Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Синкретизм духовной культуры: взаимосвязь общего и особенного Абдулаева Элита Султановна

Синкретизм духовной культуры: взаимосвязь общего и особенного
<
Синкретизм духовной культуры: взаимосвязь общего и особенного Синкретизм духовной культуры: взаимосвязь общего и особенного Синкретизм духовной культуры: взаимосвязь общего и особенного Синкретизм духовной культуры: взаимосвязь общего и особенного Синкретизм духовной культуры: взаимосвязь общего и особенного Синкретизм духовной культуры: взаимосвязь общего и особенного Синкретизм духовной культуры: взаимосвязь общего и особенного Синкретизм духовной культуры: взаимосвязь общего и особенного Синкретизм духовной культуры: взаимосвязь общего и особенного Синкретизм духовной культуры: взаимосвязь общего и особенного Синкретизм духовной культуры: взаимосвязь общего и особенного Синкретизм духовной культуры: взаимосвязь общего и особенного
>

Работа не может быть доставлена, но Вы можете
отправить сообщение автору



Абдулаева Элита Султановна. Синкретизм духовной культуры: взаимосвязь общего и особенного : диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01 / Абдулаева Элита Султановна; [Место защиты: Адыг. гос. ун-т].- Грозный, 2007.- 192 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-9/837

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Духовная культура: сущность и интерпретации 30 - 98

1.1. Понятие «духовная культура» и его сущность 30-42

1.2. Структура духовной культуры 43 - 80

1.3. Многообразие интерпретаций духовной культуры 81 - 98

Глава 2. Аккультурационные особенности духовной культуры 99-176

2.1. Этническая составляющая духовной культуры 99-119

2.2. Синкретизм как результат аккультурации 120-134

2.3. Синкретический характер духовной культуры чеченцев... 135 -176

Заключение 177 -181

Библиография 182 -192

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Духовная культура - наиболее чувствительная, наиболее чутко реагирующая на внешние воздействия область культуры. Она способна улавливать малейшие изменения в жизни людей и отзываться на них изменениями в себе и потому является самой уязвимой, самой ранимой областью культуры. Из-за ее непрактичности, неутилитарности люди в трудных жизненных обстоятельствах начинают видеть в ней ненужную обузу, и потому духовная культура нуждается в заботе и поддержке общества, сохранение и развитие ее требует от него усилий. Если люди перестают ею интересоваться, она утрачивает внутреннее напряжение и движение, отступает на полки библиотек и в музейные запасники, покрывается там пылью и превращается в забытую, мертвую культуру.

Творческая деятельность в духовной культуре ведет к тому, что она становится особым духовным миром, созданным силой человеческой мысли. Этот мир несравненно богаче реального мира. Ибо в нем рядом с образами наблюдаемой действительности существуют образы небывалых явлений: невиданные страны и планеты, ад для грешников и рай для праведников, мифические духи и боги, литературные герои. И хотя этот мир наполнен вымыслами, он существует по своим собственным законам и оказывает воздействие на нашу жизнь - может, даже больше, чем реальный мир.

Одной из актуальнейших культурологических проблем является проблема соотношения разных культур, разных духовных миров. В разных регионах Земли существуют различные культурные феномены, отражающие духовно-ценностную практику человека. Изучая разнообразие культур, проникая в сущность культуры, рассматривая

разные миры творчества, исследователь характеризует духовную культуру, как синкретичную по своей сути.

Актуальность исследования проблемы синкретичности духовной культуры обусловлена рядом причин, определяющей среди которых является непрерывный процесс аккультурации. Аккультурация осуществляется в форме взаимного избирательного усвоения элементов культуры обеих взаимодействующих этнических групп. Культурные различия между этническими общностями, в конце концов, уравниваются (процесс автоматический, неизбежный и неотвратимый) в соответствии с относительным весом взаимодействующих этнических групп. Диффузия культуры идет от ядра к периферии, от более развитого общества к менее развитому, часто на уровне бессознательного заимствования и подражания.

Как ни один человек не может жить без каких-либо взаимоотношений с другими людьми, так и этническая общность не способна существовать в абсолютной изоляции от других народов. Практически каждый этнос в той или иной степени открыт для контактов и восприятия культурных достижений других этносов и одновременно готов поделиться собственными культурными достижениями и ценностями.

Исходя из этого, изучение синкретического характера духовной культуры является актуальным, так как позволяет вскрыть новые детерминанты человеческого поведения. Также внесет новое видение на процессы аккультурации, межэтнические контакты, что представляет значительный интерес для научных дисциплин: культурологии, антропологии,этнологии.

Чем ближе подходит история человечества к нашим дням, тем большую роль в динамике культуры играют межкультурные контакты. В современную эпоху никакая локальная (национальная) культура не может существовать изолированно от других культур. Между народами идет постоянный взаимообмен достижениями техники, науки, искусства.

Страна, выпадающая из всемирной сети культурных (как экономических и политических) контактов, обречена на стагнацию и упадок.

В прошлом, когда наша планета не была столь плотно заселена и средства транспорта и связи были не столь развиты, как сейчас, взаимодействие между различными культурами происходило гораздо менее интенсивно. Однако оно существовало всегда. Именно поэтому проблема синкретизма в духовной культуре вызывает как теоретический, так и важный практический интерес.

Степень научной разработанности проблемы. Общетеоретические аспекты проблемы синкретизма в культуре, в той или иной мере, затронуты в трудах зарубежных ученых: Вико Д., Голана А., Зиммеля Г., Карлеиля Т., Канта И., Леви-Брюля Л., Мердока Дж., Ницше Т.М., Спиро М, Тэйлора Э.Б, Фромма Э., Фуко М, Элиаде М. и др.1.

1 Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций. - Киев, 1994; Голан А. Миф и символ. - М, 1993; Зиммель Г. Конфликт современной культуры. - М., 1996; Зиммель Г. Избранное. Философия культуры. - М., 1995; Карлейль Т. Теперь и прежде.

М., 1994; Кант И. Критика чистого разума. - Т.З. - М., 1996; Леви-Брюль Л. Первобытная мифология. - М, 1930; Мердок Дж. Культура и общество. - М., 1999; Ницше Ф. Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм. - М., 1996; Спиро М., Проблема дефиниций в религии // Антропология и религия. - М., 1998; Тэйлор Э.Б. Первобытная культура. - М., 1988; Фромм Э. Психоанализ и религия. «Сумерки богов».

