Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Нравственные ценности в конфликте культур Смирнова Ольга Юрьевна

Нравственные ценности в конфликте культур
<
Нравственные ценности в конфликте культур Нравственные ценности в конфликте культур Нравственные ценности в конфликте культур Нравственные ценности в конфликте культур Нравственные ценности в конфликте культур
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Смирнова Ольга Юрьевна. Нравственные ценности в конфликте культур : диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01.- Нижний Новгород, 2001.- 190 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-9/481-1

Содержание к диссертации

Введение 3

Глава I Нравственные ценности как социо-культурный феномен

1 Нравственные ценности: понятие, классификация, функции 20

2 Факторы формирования комплекса нравственных ценностей 32

Глава II Нравственные ценности и конфликт культур

1 Моральный конфликт в конфликте культур 48

2 Анализ динамики переоценки нравственных ценностей 57

Глава III Переоценка нравственных ценностей на уровне индивидуального и общественного сознания

$ 1 Переоценка нравственных ценностей на уровне индивидуального сознания 66

$ 2 Переоценка нравственных ценностей на уровне,общественного сознания 76

Глава IV Динамика нравственных ориентиров на переломных рубежах истории

# 1 Изменение ценностных ориентации в связи с возникновением христианства.. .87

$ 2 Нравственные ценности от средневековья к новому времени 100

3 Развитие буржуазной морали 116

$ 4 Нравственные ценности тоталитаризма 135

5 Современная Россия: моральные проблемы и пути их решения 160

Заключение 172

Список используемой литературы 17

Приложения 183

Введение к работе

Широко известное определение культуры как «материальных и социальных ценностей любой группы людей», предполагает возможность изучения философских проблем природы ценностей в рамках теории и истории культуры.

Данная дисциплина как одна из областей гуманитарного знания призвана исследовать общество, в том числе и его культуру, как единую систему, особый класс явлений. В последнее время наблюдаются два направления в изучении культур: философия культуры, включающая в себя изучение функционирования философских категорий в области культуры,., некоторые обобщения, типологии и систематизации, относящиеся либо к современной культуре, либо к истории культуры; систематизация всеобщей истории культуры, где авторы стремятся схватить все эпохи, все культурные и «некультурные» народы, все открытия и взлеты в развитии культуры.1

Одной из задач теории и истории культуры является создание общей теоретической базы для других изучающих общество и культуру дисциплин, в частности определение наиболее общих закономерностей формирования культурно-исторических типов, функционирования и развития культур .

Изучение ценностных критериев, проблемы их пересмотра и явлений, с этими процессами связанных - один из основных вопросов изучающих культуру дисциплин, т.к. именно материальные и социальные (в т.ч. и моральные) ценности во всей их диалектической взаимосвязи и исторической изменчивости характеризуют любое общество и составляют содержание любой культуры.

А.В.Дахин. К вопросу о методологии разработки курса культурологии. / Проблемы культурологии. НН., 1998, стр.33. " А.Г.Ионин. Социология культуры, М.,1996.

Большинство гуманитарных наук так или иначе затрагивают проблемы, связанные с нравственными ценностями, идеалами, понятиями, поступками, характеризуют конкретные нравственные ценности: добро, веру, честь, достоинство, благородство, справедливость и т.д., рассматривают их положительные и отрицательные стороны, общественную значимость. «Со времен Сократа одна из проблем философии заключалась в том, чтобы установить связь между силой, создающей феномен мира и, следовательно, определяющей его устройство, и моральностью образа мыслей, и,, таким образом, показать, что моральный миропорядок составляет основу миропорядка физического». Это связано с тем, что в любых идеалах, принципах, понятиях, поступках можно выделить ценностную сторону, т.к. в них выражено деятельно-заинтересованное отношение людей к явлениям окружающей действительности.

Испокон веков было известно, что мир, кроме физического, имеет еще и моральное значение. Все философские системы при всем их различии сводились к тому, что самое важное, даже единственно существенное всего бытия состоит в моральности человеческих действий.4 Моральной ценностью может характеризоваться только общественное явление, и характеристика эта носит исторически конкретный, обусловленный социальной жизнью характер.

