Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Музыкальное образование как структурообразующий компонент современной культурной политики Козьменко Ольга Петровна

Музыкальное образование как структурообразующий компонент современной культурной политики
<
Музыкальное образование как структурообразующий компонент современной культурной политики Музыкальное образование как структурообразующий компонент современной культурной политики Музыкальное образование как структурообразующий компонент современной культурной политики Музыкальное образование как структурообразующий компонент современной культурной политики Музыкальное образование как структурообразующий компонент современной культурной политики Музыкальное образование как структурообразующий компонент современной культурной политики Музыкальное образование как структурообразующий компонент современной культурной политики Музыкальное образование как структурообразующий компонент современной культурной политики Музыкальное образование как структурообразующий компонент современной культурной политики
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Козьменко Ольга Петровна. Музыкальное образование как структурообразующий компонент современной культурной политики : Дис. ... д-ра культурологических наук : 24.00.01 : Москва, 2004 357 c. РГБ ОД, 71:05-24/7

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 23-96

1. Методология культурного анализа проблем современного музыкального образования 23-37

2. Преемственность, традиции и новации в российской музыкальной культуре 38-77

3. Историко-культурные основы музыкального образования в России 77-96

ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 97-232

1. Музыкальное образование как культурологический фактор формирования личности 96-116

2. Культурологическая направленность подготовки музыкальных кадров 116-146

3. Воспитательнаяфункция музыкального образования 146-233

ГЛАВА III. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ КУЛЬТУРЫ 234-328

1. Государственные образовательные стандарты как аккумуляторы теоретических и прикладных аспектов современной культурной политики 234-298

2. Образовательные технологии - системо-образующий элемент кадровой политики в культуре: опыт и проблемы 298-312

3. Компьютерные технологии в подготовке музыкальных кадров 312-328

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 329-338

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ... 339-357

Введение к работе

Актуальность темы. Рост значимости духовного и нравственного обновления России в начале XXI в. связан с глубокими модернизационны-ми преобразованиями всех сфер жизнедеятельности общества, вызвавшими кризис устаревших норм и традиций, необходимость преодоления морального нигилизма, возрождения и развития системы ценностей, адекватных вызовам противоречивой эпохи глобализации и индивидуализации.

Культура как сложноорганизованная система творческой деятельности человека и общества содержит уникальные возможности для обеспечения прогресса во всех областях развития социума и личности индивидуума. Образование, в том числе музыкальное, представляет собой существенно значимый феномен культуры в целом и культурной политики, в частности. Оно позволяет комплексно подходить к решению многообразных задач регулирования и управления культурными процессами, формированием творческих, высокопрофессиональных кадров, превращения культурной составляющей социального процесса в устойчивый фактор функционирования общества и его продвижения вперед. В этом плане объективно возрастают роль и значение всех компонентов культурной политики.

Существует несколько определений культурной политики. А. Флиер рассматривает ее как комплекс мер по искусственному регулированию тенденций развития духовно-ценностных аспектов общественного бытия1, А. Алексеев - как определенную линию поведения и действий субъекта, который имеет возможность на что-то влиять . Одним из важных и актуальных представляется определение культурной политики как деятельности, связанной с формированием и согласованием социальных механизмов

и условий культурной активности как населения в целом, так и всех его групп, ориентированных на развитие творческих, культурных и досуговых потребностей .

Ни один феномен культуры не является монофункциональным, что относится и к музыкальному образованию. Оно несет в себе целый комплекс различных социальных функций, представляет собой совокупность различных смыслов и содержаний. С этим связаны особая сложность управления в области культуры, в том числе в подготовке кадров, в частности, музыкальных, и необходимость многоуровневого подхода к регуляции социокультурных процессов.

Таким образом, музыкальное образование как структурный элемент государственной культурной политики нацелено на стимулирование социально-приемлемых и предпочитаемых духовно-ценностных и социально-нормативных проявлений человека, содержания и форм его общественного и индивидуального бытия.

В рамках общей культурной политики России система музыкального образования призвана реализовать такие приоритетные цели, как:

- всестороннее развитие социально-культурных ценностных ориентации человека и общества, творческая интеграция исторического опыта и национального культурного наследия;

- помощь молодежи в становлении форм духовного самоопределения и самовыражения, социокультурного сознания, адекватных новым условиям образа жизни и изменению картины мира;

- всемерное развитие духовно-ценностного компонента как фундаментальной основы социального бытия;

- приобщение молодежи к знанию и интересу, ко всему многообразию культур человечества, воспитание толерантности;

- обеспечение высокопрофессионального качества деятельности будущих специалистов, основанного на глубинной взаимосвязи знаний и ценностей культуры.

Все сферы функционирования культуры, в т.ч. система специальных образовательных и иных учреждений, в своей деятельности должны основываться на базовых принципах культурной политики, среди которых:

- органическая включенность в основное направление и содержание объективных процессов развития общества;

- активная роль культуропроизводящих институтов как объектов и субъектов культурной политики;

- учет самоорганизующейся и саморазвивающейся роли общества как субъекта культурной политики, где профессиональные структуры и учреждения служат регулятором, задают образы движения;

- постепенный характер воздействия на общество, что делает образование важнейшим фактором формирования иерархии социокультурных запросов общества в целом;

- гетерогенный смысл российской культуры, делающий необходимым акцент на проблеме национального своеобразия как уникальном синтезе черт и форм, на «симфоническом» содержании поликультурного российского социума;

- учет тенденций эволюции национального культурного наследия и выбор форм культурной модернизации, адекватных требованиям времени, в том числе в сфере подготовки кадров.