М., 1989; Фуко М. Слова и вещи. - М., 1997; Элиаде М., Мифы, сновидения, мистерии. - М., 1996.

В отечественной научной мысли проблемами межкультурного взаимодействия, следствием которого и является синкретизм, занимались такие ученые, как: Артановский С.Н., Велик А.А., Бердяев Н.А., Гуревич А.Я., Дробницкий О., Зеньковский В.В., Кармин А.С., Касавин И.Т., Левада Ю., Лосский Н.О., Митрохин К.Н., Новикова Е.С., Пригожий И., Садохин А.П., Снесарев ГЛ., Стенгерс И., Токарев С.А., Г. В., Яблоков И.Н. и др.1.

1 Артановский С.Н. На перекрестке идей и цивилизаций. - СПб., 1994; Велик А.А. Культура и личность. - М., 2001; Бердяев Н.А. Самопознание. - М, 1991; Гуревич А.Я. Проблемы средневековой культуры. - М., 1981; Дробницкий О., Левада Ю. - Ритуал // Философская энциклопедия. - М., 1967; Зеньковский В.В. История русской философии. - М., 1994; Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. - СПб., 2005; Касавин И.Т. Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания. - М., 1990; Лосский Н.О. История русской философии. - М., 1995; Митрохин Л.Н. Религия и культура. - М., 2000; Пригожий И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. - М., 1996; Садохин А.П. Этнология. - М., 2005; Снесарев ГЛ., Басилова В.Н. Домусульманские верования и обряды в Средней Азии. - М., 1975; Токарев С.А. Религия в истории народов мира -М., 1976; Яблоков И.Н. Религиоведение. - М., 2002.

Проблема синкретизма духовной культуры относится к одной из интересных научных проблем общественной мысли и требует глубокого анализа. Существуют разные научные подходы к определению синкретизма.

В философском словаре П.В. Алексеева и А.В. Панина мы находим такие характеристики данного явления: «Синкретизм - (в переводе с греческого - соединение), нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления, например, искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга; нерасчлененность психических функций на ранних ступенях развития ребенка и так далее»1. Исходя из этого значения, синкретизм является характерной особенностью первобытной культуры и недоразвитого ребенка.

А вот другое, где синкретизм представляют уже как мировоззрение поздней античности: «Синкретизм - это смешение, неорганичное слияние разнородных элементов, например различных культов и религиозных систем в поздней античности - религиозный синкретизм периода эллинизма; в философии - разновидность эклектики» .

Но наиболее полным, на наш взгляд, является определение, данное в кратком философском словаре под редакцией А.П. Алексеева и Г.Г. Васильева: «Синкретизм - философская и культурологическая категория, характеризующая особый тип соединения разнородных факторов в целостность, когда множество элементов не теряет своего своеобразия в единстве, а единство не позволяет элементам перейти в состояние хаоса. Синкретизм обозначает такую стадию развития материальных и духовных явлений, когда они уже обособились от своего исходного нерасчлененного состояния, но еще не превратились в атомарно раздробленные сущности.

1 Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. - М, 2002. - С.608.

2 Алексеев П.В., Панин А.В. Указ произв. - С.609.

Синкретизм выступает как всеобщая ступень формирования культуры и как всеобщий принцип социально - гуманитарного познания. Можно выделить синкретизм языческий и религиозно-мифологический, художественно-интуитивный и бессознательный и сознательный, а также рационалистический. В общем, плане синкретизм является ступенью выделения и самоопределения любого предмета, ступенью формирования понимания явления»1. Такое определение позволяет глубже проникнуть в сущность процесса синкретизации мировоззрения.

На Северном Кавказе значительный интерес вызывают труды доктора философских наук В.Х. Акаева по исследованию проблем аккультурации, развитию этнической идентичности в системе мировой культуры. Помимо серьезных исследований, ученый пытается найти пути решения межнациональных и межконфессиональных конфликтов. Вот выдержка из доклада В.Х. Акаева на научно-практической конференции, прошедшей в столице Чеченской Республики и посвященной роли православия в формировании личности, семьи и общества: «В России, с нашей точки зрения, должен периодически происходить диалог между православием и исламом, он должен проходить везде, где проживают верующие. В этом направлении могли бы работать авторитетные религиозные деятели и ученые, которые осуществляют исследования в области религиозных культур. В данном контексте, считаю важным создание в крупных российских вузах центров по изучению православно-мусульманского взаимопонимания, а также по подготовке специалистов, воспитанных на традиционных для нас культурах...» .

Серьезные исследования в области традиционной культуры рассматриваются в ряде работ таких ученых, как Акаев В.Х., Алироев

Алексеев А.П., Васильев Г.Г. Краткий философский словарь. - М, 2004. - С. 67. 2 Акаев В.Х. О роли православия в формировании личности, семьи и общества // Столица. Материалы научно-практической конференции. - 2006. - С. 2.

И.Ю., Ахмадов Ш.Б., Бетильмерзаева М.М., Багаев М.Х., Межидов Д.Д., Тепсаев А.С., Туркаев Х.В., Яндаров А.Д. и др.'.

Проблема синкретизма духовной культуры относится к одной из интересных научных проблем общественной мысли и требует глубокого анализа.

1 Акаев В.Х. Чеченское общество в поисках геополитической и социокультурной идентичности // Современные проблемы геополитики Кавказа. - Ростов-на-Дону, 2001 Алироев И.Ю., Межидов Д.Д. - Чеченцы: обычаи, традиции, нравы. Социально-философский аспект. - Грозный, 1992; Алироев И.Ю., Осмаев М.К. - История и культура вайнахов. - М., - 2003; Ахмадов Ш.Б. Чечня и Ингушетия в XVIII - нач. XIX века. Монография. - Элиста, 2002; Багаев М.Х. Тайна имен. Вайнахи, арабы и ислам. -Грозный, 1994; Бетильмерзаева М.М. Этническая ментальность в системе культуры // Автореферат дисс. на соиск.уч.степ. канд.филос.наук. - Грозный, 2005; Бетильмерзаева М.М. Этническая ментальность в условиях социальной трансформации // Человек и этносы в трансформирующемся обществе: социальные девиации и пути их преодоления. - Ростов-на-Дону, 2004; Туркаев Х.В. Культура Чечни. - М., 2002; Яндаров А.Д. Развитие общественно-политической и философской мысли Чечено-Ингушетии в XIX - начало XX века // Диссертация на соиск. уч. степ. докт. филос. наук. - Алма-Ата, 1986.

