Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема формирования экологической культуры народов Северного Кавказа Джангуразов Мухаммат Хаджи-Муратович

Проблема формирования экологической культуры народов Северного Кавказа
<
Проблема формирования экологической культуры народов Северного Кавказа Проблема формирования экологической культуры народов Северного Кавказа Проблема формирования экологической культуры народов Северного Кавказа Проблема формирования экологической культуры народов Северного Кавказа Проблема формирования экологической культуры народов Северного Кавказа Проблема формирования экологической культуры народов Северного Кавказа Проблема формирования экологической культуры народов Северного Кавказа Проблема формирования экологической культуры народов Северного Кавказа Проблема формирования экологической культуры народов Северного Кавказа
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Джангуразов Мухаммат Хаджи-Муратович. Проблема формирования экологической культуры народов Северного Кавказа : Дис. ... канд. филос. наук : 24.00.01 : Нальчик, 2003 156 c. РГБ ОД, 61:04-9/39-3

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Культурологический анализ противоречий между обществом и природой 13

1.1. Историко-культурологические аспекты проблемы взаимоотношения человека и природы 13

1.2. Возникновение, причины и сущность современной глобальной экологической проблемы23

1.3. Этнокультуры в системе общемировой культуры и проблема устойчивого развития 36

Глава II. Этноэкологическая культура горских народов Северного Кавказа 48

2.1. Влияние природно-ландшафтного фактора на формирование экологической культуры 48

2.2. Традиционное природопользование и экологический опыт горских народов Северного Кавказа 62

2.3.Религия и экология 78

Глава III. Формы и методы формирования экологического сознания и экологической культуры 102

3.1. Экологическое образование и формирование экологической культуры 102

3.2. Формирование экологического сознания 117

3.3 Экологическая культура - единство образования и культурной деятельности 126

Заключение 140

Библиографический список использованной литературы 143

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Проблема формирования экологической культуры приобретает в настоящее время особую значимость и требует философского осмысления. По сути, задача, безусловно, сложная, требующая учета традиционного, оценки реального бытия, а также продуманных и целенаправленных шагов, ориентированных на будущее. Современная цивилизация делает упор на максимальное использование природных ресурсов с целью достижения высокой экономической устойчивости. Вместе с тем идет разложение культуры - подмена высших духовных ценностей общества на ценности утилитарные.

Следует иметь в виду, что возникновение глобальной экологической проблемы связано не только с тем, что современная цивилизация, по своей сущности, является потребительской, но и с тем, что существует закономерное противоречие, связанное с несоответствием современного природопользования, производства росту численности населения, потенциальным возможностям природы, современной мировой экономики, а также непрекращающимся военным конфликтам, которые ведут к истощению многих ресурсов. Таким образом, разрешение этих противоречий окажет существенное воздействие на снятие большей части экономических проблем, а их осознание является важным фактором в формировании экологической культуры.

В условиях глобальных преобразований, происходящих в мире, на фоне ухудшения состояния окружающей среды проблема формирования экологической культуры становится насущной потребностью. Изменения, которые являются следствием воздействия общества на биосферу, приобретают необратимый характер, и уже речь идет о способах смягчения этого воздействия, а не о его прекращении. С другой стороны, уничтожение этнических ландшафтов ведет к исчезновению самих этносов, которые сформировались в конкретном диапазоне географических и климатических факторов, а это значит, что проблема не только этноэкологическая, но и собственно философская, требующая комплексного подхода.

Самосохранение общества в условиях разрыва между современностью и традицией может повлечь за собой утрату исторических форм духовной культуры. Проблема эта наиболее актуальна для малочисленных народов и связана с сохранением этнической, в том числе и этноэкологической, культуры. Об особой значимости данных проблем свидетельствуют многочисленные научные и научно-практические конференции, проводимые в стране и на Северном Кавказе.

В настоящее время, в связи с процессами национального возрождения, на передний план выдвигается изучение этно-традиционной материальной и духовной культур в их взаимодействии и зависимости от среды жизнеобеспечения этноса. При этом необходимо учитывать то, что именно окружающей природной средой определяются не только особенности этнокультуры, но и морфология, физиология представителей этнических общностей. Существенно влияние этой среды также на духовную культуру: искусство, литературу, фольклор и т. п. И, наконец, среда обитания детерминирует этническую психологию, определяет тип взаимоотношений между обществом и средой, а также хозяйственно-культурный тип.

Несмотря на кризис экологической ситуации, предпринимаемые для ее решения меры крайне недостаточны. Это касается и формирования собственно экологического сознания и экологической культуры общества. В данной связи необходимо переосмысление проблем, возникающих в результате взаимодействия общества и природы, негативных последствий индустриальной деятельности как для человека и общества, так и на биосфере в целом.