Такой подход предъявляет высокие требования как к теоретической работе культурологов, осмысливающих новые параметры целей и задач, так и к разработке и внедрению новых технологий и методов, средств информационного, учебно-методического обеспечения, наукоемкого усложнения характера деятельности и уровня подготовки специалистов.

Освоение художественной культуры как способа социализации индивида вводит его в пространство художественной, творческой деятельности, готовит к специализированно-пространственному бытию, к созидательному участию в функционировании общества.

Культурологическая парадигма исследования феномена художественного образования, в том числе музыкально-педагогического, подразумевает интегративный, типологически-обобщенный подход, соотнесение анализа с широким культурным контекстом жизнедеятельности общества. Это возможно при включении рассматриваемых характеристик в наиболее значимые для избранного феномена, выявление в них доминант становления, развития и функционирования, прямых и опосредованных взаимосвязей с другими подсистемами социокультурного контекста и особенно культурной политики.

Внутренняя связь между элементами художественной среды осуществляется прежде всего художественной критикой и художественным образованием, которое встроено в контекст культурной среды и в то же время играет активную роль в ее формировании и функционировании. Оно существенно определяет динамику взаимодействия различных элементов художественной среды, непосредственно воспроизводит и модифицирует ее базовые составляющие - художника-творца и публику.

В этой связи необходимо уточнить особенности состояния хорового жанра как органического элемента системы художественного образования и культуры в целом.

Хоровой жанр как коренное и ярконациональное явление культуры России сегодня переживает сложные времена. С одной стороны:

- сняты запреты, долгие годы изолировавшие громадную область духовной музыки; сегодня сочинения религиозные и богослужебные издаются, создаются и исполняются, звучат на фестивалях; отечественные хо ровые коллективы с огромным успехом гастролируют за рубежом, получая признание на престижных международных конкурсах;

- хоровые сочинения самых различных жанров записываются на аудиокассеты и компакт-диски, транслируются по радио и телевидению;

- дирижерско-хоровое образование постепенно обретает более самостоятельные и законченные очертания;

- под воздействием изменяющейся действительности хоровое искусство развивается, изменяется и обновляется - созданы новые замечательные сочинения, появляются новые формы хорового исполнения, формируются новые, синтетические по своей сути жанры.

С другой стороны, духовная музыка стала общедоступна для исполнения многим хоровым коллективам, которые ни по уровню мастерства, ни по степени профессиональной подготовки не соответствуют сути исполняемой музыки, что способствует пестроте и отсутствию единой концепции сохранения и развития вокального духовного наследия;

- большое количество специалистов в области хорового искусства России, в отличие от своих зарубежных коллег, не имеет своего печатного органа, где бы ставились и обсуждались многие насущные проблемы, распространялась информация о новых сочинениях, интересных концертных программах, тенденциях развития хорового искусства, материалы по истории и теории хоровой культуры, монографические очерки, письма , воспоминания и т.д.;

- нечастые иностранные инвестиции (гастроли, записи, частные антрепризы), значительно улучшающие материальное положение хоров, нередко приводят к существенному крену, а подчас и к нонсенсам в репертуарной политике, что существенно влияет на естественное движение отечественной культуры; открывающиеся ныне возможности широкого международного сотрудничества и, прежде всего, участие коллективов в международных фес тивалях (при отсутствии планомерной государственной поддержки) приводят к тому, что отечественное искусство представляют не всегда лучшие хоры, а те, кто «порасторопней» по части привлечения спонсорских средств;

- объем и качество трансляции хоровых программ несоизмеримы с лавиной звучащих по радио и с телеэкранов профессионально сделанных шоу-программ, не говоря уже о том, что и в этих немногих, как правило, не учитывается поэтика хоровой музыки, специфика ее звучания и показа, что наносит существенный урон ее популярности;

- дирижерско-хоровое образование России, при всех своих впечатляющих достижениях, пока еще далеко от совершенства: малое количество монографий и обобщающих трудов по теории и практике отечественной и зарубежной хоровой культуры XX в., центрах и коллективах «русского зарубежья», а многое из того, что было - издано столь малым тиражом, что в среде специалистов давно уже превратилось в библиографическую редкость.

Итак, современное отечественное хоровое искусство, как и всякий развивающийся организм, выдвигает многие творческие проблемы, по-новому расставляет акценты в уже существовавших ранее.

Как и вся современная культура, современное хоровое искусство универсально, оно едино и многообразно. Существование в нем множества отдельных субкультур (академическая, фольклорная, церковная, камерная и проч.) с особой актуальностью ставит сегодня проблему целостности (хоровой культуры в целом, профессиональной деятельности, системы образования, личности и т.д.) и проблему коммуникации (в фере распространения, образования, в системе средств массовых коммуникаций - звукозапись, радио, телевидение; проблему языка общения и понимания текстов хоровых произведений). Причем в каждой из этих сфер формируется свой круг проблем и аспектов рассмотрения, отсюда связанность отдельных

блоков проблем с определенными сферами хоровой культуры - с соответствующими предметами изучения:

- проблемы культурного наследия, освоения и интерпретации значительно расширяющегося репертуара;

- проблемы совершенствования дирижерско-хорового образования;

- проблемы изучения поэтики вокально-хоровых жанров, их адаптации в новых условиях, прежде всего в сфере средств массовых коммуникаций (далее - СМК);

- проблемы формирования новых жанров (места жанров) и предпосылки для этого в новых условиях бытования, сближения жанровых сфер и диалога различных культур.