Цели и задачи исследования. Основная цель диссертационной работы заключается в выявлении общих и специфических особенностей духовной культуры, представляющей сложный и противоречивый феномен синкретичности.

Сформулированная цель предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:

раскрыть сущность понятия «духовная культура», его становление и развитие;

проанализировать известные определения понятия «духовная культура» и выявить его общие и особенные аспекты;

раскрыть особенности духовной культуры через такие его компоненты, как мистика, мифология и религия;

установить этнокультурные составляющие духовной культуры, раскрывая причины национальных предрассудков и предубеждений;

выявить закономерность развития синкретического мировоззрения в ходе процесса аккультурации;

раскрыть особенности духовной культуры чеченцев, представляющей выраженный синкретический характер.

Объектом диссертационного исследования является духовная культура вообще, представляющая собой сложный и противоречивый, социокультурный, синкретический феномен, проявляющийся посредством мировоззрения, системы знаний, убеждений, традиций, норм, эстетических вкусов. Выявление синкретичности духовной культуры требует исследования ее структуры и установления компонентов, ее составляющих.

Предметом исследования выступает синкретичность духовной культуры, представляющей собой диалектическую взаимосвязь единичных, особенных и общих культурных компонентов, образовавшихся

в ходе процесса аккультурации, соединения множества разнородных факторов во взаимосвязанную совокупность, целостность.

Методология исследования. Диссертационная работа выполнена на основе социокультурного подхода. В ходе исследования широко использованы общефилософские принципы изучения социокультурных явлений, также логический, индуктивный и дедуктивный методы.

Междисциплинарный характер исследования потребовал использования методов философии, социологии, культурологии, этнологии. Широко использовался сравнительно-исторический метод и функциональный метод, рассматривающий культуру и ее формы как интегрированную систему, в которой каждый элемент выполняет свою специфическую функцию.

Научная новизна диссертации состоит в следующем:

  1. Установлены особенности зарождения, становления и развития понятий «культура», «духовная культура», «этнокультурные компоненты духовной культуры», что позволяет зафиксировать процессы обновления общества на мировоззренческом, нравственном уровне.

  2. Определены особенности структуры духовной культуры через такие базисные компоненты мировоззренческой основы современного человека и общества как мистика, мифология и религия.

  3. Раскрыты этнокультурные особенности, составляющие духовную культуру, которые являются почвой для национальных предрассудков и предубеждений, в определенной степени консервирующих духовное развитие того или иного этноса.

4. Эксплицирована следственная связь между процессом
аккультурации и синкретизмом духовной культуры.

5. Раскрыты синкретические особенности духовной культуры
чеченцев, подчеркивающие взаимовлияние разных этнических культур.

Положения, выносимые на защиту. По результатам проведенного исследования на защиту выносятся следующие теоретические положения:

  1. Особенности зарождения, становления и развития понятий «культура», «духовная культура», «этнокультурные компоненты духовной культуры» связаны с развитием философских подходов при анализе культурных процессов, становлением культурологии как научной дисциплины. Философский и культурологический анализ этих понятий, попытка установления их динамики, внутреннего содержания и внешних социокультурных предпосылок позволяет зафиксировать процессы обновления общества на мировоззренческом, нравственном уровне.

  2. При определении особенностей структуры духовной культуры значительное внимание уделено характеристике таких ее базовых компонентов как мистика, мифология и религия. Их специфичность, взаимообусловленность во многом определяют образ жизни различных культур и цивилизаций, позволяют раскрыть мировоззренческие основы современного человека и общества. В процессе аккультурации, то есть межкультурных и межконфессиональных контактов, осуществляется восприятие элементов иной культуры, формируя целостность локальной культуры.

3. Синкретичность духовной культуры устанавливается в ходе
усиления воздействия на локальную культуру этноса «чужой» культуры,
носителем которой является один или несколько этносов,
осуществляющих насильственное или мирное воздействие на обьект
«экспансии». В ходе этого процесса происходит осознанное или
неосознанное заимствование компонентов воздействующих культур. Эти
компоненты, будучи самостоятельными, становятся дополнением для
базовой локальной культуры. Таким образом, происходит структурное
соединение всех компонентов культуры в некое единство.

  1. Процессы аккультурации привели к сложившемуся духовному универсуму, синкретичному по своей сути. Подтверждение синкретизма -измененные состояния сознания, встречающиеся в рамках религиозных ритуалов во всех типах культур. Измененные состояния сознания в религии - относительно устойчивые образования в психике индивида, возникающие под влиянием психокультовых практик тех или иных религий и отличающиеся от обычных моментов потока сознания. Измененные состояния сознания позволяют формировать целостность культуры вообще и духовной культуры в частности.

  2. Синкретичность духовной культуры чеченцев, как и многих других этносов, является следствием многовековых аккультурационных процессов, которые происходили на территории Северного Кавказа. Важное место в ней занимают компоненты, связанные с традиционной культурой, обычаями, суфийской формой ислама, заимствованной в ходе социокультурных контактов с рядом северокавказских этносов. Данное состояние духовной культуры чеченцев во многом определяет их современные мировоззренческие и нравственные установки, поведенческие паттерны.

Теоретическое и практическое значение исследования.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что содержащиеся в ней выводы значительно расширяют представления о понятиях «синкретизм», «аккультурация», раскрывают новые аспекты в области изучения этнической духовной культуры. Исследования, касающиеся измененных состояний сознания, являющиеся составной частью духовной культуры, позволяют раскрыть проблемы, касающиеся духовного здоровья современного общества.

Материалы диссертации могут быть использованы в учебных курсах по философии, культурологии, социологии, этнологии, социальной антропологии.

Апробация работы. Результаты исследования апробированы в ходе чтений лекций студентам в Чеченском государственном университете, а также в выступлениях на межрегиональной и межвузовской научно-практических конференциях (ДГУ, 2006; ЧГУ, 2007; ЮФУ, 2007).

Многие положения диссертации опубликованы в журналах, газетах, сборниках, учебно-методических пособиях, изданных в Грозном, Махачкале, Ростове-на-Дону.

Структура и обьем диссертационного исследования.

Диссертация состоит из введения, двух глав, которые включают в себя шесть парафафов, заключения и библиофафии. Текст диссертационного исследования изложен на 192 страницах.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, раскрывается степень ее разработанности, анализируются источники и литература по теме работы, формируются ее цели и задачи, обосновываются научная новизна, методологическая и теоретическая база исследования, указана научно-практическая значимость работы, а также описана ее структура.