Тема исследования определена национальной традицией. Для русской литературно-философской мысли вопросы моральности действий, нравственных критериев и ценностей всегда находились в центре наиболее пристального внимания, что обусловлено специфическими особенностями русской культуры. «Русский интеллигент не знает никаких абсолютных ценностей, никаких критериев, никакой ориентировки в жизни, кроме морального разграничения людей, поступков, состояний на хорошие и дурные, добрые и злые... Ценности эстетические, теоретические, ' А.Шопенгауэр. Мир как воля и представление. T2. М.,1993, стр.580. 4 А.Шопенгауэр. Мир как воля и представление. Т.2, М.,1993, стр.102-103.

5 религиозные не имеют власти над душой русского интеллигента, ощущаются им смутно и неинтенсивно и ... всегда приносятся в жертву ценностям моральным».

Объект данного исследования - совокупность моральных ценностей в их взаимодействии, т.е. их комплекс как определяющая характеристика культуры. Предметом настоящей работы является исторический аспект влияния изменений в составе и содержании комплексов нравственных ценностей, происходящих на переломных рубежах истории, на состояние культуры.

В настоящее время в среде профессиональных философов, социологов,культурологов и лингвистов широко дискутируется тема fin du siecle -завершения очередного исторического цикла, рубежа веков, и сопутствующих этому кризисных явлений во всех сферах общественной жизни. Повышенное же внимание отечественных ученых-гуманитаристов к вопросам морально-этического плана - это не просто дань традиции, а насущная необходимость, вызванная падением уровня нравственности, связанным с образовавшимся в последние десятилетия ценностным вакуумом.

В связи с этим именно исследование природы нравственных ценностей на рубеже веков, процессов их переоценки на уровне индивидуального и общественного сознания, причин, эти процессы обусловливающих, явлений, с ними связанных, изучение мирового исторического опыта и философско-этического наследия по этой проблематике, определение и обоснование возможных путей выхода из сегодняшней кризисной ситуации в сфере морали представляется на настоящий момент не просто актуальным, но жизненно важным, поскольку именно сейчас мы начинаем пожинать плоды повального разгула и беспредела эпохи пере- и постперестройки, когда приоритетными стали материальные, а не духовные, в том числе и моральные, ценности. 5 С.Л.Франк. Этика нигилизма./ВЕХИ. Интеллигенция в России. М.,1991, стр.156.

Засилье имморализма, духовной пустоты, нравственной ущербности привело не только к развалу величайшей в мире державы, но грозит распадом одной из самобытнейших культур - русской культуры, большинство представителей которой не только отошли, но в угоду западному образу жизни забыли исконные русские традиции, нормы и ценности.

Настоящая работа является одной из попыток детального исследования происходящих в моральной сфере общества процессов с современных позиций применительно к проблемам и трудностям сегодняшнего дня и призвана обратить внимание на необходимость возрождения в повседневной жизни высоких нравственных начал.

Исследования в данном направлении позволят не только раскрыть взаимосвязи и закономерности в процессах функционирования нравственных ценностей, но и, по мнению диссертанта, прогнозировать нравственное состояние общества на годы вперед и корректировать его, предотвращая неизбежные тенденции падения морали, и тем самым способствуя развитию культуры, науки, образования, борьбе с отрицательными социальными явлениями: преступностью, алкоголизмом и наркоманией.

Актуальность и своевременность данного исследования подтверждается новой доктриной правительства России, в которой представлена следующая концепция национальной безопасности: «Обеспечение национальной безопасности России включает защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения, введение запрета на использование эфирного времени в электронных СМИ для программ, пропагандирующих насилие, эксплуатирующих низменные проявления, а также включает противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров».

Несмотря на многочисленность этических, социологических, философских работ, рассматривающих отдельные моральные ценности(добро, любовь, справедливость и т.п.) и какие-то общие их характеристики, отечественных комплексных теоретических исследований генезиса, динамики развития, смены одного комплекса нравственных ценностей другим, влияния ценностей на культуру и культуры на ценности в социо-культурном аспекте, сделанных с современных позиций и отвечающих требованиям сегодняшнего дня, практически нет.