Помимо этого, актуальность темы исследования объясняется общим кризисом образования. Его преодоление требует новой философии образования, где будет отведено достойное место экологической дисциплине.

Необходимость своевременного переосмысления проблемы формирования экологической культуры напрямую связана с тем комплексом духовных, социально-политических, экономических процессов, происходящих в последние годы как в глобальном масштабе, так и в российском обществе. Понимание,

осмысление диалектики социальных изменений, усложнившихся общественных процессов являются предпосылкой способности человека, общества рационально контролировать последствия своей собственной деятельности.

Степень разработанности проблемы. В связи с тем, что тема диссертационного исследования включает в себя проблематику, составляющую предмет различных направлений научного познания: культурологии, этнологии, этнической экологии, религиоведения, мифологии, при ведущей роли философии и социологии, то по существу, она приобретает междисциплинарный характер. Требуется синтез результатов исследований взаимоотношений человека с окружающей средой, истории этих отношений с учетом конкретных особенностей их проявлений в различных ареалах Земли.

Проблема взаимоотношений общества и природы, роли и миссии человека на земле, а также принципы, которыми он должен руководствоваться, строя свои отношения со средой обитания, привлекала внимание философов на протяжении тысячелетий. Еще в античности Лецзы, Кунцзы, Гераклит отстаивали идею неразрывности бытия мира и человека, необходимости поддержания гармонии в природе и с природой.

В средние века в философском плане начинают рассматривать проблему влияния природно-климатических факторов на мифологию, религию, психологию, культуру этносов. Подобные идеи прослеживаются в философских трактатах Ибн Хальдуна, Ибн Маммати, Ибн Сины, Аль Фараби. Позднее географический детерминизм становится важным элементом философских и социологических воззрений Ш. Л. Монтескье.

В немецкой философии постепенно происходит осмысление того, что человек не может вечно покорять природу, ибо, в конечном счете, это может обернуться его личным поражением. Существенное значение диалектике взаимоотношений общества и природы уделено в работах Г. Гегеля, Ф. Шеллинга, К. Маркса, Ф. Энгельса и др.

В XIX-XX вв. в философии происходит переосмысление сущностных взаимоотношений в системе «человек - природа - общество», что было связано

с происходившими глобальными изменениями. Особенно остро встали проблемы, связанные с цивилизацией в условиях глобальных преобразований, необходимость поиска путей устойчивого развития, обеспечения мира и, конечно же, невозможности дальнейшего развития человечества в условиях максимального обострения экологических проблем. Эти идеи в различной степени нашли свое отражение в работах таких авторов, как В. И. Данилов-Данильян, В. Л. Иноземцев, А. С. Капто, Ю. В. Косов, В. В. Лапкин, К. С. Лосев, Г. П. Мартин, А. Печ-чеи, А. Тойнби, А. Уайтхед, А. Д. Урсул, О. Шпенглер, X. Шуманн, Ю. В. Яко-вец и др.

Философские аспекты взаимодействия человека и природы, связанные с культурными аспектами, рассматриваются в работах В. С. Библера, А. Д. Грача,

B. Е. Давидовича, Ю. А. Жданова, Р. Ф. Итса, Г. Е. Маркова и др.

Непосредственно те или иные особенности этноэкологии кавказских народов затронуты в трудах С. С. Агашириновой, М. А. Алгарова, А. Булатовой,

C. Ш. Гаджиевой, Б. А. Калоева, Л. И. Лаврова, Г. X. Мамбетова, Р. Г. Маршае-
ва, И. Мизиева, М. 3. Османова, К. X. Унежева, С. И. Эфендиева. Однако непо
средственно этноэкологические традиции, их роль в формировании экологиче
ской культуры, влияние этноладншафтного фактора и тесная связь с духовной
культурой пока изучены слабо.

Системное рассмотрение этноэкологической культуры горских народов Кавказа проведено лишь в отдельных разделах монографии С. А. Арутюнова, Э. С. Маркаряна и Ф. С. Эфендиева.

Ввиду того, что проблема формирования экологической культуры связана с развитием науки, существенное значение приобретают исследования, открывающие новые горизонты этого вопроса, выходящие на уровень биосферы. В этом плане необходимо отметить работы В. И. Вернадского, В. П. Казначеева, М. М. Камшилова, Р. С. Карпинской, В. И. Каширина, А. М. Ковалева, Н. Н. Моисеева, К. Э. Циолковского, П. Тейяр де Шардена, В. А. Шевлокова.

