Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнокультурные архетипы адыгского народа Тлеуж Аскер Дзагаштович

Этнокультурные архетипы адыгского народа
<
Этнокультурные архетипы адыгского народа Этнокультурные архетипы адыгского народа Этнокультурные архетипы адыгского народа Этнокультурные архетипы адыгского народа Этнокультурные архетипы адыгского народа Этнокультурные архетипы адыгского народа Этнокультурные архетипы адыгского народа Этнокультурные архетипы адыгского народа Этнокультурные архетипы адыгского народа Этнокультурные архетипы адыгского народа Этнокультурные архетипы адыгского народа Этнокультурные архетипы адыгского народа
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тлеуж Аскер Дзагаштович. Этнокультурные архетипы адыгского народа: опыт философско-культурологического осмысления : диссертация ... доктора философских наук : 24.00.01 / Тлеуж Аскер Дзагаштович; [Место защиты: Краснодар. гос. ун-т культуры и искусств]. - Краснодар, 2007. - 320 с. РГБ ОД, 71:07-9/147

Содержание к диссертации

Введение

Раздел 1. Научная парадигма «Адыгская цивилизация» в структуре культурогенеза региона

Раздел 2. «Этнокультурный архетип адыгского народа» как константа философско-культурологического знания

Раздел 3. Основные подходы к исследованию этнокультурных архетипов адыгского народа

Раздел 4. Генезис этнокультурных архетипов адыгского народа

Раздел 5. Героический эпос «Нарты» - духовная основа культуры адыгского народа

Раздел 6. Архетипические образы в фольклоре адыгского народа

Раздел 7. Герои этнокультурных архетипов адыгского народа в структуре традиционного института «Адыге Хабзэ»

Раздел 8. Этнокультурные архетипы и нравственные устоиадыгского общества

Заключение

Источники и литература

Введение к работе

Адыги (самоназв. - адыге) - внутренний этноним современных адыгейцев, черкесов и кабардинцев - близкородственных автохтонных народов, издревле населяющих территорию Центрального и Северо-Западного Кавказа. Это - один из самых больших этносов на Северном Кавказе.

Актуальность темы исследования. Обращение к историческому . прошлому, к своим истокам, как «несущим конструкциям» духовной доминанты общества, где «народ начинает философствовать» (Г. Гегель) и просматривается предфилософское мышление, весьма актуально для адыгского народа.

Культурогенез этого народа имеет глубокие исторические корни, уходящие в глубь веков. Складывающееся веками народное творчество подготовило ту духовную почву, на которой формировалось его мировоззрение. Тесно сплетающиеся с ним, как неисчерпаемым источником мудрости этого народа, этнокультурные архетипы позволяют реконструировать картину духовной жизни горцев, общие и специфические черты их истории.

Актуальность проблемы обосновывается современными условиями развития общества, которые оказывают существенное влияние на культуру народа и вызывают необходимость более требовательного отношения к сохранению и развитию духовных и исторических ценностей, помогают «реализовывать в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия (Юнг К. Психология бессознательного. - М., 1994. - С. 122).

Актуальность проблемы подчеркивает профессор Р.А. Ханаху, который считает, что при более внимательном подходе к настоящему выясняется, что современность еще нужно постичь. Настоящее не дается нам непосредственно. Всегда требуется набор неких исходных понятий, среди

которых историко-генетические понятия занимают не последнее место (Ханаху Р.А. Мир культуры адыгов. - Майкоп, 2002. - С. 8).

К набору таких понятий (концептов) мы относим и этнокультурные архетипы адыгского народа. Рефлексия в философско-культурологическое знание определяет их место в современном обществе.

Среди многочисленных факторов, определяющих траекторию развития любого народа, по мнению профессора И.И. Маремшаовой, не последнее место принадлежит ментальности, исследование и понимание которой связано с этнической культурой и самосознанием, как целого народа, так и отдельной личности. «На этом пути мы встречаем существенную научную развилку. Согласно одной гипотезе, этническое самосознание есть врожденная, генетическая, биологическая черта; с другой - этносознание представлено как черта приобретенная, социальная, сформированная окружением. Оба подхода имеют весомые обоснования, и оба сходятся в точке пересечения, называемой архетипом. Именно архетипы предписывают нам алгоритмы поведения, а архетипические мотивации становятся интуитивно зримыми в тех ситуациях, в которых необходимо подчеркнуть свою этническую принадлежность» (Маремшаова И.И. Архетипы кавказской ментальности в межэтническом диалоге / Кавказ сквозь призму тысячелетий. Парадигмы культуры Материалы Первой международной научно-практической конференции (10-13 мая 2004). -Нальчик, 2004. - С. 125-127). Соглашаясь с мнением этого ученого, мы обращаемся к этнокультурным архетипам, философско-культурологический анализ которых, с нашей точки зрения, поможет понять особенности формирования духовной культуры человека.