Общие сведения по данной проблеме в кратком изложении содержатся в учебниках и учебных пособиях по этике, философии, теории культуры. Работы отечественных авторов советского периода затрагивают указанную проблематику попутно с решением других этических проблем и отличаются свойственной для этого времени тенденциозностью. Несмотря на то, что они могут представлять определенный интерес, полного детального изучения природы нравственных ценностей и процесса их переоценки, способного удовлетворить современного исследователя, в них нет.

Из публикаций последних лет следует выделить монографию Р.Г.Апресяна «Идея морали и базовые нормативно-этические программы», в которой детально рассмотрены основные типы реального морального сознания, т.е. содержательная сторона некоторых комплексов нравственных ценностей, а также монографию А.П.Скрипника «Моральное зло в истории религии и культуры», содержащую подробный анализ исторического аспекта проявлений имморализма.

Из публикаций, появившихся в последнее время в периодической печати, проблему переоценки нравственных ценностей затрагивают Н.Козлова («Социология повседневности: переоценка ценностей»), Л.И.Семенникова («Цивилизационные парадигмы в истории России»).

Из вышесказанного очевидно, что детального концептуального изучения тенденций и закономерностей динамики комплексов нравственных ценностей в конфликте культур, и исторического

8 аспекта этой проблемы в частности, в рамках современных отечественных гуманитарных наук в последнее время вообще не проводилось.

Целью настоящего диссертационного исследования является проблемно- критический анализ особенностей и закономерностей процесса формирования, развития, взаимовлияния и изменений в составе и содержании комплексов нравственных ценностей в результате конфликта культур в рамках мирового исторического прогресса, как одной из определяющих характеристик культуры и общества для возможного использования в дальнейшем выявленных в ходе исследования закономерностей при прогнозировании и корректировке нравственного состояния современного социума и формирования общественно необходимых типов личности. На пути достижения поставленной цели диссертант решает следующие задачи: \У изучить мировой исторический опыт и философско-этическое наследие по выбранной проблематике, проследить эволюцию философских воззрений, выявить и проанализировать предпосылки и особенности их формирования; \у исследовать природу нравственных ценностей, их классификацию, качественные и количественные характеристики, функции; v ввести понятие комплекса нравственных ценностей как одной из отличительных черт любой культуры, исследовать особенности и факторы формирования присущего каждой культуре комплекса нравственных ценностей, выявить закономерности воздействия каждого из этих факторов на внутренние процессы в ценностных системах; проанализировать причины возникновения процессов переоценки нравственных ценностей и явлений, с этими процессами связанных; раскрыть закономерности изменений в составе и содержании комплексов нравственных ценностей на уровне индивидуального и общественного сознания; исследовать сущность и факторы обострения конфликта культур; v определить место и роль, которые занимает в этом процессе моральный конфликт; / исследовать теоретический и исторический аспект разрешения культурного конфликта; выявить влияние происходящих в ходе конфликта культур изменений в составе и содержании комплексов нравственных ценностей на состояние общества; раскрыть циклический характер динамики переоценки нравственных ценностей в конфликте культур, выявить присущие этому процессу закономерности, доказать соответствие данного процесса общей цикличности мировой истории, определить возможности использования выявленных закономерностей для прогноза и корректировки нравственного состояния в современном обществе; для наиболее точного формулирования материала конкретизировать понятийный аппарат темы: культура, конфликт культур, мораль, нравственность, ценности ; подтвердить результаты теоретического исследования наиболее яркими примерами из истории Европы, т.к. именно ей в большей степени присуща динамика в переоценке нравственных ценностей .

Разрешению выше обозначенных проблем, каждая из которых объединена в смысловой блок-главу, в рамках которой выделена в отдельный параграф, подчинена и структура работы, в основу которой положены следующие стадии теоретического исследования6:

Постановка проблемы.

Построение нового и расширение существующего теоретического базиса, разработка и конкретизация идей и принципов, необходимых для решения поставленной проблемы.

Построение основной теории исследования.

Подтверждение правильности разработанной теории примерами из истории мировых культур.

Исходя из этого исследование делится на четыре главы: I Нравственные ценности как социо-культурный феномен. II. Нравственные ценности и конфликт культур. 6 В.П.Кожевников. Методологические основы культурологии, стр..30.

