Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социокультурные особенности репрезентации религиозного опыта в общественных науках советского периода Молостова Елена Сергеевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Молостова Елена Сергеевна. Социокультурные особенности репрезентации религиозного опыта в общественных науках советского периода: автореферат дис. ... кандидата философских наук: 24.00.01 / Молостова Елена Сергеевна;[Место защиты: Белгородский государственный национальный исследовательский университет].- Белгород, 2011.- 22 с.

Введение к работе

Актуальность исследования. Переходный период 90-х годов XX века в России — явление неоднозначное и противоречивое, в том числе и в научном знании о религии: коренным образом изменялись оценки и аксиологические приоритеты в обществе, начали происходить инверсионные процессы в культуре и ментальности, существенно изменилось и само общество, и представления о нем. Естественным образом, повысился интерес в области изучения феноменов религии и ее «эпифеноменов» (проявлений в различных сферах жизни).

В связи с этим актуализируется вопрос изучения ретроспективного религиозного опыта и особенностей его социокультурной репрезентации в общественных науках, а также в повседневных практиках советского человека. Под общественными науками следует понимать особую форму научной деятельности, в предметное поле которой входят: изучение закономерностей развития социума в его, исторических, культурных, философских, религиозных, экономических, социально-политических/идеологических аспектах. К общественным наукам традиционно относят: марксистско-ленинскую философию, научную политэкономию, научный атеизм, научный коммунизм.

В ходе развития общественного знания в советский период к ним была отнесена и социология, которая изначально латентно присутствовала в рамках исторического материализма, и религиоведение, неразрывно связанное с атеизмом и атеистической пропагандой. Все социокультурные процессы, происходящие в советском государстве, прямо или косвенно оказывали влияние на развитие общественных наук, динамично развивавшихся на разных исторических этапах советского периода. Система общественных наук в советский период включала ряд фундаментальных оснований: историческое; научно-философское; институциональное; культурно-идеологическое.

Степень научной разработанности проблемы. Особенности социокультурной репрезентации религиозного опыта в общественных науках в советский период волновали многих исследователей: это историки, этнографы, социологи, видные государственные деятели, но в большинстве случаев исследования проводились в социокультурном преломлении описания отдельных проблем в конкретной исторической или современной обстановке. Настоящее диссертационное исследование опирается на следующие историографические и теоретико-методологические источники:

Классические отечественные филологические, исторические, этнографические исследования конца XIX — начала XX века в области народной культуры, неразрывно связанные с анализом феномена традиционной религии, представлены в работах: А.Н. Афанасьева, Ф.И. Буслаева, А.Н. Веселов-ского, И.Е. Забелина, Е.Г. Кагарова, В.Ф. Миллера, О.Ф. Миллера, А.А. По-тебни, А.Н. Пыпина, Н.Ф. Сумцова, ставших основой и продолжением лучших традиций в общественных науках советского периода.

Философско-культурологические подходы к трактовке религии, религиозного сознания и истории разрабатывались на протяжении всего XIX сто-

летия известными русскими философами: Н.Я. Данилевским, И.В. Киреевским, П.В. Киреевским, М.И. Туган-Барановским.

Значимый научный и методологический анализ в изучении истории христианства и русского православия конца XIX — начала XX века был проведен Е.В. Барсовым, В.В. Болотовым, Н.М. Гальковским, Н.Н. Глубоков-ским, Е.Е. Голубинским, П.С. Ефименко, И.Н. Ждановым, В.М. Истриным, Н.И. Костомаровым, В.О. Ключевским, Н.С. Тихонравовым.

Исследования В.П. Васильева, Ф.Ф. Зелинского, A.M. Золотарева, И.Ю. Крачковского, И.П. Минаева, С.Ф. Ольденбурга, О.О. Розенберга, Б.А. Тураева, СМ. Широкогорова, Ф.И. Щербатского представляют значительный научный вклад в теоретическое осмысление религиозного опыта в советский период первой половины XX века.