Курс на переориентацию социально-экономических устоев общества поставил вопрос о расширении и укреплении творческих начал во всех сферах общественной жизни. Эта задача выдвигается в ряд наиболее актуальных и перспективных, ей придается особый практический смысл и требуется новый уровень ее теоретического осмысления.

Развивающийся рынок труда требует так организовать подготовку специалиста, чтобы он был способен творчески решать поставленные перед ним задачи. Это требование обусловливает повышение воспитательных и обучающих функций средней и высшей профессиональной школы, так как истоки сформированности творческих качеств личности лежат, в основном, в системе профессионального образования.

Сегодня мы испытываем острую потребность как в новых педагогических идеях, так и в новаторской практике. Высшей школе России XXI в. предстоит обеспечивать более качественную подготовку специалистов на опережающем уровне, а это предполагает формирование нового типа социальных, профессионально-трудовых и психолого-педагогических качеств будущего творческого потенциала музыканта, музыкального руководителя. Поэтому в ряд проблем, связанных с повышением эффективности

подготовки специалиста, как наиболее важная встает ориентация будущего музыкального руководителя на творческое освоение профессии.

Но творческое отношение к профессии не может возникнуть само по себе. Оно формируется соответствующим стилем воспитания, обучения, реализация которого тесным образом связана, в первую очередь, с творческим ростом личности. Музыкальное образование способствует становлению личности как субъекта культуры, интеграции образования в культуру и, наоборот, развитию культурной идентификации в процессе обучения и воспитания, использованию новых методик и технологий, создающих условия для эффективной подготовки кадров в сфере культуры.

Степень разработанности темы. При очевидной актуальности проблемы культурологического анализа роли музыкального образования в системе культурной политики современной России, она в настоящее время изучена явно недостаточно. Культурологических исследований, специально посвященных музыкальному образованию как интегративному социокультурному феномену, тенденциям и принципам его развития и совершенствования, нет.

Первостепенное теоретико-методологическое значение для разработки темы имеют работы общекультурологического характера, дающие выход на специфику анализа отдельных феноменов культуры, в том числе художественного образования. Используя идеи и методологические положения И. Гердера об органической целостности национальной культуры, Ф. Шиллера — об эстетическом становлении человека и преодолении при этом его отчуждения от своей социокультурной сущности, В. Виндельбан-да и Г. Риккерта — о ценностях, Э. Кассирера — о системе и принципах изучения культуры и других, автором выявлена значимость ценностных ориентации и норм музыкальной культуры.

Современные исследования А.И. Арнольдова, П.С. Гуревича, Б.С. Ерасова, СМ. Иконниковой, М.С. Кагана, М.М. Кагана, В.М. Кургу зова, Э.С. Маркаряна, В.М. Межуева, К.Э. Разлогова и др.4 также содержат общетеоретические подходы к рассмотрению структуры закономерностей функционирования культуры, изменений в развитии художественной среды в целом.

Теоретические основы исследования закладывали многие отечественные философы, культурологи, психологи, педагоги-практики, историки. Так, проблема становления культурной сущности человека рассматривалась Н.А. Бердяевым, Н.О. Лосским, П.А. Флоренским, М.М. Бахтиным5, которые видели в ней системообразующий компонент целостности личности. Не менее важны труды представителей семиотического направления и философов феноменолого-герменевтической традиции: Ю.М. Лотмана, Э. Кассирера, Р. Барта, В. Дильтея, М. Хайдеггера, Э. Гуссерля и др.6.

Работы Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильина, СМ. Соловейчика, ряда современных педагогов направлены на возвышение и эффективную реализацию культурологического потенциала образования в целях его гуманизации, а также разработку перспективных образовательных технологий на уровне новых требований.

Как в нашей стране, так и за рубежом проблема формирования творческих способностей у студентов постоянно привлекает внимание пред ставителей различных отраслей знаний, многих исследовательских коллективов. Однако, к сожалению, количество исследователей творчества молодежи, особенно вопросов ориентации на творческое освоение профессии как в нашей стране, так и за рубежом все еще довольно незначительно. Тем не менее научный анализ работы по формированию творческих способностей у молодежи к созданию и стимулированию творческой направленности личности обучающегося музыке характерен для трудов О.А. Апраксиной, Т.П. Артемьевой, Б.В. Асафьева, С.Н. Бирюкова, Ф.Д. Брянской, П.Ф. Вейса, Н.А. Ветлугиной, Е.В. Давыдовой, М.Т. Картавцевой, В.Н. Мяси-щева, К.В. Тарасовой, Б.М. Теплова, Б.И. Шеломова и мн. др.

Исследователи отмечают, что музыкальная подготовка подрастающего поколения - неотъемлемая часть его не только профессионального, но и эстетического воспитания. Процесс эстетического воспитания молодежи представляет собой организацию и осуществление ее разносторонне направленной, эстетической по характеру и содержанию творческой деятельности, целенаправленное воздействие педагога на личность молодого человека в ходе обучения, внеучебной деятельности и общения. Так, в трудах известных деятелей музыкального образования и воспитания Ю.Б. Алиева, Л.Г. Арчажниковой, Н.А. Ветлугиной, Д.Б. Кабалевского, Л.А. Ра-пацкой, М.А. Румер, Г.М. Цыпина, В.Н. Шацкой и др. освещаются вопросы содержания методов и организации музыкально-эстетического воспитания и образования студенческой молодежи.

