Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Современная политическая и правовая культура России: проблема взаимосвязи Девятов Валерий Яковлевич

Современная политическая и правовая культура России: проблема взаимосвязи
<
Современная политическая и правовая культура России: проблема взаимосвязи Современная политическая и правовая культура России: проблема взаимосвязи Современная политическая и правовая культура России: проблема взаимосвязи Современная политическая и правовая культура России: проблема взаимосвязи Современная политическая и правовая культура России: проблема взаимосвязи Современная политическая и правовая культура России: проблема взаимосвязи Современная политическая и правовая культура России: проблема взаимосвязи Современная политическая и правовая культура России: проблема взаимосвязи Современная политическая и правовая культура России: проблема взаимосвязи Современная политическая и правовая культура России: проблема взаимосвязи Современная политическая и правовая культура России: проблема взаимосвязи Современная политическая и правовая культура России: проблема взаимосвязи
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Девятов Валерий Яковлевич. Современная политическая и правовая культура России: проблема взаимосвязи : диссертация ... кандидата культурологических наук : 24.00.01 / Девятов Валерий Яковлевич; [Место защиты: ГОУВПО "Нижневартовский государственный гуманитарный университет"].- Нижневартовск, 2009.- 148 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Методологические проблемы исследования взаимосвязи политической и правовой культуры С. 12-47

Глава II. Политическая и правовая культура как объекты культурологического анализа С. 48-79

2.1. Феномен политической культуры в культурологии С. 48-63

2.2. Культурологический анализ правовой культуры С. 64-79

Глава III. Взаимосвязь политической и правовой культуры в постсоветской России С. 80-119

3.1. Феномен политико-правовой культуры С. 80-93

3.2. Взаимосвязь политической и правовой культуры современной России С. 94-119

ЗАКЛЮЧЕНИЕ С. 120-124

БИБЛИОГРАФИЯ С. 125-148

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Политическая и правовая культура, являясь органичной частью жизни общества, входит, как известно, в число основных элементов, определяющих духовный и социальный потенциал всех его членов. Важность изучения этого феномена обусловлена значением политики и права, выполняющих роль вектора во всех сферах общественной жизни. В современном мире политическая и правовая культура является показателем степени цивилизованности общества.

В настоящее время отечественная политическая и правовая культура находится в состоянии кризиса. Этот кризис, в первую очередь, связан с девальвацией основополагающих политических и правовых ценностей в сознании общества. Несовершенство законодательства, размытость реальных гарантий защиты прав и свобод, деформированность системы отправления правосудия, отсутствием общедоступной политической информации и др. порождают 'Правовой и политический нигилизм, который проявляется в самоустранении граждан от политической и правовой жизни общества, в их низкой политическая и правовой активности.

Сложившаяся ситуация требует поиска путей её разрешения, поскольку развитая политическая и правовая культура имеет основополагающее значение для обеспечения достойной и благополучной жизни граждан. Этот фактор определяет ее особое значение в социальном развитии общества. Для того, чтобы создать в России гражданское общество, необходимо воспитывать политическую и правовую культуру каждого члена общества.

Традиционно политическая и правовая культура рассматривались, соответственно, в рамках политологических и юридических наук. В настоящее время «политическая культура» и «правовая культура» являются объектом исследования различных наук: не только политологии, социологии, правоведения, но и культурологии, психологии и других наук. В последнее время все чаще встречаются и в специальной теоретической литературе, и в публицистике такие понятия, как «политическая культура», «правовая

4 культура», «экономическая культура». По словам М. С. Кагана, «...все это свидетельствует о назревшей потребности наук, изучающих общество, включить культуру в сферу своих теоретических интересов, и вряд ли можно сомневаться в том, что теория культуры должна пойти им навстречу, сделав предметами специального рассмотрения не только все конкретные социокультурные образования, но и саму возможность, и необходимость скрещивания культуры и общества»1.

Необходимость рассмотрения политической и правовой культуры в рамках культурологии обусловлена тем, что даже рациональные мероприятия, законы, реформы, социально-политические «модернизации», осуществляемые и принимаемые без учета фактора культуры, ее основных посылок и механизмов, или не приносят желаемого эффекта, или вызывают социальные потрясения.