Сложные условия современной жизни актуализируют проблему изучения общечеловеческих и национальных ценностей, среди последних важную роль играют этнокультурные архетипы. Они входят в основу духовно-нравственного развития общества, влияют на общественное сознание и национальное самосознание и, соответственно, на культурную,

национальную, этническую самоидентификацию. Их анализ требует определения понятийно-категориального аппарата исследования, который включает основные концепты, участвующие в нем. Выявление и изучение главных формообразующих компонентов этнокультурных архетипов адыгского народа как важнейших концептов духовного мира этого народа показывает, что, несмотря на имеющийся солидный теоретический и практический материал, проблема в таком объеме ставится впервые. Это дало основание выделить ее в специальное философско-культурологическое исследование.

Степень научной разработанности проблемы. Данное исследование носит системный и комплексный характер, и его изучение осуществлялось на основе комплексного подхода, что позволило более полно изучить феномен этнокультурного архетипа, его взаимосвязь и взаимообусловленность с различными элементами адыгской национальной культуры.

Архетип - базисный концепт культуры, формирующий константные модели духовной жизни общества. Первые значительные исследования, касающиеся архетипа, появились в аналитической психологии. Основателем теории архетипа стал швейцарский психоаналитик Карл Густав Юнг.

Его идеи продолжили В. Леви-Стросс, С. Лурье, С. Левит, Г. Кнабе, Э. Гуссерль, А. Вебер, А. Ахиезер, Э. Фромм и др. Различные аспекты соотношения концептов «культура - человек - социум» оказались важными для формулирования содержания этнокультурного архетипа. Они нашли свое отражение в работах отечественных ученых А. Арнольдова, В. Артамонова, А. Асмолова, Л. Баткина, А. Велик, Г. Бондарева, Н. Багдасарьян, Г. Гачева, А. Гуревича, Л. Гумелева, Ю. Давыдова, Б. Ерасова, С. Иконниковой, Л. Когана, М. Кагана, Л. Немировской, А. Лосева, В. Межуева, А. Кармина, В. Романова, Э. Соколова, А.Флиера и др.

Ценные материалы, посвященные философскому анализу содержания духовных ценностей народов Северного Кавказа, в том числе и адыгов, мы

6 находим у В. Абаева, Ю. Арутюняна, В. Аникина, Ю. Ангабадзе, М. Афасижева, Г. Гаджиева, А. Гусейнова, Л. Лаврова, Ф. Леонтовича, С. Ляушева, А. Лосева, А. Першица, А. Схаляхо, Р. Ханаху, А. Хагурова и многих других.

Диссертант опирался на фундаментальные исследования по общим вопросам теории наций и национальных отношений (Р. Абдулатипов, Т. Бурмистров, Э. Баграмов, И. Джунусов, С. Калтахчян, С. Косолапое, Л. Метелица, Ю. Серебрякова, А. Холмогорова и др.), а также труды Д. Лихачева, И. Кона, ТС Кушнера, С. Токарева по проблемам этноса и его формирования.

Мы выделили работы, посвященные изучению этнических групп Северного Кавказа, в том числе и адыгской, главным образом по истории, археологии, этнографии, фольклору, антропологии и др. (Ф. Леонтович, К. Сталь, М. Ковалевский, В. Фаф, Е. Шиллинг и др.).

В контексте исследуемой проблемы особую значимость приобретают исследования ученых, путешествующих по Кавказу и затрагивающих разнообразные аспекты традиционных ценностей народов этого региона (Дж. Лукки, Ж.-Б. Тавернье, И. Бларамберг, Ж. Б.де Мариньи, Дж. Белл, Ф. де Монпере, К. Лонгворт, К. Кох, Л. Люлье, А. Масуда, В. Миллер и др.).

Теоретический вклад в разработку выбранной проблемы исследования внесли писатели-просветители XIX в. С. Адиль-Гирей, С. Казы-Гирей, А. Кешев, Ш. Ногмов, С. Хан-Гирей и др., хотя в содержательном плане их работы посвящены описанию быта адыгов и их истории.

Исследования учёных-кавказоведов Т. Афасижева, Б. Бгажнокова, Б. Беджанова, А. Гадагатля, X. Казанова, Т. Полякова, М. Савва, Р. Унарокова, К. Унежева, Р. Ханаху; А. Хагурова, О. Цветкова, А. Шадже, Н. Ловпаче, А. Схаляхо, И. Шорова, С. Зухба, А. Мускукаева, Г. Гаджиева, М. Умаханова, М. Шенкао, X. Малкандуева, А. Гусейнова, А. Шортанова и др. охватывают широкий спектр философско-культурологической проблематики и

отличаются глубиной и масштабностью научного анализа этнокультурных процессов на Северном Кавказе. Они продолжают в новых условиях исследование ментальности и основных тенденций её эволюции. Это позволило использовать их труды при написании диссертационной работы.

Выделяя этнокультурные архетипы адыгов, мы опирались на исследования отечественных авторов В. Аникина, Н. Анфимова, К. Дубровина, М. Шахновича, С. Дробыжевой, К. Чистова и многих других.

Нужно отметить, что в 90-е годы XX в. кавказская проблематика выходит за рамки этнографии и истории, обретая философско-культурологическое звучание. В работах этого периода систематизируются знания и представления о роли и месте традиционной северокавказской культуры в современном российском обществе, акцентируется внимание на вопросах этнической идентичности, проблемах формирования и развития этносов, духовной и нравственной культуры и др.

