Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты анализа правовой культуры
1.1 . Сущность и функции правовой культуры 13
1.2.Тенденции развития правовой культуры в современном обществе 31
1.3. Социорегулятивные механизмы функционирования правовой культуры 55
Глава 2. Основные элементы правовой культуры народов Северного Кавказа
2.1. Исторические этапы формирования горской правовой системы 70
2.2. Адат как феномен правовой культуры 88
2.3. Влияние мусульманства на общество и право народов Северного Кавказа 108
Глава 3.' Возобновление \ правовой традиционной культуры: анализ и перспективы
3.1. Современное состояние традиционных моделей правовой культуры горцев 119
3.2. Перспективы развития правовой системы Северного Кавказа 132
Заключение 159
Список использованной литературы 167
- Сущность и функции правовой культуры
- Исторические этапы формирования горской правовой системы
- Современное состояние традиционных моделей правовой культуры горцев
Введение к работе
Актуальность исследования. Демократизация российского общества, переход страны к рыночным отношениям, повышение роли человека в правовой жизни предъявляют высокие требования к правовой культуре. Это можно объяснить тем, что правовая культура представляет собой сложный и многовариантный феномен культуры, постоянно развивающийся, обогащающийся в своем содержании и формах, чутко отражающий все изменения в обществе.
Отсюда вытекает необходимость обращения к исследованию основных этапов формирования правовой культуры, и - более широко - к изучению феномена правовой культуры в целом, ее места, роли и функций в социокультурном пространстве, затрагивающих ее процессов социальных изменений. Историко – философский анализ процессов динамики российских правовых систем требует в настоящее время изучения типологических характеристик и различных правовых культур в России и нуждается в углублении и развитии на основе широкого социокультурного подхода, рассматривающего право как составную часть национальной и духовной жизни. Очевидно, что нужен подлинно гуманитарный подход к анализу российской правовой действительности с позиций культурных традиций, интеграции разъединенных и противопоставлявшихся друг другу периодов жизни национального права. Такое осмысление проблемы позволит увидеть в отечественном правовом мире феномен юридического плюрализма на Северном Кавказе, имеющий свои закономерности развития и применения.
Правовая культура Российского государства складывается как сложный по своим истокам, интегрированный социальный феномен, впитавший в себя правовые традиции многих народов. Адатское и мусульманское право народов Северного Кавказа является частью российской правовой действительности на протяжении более чем двух веков, разделяя с ней свои исторические судьбы.
В этом плане углублённое исследование правовой культуры народов Северного Кавказа, особенностей и своеобразия их юридических традиций важно не только для восполнения существующих проблем в освещении отечественной правовой истории, но и для восстановления научной истины и объективного подхода к российской традиции права. Многими видными учеными, отмечается, что традиционные системы права и сегодня сохраняют мощный ругулятивный потенциал, проявляющий себя часто наряду, а иногда в противовес нормативно – правовым актам государства.
Современное правосознание северокавказских народов, характер правоотношений в них не исключают определённой значимости правовых ценностей и идей прошлого. Адат и шариат и сейчас выступают в мусульманских сообществах в качестве самодовлейщих феноменов, детерминантой правового мышления, преемственной частью системы правовых ценностей. С этой точки зрения они являются социально обусловленными.
Невнимание к правовым пластам народов Северного Кавказа ведёт к ряду нежелательных последствий. Игнорируется, по сути, принцип преемственности в праве. Заметим также, что важно не только обнаружить преемственность правовых идей и юридических традиций, но и проанализировать сам процесс воздействия северокавказской правовой культуры прошлого на современную действительность, влияние правовых воззрений и традиций минувшей истории на формирование правового сознания людей сегодняшнего дня.
Речь идет не о правоведческом, а именно о философском, и говоря более конкретно - о социокультурном исследовании северокавказской правовой культуры в широком историческом и социальном контексте применительно к российскому обществу, специфике пройденного им исторического пути и современной пореформенной ситуации. Всё это указывает на теоретическую и практическую значимость рассматриваемой проблематики и имеет несомненную самостоятельную ценность.
Степень разработанности проблемы. На культурное многообразие народов, различия в законах и правовых обычаях обращал внимание еще Геродот (V в. до н. э.), а позднее средневековые мыслители и путешественники: Марко Поло, Афанасий Никитин, Лоренцо Балла, Лас Касас и др.
