Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социокультурный статус декоративно-прикладного искусства в культуре народов Северного Кавказа Дробышева Наталья Владимировна

Социокультурный статус декоративно-прикладного искусства в культуре народов Северного Кавказа
<
Социокультурный статус декоративно-прикладного искусства в культуре народов Северного Кавказа Социокультурный статус декоративно-прикладного искусства в культуре народов Северного Кавказа Социокультурный статус декоративно-прикладного искусства в культуре народов Северного Кавказа Социокультурный статус декоративно-прикладного искусства в культуре народов Северного Кавказа Социокультурный статус декоративно-прикладного искусства в культуре народов Северного Кавказа Социокультурный статус декоративно-прикладного искусства в культуре народов Северного Кавказа Социокультурный статус декоративно-прикладного искусства в культуре народов Северного Кавказа Социокультурный статус декоративно-прикладного искусства в культуре народов Северного Кавказа Социокультурный статус декоративно-прикладного искусства в культуре народов Северного Кавказа
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дробышева Наталья Владимировна. Социокультурный статус декоративно-прикладного искусства в культуре народов Северного Кавказа : Дис. ... канд. филос. наук : 24.00.01 : Ростов н/Д, 2004 170 c. РГБ ОД, 61:04-9/669

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Историческая динамика декоративно-прикладного искусства как феномена культуры

1.1. Сущность декоративно-прикладного искусства 16

1.2. Генезис декоративно-прикладного искусства 42

1.3. Особенности и функции современного ДЛИ 56

Глава II. Декоративно-прикладное искусство в этнокультурном пространстве Северного Кавказа

2.1. Специфика культурно-исторического ареала народов Северного Кавказа 68

2.2,Основные виды декоративно-прикладного искусства народов Северного Кавказа 84

2.2.1.Особенности формообразования декоративно-прикладного искусства на Северном Кавказе84

2.2.2. Резное дерево 87

2.2.3. Ковроделие 104

2.2.4. Художественная обработка металлов 121

2.2.5. Гончарное искусство 136

2.2.6. Художественная обработка камня

146 Заключение

155 Литература

156 Приложение.

Технические приемы художественно-образной выразительности произведений ДЛИ народов Северного Кавказа 167

Введение к работе

Актуальность избранной темы обусловлена и потребностью преодоления отстраненности художников от реальной действительности, расширения их внимания за границы индивидуального опыта и собственных изысков. Ведь свободу искусства нельзя отождествлять с субъективным произволом, в результате которого мир заполняется безвкусицей, нехудожественными и антихудожественными подделками. В качестве высокохудожественного зачастую стало признаваться то, что не отвечает требованиям эстетического, что может быть понятно лишь посредством словесных и мыслительных штампов. Многие современные течения в искусстве носят безжизненный характер, являя собой пародию, вторичность, отчужденность, безличность, цитатность и почти полное отсутствие своего, присущего данной эпохе, субстанционального содержания. Для того чтобы выйти из культурного и художественного кризиса, в котором находится сознание современного человека, необходимо вернуться к истокам искусства, в данном случае — к одному из древнейших его видов — декоративно-прикладному. Безусловно, мы не имеем в виду возврат к прошлому, а ведем речь о возрождении его традиций и их разумном развитии в современных условиях.

Необходимо отметить, что, несмотря на всю сложность и неоднозначность ситуации, современное общество испытывает большой интерес к культурному наследию. Сегодня формируются новые грани и границы национального мышления, переосмысливаются духовные ценности

4 прошлого. Нам представляется, что самым важным шагом на пути разрешения сложившихся проблем является возрождение утерянных пластов национальной культуры, изучение духовного наследия всех народов и народностей. Как отмечал М. Лифшиц, «значение каждой национальной культуры связано с богатством ее исторических ступеней». Обращаясь к вопросам возрождения национальной культуры, необходимо помнить, что любая национальная культура имеет народные корни. И если в обществе происходят социальные изменения, приводящие к нарушению стабильности, то и естественной защитой от них является реакция самосохранения, заключающаяся в возврате к стабильному прошлому, к изначальному состоянию. Такой механизм возвращения к образцам прошлого опыта существовал всегда, в любом обществе. Но чаще всего оказывалось, что имеющихся традиций недостаточно для функционирования общественной системы, поэтому возникала необходимость создания новых культурных ценностей, внедрения их в повседневную жизнь, а затем и превращения в культурные традиции. Реализация этих принципов, на наш взгляд, и есть то, что принято называть возрождением национальной культуры.

Сегодня мы переживаем достаточно сложный период истории народов Северного Кавказа. Этот регион, небольшой по территории, является полиэтничным, богатым своеобычными культурами, разными языками, несовпадающими укладами жизни. Напряженность социально-политической обстановки в этом регионе актуализирует задачу исследования всех проявлений культуры, стабилизирующих жизнь в регионе.

Из всех феноменов культуры, раскрывающих ее духовное пространство, наиболее показательным является искусство. Поэтому анализ видов, жанров, направлений, стилей и даже отдельных произведений искусства становится инструментом в исследовании культурно-национального своеобразия того или иного народа. Из всех видов искусств наименее изученным остается

1 Лифшиц М. Книга по истории русского искусства // Лифшиц М. Собр. сочинений в 3-х т.т. Т. III. - М. Изобразительное искусство. 1988

5 декоративно-прикладное, а между тем, именно оно является тем «ключом», который может приоткрыть дверь в тайну культурной самобытности народов Кавказа.

Говоря об актуальности выбранной темы, хочется подчеркнуть и то, что у каждой культуры существует определенная система ценностей, обеспечивающая единство и целостность общества. Эта система, безусловно, имеет некое основополагающее качество, и такое качество по нашему мнению есть — духовность. Именно она делает человеческое общество человеческим. Однако это ценностное качество на современном этапе развития общества переживает всеобщую девальвацию. А это значит, что сегодня как никогда существует острая необходимость формирования и утверждения заново осмысленной системы духовных ценностей. Ведь для

»

общества приоритет осмысления духовных ценностей носит стратегический характер. Исходя из этих позиций, мы придаем особое значение в своей работе проблеме духовности, а также считаем необходимым рассматривать творчество и все его аспекты, прежде всего, как выражение духовности.

