Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Формирование проблемы мультикультурализма в США и ее отражение в научной мысли 14
1. Мультикультуральность в США как социально-исторический феномен 14
2. Теоретические проблемы феномена мультикультурализма 27
3. Мировоззренческие и теоретические предпосылки становления идей американского мультикультурализма 43
Глава II. Концепции американского мультикультурализма в XX столетии
1. Причины онтологической неадекватности ассимиляционных концепций 66
2. Плюралистические концепции: критически-рефлексивный анализ 80
3. Американский мультикультурализм в контексте радикальных концепций и воззрений «цветной Америки»
4. Поиск практических и теоретических решений проблем американского мультикультурализма
Заключение 127
Список литературы 130
- Мультикультуральность в США как социально-исторический феномен
- Причины онтологической неадекватности ассимиляционных концепций
- Плюралистические концепции: критически-рефлексивный анализ
Введение к работе
Актуальность темы исследования.
Актуальность проблемы мультикультурализма определяется рядом моментов. В настоящее время в рамках мирового сообщества активизируются интеграционные межкультурные процессы. В связи с этим постепенно актуализируется вопрос о феномене взаимодействия культур, о степени и механизмах их влияния друг на друга, о роли и месте отдельных культур в общемировом полифоническом этнокультурном хоре. В какой степени активное стремление к объединению порождает «маятниковый откат» от интеграции в сторону локализации и фрагментации культур? Где та граница, нарушение которой порождает агрессивность носителей доминирующей культуры по отношению к представителям «инаковых» культурных традиций? Существует ли пространство, вторжение в которое «инаковой» культуре запрещено?
Проблема взаимодействия культур присуща всем поликультурным обществам. Часто возникающие межнациональные конфликты в рамках одного государства подтверждают актуальность проблемы взаимодействия между национальностями и между культурами в рамках полинациональных, поликультурных государственных образований. Противостояние Ирландии и Англии в рамках Великобритании, курдские конфликты в Турции и Ираке, противоречия между басками и испанцами, цепь конфликтов на Балканском полуострове - примеры межкультурных конфликтов, поднимающие вопрос о способах достижения культурного единства и гомогенности внутри поликультурных и полинациональных обществ.
Проблема межкультурных взаимодействий - неизменная тема теоретико-гуманитарной мысли русских исследователей. Россия - изначально полиэтничная страна, несущая в себе традиции не только русской культуры, что порождает необходимость рефлексивного осмысления феномена мультикультуральности в российском пространстве. В современной действительности в условиях глобализации настоящая проблема приобретает новый обертон. Насколько глубоко мы можем войти в процессы глобализации, не утратив при этом собственной культурной идентичности? Таким образом, проблема мультикультурализма объединяет в себе различные концепции и поиски ответов на вопросы, стоящие сегодня перед всем мировым сообществом.
Особенно важной данная проблема оказалась для Америки. После трагических событий в США в начале XXI века стало очевидным, что мир «изменился». Это вызвало необходимость очередного пересмотра устоявшихся подходов не только в политико-практической сферах, но и в области теории. Наряду с политическими парадигмами начинают подвергаться сомнению и концепции в области теории культуры. Местоположение в науке некоторых из них постепенно смещается с главенствующего, которое они занимали на протяжении практически всего XX столетия, на периферию. Вопросы, решаемые в рамках проблемы мультикультурализма, сегодня выдвигаются на первый план. Имевшие высокую значимость для американской научной мысли на протяжении всей истории существования Соединенных Штатов Америки, в настоящее время они актуализируются в мировом масштабе. Центральной темой современного американского поликультурного дискурса становится проблема самоидентификации в условиях взаимодействия культур. Что скрывается за понятием американца? Европеец (англичанин, испанец, француз, голландец) или конгломерат, включающий в себя наряду с представителями европейских этнокультурных цивилизаций азиато-европейцев, автохтонных американцев, афроамериканцев и т.д.?