Системное научное изучение обычного права народов начинается в XIX в. и связано со становлением колониальной системы, поиском эффективных форм и методов колониального господства. В работах Г. Дж. Самнер-Мэн, Дж. Мак-Леннана, Э. Тейлора, Дж. Фрезера, Л.Г. Моргана и др. в рамках эволюционной теории рассмотрено становление ранних форм культуры, включая обычное право. Теоретическое обобщение данных исследований осуществлено Ф. Энгельсом и Г. Постом в 80-90-х гг. XIX в. В эти же годы происходит становление изучения обычного права народов России, включая народы Северного Кавказа. В условиях Кавказской войны в результате научных экспедиций и деятельности военной интеллигенции, включая первых просветителей народов Северного Кавказа (Ф. Торнау, Р. Фрейтаг, Шора Ногмов, Хан-Гирей, У. Лаудаев и др.) были собраны данные об обычном праве народов Северного Кавказа. Они были проанализированы и обобщены во 2-й половине XIX века в рамках юридической этнологии выдающимся русским ученым М.М. Ковалевским. Русские ученые занимались, по словам Ф.И. Леонтовича (опубликовавшего адаты, собранные под руководством Р. Фрейтага и Голицына), «юридической археологией», стремились выявить пережитки родового строя у горских народов, чтобы уточнить проблему происхождения права, ее соотношения с проблемой происхождения государства. В трудах дореволюционных российских авторов, преимущественно юристов (М.Ф. Владимирского-Буданова, В.И. Сергеевича, С.А. Муромцева и др.), проблемам теории и истории обычного права уделялось значительное внимание, исследователи развивали идеи, сформировавшиеся в различных европейских правовых школах того времени.
К новому поколению юристов-этнологов принадлежал A.M. Ладыженский. В 20-е годы XX века в результате полевых исследований на Северном Кавказе он подготовил обширную рукопись об адатах народов Северного Кавказа, где рассмотрел эволюцию норм и общественных санкций, регулирующих внутриродовые (семейные) отношения, межродовые связи, взаимодействие адата с шариатом и российским, а затем советским публичным правом, обратив внимание на социальную и социокультурную обусловленность функционирования и эволюции правовых систем горцев Северного Кавказа.
Актуализация проблематики происходит на рубеже 60-70-х гг. XX века, а в 90-е годы превращается в одну из самых активно разрабатываемых отечественными учеными. Исследования ведутся в трех основных направлениях: теория обычного права, этнографическое изучение обычного права и юридическая антропология. Проблемы теории обычного права народов Северного Кавказа рассматриваются в трудах П.П. Баранова, А.И. Ковалева, Д.П. Першица, Я.С. Смирновой, Д.Ю. Шапсугова и др. В них предлагаются различные подходы к проблеме происхождения обычного права, его соотно-шения с законом и современными системами позитивного права. И.Л. Бабич исследует феномен правового плюрализма у кабардинцев и осетин; Х.М. Думанов, Р.А. Ханаху - у кабардинцев и балкарцев; К.А. Кокурхаев - у чеченцев и ингушей; Т.М. Айтберов, В.О. Бобровников, А.Р. Щихсаидов и др. - у народов Дагестана и др. Место и роль шариата в системе правового плюрализма у народов Северного Кавказа показана в работах В.Х. Акаева, В.О. Боровникова, И.П. Добаева, Л.Р. Сюкияйнена, А.Р. Шихсаидова и др.
Во всех перечисленных трудах анализируется феномен общественного сознания народов региона с учетом и религиозной компоненты, и политико – правовой реальности. Этнографический и юридический подходы к обычному праву народов Северного Кавказа позволили восстановить российскую школу обычного права. Существует немало воспоминаний и описаний региона, населения, нравов и исторических событий, относящихся к XIX веку, - таких, как во многом спорное исследование кавказских войн П. И. Ковалевского, чрезвычайно информационно насыщенные, богатые фактами путевые заметки Е.В. Маркова, воспоминания Ф.Ф. Торноу. Чрезвычайно ценные сведения об обычаях, нравах, семейном и общественном укладах северокавказского общества содержатся в многочисленных этнографических описаниях и научных отчетах.
Вопросы северокавказского адата и шариата в плане юридической этнологии и этнографии освещены в работах И.Л. Бабич, вобравших в себя большой фактический материал. Они интересны для исследуемой темы с точки зрения проблемы правового плюрализма на Северном Кавказе вообще, механизмов его формирования в частности, анализа его природы в особенности.