Степень разработанности темы. В философии, культурологии и искусствознании рассмотрение проблемы специфики отдельных видов и жанров искусства имеет давнюю традицию. Но декоративно-прикладное искусство всегда оставалось в числе малоизученных, хотя и становилось предметом внимания зарубежных и отечественных исследователей. В этой связи необходимо назвать работы: Е.Г. Яковлева, М.С.Кагана, П.С. Гуревича, Л.А. Никитич, Е.А. Чичиной, Э.С. Маркаряна и др., среди которых особый интерес представляют труды М.С. Кагана «О прикладном искусстве», «Социальные функции искусства», «Морфология искусства», «Философия культуры». Обширный материал по истории декоративно-прикладного искусства, начиная с древнейших времен до наших дней, собран в книге Анри де Морана «История декоративно-прикладного искусства», а также в книгах Э.А. Лапковской «Русское декоративно-прикладное искусство», в трехтомном издании «Русское декоративное искусство» под ред.

А.И.Леонова, Холминского «Обзор художественного конструирования», Н.Ю. Бирюковой «Прикладное искусство конца XIX - начала XX века», Р.Розенталя «История прикладного искусства нового времени» и др.

Декоративно-прикладное искусство Северокавказского региона до сих пор фактически не затронуто вниманием исследователей. Но надо отметить, что в отечественной этнологии некоторые его аспекты все-таки нашли свое отражение. Так, наиболее ранние сведения о народном жилище, одежде, характере оружия, о культовых постройках Северного Кавказа можно обнаружить в трудах ученых и путешественников XVTI-XVIII века: Я.Стрейса, П.С. Палласа и Гюльденштеда. Большую ценность представляют их рисунки, воссоздающие внешний облик горцев Кавказа, их одежду, вооружение. Однако господство в науке XVIII века европоцентрических воззрений значительно снижает ценность работ, т.к. северокавказские народы рассматривались ими с точки зрения экзотичности культуры, хотя и привлекающей своей красочностью, но в целом отсталой и примитивной.

Позже, с вовлечением Кавказа в общероссийский торговый рынок, возникает повышенный интерес к кустарным промыслам национальных окраин. Обстоятельные исследования в этой области проводят О.В. Маргграф («Очерк кустарных промыслов Северного Кавказа с описанием техники производства»), А.С.Пиралов («Краткий очерк кустарных промыслов Кавказа»), Г. Вертепов («Очерки промыслов Терской области»), и Е.Козубский («Очерк кустарной промышленности в Дагестанской области»). Эти исследователи выделяют в художественной культуре народов Северного Кавказа архитектуру и производство вещей утилитарного назначения. Фактические данные, содержащиеся в этих источниках, говорят о весьма больших объемах производства и о достаточно высоком уровне предметов прикладного искусства, однако констатация достоинств изделий не продолжилась до уровня анализа выделенных артефактов.

Большой интерес представляют сведения по этнографии народов северокавказского региона, собранные на рубеже XIX и XX веков

7 Г.Мерцбахером и подкрепленные серией фотографических снимков. Эти фотографии своей документальной достоверностью способны изменить бытовавшие романтические представления о горцах Кавказа. Чрезвычайно интересные сведения о жизни горцев собраны русским офицером А.Н. Зиссерманом в книге «Двадцать пять лет на Кавказе».

Конец XIX века был отмечен повышенным интересом к древностям края. В 1900 году была издана фундаментальная работа П. С. Уваровой «Могильники Северного Кавказа», которая до сих пор имеет значительную ценность. Ценные сведения собраны дореволюционными бытописателями и учеными, такими как Дж. Интериано, К. Главани, Т.де Мариньи, Ф.Д.де Монпере, просветителем адыгского народа Хан-Гиреем.

Традиция этнографического изучения народных промыслов и ремесел сохраняется и в первой половине XX века. Она представлена работами Е.Шиллинга «Кубачинцы и их культура», Л. Лаврова «Этнография Кавказа», академическим изданием «Народы Кавказа» под редакцией М.О. Косвена.

Собственно искусствоведческое изучение наследия северокавказского региона началось в 1920-1926 годы в трудах Н. Бакланова, А. Башкирова, В. Василенко. Существенный вклад в эти исследования внесли специалисты Научно-исследовательского института художественной промышленности. Первая научная экспедиция института была направлена в 1933 году в Дагестан. Книга Э. Кильчевской и А. Иванова «Художественные промыслы Дагестана» стала одним из первых монографических исследований декоративно-прикладного искусства Кавказа. Активное участие в изучении народного искусства Дагестана принимали Д. Чирков, Т. Разина, П. Уткина. Достаточно полные сведения о ремеслах дагестанцев можно получить и в работах Т. Мамбетова.

Большие заслуги в деле сбора и изучения памятников материальной культуры карачаевцев и балкарцев принадлежит этнографу Е.Н. Студенецкой. Начав свою научную и собирательную деятельность еще в довоенные годы, она явилась своего рода первопроходцем по многим

областям исследований культуры этого края. Она одной из первых обратилась к изучению технологии ремесел карачаевцев и балкарцев, а также к особенностям употребления ряда предметов декоративно-прикладного искусства как органической части национального быта. Так, ее книга « Быт и культура кабардинского народа» содержит богатый фактический материал по технологии производства, орнаментике и функциональности узорного карачаевского войлочного ковра.

В последние годы ареал исследований несколько расширился. Были проведены экспедиции в Северной Осетии и Ингушетии. К участию в экспедициях и изучению местного народного искусства были привлечены творческие работники предприятий народно - художественных промыслов, представители музеев, научных организаций и ВУЗов республик. Следует особо подчеркнуть интенсивную работу в этой области, предпринимаемую сотрудниками Института истории, языка и литературы имени Цадасы Дагестанского филиала РАН П.Дебировым, М.Маммаевым, А.Магомедовым; сотрудниками Грозненского педагогического университета Ю. Айдаевым, З.Мадаевым, А. Мальсаговым, И.Алироевым и А. Адилсултановым.