III. Процесс переоценки нравственных ценностей на уровне индивидуального и общественного сознания.

IV. Изменение ценностных ориентиров на переломных рубежах истории.

Главы сопровождаются введением, заключением и приложениями, а также оглавлением и списком используемой литературы.

Главы I-III носят теоретический, глава IV - прикладной характер.

Исследование проводится методами сравнительно-сопоставительного анализа и описательной реконструкции: от сбора информации через анализ и синтез к индуктивным и дедуктивным заключениям, которые в дальнейшем дают возможность группировать и систематизировать изучаемые явления культуры и общественной жизни, в данном случае нравственные ценности, выявлять и обосновывать присущие им особенности и закономерности.

П.А.Сорокин писал: «Всякая наука начинала с наблюдения и индукции и лишь потом переходила к дедукции... Прежде чем формулировать основной принцип, необходимо его обосновать, дойти до него путем целой лестницы отдельных обобщений, основанных на изучении соответствующих явлений и их причинной зависимости. В противном случае эта норма будет... произвольной,., а общеобязательность нормы и является показателем ее научности и ценности».

В.П.Кожевников пишет, что методология гуманитарных наук - «это всегда синтез нескольких аналитических подходов: генетического, структурно-функционального, факторного, моделирующего и др. К основным методам, которые имеют преимущественное значение для комплексного познания, относится диахронический, синхронический, сравнительно-исторический, метод исторического моделирования, системно-структурный, структурно-функциональный, структурно-синергический, метод исторических ментальностеи, типологический, генетический. К 7 П.А.Сорокин. Принципы и методы современной науки о нравственности./ Этическая мысль. М., 1990, стр.342. дополнительным методам можно отнести классификацию, гипотезу, экстраполяцию, актуализацию и др. Кроме этого используются методы смежных наук: синтетически-социологический, философско-историко-культурологический, филологический, статистический, географический, экономический, психологический и другие.»

Методологическую основу настоящего исследования составляет: принцип философского плюрализма, предусматривающий комплексное изучение подходов к проблеме переоценки нравственных ценностей как многоаспектного явления истории культуры; принцип ценностного детерминизма, объясняющий причинную обусловленность периодичности процессов переоценки нравственных ценностей. метод сравнительного анализа философских, этических, культурологических концепций, выявляющий динамику различных подходов к объекту исследования; системно-структурный метод, позволяющий систематизировать и структурировать наработанный материал; аксиологический метод, способствующий раскрытию природы и сущности нравственных ценностей, места и значения ценностных изменений в истории культуры; сравнительно-исторический метод и метод исторической реконструкции, позволяющие проследить обусловленный историческим развитием характер изменений в составе и содержании комплексов нравственных ценностей.

При этом принимаются во внимание выделенные В.М.Розиным необходимые этапы в использовании культурологических методов: культурологическая проблематизация эмпирического материала (выявление, конструирование, теоретическое осмысление); сопоставление феноменов изучаемой культуры с соответственными феноменами других культур; 8 В.П.Кожевников. Методологические основы культурологии, стр..31-32. описание ведущих культурных структур и парадигм (анализ и синтез характеристик культуры); объяснение тенденций и особенностей, противоречащих основному строю и процессам в культуре.

С целью представить наиболее полную экспозицию идей по изучаемой проблеме в настоящем исследовании реализуется междисциплинарный подход: используются данные истории, философии, аксиологии, социологии, лингвистики, герменевтики и других гуманитарных дисциплин. При исследовании философских, политических и этических воззрений на формирование и изменения комплексов нравственных ценностей в конфликте культур использовался историко-философский подход, предполагавший систематизацию и реконструкцию основных положений.

Решению описательно-реконструктивной задачи способствовал анализ концепций отечественных и зарубежных философов прошлого и современности.

Т.к. проблема переоценки нравственных ценностей является в определенной степени проблемой этической, необходимо отметить, что литературно-философское наследие, касающееся подобных вопросов, чрезвычайно многочисленно и разнообразно как в отечественной, так и в зарубежных культурах. Безусловно, охватить вниманием все труды, где так или иначе затронуты проблемы, связанные с нравственными ценностями, невозможно. Поэтому в настоящей работе использованы литературные и исторические источники, непосредственно затрагивающие вопросы переоценки нравственных ценностей, а также монографии и статьи современных исследователей по этому и сопутствующим вопросам.