В то же время обычное право народов Северного Кавказа возникло и трансформировалось в контексте морально-этических кодексов, которые определяют социокультурную самоидентификацию народов. Поэтому формально-юридический, вне широкого культурологического контекста выявления социокультурных функций обычного права, анализ его роли в регулировании и самоорганизации народов на разных этапах истории будет недостаточно продуктивным и не вполне адекватным.
Цель и задачи исследования. Основная цель диссертационной работы состоит в исследовании и теоретическом осмыслении генезиса правовой культуры народов Северного Кавказа.
Цель исследования будет достигнута в результате решения следующих задач:
- очертить методологические особенности изучения сущности, функций и тенденций развития правовой культуры, определить социорегулятивные механизмы функционирования правовой культуры;
- проанализировать основные исторические этапы формирования горской правовой культуры (адыгейцев, ингушей, чеченцев и т.д.);
- исследовать традиционные модели правовой системы народов Северного Кавказа;
- выявить перспективы развития северокавказской традиционной правовой культуры.
Объектом диссертационного исследования является правовая культура исторически сложившаяся на Северном Кавказе.
Предметом исследования особенности и механизм формирования правовой культуры народов Северного Кавказа.
Методологическую базу исследования составляет принцип историзма культуры, требующий изучения культурно – исторических процессов в кокретной культурной и исторической обусловленности и развития, раскрытия объективных и существенных связей между явлениями и выяснения их специфики с учетом локальных и временных связей.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
- исследованы социорегулятивные характеристики правовой культуры как метанормативного регулятора нормативной ориентации социального и правового поведения, на основе комплексного анализа эмпирического материала представлена целостная картина формирования и функционирования основных элементов правовой культуры Северного Кавказа;
- с позиций этнокультурологии и исторического кавказоведения проанализирована традиционная горская система права – адат как феномен правовой культуры;
- раскрыты закономерности, эволюции адатского и мусульманского права, его превращения в ходе исторического прогресса в самостоятельный мощный регулятивно – охранительный фактор;
- выявлены закономерности обуславливающие преемственность в процессах развития современной правовой культуры народов Северного Кавказа.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
1. Рассмотрение правовой культуры через призму соотношения морали и права показывает, что закон реализует принципы права, а не морали, но процесс легитимизации права предполагает установление определённого соответствия между действующими в обществе моральными принципами и ценностями, составляющими основу социокультурных норм и правовой системы, без которой сама правовая система не будет легитимной.
2.Правовая культура формирует социально легитимные модели, нормы, ценности, стереотипы и правила поведения по отношению к позитивному праву, регулирующие правовое поведение социальных субъектов. В её нормативном аспекте правовую культуру можно интерпретировать как своего рода матрицу правовой жизни общества, задающую устойчивые формы сознанию и поведению отдельных граждан, групп, институтов и общества в целом.
3. Рассмотрение северокавказского адата как феномена правовой культуры позволяет констатировать, что ему были свойственны такие эндогенные признаки, как неотторгаемость от своего субъекта (народа, сообщества), позитивный консерватизм и двойная обязательность, обусловленная опорой на личную культуру и высший авторитет. Северокавказский адат обычно выступал сводом идеалов, призванных направлять поведение людей. И лишь после включения в российскую правовую систему он, впервые в своей истории, приобрел институциональную значимость права, хотя и с определёнными ограничениями.
4. Анализ исторических этапов общественного развития народов Северного Кавказа (адыгейцев, ингушей, чеченцев и т.д.) позволяет сделать вывод о назначении в регионе устойчивого концепта религиозно - правового сознания как соединения ислама с традиционными этическими установками. Правовая система ислама начинает функционировать здесь на фоне живых и действенных традиций и обычаев, зафиксированных в строгих нормах адатов. Возникает равнодействие двух правовых систем, которое и организует правовое поле на Северном Кавказе с середины 19 века.
5. Исторический опыт развития государственности России и её правовых систем показывает, что не существует непримиримых противоречий между государственным правом, адатом и шариатом. В процессе эволюции правосознание этносов на Северном Кавказе в нём переплелись нормы адата, шариата и официального права. В этом аспекте логика и смысл постановки проблемы адата и шариата на современном этапе заключается в том, что они являются не только социальной реальностью, объективной, преемственной закономерностью, но и нередко оптимальным способом регулирования многих отношений.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что материалы диссертации могут быть использованы для дальнейшего исследования различных элементов правовой культуры, изучения проблем взаимодействия традиционных моделей правовой культуры народов Северного Кавказа. Теоретические обобщения и выводы могут быть использованы в процессе преподавания курса философии культуры, культурологии, социологии культуры, а так же одноименных спецкурсов в высших учебных заведениях.
