Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Мужское и женское в традиционной и современной культурах Московчук Любовь Сергеевна

Мужское и женское в традиционной и современной культурах
<
Мужское и женское в традиционной и современной культурах Мужское и женское в традиционной и современной культурах Мужское и женское в традиционной и современной культурах Мужское и женское в традиционной и современной культурах Мужское и женское в традиционной и современной культурах Мужское и женское в традиционной и современной культурах Мужское и женское в традиционной и современной культурах Мужское и женское в традиционной и современной культурах Мужское и женское в традиционной и современной культурах
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Московчук Любовь Сергеевна. Мужское и женское в традиционной и современной культурах : диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01.- Санкт-Петербург, 2006.- 166 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-9/604

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Космология пола с. 12

1.1 Единство мужского и женского в сакральном пространстве архаики и его отражение в современном дискурсе

1.2. Русская философия в поисках сущности пола с. 29

Глава 2. Пол как категория социально-культурного анализа с.64

2.1. Новые горизонты «женского сценария»: биологическое предназначение или социальное равенство

2.2. Мужское и женское как идеологический продукт общества с.86

2.3. «Пролетарская» мораль с.97

Глава 3. Сексуальность и тендер с.112

3.1. Психоанализ: пол как сексуальность с.112

3.2 Тендерная проблема в эпоху постмодерна с. 135

Заключение с.152

Список литературы с. 155

Введение к работе

Говоря о современном состоянии России, часто отмечают ряд негативных моментов: при невысоком количестве вновь заключаемых браков не снижается количество разводов, смертность превышает рождаемость, происходит старение нации,- что, по мнению некоторых исследователей, свидетельствует о демографическом кризисе. Решить проблему исключительно экономическими средствами представляется достаточно затруднительным, так как похожие процессы охватывают почти всю Западную Европу, несмотря на устойчивое экономическое развитие этого региона.

Кризис семьи вызван множеством причин и прежде, чем принимать меры по ее спасению, следует разобраться с тем, насколько традиционные представления о мужских и женских добродетелях соответствуют потребностям современного общества и желаниям современного человека.

В этой связи актуальным представляется исследование культуры современного западноевропейского образца и выявление тех ее черт, которые лежат в основе сложной демографической ситуации. Необходимо обратить внимание на взаимоотношения мужского и женского в культуре с точки зрения основополагающих культурных ценностей: материнства, отцовства, семейного очага, любви, которые в совокупности формируют пространство традиционной культуры. Современный человек, воспитанный в духе индивидуализма, утрачивает ответственность за сохранение рода, ставя на первое место комфорт собственного существования, не желая обременять себя традиционными ценностями семейного уклада. Ценности подменяются потребностями: потребность в хорошей работе, зарплате, обеспеченном быте. Современная массовая культура формирует образ человека-потребителя, а не созидателя.

Теоретически возможны два сценария выхода из сложившейся ситуации: первое, это попытаться реактуализировать традиционные ценности, уделяя внимание миру материнства, детства, интимности и тепла; второе - оставить все как есть, склоняясь к пессимистическому исходу: клонирование и зачатие «в пробирке» снимут необходимость различения мужского и женского.

Второй вариант возможен, но он не исключает того, человек исчезнет уже на самом деле, вслед за озвученной постмодернизмом смертью субъекта. В связи с этим представляется важным обратить внимание на возрождение ценностного подхода к мужскому и женскому, существовавшего в рамках традиционной культуры.

Несмотря на кажущуюся очевидность половой дифференциации, до настоящего времени, как это ни парадоксально, не предложено четких критериев различения мужского и женского. В частности различают хромосомный (генетический), эндокринный, генитальный и церебральный (психологический) уровни, но и они могут ие совпадать у одного человека. Таким образом, натуралистически ориентированный дискурс часто оказывается недостаточным без культурно-исторического фундирования. Анализ дискурсивных практик о поле позволяет прояснить его сложную и многомерную структуру.

