Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Семантика костюма волжских финнов середины I - начала II тыс. н.э. Павлова Анжелика Николаевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Павлова Анжелика Николаевна. Семантика костюма волжских финнов середины I - начала II тыс. н.э. : диссертация ... доктора исторических наук : 24.00.01 / Павлова Анжелика Николаевна; [Место защиты: Казанский государственный университет культуры и искусств].- Казань, 2008.- 368 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. На рубеже нового тысячелетия люди все чаще задумываются об истоках современных цивилизаций и культур, их взгляд устремляется в прошлое, к временам, когда закладывались основы существующих ныне этносов. Обращаясь к наследию народной культуры, наш современник стремится обрести ответы на важнейшие вопросы бытия. Культура так называемого традиционного (доиндустриального) общества позволяла достичь гармонии с окружающим миром, прикоснуться к его таинствам. Она давала ответ на вопрос о месте человека в мире, позволяла наладить взаимоотношения с обществом, природой и самим собой. Как реакция на процессы глобализации в современном обществе, возрастает интерес этносов к собственной корневой традиции.

Характеристика различных ракурсов бытия человека в мировоззренческих системах прошлого и настоящего, традиционные формы мировосприятия и миропонимания, историко-культурный опыт этносов представляют собой инструменты, способные обеспечить условия для диалога культур.

Характерная для традиционной культуры картина мира транслируется самыми разнообразными способами, важную роль в этом процессе играет костюм. Костюм принадлежит к числу наиболее массовых и близких человеку элементов этнической культуры, являясь частью культуры повседневности. Символическая система костюма отражает миропонимание этноса, позволяет сохранить живую связь между поколениями, развивать народное художественное творчество.

Художественный вкус и древние религиозные верования нашли отражение в костюме волжских финнов, украшенном разнообразной символикой. Термин волжские финны используется для обозначения народов, говорящих на языках волжско-финской подгруппы финно-угорской группы уральской семьи, одной из древнейших на территории Восточной Европы. В начале II тыс. н. э. к волжским финнам относились мари, меря, мордва, мурома, мещера. В настоящее время к этой языковой подгруппе принадлежат два этноса мари и мордва. Существование волжско-финской общности признается большинством языковедов. Е.А. Хелимский объединяет языки мари, муромы, мери, мордвы, мещеры в Волжско-Окский языковой союз, датируя его I тыс. н. э. и, возможно, частично I тыс. до н. э., отмечая влияние балтийских языков восточно-балтийского пояса. Термин волжские финны получил распространение и в исторической литературе.

В последующие столетия костюм волжских финнов претерпел некоторые изменения, но его элементы сохранили символическое значение. В современных условиях, когда происходит процесс этнического возрождения, усиливается интерес к прошлому, традиционной культуре, в том числе и к костюму. Если в советский период народный костюм ассоциировался, главным образом, с фольклорными праздниками, концертами народных коллективов, то в настоящее время, он становится важной частью возрождающейся народной культуры, например, на языческих молениях мари все участники одеты в национальные костюмы. Но сведения, предоставляемые этнографией, не позволяют ощутить глубины образов народного искусства, так как фиксируют лишь поздний период его развития, когда носители традиции порой уже не могли объяснить древний смысл символов. В результате нередко происходит механическое воспроизведение форм народного костюма без понимания свойственной ему философии и эстетики. С другой стороны, в финно-угорском мире растет интерес к древним мифологическим корням традиционного искусства, что связано с возрождением народных художественных ремесел, например, вышивки, и развитием такого направления в современной художественной культуре, как этнофутуризм. Современные художники вновь обращаются к древним символам народного искусства, дешифровка которых поможет лучше понять особенности менталитета финно-угорских народов, обоснованность использования древних знаков в современном народном и профессиональном искусстве, что будет способствовать сохранению и развитию традиций в области создания народного костюма.

Исследование семантики традиционного костюма волжских финнов позволит лучше осмыслить своеобразный мир этнической культуры мари и мордвы, представляющих собой часть огромного самобытного финно-угорского мира России.