Апробация работы. Основные идеи и результаты исследования отражены в статьях автора, а также в сообщениях и докладах на научных конференциях и семинарах. Материалы диссертации применялись при ведении лекций и семинарских занятий по «Этнологии» и «Теории государства и права» в Академии безопасности и права в Республике Ингушетия.
Структура и основное содержание работы обусловлены целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.
Сущность и функции правовой культуры
Демократизация российского общества, переход страны к рыночным отношениям, повышение роли человека в правовой жизни предъявляют высокие требования к правовой культуре. Среди ученых отсутствует единый подход в трактовке самой категории «правовая культура», ее структурных компонентов, содержания, функций. Это можно объяснить тем, что правовая культура представляет собой сложный и многовариантный феномен культуры, постоянно развивающийся, обогащающийся в своем содержании и формах, чутко отражающий все изменения в обществе.
Понятие «правовая культура» широко используется в науке, но сущность её определяется по-разному. Наиболее типичным является определение правовой культуры как качественного состояния правовой жизни. В большинстве публикаций сущность правовой культуры видится в совокупности всех позитивных компонентов правовой деятельности, «это вся позитивная юридическая деятельность в функционировании и развитии ее составных частей»5. Правовая культура рассматривается как нечто достигнутое, завоеванное человечеством, как совокупность всех ценностей, созданных человеком в правовой сфере. В соответствии с этим подходом, всякое беззаконие, преступность и т.п. нельзя относить к правовой культуре. Качественное состояние правовой культуры выражается «в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, а также в степени ее поведения и взаимной ответственности государства и личности». Нередко правовая культура определяется как более высокая и емкая форма правосознания, выражающаяся в овладении индивидом «основами юридических знаний, в уважении к закону, праву, в сознательном соблюдении норм права, в понимании социальной, юридической ответственности, в непримиримости к правонарушениям, в борьбе с ними».
Нельзя не согласиться с данными авторами в том, что правовая культура наполняет аксиологическую (оценочную) функцию, что она является показателем качественного состояния правовой жизни, однако это вовсе не означает, что она включает в себя только позитивные компоненты. Правовая культура - явление многостороннее, неоднозначное, наряду с позитивными элементами она включает и негативные, имеющие разрушительный характер для конкретной правовой системы и личности. Так, например, преступления направлены против важнейших ценностей правовой системы, вместе с тем они относятся к правовой культуре, так как действуют в правовом поле и оцениваются в соответствии с правовыми принципами и нормами. Преступная субкультура является неправомерным явлением, но правовым, она характеризует правосознание и поведение определенной категории граждан, и имеет непосредственное отношение к правовой культуре.
В современной научной литературе получили наибольшее распространение два подхода. В первом смысле (широком) основными элементами права признаются правовые идеи, нормы, правовые отношения, правосознание, субъективное право и ряд других правовых явлений. В таком представлении правовая культура является важнейшей составляющей права. Сторонники второго подхода рассматривают право как систему формально определенных, общеобязательных норм, установленных и (или санкционированных) государством и обеспечиваемых его принудительной силой. По своей сути это понимание права является нормативистким, а, следовательно, и правовая выступает показателем соответствия правосознания и правовой практики воле законодателя.
В науке в настоящее время признается ограниченность классового подхода к праву, подчеркивается его общесоциальная сущность. Право рассматривается как выражение компромисса между классами, различными социальными слоями общества. В дальнейшем будем исходить из следующего определения права: «Право - это обусловленная природой человека, общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения».
Правовая культура, неразрывно связанная с правом, представляет собой сложное и многогранное явление. В широком смысле слова под правовой культурой понимаются все правовые явления и институты; законодательство, юридические учреждения, юридическая практика. Под правовой культурой подразумевается определенная сфера общества, получившая институциональное закрепление, результаты человеческой деятельности. Правовая культура предстает также в форме правовой деятельности как освоение предшествующей культуры и как создание, усвоение и распространение новых правовых ценностей. Она проявляется в знаниях, в правовых отношениях, в правовом поведении и правовом сознании людей. В более точном, узком смысле слова понимание правовой культуры связано с характеристикой правовой деятельности, ее уровня, направленности, форм и способов, что и обусловливает качество правовой жизни.