В центре нашего исследовательского интереса находятся причины формирования и генезис проблемы мультикультурализма в контексте развития американской гуманитарной мысли, выделение ее социально-исторических предпосылок и идейных источников. Подобная постановка проблемы дает возможность взглянуть на состояние культурологической мысли США в ее динамическом становлении, позволяет понять, что привело к появлению феномена мультикультурализма, какие тенденции способствовали его обособлению и выделению в самостоятельную область исследования. Этим объясняется включение в данную работу наряду с концепциями американской культурологической мысли XX столетия, философских и культурантропологических работ XIX века как исследований, подготовивших почву для возникновения и развития феномена мультикультурализма.
В современной мировой действительности наблюдаются весьма противоречивые процессы: тенденция к глобализации, стремление к объединению культур, с одной стороны, и тяга к локализации, обособлению, с другой. Подобные явления представляют собой отражение «через столетия» на более масштабном уровне процессов, ставших неотъемлемой чертой такого поликультурного сообщества, как Соединенные Штаты. То, с чем столкнулся мир, входя в третье тысячелетие, есть проблема, решением которой американские исследователи и мыслители занимаются на протяжении длительного времени.
Изначальное существование для американского научного сознания проблемы бытия множества культур в пределах единого государства, соотнесение их в рамках единой социально-политической целостности, породившее возникновение множества концепций, решающих проблему поликультурности, и объясняет обращение в настоящем исследовании к теоретико-культурной мысли Соединенных Штатов Америки.
Степень разработанности проблемы и её освещение в научной литературе.
Неоднозначность понимания проблемы мультикультурализма в современной гуманитарной науке, предполагающей самые разные сферы ее применения, порождает многочисленные исследовательские подходы.
Анализ литературы по проблеме мультикультурализма показывает, что в гуманитарной науке на сегодняшний день еще не выработана единая общепризнанная трактовка данного понятия. Разнообразие интерпретаций мультикультурализма объясняется тем, что он находится в эпицентре различных подходов в осмыслении вопросов взаимоотношения и взаимодействия культур. Ряд американских исследователей проводит попытки изучения мультикультурализма как социокультурного феномена. Среди обилия работ, посвященных постановке проблемы мультикультурализма, следует выделить труды Н. Глейзера, С. Бенхабиб, Т. Гитлина, Б. Боксила, К. Цюрхера, Г. Жиро. Критика мультикультурализма находит свое отражение в работах А. Шлезингера-мл., С. Хантингтона.
В научных трудах X. Келлена, Д. Патрика, Н. Глейзера, Э. Сайда осуществляется разработка и анализ концепций мультикультурализма в США.
Радикальное видение процессов, происходящих в США представлено в работах Б.Т. Вашингтона, У.Б. Дюбуа, К.М. Асанте, Э. Сайда, М.Л. Кинга.
Истоки появления проблемы мультикультурализма заложены в исследованиях межкультурных взаимодействий, проводимых в американской культурантропологии и общефилософской мысли XIX - первой половины XX. Предпосылки к возникновению проблемы мультикультурализма появляются в исследованиях американских культурантропологов, занимавшихся проблемой культурного релятивизма (М. Херсковиц, Ф. Боас, К.К.М. Клакхон). Вопрос взаимоотношений культур, рас, этносов; критика иерархического восприятия культур находит отражение в работах, письмах и выступлениях Р.В.Эмерсона, стоящего на позиции равноценности этносов и культур. Существенное влияние на формирование проблемы мультикультурализма оказали результаты исследований, проводимых американской школой исторической этнологии Ф. Боаса, психологической школой (М. Мид, Дж. Хонигман), в которых произошел кардинальный пересмотр взглядов на роль и значимость этнокультурных групп.
Мультикультурализм - понятие, затрагивающее не только сферу культуры, но в не меньшей степени социальную и политическую области: политическое, социальное и культурное тесно переплетены друг с другом, политические сдвиги могут нести в себе поворот в процессах взаимодействия культур и наоборот. Поскольку мультикультурализм оказывается тесно связан с историческими особенностями формирования США, истоки появления ряда концепций следует искать в области истории государства, как общества полиэтничного и поликультурного. В связи с этим в диссертационном исследовании привлекается материал из различных смежных отраслей гуманитарной науки.