Процесс формирования экологической культуры обусловлен взаимодействием науки, образования и культурных институтов. При этом необходимо

уделять должное внимание региональным и национальным стратегиям, как то: экологизация образования и ее гуманизация и т. д. Эти проблемы разработаны в трудах Б. С. Гершунского, И. Р. Голубева, М. Я. Лемешева, Л. Г. Мельника, Е. В. Никонорова, Ю. В. Новикова, Ю. П. Ожегова, В. В. Плотникова, X. Г. Тха-гапсоева. По проблеме формирования экологического сознания следует обратить внимание на работы А. А. Алдашевой и В. И. Медведева, М. Я. Лемешева, Л. Г. Мельника, Н.С. Назарова, Л. В. Скворцова.

По разным аспектам темы диссертационной работы имеется значительное количество работ, в которых освещаются определенные стороны формирования экологического сознания и экологической культуры. Однако, несмотря на бесспорную значимость исследований подобного плана, в них, как правило, уделяется недостаточно внимания культурологическому анализу взаимоотношений в системе «человек - природа - этнос». Вместе с тем у большинства перечисленных авторов отсутствует комплексное исследование различных аспектов рассматриваемой проблемы. Особенно это касается горских народов Кавказа, ибо большинство работ отражают исторические, этнологические и культурологические аспекты взаимодействия этноса с природной средой. Указанные обстоятельства и определили выбор автором темы диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования. Целью настоящей работы является исследование роли традиционного этноэкологического опыта природопользования и этнологической культуры в формировании общечеловеческой этноэкологическои культуры. Для осуществления поставленной цели в диссертации рассматриваются социокультурные, религиозные, этнокультурные и иные факторы, воздействующие на формирование экологической культуры.

Вместе с тем концептуальный анализ диалектики этнического и общечеловеческого в функционировании и развитии традиционной этноэкологическои культуры не исключает уникальности и этнического своеобразия материальной и духовной культур, в рамках которых функционирует и экологическая культура народов Северного Кавказа.

Поставленная цель достигается путем решения следующих исследовательских задач:

  1. Обоснование необходимости нового культурологического подхода к проблеме взаимоотношений в системе «человек - природа - этнос».

  2. Анализ сущности современного природопользования, которое неизбежно создает конфликт между обществом и окружающей средой.

  3. Рассмотрение в логико-историческом аспекте взаимоотношения этносов Северного Кавказа со средой жизнеобеспечения в единстве с мифологией, религией, устным народным творчеством, прикладным и профессиональным искусством, этнопсихологией, эстетикой и философией этих народов.

  4. Выделение общих черт в традиционном этноэкологическом сознании и этноэкологической культуре горцев Северного Кавказа.

  5. Обоснование невозможности игнорирования традиционного этноэко-логического опыта как основного элемента, соединяющего человека через этнос со средой обитания, в формировании современной общечеловеческой экологической культуры.

6. Разработка на основе проведенного исследования рекомендаций по
формированию экологической культуры, основанной на экогуманистическом
мировоззрении в процессе экологического воспитания, просвещения и образо
вания.

Объект и предмет диссертационного исследования. Объектом нашего исследования явились культурно-исторические факторы, касающиеся сложных взаимоотношений между человеком, обществом и окружающей средой с учетом региональных и национальных особенностей взаимодействия.

Предметом исследования выступает зависимость между потенциальными возможностями окружающей среды и ростом численности населения, материальным и духовным развитием в свете формирования экологической культуры.

Методологической и теоретической основой диссертации является философская научная методология. В процессе сбора, анализа, обобщения материала диссертант опирался на структурный и функциональный подходы. Ввиду

масштабности исследуемой проблемы, а также многообразия связей и отношений природных, технических, социальных факторов, определяющих взаимоотношения человека с окружающей средой и, соответственно, влияющих на формирование экологической культуры, возникла необходимость привлечения знаний из различных областей, а это определило то, что основным стал системный подход.

Теоретической базой исследования выступают философские принципы: единства мира, объективности, всеобщности, развития, конкретности и т. д. Применение этих принципов дает возможность проанализировать причины возникновения противоречий между обществом и окружающей средой, выделить их этапы и определить способы их развития.

Важную инструментальную роль в познании взаимоотношений между этническим ландшафтом и этносом, а также в формировании экологической культуры выполняют основные законы диалектики.

Философский анализ сущности взаимоотношений этноса и окружающей среды осуществляется автором с опорой на базовые понятия и концептуальные положения, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных философов, культурологов, социологов, экологов, этнографов.