В изучении исторических аспектов темы большую роль играют данные сравнительного языкознания и семантический анализ этических категорий, запечатленных в различных памятниках духовной культуры, мифологии, фольклоре. Специальных исследований пока мало. В настоящей работе 9 Там же, стр..27.

13 сделаны ссылки на работу П.Лафарга1 , где проанализирована социально-генетическая природа этических категорий латинского и греческого языков, и Е.Штаерман11, в которой на основе надгробных эпитафий воспроизводятся нравственные ценности беднейших слоев древнеримского общества.

Любопытный материал для реконструкции моральных ценностей представляет художественная литература. Древние мифы и эпос возвеличивали прежде всего могучую физическую силу, храбрость, придающие героям чувство подлинного достоинства и независимость. Тексты средневековых легенд, саг, песен взяты по сборникам «В стране легенд» и «Старшая Эдда».

Безусловно главнейшим литературно-историческим источником, непосредственно затрагивающим вопросы нравственности, является Библия. Она включила в себя самые разнообразные сочинения, созданные еврейским народом в глубокой древности: мифы, предания, трактаты, исторические хроники, романтические повести и т.д., относящиеся к самым разнообразным эпохам, начиная с 12 в. до н.э. (песнь Деборы, вошедшая в книгу Судей) и заканчивая 2 в.н.э., что собственно и отражено в ее названии: «библия» в переводе с греческого значит «книги», «сочинения».

В исторической части работы, посвященной возникновению христианства, делаются ссылки на текст Нового Завета, взятый по изданию Московской Патриархии 1995 года, которое включило в себя все священные книги Библии. Сам по себе Новый Завет - достаточно сложный литературный памятник, в который входят 27 сочинений, приписываемых Матфею, Марку, Луке, Иоанну, Петру, Иуде, Павлу. Они сгруппированы в 5 исторических книг (4 Евангелия и Деяния апостолов), 21 учительскую (7 соборных посланий апостолов и 14 посланий апостола Павла, адресованных отдельным общинам и лицам) и одну пророческую - Апокалипсис или Откровение Иоанна. '"П.Лафарг. Соч., т.З, М., 1931. " Е.М.Штаерман. Мораль и религия угнетенных классов Римской империи. М., 1961.

К историческим источникам могут быть также отнесены «Бхагавад-Гита как она есть» с построчными комментариями индийского исследователя Шри Шриманда А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупады, «Исповедь» Аврелия Августина, Д.Бруно «О героическом энтузиазме», «Об уме» К.-А.Гельвеция, «Басня о пчелах» Б.Мандевиля, «Теория нравственных чувств» А. Смита, «Путь жизни» Л.Н.Толстого, избранные сочинения Николо Макиавелли, Б.Спинозы, Джона Локка, Ж.-Ж. Руссо, Д.Юма, И.Канта, Г.-В.-Ф.Гегеля, Л.А.Фейербаха, К.Маркса и Ф.Энгельса, В.И.Ленина, произведения А.Гитлера «Моя борьба», Ф.Ницше «Антихристианин», О.Шпенглера «Закат Европы», взятые в качестве иллюстраций состояния морали конкретных исторических эпох. Для характеристики нравственных ценностей советского периода используются материалы из сборника «Партийная этика: документы и материалы дискуссии 20-х годов».

Своеобразной квинтэссенцией мировой мудрости являются сборники цитат и изречений величайших мыслителей «Интеллектуальные крылья» с комментариями П.С.Таранова и «Разум сердца».

Методология исследования выбрана на основе коллективной монографии «Методология этических исследований», книги В.П.Кожевникова «Методологические основы культурологии», а также статей А.В.Дахина «К вопросу о методологии разработки курса культурологии» и Б.Г.Могильницкого «Историческая альтернативность: методологический аспект».