Сегодня в области изучения ингушского исторического и культурного опыта плодотворно работают Т. Муталиев, А. Танкиев, С. Хамичев.

Безусловно, нельзя не сказать об исследователях - кавказоведах: Р.Г. Аблатипове, А.Г. Агаеве, Б.Х. Бгажнокове, Х.Х. Бокове, А.А. Вагабове, Л.М. Кадилаеве, Э.Ф. Кисриеве, А.Ю. Коркмазове, З.М.Налоеве, Ю.А. Хагурове, Р.А.Ханаху, Р. Хунагове, А.Ю. Шадже, Ф.С. Эфендиеве и мн. др.

Здесь важно отметить, что многие работы отмеченных авторов, даже те из них, которые ориентированы на теоретическое осмысление народных промыслов, не обладают исчерпывающими данными по интересующему нас вопросу о социальных и духовных основаниях развития ДЛИ народов Северного Кавказа. Поэтому в поисках более цельного представления об изучаемом предмете автор обращается также и к литературе по общей этнокультурной проблематике. В частности, особый интерес диссертанта

9 привлекла теория этногенеза известного российского исследователя Л.Н. Гумилева, изложенная в работе «Этногенез и биосфера земли», в которой он дает объяснение механизма появления и развития этносов.

Проблемам природы этноса и этногенеза посвящен целый ряд работ Ю.В. Бромлея, Г. Гачева, С.М.Данзанова, И.К.Кона, Г.Г.Коротекова, СВ. Лурье, В.И.Межуева, Е.В. Чеснова и др. исследователей

Важным аспектом в исследовательской работе стало изучение теории малых кругов, разработанной и отечественными и зарубежными этнологами. В отечественной этнографии изучением хозяйственно - культурных типов и историко-этнографических областей занимались М. Левин и Н. Чебоксаров. Результатом их совместной деятельности явилось создание в 1955 г. теории, в которой был обозначен ряд принципов, позволяющих отнести конкретный этнос к определенному хозяйственно - культурному типу. Интересные исследования в этой области принадлежат зарубежным авторам: Э. Таил ору, Дж. Фрезеру, Ф. Гребнеру, Ф. Боасу, А. Креберу, Р. Шермерхорду и т.д.

Осмысление статуса декоративно-прикладного искусства в культуре предполагает включение этой проблемы в более широкий теоретический контекст: идеи современной философии культуры и философской антропологии. Речь идет о работах отечественных исследователей последних десятилетий С.Артановского, Л.Баткина, В.П.Бранского, П.С.Гуревича, Б.С.Ерасова, В.Е. Давидовича, Г.В. Драча, Ю.А. Жданова, Е.В.Золотухиной, М.С. Кагана, Э.С.Маркаряна, В.М. Межуева, М.С. Овсянникова, Э.А.Орловой, АЛ.Флиера, Л.Л. Хоперской, Е.Г. Яковлева.

Большое значение для нашего исследования имели работы отечественных культурологов В.Г.Арсланова, Н.И.Басиной, А.С.Кармина, М.А.Лифшица, Ю.М.Лотмана, В.О.Пигулевского, К.Д.Скрипника, В.Н.Топорова, Л.А.Штомпель и зарубежных философов, эстетиков и семиотиков Т.В.Адорно, Р.Барта, Ж.Делеза, Б.Кроче, Д.Лукача, посвященные механизмам смыслообразования в культуре и искусстве.

10 Проблемы культуры межнационального общения анализируются в изданиях последних лет - это, прежде всего, цикл работ В.А Авксентьева, Н.В. Арутюнова, Г. Гачева, А.Г. Дегтярева, М.В. Радовеля.

Глубокие размышления и выводы о кризисном состоянии культуры и явлениях бездуховности мы находим в работах П.П. Буевой, В.А. Кутырева, В.Г.Федотовой, О.М. Штомпеля и т.д. Следует также отметить исследования В.Х. Болотокова, М.В.Иордана, С.Б.Долгопольского, Ч.Х.Унежева, посвященные анализу кризиса этнической идентификации в трансформирующемся социуме.

Изучение работ указанных исследователей позволило нам проанализировать декоративно-прикладное искусство в его всеобщем (как вид искусства и феномен культуры) и специфическом (как декоративно-прикладное искусство народов Северного Кавказа) видах.

Объектом исследования является декоративно-прикладное искусство. Предметом исследования выступает декоративно-прикладное искусство как феномен культуры народов Северного Кавказа. Цель и задачи исследования.

Главной целью диссертационной работы является исследование особенностей декоративно-прикладного искусства Северного Кавказа и определение на этой основе его роли и места в культуре региона. Для реализации этой цели необходимо решить ряд конкретных задач:

- рассмотреть особенности декоративно-прикладного искусства как
вида искусства;

проанализировать генезис декоративно-прикладного искусства;

раскрыть духовный смысл декоративно-прикладного искусства;

выявить сущность и функции декоративно-прикладного искусства в современной культуре;

исследовать основные виды декоративно-прикладного искусства народов северокавказского региона и показать его роль в современных условиях.

Методологическую и теоретическую основу исследования

составляют общефилософские и общенаучные принципы, а именно: анализа, сравнения, обобщения, системности; диалектический принцип всесторонности рассмотрения, позволяющий проанализировать декоративно-прикладное искусство Северного Кавказа с учетом всей совокупности духовно-сущностных и социальных факторов. Так же автор пользуется широко применяемым в культурологии семиотическим подходом, опирается на работы по обсуждаемой проблеме отечественных и зарубежных исследователей, использует собственный «полевой» опыт.