Из работ, посвященных изучению историко-политических процессов в США, в первую очередь следует выделить исследования М. Лернера, А. Шлезингера-мл., Ш. Богиной, Л. Кертмана, занимавшихся теоретическим осмыслением исторических, культурных и политических процессов, происходивших в развитии американского государства.
Проблема американского мультикультурализма в современной отечественной науке проработана недостаточно. В работах М. Тлостановой, В. Денисенко, А. Куропятника, Е. Литвиненко рассматривается ряд концепций мультикультурализма, а также производится некоторый анализ взглядов на проблему, ее социокультурные аспекты существования.
В целом, несмотря на то, что освещению проблемы мультикультурализма посвящено определенное количество научных публикаций и практических разработок, глубокий анализ истоков мультикультурализма, его видов и концепций, а также социокультурный пласт его функционирования в динамике развития представлен недостаточно. Это обстоятельство позволяет нам определить объект, предмет, цель и задачи исследования.
Объект исследования - феномен мультикультурализма, взятый в его цивилизационном и социокультурном измерении.
Предмет исследования - мультикультурализм как научный и социокультурный феномен США.
Цель диссертационного исследования - раскрыть содержание проблемы мультикультурализма и его основных концепций в американской гуманитарной научной мысли, и определить их роль в социокультурных процессах США XX века.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. исследовать содержание и специфику американской мультикультуральности как социально-исторического феномена;
2. проанализировать мировоззренческие и теоретические предпосылки становления теории американского мультикультурализма, выявить вклад американских мыслителей и культурантропологов XIX - XX вв. в появление проблемы мультикультурализма;
3. рассмотреть различные трактовки понятия мультикультурализма;
4. провести критически-рефлексивный анализ ассимиляционных, плюралистических и радикальных концепций американского мультикультурализма;
5. проанализировать тенденции развития и практической реализации теорий мультикультурализма в современной Америке, нацеленных на адекватное решение современной мультикультуральной ситуации.
Теоретико-методологические основания исследования:
Методологической основой диссертационного исследования являются системный и структурно-функциональный подходы, предполагающие рассмотрение предмета исследования как комплексного феномена, включающего в себя множество взаимодействующих и взаимосвязанных между собой уровней: теоретический, социокультурный, социополитический, исторический и др. Немаловажным методологическим основанием стал также метод герменевтической реконструкции, позволяющий реконструировать основные смыслы в исследованиях классиков мультикультурализма (Н. Глейзера, X. Келлена, Б.Т. Вашингтона, К.М. Асанте и т.д.), и настоящую социокультурную ситуацию поликультурного общества.
Рамки исследования ограничиваются XIX - XX вв., поскольку изучаемая проблема постепенно формировалась в течение обозначенного времени. Выявление истоков проблемы мультикультурализма потребовало также привлечения общефилософских методов анализа, конкретизации и обобщения различных концепций американских культурантропологов, заложивших основание одной из ключевых позиций мультикультурализма (культурный релятивизм).
Научная новизна диссертационного исследования:
• установлена взаимосвязь социокультурных и исторических особенностей формирования и существования США как поликультурного образования с проблемой мультикультурализма;
• выявлены истоки и тенденции развития проблемы мультикультурализма, лежащие в плоскости исследований американских мыслителей XIX - XX вв.;
• проведено исследование ракурсов понимания мультикультурализма в американской гуманитарной мысли XX в.;
• выявлены и проанализированы концепции мультикультурализма, а также обоснована проблема жизнеспособности каждой из них;
• установлено, что проблемная ситуация мультикультурализма порождает подъем этнокультурного самосознания и ведет к фрагментации современного американского мультикультурального общества.
Положения, выносимые на защиту:
1. Мультикультуральность в США как социально-исторический феномен обладает следующими специфическими особенностями: мультикультуральность является изначальным исторически предопределенным способом существования американского общества; культурно-исторические процессы США характеризуются маятниковостью движения от стремления к достижению культурного единства к подчеркиванию культурного многообразия, что порождает динамику феномена американской культурной идентичности.
