Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Современное художественное образование как объект культурологического анализа Миловзорова Елена Борисовна

Современное художественное образование как объект культурологического анализа
<
Современное художественное образование как объект культурологического анализа Современное художественное образование как объект культурологического анализа Современное художественное образование как объект культурологического анализа Современное художественное образование как объект культурологического анализа Современное художественное образование как объект культурологического анализа Современное художественное образование как объект культурологического анализа Современное художественное образование как объект культурологического анализа Современное художественное образование как объект культурологического анализа Современное художественное образование как объект культурологического анализа Современное художественное образование как объект культурологического анализа Современное художественное образование как объект культурологического анализа Современное художественное образование как объект культурологического анализа
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Миловзорова Елена Борисовна. Современное художественное образование как объект культурологического анализа : диссертация ... кандидата культурологических наук : 24.00.01 / Миловзорова Елена Борисовна; [Место защиты: Российский институт культурологии].- Москва, 2003.- 173 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Основные задачи инкультурации учащейся молодежи. 13

1.1. Личностное становление молодежи в современном мире 13

1.2. Гуманитарное образование как подсистема общей инкультурации 2 5

1.3. Социальные функции искусства и художественное образование 52

Глава II. Особенности современной практики художественного образования (на примере Московского государственного академического художественного института имени В.И.Сурикова). 70

2.1 Художественный вуз сущность и структура 70

2.2 Анализ содержания обучения в художественном вузе иерархия приоритетов, место и роль общегуманитарных дисциплин 85

Глава III. Моделирование путей совершенствования художественного образования. 94

3.1. Общекультурное значение художественного образования по мнению преподавателей и студентов МГАХИ им В И Сурикова 94

3.2. Инновации в системе художественного образования 99

Заключение 116

Схемы и таблицы 123

Библиография 150

Приложения 166

Введение к работе

Актуальность исследования. В современных условиях всесторон- ней социокультурной модернизации российского общества эффективность обучения в существенной мере зависит от правильно выбранной и четко обозначенной цели образовательной деятельности, которая, в конечном счете, сводится к допустимой и предпочитаемой обществом на данном ис- торическом этапе модели социализации и инкультурации личности студен- та.

В свою очередь, модель социализации сегодня уже не ограничивается задачей воспроизводства традиции и традиционной идеологической и со- циокультурной ориентации личности (характерной для предшествующей эпохи), а направлена на воспитание в индивиде органичной потребности, умений и навыков социального и культурного саморазвития как основы социальной адаптации и индивидуальной конкурентоспособности в обще- стве. Эта новая задача требует серьезной корректировки не только содер- жания образования, но и деятельностно-психологических установок, закла- дываемых в сознание учащихся.

Таким образом, актуальность данного исследования базируется на очевидном противоречии между логическим пониманием того, что в усло- виях современного индустриального и, тем более, постиндустриального об- щества социальная конкурентоспособность человека с традиционным ти- пом образования существенно ниже, чем у образованного по новой модели, с одной стороны, и фактическим отсутствием научно разработанной новой модели образования, социализации и инкультурации личности - с другой.

По нашему мнению, новая образовательная модель должна быть вы- строена на принципах всесторонней гуманитаризации (повышения гумани- тарной компоненты) среднего и высшего образования всех профилей, что должно положительно отразиться на уровне общей социокультурной пла- стичности и профессиональной мобильности индивида.

Особую значимость гуманитаризация и культурологизация содержа- ния образования будет иметь в подготовке деятелей искусства (художни- ков), чья зависимость от динамики социального заказа (постоянной смены параметров требований рынка художественной продукции) в современных условиях существенно выросла по сравнению с минувшей эпохой идеоло- гической устойчивости. А это, в свою очередь, требует от художника большей толерантности, общекультурной компетентности, более высокого уровня гуманитарной эрудированности. Чем более развитыми параметрами перечисленных свойств будет обладать художник (помимо собственно творческих способностей), тем выше будет и его конкурентоспособность в профессиональном цехе.

Основы описанной культурной компетентности и гуманитарной эру- дированности закладываются, прежде всего, в процессе общего и профес- сионального образования. Выявление специфики процесса повышения об- щего гуманитарно-культурного развития будущего художника является од- новременно и основным проблемным полем нашего исследования, и базо- вым элементом его актуальности.