Научная новизна диссертационного исследования определяется концептуальной и теоретико-методологической неразработанностью социокультурного подхода к изучению декоративно-прикладного искусства. Научная новизна диссертации выражена следующими положениями:

проанализирована проформа декоративно-прикладного искусства в синкретическом комплексе первобытной культуры;

вычленен духовный аспект декоративно-прикладного искусства;

раскрыты единые ценностно-смысловые корни декоративно-прикладного искусства народов Северного Кавказа;

определен статус декоративно-прикладного искусства в культуре северокавказского региона;

показана преемственность культурных традиций в современном декоративно-прикладном искусстве северокавказского региона;

обнаружены и исследованы основные социокультурные причины кризисного состояния современного декоративно-прикладного искусства Северного Кавказа.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Праформой декоративно-прикладного искусства в первобытной

культуре выступает материализация стремления «охранить» вещь и

«отметить» ее. «Отметка» вещи с помощью цвета, орнамента,

дополнительных деталей являлась не случайным или внешним дополнением

12 к предмету, а способом упорядочить окружающий мир через наделение созданных человеком предметов определенным культурным значением. Стремление украсить вещь появляется уже в эпоху верхнего палеолита. В эпоху мезолита рождается орнамент. Во времена неолита появляются такие сложные и дифференцированные представления о мире, которые была неспособна выразить форма предмета в силу ее закрепления за выполнением утилитарной функции. Все типы преображенной формы (и прежде всего орнамент) оказались более гибкими и более приспособленными к новым способам видения мира. Эти «новые способы видения» реализовывались во всем суггестивном комплексе первобытной культуры. Праформа декоративно-прикладного искусства была вплетена в магическую имитацию жизни первобытной культуры.

2. Возникнув и сформировавшись как часть мировосприятия древнего человека, декоративно-прикладное искусство обрело свою главную специфику — отражать мир в целом и как целостность. На всех последующих этапах своего развития декоративно-прикладное искусство сохраняет за собой это качество, но поскольку со временем единство человека и Вселенной оказалось нарушенным, то декоративно-прикладное искусство стало отражать гармонию предметного мира, творимого человеком, т.е. вместо вещи, передающей единство мироздания, возникает гармоничное единство самих этих вещей вокруг человека, поставившего себя в центр Вселенной. В истории развития художественной культуры были и моменты, когда декоративно-прикладное искусство утрачивало свое значение, уступая место другим видам искусства (например, в эпоху Ренессанса), что было связано с изменением мировоззрения соответствующей эпохи.

3. Сущностным качеством декоративно-прикладного искусства выступает его духовность. Она является основой и объясняет его природу, определяет его роль по отношению к человеку и обществу. Духовность произведений декоративно-прикладного искусства состоит в особом способе закрепления освоения мира: обобщение эстетически значимого в окружающем мире

13 выражено в создании такого элемента утилитарно используемого предмета (орнамента, формы, декора и т.д.), который заставляет относиться к нему особым образом, как к оберегу, символу и т.д. В результате художественность созданного элемента «прерывает» его утилитарность. Другими словами, художник декоративно-прикладного искусства создает свое произведение не потому, что он отражает в определенном образе свой внутренний мир, а потому, что с его помощью он выражает потребность возвысить какой-то момент жизни до уровня всеобщих ценностей, отвечающих «духу» данной культуры.

4.Традиционная культура Северного Кавказа формировалась и развивалась в условиях повседневного быта и была связана, прежде всего, с созданием определенных материальных благ. Как следствие, свое эстетическое чувство и стремление к гармоничному выражению мироощущения народы Северного Кавказа реализовали не в изобразительных, а в «условных» искусствах.

5.Формирование культуры и искусства народов Северного Кавказа осуществлялось на фоне бесконечных войн и постоянной борьбы с природой за выживание. В результате выработались основные специфические качества традиционного северокавказского декоративно-прикладного искусства: оно сурово и монументально (как местный пейзаж), оптимистично и жизнерадостно (как «вкус» очередной победы). Но в любом случае оно не знает регулярности, так как ее нет ни в местном ландшафте, ни в трудовой деятельности людей, живущих в этих условиях.

6. Декоративно-прикладное искусство народов Северного Кавказа являлось традиционным институтом, воспроизводящим этнические характеристики этих народов (наряду с языком, семьей, поселенческой общиной, обычаями). ДЛИ народов Северного Кавказа играло заметную роль в сохранении и воспроизводстве культурной формы организации жизни северокавказских народов, поскольку в произведениях ДЛИ выражались представления об устройстве мира (особенно мифологические представления о священной силе Солнца, деревьев, камней, животных, воды и т.д.), закреплялись традиционные

14 виды труда и его разделение (так, традиционными для современного испикского промысла являются не только технология изготовления, орнаментика или манера росписи, но и производственное разделение труда: за гончарным кругом работают только мужчины, а расписывают изделия всегда женщины; в ауле Балхар, напротив, гончарным ремеслом занимаются только женщины). Традиционные виды ДЛИ являлись и экономическим подспорьем для той или иной общины, важным источником ее жизнеобеспечения. Так, например, отдельные селения специализировались на художественной обработке древесины, другие — на обработке металла, третьи занимались ковроделием или же производством керамики.

7.Северокавказское орнаментальное искусство вплоть до XIX века сохранило свой архаичный характер, основанный на древнейших представлениях о мироздании. Традиционная система народного северокавказского орнамента фиксирует насущные проблемы и условия жизни коллектива, отражает его историческую память, этническую, национальную специфику отношений человека и природы. Архаичный орнамент народов Северного Кавказа (особенно дагестанский) характеризуется целым рядом признаков: геометричностью начертания элементов, свободной композицией, простотой, лаконичностью, но не однообразностью. Именно эти характеристики резко отличают его от искусства стран ислама и от искусства Европы.

  1. Произведения ДЛИ и возрождение традиционных его видов являются «связующим мостом» в местах «прерыва» культурного развития (преемственности) в условиях миграции народов Северного Кавказа. Более того, в настоящий момент северокавказское декоративно-прикладное искусство можно рассматривать как «стабилизатор» кризисных ситуаций возникающих в регионе.

  2. Область современного декоративного прикладного искусства наиболее необходима, богата, разнообразна и максимально перспективна среди всех других областей художественного творчества. Однако не вся продукция

15 художественно-практической деятельности может относиться с произведениями декоративно-прикладного искусства, тогда как само декоративно-прикладное искусство вполне может стать неотъемлемой частью многих отраслей производственной деятельности человека (например, мебельное производство, текстильное производство, пошив одежды, обуви и т.д.), сообщая создаваемым изделиям утилитарное и художественное значение.