2. Мировоззренческими и теоретическими предпосылками становления проблемы американского мультикультурализма являются: перемещение научного интереса с европейской культуры на неевропейские, осознание их самоценности и равнозначности; теоретический пересмотр устоявшейся иерархии между европейской и неевропейскими культурами; актуализация вопроса взаимодействия культур как на локальном уровне, так и в пределах единого поликультурного образования.
3. Понятие мультикультурализма, активно функционируя в современной американской научной гуманитарной мысли, не имеет однозначного смыслового наполнения по сей день. В его толковании можно выделить две противоположные тенденции: использование данного термина в качестве синонима «культурного плюрализма», предполагающего многообразие самодостаточных культур, сосуществование которых ведет к фрагментации единой культуры, и понимание мультикультурализма в смысле сосуществования и активного взаимодействия множества миноритарных культур. Существующие взгляды на проблему мультикультурализма представлены концептуально. Решение проблемы взаимодействия культур в рамках поликультурного общества раскрывается в виде трех концепций:
ассимиляционные («Доктрина Явственной судьбы» и «Плавильный тигль»); плюралистические (модели "Salad Bowl", «Культурный плюрализм», «Радужная коалиция» и пр.); радикальные (этноцентризм, афроцентризм, полицентризм и др.).
4. Критически-рефлексивный анализ ассимиляционных концепций позволяет утверждать, что стремление к формированию единой американской культуры, основанной на доминировании европейского начала, характеризуется следующими особенностями: выключенностью той или иной расовой группы из общей культуры; легализацией англосаксонского, впоследствии - пан-европейского национализма; культурной унификацией в процессе аккультурации, приводящей к созданию однообразной «бесцветности» единой американской культуры; возникновением феномена криптоэтничности. В отличие от ассимиляционных, плюралистические концепции онтологически более адекватны американской культурной реальности в силу своего стремления к уравниванию степени значимости европейской и неевропейских культур и этнокультурных традиций. Однако в рамках концепций культурного плюрализма господствует восприятие представителями «инаковых» культур собственной культурной исключительности, самодостаточности и превосходства, что порождает мультикультурный радикализм, приводящий к: появлению национализма и расизма «наоборот» ("Upside Down"); этнокультурной фрагментации и сепарации; расслоению базисных традиций в культурном единстве общества и расшатыванию единства американской культуры и государства, что приводит к перевертыванию изначального смысла культурной множественности, сформулированного в девизе "Е Pluribus Unum".
5. Проанализированные теории демонстрируют неадекватность онтологии американского мультикультурализма, его несоответствие задачам и реальным процессам, происходящим в США, что требует от американской элиты продолжения разработки теорий мультикультурализма. Феномен маятникового развития американской мультикультуралистической мысли в настоящее время демонстрирует попытку возвращения ассимиляционных тенденций. Вместе с тем, интеграционные движения воплощаются в теории плюралистической интеграции, в последнее время занимающей одно из первостепенных мест в американском мультикультурализме.
Научно-практическая значимость исследования. Выводы диссертационной работы, основанные на анализе проблемы мультикультурализма и моделей межкультурных взаимодействий, могут быть использованы в регулировании этнокультурных отношений в рамках поликультурных обществ, а также при формировании социально-политических проектов преобразования современного мира в условиях глобализации. Обращение исследовательского внимания к проблеме мультикультурализма может способствовать повышению интереса к ней в рамках российской науки и возникновению нового уровня ее теоретического осмысления на российском материале.
Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при составлении общих и специальных курсов по теории и истории мировой культуры.
Апробация диссертационной работы. Основные идеи диссертационного исследования были изложены в виде докладов на научно-практических конференциях «Проблемы развития культуры в трансформирующейся России (традиции, опыт, современность)» (Ростов-на-Дону, 2001 г.), «Лосевские Чтения» (Новочеркасск, 1999, 2001 гг.).
Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в 4 публикациях общим объемом 0,5 п.л.
Материалы диссертационной работы были использованы при проведении лекционных и семинарских занятий на кафедре Социально-Гуманитарных наук Ростовского-на-Дону филиала Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств.