Проблема исследования заключается в противоречии между высокой культурно-исторической значимостью традиционного костюма волжских финнов и отсутствием комплексного культурно-исторического исследования древнего костюма как текста, обладающего собственной семантикой и функционирующего в культурном пространстве этноса.

Степень научной разработанности проблемы исследования.

Костюм традиционно привлекал и привлекает внимание исследователей, работающих в различных областях гуманитарной науки.

Во-первых, костюм различных народов традиционно входит в сферу интересов этнографии (этнологии). В этой области накоплен значительный материал, относящийся к культуре волжских финнов. Первые сведения о костюме финно-угорских этносов Поволжья можно найти в работах И.Г. Георги, Г.Ф. Миллера, А. Олеария. В XIX в. народную одежду марийцев исследовали, А.Ф. Риттих, Т. Семенов, И.Н. Смирнов, А. Фукс и другие. Значительный вклад в изучение марийского и мордовского костюма внесли В.Н. Белицер, Ю. Вихман, Н.И. Гаген-Торн, Т. Евсевьев, Т.А. Крюкова, Т.Л. Молотова. Благодаря деятельности ученых-этнографов, краеведов накоплен значительный фактический материал по костюму волжских финнов, способам изготовления его отдельных элементов.

В конце ХХ в. в российской этнологии возрос интерес к духовному аспекту традиционной культуры. Один из основоположников этого направления А.К. Байбурин, изучавший проблему семиотического статуса вещей в мифологии и ритуале, сформулировал принципы семантического исследования элементов материальной культуры.

Этнографы подошли к проблеме символической интерпретации этнического костюма, в центре внимания оказались вопросы генезиса символического комплекса костюма в контексте традиционных мировоззренческих представлений, анализ и структурирование семантического содержания костюмных комплексов (Л.Н. Жукова, С.Б. Самбуева). Проблемы семантики народного искусства финно-угров исследуются в Удмуртском государственном университете (В.Е. Владыкин, Л.А. Молчанова, П.А. Орлов). Постепенно преодолевается одностороннее восприятие народной культуры: за ней признается право на глубокие космологические обобщения, нашедшие отражение и в искусстве, в устном поэтическом творчестве и в других ее областях. Этнографические исследования не претендуют, как правило, на глубокие теоретические обобщения. Исследование костюма в этнографии обычно сопряжено с изучением вопросов этногенеза, взаимодействия и взаимовлияния этнических культур.

Во-вторых, костюм волжских финнов традиционно изучается в рамках археологии как важный этноопределяющий и датирующий признак. Накопление сведений о древнем костюме волжских финнов начинается со второй половины XIX в.: А.А. Спицын предложил реконструкции костюмов по материалам Борковского, Кошибеевского и других могильников. К середине ХХ в. были открыты многие крупные памятники средневековой мордвы, такие как, Лядинский, Крюково-Кужновский и другие могильники. В работах археологов проанализирован состав, технологические особенности и территория распространения металлических украшений финно-угров (Л.А. Голубева, Е.И. Горюнова, А.Е. Леонтьев). В настоящее время накоплен значительный материал по древнемарийскому костюму IX-XIII вв. (Г.А. Архипов, Т.Б. Никитина) и древнемордовскому костюму (А.Е. Алихова, Р.Ф. Воронина, М.Ф. Жиганов, Н.В. Мартьянов, А.П. Смирнов). В археологии развивается такое направление как реконструкция древних костюмов населения Поволжья с использованием этнографических источников (В.А. Городцов, Ю.А. Краснов, Д.Ф. Файзуллина).

В последние годы происходит расширение диапазона исследований: костюм рассматривается не только с точки зрения утилитарных функций, предлагаются его интерпретации как образно-семантической системы (З.В. Доде, Н.Б. Крыласова, С.А. Яценко).

Основной целью археологии в области исследования костюма остается воссоздание его целостного комплекса, представляющего собой памятник этнической культуры определенной эпохи.