Исторические этапы формирования горской правовой системы
Правовая культура - система ценностей, правовых идей, убеждений, навыков и стереотипов поведения, правовых традиций, принятых членами определенной общности (государственной, религиозной, этнической) и используемых для регулирования их деятельности. В рамках одного государства может существовать одновременно несколько правовых культур. Особенно это характерно для многонациональных и мультирелиозных обществ. Так, в России существуют русская, элементы мусульманской, обособленная правовая культура у цыган и некоторых других этнических общностей. При этом можно говорить о правовой культуре как общности (общества) в целом, так и правовой культуре отдельной личности (индивидуума).
Функция правовой культуры - это, прежде всего та многозначительная роль, которую она выполняет относительно потребности общественной системы, составляющих ее классов, социальных групп, индивидов. Характер и содержание функции непосредственно определяется сущностными особенностями правовой культуры и его объекта. Правовая культура обеспечивает единство, согласованность, взаимосвязь деятельности людей в интересах общества и личности человека, сохранение целостности и гармоничного развития.
Современное правовое сознание народов Кавказа строилось на пересечении двух константных осей координат: исламизации - длительной, растянувшейся на века и с очевидностью еще не завершившейся, и исторически конкретного существования в Российской Империи, Советском Союзе, России, диктовавшего нормы и формы как социального, так и индивидуального бытия.
Ислам приходит на Кавказ в VII веке, одновременно с арабскими завоеваниями. С тех пор присутствие ислама остается постоянным, однако проявляется он с разной степенью влияния. Ислам играл, безусловно, существенную роль в процессе этногенеза и построения раннефеодального общества. Однако его внедрение было совсем не идиллическим, его проникновению порой жестоко противодействовали местные жители, весь строй жизни которых регулировался религиозными языческими нормами. Как видим, истоки современных проблем лежат в глубокой древности. Очень важно то, что феноменологическая суть и структурная соотнесенность проблем прошла через эти столетия практически без изменений. Потому очень важно понять зарождение этих соотношений.
После первого завоевательно-миссионерского внедрения в VII веке новый всплеск успешного проникновения идей ислама связан с походами Тамерлана в XIV веке, когда удавалось распространять его влияние как насильственными, так и ненасильственными, миссионерскими методами. Затем, в XV веке Северный Кавказ испытал мощное турецкое воздействие, в том числе и идеологическое. Но структурные пропорции религиозно-социологической ситуации сохранены: спокойное принятие ислама при условии, что неизменной останется традиционная нравственно-правовая система.
В XVIII - XIX веках большую роль в распространении ислама сыграли миссионеры из Дагестана - региона, в котором он получал устойчивое развитие, начиная с X века. Здесь неизменно распространялось знание арабского языка и письменности, строились мечети, организовывались медресе. На территории вайнахских народов - чеченцев и ингушей - ислам утвердился с конца XVIII века, хотя его активное проникновение началось с XVI века, когда в мекхелах появились толкователи обычного традиционного права - адата, обученные в исламских школах. Делались естественные попытки внутреннего размывания традиционного религиозно-нравственного ядра. Новая религиозная система должна была естественно и постепенно создать новые мифологические и нравственные ориентиры, которые заведомо должны были вытеснить из социума старые, традиционные. Этот процесс был неизбежен, и тот факт, что он не привел к абсолютному успеху, к которому стремились просветители, свидетельствует только об особой крепости этнорелигиозных традиций.
Абсолютное большинство мусульман Северного Кавказа исповедуют ислам суннитского направления. Суннитом считается тот, кто признает первых четырех халифов законными и придерживается правил, установленных одним из четырех мазхабов (религиозно-правовых школ)51. «Все мусульманские правовые школы в рамках одного и того же направления (как суннизма, так и шиизма) отличались друг от друга тем, что при общих исходных позициях они использовали различные способы формулирования норм действующего права и их применения к частным случаям».