Состояние научной разработанности темы

Проблема пола занимала особое место в развитии философской мысли. До рубежа XIX-XX веков этот вопрос понимался в рамках эссенциализма: пол дан человеку от природы (Бога) и не отделим от биологических, анатомических различий (Платон, Аристотель, Р. Декарт, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, А. Шопенгауэр и др.). В современных исследованиях этот подход получил развитие в эволюционной теории пола, которую разрабатывает, в частности, В.А. Геодакян. Согласно этой теории, половое деление связано в большей степени не с преимуществами размножения, как принято считать, а представляет собой способ асинхронной эволюции, в которой специализация женского пола заключается в сохранении генетической информации, а мужского - в ее изменении.

Значительное влияние на становление геидериой проблематики оказала неклассическая философия (Ф. Ницше, Г. Маркузе, М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Лакан, П.С. Гуревич, B.C. Библер). В экзистенциальных проектах Ж.П. Сартра и С. де Бовуар отмечалось, что проблема пола обычно решалась в терминах «иное» (женщина) и «самость» (мужчина); женское связывалось с категорией бытия, а мужское - становления. Концепция Бовуар и была направлена на то, чтобы показать необходимость применения экзистенциальной перспективы к женщине: «женщиной не рождаются, ею становятся».

Под влиянием цивилизационных изменений, теоретических и политических дебатов складывается новая тематика, оформляются новые методологические основания ее разработки. Так необходимо вспомнить о теории ролевой социализации, которая рассматривала пол как результат обучения традиционно сложившимся образцам поведения (Т. Парсонс, Р. Бейлс, М. Мид и др.).

С точки зрения социального конструктивизма, пол формируется в процессе социального взаимодействия и общения. Представления о мужском и женском как о базовых социокультурных категориях не только усваиваются и воспроизводятся в контексте социального взаимодействия, но и создаются (К. Уэст, Д. Циммерман).

Перфомативный аспект тендера разрабатывается в работах Дж. Батлер, К. Борнстайн. Пол понимается как образ жизни, как нечто являющееся продуктом манифестации. Биологический и социальный пол оказываются эффектом особой упорядочивающей власти.

В формирование интереса к половой проблематике внесла большой вклад Школа «Анналов». Её основатели (Л. Февр и М. Блок) и видные представители (Ф. Бродель, Ж. Дюби, Э. Леруа Ладюри, Ж. Ле Гофф) сместили акценты исторического исследования, сделав предметом своего интереса «структуры повседневности» (Ф. Бродель), где протекает приватная жизнь людей и в которой проходит жизнь большинства женщин. Исследованиями в этом направлении занимаются Н.Л. Пушкарева, Л.В. Бессмертных, Л.П. Репина и др.

Важное значение в развитии тендерных исследований сыграли работы и исследования этнографов 10. Ю. Карпова, Б. Малиновского, М. Мид, М. В. Тендряковой, Т. Б. Щепанской и др.

Обширный блок литературы составляют исследования, посвященные эросу и сексуальности. Среди основных работ можно назвать «Трансформацию интимности» Э. Гидденса. Сексуальность - аффект, который, с одной стороны, вызывает необходимость контроля, с одной стороны, а с другой стороны является частным делом. Автор раскрывает «эмоциональную» историю и в качестве тенденций последнего времени называет распространение чистых отношений и пластичной сексуальности, связанной в первую очередь с признанием женского опыта, что представляется одним из главных двигателей демократизации. Г. Гачев в своей работе «Русский Эрос» раскрывает национальные образы мира через понятия эроса и сексуальности, показывая своеобразие русской культуры. Исследованию сексуальности посвящены также работы С. И. Голода, И. С. Кона, Дж. Митчелл, Н. Л. Пушкаревой, А. В. Сосновского, В. П. Шестакова и др.

Теорию и методологию тендерных исследований разрабатывают Г. А. Брандт, О. А. Воронина, Е. И. Горошко, Е. А. Здравомыслова, И. А. Жеребкина, И.Л.Коган, А. А. Костикова, А. В. Кирилина, М. М. Малышева, О. В. Рябов, А. А. Темкина, С. А. Ушакин, О. А. Хасбулатова, Е. Р. Ярская-Смирнова и др.