Так, смена исследовательских парадигм выдвинула на первый план историографические направления, которые обобщенно называют «новой исторической наукой», ее составным элементом стала микроистория. В работе мы используем научные положения известного ученого С. Журавлева, по мнению которого сейчас значительно расширились горизонты исторического познания, что заставило пересмотреть методический инструментарий и круг традиционно используемых методов.

Важное место в источниковой базе исследования занимают работы ученых Краснодарского государственного университета культуры искусств И. Горловой, Н. Денисова, В. Гриценко, В. Лях, Р. Ашхомахова и др.

Интересный материал о духовной культуре адыгского народа содержится в литературных и музыкальных произведениях русских поэтов, писателей, композиторов А. Бестужева-Марлинского, В. Жуковского, А. Пушкина, Л. Толстого, М. Лермонтова, В. Соловьева, М. Балакирева и других.

Особо следует выделить монографию Р. Ханаху «Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени (социально-философский анализ)» (Майкоп, 1997), в которой исследуются актуальные проблемы сохранения социокультурной идентичности, межкультурного диалога, вхождения традиционных культур народов Северного Кавказа в современную мировую культуру, а также коллективную монографию «Мир культуры адыгов» под редакцией Р. Ханаху (Мир культуры адыгов. / Под ред. Р. Ханаху. - Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 2002. -516 с). Проблемам этносоциального и культурного развития Северного Кавказа и кавказского региона был посвящен ряд научно-практических конференций, материалы которых содержат больший теоретический и эмпирический материал и расширяют знания в области этнополитических и этнокультурных исследований.

Фактологическая база исследования во многом опиралась на материалы фундаментального труда А. Гадагатля «Память нации», посвященного исследованию героического эпоса «Нарты» адыгских (черкесских) народов (Майкоп, 2002).

Пласт диссертационных исследований по проблемам культуры народов Северного Кавказа Е. Ахоховой, Р. Ашхомахова, А. Бакиева, Р. Бетрозова, М. Беджанова, С. Ляушевой, М. Мамхяговой, Ю. Мальцевой, Н. Нефляшевой, Овсянниковой, В. Торукало, К. Унежева, Р. Ханаху, Л. Шауцуковой, С. Костылева и др. помог определиться с основными направлениями изучения выбранной темы диссертационного исследования.

Анализ имеющихся по данной проблеме источников показывает, что актуальность исследования этнокультурных архетипов адыгского народа сохраняет своё значение и в настоящее время.

Объектом исследования выступают этнокультурные архетипы как несущая конструкция духовной жизни, определяющая особенности мировоззрения, характера, ментальное, художественного творчества и исторической судьбы адыгского народа.

Предмет исследования - опыт философско-культурологического осмысления этнокультурных архетипов адыгского народа.

Цель исследования - анализ этнокультурных архетипов как генетического кода культуры адыгского народа, как архаического культурного первообраза, представления-символа о человеке, его местоположении в мире и обществе; как нормативно-ценностной ориентации, задающей- образы жизнедеятельности людей, прошедшей через многовековые пласты истории и культурных трансформаций и при этом сохранившей свое значение и смысл в культурном пространстве современности; как основы национального самосознания, сохранения уникальной самобытности народа.

Для достижения этой цели потребовалось решение следующих задач:

1. Проанализировать целостную картину возникновения и развития
«Адыгской цивилизации» в философско-культурологическом аспекте и
выделить основные подходы к исследованию этнокультурных архетипов
адыгского народа.

2. Дать характеристику концепту «этнокультурный архетип
адыгского народа» в контексте философско-культурологического знания.

3. Определить генезис этнокультурных архетипов как базисных
элементов культуры адыгского народа, формирующих константные модели
его духовной жизни.

  1. Осуществить интерпретацию и анализ этнокультурных архетипов, выражающих и закрепляющих особенности адыгской нации как культурной целостности в целях выявления их места в мифоэпическом творчестве адыгов.

  2. Исследовать образы героев этнокультурных архетипов в устном народном творчестве адыгов и раскрыть своеобразие архетипических образов в художественном творчестве.

6. Определить место традиционного института «Адыге Хабзэ» в
адыгском этнокультурном комплексе и проанализировать его с позиций
философско-культурологического подхода.

7. Проанализировать концепт «мудрость» как древнейший
этнокультурный архетип горского народа.

8. Выявить функции этнокультурных архетипов в «культуре стыда» и
«культуре вины» адыгов.

Методологический формат данной работы составили идеи, раскрывающие закономерности и факторы формирования этнокультурных архетипов, заложенные в концепциях отечественных и зарубежных исследователей, которые рефлексировали выявление общих и специфических закономерностей развития объекта исследования. При этом указанные архетипы изучаются в контексте этнонациональной идеологемы адыгского народа.

Учитывается методологический сдвиг, происходящий в современной науке и связанный с переходом от классической ее модели к неклассической и постнеклассической. Используется методологический опыт, накопленный в рамках культурной антропологии, этнометодологии и др. науках.