Без политической и правовой культуры, отражающей многообразие политической и правовой жизни и оказывающей решающее влияние на детерминирование социального статуса гражданина, говорить о человеке как о социально значимой личности невозможно. Исследовать политическую и правовую культуру необходимо, так как это помогает выяснить общественные интересы и предпочтения граждан, социальных групп, степень осознания людьми их общественных задач и практическую роль личности в политической и правовой жизни.

Рассмотрение политики и права с точки зрения культурологии позволяет преодолеть формально-юридическое понимание политики и права и выйти за рамки нормативного описания политических и правовых процессов.

В рамках изучения политической и правовой культуры в центре исследования находится человек, его взгляды, ценности, поведение. Хотя он и не причастен к принятию большинства политических решений, но его традиции, нормы, ориентации должны стать подлинной основой для

Каган М. С. Гражданское общество как культурная форма социальной системы // Социально-гуманитарные знания. — 2000. — №6. - С. 50.

5 политико-правового режима. Специфика изучения политической и правовой культуры заключается в том, что исследуется не то, что происходит в мире политики или права, а отношение людей к происходящим процессам, их взгляды, идеи, мнения.

В необходимости теоретического осмысления вопросов политической и правовой культуры как элемента общей культуры общества мы видим актуальность диссертационного исследования. Кроме того, в современной научной литературе практически отсутствуют комплексные исследования, посвященные проблеме взаимосвязи политической и правовой культуры.

Степень разработанности проблемы. Появление первых научно обоснованных теорий, касающихся вопросов политической и правовой культуры, напрямую связано с проблемой формирования гражданского общества и правового государства. Изучением политической культуры занимаются такие отечественные и зарубежные исследователи, как В. С. Ажаева, Г. Алмонд, Л. Н. Арутюнян, Э. Я. Баталов, А. М. Беда, С. Бир, П. Бурдье, И. А. Василенко, С. Верба, В. П. Войтенко, К. С. Гаджиев, И. Б. Градимир, Д. В. Гудименко, А. И. Дженусов, Д. П. Зеркин, М. М. Назаров, А. С. Панарин, Ю. С. Пивоваров, В. О. Рукавишников, Г. Зимон и др. Следует отметить и фундаментальный труд, посвященный политической культуре России, изданный коллективом авторов1.

Тема правовой культуры, разрабатывалась в трудах таких российских и зарубежных ученых, как Г. Дж. Берман, Э. Бланкенбург, М. Г. Болдырева,

A. М. Величко, В. Г. Графский, И. А. Иванников, И. А. Ильин,

B. П. Казимирчук, Е. В. Клейменова, И. В. Ковалева, В. Н. Кудрявцев,
И. Д. Невважай, В. С. Нерсесянц, П. И. Новгородцев, В. П. Сальников,
М. Б. Смоленский.

Политическая культура: теория и национальные модели / Ажаева В. С, Ананьева Е. В., Гаджиев К. С. и др. / отв. ред. К. С. Гаджиев. - М., 1994.

Следует принимать во внимание, что проблема взаимосвязи политической и правовой культуры является сферой пересечения интересов социологов, политологов и правоведов. Проблемам взаимосвязи политической и правовой культуры посвящены работы: А. С. Автономова, А. Д. Богатурова, Е. Е. Гришновой, Н. М. Кейзерова, О. В. Мартышина, В. М. Петрова, Л. А. Седова, С. М. Чаморро и др.1.

Важные социологические и психологические стороны политической и правовой культуры разрабатывались В. П. Войтенко, И. Б. Градимиром, В. И. Каминской, Д. Кола, Ю. И. Новик, А. Р. Ратиновым, Ж. Т. Тощенко и

др.

Ряд ученых (Р. Ф. Матвеев, С. Н. Ойгенблик), изучают историческую и логическую взаимосвязь политики и права . Однако определение особенностей взаимосвязи политической и правовой культуры России остается нерешенной проблемой, поскольку исследователи рассматривают, как правило, политическую и правовую культуру отдельно друг от друга.