В последнее время особое внимание уделяется развитию так называемых «мужских исследований» (по аналогии с «women's studies» -«женскими исследованиями», в качестве обобщающего труда можно привести четырехтомник «История Женщин на Западе» под ред. Ж. Дюби и

М. Перро), задача которых состоит в концептуализации понятия мужественности. Это направление представляют Д. Гилмор, С. В. Жеребкин, И.С.Кон, Р. Коннелл, А. С. Синельников, С. А. Ушакин, М. Н. Эпштейн и др.

Отдельные аспекты проблемы символизации мужского и женского находят отражение в работах С. Н. Иконниковой, К. Г. Исунова, Б. В. Маркова, О. Ю. Марковой, Н. X. Орловой, Е. Г. Соколова, 10. И. Солонина, Г. Л. Тульчинского, М. С. Уварова и др.

Целью диссертации является философское осмысление пола, задача которого состоит в том, чтобы репрезентировать его культурно и даже идеологически как вид дискурса с соответствующими ему институтами, словарем, ученой традицией, образным рядом.

Анализ дискурсивного пространства пола предполагает постановку и решение следующих конкретных задач:

Обозначить изменения в понимании проблемы пола в истории культурологической и философской мысли;

Систематизировать основные теоретико-методологические концепции;

Выявить достоинства и недостатки существующих концепций;

Показать потенциал ценностей традиционной культуры с точки зрения их вхождения в пространство современности и предложить рекомендации культурно-антропологического характера по преодолению современного кризиса семьи.

Объект исследования

Взаимосвязь и различия мужского и женского начал в истории и теории европейской культуры.

Предмет исследования

Философское осмысление дискурсов о мужском и женском в традиционной и современной культуре.

Теоретическую и методологическую базу диссертационной работы составляют исследования отечественных и зарубежных философов и культурологов. В работе используется комплекс методов философского анализа. Среди них - историко-логический метод, системный и сравнительный анализ. Учитывая социально-культурную составляющую пола, используются методы культурологи, исторической психологии, а также психоанализа и тендерного подхода.

Научная новизна диссертации

Раскрыт культурный потенциал традиционного понимания мужского и женского для сохранения семьи в современном обществе.

Проанализированы и систематизированы различные подходы к эмансипации женщин в социальном пространстве индустриального общества.

Показана эволюция дискурса о сексуальности в классическом и неклассическом (Э. Фромм, К.-Г. Юнг, К. Хорни, Ж. Лакан и др.) психоанализе: от биологически ориентированного к гуманистическому.

Предпринята попытка включения «феминистского» блока литературы в общую канву философско-культурологического дискурса.

Выявлены предпосылки для системного рассмотрения и построения целостной культурологической концепции пола.

Теоретическая и практическая значимость диссертации заключается в анализе концептуального поля, фиксирующего культурные, социальные и символические аспекты пола, что может быть использовано в социально-направленных программах (социальная работа, реабилитационные программы, социальная политика в области детства, консультирование семей и т.д.). Проблема взаимодействия мужского и женского является одной из составляющих в решении проблемы коммуникации и признания другого, что особенно значимо при решении различного рода межкультурных, межнациональных конфликтов. Итоги и материалы исследования могут послужить основой для подготовки спецкурсов по истории и теории культуры, истории западно-европейской философии, философской и культурной антропологии.

На защиту выносятся следующие положения

Традиционное общество помещает человека в пространство, пронизанное теплом дома, материнской заботой и властью отца. Все это составляло прочную иммунную систему, обеспечивающую защиту слабым и, прежде всего, детям и старикам. Современная культура, напротив, чаще заставляет задумываться об одиночестве и потерянности человека в этом мире. Проживая в изолированном жилище, современный человек сосуществует с самим собой и общается со своим изображением в зеркале. Женское начало, рассмотренное сквозь призму традиционных ценностей, способно вернуть в мир гармонию тепла и уюта.