В нашем исследовании мы опирались также на труды психологов по вопросам взаимосвязи свойств психики человека и его творческой деятельности, о механизме творчества как единстве продуктивных и репродуктивных сторон мыслительной деятельности (В.И. Андреев, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Н. Лук, В.Ф. Овчинников, ЯЛ. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.).

Объемная и разноплановая литература, изученная с целью установления степени и состояния изученности избранной темы, позволила сделать вывод: феномен музыкального и музыкально-педагогического образования в контексте современной культурной политики, с точки зрения ее принципиальной роли в устойчивом развитии общества и успешной модернизации России в XXI в., практически не исследован.

Большую научно-исследовательскую работу в плане совершенствования подготовки музыкально-педагогических кадров ведет профессорско-преподавательский коллектив Московского государственного Открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова. Его опыт подтверждает, что задачи, стоящие перед российским обществом, определяют и особые требования ко всей образовательной системе. В обязанность педагогов высшей школы в качестве первоочередной входит задача развития проблемно-поискового мышления и самостоятельности в интеллектуально-мировоззренческом совершенствовании студентов, обогащения творческого компонента личности каждого из них.

Опыт работы и проведенные исследования убеждают нас в том, что совершенствование формирования музыкально-творческих способностей студентов высшей школы Российской Федерации должно осуществляться путем рационального и действенного использования возможностей учебного процесса. Оно возможно лишь с учетом актуальных межпредметных связей, динамичности и преемственности преподаваемых дисциплин, с осуществлением ярко выраженной профессиональной культурологической направленности обучения.

Итак, актуальность и научная новизна изучения культурологической роли музыкального образования и вопросов ориентации будущих музыкальных работников на творческое освоение профессии определяется как научными, так и практическими обстоятельствами:

? социальным заказом на возвышение роли культуры в целом и развитие творческих способностей личности;

? обогащением социальной и духовно-нравственной миссии всех сфер культурной политики, в том числе и воспитательной функции высшей школы в формировании музыканта, вокалиста, музыкального руководителя как ключевой фигуры совершенствования всей системы музыкального образования и воспитания в вузах России;

? существующим противоречием между потребностями практики и недостаточной разработанностью теории и основ управления творческим развитием деятелей культуры, в частности, музыкальных работников;

? недостаточной изученностью культурологических, педагогических и психологических механизмов развития творческой личности средствами музыкального искусства и т.д.

Цель исследования - разработать и апробировать целостную культурологическую концепцию и научно-методическую систему развития музыкального образования с ориентацией на качественное и творческое освоение профессии на опыте педагогических вузов.

Объект исследования - процесс профессиональной вокально-хоровой подготовки будущих учителей музыки в системе педагогического образования.

Предмет исследования - культурологические условия эффективности творческого освоения профессии как составной части данного процесса.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что музыкальное образование как структурообразующий компонент современной культурной политики может обеспечить цели и задачи ориентации студентов на творческое освоение профессии, подготовку музыкально-педагогических кадров на высоком уровне, если:

? образовательный процесс, весь учебно-методический арсенал органически включен в общий контекст задач модернизации культурной политики и возвышения роли культуры как важнейшего фактора устойчивого развития общества;

? оперативно определяются и рекомендуются студентам перспективные источники творческого освоения избранной ими педагогической профессии;

? в образовательно-воспитательный процесс включаются движущие силы обогащения педагогико-методического арсенала будущих специалистов;

? выявляются и обоснованно снимаются существующие противоречия в деле развития творческой сферы личности каждого обучаемого;

? создается и приводится в действие комплекс педагогических условий для творческого освоения профессии будущими руководителями по музыкально-эстетическому воспитанию подрастающего поколения;

? применяется совокупность ситуативно уместных и педагогически оправданных рациональных методических приемов ориентации студентов на творческое освоение профессии.

В ходе научного поиска решались следующие задачи:

• выявить культурологическое значение музыкального образования как структурообразующего компонента современной культурной политики в контексте задач современной модернизации России;

• исследовать состояние и развитие высшего профессионального вокально-хорового образования на современном этапе развития культуры российского общества;

• изучить основные направления учебно-методической работы на музыкально-педагогических факультетах вузов России;

• определить уровень использования информационных технологий в обучении будущих специалистов вокально-хоровой направленности;

• проанализировать государственные образовательные стандарты как аккумуляторы современной вокально-хоровой подготовки будущих учителей музыки;

• показать духовно-нравственную функцию музыкального образования в связи с возвышением роли культуры как фактора устойчивого развития общества.

Исследование опирается на комплекс разнообразных источников, позволяющих в совокупности на основе их научного анализа, сопоставления и синтеза сформировать целостное, объективное и всестороннее представление по проблеме культурологической сущности значения, способов и направлений развития музыкального образования.

В частности, нормативные документы министерств и ведомств культуры и образования, центральных и местных органов власти представляют собой правовое основание и обеспечивают регламентацию государственной культурной политики, в том числе в сфере музыкального образования.

Важный и разносторонний материал содержат периодические издания, прямо или косвенно освещающие те или иные аспекты избранной темы. Среди них журналы и газеты «Музыкальная жизнь», «Художественное образование», «Культура», «Вопросы философии» и др. В них освещаются конкретные, социально-психологические и обобщенные культурологические сведения, идеи и выводы, полезные для изучения выдвинутых вопросов.