Степень исследованности проблемы. На рубеже XX-XXI вв. скла- дывается новая парадигма образования, стержнем которой является разви- тие личности, способной ориентироваться в динамично изменяющемся ми- ре, в неустойчивой системе заказа на ту или иную профессиональную дея- тельность, в системе глобальных коммуникаций и новых информационных технологий, обеспечивающих более тесное взаимодействие социально-эко- номических и культурных аспектов жизни. Это обусловливает необходи- мость пересмотра ряда целеустановок высшего образования, что особенно важно для современной России.

Сегодня мы сталкиваемся с многообразием и даже полярностью мне- ний ученых по поводу задач высшего образования в плане общей социали- зации и инкультурации студентов. Различные точки зрения сходятся, по- жалуй, в одном - вне культурологического подхода данные вопросы нераз- решимы. Поэтому в научной разработанности данной области можно вы- явить как минимум три направления осмысления этой проблемы.

Первое направление - это общетеоретический анализ проблем функ- ционирования образования в контексте общего развития современной куль- туры. Обобщенно его можно назвать общекультурологическим. При этом, анализ различных аспектов образования ведется в пределах следующих проблемных полей: функции и задачи образования с позиций общей теории культуры; анализ образования как подсистемы культуры, как механизма тран- сляции культурного опыта и ознакомления учащихся с основными состав- ляющими мирового и национального культурного наследия; исследование механизмов воспроизводства общества и его культу- ры, их роли в интеллектуальной жизни личности и общества в целом; выявление параметров гуманистического и творческого содержания в различных воспитательных системах.

В целом это направление позволяет представить неразрывную связь сферы образования и воспитания с социокультурными условиями всякой эпохи, отражая содержательную и ценностно-ориентационную стороны об- разовательного процесса. Здесь необходимо перечислить имена Г.А.Ава- несовой, А.И.Арнольдова, Н.Г.Багдасарьян, И.М.Быховской, Л.П. Воронко- вой, Б.С.Гершунского, П.С.Гуревича, В.Е.Давидовича, Г.В.Драча, Б.С.Ера- сова, Г.И.Зверевой, Л.Г.Ионина, С.Н.Иконниковой, М.С.Кагана, А.С.Кар- мина, И.В.Кондакова, Т.Ф.Кузнецовой, Н.С.Ладыжца, М.К.Мамардашвили, С.П.Мамонтова, Э.А.Орловой, В.Л.Рабиновича, В.М.Розина, Ю.В.Рождест- венского, В.С.Степина, А.Я.Флиера, А.И.Шендрика и др.. а так же авторов многочисленных учебников по культурологии (общеобразовательной и специальной).

Второе направление - социально-философский подход к анализу из- менений в структуре образования и воспитания, рассматривающий следую- щие аспекты: определение социального статуса образования в обществе; осмысление изменений в деятельности высших учебных заведений; социально-философские аспекты подготовки специалиста, включа- ющие развитие непрерывного образования и формирование многоуровне- вой системы подготовки кадров.

Вопросы этого типа нашли отражение в работах таких специалистов, как: Т.Адорно, Г.А.Антипов, Р.Арон, А.Г.Асмолов, И.В.Бестужев-Лада, В.С.Библер, Б.М.Бим-Бад, Л.П.Буева, И.А.Бутенко, Л.А.Вербицкая, Т.П.Во- ронина, Т.В.Воронцов, Э.Дюргейм, А.С.Запесоцкий, М.А.Иванова, В.Г. Ки- нелев, Т.Г.Киселева, Н.С.Павлюк, В.М.Петров, Р.А.Порфирьева, Б.Саймон, М.Хоркхаймер, Н.А.Хроменков, В.А.Ядов.

Третье направление составляют социологические и педагогические исследования, направленные на изучение специфики собственно художест- венного образования. К числу их авторов следует отнести: Е.Я.Александро- ву, А.О.Барща, Ю.М.Борева, И.Э.Грабаря, О.Н.Данилову, А.И.Зотова, М.С. Кагана, А.Ф.Киселеву, В.В.Колокольникова, И.Н.Крамского, Л.Г.Медведе- ва, К.Э.Разлогова, Н.Н.Ростовцева, А.Сохора и др.