Несмотря на то что политическая и правовая культура изучались многими учеными, тема взаимосвязи политической и правовой культуры не становилась до сих пор темой специального культурологического исследования. Кроме того, методология культурологического исследования политической и правовой культуры также нуждается в дальнейшей разработке. Данная диссертация представляет попытку комплексного

Автономов А. С. Соотношение политической и правовой культуры // Проблемы теории политики и права. — М., 1989.; Гришнова Е. Е. Правовая культура в политическом пространстве современной России. — М., 2005.; Кейзеров Н. М. Политическая и правовая культура. Методологические проблемы. М., 1983.; Мартышин О. В. О некоторых особенностях российской правовой и политической культуры // Государство и право. -2003. - №10.; Новая Россия: становление правовой и политической культуры / отв. ред. А. Д. Богатуров. - М., 1998.; Петров В. М. Социальная и культурная динамика: быстротекущие процессы: информационный подход. СПб., 2008.; Седов Л. А. Россия: культурно-генетическая специфика // Общественные науки и современность. — 2007. — №6.; Чаморро С. М. Общее и особенное в развитии политической и правовой культуры общества Запада, Востока и России -М., 1998.

2 Матвеев Р. Ф. Политические процессы в правовом поле // Власть. - 2003. - №7.; Ойгенблик С. Н. К вопросу об исторических формах взаимосвязи политики и права. -Волгоград, 1989.

7 исследования взаимосвязи политической и правовой культуры постсоветского общества.

Объектом настоящего исследования выступают политическая и правовая культура в контексте культуры постсоветской России.

Предметная область исследования - политическая и правовая культура современной России в их взаимосвязи.

Целью исследования является выявление и анализ взаимосвязи политической и правовой культуры постсоветской России. В соответствии с целью исследования сформулированы следующие задачи:

  1. рассмотреть подходы к исследованию политической и правовой культуры, существующие в научной литературе;

  2. исследовать феномен политической культуры в рамках культурологии;

  3. осуществить культурологический анализ правовой культуры;

  4. обосновать взаимосвязь политической и правовой культуры, выявив их сходство и различие;

5) проанализировать трансформацию и взаимовлияние политической и
правовой культуры России в постсоветский период, выявить общее и
особенное в развитии и становлении политической и правовой культуры
постсоветской России.

Теоретико-методологическая база исследования. В качестве методологической основы диссертационного исследования использовался метод системного анализа политической и правовой культуры. Политическая и правовая культура растворены во всей совокупности политических и правовых отношений, представляющих собой не только форму проявления, но и способ существования культуры. В культурном пространстве — непосредственном взаимодействии людей со структурами власти - культура аккумулирует политическую и правовую жизнь в виде определенного политического и правового опыта, фиксирующего модели политической деятельности и регулирования общения на базе общезначимых ценностей, норм и стереотипов. В русле системного подхода взаимосвязь политической

8 и правовой культуры необходимо рассматривать как систему взаимоотношений между двумя их ключевыми элементами: властью и обществом. Эта взаимосвязь в сущности является процессом субъектно-объектных отношений, в которых власть и общество поочередно выполняют функции субъекта и объекта.

Изучение политической и правовой культуры в рамках культуры в целом требует также применения исторического подхода, позволяющего установить соответствие между ценностными основаниями политической и правовой культуры как в прошлом, так и на современном этапе.

Существенное значение для нашего исследования имеет аксиологический подход к культуре. В своей работе мы опираемся на труды Г. П. Выжлецова, М. С. Кагана, И. В. Ковалевой. Аксиологическую направленность также имеют и работы Г. С. Гаджиева, К. Р. Даниеляна, А. С. Панарина, А. В. Петрова и др. Данный подход позволяет представить политическую и правовую культуру современной России как уникальное и особенное явление. Культура в рамках аксиологического подхода определяется как «высшая степень облагороженности, одухотворенности и очеловеченности природных и социальных условий жизни и человеческих отношений, освоенная живущими и переданная последующим поколениям» . Ядром культуры признаются духовные ценности, а практическая их реализация в человеческой деятельности и отношениях составляет содержание культурного процесса.

Наиболее полно аксиологический подход в рассмотрении правовой культуры, точнее, особенностей воплощения культуры в сфере права, раскрыт в монографии И. В. Ковалевой «Ценности правовой культуры в представлениях российского общества конца XIX - начала XX веков».