Вопросы культурной репрезентации освещены в работах С. Холла, П. Рикёра, А. Согомонова, А. Усмановой, Л. Ионина.

Другой пласт литературы связан с трудами первых теоретиков и идеологов научного атеизма, а также с марксистско-ленинской философской методологией к изучению религии, которой занимались представители немецкой философии Л. Фейербах, Ф. Энгельс, К. Маркс, а также русские марксисты Г.В. Плеханов, A.M. Иоффе (Деборин), И.И. Скворцов-Степанов, В.Д. Бонч-Бруевич, Н.К. Крупская, В.И. Ленин, дававшие прямые указания и предложившие развернутые концепции социокультурной трансформации по созданию «нового общества» и «нового человека».

Первыми теоретиками концептуальных работ по проблемам политики коммунистической партии и государства в отношении религии и церкви стали: П.А. Красиков, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, И.И. Скворцов-Степанов, Е.М. Ярославский.

Проблемой «пролеткульта» в советский период занимались исследователи Г.Д. Гловели, В.В. Горбунов, М.Н. Капустина, А.В. Карпов, А.Ю. Морозова, Ю.П. Шарапов.

Значительный вклад в разработку истории атеизма и атеистической мысли внесли советские ученые: В.И. Гараджа, М.М. Григорян, Ю.Б. Пищик, А.Ф. Окулов, З.А. Тажарузина, М.И. Шахнович.

Большое внимание было уделено фундаментальному изучению состояния мировых религий в советский период — христианства, буддизма, ислама, национальных религий, а также сектантских деноминаций. Среди исследователей важно отметить работы М.В. Андреева, Е.М. Бабосова, Л.Н. Великовича, И.Р. Григулевича, Л.Н. Митрохина, М.П. Мчедлова, Я.В. Минкявичуса, А.Ф. Окулова, М.М. Шейнмана, И.Б. Ястребова.

Особый пласт изучения специфики религии связан с анализом архаических и ранних форм религии и мифологии как объектов культурологического анализа. Этому посвящен фундаментальный труд С.А. Токарева «Ранние формы религии и их развитие» (1964 г.), а также под его научной редакцией, вышедшая двухтомная энциклопедия «Мифы народов мира» (1980 г.).

Важнейшей эмпирической базой стали этнографические труды, выполненные советскими исследователями первой половины XX века: В.Г. Бого-раз-Таном, Н.М. Маториным, Н.М. Никольским, Л.Я. Штернбергом.

Их опыт был продолжен в теоретической и прикладной социологии 60-х гг. XX века в работах: Б.А. Грушина, А.Г. Здравомыслова, В.П. Коваленко, Ю.А. Левады, Г.В. Осипова, В.Э. Шляпентоха, В.Н. Шубкина, В.А. Ядова, во многом определившей эмпирический пласт исследований религиозности советского общества и советского человека.

На основе социологических исследований специфики веры и атеизма в советском государстве написаны и опубликованы труды исследователей: Н.П. Андрианова, Е.М. Байкова, Е.К. Дулумана, А.И. Клибанова, М.Ф. Калашникова, В.Д. Кобецкого, А.А. Лебедева, Р.А. Лопаткина, Б.А. Лобовика, В.В. Павлюка, В.Г. Пивоварова, Г.Н. Плечева, В.К. Танчера, И.Н. Яблокова.

Обширный научный пласт представляют труды исследователей, касающиеся государственно-церковных взаимоотношений в России: В.А. Алексеева, О.Ю. Васильевой, Н.С. Гордиенко, Ю.П. Зуева, М.И. Одинцова, Д.В. Поспеловского, Н.А. Трофимчука, М.В. Шкаровского, Т.А. Чумаченко.

На современном этапе проблемами изучения религиозного опыта в общественных и гуманитарных науках занимаются Е.И. Аринин, В.И. Гараджа, А.П. Забияко, Ю.А. Кимелев, СМ. Климова, А.Н. Красников, Р.А. Лопаткин, С.Д. Лебедев, Н.А. Митрохин, М.М. Мчедлова, В.П. Римский, М.Ю. Смирнов, Ю.Ю. Синелина, В.Ф. Чеснокова, М.М. Шахнович, Е.С. Элбакян, И.Н. Яблоков.