Индустриальное общество втягивает женщину в рынок труда, что определяет расцвет дискурса об эмансипации женщин. Такое общество уравнивает мужское и женское, сводя человека к сумме социальных обязанностей. Аккумулируя в себе функции материнской заботы (детские сады, ясли и т.д.) и отцовского покровительства (пособия и дотации), государство направляет высвобожденную энергию человеческих отношений во благо собственного развития.

В философском осмыслении мужского и женского можно выделить два типа дискурса: социальный и психоаналитический. Если социально ориентированный дискурс рассматривает мужское и женское, как социально обусловленные роли, то психоанализ помещает в центр человека сексуальность, превращая действующего субъекта в желающего. Желание становится той характеристикой человека, которая выводит его на уровень символической реальности, нерасчлененность и которой, напоминают «дионисийское» пространство архаического мира. Внутренне развитие психоанализа возвращает интерес исследователей к интимной глубине отношений между матерью и ребенком, к эмоциональному единству мужского и женского.

Постмодернизм расшатывает рамки традиционной поляризации пола, делает попытку конструирования пост-человека. Тендерный дискурс возникает в рамках постмодернистской методологии и показывает структурную открытость, неопределенность и многообразие половой идентификации. Пол предстает не как природная данность, а как индивидуальный и социально-исторический культурный процесс.

Современной культуре не хватает ценностного взгляда на человека, а следовательно, на мужчину и женщину, что подталкивает к трансформации постмодернистского дискурса. Мужское и женское равноценны, они представляют части единого целого: их связь тесна и нерасторжима. Осознание этого имеет позитивное значение в условиях кризисных процессов, происходящих в современной цивилизации и культуре.

Апробация результатов исследования

Материалы диссертации обсуждались на заседании кафедры философии и культурологии ИППК-РГИ СПбГУ, на теоретических семинарах Центра современной философии и культурологии им. В. А. Штоффа («СОФИК»), Основные положения диссертационной работы излагались автором в выступлениях на Международной научной конференции «Дни Петербургской философии 2003» (секция «Философская антропология: традиции, проблемы, перспективы», СПб, 2003), на Четвертом Российском философском конгрессе «Философия и будущее цивилизации» (Москва, 2005), на Двенадцатой Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2005» (Москва, 2005), Международной научной конференции «Мужское и женское в культуре» (СПб, 2005), а так же на научных конференциях «Человек: соотношение национального и общечеловеческого» (Зугуди, Грузия, 2004), «Человек постсоветского пространства» (СПб, 2005), и представлены в 7 научных публикациях по теме исследования.

Результаты работы над диссертационным исследованием были отмечены стипендией Правительства Российской федерации за 2005-2006 учебный год.

Структура работы

Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих в себя 7 параграфов, заключения и списка литературы.

Единство мужского и женского в сакральном пространстве архаики и его отражение в современном дискурсе

Западноевропейской культуре свойствен взгляд на мир сквозь призму бинарных оппозиций: рациональное - бессознательное, культура - природа, черное - белое, мужское - женское, Восток - Запад. Так, например, М.С.Уваров отмечает, что «европейский проект мыслительного дискурса представляет собой исторически сложившийся (и состоявшийся) прецедент рассуждения антиномического типа, который присутствует в любом типе рациональности, какую бы историческую эпоху европейской философии и культуры мы не взяли»1. Причем в европейской традиции скорее можно отметить большее стремление к «заострению» противоположностей, нежели к их синтезу.

Корни такого полярного разделения можно усмотреть в греческой мифологии, ставшей колыбелью западно-европейской культуры. Например исследователь В. Суковатая, обращает внимание на то, что древние греки визуализировали идею оппозиций в образах Богов-Титанов-Героев и их борьбы с разнообразными «чудовищами», которые часто «по своим телесным, тендерным, этническим параметрам не соответствовали греческим представлениям о «порядке единообразия» . Процесс вытеснения этих чудовищ на окраины цивилизации и лег в основу самосознания классической эллинской культуры. Медуза, Сирены, Сфинкс, Гарпии, циклопы и др., которые своим «маргинальным», «уродливым» телом визуализировали идею пе-мужского, несли символическое наказание за свое несоответствие эталонами эллинской красоты.