Научная и практическая значимость работы.

Результаты диссертационной работы позволяют расширить представления о традиционном искусстве и культуре народов Северного Кавказа. Они могут быть использованы для дальнейшей разработки тем, ориентированных на философское и научное понимание декоративно-прикладного искусства. Полученные результаты можно использовать в преподавании общих и специальных курсов по культурологии, философии искусства, искусствознания, истории декоративно-прикладного искусства, истории народных промыслов Северного Кавказа.

Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на XIV, XV, XVI научно-практических конференциях РААИ; использовались при чтении спецкурса «Теория и методы декоративно-прикладного искусства» для студентов 3 курса факультета искусств РААИ.

Структура и объем диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 5 параграфов, приложения и списка литературы. Общий объем работы 170 страниц. Список использованной литературы включает 205 наименований.

Сущность декоративно-прикладного искусства

Мир декоративно-прикладного искусства окружает нас повсеместно: начиная от предметов повседневного обихода (ювелирные украшения, художественно выполненные ковры, мебель, посуда и т.д.) и заканчивая экстерьером зданий, улиц, площадей. Он несет с собой комфорт и стимул к его достижению, демонстрирует собой универсальность и преемственность, в нем происходит обогащение новым, особым содержанием всей художественной сферы: испытываются новые формы, пробуются новые материалы, извлекаются бесценные и утонченные мотивы. Но что же составляет особенность этого вида искусства? Когда оно возникает? Какие изменения претерпевает на протяжении всей истории? Все эти и другие вопросы составляют не только академический интерес, но имеют и большое практическое значение для развития современного ДЛИ.

Отметим, что разрабатывая ответы на поставленные вопросы, мы коснулись проблематики, которая в последние годы оказалась предметом острых споров. Дискуссионными являются здесь буквально все аспекты проблемы: что является сущностной основой декоративно-прикладного искусства и искусства вообще? Синонимичны ли понятия «прикладное искусство», «декоративно-прикладное искусство» и «народное искусство»? Какое значение в современной жизни отводится декоративно-прикладному искусству? Что позволяет одну полезную вещь относить к разряду хорошо выполненных вещей, а другую причислять к ряду художественных произведений? Некоторые эстетики (Н.Г.Чернышевский, Д.И.Писарев, А.Буров, Г.Поспелов) не относят декоративно-прикладное искусство (а также и архитектуру) к области «искусства». Другие считают, что для того, чтобы возможные эстетические качества предметов декоративно-прикладного искусства могли проявиться, «эти последние должны быть изъяты из употребления и помещены в условия музейной обособленности».2 Третьи рассматривают декоративно-прикладное искусство как «низший» вид искусства (А.Ригль). Е.Шимунек отказывает декоративному искусству в самоценности: «Декоративное искусство не имеет ни характера, ни идейной глубины значительных произведений, относящихся к главным видам искусства».

Сегодня, говоря о декоративно-прикладном искусстве, мы обычно имеем в виду художественно оформленную мебель, посуду, одежду, разнообразную утварь и т.п. Все эти предметы обладают рядом общих черт со скульптурой, архитектурой и живописью: их сближает духовно-смысловое содержание, пространственный (объемный или плоскостной) характер образа, общность используемых материалов и выразительных средств и многое другое. Однако во многих отношениях декоративно-прикладное искусство существенно отличается от этих искусств. К отличительным признакам декоративно-прикладного искусства следует отнести то, что его предметы служат жизненно-практическим целям в единстве со своей красотой (их использовали для украшения интерьера или экстерьера, они становились памятными знаками и т.д.). Таким образом, предметы ДЛИ есть результат определенного художественного творчества, направленного на создание предметов не просто полезных, используемых утилитарно, но предметов красивых. Поэтому проблема красоты в предметах декоративно-прикладного искусства является одной из главных.

У исследователей не выработалось единого мнения относительно названия интересующей нас области художественного творчества. Одни используют понятие «прикладное искусство» (А.Банфи), другие — «декоративно-прикладное искусство», третьи говорят просто о «декоративном» искусстве (К.А.Макаров) или «ручном художественном труде» (А.И.Леонов). Аналогичная картина характерна и для зарубежной культурологии, эстетики и искусствознания.

Термином «декоративное искусство» обозначают пластическое, то есть предметно-пространственное искусство, произведения которого, наряду с архитектурой, формируют окружающую среду и быт, внося в них эстетическое и образное начало. Им охватывается большой род предметов, которые могут быть предназначены для дома, украшения интерьеров общественных зданий, улиц, площадей, внося в них одухотворенность и особую жизненность. Разновидностью декоративного искусства выступает садово-парковое искусство. На наш взгляд, этот термин несколько односторонне характеризует сущность произведений ДЛИ, так как выделяет в них только эстетическое качество и не отображает присущее им утилитарное назначение.

Некоторые исследователи используют термин «народное искусство», подразумевая под ним труд мастеров, создающих предметы, применяющиеся в быту и хозяйстве, украшающие жилища, утварь, одежду, орудия труда. Поэтому это искусство приобретало прикладной характер, зачастую становясь формой домашнего ремесла, промысла. Но в то же время оно было и художественно-выразительным, декоративным. Вытесывая из дерева лавку или ложку, народный мастер придавал ей художественную форму, покрывал простым орнаментом. Создавая керамический кувшин, мастерица придавала ему не только определенную форму, но и украшала венчиком, ручкой, узором, цветом. Народное искусство чрезвычайно богато и многообразно. Оно отличается не только по предметам, но и по детерминирующим их характер особенностям окружающей природы (и соответственно, используемым для художественного творчества материалам), национальным характерам, обычаям, привычкам. Действительно, народные мастера умело использовали материал, его возможности и свойства, искали форму, органичную его природе. Мастерское выявление красоты материала, умение извлечь большой декоративный эффект из применяемых технических приемов, является важным источником художественной выразительности изделий народного искусства.