Научная новизна. Научная новизна диссертационного исследования определяется целями и задачами работы и состоит в следующем:

обоснована необходимость нового подхода между элементами системы «человек - природа - этнос»;

исследовано состояние современного природопользования и выявлено его несоответствие как природным факторам самовоспроизводства, так и уровню производства;

дан анализ взаимоотношений этносов Северного Кавказа со средой обитания и сделан вывод о том, что традиционная этноэкологическая культура имеет общее содержание у народов, живущих в идентичных природно-климатических условиях;

осуществлен анализ этноэкологической культуры народов Северного Кавказа;

обоснована невозможность формирования целостного экологического сознания и экологической культуры в случае утраты или обрыва связей с традициями и обычаями этносов в своем развитии;

определены пути и методы использования этноэкологического наследия в формировании современной экологической культуры.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Нынешний этап развития природы и общества характеризуется тем, что особенно остро встала проблема коэволюции человека и природы, что с неизбежностью выходит и на уровень существования конкретных этносов. Ни один из имеющихся подходов по проблеме соразвития и взаимоотношений природы и общества не является универсальным. Необходимо объединение усилий для выработки наиболее приемлемого подхода.

  2. Современное природопользование не имеет единой, обоснованной логики функционирования, что связано с отсутствием согласованной на разных уровнях - местном, региональном, федеральном, международном - а также обоснованной стратегии, ориентированной на позитивную коэволюцию природы и общества.

  1. Природная среда для народов Северного Кавказа оказалась определяющим фактором в формировании их мифологии, религиозных верований, устного народного творчества, этнического менталитета, этнопсихологии; орнамента утвари, национальной одежды, орудий труда, оружия, философии, эстетики и ценностной ориентации. Общие черты присущи и мировоззрению горцев, которое в целом является экогуманистичным как по содержанию, так и по форме.

  2. Как и у всех народов мира, взаимоотношения со средой обитания этносов Северного Кавказа складывались в течении длительного времени, в конкретных ландшафтных, географических, климатических условиях, которые формировали уклад их материальной и духовной жизни и детерминировали

уникальную систему взаимоотношений между природной средой и этническими общностями.

  1. Этноэкологические традиции представляют собой тонкую «нить», связывающую воедино систему «этнический ландшафт - этнос - этнокультура». А это значит, что в случае ее обрыва формирование экологической культуры лишается своей субстанциональной основы.

  2. Целесообразно разработать единую, философски обоснованную систему экологического образования, а в рамках последней - региональные системы с учетом традиционных, исторических, этнических, религиозных, правовых, эстетических особенностей конкретных регионов. В нашем случае это касается более активного использования на Северном Кавказе того богатейшего опыта, который накоплен здесь с учетом того, что регион является местом взаимодействия сразу нескольких цивилизаций, будучи в то же время частью единого государства - Российской Федерации.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость состоит в том, что основные положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в дальнейшей работе над философскими аспектами этнической экологии горцев Северного Кавказа, в экологическом воспитании, просвещении, образовании, а также в разработке теоретико-методологических основ философии культуры и философии образования. Материалы диссертации могут представлять определенный интерес для средств массовой информации и других структур, оказывающих влияние на формирование экологической культуры.

Основные положения работы дают большой материал для использования в учебно-методической деятельности, для разработки спецкурсов по философии культуры, этнологии, социологии, социальной экологии, этнической антропологии.

Апробация результатов исследования. Диссертационная работа обсуждена на заседании кафедры философии Кабардино-Балкарского государственного университета. С отдельными положениями диссертации автор выступил

на научных и научно-практических конференциях: «Литература народов Северного Кавказа: художественные и методологические проблемы изучения», Карачаевск, 1999 г.; «Биосфера и человек», Майкоп, 1999 г.; «Россия на пороге нового тысячелетия: проблемы, тенденции, модели», Ростов-на-Дону, 2000 г.; «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство народов Северного Кавказа: история, теория, педагогическая практика», Карачаевск, 2002 г.; «Проблемы национальной культуры на рубеже тысячелетий: поиски и решения. Научно-теоретическая конференция», Нальчик, 2001 г.; «Расселение, этнокультурная мозаика, геополитика и безопасность горных стран», Ставрополь, 2001 г.; «Северный Кавказ. Геополитика, история, культура», Ставрополь, 2001г.; «IV Конгресс этнографов и антропологов России», Нальчик, 2001г.; «Интеграция культур в смыслосозидающем образовании», Махачкала, 2002 г.; «Проблемы развития государственных языков и литератур народов Северного Кавказа», (К 85-летию К.Ш. Кулиева, Нальчик, 2002 г.; «Рационализм и культура на пороге 3-го тысячелетия», Ростов-на-Дону, 2002 г.; «Кайсын Кулиев и современность», Нальчик, 2002 г.; «Этноэкологическая культура и проблемы охраны окружающей среды», Нальчик, 2003 г.