Наряду с цивилизационным подходом используется мироцелостный подход, который оказался эффективным в региональных исследованиях.

В исследовании используется системный подход, при помощи которого изучались сложные и многоуровневые элементы этнокультурных архетипов, как уникальных концептов в структуре духовной культуры.

Поскольку формирование этнокультурных архетипов адыгского народа происходит на уровне общечеловеческой культуры в процессе систематизации культурного опыта, мы выстраиваем структуру адыгского этнокультурного архетипа на базе исторического, культурологического, философского, семиотического, аксеологического и других методов исследования, при этом опираясь на принципы познания общественных явлений: историзм, объективность, системность, комплексность, единство

11 исторического и логического, целостности, восхождения от абстрактного к конкретному, единства исторического и логического, формального и содержательного, единства и многообразия социокультурной жизни и др. В настоящей работе была использована традиционная установка деятельностного подхода к анализу этнокультурных архетипов, а при определении содержательных компонентов этнокультурных архетипов мы основывались на сравнительном и системно-структурном подходах.

Поскольку архетипы недоступны непосредственному наблюдению и раскрываются лишь косвенно, через проекцию на внешние объекты, что проявляется в универсальной символике, основными методами их изучения стали: описание (анализ), интерпретация, типизация.

Этнокультурные архетипы функционально рассматриваются как первичные, архаичные формы адаптации человека к окружающей действительности, поэтому при их анализе наиболее адекватным является метод реконструкции влияния окружающей реальности (социальной, политической, религиозной, культурной, геополитической, географической и т.п.) на их формирование. Они имеют символическую природу и обнаруживаются в области смысловых, ценностных ориентации. Это дает возможность интерпретировать и типизировать их через «постижение» области символического, используя философско-исторические, культурологические и другие способы познания действительности. Социокультурный подход - понятие, фиксирующее понимание культуры как широкого комплекса социальных явлений, представляющих собой результаты и средства общественного функционирования и развития. Это не только искусство, наука, система образования и духовные ценности, но весь комплекс материальной культуры, социальных отношений, политической культуры и т.д. Это - целостный процесс социального творчества, исследуемый с помощью культуры.

Научная новизна исследования состоит в разработке и вынесении на защиту следующих положений:

1. Исследуя духовную сторону «Адыгской цивилизации», мы впервые выделяем в ее структуре в качестве объекта исследования этнокультурные архетипы и полагаем, что они являются главными формообразующими компонентами, формирующими культуру адыгского народа как элемента кавказской культуры и кавказского менталитета. Впервые на обширном материале рассмотрены вопросы генезиса, эволюции и современного состояния «Адыгской цивилизации» в контексте культурогенеза региона; осмыслены объективные и субъективные моменты в определении специфики функционирования «Адыгской цивилизации».

Мы считаем, что вхождение системы этнокультурных архетипов в константу «Адыгская цивилизация» имеет большое научно-теоретическое значение в осмыслении истории горского народа, его этнокультуры, сознания и национальных ориентации, играет определенную роль в формировании национальной идеи, ее целостности на протяжении всей его истории.

2. «Этнокультурный архетип адыгского народа» как концепт философско-культурологического знания представляет собой константу адыгской национальной духовности, выражающую и закрепляющую свойства и особенности этой национальности (этноса) как культурной целостности. Это - базовая модель духовной культуры, включающая этнический опыт народа в новом историческом контексте, способствующая его социальной адаптации в современном обществе и являющаяся проекцией в будущее. Как константа, адыгский этнокультурный архетип изначально заложен в природу культурогенеза. Он представляет собой сформировавшийся «инструментарий» анализа культурно-исторического процесса, смысл которого определяется следующими основными параметрами: он структурирует целый спектр характеристик антиномического, амбивалентного типа, являясь последовательным философским оформлением этой проблемы; является своеобразным семиотическим «кодом» культурогенеза, стержнем проблематизации мышления, ядром дискурсивных практик парадоксально-апоретического

типа. Для более последовательного определения координат функционирования этнокультурных архетипов необходимо совершить экскурс в их собственную «философскую историю». Эта позиция также защищается впервые.

3. Генезис этнокультурных архетипов адыгского народа имеет
глубокие корни и уходит в глубь веков. Их важнейшими источниками
являются мифы и ритуалы, именно в них они рождались и развивались,
именно в них выражалось мировоззрение наших древних предков,
характеризующее истину духовной жизни, самоощущение и поведение
человека. Рассматривая происхождение этнокультурных архетипов,
формирование их мировоззренческих функций, мы обратили внимание на их
динамичность, выражающуюся в соотношениях миф-эпос-этикет. Согласно
К. Юнгу, этнокультурные архетипы имеют свойства, «по мере того, как они
становятся более отчетливыми, сопровождаться необычайно оживленными
тонами, ...они способны впечатлять, внушать, увлекать», поскольку восходят
к универсально поставленному началу в человеческой природе - душе (Юнг
К. Психология бессознательного. - Ростов-н/Д., 1995. - С. 475).