Понятие «прикладное искусство» также характеризует данную область художественного творчества, но только с позиций утилитарного и жизненно-практического начала и совершенно опускает главное — свойственное ему эстетическое качество. РІнтересно, что в 1920 году в сборнике «Искусство в производстве» авторы (Б. Арватов и Д. Аркин) употребляли понятие «прикладное искусство» как ругательное, для обозначения механического накладывания украшения на предмет. Таким образом, уже сейчас становится очевидным, что собирательное (на собирательность указывает дефис в словосочетании) понятие «декоративно-прикладное искусство» можно считать самым удачным в ряду вышеперечисленных, так как только оно раскрывает все грани двойственной природы данной группы произведений искусства, где сочетаются художественность и утилитарность.

Специфика культурно-исторического ареала народов Северного Кавказа

Проведенный анализ работ отечественных культурологов, этнологов, социологов и историков позволяет нам полагать, что под понятием «регион» принято понимать определенное социокультурное пространство, сформированное «не столько территорией, сколько конфигурацией связанных между собой локально-этнических ментальностей».30 П.Сорокин называл «культурным менталитетом» всеобщий принцип, обеспечивающий функционирование всех сфер общественной жизни. Действительно, каждый тип культуры имеет свою собственную ментальность, систему знаний, вырабатывает собственное мировоззрение, религию, представления о том, что правильно или неправильно, форму искусства и литературы, собственные мораль, законы, нормы поведения; доминирующие формы социальных отношений, создает собственную экономическую и политическую организацию, формирует собственный тип человеческой личности с особым менталитетом и поведением.

Исходя из этого, под словосочетанием Северный Кавказ мы понимаем устойчивый в основных типологических чертах социокультурный и хозяйственный комплекс, который образуют природно-ландшафтные условия и способы хозяйствования в них (природная среда определяет способы трудовой деятельности, лежащие и в основе ценностных ориентации), система нравственно-духовных ценностей, религиозные представления, формы правовых и административных отношений.

В современных российских масштабах Северный Кавказ занимает 2% площади страны, население составляет 12% от общего числа граждан (примерно 17,5 млн. чел.). В состав региона включают: Республику Адыгея (столица - г. Майкоп), Республику Дагестан (столица — г. Махачкала), Кабардино-Балкарскую Республику (столица — г.Нальчик), Карачаево-Черкесскую Республику (столица — г. Черкесск), Республику Северная Осетия - Алания (столица - г. Владикавказ), Республику Ингушетия (столица - г. Магас), Чеченскую Республику (столица — г. Грозный), Ростовскую область (столица - г. Ростов-на-Дону), Краснодарский (столица - г. Краснодар) и Ставропольский (столица - г.Ставрополь) края.

Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М., 1998., С.73. В географическом масштабе Северокавказский регион простирается от нижнего Дона до Каспийского моря и занимает почти весь северный склон Большого Кавказа, всю его западную оконечность, а так же часть южного склона Большого Кавказа. Территория региона подразделяется на несколько сменяющих друг друга с севера на юг зон, отражающих разнообразие природных ландшафтов: зона степей, предгорная область, постепенно переходящая в систему горных хребтов, образующих Черноморский, Кубанский, Терский и Дагестанский Кавказ. Южное положение Северного Кавказа, близость к трем морям и сложное устройство поверхности с наличием высокогорий обусловили разнообразие климата с широтной и вертикальной зональностью. Так здесь можно выявить климат влажных субтропиков (Черноморское побережье) и резко-континентальный климат с большой разницей межсезонных температур (центральная и восточная часть Северного Кавказа). Степная зона характеризуется непостоянством увлажнения.

На Северном Кавказе проживает более 60 коренных народов (в одном Дагестане насчитывается около 30 этносов) имеющих собственный язык общения. Все многообразие языков можно свести в пять основных групп: нахско-дагестанская группа (чеченцы, ингуши, аварцы, лезгины, даргинцы, лакцы, цахуры, табасаранцы и др.), адыго-абхазская группа (абхазы, кабардинцы, черкесы, адыгейцы и др.), тюркская группа (кумыки), ираноязычная группа (осетины) и русскоязычная группа (казаки, русские, украинцы). Наиболее крупные по численности дагестанские народности. Так, самыми многочисленными считаются лезгины, проживающие в юго-восточной части республики, и аварцы, населяющие ее западную высокогорную часть. Почти каждая группа имеет внутреннее языковое деление — диалекты, возникновение которых обусловлено социальными, историческими и географическими различиями (в лингвистической

Степанов М.В. Региональная экономика. М., 2001. классификации это обозначается понятием «группа родственных языков»). «Пестрота» национального состава и принадлежность к разным языковым группам, так же как и все остальные факторы, оказали значительное влияние на сложение в регионе сложной, неоднородной и «мозаичной» культуры. Но несмотря на множественность диалектов, народы, входящие в одну общую группу, обязательно имеют узкогрупповые элементы материальной и духовной культуры, и даже плохо понимающие друг друга в общении представители одной языковой группы обычно испытывают культурно-языковую близость, т.е. язык как бы пронизывает людей единой национальной психологией. Современный петербургский исследователь З.В. Сикевич по этому поводу отмечает, что между людьми, говорящими на одном языке, почти автоматически возникает взаимопонимание. Более того, в языке в соответствующих словах и выражениях зафиксированы и наиболее значимые ценности этноса, отражены нормы поведения. Так, например, в адыгском языке любое обращение к человеку (знакомому и незнакомому) личностно значимо: «моя девочка», «моя красавица». Это говорит о «теплом» характере межличностного общения адыгов и т.д. Известный кабардинский исследователь Б.Х. Бгажноков, анализируя этнические и психологические аспекты общения, в том числе и речевого, подчеркивал, что в «языке» отражается вся исторически сложившаяся культура этноса.