По результатам исследования опубликовано 13 научных статей общим объемом около 2 п. л.

Структура и объем исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, состоящих из девяти параграфов и заключения. Она изложена на 156 страницах. Список использованной литературы составляет 184 наименования.

Историко-культурологические аспекты проблемы взаимоотношения человека и природы

В ходе человеческой истории, на разных ее этапах были свои особенности взаимоотношений между обществом и природой. Общим моментом для всех стадий было то, что всегда были противоречия, это неудивительно, тем более что именно противоречия являются внутренним источником саморазвития любой системы.

В настоящее время противоречия между природой и обществом достигли небывалой остроты, что может повлечь за собой очень серьезные последствия, но с другой стороны подобная ситуация не нова по сути. Так, известный отечественный ученый Л. Н. Гумилев считал, что «и в более ранние времена у других народов встречалось такое же потребительское отношение к природе со столь плачевными результатами. За 15 тысяч лет до нашей эры на Земле не было пустынь, а теперь куда ни глянь - пустыня. А ведь любая пустыня - это результат гибели природы из-за деятельности человека, возомнившего себя ее царем» . Абсолютизировать данное утверждение не стоит, однако и игнорировать тоже невозможно, так как слишком уж много примеров, иллюстрирующих то, как сказывается развитие цивилизации на окружающей среде, дает нам историческая наука.

Человек с древнейших времен пытается осознать свою роль в жизни планеты, свое место среди живых существ и т.д. Весь комплекс взглядов человека на окружающую среду, общество, система его идеалов, ценностей, целей осмысливается в его мировоззрении.

Формирование общественного сознания, мировоззрения и индивидуального сознания и самосознания идет различными путями. На эти процессы влияют исторические, культурологические, религиозные, этнические, возрас 1 Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. Ленинград: Наука, 1990. С. 201. тные и ряд многих других факторов. В социальной среде возникают идеи о необходимости единения, равенстве, братстве всего человечества, но они сменяются иными идеями - национализма, религиозной и расовой нетерпимости, вражды и т.д. В любом человеческом творчестве легко можем распознать моменты, отражающие его стремление не только к совершенству, но и к вечности. Человек, в отличие от остальных представителей животного мира, которые в общем-то никаких глобальных «перестановок» на планете не производят, а лишь занимают наиболее приемлемую для них экологическую нишу и лишь адаптируются к ней, способен в корне изменять структуру планеты.

Исторические формы взаимоотношений общества и биосферы были довольно противоречивы, таково было и отношение философов, ученых к этим вопросам. Но все были согласны с утверждением, что человек, без окружающей среды, не способен к существованию. Уже, начиная с античности, философы занимались вопросами, связанными с взаимоотношениями между обществом и природой. При этом они замечали, что в процессе своей хозяйственной деятельности человек неизбежно нарушает природный порядок, что, в конечном счете, плохо сказывается на нем самом, на окружающей среде и т.д. Очень убедительным доводом в пользу данного утверждения являются высказывания философов той эпохи. Например, даосский мыслитель Лецзы писал: «Во времена предков, умевших не нарушать порядка природы, «сладкие дожди выпадали вовремя, пять злаков густо взрастали. Весна порождала, лето растило, осень приносила урожай, зима прятала...» . Вообще же древнекитайской философии присуще общее для античного мира мнение о существовании в мире гармонии и единства и необходимости поддержания этой гармонии. В древне-даосском памятнике «Хуайнаньцзы» природа предстает «как некое целесообразное целое, руководимое своей душой, дао, соединяющее в себе функции ра-зума и блага, то есть целенаправляющего и животворящего начал» . Суть понимания единства природы и человека сводится к приданию антропоморфных черт природе, приписыванию ей особенных свойств, и в то же время - отождествлению космоса и человека.

Рачительное использование природных богатств Конфуций возвел в ранг государственной политики. В 515 г. до н.э., беседуя с циским правителем Цзи-гуном, он сказал: «Истинное правление заключается в бережном отношении к [государственным] ценностям». Под последними имелись в виду не только людские, но и природные ресурсы.