В первой главе - «Духовная культура: сущность и
интерпретации»
- рассматриваются различные интерпретации

культуры, раскрывается сущность данного явления, выявляются основные составляющие духовной культуры.

В первом параграфе - «Понятие «духовная культура» и его сущность» - акцентируется внимание на историческом становлении понятия «культура», на общепринятых выводах, связанных с назначением духовной культуры. Термин «духовная культура» обнаружил богатый исследовательский потенциал.

Сущность культуры раскрывается через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека. Раскрывая, реализуя сущностный смысл бытия человека, культура одновременно формирует и развивает саму эту сущность. Человек не рождается социальным, а лишь в процессе деятельности становится таковым. Образование и воспитание - это нечто иное, как овладение духовной культурой, процесс передачи ее от одного поколения к другому.

А. Тойнби отмечает, что рост цивилизаций дело рук «...духовно озаренных личностей», в то время как, подавляющее большинство представителей цивилизации, ничем не отличается от человека примитивного общества.

Также отмечается, что повышение интеллекта не обязательно ведет к духовности. Г. Зиммель, например, считает, что «оттого, что мы многое умеем или знаем, мы еще не культивируемся. Специализация не станет культурой, каких бы высот она ни достигла в разработке объективных содержаний. Культура появляется только там, где эти односторонние совершенства упорядочиваются в целостности души, ...когда эти совершенства способствуют реализации единого целого»1. Отсюда следует вывод, что прогрессирующее разделение труда, увеличивающее количество производимых вещей, препятствует становлению духовной культуры.

Диссертант делает анализ некоторым универсальным функциям культуры: культура передается воспитанием, культура социальна, культура идеационна, культура обеспечивает удовлетворение базисных биологических потребностей, культура адаптативна и культура интегративна.

1 Зиммель Г. Конфликт современной культуры: Избр. Т. 1. - М., 1996. - С. 480.

Анализ следов исторического развития в культуре дает нам историю каждого отдельного ее аспекта: языка, изобретений, экономики, социальной системы, религии и других компонентов культуры. Однако он не обеспечивает нас достаточной информацией, что говорит о необходимости синтеза элементов культуры, позволяющего глубже проникнуть в ее природу.

Дается главное качество человека духовной культуры - носитель совершенно иных ценностей, чем те, которые господствуют в мире. Он не потребляет культуру, а сопереживает ей, и, обладая интеллигентностью как психологическим свойством, подчас может и не иметь высшего образования и особых знаний.

Во втором параграфе данной главы - «Структура духовной культуры» - рассматривается мир духовной культуры в виде трех значимых составляющих - мистики, мифологии и религии.

Как отмечает А.А. Горелов: «Мистика - первая отрасль духовной культуры, основывающаяся на синкретичном восприятии мира, не разделяющим четко объекты действительности на естественные и сверхъестественные»'.

Автором отмечается, что мистика обозначает практику, нацеленную на единение с тем, что лежит за пределами чувственного мира. В более широком плане это - нерациональное знание, основанное на интуиции и сопричастности с универсумом. Поскольку мистика находится на доречевом и допонятийном уровне, ее трудно анализировать и описывать, но это не основание ее отрицать.

Указывая на мистицизм как начало духовной жизни, автор полагает, что все корни религиозной жизни, как и центр ее, мы должны искать в мистических состояниях сознания.

1 Горелов А.А. Культурология. - М., 2002. - С. 36 .

Диссертант отмечает, что все три мировые религии - буддизм, христианство, ислам - имеют свое мистическое направление -соответственно дзэн, старчество, суфизм. В них много общего, а различия зачастую оказываются малосущественными или вообще надуманными.

Другая важная составляющая духовной культуры - мифология.

Никакая культура не может обойтись без веры в мифы, вопрос в том, - в какие мифы люди верят. Многие думают, что время мифологии прошло, что цивилизованный человек, в отличие от дикаря, не даст обмануть себя мифами. Исследователь делает выводы, что если мифы, несмотря на развитие науки, образования, рациональных форм мышления, продолжают существовать во многих культурах, значит, есть причины, порождающие и поддерживающие их существование. Во всяком обществе мифы выполняют специфические социокультурные функции, связанные с организацией мышления и деятельности его членов. Здесь также отмечается, что миф - это, прежде всего первая форма сознания, отделившегося от практики. Будучи первой стадией разложения синкретического единства практики и познания, миф в то же время сохраняет свой познавательный синкретизм, что обусловливает многие его особенности среди других феноменов первобытного сознания.

Автор делает акцент, что суть мифологии не в том, что она представляет собой раннюю, подготовительную стадию развития религии и даже научного знания, а что это самоценная, завершенная форма культуры, запечатлевшая глубинные и неотъемлемые проявления человеческой духовности. Миф, сопричастен каким - то глубинным формам духовной жизни. А, следовательно, возможна и «логика мифа»: мышление образами как деятельность воображения есть одновременно мышление смыслами. В так называемом мифологическом мышлении образ есть смысл и значение. Там миф есть, так сказать, воплощенная «теория»: древняя космогония и теогония суть такие теории - описание и

генеалогическое обьснение мира. Отсюда удивительное явление: мифологические конструкции оживают и наполняются предельно современным содержанием в творчестве художников, олицетворяющих высший уровень современной культуры: М.А. Булгакова, Х.Л. Борхеса, Г. Гессе, Дж. Джойса, Т. Манна, Г.Г. Маркеса, А. де Сент-Экзюпери, бьющихся над тайнами человеческого существования, недоступными холодному разуму1'

Наконец, вся повседневная жизнь современного человека связана с многочисленными мифами. Мифотворчество остается органическим компонентом политической жизни, его архаический язык и поэтика охотно используются профессиональными идеологами для манипуляции массовым сознанием.

Современная мифология, разумеется, отличается от древней. Она не является фундаментом всей культуры, более подвержена изменениям под влиянием перемен в общественной жизни. Современные мифы заимствуют элементы из других культурных форм, в том числе и из науки. Многие мифы XX века выступают в облике рационального знания, а иногда даже строятся по образцу теоретических концепций.

Одно из главных, основополагающих мест в культуре занимает, безусловно, религия. Вместе с тем в обществе развитом, где существуют искусство, философия, наука, идеология, политика, право, религия становится их общей, системообразующей духовной основой. Отсюда вытекает особая роль религии в обществе.