Другие мифологии были более терпимы к телесному и тендерному Другому. Так, например, древнеегипетские боги часто имеют зооморфный облик: Анубис с головой собаки, Хатор с головой коровы, Сохмет с головой львицы, священная кошка Бастет. Если посмотреть на то, как представлен символ власти, можно увидеть следующее: управляющие миром мужские и женские фигуры представлены попарно, символизируя идею взаимодополнителыюсти (Осирис и Изида, Сет и Нефтида, Геб и Пут).

Небхет - хранительница Верхнего Египта, которую изображали в виде коршуна, и Уаджет - хранительница Нижнего Египта, богиня-кобра, -покровительствовали фараонам и государству, что отмечено во втором из пяти царских имен - «Небти» или «принадлежащий двум госпожам». Так же, в Египте был развит культ Маат - богини ответственной за закон, истину и порядок. «Возлюбленные Маат» - так часто называли себя египетские правители.

В повседневной жизни женщины имели равные права с мужчинами: они владели семейным имуществом, по их линии велась родословная. До конца Среднего царства (ок. 1786 г. до н.э.) мужские и женские имена не различались, конец этому положил птолемеевскии период: после того как Египет завоевал Александр Македонский, в страну проникло греческое право и положение женщины в обществе изменилось, став второстепенным По мнению В.Суковатой, тендерно толерантной выглядит и индийская мифо-онтология, в которой анималистический облик многих персонажей только подчеркивает их священное происхождение: слоноголовый Ганеша, обезьяний бог Хануман, аватары Вишну в образах черепахи, льва и беременной женщины. С другой стороны, Эмили Кирнс отмечает, что в ведийском пантеоне отсутствовали первостепенные женские персонажи.

Новые горизонты «женского сценария»: биологическое предназначение или социальное равенство

Принцип установления отношений между мужским и женским началами менялся от эпохи к эпохе, и для каждого этапа можно выделить главенствующую оппозицию. Для античности характерно представление о субстанциональном превосходстве мужского тела над женским. В античной философии разделение мужского и женского опиралось на метафизику теплого и холодного. По мнению Аристотеля, семя возникает в результате переваривания «избытков питания» под воздействием тепла, присущего живому организму. Женщины таким теплом не обладают в должной мере и потому не способны производить семя, подобно мужчинам. Те «избытки питания», которые присутствуют в женском организме, идут на создание питательной среды для развития мужского семени, принятого женщиной136. Плутарх подобным образом рассуждает о холодности женского начала. В качестве доказательства он приводит следующие примеры: женщины легче переносят холод потому, что «подобное меньше страдает от подобного». Вследствие своей холодности они не способны производить семя, а лишь дают ему питание. Безбородость, гладкость и «большое количество жира» также подтверждают тезис о холодной женской природе137.

В отличие от античности для Средневековья характерен акцент на разделение духовного (божественного), и чувственного (греховного). В эту эпоху мужская и женская природа рассматриваются сквозь призму моральных определений и характеристик. Женская природа в большей степени, чем мужская ассоциируется с плотским, греховным началом.

На смену Античности и Средневековью пришло Новое время, которое принесло с собой иной, нежели раньше подход к проблеме женского и мужского. Это изменение можно увидеть, обратившись к Декарту. Он выделял два вида субстанции: мыслящую субстанцию (res cogitans, разум) и протяженную субстанцию (res extensa, тело). По его мнению, только последняя могла рассматриваться как часть природы, управляемая физическими законами и онтологической необходимостью. Таким образом, разум оказывается отделенным от природы. Разум занимает иерархически более высокую позицию по отношению к природе, включая природу тела138. Эта концепция сказалась и на дальнейшем формировании дискурса о женской природе: разум становится основополагающей характеристикой мужчины, а женщина рассматривается как природное.