4. На защиту мы выносим концепцию ««универсальная система
этнокультурных архетипов адыгского народа», которая, с нашей точки
зрения, позволяет проследить на протяжении многих лет различные формы и
фазы культурного и социального развития общества, выявить их особенности
в процессе взаимного превращения и взаимоосвещения социального и
культурного явлений и выяснить общие закономерности их развития.
Подходы к исследованию концепции «универсальная система
этнокультурных архетипов адыгского народа весьма разнообразны. Они
органично вписываются в контекст самой проблемы, сочетающей синтез
теории и истории культуры, культурологии, культурной антропологии и
других научных знаний. В контексте подобных методологических
представлений разрабатывались и конкретные проблемы данной
диссертационной работы.

Используя эти теоретические рассуждения применительно к адыгской культуре в целом, можно сделать вывод, что в истории этого народа постоянно происходил процесс ее формирования, который влиял на собственно социальные процессы, способствуя их эволюции. Выстраивается непрерывная «цепочка», которая может быть прервана или разорвана в любом своем звене - по преимуществу социальном или преимущественно культурном. Важно усвоить сам момент перехода социального в культурное и, наоборот. В нём и состоит суть социодинамики культуры: каждое социальное явление обладает культурной «проекцией» и, соответственно, каждое культурное явление находит себе опору в социуме. В этом и суть предложенной нами концепции.

5. Разнообразие методологических подходов к изучению концепции «универсальная система этнокультурных архетипов адыгского народа» помогло выбрать конкретные и чёткие методики и методы исследования, сформировать теоретико-методологическую основу ее исследования, которая представляет собой комплексное или целостное видение культурогенеза региона. Это подтвердило тезис о том, что концепция «универсальная система этнокультурных архетипов адыгского народа» как своеобразная сеть, каждый узел которой связан с множеством каузальных, ситуационных, смысловых связей носит теоретический характер. На каждом этапе своего формирования она обрастает всё новыми и новыми характеристиками и методами заимствования и миграции. Этот сегмент сформирован на основе цивилизационного, синергетического и социоестественного подходов и является конструктом, который может быть интерпретирован на реальные процессы и играть роль позитивной эвристики, позволяя получить общий взгляд на принципы коэволюции этнокультурных архетипов, в диалоге культур соседних государств. Это позволяет обоснованно утверждать, что имеет место разработанная теория этнокультурного архетипа, назначение которой сохранять и искать пути формирования новых духовных идеалов.

  1. Существование в национальной культуре адыгов этнокультурных архетипов предполагает исследование проблемы предпосылок их типизации в культуре вообще, и архетипе культуры адыгского народа, в частности. На основе анализа научной литературы автором впервые выделены базовые этнокультурные архетипы и предложена структура конфессиональных характеристик, определяющих их место в полиэтничном и поликонфессиональном культурном поле «Адыгской цивилизации». Активное функционирование этнокультурных архетипов является важным условием сохранения самобытности, уникальности и целостности национальной культуры адыгского народа, а их особенности анализируются методом сопоставления и анализа исторических фактов на основе философско-культурологических теорий, антропологических и психоаналитических концепций. Форма существования этнокультурного архетипа, как аккумулированного опыта народа и превращения данного опыта в базовые модели этнической истории, проверяется методом комплексного анализа социокультурного процесса с учетом исторической хронологии.

  2. Реконструкция этнокультурных архетипов на основе анализа героического эпоса «Нарты» как института самоидентичности народа и личности подтвердила, что они являются концентрированным ядром духовной культуры, проявляющемся в сознании и поведении её носителей. Динамика трансформации этнокультурных архетипов зависит от интенсивности и характера процессов, протекающих в социуме, адаптации к новым требованиям современности, хотя при этом они сохраняют свою идентичность. Интерпретация и анализ этнокультурных архетипов, выражающих и закрепляющих особенности адыгской нации как культурной целостности, определили их место в мифоэпическом творчестве адыгов. Этнокультурные архетипы, оставаясь неизменными по существу, диахронически и синхронически проявляются в самых разнообразных формах: в мифологических образах и сюжетах, в религиозных учениях и

16 ритуалах, в национальных идеалах, в химерах массовых психозов. В мифоэпическом творчестве адыгов этнокультурные архетипы представляют его коллективный опыт и определяют особенности мифоэпического сознания.

8. При всех трансформациях жизни этноса, при любой смене инвариантов культурной традиции, присущей этносу, неизменным остается «ядро» национальной культуры. Для адыгской традиционной культуры таким «ядром» выступает этнофеномен «адыгагьэ». До тех пор пока он не разрушен, этнос сохраняет свою идентичность, меняя лишь формы ее выражения. Человек адаптируется к постоянно меняющимся условиям существования и в качестве механизма культурной адаптации здесь выступает «адыгагьэ». «Адыгагьэ» - результат первичной рационализации мира, осуществляющейся спонтанно по мере столкновения с текущими, изо дня в день повторяющимися реалиями человеческого бытия. В ходе этого процесса закрепляются основные ценности, и формируется базовая личность с определяющими ее базовыми культурными характеристиками. Все вышеизложенное дает основание для включения в систему этнофеномена «адыгагьэ» не только этико-этикетных ценностей и установок, но и мировоззренческих, эстетических, религиозных, правовых и хозяйственно-экономических принципов и норм.