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения и списка использованной литературы, который включает 172 наименования на русском и иностранных языках, в том числе 50 на английском. Общий объем текста составляет 139 страниц.
Мультикультуральность в США как социально-исторический феномен
«Общество разнообразия» - одно из определений, передающих суть Соединенных Штатов Америки как государства, сотканного из контрастов. Это общество, в котором причудливо переплетаются различные культуры, этносы, расы, образы жизни, системы ценностей и идеалы. Американская цивилизация, которую М. Лернер называет «многоязыкой этнической рекой», до определенной степени уникальна в своем умении создать в кратчайшие сроки единое жизнеспособное, мощное, хотя и внутренне противоречивое государство.
Одна из отличительных черт американского сознания заключается в дуализме единообразия и множественности. Девиз "Е pluribus unum" - «Из многих одно» - наиболее четко определяет характерные особенности США как полиэтничного, поликультурного общества, сочетающего в себе разнообразие и единство, гетерогенность и монолитность. Американский культурантрополог К.К.М. ІСлакхон, обращается к метафоре «Плавильного тигля», тем самым подчеркивая этническое и культурное многообразие компонентов, составляющих американскую нацию. «Американскую культуру, - пишет он, -отличает комбинация следующих характерных черт: сознание различий биологического и культурного происхождения, «духа границы», беспокойства из-за несоответствий теории и практики культуры» [48, с.274]. По мнению российского исследователя-американиста М.В. Тлостановой, «пограничность» американской культуры, заложенная внутри нее практически со дня основания США, заключается не столько в ее «физическом» нахождении на стыке двух цивилизаций, сколько, в первую очередь, в состоянии негомогенности и длительном ожидании наступления синтеза. Ощущение повсеместных различий в едином сопутствует этой нации с первых попыток самоидентификации, что имеет глубокое историческое обоснование. Формирование американского общества путем смешения этнокультурных групп иммиграции в предельно сжатый срок нередко расценивается исследователями как масштабный исторический эксперимент, важнейшая цель которого заключалась в объединении разнородных, порой «несмешиваемых» компонентов в единое целое. Особенности происходивших в США процессов исследователь О.Э. Туганова характеризует следующим образом: «История на протяжении веков проводила свои эксперименты на территории Старого Света. На территории Нового Света эксперименты шли на протяжении очень короткого времени, почти одновременно» [7, с.24]. Причиной появления американской нации стало перемещение потоков представителей различных этнокультурных общностей, повлекшее за собой необходимость их активного взаимодействия и взаимопроникновения. Однако культурное разнообразие характеризовало Американский континент и прежде, до времени прибытия колонистов из Европы и африканских рабов. Так, в 1500 г. численность коренных обитателей Северной Америки составляла 4,5 миллиона. Весь слой "Native Americans" уже к тому периоду был разделен на сотни племен, каждое из которых обладало своеобразной культурой, верованиями, языком [137].
Осознание изначальной разнородности и в то же время необходимости создания, а впоследствии и поддержания внутренней монолитности государства, порождает двойственность американского этнокультурного самосознания. При этом, стремление к гомогенности, доминировавшее на ранних этапах возникновения США, оказывается необходимым средством поддержания его целостности на протяжении длительного периода времени, вплоть до XX века.
Одна из ключевых особенностей Америки заложена в исторических обстоятельствах создания и развития страны. «Мультикультуральная Америка [...]- это продукт смешения различных народов в течение нескольких столетий в том пространстве, которым сейчас являются США» [137, c.XXI]. Феномен иммиграции, ставший неотъемлемой частью истории возникновения американской нации, в значительной степени повлиял на формирование ее специфических характеристик, введя колоссальное разнообразие этнических культур в американское общество. Как отмечает М. Лернер, в новом государстве сходятся четыре основных миграционных потока, отличающихся друг от друга своим происхождением, характером культурных традиций, временем прибытия в Новый Свет и степенью влияния на американскую культуру, «...азиатский, - это народы, слившиеся в нацию американских индейцев. Второй поток исходил с Британских островов и из Западной Европы. Третий - негритянская кровь из Африки. И, наконец, четвертый - разноязыкий поток переселенцев из Средиземноморья, Центральной и Восточной Европы, Азии, Латинской Америки - в общем, отовсюду» [57, с.20]. При этом, согласно Лернеру, в условиях единого государства не наблюдается их окончательное слияние и растворение друг в друге.