В целом анализ научных разработок проблемы показывает преобла- дание общефилософских, общекультурологических, общепедагогических подходов к вопросам современного состояния художественного образова- ния.

Основная рабочая гипотеза исследования. В современных услови- ях как социальный, так и индивидуальный заказ на художественную проду- кцию обретает все более мозаичный, поливариантный характер. Для под- держания своей профессиональной конкурентоспособности в таких услови- ях художник должен обладать существенно более широкой общекультур- ной компетентностью, гуманитарной эрудированностью, способностью адекватно понять и реализовать любой экстравагантный заказ потребителя. Необходимый объем знаний такого рода ему должна обеспечить система профессионального образования и, в частности, ее общегу манитарная (пре- жде всего культурологическая) компонента. Поэтому в содержании худо- жественного образования необходимо усиление объема и глубины культу- рологического блока дисциплин.

Целью работы является культурологический анализ особенностей художественного образования, сложившегося в нашей стране, его соотне- сение с социокультурными потребностями современного общества (теоре- тическое моделирование характеристик актуального художественного об- разования в свете расширившегося социального заказа на искусство).

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи: охарактеризовать художественное образование как специфическое направление образовательной деятельности и как элемент художественной культуры; систематизировать нормативные материалы по вопросам образова- ния, в т.ч. художественного, с точки зрения функции образования как под- системы культуры (определить статус субъектов художественного образо- вания в условиях перестройки высшей школы, выявить различные аспекты социокультурной обусловленности тех или и проанализировать направленность и структуру процесса обучения в художественном вузе (на материале учебных планов и методов преподава- ния) на примере конкретного художественного вуза и проанализировать собственно культурологическую составляющую этого процесса; выявить связь художественного образования с социальным заказом, образовательными реформами и общественными интересами.

Объектом исследования является современная теория и практика высшего художественного образования (на примере МГАХИ им.В.И.Сури- кова), рассмотренная в ракурсе его культурологической ориентированно- сти.

Предмет исследования - тенденция повышения значимости культу- рологической и общегуманитарной составляющей в обраювательных про- граммах художественных вузов на современном этапе.

Методология исследования базируется преимущественно на прин- ципах системного анализа изучаемого материала. Используются элементы структурно-функциональной методологии, ориентация на понимание обра- зования как механизма удовлетворения социальныл интересов и потребно- стей личности и общества, как процесса институционализации профессио- нальных знаний и навыков и общегуманитарной эрудиции, необходимых для работы в сфере искусства.

Методы исследования включают в себя: систематический анализ документальных материалов и литературы, контент-анализ реальных про- цессов обучения в художественном вузе, полевые социокультурные иссле- дования (опрос, интервьюирование и анкетирование) и анализ социальной эффективности художественного образования на основе материалов по- добного обследования, теоретическое моделирование идеальной схемы по- строения содержания и структуры художественного образования в совре- менных условиях.

Материалы исследования: государственные нормативные акты в области образования; научная литература по профилю исследования; учебно-нормативные и учебно-отчетные документы МГАХИ им. В.И.Сурикова; интервью со специалистами-экспертами - профессорско-препода- вательским составом МГАХИ им.В.И.Сурикова; анкетный опрос студентов разных курсов и факультетов, а также выпускников названного вуза.

Научная новизна и теоретическая значимость проведенного ис- следования заключается в сборе, систематизации и анализе данных о сос- тоянии современного художественного образования, проведенном с пози- ций культурологической науки. При этом к числу исследовательских инно- ваций относятся: построение теоретической модели структуры и содержания художе- ственного образования, соответствующего современным социокультурным запросам; выявление основной тенденции динамики художественного образо- вания на современном этапе как процесса переориентации всей образова- тельно-педагогической системы на формирование в студенте нового уров- ня общекультурной компетентности. От успешного развития этой тенден- ции во многом будет зависеть социальное качество, коэффициент полезно- го действия художника как субъекта культурного развития, реализация его как полноценной личности; обобщение основных характеристик художественного образования как функционального синтеза образовательной и художественной культур; анализ нормативных документов (государственных и вузовских), а также научной литературы, выявляющих и осмысляющих социокультур- ную роль образования в обществе в целом, специфические аспекты образо- вания в сфере искусства, что дает возможность систематизировать основ- ные принципы современной российской образовательной доктрины, опре- делить критерии государственной политики в этой области; проведение полевых исследований (в форме опроса, анкетирования и интервьюирования студентов и преподавателей конкретного художест- венного вуза), обработка которых позволила выявить и продемонстриро- вать внутрипрофессиональные потребности и пожелания по линии рефор- мы художественного образования.