История этого края с древности отличалась высокой динамичностью: В середине I тысячелетия до нашей эры основным населением степных районов Северного Кавказа были скифы, позже их сменили сарматы. Из их числа в 1 веке нашей эры выделились аланы, оказавшие большое влияние на этногенез ряда современных народов края. Этот регион подвергался колонизации со стороны болгар, хазар, половцев и находился под татаро-монгольской властью. Являясь уникальным в геополитическом и геокультурном отношении, и одновременно «мостом» между Европой и Азией, Северный Кавказ был постоянным объектом притязаний крупных

Сикевич З.В. Социология и психология межэтнических отношений. СПб., 1999. государств: Персии, Османской и Российской империи. Примерно в XVI веке на Кавказ приходят казаки. В этот же период начинается сооружение укрепленных административных центров на Кавказе, которые уже к середине XVIII веку оформились в наиболее крупные города региона — Кизляр (1735), Моздок (1763), Владикавказ (1784). Состояние современного социокультурного и экономического региона России Северный Кавказ принял недавно, около 100 лет назад, по завершении Кавказской войны.

Анализ исторического развития региона позволяет предполагать, что к моменту присоединения Северного Кавказа к России у народов региона уже имелись достаточно зрелые формы организации общественных единиц, они представляли собой оригинальное самобытное явление. На Кавказе практически у всех этнических групп имелись в той или иной форме институты общинной самоорганизации и народные собрания как форма самоуправления. Более того, народам Кавказа была известна и государственность. Подобного рода социально-политические образования на Кавказе существовали уже в начале нашей эры (Кавказская Албания, Алания, Сарир, Тарки, Тюркский каганат и т.д.), но до рассматриваемого времени они не сохранились. Несмотря на многообразие форм политического устройства народов Северного Кавказа, основной и самой распространенной являлась сельская или территориальная община. Каждая община являлась низшей административно-политической единицей со своими органами власти и управления. Структура общины состояла из индивидуальных семей, проживающих на близлежащей территории и составляющих один род (тухумы и тейпы). М. Ковалевский, исследуя горский род, доказал, что этот социальный организм происходил не от единого общего предка, а сложился из разнородных семей и лиц, сплотившихся вокруг сильного предводителя и защитника. В сознании последующих поколений он идентифицировался как общий предок — родоначальник — покровитель. Подтверждением своей трактовки он считал сложившиеся обычаи, в частности: обычай приема в состав родового клана пришлых лиц, инородцев и распространение на них норм взаимоотношений, характерных для данного коллектива, а также обычай, который исключал возможность отказа от покровительства, когда оно предлагается более сильным. Устойчивость рода поддерживалась не только его способностью интегрировать пришлых людей (даже бывших противников), но и так называемой круговой порукой, ограниченной пределами тейпа или тухума — собственностью рода. Круговая порука не распространялась только на личные вещи и террасные участки земли около дома. Хотя отметим, что род ограничивал свободное распоряжение землями: в случае продажи их следовало предложить родственникам, и только если покупатели не находились, то можно было заключить сделку с посторонним лицом. Высшим органом общины считалось собрание всего взрослого мужского населения. Главным административно - должностными лицами сельских обществ являлись старшины, как правило, выходцы из знатных и богатых родов. Исключение составляли ингуши. Их уникальность заключалась в том, что в ингушском обществе не развивался феодализм со своими характерными чертами, и, следовательно, здесь не было князей, т.е. по существу строение традиционного ингушского общества состояло из группы племен (тукхумы), объединенных одной целью. На всем Северном Кавказе, включая Ингушетию, важнейшую роль в системе общественного самоуправления, как уже говорилось, играли старейшины. Им отводилась главная роль в народном собрании, их мнение имело решающее значение по всем вопросам общественной жизни. Совет старейшин был наиболее оперативным органом общины. Он решал хозяйственные, организационные, бытовые вопросы, часто выполнял судебные функции. «Верховными охранителями спокойствия и порядка» называют народных старейшин кавказоведы.

Художественная обработка металлов

Менее интересными и важными для нас являются вопросы, связанные с историей возникновения и развития на Северном Кавказе художественной обработки металлов. Сразу отметим, что основная масса изделий художественного металла, имевшаяся и существующая ныне в этом регионе, может быть отнесена к продукции дагестанских мастеров. Так же важно подчеркнуть, что нет никаких археологических данных, подтверждающих какой-либо определенный момент появления данного вида искусства на Кавказе. Обнаруженные бронзовые изделия (наконечники копий, боевые топоры, кинжалы и различного рода украшения) при раскопках Чиркейского, Сигитлинского, Верхнегунибского и др. поселений указывают на то, что уже в конце ІУтьіс. до н.э. местные жители располагали развитой культурой изготовления предметов из металла. Многочисленные находки бронзовых культовых статуэток людей и животных, датируемых I тыс. до н.э., свидетельствуют о существовании и значительном распространении крупных центров бронзового литья на территории Северного Кавказа еще до нашей эры. Эти дошедшие до нас замечательные памятники древнего искусства отличались исключительной оригинальностью и высоким художественным уровнем. Оружие (рукоятки мечей, кинжалы и т.д.) и украшения (пряжки, бляхи, фибулы, булавки и т.д.) декорированы сложным орнаментом: горизонтальным штриховым узором в виде ленты, многорядными «шевронами», полосами сетчатых треугольников, М-образными и спиралевидными мотивами, S-образными схемами и т.д. Орнамент выполнялся по восковой модели, возможно, наносился дополнительно и на литейную форму. Литое изделие орнаментировалось различными ювелирными техниками (зернью, крученой проволокой, чеканкой). Особого внимания заслуживает рукоятка меча из с.Хуг Хивского района (VIII до н.э.): горизонтальное навершие рукоятки украшает М-образная фигура, на держаке имеются три «шишечки» с треугольными вырезами. Нижняя часть рукоятки (рикассо) - треугольной формы, декорирована узором типа «трезубец» с налепами на концах.

М-образная фигура встречается и на зооморфном навершии из с. Мачада и на женской фигурке из с. Кубачи (датируемых VII—VI вв. до н.э.). Данный мотив как бы освещал оружие, принося тем самым его владельцу благополучие и удачу (как известно, меч в эпоху раннего железа, являлся элементом культа).