В-третьих, существует искусствоведческое направление в исследовании костюма, представленное в работах историков моды А.А.Васильева, Р.М. Кирсановой, М.Н. Мерцаловой, уделяющих значительное внимание стилистике, композиции костюма, цветовой гамме, силуэту. Историки моды в большинстве случаев изучают костюм господствующих классов, который подвержен трансформациям, в соответствии с изменениями художественных вкусов эпохи.

В последние годы наиболее динамично развивается культурологическое направление в изучении костюма, о чем свидетельствуют работы О.Б. Вайнштейн, В.В. Давыдовой, С.П. Исенко, Н.М. Калашниковой, Т.В. Козловой, М.П. Полиховой.

В центре внимания культурологов, как правило, находится модный костюм XIX-XX вв., но появляются и исследования, посвященные народному костюму. С.П. Исенко предложила в рамках культурологии выделить новое направление - этнокостюмологию. Элементы мордовского костюма рассматриваются в непосредственной связи с традиционной картиной мира этноса, с характерными для него пространственно-временными представлениями, как иллюстрация космологизма народного мышления и искусства, в работах Г.А. Корнишиной и М.И. Каргиной. Культурологией накоплен значительный теоретический материал в области исследования различных аспектов народной культуры, о чем свидетельствуют работы С.А. Китовой, И.В. Малыгиной, А.Е. Наговицына, Г.Е. Шкалиной.

Культурологический подход предполагает исследование костюма как феномена культуры в единстве его материальных и духовных функций, раскрывающего особенности этнического менталитета.

В настоящее время существуют условия для междисциплинарного дискурса при исследовании костюма волжских финнов.

Основным источником для подготовки работы стали материалы раскопок могильников волжских финнов середины I – начала II тыс. н. э. на территории Поволжья: древнемордовские Абрамовский, Крюково-Кужновский, Старо-Кадомский, древнемарийские Младший Ахмыловский, Дубовский могильники и могильник Нижняя Стрелка, а также древнемарийские памятники XII - начала XIII в., муромские Подболотьевский, Максимовский, Чулковский могильники и могильник Молотицы, а также материалы Безводнинского и Желтухинского и рязано-окских Борковского, Шокшинского и Шатрищенского могильников. Исследованные материалы не исчерпывают всего многообразия костюма волжских финнов эпохи раннего средневековья. Автор опирается, главным образом, на опубликованные источники, которые позволяют достаточно полно представить ранние этапы генезиса костюма волжско-финских этносов и являются достаточно информативными с точки зрения семантики костюма.

Фольклорные и этнографические материалы, связанные с костюмом у мари и мордвы, зафиксированы в позднее время - XIX- начало XX вв., когда традиционное миропонимание уже начало претерпевать существенные трансформации. Марийская и мордовская мифологии не представляют собой целостных систем и сами нуждаются в реконструкции, как показали исследования Г.Е. Шкалиной, Ю.А. Калиева, Т.П. Девяткиной. Поэтому закономерно обращение к этнографическим и фольклорным материалам других финно-угорских этносов, например, к карело-финскому эпосу «Калевала». Исследователи «Калевалы» отмечают, что в ее рунах запечатлена реальность тысячелетий, от бронзового века до раннего средневековья. Некоторые сюжеты эпоса имеют прямые параллели в мифологии и фольклоре, например, угорских народов Сибири, сохранивших наиболее архаические пласты миропонимания, истоки которых можно считать общими для всех финно-угорских этносов. Материалы по этнографии и фольклору хантов и манси представляют собой важный источник для реконструкции духовной культуры родственных им этносов.

Семантика костюма может быть представлена в виде многоуровневой системы, где наряду с национальными элементами, важное место занимают общечеловеческие. Это позволяет использовать в ряде случаев материалы индоевропейской мифологии, главным образом балтской и индоиранской, так как контакты с этими этносами имели большое значение для развития духовной культуры волжских финнов, а также булгарские источники, с учетом тесного взаимодействия этнических культурных миров в Поволжье.

Объект исследования – костюм волжских финнов середины I – начала II тыс. н. э., рассматриваемый как важнейший элемент традиционной культуры, воплощающий в себе мировидение, мироощущение и ценности этноса.