Практическая значимость определяется прикладной направленно- стью работы, ее ориентацией на реализацию в практике новых принципов построения образовательного процесса в конкретном творческом вузе - МГАХИ им. В.И.Сурикова. Рекомендации по изменению содержания обра- зовательной программы в художественном вузе могут быть использованы для создания новой модели художественного образования в стране.

Положения, выносимые на защиту:

Существенно изменившиеся политико-идеологические и социаль- но-экономические условия жизни в современной России неизбежно изме- нили и характеристики заказа на художественную деятельность. Если пре- жде в стране доминировал государственный заказ с однотипными идейно- образными параметрами, то ныне радикально перестроился как социаль- ный заказ на искусство от общества в целом, так и система конкретных за- казов. Сегодня получение государственного заказа для художника стано- вится большой редкостью, зато начинают преобладать индивидуальные за- казы от частных лиц или коммерческих организаций, нередко отличающи- еся большей или меньшей экстравагантностью своих содержательно-образ- ных и иных параметров.

В этих новых условиях профессиональная конкурентоспособность художника будет зависеть уже не только от уровня его природной одарен- ности и мастерства владения профессиональной техникой исполнения, но и, в большой степени, от его способности правильно понят ь и адекватно от- реагировать на параметры любого заказа. В свою очередь, это потребует от художника принципиапьно большей широкой общекультурной эрудиро- ванности, знаний в области истории, этнографии, религии, эзотерики, ма- териальной культуры, истории художественных стилей и т.п.

Необходимые общекультурные знания будущий художник должен получать преимущественно в стенах высшего учебного заведения (художе- ственного вуза), что требует соответствующего пересмотра содержания об- разовательных программ художественных вузов в двух направлениях: а) расширения масштабов изучения истории и теории искусства (как осваи- ваемого вида, так и других видов искусства, теории художественных сти- лей и т.п.) и б) радикального повышения объемов, и углубления содержа- ния блока дисциплин общекультурологического профиля Именно послед- нее и может обеспечить будущему художнику необходимую гуманитарную эрудицию как неотъемлемый компонент его профессиональной конкурен- тоспособности.

В российском художественном образовании наших дней (в особен- ности в его негосударственном секторе) уже наметились определенные сдвиги, которые пока еще носят крайне робкий характер и совершенно не- достаточны для формирования той общекультурной эрудиции, которая не- обходима современному художнику.

Апробация исследования.

1. Результаты исследования докладывались на 11 конференциях и «круглых столах», среди которых следует упомянуть: «Образование в области искусства» (Министерство культуры РФ, Всероссийская библиотека иностранной литературы им. М.И.Рудомино. Москва, 2001). «Информационно-аналитические системы управления вузом» (На- учный парк МГУ. Москва, 2001). «Науки о культуре - шаг в XXI век» (Министерство культуры РФ, Научно-образовательный центр при РИК. Москва, 2001). «На пути к новой образовательной модели» (РГГУ. Москва, 2001). «Методология изучения и формирования социокультурных прак- тик» (Научно-образовательный центр при РИК. Москва, 2001).

Материалы работы легли в основу 8 публикаций.

Материалы исследования используются в учебном процессе в спе- цкурсе «Методика преподавания культурологии», читаемом в Высшей школе культурологии МГУКИ и курсе «Культурология», читаемом в Госу- дарственном музыкально-педагогическом институте им.М.М.Ипполитова- Иванова.

Диссертация и ее автореферат были обсуждены и получили реко- мендацию к защите на заседании сектора фундаментальных проблем куль- турологии Российского института культурологии от 21 октября 2002 г. (Протокол № 9).

Структура диссертации включает введение, 3 главы, заключение, раздел схем и таблиц, библиографию и приложения.