8. На основе комплексного анализа эмпирического материала представлена целостная картина формирования и функционирования «Адыгэ хибзэ», как фактора этнической и национальной самоидентификации адыгского народа. Традиционный институт «Адыге Хабзэ» рассматривается нами как обширная семиотическая система, которая включает, наряду с вербальными, и широкий круг невербальных знаков - ритуалов приветствия и гостеприимства, форм выражения почести и фиксации социальной иерархии, сценарных схем и нормативных правил социального действия, не требующих опоры на письменность. Традиционный институт «Адыге Хабзэ» - феномен «кавказских неписанных законов», система этнокультурных архетипов и

особая структура формирования мировоззрения адыга, подтверждающая свою генетическую связь с другими народами Северного Кавказа (институты старшинства, гостеприимства, куначества, аталычества и т.д.) и рассматривающаяся в контексте этнонациональной идеологемы адыгского народа.

9. Древнейший этнокультурный архетип «мудрость» рассматривается нами как один из компонентов формирования мировоззрения человека и в целом идеологемы рассматриваемого этноса. А этнокультурные архетипы «культура стыда» и «культура вины», выполняющие философские, мировоззренческие и регулятивные функции, продолжают оставаться важной социокультурно-нормативной базой формирования личности в современном обществе, ее этнического образа и в целом менталитета народа.

Научно-практическое значение результатов исследования заключается в том, что содержащийся в нем теоретический и фактический материал, выводы и рекомендации углубляют существующие малоразработанные представления об этнокультурных архетипах, их особенностях, а также раскрывают дополнительные перспективы в решении проблемы поиска и сохранения ценностей национальной духовности. Впервые поставлена проблема исследования этнокультурных архетипов адыгского народа в философско-культурологическом аспекте; предложена концепция культурных архетипов адыгского народа, являющаяся конструктом, который может быть интерпретирован на реальных процессах и играть роль позитивной эвристики, позволяя получить общий взгляд на принципы коэволюции культурных архетипов, совместной жизни суверенных государств и геополитических регионов в неком интегрированном сообществе; обозначена своя точка зрения на теорию этнокультурного архетипа адыгского народа, что создало продуктивные предпосылки для изучения проблемы в философско-культурологическом аспекте. Этнокультурные архетипы своим содержанием определяют

типическое в национальной культуре адыгов. И в этом отношении они объективны.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что опыт изучения этнокультурных архетипов адыгского народа дал возможность осознать его с позиций современного философско-культурологического знания.

Основные положения и материалы диссертации могут быть использованы:

- в дальнейших исследованиях этнокультурных архетипов, в области
изучения устного народного творчества, при анализе этнокультурных,
духовных проблем в обществе;

- в разработке региональной политики с целью сохранения
межнационального согласия, развития и взаимообогащения культур, в
процессе преподавания философии культуры, культурологии, теории и
истории культуры, народного творчества и др. предметов гуманитарного
цикла;

- при чтении спецкурсов по проблемам теории и истории культуры
адыгского народа.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе учебного процесса в средних и высших учебных заведениях, на международных, региональных научно-практических конференциях, в статьях, выступлениях. Основные положения исследования опубликованы в монографии «Этнокультурные архетипы адыгского народа» (Краснодар, 2007).

Некоторые положения диссертации получили апробацию на парламентских слушаниях Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея в апреле 2004 года. Ряд положений диссертационного исследования существенно дополняют педагогические программы по воспитанию детей в образовательных учреждениях различного уровня.

Структура диссертации. Состоит из девяти разделов, введения,

заключения, списка источников и литературы.

Научная парадигма «Адыгская цивилизация» в структуре культурогенеза региона

Истоки культуры давно и устойчиво находятся в пространстве познавательного интереса широкого круга наук. Масштабность феномена культуры, его многообразие, многоликость проявления, представленность практически во всех точках пространственно-временного континуума социального мира предопределяет разнохарактерность наук, в фокус интересов которых попадает концепт «культурогенез», и обширность накопленного фактологического знания о нем (Быховская И.М. Культурология: от определения к самоопределению / Е. Александрова, И. Быховская «Культурологические опыты». - М., 1996. - С. 8-9).

«Культурогенез» можно определить, как процесс происхождения, становления норм и стандартов существования человека, а также компонент адаптивной и творческой новации, без которого невозможно развитие общества. Нормированность и стандартизированность любых общественно приемлемых технологий и продуктов деятельности всякого социального индивида и общества является основополагающей функцией культуры (Тейлор Э. Первобытная культура. - М., 1939. - С. 1).

Культурогенез, как исторически развивающееся, сложное и многогранное общественное явление, как способ освоения действительности, создания ценностей, реализации творческого потенциала человека в сфере материального и духовного производства представляет не просто сумму предметов и ценностей, а процесс раскрытия способностей и дарований человека. Ведь с помощью культуры человек совершенствует свой образ жизни. В культурогенезе, как органе самоконституацирования человечества, речь идет о том, чтобы найти высшее начало, в котором природа и социум оказались бы соразмерными обрести ту универсальную меру, которая не нарушила бы собственную меру каждой из конфликтующих сторон.