Хронологические рамки исследования - середина I – начало II тыс. н. э. - включают время интенсивных этнических процессов на территории Верхнего и Среднего Поволжья, Поочья, когда формировались особенности их материальной и духовной культуры в условиях тесных контактов и сохранения некоторых общих элементов мировосприятия.

Предметом исследования является семантика древнего костюма волжских финнов, сопряженная с социальной стратификацией, религиозно-магическими и художественно-эстетическими представлениями этноса.

Цель работы – комплексная теоретико-практическая историко-культурная реконструкция семантики костюма волжских финнов середины I – начала II тыс. н.э. в связи с проблемой воплощения в символической форме этнической картины мира, отражения ценностно-нормативных систем древних этносов.

Для реализации данной цели были выдвинуты следующие задачи:

1. Разработать методологию и методику семантического исследования костюмных комплексов волжских финнов, реконструируемых по археологическим материалам с использованием достижений современной исторической науки и культурологии.

2. Разработать методику реконструкции древнего костюма волжских финнов по археологическим источникам с учетом этнографических параллелей.

3. Реконструировать древний костюм волжских финнов по археологическим материалам и представить его как текст традиционной культуры, как систему, состоящую из взаимосвязанных и взаимозависимых символических элементов.

4. Раскрыть особенности использования символов в традиционной культуре волжских финнов, характерную для нее максимальную знаковость вещного мира. Исследовать основные коды: зооморфный, геометрический, цветовой, использовавшиеся в процессе построения символической системы костюма.

5. Представить костюм волжских финнов как отражение этнической картины мира, народной космологии с учетом существующих в финно-угорской традиции символических кодов.

6. Разработать семантическую интерпретацию погребальных и свадебных костюмов, костюма жреца и его предполагаемых древних прототипов.

7. Проанализировать отражение в семантике костюма социальной структуры волжско-финских этносов.

8. Определить специфику воплощения в костюме волжских финнов знаковыми средствами стереотипов мужественности и женственности и раскрыть связанную с этим проблему эстетического идеала.

Гипотеза исследования.

Древний костюм волжских финнов представляет собой текст культуры, который может быть исследован и интерпретирован с помощью методов культурологии, позволяющих выйти на более высокий уровень информативности.

Формы костюма волжских финнов не претерпели существенных изменений с глубокой древности: костюм по-прежнему является непременным атрибутом обрядов и народных праздников. Анализ костюмных комплексов волжских финнов, отличающихся устойчивостью и наличием внутренних связей между отдельными элементами, предполагает использование такой категории как система костюма, обладающая внутренней структурой.

При исследовании символики костюма волжских финнов огромное значение имеет исследование кодов, среди которых, на наш взгляд, ключевым является зооморфный код, при значительной роли геометрического, цветового и других.

Основой для научной рефлексии являются особенности функционирования костюма в традиционной культуре волжских финнов.

Культура волжских финнов представляет собой пример этнических культур, в которых при отсутствии письменности декоративно-прикладное искусство играло чрезвычайно важную роль в хранении и передаче информации, в значительной степени дополняющее устную поэтическую традицию. Костюм волжских финнов отражает космологические представления, его изучение позволит раскрыть особенности этнической картины мира. Космологическая символика, на наш взгляд, в большей степени присуща костюмам, используемым в ходе различных обрядовых действий, в первую очередь, в погребальных и свадебных обрядах.

Особенностью традиционной культуры волжских финнов следует считать замещение человека костюмом-образом во время обрядовых действий, например, свадьбы или поминок. Под костюмом-образом мы понимаем, в соответствии с гипотезой Р. Барта, иконическую структуру костюма, визуально-воспринимаемую человеком и являющуюся основой для знаний и представлений, или, пользуясь терминологией Р. Барта, для костюма-описания, преобразуемого в речь.

В древней культуре волжских финнов социальная структура отразилась в семантике костюма, выполнявшего функции идентификации и самоидентификации общества и индивида. Костюм представляется одним из источников для реконструкции образов мужественности и женственности, эстетического идеала волжских финнов, нашедшего слабое отражение в вербальных текстах.

Методологические основания исследования.