При изучении взаимосвязи политической и правовой культуры постсоветской России использовался сравнительный метод, позволивший

Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. — СПб., 1996. — С. 65

9 выявить особенности современной политической и правовой культуры нашей страны.

Одним из центральных подходов в диссертационном исследовании выступает культурологический, который, в отличие от сугубо институционального, предполагает, что сознание и другие культурные качества личности редкостны и неповторимы, поэтому уникальным является ее восприятие мира, в том числе политической и правовой реальности. Культурологическое рассмотрение человека сконцентрировано на его способности мыслить, созидать и поддерживать свои ценности, мир своей деятельности, сознания и поведения. В процессе применения культурологического подхода устанавливается связь между исторической эпохой, типом культуры и способами мышления, особенностями восприятия мира людьми. Бытие в культуре, общение в культуре может проявляться как общение на основе правовой реальности. Изучение права и политики есть проникновение во многие пласты культуры. Являясь частью самосознания культуры, политика и право отражают определенный тип сознания, характеризуют определённый культурно-исторический тип человека. Политика и право могут выступать в качестве чуткого индикатора, который реагирует на все перемены в духовном, социально-психологическом климате эпохи в единстве эмоционально-чувственной, бытовой, интеллектуальной, философской сфер. Тексты политического и правового содержания выступают специфическими каналами передачи социально-исторического опыта, позволяют встретиться в мире культуры многим субъектам, независимо от того, к какой эпохе они принадлежат.

Научная новизна. Диссертация представляет собой одну из первых попыток изучения в рамках культурологии взаимосвязи политической и правовой культуры как области тесного переплетения политики и права в культуре постсоветской России.

Нами рассмотрено взаимодействие правовой и политической культуры в процессе развития общества; исследовано функционирование политической

10 и правовой культуры в рамках культуры в целом; проанализированы и сформулированы особенности правовой и политической культуры постсоветской России, показано влияние политической и правовой культуры на развитие российского общества.

Данное исследование представляет собой комплексное исследование вопроса о месте и роли политической и правовой культуры в современном российском обществе.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Материалы,

диссертационного исследования, могут быть использованы в ходе дальнейших научных изысканиях по проблемам содержания, специфики и взаимосвязи политической и правовой культуры, эксплицированных в учебный процесс в качестве спецкурсов, посвященных политической и правовой культуре общества.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры культурологии и философии Нижневартовского государственного гуманитарного университета; отдельные ее положения представлены в докладах автора на IV Российском философском конгрессе «Философия и будущее цивилизации» (Москва, 24 - 28 мая 2005 г.); II - ГУ Международных научных конференциях «Деятельностное понимание культуры как вида человеческого бытия» (Нижневартовск, 23 - 24 декабря 2004 г.; 8 — 9 декабря 2005 г.; 8 - 9 декабря 2006 г.).

Основные положения и выводы диссертационного исследования отражены в публикациях автора .

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Общий объем диссертационного исследования составляет 148 страниц.

1 Девятов, В. Я. Соотношение политической и правовой культуры / В. Я. Девятов // Деятельностное понимание культуры как вида человеческого бытия: материалы II Международной научной конференции (Нижневартовск, 23-24 декабря 2004 г.) / отв. ред. В. И. Полищук. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. пединститута, 2004. - С. 89-91; Девятов, В. Я. Методологические проблемы исследования политической культуры / В. Я. Девятов // Философия и будущее цивилизации: тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24-28 мая 2005 г.): В 5 т. Т. 5. - М.: Современные тетради, 2005. - С. 21-22; Девятов, В. Я. Понятие правовой культуры / В. Я. Девятов // Вопросы культурологии: сборник научных трудов, посвященный 60-летнему юбилею профессора В. И. Полищука / отв. ред. Л. А. Полищук, Г. Т. Тухтиева. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2005. — С. 21-26; Девятов, В. Я. Правовая культура России / В. Я. Девятов // Деятельностное понимание культуры как вида человеческого бытия: материалы III Международной научной конференции (Нижневартовск, 8-9 декабря 2005 г.) / отв. ред. В. И. Полищук. -Нижневартовск: ООО «ПолиграфИнвест-сервис», 2005. - С. 259-262; Девятов, В. Я. Интерпретационный подход в исследовании политической культуры /

