты: «разумная интеграция», «открытая конфронтация», «культурная консервация».

Степень достоверности и апробация результатов. Основные положения исследования нашли отражение в 16 публикациях общим объёмом 5 п. л., в том числе три из них – в рецензируемых научных журналах, определённых ВАК МОиН РФ.

Результаты исследования и отдельные аспекты работы обсуждались на методологических семинарах кафедры культурологии и социологии ЧГАКИ (2011, 2012), XXXI и XXXIII научно-практической конференции «Студент и научно-технический прогресс» (Челябинск, 2007, 2009), международном научно-творческом форуме «Молодёжь в науке и культуре XXI века» (Челябинск, 2010, 2011, 2012), международной научно-практической конференции «Экономические, юридические и социокультурные аспекты развития регионов» (Челябинск, 2010), научно-практической конференции «Южный Урал – Азербайджан: по пути дружбы и сотрудничества» (Челябинск, 2010), конференции «Московская международная модель ООН – 2011» (Москва, 2011), международной молодёжной конференции «Тюменская модель ООН – 2011» (Тюмень, 2011), научно-практической конференции «Челябинск многонациональный. История города в истории страны» (Челябинск, 2012), научной конференции «Стабильность и развитие: Россия в системе глобальных трансформаций (Москва, 2013), научно-практической конференции «Современное состояние культуры и общества: особенности и перспективы развития России (Москва, 2013).

Материал диссертации использовался в тематическом блоке лекционных и семинарских занятий, посвящённых восточной культуре в рамках курсов: «История культуры», «Политическая культура цивилизаций»; соотношение традиционной и инновационной составляющих арабской и западной культур рассматривалось на лекционных и семинарских занятиях по дисциплине «Культурная политика».

В рамках гранта Челябинской государственной академии культуры и искусств был организован «круглый стол» по теме «Запад – Восток – пути взаимодействия», на котором обсуждалась тема толерантности, стратегия преодоления языкового барьера, влияния технического прогресса на страны Востока.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры культурологии и социологии Челябинской государственной академии культуры и искусств 28 июня 2013г. (протокол № 14) и принята к защите на заседании диссертационного совета Д.504.001.08 при ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» от 15.10.2013 г (протокол № 6).

Структура диссертации включает введение, две главы (пять параграфов), заключение и список литературы из 304 названий.

Похожие диссертации на Традиции и новаторство в культуре арабской цивилизации