Причины онтологической неадекватности ассимиляционных концепций
Обилие исследований, посвященных изучению локальных культур, становится фундаментом и неотъемлемой частью ряда концепций мультикультурализма. Один из аспектов исследования феномена мультикультурализма, о котором шла речь в первой главе, базируется преимущественно на понимании «мультикультуральности» как осознания идеи множественности культур, существующих в общемировом пространстве. Как видно, каждая культура рассматривается представителями американской культурантропологии с позиций ее локальности и относительной внутренней замкнутости. При этом культурные взаимодействия исследуются словно «изнутри» единично взятой целостной, внутренне однородной цивилизации, т.е. «инаковые» влияния изучаются на уровне элементов данной культуры.
Вместе с тем, интерес научной мысли к проблеме мультикультуральности постепенно расслаивается, открывая другой аспект взаимодействия культур, и переходит границы изучения исключительно заимствований культурных элементов в той или иной локальной группе индивидуумов. Перед учеными встает вопрос: как могут сосуществовать различные автохтонные культуры в рамках одного этнически разнородного государства? Мультикультуральность в этом аспекте начинает рассматриваться как множество в едином, причем множество не оторванных друг от друга и в некоторой степени «замкнутых» друг для друга культур, но безостановочно взаимодействующих. Локальные культуры предстают перед учеными в роли не законсервированных «музейных экспонатов», а активных участников процессов, происходящих в мультикультуральном обществе. Поэтому интерес американских исследователей культуры постепенно перемещается на макроуровень - на мультикультуральное сообщество. В первую очередь объектом исследований становятся Соединенные Штаты Америки, как исторически сложившееся мультинациональное государство. Вопрос: «Что есть Америка?» встает с наибольшей остротой. Попытка определения собственной идентичности приводит к возникновению ряда концепций мультикультурализма, отражающих не только идею множественности культур в США, но и поиски возможных путей активного многостороннего взаимодействия культур, существующих в рамках одного сообщества. При этом следует заметить, что идеи мультикультурализма, изначально возникшие как попытка осознания негомогенности культуры Соединенных Штатов, уже с середины XX столетия, и особенно в его конце, начинают разрастаться до уровня мировой культуры, что становится особенно необходимым в связи с глобализацией мирового сообщества.
Взгляды на концепции в рамках проблемы мультикультурализма в США условно можно разделить на две главенствующие тенденции: центростремительную и центробежную. Первая отражает стремление объединить разные этнокультурные составляющие Соединенных Штатов. Сторонники этих взглядов выступают за максимальное культурное и социальное единение и централизованную государственную власть.
Центробежная тенденция связана с возрождением и культивированием своей этнической принадлежности, а также стремлением в некоторой степени к локализации и сохранению этнических традиций. Данная тенденция раскрывается в плюралистических концепциях мультикультурализма, получивших широкое распространение особенно во второй половине XX столетия.
Центростремительность во взглядах американских мыслителей объясняется существующей практически с самого начала истории США попыткой создания новой американской нации. В концепциях центростремительного вектора упор в создании «нового человека» делается на попытке «перемешивания» культурных традиций. В качестве метода «смешивания» представителями этих взглядов предлагается ассимиляция, или полное либо частичное растворение. В определении ассимиляции, приведенном в Американском Политологическом Словаре, акцентируется юридический аспект: ассимиляция есть «узаконенная процедура, при которой иностранец получает гражданство. Ассимиляция может быть индивидуальной или коллективной. Коллективная ассимиляция присуждает гражданство целым народам через законодательный акт или договор, как это было в случае с Аляской, Гавайями, Техасом...» [145, с.50]. Однако, насколько это было подтверждено практикой, ассимиляция не органичивается юридической стороной, и доминирующим методом избирается подчинение превалирующей этнокультурной традиции. Теоретически изначально главной целью становится стирание локальных границ и различий, фактически же в основе этнокультурных преобразований остается «принцип сохранения этно-расового единообразия США, в соответствии с лозунгом: «Сохраним Америку белой!».