На протяжении долгого времени «мужское и «женское составляло бинарную оппозицию и выстраивалось в четко иерархизированную систему по типу горячее - холодное, духовное - грешное, разумное - природное. Причем мужское начало обычно наделялось более высоким статусом, а женское относилось к разряду недостаточного, маргинального. Пол рассматривался как природная данность, и в соответствии с этим наделялся различными культурно - социальными характеристиками. В качестве примера можно привести различение мужских и женских добродетелей. Об этом в частности говорит Аристотель: «наличие их [нравственных добродетелей] необходимо предполагать во всех существах, но не одинаковым образом, а в соответствии с назначением каждого ... и не одна и та же скромность женщины и мужчины, не одно и то же мужество» («Политика» 1260а 10-25). Аристотель говорит о существовании «специфических» добродетелей, например, молчание является добродетелью всех женщин, но к мужчине она уже не применима («Политика» 1260а 30). Ж.-Ж. Руссо в «Эмиле»139 говорит о том, что в девочке должны воспитываться послушание, целомудренность, скромность, она должна быть преисполнена чувством долга, уметь угождать мужчине и покоряться его воле. В мальчике главными качествами в противоположность этому должны быть самостоятельность, смелость и независимость. А.Шопенгауэр утверждает, что женщинам не присуща справедливость, и они более склонны ко лжи, нежели мужчины. Основанием для этого служит тот факт, что природа, не наделив женщин силой, наделила их хитростью140.

Во второй половине XIX века произошли значительные изменения в сфере взаимоотношений мужского и женского. Эпоха Просвещения выводит на арену истории нового индивида, основными ценностями для которого становятся свобода, равенство и братство. По мнению Симоны де Бовуар, «чем больше мужчине по душе трудные подвиги, тем больше удовольствия он получит, предоставив женщине независимость»141. Это послужило одной из причин, по которой споры о природе, месте и роли женщины переместились из умозрителыюй сферы в область социальных преобразований. По мнению исследователя женского вопроса С.Г. Айвазовой, «отныне речь шла уже не столько о «естественном», сколько о социальном праве женщины» . Постепенное обретение женщиной своего нового «я», расширение границ ее пространства и выход в сферу общественного производства - требовали усилий со стороны и мужчин, и женщин.

Острую полемику в этот период вызвал вопрос о женском образовании и праве женщины на труд. Книгой вызвавшей массу обсуждений и критических замечаний стала книга Ст. Милля «О подчиненном положении женщины», написанная при сотрудничестве с женой Гарриет Тэйлор.143.

Милль утверждал, что либеральные требования равных прав и равных возможностей должны распространяться также на женщин. Он считал, что женщины должны иметь право владеть и распоряжаться собственностью, право голоса, право на образование и работу по профессии. Он полагал, что общество только выиграет, если предоставит женщинам равные с мужчинами возможности для образования. Общество должно быть основано на принципах рациональности. Различия между полами не должны являться оправданием юридического и гражданского неравноправия. Это противоречит принципу утилитаризма, так как половина человечества оказывается отстраненной от полезной общественной деятельности. Кроме того, полагал автор книги, семья, основанная на деспотизме, не может воспитывать настоящих граждан.

Психоанализ: пол как сексуальность

С появлением психоанализа связаны коренные изменения, произошедшие в дискурсе различения мужского и женского. Физиология, медициіга, психиатрические теории рассматривали пол человека как величину, заданную от рождения, неизменную и строго очерченную, то есть анатомические особенности непосредственно влекли за собой определенную модель поведения. Началом психоанализа можно рассматривать теорию половой психопатии Крафта-Эббинга, и криминально-антропологическое направление, связанное с именем Ч. Ломброзо, методика лечения истерии гипнозом, предложенная Ж. Шарко.

Одним из первых, кто заявил о том, что пол не является чем-то однозначным и фиксированным"", был 3. Фрейд. В его понимании, пол является производным от анатомии, но эта взаимосвязь становится очевидной самому человеку лишь в процессе социальной практики. «Идентификация известна психоанализу как самое раннее проявление эмоциональной связи с другим лицом» , и она основывается на способности человека выбирать себе модель для подражания.