Проблемам социокультурной репрезентации религиозного опыта, атеизма, институционализации науки о религии, развитию государственно-церковных отношений в современной философии посвящены диссертационные исследования С.А. Кашариной Агитбригада как художественный архетип советской культуры: Дис. ... канд. филос. наук, Краснодар, 2009; Е.В. Меньшиковой Основные направления религиоведческих исследований в отечественной литературе 1920-1930-х годов: Дис. ... канд. филос. наук, Москва, 2009; СИ. Никоновой Государственная политика в области идеологии и культуры в контексте советской действительности (середина 60-х — середина 80-х годов XX века): Дис. ... док. ист. наук, Казань, 2009; СВ. Покровской Союз воинствующих безбожников СССР: организация и деятельность: 1925-1947: Дис. ... канд. ист. наук, Москва, 2007; А.В. Шкуркина Антирелигиозная комиссия при ЦК РКП(б) — ВКП(б) и ее деятельность по реализации политики Политбюро по отношению к Русской Православной Церкви в 1922-1929 гг.: Дис. ... канд. ист. наук, Москва, 2005; М.Ю. Смирнова Религиозно-мифологический комплекс в российском общественном сознании: ис-торико-социологическое исследование: Дис. ... док. соц. наук, Санкт-Петербург, 2006.

Объект исследования — общественные науки в советский период о религии и атеизме.

Предмет исследования — социокультурная репрезентация религиозного опыта в общественных науках советского периода.

Целью диссертации является культурно-историческая реконструкция, теоретический анализ и выявление особенностей основных этапов социокультурной репрезентации религиозного опыта в общественных науках в советский период.

Достижение поставленной цели осуществлено посредством решения нескольких взаимосвязанных задач:

  1. Установить социокультурные предпосылки, основные этапы и специфику понимания религиозного опыта в общественных науках в советский период.

  2. Рассмотреть процесс социокультурной институционализации религиозного опыта в общественных науках.

  3. Исследовать особенности марксистской идеологии как «превращенной формы» научной методологии и как конкретный научный инструментарий в процессе изучения религиозного опыта в целом и «человека религиозного» в частности.

  4. Выявить специфику социокультурных трансформаций «научного атеизма» как идеологии и как научной дисциплины.

Хронологические рамки. Советский период соответствует исторической хронологии русской истории: 1917 — 1991 гг. При этом характер анализа требует учета и предпосылок его формирования в конце XIX в. и репрезентации некоторых особенностей переходного периода 90-х годов XX столетия. Исследуемый временной период достаточно репрезентативен в плане освещения трансформаций, происходящих в историческом, политическом, а самое главное — в социокультурном процессе репрезентации религиозного опыта.

Теоретико-методологические основы исследования. В работе были использованы следующие методы, позволившие изучить проблему социокультурной репрезентации религиозного опыта в общественных науках в конкретно-историческом ракурсе:

диахронический и синхронический методы: диахронический, изучающий не объект (религиозный опыт) как таковой, а процесс его развития, т. е. вычленяется последовательность периодов, проходимых целостным объектом. Данный метод рассматривается в единстве с синхроническим, который выявляет состав, структуру отдельных элементов объекта целостности, качеств и свойств, присущих советскому обществу на разных этапах;

системный метод, позволивший рассмотреть периоды начала XX и XXI вв. как точку отсчета и «возвращения» в изучении религиозного опыта в общественных науках;

внеконфессиональный метод, исследующий проблему социокультурной репрезентации религиозного опыта в советский период «отстранение» от веры и от атеизма, позволяющий обойтись, как без навешивания негативных ярлыков, штампов и клише в оценке своего прошлого, так и без излишнего пиетета в описании, применяемой в советский период религиоведческой методологии и достижений по атеизации населения;