Плюралистические концепции: критически-рефлексивный анализ
Некоторые «слабые» стороны ассимиляционных концепций, довольно ощутимые изменения в демографической ситуации и связанной с ней политической идеологии, усиление культурных расслоений, дают толчок к переосмыслению этнокультурных установок, существующих в американской гуманитарной мысли. В результате процессов, происходящих в мультикультуральном государстве, постепенно вызревает необходимость появления нечто нового, отвечающего состоянию современного общества. На смену доминирующему принципу мультикультуральнои амальгамы приходит концепция культурного плюрализма - концепция, не рожденная в кулуарах научной мысли, а продиктованная жизнью американского общества. Что повлияло на движение маятника в сторону, обратную закрепившейся официальной идеологии ассимиляции?
1. Реальность доказывает несостоятельность англосаксонского превосходства. Эволюционная концепция, являющаяся в некоторой степени теоретическим обоснованием идеи ассимиляции, указывающая на «неодинаковые» уровни развития традиционных культур, на различные стадии нахождения этнокультурных сообществ в одно и то же время, отходит на второй план, уступая место вниманию к феномену культурного релятивизма.
2. Криптоэтничность, возникшая в качестве побочного эффекта насильственной ассимиляции, получает дальнейшее развитие. Происходит рост этнического самосознания и смещение акцента со стремления к ассимиляции на культивирование собственных этнокультурных традиций.
3. Активизируется движение представителей «выключенных» из социокультурных процессов этно-расовых групп, переходя рамки культурной сферы и распространяясь на сферу политическую и юридическую. Усиливается этно-расовая борьба за гражданские права. 4. Становится ощутимой разница между официальной идеологией и реальными процессами, в результате чего возникает потребность в пересмотре идеологических установок.
5. Этнокультурные традиции начинают расцениваться как достойный компонент в дальнейшем развитии американской цивилизации, способный своим этническим колоритом стать незаменимой частью ее творческого потенциала.
6. Безликость культурной амальгамы «Плавильного тигля» с одной стороны, и скрытый этноцентризм с другой, становятся стимулом к поиску новых, компромиссных путей развития мультикультурального государства.
7. Возросшая роль этнокультурных процессов дает толчок к изучению «этнического феномена». Появляются программы, научные центры, занимающиеся изучением «этнокультурных меньшинств».
Вышеперечисленные предпосылки ведут к необходимости переосмысления устоявшихся взглядов и возникновению новых на возможные модели взаимодействия культур в рамках единого мультинаціонального государства. Оппозиция ассимиляционным концепциям начинает вызревать как «изнутри» культурной ситуации США, так и в научной мысли. С одной стороны, реальные процессы, происходившие в этнокультурной сфере, дали толчок к пересмотру устоявшихся позиций. С другой, уже в первые десятилетия XX века неудовлетворенность метафорой амальгамы ведет к поиску иных моделей развития американской культуры в научной среде. По мнению Лернера, «Попытка закрепить термин «американский» за каким-либо одним национальным потоком, выделив его среди множества других, -знакомый прием в методологии утверждения престижа, основанного на праве давности. Какой бы смысл ни имела эта методология применительно к более укорененным и однородным человеческим сообществам, в Америке она этот смысл утрачивает» [5 7, с Л 00]. Уже в 1908 г. появляется «этика здорового провинциализма», автор которой - профессор Гарвардского университета Дж. Ройс - видит ее целью гармоничное согласование разных групп принадлежностей. Некоторое время спустя его ученик Р. Борн, анализируя негативные черты ассимиляционизма, замечает, что реальность угрозы со стороны европейского национализма и обесцвечивание «Плавильным тиглем» ведут к истощению морального и творческого потенциала американской культуры. Соответственно, устоявшаяся культурная политика требует пересмотра. В первую очередь, согласно Борну, особое внимание следует обратить на вопросы этнического многообразия, способного вывести американскую культуру из тупикового развития.