Не менее представительными с концептуальной и фактологической стороны являются работы видных деятелей культуры в целом, и музыкального образования в том числе - М. М. Баренбойма, Д.Б. Кабалевского, М. Мазеля, А. Алексеева, И. Кондакова, Ю. Лотмана и др.

В работе также использованы мемуары деятелей культуры, позволяющие судить о степени преемственности и разрывов в эволюции музыкального образования.

Важнейшую группу источников составили материалы прикладных исследований и экспериментов автора, содержащие уникальные данные о динамике и эффективности использования тех или иных способов организации управления процессом музыкального образования и частных методик его совершенствования.

Методологическую и теоретическую основу проведенного исследования составили общетеоретические положения, выдвинутые философами, культурологами, педагогами, историками, о фундаментальных принципах функционирования культуры, а также базовые принципы объективности, системности и комплексности и положения о движущей силе противоречий в общеличностном и профессиональном становлении молодежи, о специфике познавательно-творческой деятельности будущего педагога и ее значении для развития духовно-нравственного потенциала общества и самого человека, о сущности и особенностях общего, профессионально-педагогического и музыкально-творческого развития личности студента.

В качестве ведущих методов исследования взяты культурологический, проблемно-логический, системный, сравнительный, семиотический. Их сочетание и использование при решении определенных задач изучения избранной темы позволил и получить наиболее конкретные результаты, сделать обобщающие выводы и предложения.

Для решения поставленных в исследовании задач были использованы также и другие методы: эмпирические - изучение литературы по теме исследования, целенаправленный анализ содержания соответствующих нормативных и инструктивно-методических документов, осмысление официальной документации, педагогическое наблюдение, опросы, анкетирование, тестирование, рейтинг, изучение и обобщение опыта, беседы, интервью; теоретические - моделирование, сравнение, классификация, обобщение, абстрагирование, аналогия, синтез, интегрирование, система тизация, анализ. Базой эмпирического исследования явились педагогические вузы.

Исследование осуществлялось в три этапа.

На первом этапе изучались общетеоретическая литература и опыт работы преподавателей музыкальных дисциплин на музыкально-педагогических факультетах, а также образовательно-воспитательная деятельность среди музыкально-творческой студенческой молодежи. Проводился констатирующий эксперимент. На этой основе была произведена постановка проблемы и формировались основные положения исследования, разрабатывались формы, методы и содержание работы, способствующие повышению эффективности процесса формирования ориентации будущих учителей музыки на творческое освоение профессии.

На втором этапе осуществлялось изучение научно-методической литературы, велся планомерный поиск оптимальных совокупностей рациональных приемов и педагогических условий эффективной ориентации юношей и девушек на творческое освоение профессии. Выявлялась структура процесса ориентации будущих учителей музыки на творческое освоение профессии. Исследовалась сориентированность завтрашних специалистов по вокально-хоровому и эстетическому воспитанию студентов на творческое освоение профессии как социально-педагогически значимое качество личности.

На третьем этапе изучалась и оценивалась эффективность предложенной системы формирования ориентации студентов на творческое освоение профессии, подготавливалась необходимая документация. В ходе проверочного эксперимента, наряду с апробацией и корректировкой педагогических условий формирования у студентов музпедфаков потребности повышения результативности творческого освоения профессии, осуществлялся анализ и сопоставление полученных данных об уровне соответствующих способностей студентов из экспериментальной и контрольной

групп. Это позволило подтвердить и уточнить выводы о тенденциях и особенностях формирования у студентов педвузов потребности к творческому освоению профессии, а также наметить эффективные меры по совершенствованию системы музыкально-эстетической подготовки будущих учителей музыки.

Экспериментальной базой исследования был музпедфак МГОПУ им. М. Шолохова, где автор являлась доцентом кафедры хорового дирижирования.

Достоверность результатов исследования подтверждается использованием комплекса методов, адекватных цели, задачам и логике исследования; результатами тридцатипятилетней личной преподавательской деятельности в музыкальных учебных заведениях и ее анализа; многолетней опытной проверкой разных методик обучения творческому освоению профессии в вышеназванном учебном заведении.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что в нем впервые:

• использован культурологический подход к исследованию феномена музыкального образования в системе современной культурной политики, с точки зрения его значения в формировании целостного и эффективно функционирующего поликультурного пространства России;

• обоснованы культурологические функции и технологии образовательного процесса как ключевого звена в гуманизации социокультурного развития общества на примере музыкально-педагогической подготовки кадров;

осуществлено изучение вокально-хоровой подготовки будущих учителей музыки в системе университетского педагогического образования; • раскрыты психолого-педагогические условия реализации процесса ориентации студентов музпедфака на творческое освоение профессии;

• выявлены основные направления учебно-методической работы на музыкально-педагогических факультетах;

• обозначены и охарактеризованы формы воспитательной деятельности будущих учителей музыки;

• выявлены и обоснованы культурологические факторы и рациональные методические приемы ориентации обучающихся на нетривиальное и многоуровневое творческое овладение существом избранной профессии;

• выработаны рекомендации предложения по совершенствованию музыкального образования в системе современной культурной политики.

Практическая значимость результатов проведенного исследования состоит:

• в выявлении критериальных характеристик сориентированности будущих учителей музыки на творческое саморазвитие и разработке на их основе методов диагностирования наличного индивидуального уровня сформированности у студентов основных компонентов креативности;

• в определении эмпирических показателей сориентированности обучающихся на творческое освоение эффективных методик общего и музыкально-эстетического развития студенческой молодежи;

• в составлении методических рекомендаций, которые оправдывают себя на музыкально-педагогических факультетах педагогических учебных заведений.