Как известно, эпоха античности характеризовалась космоцентрическим типом мировоззрения. При этом провозглашалось, что человек является микрокосмом по отношению к макрокосму. Подобное утверждение вполне устраивало и представителей милетской философской школы, которые, впрочем, больше рассматривали вопросы, касающиеся природы, космоса, но не человека. Их взоры были обращены на сущность проблем, касающихся первоначала мира, той единой субстанции, из которой возник мир.

По мысли Гераклита человек - часть природы; природа (космос), представляющая собой вечно живой огонь, никем не сотворена, она вечна и бессмертна («божественна»); человек должен сообразовываться с природой, ее «живой душой» - вечно живым огнем - логосом, или, иначе говоря, с ее активной материально-идеальной основой, или сущностью . Так, согласно Эфесцу, «добродетель есть мудрость, искренность и правдивость («говорить правду»), предполагающая активную деятельность и сообразованность с природой, ее логосом». Отсюда следует, что по сути человек не только телесно, физически, но и духовно, морально должен соответствовать природе. Софисты и Сократ не разделяли представления своих предшественников о человеке как лишь части космоса; они провозглашали человека центром мироздания. Последнее является очень важным, ибо провозглашает исключительную роль человека, с другой стороны, он не может существовать вне космоса, в отрыве от остального мира. В то же время становится ясно, что новое место, определенное в мироздании

1 Кессиди Ф.Х. Гераклит.- М.: Мысль, 1982. С. 161. человеку, по сути предполагает и новые функции, обязанности, а главное - ответственность за будущее.

В средневековой арабской философии наблюдался бурный рост науки, философии. Арабские мыслители, которые занимались как естественными науками, вопросами языкознания, так и философией, рассматривали общество и природу в их единстве, более того, на конкретных примерах была показана зависимость внешнего вида, рода занятий и других особенностей представителей различных народов. Так, ибн Хальдун заметил, что климат, рельеф и другие факторы природы определяют «умран» (культуру). Последнее различается у различных человеческих групп, причем «... в действительности наблюдаются как различия между народами в рамках одного и того же климата, так и некоторые общие черты у представителей разных климатов », а это говорит о том, что только лишь один фактор не может быть критерием. Удивительно, но уже тогда этот мыслитель сумел философски обосновать суть единства системы «человек - общество - природа».

Другой арабский мыслитель Ибн Маммати (известный адиб и поэт XII-XIII вв.) в четвертой главе «Правил диванов» производит попытку классификации свойств земель в зависимости от их местоположения, а также дает рекомендации для улучшения «качества» почвы, то есть предлагает такие мероприятия, как удобрение, орошение, здесь же автор настаивает на севооборотах. В его работе появляются зачатки идей о связи культурных ландшафтов, форм землепользования, особенностей жизни этноса. Проблема формирования человеческого сознания, его логико-понятийного аппарата в процессе овладения и освоения природы явилась основной темой Ибн Туфейле в его «Повести о Хаи-ие, сыне Якзана» 2, который, на наш взгляд, представляет не только историческую, но и философско-культурологическую ценность. Герой повести осмысливает себя в природе и через природу, творчески преобразуя окружающий мир, он устанавливает определенные взаимоотношения с разными его частями, формируется своеобразная первобытная экологическая культура.

Влияние природно-ландшафтного фактора на формирование экологической культуры

В конкретный исторический период этнос, как правило, занимает определенную часть биогеосферы, которая может иметь схожие черты с соседними участками земли, на которой проживают представители иного этноса. Ландшафт, как и климат, оказывает довольно существенное воздействие на образ жизни, духовную и материальную культуры этноса, что, в конечном счете, сказывается на носителе всех этнокультурных особенностей - этнофоре. Конкретный ландшафтный фактор влияет и на язык, и на искусство, и на литературу. Известный американский географ Аллан Пред сказал: «Люди делают историю и территорию не в условиях, выбранных ими самими, но в контексте уже существующих социальных и пространственных структур, с которыми они непосредственно сталкиваются» .

Но как ни парадоксально, не только ландшафт влияет на этнос, но и этнос со своей этнокультурой и формами природопользования оказывает прямое и непосредственное воздействие на вмещающий его ландшафт. Причем взаимозависимость касается не только этнофора и неживой природы, но и представителей животного и растительного мира. В частности, это касается окультуренных и одомашненных форм и видов. «Здесь речь идет об этноландшафтных зонах, так как они образуются в результате взаимодействия, симбиоза человека и ландшафта, когда они начинают дополнять друг друга. Не только туареги Сахары не могут обойтись без своих верблюдов, но и верблюды не могут пересекать пустыню без хозяев, достающих им воду из глубоких колодцев» . Известный русский историк XIX в. В. О. Ключевский еще тогда поставил проблему необходимости обеспечения гармоничного взаимодействия законов природы с производственными условиями современного человека.