Следует также отметить, что религия выступает как духовная сила, способствующая организации общественного порядка. Единая вера сплачивает людей, внедряет в их сознание общие для всех нормы поведения. Включенность в религиозную общину, коллективное отправление обрядов, страх перед наказанием Божьим за грехи

1 Митрохин Л.Н. Религия и культура. - М, 2000. - С. 200.

дисциплинирует верующих. Выполнение требований религиозной морали делает поведение верующих стабильным и предсказуемым.

Как правило, распространение в стране определенной религии поддерживается господствующими с обществе силами. Государство обычно использует ее для освящения, обоснования и укрепления власти. Стабилизирующая и организующая роль религии с особой силой проявляется в период смуты, социально - политических неурядиц и потрясений, когда страна оказывается в состоянии упадка. Но история свидетельствует, что религиозные разногласия нередко приводили к разжиганию вражды между людьми и военным конфликтам.

Роль религии по отношению к личности, культуре и обществу нельзя однозначно оценивать как положительную или отрицательную. Эта роль двояка. Религия играет позитивную роль, когда она проповедует идеалы мира, гуманизма, справедливости, равноправия. Но роль ее становится негативной, когда она претендует на безраздельное господство в умах людей, в культуре, в обществе и эти идеалы пытается навязать людям силой.

В религии устанавливается и переживается связь, связь человека с тем, что выше человека. В основе религиозного отношения лежит, поэтому основной и неустранимый дуализм: в религии, какова бы она ни была в своей конкретной форме, есть всегда два начала, два полюса. В религии человек ощущает, что его видят и знают, прежде чем он сам себя узнал, но вместе с тем он осознает себя удаленным, отторгнутым от этого благого источника жизни, с которым стремится восстановить связь, установить религию.

Итак, в самой общей форме можно дать такое определение религии: религия есть опознание бога и переживание связи с богом. Религиозное переживание должно качественно отличаться от смежных и соприкасающихся с ним областей жизни духа.

Целью третьего параграфа - «Многообразие интерпретаций духовной культуры» - является рассмотрение разных интерпретаций духовной культуры. Отмечается, что понятие «культура» многозначно, оно объединяет различные точки зрения. Сейчас, по оценкам ряда исследователей, существует около тысячи определений культуры.

В современной культурологии наиболее распространены технологическая, деятельностная и ценностная концепции культуры. С точки зрения технологического подхода культура представляет собой определенный уровень производства и воспроизводства общественной жизни. Деятельностная концепция рассматривает культуру как способ и результат жизнедеятельности человека, который отражается во всем обществе. Ценностная (аксиологическая) концепция культуры подчеркивает роль и значение идеальной модели жизни - должного в жизни общества, и культура в ней рассматривается как воплощение, реализация должного в сущее, реальное.

До сих пор не существует единой концепции культуры. Но наиболее сформировавшимися являются несколько подходов, которые отражают основные тенденции в этом вопросе. Это - культура, как вторая природа, созданная человеком и создавшая его и, культура как детерминированное поведение человека (воспроизведение или следование культурному образцу - паттерну). Выделение этих двух тенденций весьма условно, поскольку в рамках каждого направления существуют бесчисленное количество вариаций.

В последние десятилетия XIX века и в самом начале XX века культурные антропологи разделяли по преимуществу точку зрения Э.Б. Тэйлора, выраженную в первых строках «Первобытной культуры»: «Культура...слагается в своем целом из знания, верований, искусства,

нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества»1.

Наибольшее распространение получили представления о культуре как об абстракции. Именно так, в конечном счете, определяют культуру Кребер и Клакхон в их всеобъемлющем исследовании «Культура: критический обзор концепций и определений».

В последнее время развертывается дискуссия вокруг понятия культуры. Особо заострено внимание на проблеме различия между терминами «культура» и «человеческое поведение». Долгие годы антропологи совершенно спокойно определяли культуру как научаемое поведение, свойственное человеческому виду и передающееся от одного индивида, группы индивидов или поколения другим при помощи механизма социальной наследственности. Однако Кребер и Клакхон утверждают, что «культура есть абстракция конкретного человеческого поведения, но не само поведение». Культура «в основе своей есть форма, или модель, или образ», пишут Кребер и Клакхон, - «даже культурная черта есть абстракция. Черта - «идеальный тип», поскольку двух полностью идентичных глиняных горшков или двух полностью совпадающих брачных церемоний не существует»2.

Культура понималась и понимается по-разному. «Культура интерпретируется и как способ полагания смысла человеческого бытия: говорят, что в ней предпринимается попытка вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни в соотнесении его со смыслом сущего»3. Несомненно, в определенных сферах и компонентах духовной культуры такое смыслополагание осуществляется - в тех, которые решают мировоззренческие проблемы. Но полагание смысла жизни человека

1 Тэйлор Э.Б. Первобытная культура. - М.,1989. -С. 18.

2 Кребер, Клакхон. Цит. Антология исследований культуры. Том I. Интерпретации
культуры. - СПб., 1997. - С. 37.

3 Яблоков И.Н. Религиоведение. - М., 2002. - С. 286.

производится далеко не во всех областях или образованиях культуры. Например, естественно - научные понятия, теории (которые не связаны с изучением человека), являясь продуктом мыслительной деятельности, по своему объективному содержанию не задают смысл жизни человека.

Отметим еще одно понимание культуры, согласно которому к ней относят надбиологические, выработанные в ходе развития общества средства и механизмы деятельности людей. С этой точки зрения культура представляет собой сущностное свойство человеческой деятельности, качественно отличающее ее от подчиняющейся биологическим закономерностям жизнедеятельности животных.

При сравнении разных культур возникает вопрос, по каким признакам они сопоставляются. В мире более 2000 языков, и все они чем-то отличаются друг от друга. Но культуры различаются не только по этому элементу. Поэтому ни об одной типологии нельзя сказать, что она единственно верная. Так как, возможны различные подходы не только к самой культуре, но и к систематизации культуры и культурных феноменов.

Во второй главе «Аккультурационные особенности духовной
культуры»
- рассматриваются этнокультурные составляющие духовной
культуры, процесс аккультурации, способствующий развитию

синкретического характера духовной культуры. Диссертант предлагает более широкое толкование понятия «синкретизма», раскрываются особенности синкретизма духовной культуры чеченцев.