Современное состояние традиционных моделей правовой культуры горцев
Следует отметить, что традиционным для большинства мусульман России, в том числе и Северного Кавказа, является суннизм. Это классическое, умеренное, согласующееся в экуменическом плане с другими конфессиями течение ислама. Суннизм на Северном Кавказе приспосабливается к кавказским традициям, он, как и исповедующие его общества, не знает расколов и агрессивных устремлений. Одной из причин появления на Северном Кавказе салафизма (ваххабизма) и его восприятия небольшой, но частью мусульманского общества, стала боязнь растерять национальные традиции, затвердевание, утрата гибкости традиционного ислама. Другая немаловажная причина - это общая неблагополучная социально-политическая обстановка, обесценение действующей правовой системы, затянувшаяся реформа права и правосудия.
Президент Российской Федерации В.В, Путин на встрече со старейшинами одного из сел Кабардино-Балкарии в сентябре 2001 г. заметил, что в период реформ, когда существовавшие в советское время общественные институты воспитания фактически исчезли и основная тяжесть в деле воспитания молодежи легла на плечи религиозных объединений, Российское государство не оказало им необходимой поддержки. Указав на недопустимость подобного подхода в дальнейшем, Президент страны высказался за оказание существенной государственной поддержки традиционным религиозным конфессиям, каковыми в России являются православие и ислам117. Соответствующим юридическим отражением новой, четко обозначенной тенденции к государственной поддержки мусульманских религиозных объединений стало принятие Советом муфтиев России «Основных положений социальной программы российских мусульман». Мусульманское общество России стало вторым религиозным объединением в нашей многоконфессиональной стране, которое теперь имеет свою социальную доктрину. В новом веке и новом тысячелетии российское сообщество мусульман получило программу, излагающую основные положения ислама во взаимоотношениях мусульман со светским государством и ряду насущных проблем современной российской жизни .
В соответствии с этой программой «вопрос о возможности введения отдельных элементов исламского права в российское законодательство самими мусульманскими организациями не инициируется и может решаться только в русле законотворческого процесса в рамках Конституции РФ и в духе общественного согласия»"9.
Ислам, как и православие, был, есть и останется неотъемлемой частью культуры России. Кроме того, ислам является для нашей страны одним из факторов, детерминирующих взаимоотношения России со значительной частью внешнего мира. Такие приоритеты свидетельствуют о необходимости цельной программы повышения религиозной и правовой культуры государственной администрации, знаний об исламе и его праве.
Новейшее время отмечено всплеском не только политического, государственного, но и научного, академического интереса к исламской концепции. В октябре 2001 г. в Кабардино-Балкарской Республике состоялась встреча с представителями координационного центра Мусульман республик Северного Кавказа на тему «Ислам - религия мира», а в Ставрополе конференция ученых «Человек и общество на Кавказе. Проблемы правового бытия». Эти конференции сами по себе уже говорят о практической пользе обсуждаемых учеными вопросов. В последние годы слово «ислам» довольно часто употребляется в сочетании со словами «реставрация шариата», окстремизм», «терроризм», «ваххабизм», а иногда и как их синоним. Поэтому представляется насущным и востребованным временем осмысление роли при всем этом шариата, а также роли иных обстоятельств, иных факторов.
Первые шаги в этом направлении сделаны видным отечественным исследователем мусульманского права Л.Р. Сюкияйненом. Его глубоко обоснованная позиция была изложена в докладе «Перспективы мусульмане ко-правовой культуры на Кавказе», представленном на вышеуказанной конференции в сентябре 2001 г. в Ставрополе .
Проблема мусульманских правовых традиций для Северного Кавказа в новейшее время является панорамной и многоплановой, ее можно с уверенностью идентифицировать с проблемами обеспечения стабильного правового порядка.
На Северном Кавказе современные проблемы регулирования общественных отношений нередко обусловлены возросшей ролью ислама и шариата. Действительно, поскольку большинство из 15 коренных народов Северного Кавказа составляют этнические мусульмане, мусульманское сообщество нуждается в известной организованности и упорядоченности существующих в нем отношений. Назначение шариата в этническом мусульманском социуме состоит в том, чтобы в соответствии с объективной потребностью внести в общественную жизнь оптимальную нормативность.
Ингуши, чеченцы, кабардинцы, даргинцы, кумыки, лезгины, карачаевцы, адыгейцы, табассараны, часть осетин, лакцы, балкарцы, черкесы и другие нации относят себя и к европейской российской, и к исламской цивилизации. Условия и способы решения возникающих в этом социуме проблем, в том числе правовых, разнообразны. Они сопряжены со степенью утверждения в обществе прозападных правовых начал, идущих вразрез с традиционной правовой культурой этносов.