В данном случае проблема намного сложнее, так как взаимодействие человека с ландшафтной средой происходит и через сферы его деятельности, например, через земледелие и скотоводство. В такой ситуации антропогенное воздействие на вмещающий ландшафт значительно увеличивается. Этносы в ходе исторического развития выработали свои особенные формы взаимодействия с этноландшафтом, через традиции природопользования, что помогает им поддерживать относительную статичность естественных циклов. А это, в свою очередь, способствует статичному состоянию самого объекта. На самом деле в естественных условиях невозможно достижение состояния полного застоя структуры системы, ибо всякая система, развиваясь, претерпевает изменения. Последние, как правило, количественные, которые переходят уже в качественные. Так, закономерный рост численности населения этнической общности создает проблему перенаселения, а значит, увеличивается антропогенное воздействие на среду. При этом могут произойти качественные изменения ландшафтной структуры, вызванные этим воздействием. При возможности этнос расселяется на соседних территориях. В одном случае это может происходить вынужденно (перенаселение, засуха, наводнения), в другом насильственно (выдворение одним этносом другого, например, в ходе колонизации, войн и т.д.). В любом случае речь идет о смене ландшафтной среды, что сопряжено с изменением сфер деятельности, образа жизни, средств и методов природопользования. Все это приводит к тому, что появляется необходимость не только в биологической, но и социальной, психологической адаптации на новой территории. Параллельно возникают и проблемы размежевания с этносами, которые уже живут на данной территории. В этом случае ситуация может носить разноречивый характер, а вновь прибывший на новый ландшафт этнос порой привносит существенные изменения в него.

Каждый уголок нашей планеты уникален и неповторим. Точно также и этносы, населяющие те или иные участки Земли, представляют собой удиви тельное и неповторимое разнообразие, и в то же время все они являются представителями рода человеческого. Географическая (природная) среда - непременное условие возникновения и функционирования этноса, и ее изменения оказывают существенное влияние на собственно этнические процессы. К тому же географическая среда представляет «арену», на которой эти процессы разворачиваются. Приметы воздействия природных условий можно обнаружить в самых разных областях этнической культуры, начиная с орудий труда, предметов быта и кончая самими названиями народов, этнонимами. Так, климат во многом определяет особенности одежды и жилища, виды возделываемых культур, от него зависят и средства транспорта .

Ф.С. Эфендиев пишет, что: «На формирование этнопсихологических особенностей и национального характера горцев определяющее воздействие оказывают не только общественные отношения, но и климатические условия, ландшафтно-географическое расположение региона в процессе этногенеза». Этнопсихологические особенности, можно сказать, в какой-то мере зависят и от биоэтногенетических особенностей и свойств этих народов, проживающих в Северо-Кавказском регионе, и от их межэтнических отношений» . Совместное проживание на сравнительно небольшой территории, нескольких десятков народов, говорящих на языках разных языковых семей, исповедующих различные религии, в истории имело много разных видов взаимоотношений, - от сотрудничества, добрососедства, терпимости, до вооруженных столкновений по самым разным причинам.

Экологическое образование и формирование экологической культуры

Роль образования в современном мире становится все более важной. Этому способствует сама эпоха вместе с социальными, политическими и духовными изменениями, присущими ей. При этом приходится констатировать, что нынешнее состояние образования, отношение к нему государства и общества не являются благоприятным для его развития. Необходимо пересмотреть, в том числе на государственном уровне, взгляды на миссию, роль и место образования в обществе, его цели и задачи или, другими словами, пересмотреть философию образования. Говоря о пересмотре этих взглядов необходимо в концепции реформирования образования четко записать, что главнейшей миссией образования в современных условиях является обеспечение устойчивого социально-экономического и научно-технического развития страны с учетом ее национальных и региональных, культурных и социальных ценностей, а также глобальных тенденций в мире .

Общество должно осознать, что именно сфера образования является одной из важнейших, которая может коренным образом способствовать достижению гармонии не только внутри социального организма, но и между ним и окружающей средой. Причем речь не идет об абсолютной гармонии, но имеется в виду деятельность, направленная на сохранение и рациональное использование земных ресурсов, которые на настоящее время являются единственным источником существования человека и удовлетворения его потребности.