сравнительный метод сопоставления социокультурной репрезентации религиозного опыта в общественных науках в советский период с анало-

гичными результатами исследований современных общественных и гуманитарных наук;

- качественные методы анализа информации (изучение архивных
данных, обобщение проведенных социологических исследований в иссле
дуемый период, рассмотрение проблемы не с внешней стороны, а «изнутри»,
когда исследователь имеет дело с идеографическим: индивидуальными исто
риями, конкретными документами человеческого восприятия официальных
идей, индивидуальным текстом);

- метод визуализации истории отражен в подробном анализе некото
рых памятников советской пропаганды: плакатов, рисунков, журналов, рас
смотренных как визуальный образ исторической эпохи.

В работе также были подробно рассмотрены теоретико-методологические основы марксистской философии, религиоведения и научного атеизма как базовые для понимания сути описываемых процессов в исследуемый период.

В процессе исследования были взяты экспертные интервью, использованы материалы Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ), Фонда Академии общественных наук при ЦК КПСС (фонд 606).

Научная новизна определена отсутствием интегрированного взгляда на исследуемую проблему, что требует поиска универсальной методологии и целостности осмысления заявленной проблематики. Научная новизна диссертационного исследования представлена следующими полученными результатами:

  1. Разработана периодизация социокультурной репрезентации религиозного опыта в общественных науках, дан анализ ее особенностей на каждом этапе.

  2. Рассмотрен процесс социокультурной институционализации религиозного опыта в общественных науках, проанализирована его роль в научном и объективном видении религиозности советского общества.

  3. Исследованы особенности репрезентации научно-исследовательской методологии и конкретно-научного инструментария изучения религиозного опыта в целом и «человека религиозного» в частности в рамках функционирования марксистской идеологии как «превращенной формы» сознания.

  4. Выявлены основные особенности и специфика идеологии и практики культурных трансформаций религии и научного атеизма как идеологии и как научной дисциплины.

Положения, выносимые на защиту: 1. В диссертационном исследовании выделено шесть этапов социокультурной репрезентации религиозного опыта в общественных науках в советский период: 1) 1917 — 1920-е гг.; 2) 1920 — 1930-е гг.; 3) 1930 — 1940-е гг.; 4) 1940 — 1950-е гг.; 5) 1950 — 1960-е гг.; 6) 1960 — 1980-е гг., а также начало 90-х гг. XX века (каждое десятилетие типологически-условно округляемое нами; в самой работе указаны конкретные поворотные хронологические и событийные точки десятилетий). Данная периодизация соответст-

вует важнейшим этапам политики советского государства и является его наглядной репрезентацией, представленной через ключевые социокультурные события, характеризующие каждый из этапов. Благодаря крепкой отечественной дореволюционной этнографической традиции, развитому институту музееведения, наличию научной статистики, уже в первые годы советской власти удалось заложить научную платформу для развития общественных наук. Несмотря на сложные политико-идеологические, социально-культурные процессы, происходившие в социалистическом государстве, а также тотальный мировоззренческий контроль, объективный анализ социокультурной репрезентации религиозного опыта позволяет рассматривать общественные науки как методологически обоснованное интегрированное знание, не разрывавшее, а продолжавшее лучшие традиции российской этнологии, диалектологии и фольклористики. Безусловно, любое научное знание могло развиваться только в «превращенной форме» агитации и пропаганды.

  1. Социологические исследования, опиравшиеся на мощную этнографическую дореволюционную методологию и научную традицию, также были включены в проблемное поле теории и практики антирелигиозной (впоследствии — научно-атеистической-пропагандистской) работы. При этом насущно необходимым было объективное знание, подталкивающее к развитию эмпирических исследований. Идеологи нового общества изучали ментальность, состав верующих и «качество» веры; проводились: реальная социометрия, репрезентативная выборка; разрабатывались: научная типология верующих и неверующих, научные подходы и методы, программы и практические навыки, традиционно разрабатываемые в прикладной социологии. Все это позволило в рамках общественных наук развивать такое направление как социология религии, формирующее подлинную научную методологию и подходы, но репрезентированную в «превращенной форме» марксистской идеологии — исторического материализма — составной части марксистско-ленинской философии.