В первом параграфе - «Этническая составляющая духовной культуры» - даны характерные особенности этнической духовной культуры. Как отмечает Л.Н. Митрохин: « Человечество не представляет собой некое аморфное, гомогенное образование, оно развивалось как совокупность отдельных социально - политических субъектов: племен, сообществ, народов, наций, государств, постоянно взаимодействующих (а

чаще враждующих) между собой, и общественное сознание отражало такую подвижную историческую и географическую мозаику»1.

Бурные этнические процессы конца XX столетия более чем убедительно свидетельствуют, что этнокультурные взаимоотношения и взаимосвязи составляют важную часть жизнедеятельности современных государств и народов.

Этническая (народная) культура - наиболее древний слой национальной культуры, несущий в себе «обычаи предков». Ее черты проявляются в особенностях пищи и одежды, фольклора, народных промыслов, народной медицины и так далее. В ней выражается вековой народный опыт жизни и рационального ведения хозяйства в данных природных условиях . Не случайно она в большей мере сохраняется в деревне, чем в городе.

Консерватизм, преемственность, ориентация на сохранение «корней» - характерные черты этнической культуры. Некоторые элементы ее становятся символами самобытности народа и патриотической привязанности к его историческому прошлому - «щи да каша», самовар и сарафан у русских; овсяная каша и легенды о «привидениях в замке» у англичан; клетчатая юбка у шотландцев; спагетти у итальянцев. Подобные этнические символы есть у любого народа.

Этническая культура - исходный базис национальной культуры, источник народного языка (который становится в национальной культуре литературным языком). Из нее писатели заимствуют сюжеты и образы, композиторы - мелодии и ритмы, архитекторы - стили и приемы оформления построек. От ее веками складывающихся традиций во многом зависит своеобразие и неповторимость «лица» любой национальной культуры.

1 Митрохин Л.Н. Религия и культура. - М, 2000. - С.188.

2 Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. - СПб., 2005. - С. 67.

Во втором параграфе - «Синкретизм как результат аккультурации» - диссертант предлагает рассматривать синкретизм как результат процесса аккультурации.

Как ни один человек не может жить без каких-либо взаимоотношений с другими людьми, так и этническая общность не способна существовать в абсолютной изоляции от других народов. Практически каждый этнос в той или иной степени открыт для контактов и восприятия культурных достижений других этносов и одновременно готов поделиться собственными культурными достижениями и ценностями.

Чем ближе подходит история человечества к нашим дням, тем большую роль в динамике культуры играют межкультурные контакты. В современную эпоху никакая локальная (национальная) культура не может существовать изолированно от других культур. Между народами идет постоянный взаимообмен достижениями техники, науки, искусства. Страна, выпадающая из всемирной сети культурных контактов, обречена на стагнацию и упадок. Процессы аккультурации привели к сложившемуся духовному универсуму, синкретичному по своей сути.

Мировые религии - буддизм, христианство, ислам - генетически связанные с родоплеменными и национальными, заимствовали многие элементы верований и культа этих религий, но в то же время существенно отличны от них. Буддизм, христианство, ислам формировались в условиях складывания «мировых империй», когда обнаружились необходимость дополнить мировую империю мировой религией. Возникавшие государства охватывали большие территории, включали различные экономические уклады, этносы, культуры.

Наиболее достоверным фактом, подчеркивающим синкретический характер духовной культуры, исследователь предлагает рассмотреть так называемые измененные состояния сознания, встречающиеся во всех религиозных культах. Измененные состояния сознания в религии -

относительно устойчивые образования в психике индивида, возникающие под влиянием психокультовых практик тех или иных религий и отличающиеся от обычных моментов потока сознания. «Измененные состояния сознания складываются в соответствии с физиологическими и психологическими закономерностями, возникают спонтанно или в результате намеренного применения средств психотехники. К таким состояниям относят: экзальтацию, аффект, экстаз, эйфорию, катарсис, озарение, сон, гипноз, транс, аутизм, состояние сознания перед смертью, наркотические и патологические состояния. Эти состояния по-разному складываются и проявляются у экстравертов и интровертов»1. Религии имеют в виду создание таких состояний, в которых происходит интенсивное постижение объектов веры (экзальтации, экстаза, озарения, аутизма, гипноза, катарсиса и так далее). Они же предлагают средства психологической компенсации или защиты от состояния сознания перед смертью и патологических состояний» . В религиях исторически разрабатываются свои приемы достижения измененного состояния сознания (как и компенсации тягостных и патологических состояний), предполагающие использование соответствующих религиозных образов, вербальных формул, говорений и молчаний, заклинаний, поз, мимических и пантомимических действий, танцев, монотонного хорового пения, которые включаются в культ религиозный. Измененные состояния сознания достигаются в ходе аскезы, постов, длительной молитвы, медитации, мистического созерцания, спиритических сеансов, вызывания видений, радений, ночных бдений, самобичеваний и так далее.

Итак, в традиционных обществах существуют, в рамках религиозных ритуалов, одержимость, транс, не являющиеся при этом

Измененные состояния сознания: сводный реферат // Общественные науки за убежом. Сер.З. Философия. - 1991. -№5. Яблоков И.Н. Указ.произв. - С. 372.

отклонением от нормы. Но необходимо отметить, что измененные состояния сознания исследуются антропологами, как в традиционных обществах, так и в современных. Вхождение в измененное состояние сознания в традиционных обществах, как правило, осуществляется коллективно, в соответствии с культурно-обусловленными стереотипами в процессе ритуала. Измененные состояния сознания могут быть поняты лишь из культурного контекста. Более того, осуществить полноценное вхождение в измененное состояние сознания могут лишь люди, разделяющие ценности данной культуры, освоившие ее стереотипы поведения.

Основная форма, в которой осуществляется измененное состояние сознания, - ритуал. В религиозных ритуалах разного рода компенсируются неудовлетворенные желания людей, осознанные и неосознанные, в общении, скрытые желания и так далее.

Важным аспектом анализа измененного состояния сознания является привлечение для этой цели мифов, различного вида верований, специфических культурных стереотипов.

В третьем параграфе «Синкретический характер духовной культуры чеченцев» раскрываются основные особенности духовной культуры чеченцев, и ставится одновременно задача - показать синкретичность духовной культуры чеченцев. Для этого выявляются наиболее значимые компоненты духовной культуры чеченцев (религиозные верования, традиционная форма взаимопомощи «белхи», социокультурные нормы)

Как отмечает автор, религиозные представления хорошо

документируется возводившимися в горных районах края различными каменными постройками культового назначения. Это святилища, поминальные камеры и жертвенники на могильниках, фаллические сооружения и другие. Визуально они прослеживаются повсеместно до сих

пор, однако, большинство из них, к сожалению, сильно разрушено. Данные памятники позволяют видеть разнообразие культов почитания многочисленных языческих божеств. Здесь также отмечены следы зороастризма, христианства, иудаизма.