Используя концепцию профессора В. Лях о культурогенезе как категории теории культуры, можно отметить следующее.

Культурогенез - компонент жизнедеятельности человека. Без него люди «были бы недееспособными чудовищами, обладающими очень незначительным числом полезных институтов и ещё меньшим числом чувств при полном отсутствии интеллекта - умственными инвалидами».

Анализируя эти и другие определения концепта «культурогенез», можно отметить, что его сущность, направленность, уровень и темпы детерминированы характером общественного строя. Независимо от содержания, культурогенез выполняет важнейшую социальную функцию -способствует поступательному развитию общества; он - не только результат развития материальных и духовных ценностей, но и сам процесс их создания.

Особенностью этого концепта является способность создавать условия для одновременного общения людей различных культур, их диалога и взаимопроникновения. С эволюцией культурогенеза обогащалось его содержание, усиливалось внимание к его внутреннему устройству, в которое входили условно-рефлекторные и приобретенные обучением виды деятельности и произведенный ими продукт. Постепенно определилась структура концепта.

Как категория культурологического знания, культурогенез представляет собой фундаментальное, субстанциальное, субстратное понятие, помогающее обозначить основные закономерности, явления, процессы, происходящие в культуре. На их основании возможно изучение культурных феноменов, их систематизация, разработка методологии и методов исследования.

«Этнокультурный архетип адыгского народа» как константа философско-культурологического знания

Современному Кавказу как горной территории присуще большое разнообразие этнических культур, которые в совокупности образуют не просто «мозаику культур», а вполне определенный культурный ландшафт, имеющий в своей основе некий общий субстрат. Последний представляет собой неисчерпаемые исторические традиции взаимопомощи и сотрудничества множества этносов, традиции тесного взаимодействия этнических культур, традиции религиозной терпимости между адептами христианства, ислама, буддизма и иудаизма, исходящие из древнего авестийского триединства, отчеканенного в формуле: «благая мысль, благое слово, благое дело» (Поликарпов В., Поликарпова Е. Этнические культуры Кавказа: между Западной Европой и Дальним Востоком // Научная мысль Кавказа. - 2000. - №3. - С.35).

Формирование адыгского этноса давно находится в центре внимания ученых различных научных направлений. Ему приписывалось индоарииское, сармато-аланское, тюркское, арабское и др. происхождение. Известные кавказоведы Ш. Инал-Ипа, Л. Лавров, В. Марковин, П. Паллас, Л. Соловьёв и др. считают, что истоки формирования адыгского этноса теряются в глубокой древности, уходя своими корнями в культуру каменного века. Этногенез этого народа впитал черты других, некавказских народов, в частности, пришельцев из Малой и Передней Азии Ш-П до н.э.

В процессе сложения древнеадыгского народа участвовали племена ахеев, зихов, керкетов, меотов и др. Письменные источники и археологические материалы свидетельствуют о том, что адыгский этнос сложился к X в. с известной общностью территории, с единым языком и культурой.

Хотя по данным арабских, византийских и русских источников, предки адыгов выступали как крупная политическая сила на Северном

Кавказе уже в VIII-X вв. и занимали земли в Прикубанье, в том числе вблизи древнерусского Тмутараканского княжества, Тмутаракань была порогом, через который надо -было переступить, чтобы завершить становление, формирование адыгского этноса.

Древние адыги взаимодействовали со многими народами, а, следовательно, наибольшее влияние на их этногенез и культуру, видимо, могли оказать ирано-язычные скифы и, особенно, сарматы, но это не привело к потере ими своего этнического лица. Вплоть до татаро-монгольского нашествия у них наблюдался подъём в развитии культуры, быта, земледелия, скотоводства и торговли, что усилило разного рода контакты и повлияло на формирование их сознания, мышления. Татаро-монгольское нашествие нанесло большой урон культуре и быту этого народа, а появление в степных и предгорных районах тюрко-язычного населения повлияло на этническую номенклатуру края. В связи с этим, представляется вероятным, что распространённый адыгский концепт «черкесы», который услышали путешественники, посетившие Северный Кавказ, вошёл в европейскую литературу.

Итак, «адыгагьэ» (адыгскость, адыгство). К изучению этого концепта в адыговедении обращались многие авторы: Б. Бгажноков, С. Мафедзев, Р. Ханаху, О. Цветков, С. Ляушева и другие. Функциональный подход к данной категории исследован Р. Ханаху и О. Цветковым. По мнению С. Ляушевой, понимание «адыгагьэ» нельзя ограничивать только рамками морально-этических ценностей и норм, поскольку это категория выражает миропонимание и мироощущение адыгов и на других уровнях: философском, психологическом, этнополитическом, этнокультурном и т.д.