На защиту выносятся следующие положения:

• комплекс мер по подготовке музыкально-педагогических кадров в современной России является неотъемлемой частью системы культурной политики и должен быть адекватен основным ориентирам и приоритетам культурного развития общества в XXI в., связанным с опорой на личность и творчество, культурную многоукладность, сохранение культурного наследия, безопасность и устойчивость социокультурного прогресса;

• процесс творческого освоения профессии будущими учителями музыки на академических и внеаудиторных занятиях, в досуговои жизнедеятельности педуниверситета есть психологический феномен, характеризующийся реальным, целенаправленным и последовательным развертыванием потребности индивида интенсифицировать собственную работу по овладению доступными высотами педагогического профессионализма посредством использования рекомендуемых преподавателями вузов способов нетрадиционного, творческого по своей сути познания механизмов эффективного наставнического музыкально-эстетического воздействия на студенческую молодежь;

• условия совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей музыки в педвузе формируются за счет расширения сферы нетрадиционного по характеру творческого освоения личностью избранной педагогической профессии и специальности;

• определение и научное обоснование максимального для местных условий круга источников творческого освоения личностью профессией и приемлемого в конкретных учебно-воспитательных ситуациях набора движущих сил связанных с устремлением потенциальных музыкальных руководителей самых разнообразных учреждений к высокопродуктивному творческому освоению «секретов» своей профессии;

• методическая целостность мер образовательного процесса есть совокупность рациональных преподавательских приемов, объективных и субъективных условий, способствующих оптимальной ориентации личности на совершенствование образовательно-воспитательного мастерства и творческое освоение избранной профессии.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись в ходе выступлений автора на заседаниях кафедры дирижирования МГОПУ; при проведении научно-педагогического эксперимента по совершенствованию подготовки студентов к музыкально-эстетической деятельности за счет целенаправленной и теоретически обоснованной ориентации их на творческое освоение профессии; через представление и обсуждение материалов авторского поиска на многих международных, общероссийских и межвузовских конференциях по проблемам музыкального образования, высшей школы и т.д., а также в опубликованных автором научно-методических трудах. Всего по итогам исследования опубликовано двадцать пять работ, общим объемом 45 п.л.

Структура работы. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.

Методология культурного анализа проблем современного музыкального образования

Методологический и культурологический анализ исследуемой проблемы свидетельствует о том, что мировоззренческий, гуманитарный, общекультурный компонент присутствует во всех проявлениях музыкального мира - сочинении, его воспроизведении, тиражировании и, конечно, восприятии. Метафизически такое присутствие зачастую выражают слова "идеи" или "дух времени". Причем это не только "дух времени", созвучный исторической ситуации создания музыкальной вещи, но и времени ее восприятия и нового переживания сегодня.

В то же время к музыкальному процессу, музыкальному творчеству, музыкальному образованию и действию прямо обращено философское размышление. По замечанию А. Шопенгауэра, музыка есть тайное упражнение в метафизике души, не осознающей того, что она философствует.1 Он также отмечал особую чуткость музыкального творчества к перипетиям взаимоотношений между субъектом и объектом и относил музыку к высшим интуитивно-созерцательным компонентам культуры, имеющим непосредственный контакт с «мировой волей». Композитор, считал он, раскрывает сокровеннейшее существо мира и высказывает глубочайшую мудрость на языке, которого его разум не понимает: как магнетическая ясновидящая дает разгадки вещей, о которых она наяву не имеет понятия. «Музыка выражает всюду только квинтэссенцию жизни и ее событий... Именно эта исключительно ей свойственная общность, при строжайшей определенности, придает ей то высокое значение, которое она имеет как панацея всех наших страданий.. .».

Культурфилософская антиномия, возникшая в европейской культуре из диалога Р. Вагнера и Ф. Ницше, привела к появлению феномена «новой музыки», рождающейся из духа трагедии и порождающей дух трагедий XX в. Эстетика недавно ушедшего века оказалась «заражена» антиномическими музыкальными интенциями, причем крупнейшие художники во многом разделяли «культ музыки», из которого рождались их собственные творческие новации. Как указывает Е.М. Мелетинский, «и Джойс Джеймс, и Т. Манн в известной мере разделяют культ музыки, восходящий к немецким романтикам и Шопенгауэру и поддержанный философией и поэзией конца века. Музыкальная структура представляет художественную структуру в наиболее "чистом виде", поскольку музыкальное произведение дает возможности для интерпретации самого широкого и разнообразного материала, особенно психологического...».3

В XX - XXI веках "философия музыки" стала результатом глубоких фундаментальных, социальных и культурных сдвигов в жизни Европы и России. Особенно ярко демонстрирует это явление философско-музыкальном творчество Теодора Адорно и Алексея Лосева. В частности, как известно, в музыкальном пространстве воспроизводится ситуация социокультурного события, когда на философско-музыкальной почве «казус Вагнер» постоянно перерастает в свою противоположность — «казус Ницше», обретая выраженные социальные черты. В этом пространстве, например, осуществляются попытки тотального ангажирования музыкантов диктаторскими режимами. Такой ангажемент часто обращается, по верному замечанию Т. Ад орно, в свою противоположность, символом которой является фигура дирижера — «диктатора» человеческих судеб.4