Личностное становление молодежи в современном мире

Каждое общество, как социально-культурная система, характеризу ется своим содержательным и целевым наполнением, своей динамикой и направлением развития. В обычных условиях в обществе естественным об разом складываются механизмы образовательной деятельности, адекват ные данным целям, содержанию и направлению развития. Это обусловли вает обретение смысла культурной парадигмы общества, модернизируемой по ходу его развития. Сложность современного модернизируемого общества в России обу славливается изменениями в ее социокультурной, экономической и поли тической жизни, усложнением структуры отношений между людьми, с природным и искусственным окружением. Существующая фаза модернизации общества определяется сущест венными расхождениями между традиционными и модернизационными факторами в фундаментальных областях общественной жизни, что приво дит к ее нестабильности и противоречивости. К основным чертам, свидетельствующим о радикальности происхо дящих изменений, можно отнести: - определение пределов экономического роста;

- исчерпание возможностей прежних способов мышления и содер жания практики;

- выявление кризиса традиционной картины мира;

- нарастание противоречий между культурой, как связью людей, цивилизацией, как связью вещей.

Э.Тоффлер заметил, что «важнейшая примета современности - это дифференциация установок различных социальных групп, а следовательно - и их систем ценностей» (180, с.56). По определению К.Жигульского, «ценности суть предметы, явления и их свойства, которые признаются необходимыми, полезными или прият ными с точки зрения определенных сообществ, классов, индивидов, и ко торые служат средствами удовлетворения их потребностей и интересов, а сверх того - это мотивы и идеи, признаваемые в качестве норм, целей и идеалов» (180, с.54). Из этого можно сделать вывод, что каждая эпоха, каждая культурная формация, каждый общественный класс обладает своей особой системой ценностей. Однако в современной социокультурной сит ации существуют и «параллельные системы ценностей», отвечающие запросам различных социальных групп. Так, система ценностей массовой культуры во многом отличается от ценностей традиционной культуры. Несмотря на это расхож дение, обе эти системы сегодня существуют одновременно, даже не всегда исключая друг друга. Например, сложная современная живопись сосуще ствует с массовым прикладным искусством. По мнению К.Т.Теплица, такое сочетание связано с иной творческой установкой, и иными потребностями, что не исключает признания правомерности другой системы ценностей (180, с.55). Сегодня налицо плюрализм культуры, ее неоднородность и как след ствие этого - возникновение множества субъектов и требований к социо культурной ситуации в целом. Следует признать, что человек - поликуль турное существо, даже если он воспитывался в определенном типе культу ры и сознательно разделяет ее нормы и ценности. Однако он открыт не только для познания форм культуры своего общества, но и иных обществ,

Художественный вуз сущность и структура

В нашей работе в качестве объекта исследования представлен Мос ковский Государственный Академический художественный институт име ни В.И.Сурикова. МГАХИ имени В.И.Сурикова - образовательное учреждение Феде ральной подчиненности в структуре Российской Академии художеств. Ин ститут реализует профессиональные образовательные программы высшего и послевузовского художественного образования и проводит творческую, воспитательную, учебно-мстоднчсскую работу и научные исследовании и области искусствоведения и гуманитарных дисциплин. МГАХИ имени В.И.Сурикова является преемником и продолжателем традиций русской реалистической художественной школы и Московского Училища живописи, ваяния и зодчества, основанного в 1843 году. Институт, как особо ценный объект культурного наследия России, развивает принципы отечественной художественной школы и традиции ми рового классического искусства. К ним относятся: - изучение и художественное постижение натуры; - образное пространственно-пластическое мышление; - профессионализм и высокая культура изобразительной деятельно сти. Вуз является творческим, учебным и научно-методическим комплек сом в системе непрерывного художественного образования, осуществляю щим подготовку специалистов в области культуры и искусства. Согласно Уставу МГАХИ имени В.И.Сурикова, вуз призван решать

следующие основные задачи:

- удовлетворение потребностей общества в квалифицированных спе циалистах с высшим художественным образованием и нау чно-педагогичес ких кадрах высокой квалификации;

- накопление, сохранение и приумножение нравственных художест венных и культурных ценностей общества;

- удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, куль турном и нравственном развитии, приобретении высшего художественного

образования и соответствующей квалификации;

- организация и проведение творческих, научно-методических, тео ретических исследований в области искусства, культуры и художественно го образования;

- переподготовка и повышение квалификации преподавателей и спе циалистов среднего и высшего звена художественного образования;

- распространение знаний среди населения, повышение его общеоб разовательного и культурного уровня, художественно-эстетического вос питания общества.