В большом количестве в могильниках встречаются предметы, имеющие декор в виде сильно вытянутых треугольников, парных рожков, спиралей и S-образных завитков. Семантический смысл подобных композиций нами уже был рассмотрен, отметим лишь то, что все эти изделия указывают на развитие фиксированных (имеют верх и низ), концентрических (солярных) и строчных схем композиции орнамента, более того, повсеместно распространившийся культ коня (конь на Кавказе считался посредником между небесной сферой, водной стихией и землей) обусловил появление новой формы литой булавки и конской сбруи, завершенной лирообразной фигуркой из спаренных голов коней (датируется VI — IV вв. до н.э).

Последующее развитие обработки металла было связано с включением южных районов Дагестана в Кавказскую Албанию. Новые социальные отношения, процветание ремесел и торговли определили быстрые темпы развития металлообработки, в том числе и ювелирного производства. Большим спросом пользуются золотые серьги, кольца, браслеты, височные украшения, пряжки, фибулы, подвески и т.д. К рассматриваемому периоду относится появление и нового типа изделий, например, пряжек аркообразного силуэта с основной композицией на тему «Древа жизни». В большом количестве подобного рода изделия были обнаружены вблизи селений Бежта, Тлядал, Хупро и др. (всего более 80 штук, из них 27 из Бежтинского могильника).

Бежтинские пряжки самые крупные и отличаются бордюром в виде елочного узора с линиями точек по бокам и розетками в местах пересечения полос (гладкие кружки с точечной окружностью), придающих им эффект легкой ажурности. В орнаментальных композициях большинства пряжек зеркально противостоящие фигуры вздыбленных коней располагаются по сторонам оси симметрии - вертикального отрезка елочного узора, завершающегося розеткой. Есть образцы с противостоящими фигурами оленей или фронтально изображенной головой оленя, или же с ярусно расположенными рядами изображений голов. Трактовка фигур животных нередко отличается яркой декоративностью, динамичностью, при этом изображения не лишены реалистических черт.

В этот же период отмечается распространение растительных мотивов, что имело особое значение для развития пластического видения и художественного вкуса в орнаментальном творчестве. Самым ранним памятником, декорированным растительным узором в виде трилистника, является чеканное серебряное блюдо из селения Ираги, относящееся к V в. Здесь мы впервые встречаем: 1) тип винтовой симметрии; 2) мотив «бегущей спирали»; 3) применение черни. Сразу оговоримся, что распространенными техниками обработки металла в рассматриваемый период были чернь, зернь и филигрань. Трилистники на Ирагинском блюде расположены по схеме солярной композиции: верх обращен к наружному краю, а низ оканчивается миндалевидными фигурами, имеющими своеобразную «плоскоовальную» форму. Данное явление связано с перенесением на металл художественно приема, сложившегося в резном дереве. Интересно, что аналогичный трилистник прежде встречается лишь в орнаменте бронзовых античных сосудов VII вв. до н.э.

Особой декоративностью отличаются и лирообразные пряжки -сульгемы. Концы таких пряжек обычно завершались изображениями голов зверей. Композиционная и семантическая основа данной схемы - трехчастная композиция «Древа жизни». Иногда сульгемы изготавливаются из граненного (треугольного сечения) прута и имеют фактурную поверхность, обработанную штриховой насечкой.

Дальнейшее развитие металлообработки на Северном Кавказе можно разделить на четыре периода: 1) УП-Х вв.; 2) XI-XV вв.; 3) XVI-ХГХ вв.; 4) XX в.

Археологические материалы, относящиеся к VII-X вв. весьма скудны и не дают ясного представления о характере развития орнаментальных мотивов и формообразующих схем в ювелирном искусстве данного периода.. Отметим лишь то, что поясные украшения из Верхнечирюртовского городища (обнаруженные во второй половине двадцатого столетия) свидетельствуют о распространении имитаций технических приемов и орнаментальных сюжетов предшествующего периода.

Подлинного пластического совершенства металлообработка на Северном Кавказе достигает в XI-XV вв., вошедших в историю искусства как период зрелого Средневековья. В X-XI вв. формируются наиболее крупные очаги ремесленного производства: «Зирихгеран» - страна кальчужников - ньшешнее село Кубачи, Кумух и Гоцатль. Перечисленные селения находились в непосредственной близости к местам разработки меди (Алавердских, Зангезурских и др.). Заметим, что мастера названных селений поставляли свою продукцию не только в соседние села, но и в Чечню, Ингушетию и даже в Грузию. Историк XII века Абу Хамид пишет, что «Зирехгераны» занимаются приготовлением всякого орудия, кольчуг, шлемов, мечей, луков, ножей, кинжалов и разной медной посуды. У них нет ни пашен, ни садов, но они - народ зажиточный, и к ним из разных мест привозят всевозможные предметы.41

Характеризуя данный период необходимо остановиться на особенностях орнаментальных мотивов знаменитых литых кубачинских котлов XIII-XV вв. Эти произведения высокохудожественного бронзолитейного мастерства выполнялись в сложных многочастных, разъемных формах. Особенно выразительный и богатый декор имеют шаровидные, так называемые «албанские котлы». Предполагается, что узоры для них создавались при помощи оттисков моделей, вырезанных из камня, дерева, а может, и из кожи. В декоре котлов встречаются двухленточные жгуты, которые обычно 41 см. Аставацатурян Э.Г. История оружейного и серебряного производства на Кавказе. Махачкала., 1967. проходят по середине корпуса котла, опоясывая его и прикрывая шов, образующийся во время литья. Верхнюю часть корпуса занимают растительные мотивы, они же обрамляют сюжетную композицию, либо проходят вертикально, закрывая швы. Для декора котлов характерны мотивы так называемого «кубачинского вьюнка» со спиральными побегами и роскошными трилистниками, также встречается схема трехленточной «косы» и ранее неизвестный мотив двух гладких лент, образующих крупные окружности и «узелки» между ними. Внутри окружностей помещены пальметки, а «узелки» с двух сторон украшают малые трилистники.

Похожие диссертации на Социокультурный статус декоративно-прикладного искусства в культуре народов Северного Кавказа