Исследование народного костюма с позиций истории культуры предполагает междисциплинарный подход и не позволяет отдать предпочтение определенной познавательной парадигме. Следует учитывать разнородные и разнонаправленные установки, существующие в классической и постклассической философии, в системном исследовании поставленной проблемы.

Представители «практической эстетики» еще в середине XIX в. отметили присущие костюму формальные закономерности и значение украшений как художественных символов. Г. Земпер одним из первых использовал формальный подход при анализе элементов костюма, вне зависимости от художественно-образной стороны отдельных предметов. На наш взгляд, определенный интерес представляет предложенная им классификация украшений, деление их на макро- и микрокосмические, радиальные и направленные, предложенные им правила функционирования этих украшений.

Центральным для нас является системный подход, представляющий собой методологическую основу культурологии как науки. При этом учитывается, что костюм, являясь частью системы традиционной культуры, сам представляет собой систему высокого уровня сложности. Системный подход при исследовании костюма волжских финнов предполагает применение общей теории систем с учетом достижений функционализма. Один из основоположников функционализма, Б. Малиновский исходил из представлений о культуре как системе, состоящей из взаимосвязанных элементов.

Важным представляется использование идей структурного функционализма о существовании иерархии систем и взаимной связи между ними, которые можно применить к культуре и ее элементам, включая костюм. Необходимо учитывать и теорему функционального анализа Р. Мертона, гласящую, что одно и то же явление может иметь многочисленные функции, а одна и та же функция может по-разному выполняться.

В рамках структурализма, где объект исследования рассматривается в качестве структуры (совокупности отношений между элементами некоторого целого, сохраняющими свою устойчивость при различных внешних и внутренних изменениях), сформулированы важные, на наш взгляд, методологические установки в области исследования костюма

С другой стороны структурализм акцентирует внимание на знаковом аспекте культуры, что стало основой для тесной его связи с проблемами семиотики, важные аспекты которой были сформулированы в трудах Ч. Пирса, в работах представителей московско-тартуской семиотической школы В.В. Иванова, Ю.М. Лотмана, А.М. Пятигорского, В.Н. Топорова, Б.А. Успенского.

Значительный опыт в области исследования вещей-знаков накоплен в рамках французского структурализма, отличающегося от московско-тартуской семиотической школы интердискурсивностью, отсутствием строго позитивистской направленности и тесной связью с философией и психоанализом. Мир вещей стал объектом анализа в работах Ж. Бодрийяра, Р. Барта. Для исследования костюма волжских финнов как элемента культуры традиционного общества продуктивным представляется введенное Р. Бартом понятие «тип письма» как способ знакового закрепления социокультурных представлений, опосредующего отношение человека к действительности и принуждающего его видеть мир определенным образом.

Изучение вещного мира в рамках семиотического подхода приводит к необходимости определения таких понятий как менталитет (ментальность), картина мира, их особенности в условиях традиционного общества. В связи с этим следует упомянуть исследования в области истории ментальностей М. Блока, Ж. Ле Гоффа, Л. Февра. Значительный вклад в разработку этих понятий внесли отечественные исследователи Г.Д. Гачев, А.Я. Гуревич, С.В. Лурье. Ментальность можно рассматривать, как уровень индивидуального и общественного сознания, изменчивую и, при всем том, обнаруживающую удивительно устойчивые константы магму жизненных установок и моделей поведения, эмоций и настроений, которая опирается на глубинные зоны, присущие данному обществу и культурной традиции. Как отмечал А. Бюргьер, ментальность опасно заключать как в чисто психологические рамки, так и в рамки истории идей.

Важные методологические установки, которые могут быть использованы при изучении семантики костюма, сформулированы в исследованиях К. Леви-Стросса. К ним можно отнести положение о структуре культурных элементов, включая символы, и классификационных моделях, которые они образуют.

Структурно-семиотический подход позволяет реконструировать костюм волжских финнов как текст, предложить способы дешифровки этого текста.