Рассматривая «адыгагьэ» (адыгскость) как социокультурный феномен, имманентно присущий адыгскому этносу, профессор С. Ляушева разделяет концепцию С. Эйзенштадта о традиции и «центральной зоне» культуры, согласно которой именно последняя упорядочивает символы, ценности и верования. Исследования этнофеномена «адыгагьэ» в рамках названной концепции позволило автору выдвинуть тезис о том, что именно «адыгагьэ» является ядром традиционной культуры адыгов (См. Ляушева С. Личность в традиционной культуре адыгов: Автореферат дисс. на соиск. д-ра фил. наук. - Ростов н/Д, 2004. - С. 8 9).

Обращаясь к этнокультурному архетипу как константе философско-культурологического знания, напомним, что концепт «архетип» вошел в аналитическую психологию К. Юнга из сочинений позднеантичных авторов (Ириней, Августин, Ареопагит, Филон, Цицерон, Плиний).

К. Юнг выдвинул идею существования синхронных связей, принципиально противостоящих причинным. Под синхронной, онтологически-актуальной связью К. Юнг понимал необусловленную причинно-вневременную значащую связь событий. В русле этой идеи получили трактовку и архетипы: они были наделены самостоятельным существованием, аналогичным «миру идей» Платона, выполняя одновременно функции первоосновы мира и функциональных структур психики. По К. Юнгу, центральным моментом «аналитической психологии» является положение о том, что помимо индивидуального подсознательного существует также коллективное бессознательное как отражение опыта предыдущих поколений, воплощенного в архетипах - общечеловеческих первообразах (Юнг К. Психология бессознательного. - М., 1994).

Архетипы коллективного бессознательного отличаются ученым от «комплексов», содержащихся в личностном бессознательном, в которые входят, прежде всего, вытесненные из сознания представления. Тем самым, аналитическая психология К. Юнга отличается от психоанализа 3. Фрейда уже по предмету: бессознательное включает в себя не только вытесненные на протяжении индивидуальной жизни влечения, но также память всего человеческого рода на генетическом уровне.

Основные подходы к исследованию этнокультурных архетипов адыгского народа

В энциклопедическом словаре Ф. Брокгауза и И. Ефрона первые исторические сведения об адыгах восходят к VI веку до рождения Христова... Их храбрость, лихое наездничество, рыцарство, великодушие, гостеприимство также славились, как красота и грация их мужчин и женщин.

Их внешность дышит достоинством, и внушают они симпатию. Они с гордостью говорят: «сэ сыадыгэ» - «я адыгэ».

Адыгство, зародившись на языческой основе, трансформировалось под влиянием христианства, ислама, модернизационных процессов. Оно дает пример не противоборства, а синтеза и сосуществования различных культурных миров, «создавая сложную прочитываемую современным сознанием картину духовного бытия адыгов" (Тхагазитов Ю. Эволюция художественного сознания адыгов. - Нальчик, 1996. - С. 20).

У каждой страны и цивилизации есть свое начало, свой архетип и генотип, отказываться от которого глупо, бессмысленно, да и невозможно, если, конечно, не ставится задача потерять себя, свое лицо, характер, норов.

В каждой национальной культуре доминируют свои культурные архетипы, существенным образом определяющие особенности мировоззрения, характера, художественного творчества и исторической судьбы народа. Их можно назвать этническими культурными архетипами. Они представляют собой константы национальной духовности, выражающие и закрепляющие основополагающие свойства этноса как культурной целостности.

Это - коллективный опыт народа, собственно, они есть результат превращения этнической истории в базовые модели этнического культурного опыта.

Актуализация этнокультурного архетипа включает этот опыт в новый исторический контекст. Согласно К. Юнгу, актуализация архетипа есть «шаг в прошлое», возвращение к архаическим качествам духовности. Однако усиление архетипического может быть и проекцией в будущее, ибо этнокультурные архетипы выражают не только опыт прошлого, но и чаяние будущего, мечту народа. Активное присутствие этнокультурных архетипов является важным условием сохранения самобытности и целостности национальной культуры.

Культурные архетипы, оставаясь неизменными по существу, дихронически и синхронически проявляются в самых разнообразных формах: в мифологических образах и сюжетных элементах, в религиозных учениях и ритуалах, в национальных идеалах и химерах массовых психозов. Наиболее подробно изучены проявления культурных архетипов в снах, фантазиях и фобиях в психоаналитической культурологии, а также в литературном творчестве (М. Бахтин, Ж. Дюран, Е. Мелетинский, Н. Фром).

Поскольку культурные архетипы недоступны непосредственному наблюдению, то их можно изучать следующими способами.

Архетипы функционально рассматриваются как первичные архаичные формы адаптации человека к окружающей реальности. Поэтому изучать культурные архетипы можно путем реконструкции влияния реальности (географической, геополитической, хозяйственной, социальной, политической, религиозной, культурной и т.п.) на их формирование.

Культурные архетипы имеют символическую природу и обнаруживаются в области смысловых, ценностных ориентации. Это позволяет истолковать и типизировать архетипы через «постижение» области символического (Юнг К. Архетип и символ. - М., 1991.-С.52-54).

Культурные архетипы особенно отчетливо проявляются в комплексах-аффектах, вызванных ситуациями-раздражителями или словами-раздражителями и являющихся формами субъективного проживания человеком своих архетипических структур. Интерпретация реакции человека на эти раздражители также дает возможность для выявления культурных архетипов.