Так, например, рассматривая детскую сексуальность, Фрейд отмечает тот факт, что описывать ее развитие возможно лишь на примере мальчика, так как данных для анализа соответствующих процессов у маленькой девочки, у нас еще нет "э. Резкое отличие мужского и женского характеров устанавливается только с наступлением половой зрелости. Однако «автоэротическая226 деятельность эрогенных зон одинакова у обоих полов», и поэтому «можно было бы предположить, что сексуальность маленьких девочек носит вполне мужской характер. Говоря о мужском и женском, психоанализ прежде всего имеет в виду оппозицию «активность -пассивность», где либидо называется мужским, «потому что влечение всегда активно, даже когда поставило пассивную цель»227. В любом случае, «любовная жизнь» мужчины более доступна для изучения. В то время как «любовная жизнь женщины отчасти вследствие культурных искажений, отчасти вследствие конвенциональной скрытности и неоткровенности женщин, погружена еще в непроницаемую тьму» . Так по словам французского исследователя Антуанет Фуке, в психоанализе речь идет скорее о том, что «женщины не рождаются ... , а рождаются мальчики, или скорее кастрированные мальчики» .

В развитии ребенка немаловажную роль, по мнению Фрейда, играет то, что в его жизни участвуют два человека: мать и отец. Как следствие, ребенок постоянно колеблется в выборе между двумя возможными идентификациями. Именно на этом основывается концепция бисексуальности. У ребенка, в данном случае мальчика, существуют «две психологически различные связи: с матерью - чисто сексуальная захваченность объектом, с отцом - идентификация по типу уподобления»230. Некоторое время эти связи сосуществуют, не влияя друг на друга, но в результате их «встречи» возникает Эдипов комплекс. Ребенок понимает, что мать, которая, прежде всего, является источником пищи и тепла, принадлежит еще и отцу. Поскольку идентификация амбивалентна, то она может легко выражаться как в чувстве нежности, так и в желании устранения: «идентификация с отцом принимает теперь враждебную окраску и делается идентичной с желанием заменить отца и у матери»2"1.

Эдипов комплекс, по Фрейду, разрешается через комплекс кастрации, а именно через осознание причин полового различия с последующим занятием соответствующего места в сложившейся фаллической иерархии. Дело в том, «что для обоих полов играют роль только одни гениталии, мужские. Существует не примат гениталий, а примат фаллоса»232. Для мальчика существует мужское, но женского для него еще нет. Вместо оппозиции «мужское - женское», присутствует противоположность «мужские гениталии - кастрированный». Для мальчика мать перестает быть возможной моделью развития и становится примером развития неудавшегося, то есть кастрированного. Женственность - результат признания исходной кастрации, а мужественность основывается на страхе быть кастрированным. 3. Фрейд говорит о том, что «мужское включает субъект, активность и обладание пенисом, за женским остаются объект и пассивность»233.

Анализируя сексуальные обычаи примитивных народов, в частности «табу девственности», Фрейд отмечает, что запретом часто является не только первое половое общение с женщиной, но и сама женщина в целом. Когда мужчине предстоит поход, охота и т.п., ему необходимо строгое воздержание от половой близости. В повседневной жизни существует «разъединение полов»: женщины живут с женщинами, мужчины - с мужчинами. Во всех этих предписаниях, по мнению 3. Фрейда, выражается боязнь перед женщиной: «может быть, эта боязнь объясняется тем, что женщина иная, не такая, как мужчина, всегда непонятна и таинственна, чужда и потому враждебна» . Мужчина боится парализовать свою силу, лишиться ее и заразиться женственностью.

Итак, Фрейд показывает две составляющие пола: биологическую и социальную. Соотнесение себя с мужчиной или женщиной является результатом длительного процесса идентификации, основанного не только на анатомии, но и на социальной практике ребенка, происходящей в рамках семьи. Анатомия предопределяет путь, по которому пойдет развитие ребенка, но фактическое соотнесение себя с тем или иным полом -результат культурно-социального процесса.

Похожие диссертации на Мужское и женское в традиционной и современной культурах