B. Я. Девятов // Деятельностное понимание культуры как вида человеческого бытия:
материалы IV Международной научной конференции (Нижневартовск, 8-9 декабря 2006
г.) / отв. ред. В. И. Полищук. - Нижневартовск: ООО «ПолиграфИнвест-сервис», 2006. —

C. 103-105; Девятов, В. Я. Политическая культура как политическая и правовая категория
/ В. Я. Девятов // Социально-экономические проблемы регионального развития: тезисы
региональной научно-практической конференции (Нижневартовск, 18 мая 2006 г.). —
Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2006. - С. 165-172;
Девятов, В. Я. Марксистская традиция анализа политической культуры / В. Я. Девятов //
Проблемы истории культуры: сб. науч. тр. Вып. 3 / отв. ред.: В. И. Полищук,
Я. Г. Солодкин. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2006. - С. 128-133;
Девятов, В. Я. Бихевиористский подход к политической культуре / В. Я. Девятов //
Проблемы истории культуры: сб. науч. тр. Вып. 4 / отв. ред.: В. И. Полищук,
Я. Г. Солодкин. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2007. - С. 113-118;
Девятов, В. Я. Политическая и правовая культура современной России / В. Я. Девятов //
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2008. - Выпуск 11
(67). - С. 372-375.

Методологические проблемы исследования взаимосвязи политической и правовой культуры

Изучение вопроса о взаимосвязи политической и правовой культуры требует выбора оптимальной методологии. В связи с этим нам представляется необходимым первую главу исследования посвятить анализу методологических подходов к изучению политической и правовой культуры.

Понятия «политическая культура» и «правовая культура», прочно вошедшие в научный оборот, стали также широко использоваться и в языке средств массовой информации. Об этом говорят работы и статьи, названные во введении. Вместе с тем следует отметить, что не существует общепризнанной концепции относительно взаимосвязи этих понятий. В научной дискуссии остается открытым вопрос о семантическом объеме понятий, их взаимосвязи и приемлемых методах их изучения.

Разные подходы к определению объема содержания изучаемых понятий предопределили исчисляемые не одной сотней их определения . В 50-60-х годах XX в. теории «политической культуры» и «правовой культуры» столкнулись со значительной концептуальной трудностью, поставившей под сомнение их познавательные возможности. Дело в том, что посредством понятия «политическая культура» и «правовая культура» оказалось не всегда возможным объяснить политические и правовые изменения в обществе. Возник вопрос: «Можно ли использовать политическую и правовую культуру в качестве объяснительной схемы для интерпретации изменений в политике и праве в том или ином обществе?».

Мнения о возможности использования идей этих наук в качестве инструментария интерпретации политического и правового процесса поляризировались: в научной литературе были выражены позиции как «за», так и «против».

В 1957 году Р. Арон выдвинул следующую проблему: «Советская система стала тоталитарной постепенно, под влиянием определенных обстоятельств. Но почему же тогда она не может перестать быть тоталитарной, или стать менее тоталитарной, при смене обстоятельств?» Д. Белл писал: «Наградой за стремление определить сущностную природу системы была бы способность выделить причинные факторы, т.е. изменения, влияющие на все остальные элементы системы»1.

Аналогичный подход может быть применен и в случае формулирования методологических предпосылок для исследования изменения политической и правовой культуры. И если признать, что политическая и правовая культуры во многом определяют особенности функционирования политической и правовой систем, то, определив сущность системы фундаментального порядка (каковой является культура), можно выявить и специфику производной системы. Еще одна причина, побуждающая искать факторы трансформации политической и правовой культуры, состоит в том, что изменения в экономической, политической, правовой и социальной сферах не обязательно вызревают в недрах самой системы, а могут быть внесены посредством установления соответствующих институций. Так Д. Истон отмечал: «... Правомерно начать изучение политической жизни как поведенческой системы, находящейся в определенной среде, с которой эта система взаимодействует»2. И возможно, что в политической и правовой культуре действуют похожие механизмы.

Феномен политической культуры в культурологии

Интерес к ценностно-нормативной стороне политической жизни, часто обозначаемой термином «политическая культура», в XX столетии отчетливо прослеживается не только в России — он характерен в целом для ментальных структур европейской цивилизации, где проблема взаимосвязи политики и морали также решается достаточно противоречиво.