Другое направление этической науки связано с описанием исторических структур морального сознания как целостного отражения общественных отношений соответствующих культурно-исторических типов. Например, А.И.Титаренко были разработаны критерии выявления доминирующих элементов конкретно-исторических типов морального сознания, образующие специфические, обладающие качественным своеобразием, структуры. Ключевыми, по мнению автора, являются следующие показатели: ценностная ориентация, понимаемая как общая императивно-оценочная

15 направленность, общий трафарет моральной оценки, обусловливающий иерархию ценностей, исходная нравственная позиция личности, ее специальная обусловленность и субъективное осмысление.

Кроме того диссертантом используется монография Р.Г.Апресяна «Идея морали и базовые нормативно-этические программы», в которой дан анализ альтруистической, гедонистической, альтруистической и перфекционистской императивно-ценностных систем, и монография А.П.Скрипника «Моральное зло в истории этики и культуры», где охарактеризованы исторические типы проявлений имморализма.

Анализу характера и роли ценностей в общей структуре морали посвящена книга Дж.Мура «Принципы этики», в которой излагается оригинальный взгляд автора на проблематику всей этической науки.

Взаимодействие морали с другими общественными структурами рассмотрено в работах С.Н.Булгакова «Христианский социализм», Б.Кроче «О так называемых суждениях ценности», а также Л.Н.Митрохина «Философия религии».

О нравственных проблемах личности, необходимости изучения ее как отдельной ценности как в социальном, так и в историческом аспектах писали А.Камю («Бунтующий человек»), Э.Фромм («Душа человека»), П.Наторп («Философская пропедевтика»), А Шопенгауэр («Мир как воля и представление»).

Проблемам формирования общественно необходимых типов личности посвящены работы современных отечественных исследователей С.Ф.Анисимова «Мораль и поведение», коллективная монография «Личность: этические проблемы», З.П.Морохоевой «Личность в культурах Востока и Запада», Л.П.Скворцова «Культура самопознания. Человек в поисках истины своего бытия», К.А.Шварцман «Философия воспитания». Природа, закономерности и особенности социальных, в том числе и культурных конфликтов раскрыты в курсах лекций С.В.Соколова 12 А.И.Титаренко. Структура нравственного сознания. Опыт историко-философского исследования.М., 1974. «Социальная конфликтология» и А.Г.Здравомыслова «Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса».

Анализу социальных процессов, так или иначе затрагивающих сферу морали и нравственности посвящены исследования Л.А.Зеленова "Принципы организации социума", М.Ф.Антонова «Ложные маяки и вечные истины», А.В.Дахина и В.А.Щурова «Апокалипсис технического объекта», Б.С.Ерасова «Социальная культурология», А.С.Панарина «Философия политики», коллективная монография «Структура морали и личности», работы А.К.Уледова «Духовное обновление общества» и «Структура общественного сознания», Ю.В.Яковца «У истоков новой цивилизации».

Исторический и культурологический аспект проблемы нравственных ценностей затрагивается в монографиях И.Р.Григулевича «Инквизиция», В.Зомбарта «Буржуа», Г.Л.Курбатова, Э.Д.Фролова и И.Я.Фроянова «Христианство: Античность, Византия, Древняя Русь», В.Г.Иванова «История этики средних веков», «Из истории Античности: межвузовский сборник», Д.Мельникова и Л.Черной «Империя смерти», В.С.Поликарпова «Лекции по культурологии», сборнике «Звезда и свастики: большевизм и русский фашизм».

Изучению особенностей русской культуры, их историческому анализу и философскому осмыслению посвящены работы В.П.Кожевникова «Концепция русской культуры», «Ментальность российской цивилизации: история и методология исследования. Проблемный спецкурс», «Модель русской культуры. Курс лекций», «Теория русской культуры. Проблемные лекции».

О деятельности и роли отдельных личностей в истории говорится в работах Ю.Боргоша «Фома Аквинский», Б.Э.Быховского «Сигер Брабанский» и Г.В.Шевкиной «Сигер Брабанский и парижский аверроисты XII века», А.В.Меня «Сын человеческий», Г.Раушнинга «Говорит Гитлер. Зверь из бездны», М.А.Юсима «Этика Макиавелли», А.А.Гусейнова и Г.Иррлитца «Краткая история этики», Б.В.Маркова «Философская

17 антропология. Очерки истории и теории», «История современной зарубежной философии: компаративистский подход», А.П.Скрипника «Категорический императив Иммануила Канта».