При изучении костюма волжских финнов, существовавшего на протяжении длительного времени и сохранившего свои основные формы, история должна стать таким же предметом исследования, как и структура, что предполагает обращение к основным положениям постструктурализма. В процессе деконструкции Ж. Деррида предлагает выделять основные «центральные» и побочные, «окраинные», а потому подавляемые смысловые линии, что позволяет определить неоднородность текста, наличие пробелов и разрывов, замещения и отзвуков, т.е. текстовые следы. Предполагая, что костюм волжских финнов можно представить в виде текста традиционной культуры, необходимо обратиться к герменевтике, как философскому учению об онтологии понимания и эпистемологии интерпретации. На наш взгляд, для разработки теории понимания в гуманитарных науках важное значение имеют работы В. Дильтея, Г. Гадамера.

Методы исследования:

- метод историзма, позволяющий реконструировать древний костюм волжских финнов по археологическим материалам, проследить генезис его материальных форм и знакового содержания, выявить основные этапы их развития;

- методы исторической и гипотетической реконструкции, позволяющие восстановить древний костюм волжских финнов не только как набор вещей, но и как совокупность ценностно-нормативных систем, смыслов, связанных с ним в традиционной культуре;

- сравнительно-исторический метод, предполагающий диахронный подход к исследованию костюма волжских финнов как культурного явления, развивавшегося на протяжении тысячелетий при сохранении базовых знаково-символических характеристик;

- семиотический метод, позволяющий рассматривать костюм как часть системы культуры, стоящей между человеком и действительностью. Костюм в условиях традиционной культуры представляет своего рода текст, выстроенный по законам знаково-символической системы;

- структурный и функциональный анализ, позволяющий, с одной стороны, представить костюм как совокупность знаковых систем, созданных с использованием различных кодов, и с другой стороны, определить закономерности функционирования костюма и его элементов в культуре волжских финнов;

- идеографический метод, методы систематизации и типологизации, позволяющие собрать и классифицировать археологические и этнографические материалы, ставшие основой для последующих теоретических построений;

- метод восхождения от конкретного к абстрактному, позволяющий выявить закономерности построения костюма волжских финнов как символической системы и определить особенности реализации культурных универсалий в данном культурном феномене.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

на примере костюма волжских финнов разработана методология и методика семантического анализа археологических материалов, применительно к условиям, когда уже невозможно опираться на устную традицию народной культуры в силу значительного хронологического разрыва между ее пластами;

предложена авторская методика реконструкции и иллюстрирования древнего костюма;

на основе использования междисциплинарного подхода (культурология, археология, этнография) реконструированы древние костюмные комплексы волжских финнов, рассматриваемые как совокупность элементов, документированных для конкретного этноса. Древний костюм волжских финнов реконструируется как целостная семантическая система, все элементы которой обладают собственным смыслом, взаимообусловлены и отражают восприятие тела человека в традиционной культуре;

- проанализированы способы оперирования символами в контексте традиционной культуры волжских финнов, включая проблему взаимодействия символических систем разного уровня сложности в костюмных комплексах;

- внесены уточнения и дополнения в понимание символов финно-угорского искусства, предложена интерпретация основных символических кодов, использовавшихся при создании костюма;

- костюм волжских финнов впервые представлен как выражение картины мира, воплощение космологических представлений этноса;

- проанализирована семантика костюма жреца и ее предполагаемые истоки, а также семантика свадебного и погребального костюмов как образцов обрядового костюма;

- исследован вопрос конструирования образа человека в культуре волжских финнов посредством костюма и последующего замещения человека костюмом-образом в ходе обрядовых действий;

- проанализировано отражение в семантике костюма социальной структуры волжско-финских этносов;

- дан анализ образов мужественности и женственности, создаваемых костюмом волжских финнов и реконструируемого на их основе эстетического идеала.

Основные положения, выносимые на защиту.

- Костюм волжских финнов середины I – начала II тыс. н.э. может быть реконструирован на основании археологических материалов с использованием этнографических параллелей. Семантику древнего костюма раскрывают металлические украшения.