В своем развитии древнейшая религия вайнахов прошла длительный исторический путь от тотемизма - наиболее древней формы религии - до персонифицирования богов. Но, безусловно, сохранила в конечном религиозном мировоззрении вайнахов - мусульманстве реликтовые языческо-христианские элементы, что позволяет говорить о синкретизме религиозных представлений.

Одной из важнейших составных частей духовной культуры чеченцев, является традиционная форма взаимопомощи чеченцев -«белхи». Необходимость во взаимопомощи - явление древнее. В течение всей своей истории человек сталкивался с проблемами, которые побуждали объединяться его с другими людьми для совместного преодоления препятствий, трудностей, преодоление которых были не под силу ему одному. У каждого народа сложились различные формы взаимопомощи, имеющие свои отличительные особенности. Не является в этом отношении исключением и чеченский этнос. Так, традиционной формой взаимопомощи чеченцев издавна являлись «белхи». «Белхи» - это сбор людей для оказания трудовой помощи, их мог устроить любой нуждающийся в коллективной помощи. Помимо своей основной роли -трудовой взаимопомощи, они обладали коммуникативной функцией, позволяющей осуществлять знакомство и общение между юношами и девушками.

Автор отмечает, что «Белхи» нельзя назвать помощью именно для бедных, неимущих слоев населения. «В чеченском обществе не было разделения на полярные сословия. Свобода, равенство и братство составляли главный смысл существования народа. Несмотря на наличие у

чеченцев ярко выраженных индивидуалистических черт, их объединяет чувство родового коллективизма. Коллективная помощь сиротам, вдовам, больным и старым людям для чеченцев являлась святой обязанностью и не обсуждалась. Эта форма коллективной взаимопомощи сплачивала людей и позволяла им выжить в трудных жизненных условиях, укрепляла внутринациональное единство»1.

Северный Кавказ, как и Закавказье, подчеркивает автор, является древнейшим очагом обитания человека, «калейдоскопом» разноязычных культур. Не случайно в национальной среде северокавказских народов наблюдается такое разнообразие антропологических типов, обычаев, языков и религий. Здесь отмечены следы язычества, зороастризма, иудаизма, христианства, а с XVIII века превалирует ислам. «В силу определенных исторических условий ни одна из мировых религий не имела исключительного влияния в среде чеченцев и ингушей до XIX века, и поэтому наблюдался уникальный религиозный синкретизм»2, синкретизме духовной культуры чеченцев свидетельствуют археологические находки и архитектурные памятники горной части Чечни и Ингушетии, а также язык и богатый фольклор.

Проникновение христианства, а затем тотальное вовлечение в мусульманство, продолжавшееся столетиями, показали живучесть древней религии вайнахов. В своих религиозных обычаях, кроме элементов христианских и магометанских, чеченцы сохранили много элементов первобытного язычества.

Богатейший пласт этнической культуры в ходе аккультурации с исламом обретал сакральный характер. Сознание народов Северного

1 Абдулаева Э.С. Белхи - традиционная форма взаимопомощи чеченцев // Нана /
Литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал -
2005. - № 12. - С. 44 - 45.

2 Акаев В.Х., Абдулаева Э.С. Синкретический характер духовной культуры чеченцев //
Исторические связи народов Дагестана и Чечни. Тезисы докладов научно-
практической конференции. - Махачкала, 2006. - С. 12.

Кавказа, в том числе и чеченцев, проявляемое посредством этнической культуры, обладает такими характерными чертами как: архаичность, мифологичность, уравнительность, коллективизм, приоритет родовых интересов над личными.

В исламе же приоритет отдается универсальным ценностям, имеющим надродовой, надэтнический характер. Приверженность северокавказских этносов к древним народным традициям препятствовала полной арабо-исламской ассимиляции. Вместе с тем, ислам способствовал их духовному обогащению, но при этом они не теряли свою этнокультурную идентичность.

Такой особенностью взаимопроникновения этнической и исламской культур отличаются также и другие этносы Кавказа, что позволяет признать, аккультурация этнокультуры и ислама - имеет как общие, так и особенные формы проявления. Духовная культура чеченского этноса, имея собственную специфику, обогащалась в ходе культурных взаимодействий с этнокультурными системами народов Кавказа. Процесс аккультуризации лежит в основе формирования духовного синкретизма не только чеченского этноса, но и мусульманских народов всего Северного Кавказа.

Духовный синкретизм народов представляет собой сложный противоречивый процесс соединения между собой различных религиозно - культурных компонентов.

Понятие «духовная культура» и его сущность

Понятие «культура» отмечается в Философском словаре так: «исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях»1. Поэтому мир культуры, любой его предмет или явление - не следствие действия природных сил, а результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, преобразование того, что дано самой природой.

Духовная культура - одна из сторон общей культуры человечества, часто противопоставляемая с культурой материальной. Если под материальной культурой понимается предметно-физический мир культуры (средства труда, жилище, одежда, обработанные руками человека природные вещества и объекты), то в качестве культуры духовной выступают те явления, которые связаны с сознанием, с интеллектуальной, а также с эмоционально-психологической деятельностью человека - язык, обычаи и нравы, верования, знания, искусство и тому подобное.

«Термин «культура духовная» переплетается с такими понятиями, как «духовная жизнь», «сфера духа», «духовное обновление». Во всех указанных понятиях сфера и сущность духовного связывается с объективной, надиндивидуальной реальностью, которая одновременно укоренена также в сердце человека, открываясь ему через внутренние усилия и мистический опыт. Это реальность Добра, красоты, Истины и в конечном итоге реальность Бога»2. Такое понимание природы духовного позволяет дифференцировать его не только на фоне социальных аспектов культуры, признавая вместе с тем, что материальное и социальное выступают как бы внешним выражением и воплощением духовного.

«Феномен духовной культуры можно определить как явление, развивающееся в рамках общественного, группового, а также индивидуального сознания. Наряду с исследованиями культуры духовной анализируются такие явления, как «духовные процессы», «духовные блага», «духовное производство», «духовная жизнь»1.

Понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека. Раскрывая, реализуя сущностный смысл бытия человека, духовная культура одновременно формирует и развивает саму эту сущность. Как заметил П.А. Сорокин: «Человек не рождается социальным, а лишь в процессе деятельности становится таковым. Образование и воспитание - это нечто иное, как овладение культурой, процесс передачи ее от одного поколения к другому. Следовательно, культура означает приобщение человека к социуму, обществу» .

Любой человек, прежде всего, овладевает той духовной культурой, которая была создана до него, тем самым он осваивает социальный опыт предшественников. Но одновременно в культурный слой он вносит и свой вклад, тем самым, обогащая его. Процесс социализации можно представить как непрерывное овладение духовной культурой и вместе с тем как индивидуализацию личности. Это связано с тем, что культурные ценности накладываются на конкретную индивидуальность человека: его характер, психический склад, темперамент, его менталитет.

Структура духовной культуры

Область духовной культуры отделяется от других культурных форм. В данной работе мир духовной культуры рассматривается в виде трех значимых ее компонентах - мистики, мифологии и религии.

«Мистика - первая отрасль духовной культуры, основывающаяся на синкретичном восприятии мира, не разделяющем четко объекты действительности на естественные и сверхъестественные».

Слово мистика происходит от греческого «mystikos» «таинственный» и обозначает практику, нацеленную на единение с тем, что лежит за пределами чувственного мира. В более широком плане это -нерациональное знание, основанное на интуиции и сопричастности с Универсумом. Поскольку мистика находится на доречевом и допонятиином уровне, ее трудно анализировать и описывать, но это не основание ее отрицать.

Л. Леви - Брюль считает, что мистика не соответствует логике, а возможность ее развития облегчается тем, что первобытные люди не замечают очевидных противоречий: «Эта позиция тесно связана, с одной стороны, с мистической ориентацией их сознания, которое не придает большой важности физическим или логическим условиям возможности каких-либо вещей, а, с другой стороны, с малой склонностью к выработке понятий»2.

Мистика отвлечена от всего находящегося в чувственном мире и зовет в иной мир, который становится миром духовной культуры. Создание культуры невозможно без отвлечения от мирского. Мистика -начало духовной культуры в фило - и онтогенетическом смысле. Каждый творец должен пройти этап абстрагирования. Если он не перейдет к другим отраслям культуры, то останется в области мистики. Формула мистики «все вещи имеют невидимое существование в такой же мере, как и видимое» применяется ко всем существам и явлениям природы. Определение мистики как сверхьстественного явления оправдано и в том смысле, что с мистики начинается культура как нечто отличное от природы. Сверхъестественное есть выходящее за непосредственно природное. Этот аспект является новым и важным с точки зрения духовной культуры.

Мистика отвечает на основные вопросы, стоящие перед человеком: «Что есть истина?», «Что такое жизнь и смерть?», «Что такое сам человек?». В отличие от материальной культуры, духовная культура, включая все созданное человеческим духом, не обязательно должна быть видимой. Первая ее форма - мистика - незрима. Именно с нее начинается дифференциация мира и отделение от него человека и его произведений.

Не нуждаясь в понятийном мышлении и слове, мистика возникает до появления разума и речи. Как заметил Л.И.Мечников: « ...быть может некоторые хорошо установленные явления «ясновидения» можно было бы свести к пробуждению особых ощущений, атрофированных у человека, но присущих животным» . Многие психологи считают, что нижний этаж человеческой психики и познания человеком материального мира - это чувственное познание, осуществляемое независимо от какого бы то ни было воздействия речевых знаков и речевой коммуникации. Такое познание могло быть присуще неандертальцам, когда не было никакого речевого общения, но началось захоронение трупов.

Этническая составляющая духовной культуры

Как известно, общественное бытие (социальная деятельность) невозможно без сознания, целеполагания, воли, без определенных психических состояний людей, и мыслить его в отрыве от общественного сознания можно лишь в абстракции, в рамках философского вопроса о «первичности» или «вторичности». В полной мере это относится и к культуре как к сложной, цельной системе материальных и духовных элементов: орудий и продуктов труда, образа и стиля жизни, типов поведения, ритуалов, символов, мифов, нравственных норм, психических стереотипов.

Как отмечает Л.Н. Митрохин: «человечество не представляет собой некое аморфное, гомогенное образование, оно развивалось как совокупность отдельных социально - политических субъектов: племен, сообществ, народов, наций, государств, постоянно взаимодействующих (а чаще враждующих) между собой, и общественное сознание отражало такую подвижную историческую и географическую мозаику»1.

Бурные этнические процессы конца XX столетия более чем убедительно свидетельствуют, что этнокультурные взаимоотношения и взаимосвязи составляют важную часть жизнедеятельности современных государств и народов. В настоящее время практически невозможно найти ни одной этнической общности, которая не испытала бы на себе воздействие со стороны культур других народов. Именно эта тенденция культурной глобализации особенно обостряет интерес к культурной самобытности. Культурное многообразие современных народов даже увеличивается, и каждый из них стремится сохранить и развить свою целостность и культурный облик.

Эта тенденция осознания и отстаивания собственной неповторимости и сохранения культурной традиции подтверждает в очередной раз общую закономерность: человечество, становясь все более взаимосвязанным и единым, не утрачивает этнического многообразия.

«Исходной точкой и основным признаком формирования этнической культуры является возникновение у группы людей каких - то общих интересов, которые осознаются ими как потребности, принуждающие их жить и действовать коллективно»1. Важной характеристикой подобных потребностей служит то, что они выражают общий коллективный интерес, содержательно превосходящий механическую сумму индивидуальных интересов членов сообщества. В этнологических, исторических, социологических, культурологических исследованиях такие потребности оцениваются как служащие интересам жизнеобеспечения и сохранения общности. В то же время всякое локальное историческое сообщество живет в конкретно - историческом окружении, обстоятельствах места и времени, адаптация к которым служит неотъемлемым условием его существования. Этот процесс непрерывной адаптации и работы по удовлетворению коллективных потребностей в конкретных сложившихся обстоятельствах позволяет членам сообщества накопить свой локальный специфический культурный опыт, выражающийся в особых формах деятельности и взаимодействия и отличающийся от такого же рода опыта других сообществ. Шпенглер отметил, что «Растение существует не само по себе. Оно образует часть ландшафта, в котором случай заставил его пустить корни» .

Похожие диссертации на Синкретизм духовной культуры: взаимосвязь общего и особенного