В истории же русской науки именно книга Лосева "Музыка как предмет логики" (1927) явилась первым фундаментальным трудом, который можно было бы считать началом этой отрасли знания. В своем анализе онтологии музыкального эйдоса Лосев постоянно обращается к проблеме интимно-человеческих отношений, поскольку невозможно говорить о диалектике музыкального эйдоса в одном лишь «чистом свете» божественных Чисел. Многочисленные примеры из творчества Л. Бетховена, Р. Вагнера и других композиторов, используемые им, еще больше подчеркивают глубоко личностную доминанту музыки, рождающейся как «вечное творчество — без убыли и томления,., без конца и смерти».5

Для избранной темы исследования важно отметить, что Лосев неоднократно и последовательно проводил мысль о музыке как наилучшей из моделей диалектического становления. Музыку нельзя понять и «объять», оперируя чисто логическими определениями и уж во всяком случае определениями «классического типа». Музыкальное творчество для него — высший тип экстатического страдания. Как писал Ницше, «душа, неравнодушная к музыке, страдает от ее судьбы, как от открытой раны».6 И даже размышляя вполне «диалектически», Лосев постоянно, мучительно ищет выход из ситуации «категориальной зависимости» музыкального эйдоса от нашего способа его выражения. Имеется в виду, что существует либо музыка как реальность, не считающаяся с нашими «волнениями», либо наше к ней отношение, искажающее первоначальный Божественный замысел, убивающее первозданность сотворенного. Гибель категорий ума оказывается плодотворной для существования музыки. И трагедия, возможно, рождается из осмысления онтологической необходимости этой «категориальной смерти». Об этом писал и Т. Ад орно: «Благодаря своей абстрактной форме, форме временного искусства ... музыка создает нечто сходное с моделью становления».

Музыкальное образование как культурологический фактор формирования личности

Исследование культурологических аспектов музыкального образования в системе культурной политики следует искать на основе синтеза концептуальных подходов, выраженных накопленным гуманитарным знанием в области философии, социологии, педагогики и собственно культурологии.

Обобщение культурологического опыта имеет своим основанием теорию познания, культуры, где обобщение является одним из важных орудий в процессе познания окружающего мира. Характерная особенность этого процесса, совершаемого путем мышления, состоит в том, что оно дает знание культуры в обобщенном виде, то есть обобщенное знание культуры. В результате обобщения образуются новые понятия -более высокие формы познания культуры, неразрывно связанные с ощущениями и представлениями. Понятия - это знания, к которым приходит исследователь, раскрывая существенные и закономерные связи в изучении любых явлений, в том числе и культурологических.

Обращаясь к проблеме обобщения как к самостоятельной исследовательской процедуре, нельзя не отметить, что современные научные условия для ее решения имеют достаточно глубокие корни и в психологической науке. Так, С.Л. Рубинштейн в фундаментальном труде «Бытие и сознание» отмечал, что возможны две формы обобщения: эмпирическая и теоретическая, раскрывающая закономерные связи. Вторая форма характеризуется тем, что выделяет только существенные свойства: «1) путь к научному обобщению - анализ и дедукция, благо даря чему общие свойства не просто отбираются, но и преобразуются. Произведенное преобразование позволяет выделить и отразить наиболее существенные свойства; 2) обобщение как характеристика уровня теоретического познания основывается на соотношении общего и частного, являющимся коренным вопросом теории обобщения и всей теории познания в целом»1.

В психолого-педагогической науке в связи с проблемой обобщения выделяются две основные группы явлений, с которыми обычно связано это понятие. Если имеется в виду процесс обобщения, то обычно указывается переход от описания свойств одного предмета к их нахождению в целом подобных предметов.

При характеристике результатов обобщения отмечается умение учащегося отвлечься от некоторых частных и варьирующих признаков предмета. При обобщении, с одной стороны, происходит поиск и обозначение словом некоторого инварианта в многообразии предметов и их свойства, с другой - опознание предметов данного многообразия с помощью выделенного инварианта. Обобщая, мы раскрываем общее в единичных предметах и явлениях действительности.

Нетрудно заметить, что и сам процесс получения знаний с помощью обобщения и его результат здесь во многом совпадают с характеристикой эмпирического обобщения.

В познавательной деятельности учащихся также можно выделить два основных вида обобщения — эмпирическое и теоретическое. С. Рубинштейн не только характеризует данные виды, но и доказывает, что они являются двумя различными уровнями процесса обобщения, основанными на двух различных типах мышления. Проанализировав соотношение эмпирического и теоретического уровней обобщения, не обходимо отметить недостатки, слабые стороны эмпирического уровня и показать преимущества теоретического. Так, только на основе теоретического обобщения возможно восхождение от частных, единичных явлений к всеобщности; в этой связи можно вывести определение, что обобщение — это обнаружение взаимосвязи, взаимоотношения общего и единичного. Научное обобщение — это такое обобщение, которое познает сущность, закономерность развития вещей. Общее - это закон, сущность единичных явлений, то есть нечто качественно новое по сравнению с простой суммой признаков отдельных (предметов) вещей.

Методологический подход к обобщению как гносеологической категории отразился на разработке данной проблемы и в педагогической науке. Анализ литературы, посвященной вопросам обобщения педагогического опыта, позволил прийти к выводу о том, что в педагогике уже произошло вычленение обобщения как исследовательской процедуры.