Реализация этих задач должна осуществляться на основе:

- выявления и поддержки художественных талантов в разных возрас тных группах населения России;

- подготовки художников-живописцев, графиков, скульпторов, искус ствоведов, обладающих высоким профессионализмом, теоретическими зна ниями и практическими навыками, с осознанием личного долга по сохране нию и приумножению культурных ценностей России;

- обучения профессиональному мастерству в органичном единстве с формированием духовных начал и нравственных качеств, обеспечивающих становление творческой личности;

- совершенствования и пропаганды лучших методик преподавания, развития творческого, образного мышления молодых художников;

- создания учебников, учебных пособий и программ по специальным дисциплинам для художественных образовательных заведений, издания сборников научных трудов;

- оказания творческой и научно-методической помощи специальным учебным заведениям;

- совершенствования квалификации преподавателей средних и выс ших специальных художественных учебных заведений;

- разработки и внедрения в учебный процесс новейших методов и технологий обучения.

В настоящее время МГАХИ имени В.И.Сурикова осуществляет под готовку специалистов по следующим специальностям:

- 05.18. «Живопись» (станковая, монументальная, театрально-декора ционная);

- 05.19. «Графика» (станковая, искусство книги, искусство графики и плаката);

- 05.20. «Скульптура»;

- 05.21. «Теория и история изобразительного искусства».

Охарактеризуем основные особенности каждого факультета.

Общекультурное значение художественного образования по мнению преподавателей и студентов МГАХИ им В И Сурикова

В современной социокультурной ситуации складывается новая пара дигма образования, стержнем которой является развитие личности, способ ной ориентироваться в динамично изменяющемся мире, в системе глобаль ных коммуникаций и новых информационных технологий, обеспечиваю щих интеграцию социально-экономических i культурных связей. Именно в наше время стала осознаваться неудовлетворительность той педагогической системой, которая вырабатывалась, начиная с XVIII з., в соответствии с потребгостями научно-технического развития цивилиза ции того времени, и появилась мысль о необходимости привести данную систему в соответствие с интересами гуманитарно-ориентированной куль туры, движение к которой и составляет суть пеоеживаемой нами трансфор мации одного культурного состояния в другое. Речь идет о том, как отме чает М.С.Каган в своей «Философии культуры»: «чтобы видеть в школе не учреждение системы «образования» и «обучения», а институт культуры, для которого задачи образования и обучения являются лишь сторонами не сравненно более сложной, многогранно-целостной деятельности - приоб щения к культуре входящего в жизнь молодого человека и формирования его потребности развивать культуру собственной творческой активностью в общении с другими людьми и во благо всего человеческого рода» (68, с. 306). МГАХИ им. В.И.Сурикова занимается подготовкой специалистов высокой творческой квалификации. При этом необходимо определить - на сколько подготовлены абитуриенты и студенты института искусства к ус- ловиям и характеру их будущей специальности, и на каком уровне нахо дится их обще культурная подготовка. Данные вопросы были включены в социологическое исследование, проведенное в данном учебном заведении.

Целью нашего исследования является разработка (на основе мнений преподавателей и студентов, а также са.мостоятельных исследований) ре комендаций по гуманитаризации и культурологизации художественного образования в соответствии с требованиями социокультурной ситуации на ших дней. Анализируя ответы студентов, можно отметить, что основными мо тивами при поступлении в вуз (распределение по значимости) явились: а) наиболее важное значение: - интерес к будущей специальности; - семейная традиция; б) существенное значение (мотивы, важные для студентов, которые не были указаны в анкете), среди которых: - получение профессиональной творческой подготовки; - освоение различной техники и азов изобразительной грамоты; - совершенствование профессиональных навыков; - любовь к красоте и идеям прекрасного, изящного; в)определенное значение: - получение высшего гуманитарного образования (см. Раздел схем и таблиц: табл. № 3-5). Учитывая особенности вуза, абитуриенту, поступающему в художе ственный вуз, необходимо иметь определенную профессиональную подго товку.

Похожие диссертации на Современное художественное образование как объект культурологического анализа