- В традиционной культуре волжских финнов в условиях отсутствия письменности символика играла чрезвычайно важную роль в хранении и трансляции накопленной этносом информации, дополняя, а порой и замещая вербальные формы коммуникации. Символы позволяли воспроизводить и передавать не только мифологические тексты, не являясь при этом простой иллюстрацией мифов, но и то, что не могло найти адекватного выражения в языке. Исторически у волжских финнов сложилась символика, рассчитанная на «внутреннее» восприятие представителями самого этноса и «внешнее», предполагающее презентацию в иноэтничной среде.

- Костюм волжских финнов можно представить как формировавшийся на протяжении длительного времени культурный текст. Головной убор, нагрудные и другие украшения волжско-финских племен эпохи раннего средневековья и составляющие их элементы представляют собой символические системы разного уровня сложности, т.е. отдельные части культурного текста, каковым является костюм.

- Символическая система костюма волжских финнов базировалась на использовании различных символических кодов: зооморфного, геометрического и цветового, которые могут быть дешифрованы с использованием данных фольклора и мифологии финно-угорских этносов, а также этносов, с которыми волжские финны поддерживали культурные связи на протяжении длительного времени.

- Являясь частью традиционной культуры, костюм волжских финнов стал отражением картины мира, центральное место в которой занимают представления об устройстве мироздания и месте в нем человека, управляющих миром силах, сакральных объектах. Волжским финнам было свойственно отождествление микро- и макрокосма, а идеальной космической моделью стало человеческое тело. Структура текста, каковым является костюм волжских финнов, строилась таким образом, что все украшения, детали одежды, располагавшиеся выше пояса, были связаны с верхним небесным ярусом вселенной, и при их создании использовались соответствующие символические коды (цветовой, код материала, зооморфный, геометрический). Важнейшей внутренней границей был пояс, деливший фигуру человека на две части, связанные с семантическим верхом и низом. Космологическая схема, нашедшая отражение в костюме волжских финнов, являлась своеобразным стержнем, вокруг которого группировался целый ряд представлений о добре (силы добра всегда концентрировались в верхнем мире) и зле (для защиты от всех возможных негативных воздействий и создавалась символическая система костюма).

- Костюм преобразует природное тело в тело культурное, более значимое с точки зрения социума. Поэтому в культуре волжских финнов костюм выполняет функцию ритуального замещения человека в погребальной и свадебной обрядности;

- Социальная структура волжско-финских этносов нашла отражение в семантике костюма, который служил показателем половозрастной, национальной и конфессиональной принадлежности человека, его социального статуса. Имущественные различия в костюме волжских финнов были выражены слабее.

- Костюм волжских финнов отражает этнические стереотипы мужественности и женственности. Женский костюм при всем богатстве декоративного убранства говорит о подчиненном положении женщины, о замкнутости женского мира. Мужской костюм свидетельствует о внешней активности мужчины, мир которого находится вне пределов домашнего очага. Стереотипы мужественности и женственности тесно связаны с эстетическим идеалом, который можно частично реконструировать на основе анализа семантики костюма.

Теоретическая значимость исследования. Впервые в отечественной науке поднимается проблема семантики древнего костюма волжских финнов, который до настоящего времени не был объектом специального историко-культурного исследования и рассматривался с позиций археологии, этнографии и искусствоведения.

Разработаны методологические аспекты исследования семантики костюма волжских финнов, реконструируемого по археологическим материалам, которые могут быть использованы как в культурологических, так и в междисциплинарных работах.

Впервые поднимается проблема выделения в семантическом комплексе костюма структур, имеющих самостоятельное значение и одновременно включенных в системы более высокого уровня: прослежены способы группировки символов в системы и правила оперирования символами, характерными для культуры волжских финнов. Уточнено значение ряда символов в культуре волжских финнов, прослежен их генезис.

Предложенные методологические принципы и методические приемы могут быть использованы при изучении широкого круга так называемых архаических культур, в первую очередь финно-угорских и алтайских народов, имеющих общие истоки.

Исследование семантики костюма волжских финнов позволяет лучше понять феномен ключевых универсалий, свойственных традиционной культуре, и определить пути их изучения на примере костюма.