Для ознакомления с общепринятыми тенденциями и подходами к обозначенной проблематике исследования использованы учебные издания по соответствующим научным дисциплинам: Л.М.Архангельский «Марксистская этика: предмет, структура, основные направления», А.А.Гусейнов «Введение в этику», Л.А.Зеленов, А.В.Дахин, Ю.В.Ананьев, В.А.Кутырев «Культурология», А.Г.Ионин «Социология культуры», А.С.Кармин «Основы культурологии: морфология культуры», «Марксистская этика: учебное пособие», - а также необходимые справочные издания: «Краткий словарь по этике», «Словарь по этике», Словарь иностранных слов, «Словарь русского языка» С.И.Ожегова, Энциклопедический социологический словарь.

Кроме этого в настоящей работе делаются ссылки на ряд научных, публицистических и художественных статей, опубликованных в последние годы в различных сборниках и периодических изданиях.

Научная новизна исследования определяется решением поставленных диссертантом задач и заключается в том, что впервые в современной научно-исследовательской литературе представлена попытка целостного исследования, концептуальной систематизации, проблемно-критического анализа исторического аспекта особенностей и закономерностей процесса формирования, развития, взаимовлияния комплексов нравственных ценностей и влияния изменений в их составе и содержании вследствие конфликта культур на саму культуру и ход исторического развития в целом. Результаты исследования обобщены и наглядно отображены в ряде таблиц и рисунков, приведенных в приложениях к тексту диссертации.

Конкретные исследовательские результаты состоят в следующем: конкретизированы и охарактеризованы функции нравственных ценностей; понятие комплекса нравственных ценностей впервые раскрыто в качестве определяющей характеристики культуры; определены и подробно описаны религиозный, национальный, социально-экономический и общественно-политический факторы формирования комплексов нравственных ценностей, исследована степень влияния каждого фактора на формирование комплекса нравственных ценностей ряда культур; проанализирован процесс стихийного и целенаправленного формирования, дальнейшего становления и специфика переоценки нравственных ценностей вследствие конфликта культур на уровне индивидуального сознания; охарактеризованы обозначенные Ф.Боком способы разрешения такого конфликта: геттоизация, ассимиляция, колонизация, культурный обмен; более подробно объяснены различия в динамике ценностных изменений культур Востока и Запада; определены основные направления ценностных изменений в общественном сознании: пересмотр идеалов, пересмотр ценности человека, взаимоотношений в обществе, перспектив и стратегий общественного развития, отношения к другим культурам; охарактеризованы причины возникновения и способы разрешения конфликта культур, указано место морального конфликта в конфликте культур; исследован элемент циклизма, присущий динамике переоценки нравственных ценностей, указано на возможность использования выявленных в результате этого исследования закономерностей для прогнозирования и корректировки моральной ситуации в современном обществе; проанализирован характер и закономерности ценностных изменений в ходе анализа исторического развития в культурах Западной Европы, выявленная картина полностью подтверждает результаты теоретического исследования;

19 в ходе исследования впервые осуществлена реконструкция и концептуальная систематизация эволюции философских воззрений отечественных и зарубежных мыслителей прошлого и современности на нравственные ценности и процесс их переоценки в результате конфликта культур.

Исследовательские результаты систематизированы и кратко изложены в ряде рисунков и таблиц, приводимых в приложениях к тексту диссертации.

Результаты работы могут использоваться при дальнейшем исследовании объектов и процессов нравственной сферы индивида и общества, динамики переоценки нравственных ценностей, изучении закономерностей формирования, развития и функционирования комплексов нравственных ценностей в конфликте культур. Отдельные положения работы могут быть включены в курс преподавания гуманитарных дисциплин в средней и высшей школах, в общие курсы истории и теории культуры, философии, этики, спецкурсов для студентов и аспирантов.

Выявленные в ходе исследования закономерности могут также иметь социально-практическое применение при разработке местных, региональных или правительственных программ в социальной, образовательной, воспитательной сферах для прогнозирования и корректировки общественной морали, которые могут проводиться в соответствии с новой концепцией национальной безопасности.

Похожие диссертации на Нравственные ценности в конфликте культур