Вот как характеризует научно-теоретическое обобщение педагогического опыта, например, А.С. Батышев: «Обобщение педагогического опыта - это не просто его описание. Оно требует установления определенных закономерных связей из опыта. Это переход от единичного к особенному и общему, переход, требующий осмысления выявленных достижений, извлечение из этого изучения новых методиче-ских идей...» . Очень близка к данному определению позиция В.И. За-гвязинского. Он включил в научно-теоретическое изучение опыта следующие элементы: 1) раскрытие функциональных и причинно-следственных связей между задачами, замыслами, используемыми средствами, способами деятельности педагога и учащихся и ее результатами; 2) выявление объективных связей и закономерностей, лежащих в основе достигнутых результатов, субъективных форм их воплощения, связанных с личностью педагога; 3) научный анализ и истолкование, выявление основной идеи, педагогического замысла, ключа решения проблемы .

Государственные образовательные стандарты как аккумуляторы теоретических и прикладных аспектов современной культурной политики

Процессы демократизации и диверсификации в сфере музыкального образования, начавшиеся в 60-е гг. XX в., нашли свое отражение прежде всего в возникновении разнообразных путей его получения. Если в советский период монополистом в этой сфере была государственная образовательная система, то теперь каждый волен из многообразия возможностей выбирать то, что ему нравится, - государственное или негосударственное образовательное учреждение, индивидуальное обучение у преподавателя. Кроме того, и в государственной системе, и в негосударственных учебных заведениях появился достаточно большой выбор образовательных программ. Возникают многочисленные инновационные учреждения, помимо образовательного процесса ведущие активную научно-исследовательскую работу, решающие экспериментальные задачи, издающие методическую литературу и учебные пособия

Закон «Об образовании» привел государственную систему музыкального образования к глобальным структурным изменениям, связанным с перераспределением функций между ее подсистемами.

Основные управленческие функции, такие как создание и ликвидация, а также финансирование образовательных учреждений, й соответствии с Законом «Об образовании» и вышедшим несколько позже Законом «О местном самоуправлении», перешли от Министерства культуры к органам власти субъектов федерации и местного самоуправления. Все вопросы организации учебного процесса были отданы в компетенцию самих образовательных учреждений.

В результате этих процессов структура государственной системы музыкального образования принципиально изменилась. Если прежде функцию системообразующего элемента выполняла подсистема государственных органов управления культурой во главе с Министерством культуры, то теперь сама эта подсистема рассыпалась на составляющие элементы. Существовавшее ранее вертикальное управление заменяется системой федерального контроля; разработкой на уровне федерации общих требований к содержанию образования, организации образовательного процесса и приему граждан в образовательные учреждения, процедурами лицензирования, государственной регистрации образовательных учреждений, а также государственной аттестации и аккредитации, что можно проследить по данным таблицы 1.

Несмотря на провозглашенное в Законе единство федерального культурного и образовательного пространства, в действительности происходит достаточно заметная автономизация образовательных систем в субъектах федерации. Каждая область, край, либо республика в составе федерации стремятся иметь на своей территории, среди прочих, завершенную систему музыкального образования, включая его высшую ступень. Каждый орган управления культурой субъекта федерации либо муниципального образования выступает в роли системообразующего элемента региональной системы музыкального образования.

Регионализация образовательной системы приводит к изменению структуры государственной системы музыкального образования. При этом новая структура представляет собой совокупность ячеек, каждая из которых является миниатюрной региональной копией государственной системы музыкального образования. Отметим также, что, копируя структуру, региональные системы музыкального образования повторяют и ее основной недостаток - неадекватность взаимодействия с внешней средой, в роли которой выступают органы государственной власти. Вариаций на эту тему - великое множество, и сами эти многочисленные факты могут служить темой для отдельного исследования.

Отсутствие единой государственной стратегии и централизованного управления процессом приводит к тому, что средства государственного и местных бюджетов зачастую расходуются нерационально/Нередко образовательные структуры, призванные вести подготовку музыкантов высшей квалификации, создаются в регионах, не имеющих для этого необходимого кадрового потенциала.

Так, в первые постсоветские годы в регионах возникла тенденция по изменению статуса средних специальных учебных заведений. В основном это касалось учебных заведений, находящихся в ведении субъектов федерации, и было вызвано ослаблением влияния центра. Здесь прослеживаются три основных варианта:

а) преобразование музыкальных училищ в колледжи;

б) объединение музыкальных училищ с училищами культуры;

в) открытие музыкальных и музыкально-педагогических специализаций в училищах культуры.

Первый вариант, как правило, связан с амбициями руководства учебных заведений, а также желанием получить 15%-е увеличение фонда оплаты труда, предусмотренное для колледжей. Практика показала, что такая модернизация не влечет за собой принципиальных существенных изменений в содержании и качестве образовательного процесса.

Проректор Московской консерватории А.Соколов в связи с этим писал в 1993 г.: «Вряд ли кто-нибудь станет ныне спорить с тем, что в отечественной системе музыкального профессионального образования назрели перемены более радикальные, нежели эффектные переименования училищ в Лицеи, а институтов в Университеты или Академии»1.

Второй путь, путь слияния музыкальных училищ и училищ культуры, обычно инициируется местными органами власти в целях экономии средств. Практика слияний получила большое распространение, и география таких преобразований довольно обширна, но положительных результатов с точки зрения качества подготовки специалистов, как отмечалось на методическом совещании в МК РФ в октябре 1998 г., такие преобразования, за редким исключением, не дают.

Похожие диссертации на Музыкальное образование как структурообразующий компонент современной культурной политики