Впервые предложена реконструкция космологических представлений, как части картины мира волжских финнов, на основе анализа костюмных комплексов. Впервые исследуется проблема замещения человека костюмом-образом в обрядовой практике волжских финнов.

Изучение семантики костюма волжских финнов способствует пониманию особенностей ментальности, присущих этносу, расширяет наше представление о культуре волжских финнов, свойственных ей текстах и языках. В условиях формирования поликультурного мира понимание иных культур, их языков и способов самовыражения становится важнейшей задачей, решить которую можно, в том числе, и через изучение костюма, как неотъемлемой части этнической культуры.

Практическая значимость результатов исследования. В условиях осуществления реформы образования, направленной на интеграцию российских учебных заведений в единое образовательное пространство, остро встает проблема осмысления и сохранения культурного наследия народов России. Изучение различных аспектов этнической культуры становится важной составной частью образовательного процесса в финно-угорских регионах. Основные положения работы могут быть использованы при подготовке курсов по теории и истории народной художественной культуры, археологии, искусству и духовной культуре финно-угорских народов, а также теоретических и практических курсов по истории мировой художественной культуры, истории отечественной художественной культуры, истории народного костюма и других дисциплин, ставящих целью решение гуманитарных и учебно-методических задач. На основе материалов исследования автором подготовлен курс лекций «Костюмы народов мира», «Марийский народный костюм» для студентов специальности «Народное художественное творчество» Марийского государственного университета. Результаты исследований были использованы для подготовки курсов лекций «Культурология» и «Культурная антропология» для студентов указанной специальности, «История культуры марийского народа» для студентов Марийского государственного университета, а также курса «Краеведение», прочитанного в Марийском государственном техническом университете.

В учебном процессе при изучении курсов «Марийский народный костюм» и «Костюмы народов мира» используются монографии автора «Семиотика костюма волжских финнов I – начала II тыс. н. э.» и «Костюм волжских финнов как этнокультурный феномен».

Раскрытие глубинной сути народного костюма, особенностей его функционирования в традиционной культуре позволит создавать более достоверные реконструкции костюмов в постановках исторической тематики в ходе работы театральных художников, мастеров декоративно-прикладного искусства, а также будет содействовать восстановлению древних художественных промыслов с использованием образцов традиционного искусства. Обширный ранее малоизвестный и совершенно неизвестный материал, систематизированный и проанализированный в диссертации, может привлечь внимание модельеров, работающих в традициях этнического искусства.

Анализ символической функции костюма, дешифровка символических кодов, использовавшихся волжскими финнами, представляет большой интерес для художников-этнофутуристов, обращающихся к миру древней символики.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Материалы представленного исследования докладывались на международных, всероссийских, межвузовских и вузовских научных конгрессах, конференциях, семинарах: II международный конгресс этнологов и антропологов (Россия, Уфа, 1997), VI международный конгресс по проблемам исследований Центральной и Восточной Европы (Финляндия, Тампере, 2000), IX международный конгресс финно-угроведов (Эстония, Тарту, 2000), X международный конгресс финно-угроведов (Россия, Йошкар-Ола, 2004), III Международный исторический конгресс финно-угроведов (Россия, Йошкар-Ола, 2004), международная конференция «Цивилизации народов Поволжья и Приуралья» (Россия, Чебоксары, 2006), XIII Уральское археологическое совещание (Уфа, 1996), I Всероссийская конференция финно-угроведов (Йошкар-Ола, 1996), российская археологическая конференции «Древние этнокультурные связи финно-угров» (Йошкар-Ола, 2002), III Всероссийская научная конференция финно-угроведов (Сыктывкар, 2005), III конгресс этнографов и антропологов России (Москва, 1999), V конгресс этнологов и антропологов России (Омск, 2003), XV международный научный симпозиум «Интеграция археологических и этнографических исследований» (Одесса, 2007) и другие.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы (499 источников), 3 приложений с таблицами и графическими материалами (97 рисунков). В приложении даются графические реконструкции элементов костюма и костюмных комплексов, выполненные, за исключением особо обозначенных случаев, диссертантом.

Похожие диссертации на Семантика костюма волжских финнов середины I - начала II тыс. н.э.