Неудивительно, что в последнее время все чаще говорят о кризисе образования в глобальном масштабе. Причины здесь глубинные, сложные. Но, на наш взгляд, они, по сути, могут быть сведены к отсутствию:

1) единой стратегии образования;

1 Альтернативы информатизации образования нет//Проблемы информатизации высшей школы: Бюллетень. 1998. №3-4(13-14). С.65.комппект.ног.ти обпячстяния:

3) достаточного взаимодействия между государствами в области образования;

4) гуманизации образования, вследствие чего оно становится слишком материализированным; в нем мало места природе, человеку, гуманизму.

Экологизация образования - это его предохранение от перерастания в программирование. Это значит, оно должно ориентироваться не на идеологию прогресса, а на идеологию «устойчивого развития». Другими словами, на его гуманизацию. Гуманизация - условие устойчивости, «стабилизированности» образования. Стабилизированности на человеке, «остановке» на жизни . Действительно, зачастую мы не обращаем внимания на тот факт, что показателем благосостояния и благоденствия в обществе является не наличие сверхновых технологий, а сам человек, его здоровье, духовная сфера, его социальное благополучие и т.д. Но нередко, говоря об обществе вообще, мы упускаем из виду личность как «элементарную единицу», с его жизнью, заботами, проблемами.

Совершенно правильно пишет В.А.Кутырев: «Валеология и тренировки организма, искусство, труд, общение с природой, если их нет в образовании, становящемся образом жизни, означает, что оно не просто негуманно и неэкологично, а антигуманно и антиэкологично, к чему бы на словах в нем не призы-вали» . Мало выпустить специалиста, необходимо добиваться, чтобы это был еще и человек, осознающий себя частью общества, природы и Космоса. Вся его профессиональная и личная деятельность должна носить характер осознания себя в этом всеединстве. А пока современное образование сугубо теоретическое, научно-техническое и это является одной из причин переживаемого человеком эколого-антропологического кризиса. Данная ситуация, судя по всему, характерна для образования в глобальном масштабе.

1 Кутырёв В.А. Культура и технология: борьба миров. М.: Прогресс - Традиция, 2001. СИ

2 Там же С. 183.

Наука должна служить обществу. При этом характер использования научных достижений должен определяться не столько необходимостью достигать технического прогресса, сколько потребностями человека как природного, так и социального существа.

Общественно-историческое развитие есть последовательность научно-технических циклов, в ходе которой в обществе имеет место такая эволюция формы его организации и управления (государство со всеми его признаками), когда настоятельной необходимостью начальной фазы научно- технического цикла (возникновения новой идеи, мысли, решений) становится централизация ресурсов - противоположность следующей фазе, когда лишь посредством децентрализации ресурсов возможно довести результаты научно-технической мысли до состоянии готовности к потреблению их обществом, людьми.

С другой стороны, общество не обязательно должно иметь доступ ко всем достижениям науки и техники, тем более, что это может быть сопряжено с неумелым их использованием. Особенно это касается тех случаев, когда применение их в реальности может привести к трагическим последствиям. Здесь надо говорить и о моральной ответственности ученого. Человек, получивший возможность познания тайны ядра атома, возможно, и не подозревал, к каким последствиям это приведет, например, об этом свидетельствует трагедия Хиросимы и Нагасаки. Поэтому особое значение в системе образования нужно придавать воспитанию у будущих специалистов морально-этических ценностей, ответственности за жизнь человечества и за судьбу каждого человека в отдельности, если она зависит от деятельности специалиста, получающего образование.

Нужно признать, что «... в мире не существует идеальных систем образования, каждая такая система основывается на культурно - исторических традициях своих государств и зависит от социально- экономических и политических реалий в стране»

1. Видимо, поэтому важное значение имеет изучение особенностей каждого государства во всех отношениях. Современное образование не 1 Филиппов B.H. Российское образование: состояние, проблемы, перспективы //Регионология. 2000. №2. С. 1возможно себе представить без его экологических компонентов. Любой человек, обучающийся в учебном заведении и овладевающий навыками конкретной профессиональной деятельности, обязательно должен иметь параллельную экологическую подготовку. Экологические знания должны быть усвоены студентом в комплексе с дисциплинами по непосредственной специальности.На сегодняшний день в основном три силы оказывают влияние на политику в области образования. Это государство, общественные (неправительственные) организации и международные организации. В своих решениях в области развития национальных и мировой систем образования все три силы должны учитывать ряд объективных факторов, которые имеют решающее значение для выработки государственной политики в области образования . В целом во всех странах мира всегда система образования испытывала определенные трудности, обусловленные разными причинами. «В то же время нынешнее положение в мире резко отличается от того, что в прошлом считалось обычным. Сегодняшний мировой кризис образования чреват серьезными последствиями для человечества»

Похожие диссертации на Проблема формирования экологической культуры народов Северного Кавказа