На политическое поведение граждан оказывают действие не только их взгляды и убеждения, симпатии и антипатии тому или иному политику, но и подсознательные стереотипы и привычки, которые выработались за долгие годы под влиянием окружающей среды. Поэтому, когда мы анализируем современное состояние общества, мы сталкиваемся с проблемой политической культуры, т.е. совокупности принятых в стране политических норм, правил, принципов и обычаев. Но одни и те же политические установки, ценностно-нормативные ориентации и идейно-политические принципы у разных людей и социальных групп в конкретном политическом поведении проявляются по-разному.

Обращение к исследованию политической культуры требует уточнения исходного понимания культуры. От того, как мы истолковываем понятие «культура», зависит смысл, который вкладывается в словосочетание «политическая культура». Связано это с тем, что в культурологии нет не только единого понимания культуры, но и общего взгляда на пути ее изучения. По-видимому, сама идея культуры охватывает множество предметов, процессов, явлений. Очевидно, что разные специалисты -этнограф, историк, социолог, педагог, исскуствовед, политолог, юрист — смотрят на культуру по-разному, наполняя «своим» содержанием. Одна из обширных полновесных классификаций понятия «культура», произведена М. С. Каганом в работе «Философия культуры». Как отмечал М. С. Каган: «Очевидно, что феномен культуры отнюдь не самоочевиден, во всяком случае, пока не стал таковым, ведь до сих пор ведутся ожесточенные споры о сущности культуры, выносятся сотни определений того, что есть культура»1.

Наиболее общее представление о культуре развивается в философии культуры. Однако и философы существенно различаются в своих подходах к пониманию и изучению культуры и, соответственно, в трактовках ее проявлений в разных сферах жизни, в том числе и в сфере политики. Ситуация такова, что едва ли не каждый серьезный ученый, работающий в области политической или правовой культуры, должен начинать исследование с уточнения этого феномена. Отсутствие единого, общепринятого представления о предмете, сфере и границах политической культуры, объясняется тем, что открытым остается вопрос о культуре как родовом явлении.

Так, Э. Я. Баталов под культурой понимает «своеобразный код существования человека, его многообразных отношений с космосом, природой, друг с другом. Исторически сложилось так, что именно с помощью понятия «культура» человек Нового времени пытался и до сих пор пытается концептуально выразить в наиболее экономной форме все многообразие и всю противоречивость своего бытия в мире. Вот почему культура в ее формальных и содержательных проявлениях столь же неисчерпаема и трудно определима, как сам человек и мир, в который он погружен. Культура — это саморазвивающаяся, самокорректирующаяся система, идентификация которой всегда будет составлять проблему для исследователя» .

Иногда культура отождествляется практически со всей жизнедеятельностью человека, как определенная область человеческой деятельности, поэтому до сих пор не перестало быть актуальным определение культуры, данное еще И. Гердером, понимавшего культуру, как выражение целостности жизненных проявлений того или иного народа. Под культурой также понимается и определенная «совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей»1. В определении В. И. Полищука, культура представляет «вид человеческого бытия, особенность которого проявляется в том, что он создается своим носителем, то есть человеком»2.

Обобщенное определение понятия заключено в контаминации обеих дефиниций: культура — это освоение людьми уже имеющихся результатов творчества, т.е. превращение их в способ организации и развития человеческой жизнедеятельности. Она выражена в продуктах материального и духовного труда,, в системе производственных отношений и в отношении людей к природе, в системе социальных норм и институтов, в отношении людей друг к другу и к самим себе, в их мышлении, в самооценке самих себя. Имеющиеся в обществе формы и способы мышления - это показатель культуры человека, группы индивидов и общества.

В то же время традиционное употребление термина «культура» позволяет характеризовать последнее в качестве не просто объективно существующей данности, а в первую очередь как определенные формы освоения мира, специфические отношения человека к действительности и к самому себе.

Термин «политическая культура», получивший широкое распространение не имеет однозначного определения. Объясняется это тем, что, среди российских и зарубежных исследователей еще нет единого подхода как к трактовке категории «политическая культура», так и ее структурных компонентов, содержания, функций и т.д. Методологические основания для исследования политической культуры представляют собой скорее конвенционально установленные позиции, нежели аргументированные эмпирически подтвержденные принципы.