  2. Особенность «превращенной формы» заключается в том, что она получает самостоятельное «сущностное» значение, независимое от содержания, «становится на место действительного отношения» (М.К. Мамардашвили). Декларации марксизма об иллюзорной природе религии как «родимого пятна» капитализма, обусловленного социально-экономическими причинами неравенства и эксплуатации, не выдерживали проверки на практике. В этой связи выработка методологических подходов и понятийного аппарата, принципов изучения верующих, их социокультурная репрезентация сквозь призму общественных наук: философии, психологии, теории культуры, этнологии, религиоведения; разработка инструментария социологических исследований стали практически единственным способом воссоздания достоверной картины религиозности населения на различных этапах развития социалистического общества. Становится очевидным, что общественные науки в целом, социология, психология религии, в частности, в своих научных поисках объективно, с научных и методически грамотных позиций, отражали специфику и уровень религиозности советского общества. Научная методология изучения

религиозности, социальной природы религии, разработанная в советский период, не утратила своей актуальности и научно-методологической значимости и сегодня. При этом оформление объективного знания в советский период шло в «превращенной форме» идеологических конструктов марксизма-ленинизма, поддерживающих «должный» уровень идей для широких слоев населения.

4. Своеобразной «формой» научного исследования религиозного опыта в советский период в идеологически оформленный конструкт стал «научный атеизм», представлявший собой синтез и идеологии, и научной дисциплины с идеологизированными установками и формулировками по «преодолению религии», включавший активную и комплексную антирелигиозную агитацию по превращению верующих в атеистов — нового типа личности. Все это парадоксальным образом соединяло иллюзорную идеологическую превращенную форму с подлинной научной методологией и объективными подходами при анализе религиозного сознания населения и его социокультурной репрезентации в общественных науках.

Теоретическая и научно-практическая значимость исследования. Ключевые положения, обобщения и выводы, полученные в диссертационном исследовании, могут быть использованы в дальнейшей научно-исследовательской работе: культурологической, социологической и религиоведческой направленности.

Материалы диссертации могут быть использованы при создании учебных и методических пособий, лекций и семинарских занятий по курсам культурологии, религиоведения, социологии религии, социальной философии, а также в чтении спецкурсов по советской истории и психологии.

Апробация исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования были представлены на Международных конференциях: на VII Международных Славянских Чтениях «Русская цивилизация: диалог в культурном пространстве» (Орел, 2009); на Международной научно-практической конференции «Духовная безопасность молодежи в общественно-политическом и социальном пространстве современной России: основные стратегии развития» (Белгород, 2009); на Международной научной конференции «Шестые Страховские чтения: Философские проблемы понимания в культуре и науке» (Белгород, 2010); на Всероссийской научной конференции молодых ученых, докторантов, аспирантов и студентов «Философия и наука поверх барьеров: культурно-цивилизационные и антропологические кризисы идентичности в современном мире» (Белгород, 2009); на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук» (Смоленск, 2009); в работе Всероссийской научной школы для молодых ученых «Русская философия: истоки и современность» (Белгород, 2009); на X Международной научной конференции «Государство, общество, церковь в истории России XX века» (Иваново, 2010).

С 2009 года по настоящее время работа по теме диссертации ведется в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические

кадры инновационной России» на 2009-2013 годы (госконтракт № П-861 от 18.08.2009 г.) под руководством доктора философских наук, профессора СМ. Климовой, ежегодно проводятся отчеты, одобренные экспертами Федерального агентства по науке и инновациям.

Структура работы. Диссертационное исследование включает введение, две главы, четыре параграфа, заключение, библиографический список.

Похожие диссертации на Социокультурные особенности репрезентации религиозного опыта в общественных науках советского периода