Феномен политико-правовой культуры

Вопросы, связанные с формированием и развитием политической и правовой культуры, приобрели особенно широкое распространение в 1970 -1980-е годы XX века, хотя исследования в этой области велись и ранее. Нами было отмечено, что сложность данной темы обусловлена значительным количеством определений, понятия «культура» как в целом, так и ее видов -правовой и политической.

Теоретический и практический интерес в правоведении, философии и политологии представляет вопрос о взаимосвязи правовой, политической культуры, о сближении правового, политического и нравственного воспитания. Это объясняется тем, что в демократическом обществе люди сознательно принимают на себя ответственность за состояние экономики, политики, культуры1.

Актуальность исследования проблемы взаимосвязи правовой и политической культуры обусловлена также тем, что решение назревших в обществе конфликтов возможно как цивилизованным, политико-правовым путем, так и революционным — насилия.

Процесс реформирования экономической, политической, правовой и других сфер обострил социальные конфликты, вызвал ожесточенные дискуссии, поляризацию мнений, позиций в обществе, которые требуют не популистских решений, а глубоко продуманных, теоретически обоснованных шагов. Достижение общественного согласия может стать реальностью лишь при условии улучшения материального положения и целенаправленного формирования правовой и политической культуры граждан. Указанные обстоятельства порождают определенный общественный интерес, который состоит в том, чтобы побудить каждого человека в полной мере раскрыть и использовать свои задатки, реализовать свой человеческий потенциал. Этот интерес может быть обеспечен только реальностью политических прав и свобод граждан, созданием юридического механизма их реализации1. Формирование демократического типа личности возможно лишь при первичном, определяющем значении политических прав. Следовательно, политические права и свободы должны считаться основой социального прогресса.

Необходимо отметить, что в целом можно рассматривать отдельно правовую и политическую культуру, вне зависимости друг от друга. Однако более важной, на наш взгляд, является задача рассмотрения политико-правовой культуры, в их органической связи, так как все политические процессы развиваются в конкретном правовом пространстве, основные рамки и характеристики которого во многом определяются юридическими нормами.

Общественная жизнь многомерна. Она состоит из множества относительно взаимосвязанных и в то же время относительно автономных процессов. Более или менее аналогичные процессы движутся в определенных пространствах (полях) — в политическом, экономическом, правовом, социальном, культурном и других. В свою очередь, каждое такое пространство многомерно и имеет сложную, специфическую структуру. Так, в правовом поле выделяются конституционные, гражданские, уголовные, международные и многие другие отношения, институты и процессы, которые отражаются и регулируются соответствующими отраслями права и изучаются специальными правовыми науками. Каждое из правовых полей, в свою очередь, также многомерно. Достаточно посмотреть, например, на структуру конституционного пространства. Оно включает высшие государственные органы, законодательные и исполнительные, судебные и иные институты, системы прав и свобод граждан и ряд других элементов. Такую же сложную структуру имеют поля гражданские, уголовные и другие.

Более того, отдельные процессы и институты каждого правового поля взаимодействуют со многими процессами и институтами других полей — экономического, идеологического, политического и т.д. Причем эти связи могут быть как между соседними, так и между достаточно удаленными полями и их отдельными элементами.

На практике многие отношения в обществе и, соответственно, поля, взаимосвязаны. Политика и экономика, право и экономика, политика и идеология и т.д. Наиболее тесными взаимосвязями отличаются политические и правовые процессы. Объясняется это рядом причин. Во многих случаях и во многих странах наиболее существенные политологические исследования были начаты и осуществлены юристами - специалистами по конституционному праву и некоторым другим отраслям права. Они взаимосвязаны по многим параметрам и потому, что по существу имеют аналогичный объект исследования - политические институты и процессы. Главная причина этой взаимосвязи определена не только существенной близостью, но - главное, многочисленными пересечениями правового и политического полей. Более того, многие свойства и особенности этих полей управляются аналогичными объективными законами. Наконец, существует тесная взаимозависимость политической и правовой культур. Одна без другой нормально существовать не может, и, как правило, вырождается1.

Похожие диссертации на Современная политическая и правовая культура России: проблема взаимосвязи