Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Метатекст протестантского хорала в пространстве музыкальной культуры Домбраускене Галина Николаевна

Метатекст протестантского хорала в пространстве музыкальной культуры
<
Метатекст протестантского хорала в пространстве музыкальной культуры Метатекст протестантского хорала в пространстве музыкальной культуры Метатекст протестантского хорала в пространстве музыкальной культуры Метатекст протестантского хорала в пространстве музыкальной культуры Метатекст протестантского хорала в пространстве музыкальной культуры Метатекст протестантского хорала в пространстве музыкальной культуры Метатекст протестантского хорала в пространстве музыкальной культуры Метатекст протестантского хорала в пространстве музыкальной культуры Метатекст протестантского хорала в пространстве музыкальной культуры
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Домбраускене Галина Николаевна. Метатекст протестантского хорала в пространстве музыкальной культуры : Дис. ... канд. искусствоведения : 24.00.01 : Владивосток, 2004 172 c. РГБ ОД, 61:05-17/31

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. СПЕЦИФИКА МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕКСТОВ 14

1.1. Теории прочтения текста в современной гуманитаристике 14

1.2. Теории исследования музыкального текста в отечественном искусствознании 29

1.3. Роль риторики и гомилетики в формировании метатекста протестантского хорала...43

ГЛАВА II. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ЭПОХИ НЕМЕЦКОЙ РЕФОРМАЦИИ КАК ИНФОРМАТИВНЫЙ КОД 60

2.1. Условия формирования семантической парадигмы протестантского хорала и его голь в пространстве культуры 60

2.2. Жанр протестантского хорала как форма трансляции религиозного опыта ...70

ГЛАВА III ПАМЯТЬ ЖАНРА ЧЕРЕЗ МЕТАТЕКСТ ХОРАЛА 88

3.1. Протестантский хорал как метатекст 89

3.2. Канонические и эвристические механизмы деривации .106

3.3. Функционирование метатекста протестантского хорала в пространстве музыкальной культуры 125

Заключение 140

Список литературы 144

Нотное приложение 161

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Изучение духовного наследия, представленного различными церковными жанрами, способствует сохранению общечеловеческих культурных ценностей. Религиозный гимн -это проводник идеи, определенного духовного состояния. Хоральные темы в музыкальной практике нередко выступают в роли символов, заключая в себе информационные коды, которые ведут к культурно-историческим контекстам прошлого. Кроме этого они могут осуществлять коммуникативную функцию в интертекстуальном пространстве последующих эпох.

Протестантский хорал эпохи Реформации занимает особое место в западноевропейской художественной традиции - это важная веха в многовековом музыкальном наследии Западной Европы, сфера творчества, где происходило формирование европейского музыкального мышления XVI -XVIII вв. Созданный на материале народной песни (преимущественно немецкой), он лег в основу музыкального творчества последующих столетий.

Вместе с тем в отечественной искусствоведческой литературе этот жанр не был объектом глубокого исследования. Во многом проблема заключается в том, что протестантский хорал - это лютеранский богослужебный жанр. Он был рожден в Германии в XVI веке в период немецкой Реформации и является национальным достоянием немцев. В науке получили освещение вопросы, связанные с созданием протестантских гимнов, строением их музыкальных форм, генезисом мелодики, значением протестантских мелодий в творчестве И.С.Баха

Автор диссертации видит необходимость в семантическом исследовании протестантского хорала В ходе исторического процесса, постепенно выйдя за рамки чисто церковного жанра, мелодии протестантских гимнов превратились в музыкальные эмблемы, которые могли быть процитированы и узнаны. За ними стоит свой мир переживаний, свой мир смыслов. Музыкальный облик такой эмблемы и «свернутое» в ней содержание дают возможность для существования различных музыкально-композиционных решений (дериватов).

Деривационные процессы в музыкальном тексте - это достаточно большая и самостоятельная область исследований. Она имеет соприкосновение со многими другими проблемами, например, с проблемами структурных единиц, с синтаксисом, формообразованием, с психологией творческого процесса и др. Для диссертационного исследования она важна в связи с изучением текстопорождаюпщх механизмов парадигматики и интертекстуальности.

Круг этих проблем в настоящее время весьма актуален для искусствоведения. Музыкальные лексемы-символы (парадигмы), входят в новые музыкальные произведения. Это так называемые мигрирующие музыкальные формулы с семантическим контекстом музыкальной темы (ЛШаймухаметова), которые в дериватах выступают в качестве Метатекста.

Выявление Метатекста протестантских гимнов и исследование его миграции может получить значение методологии изучения музыкальной семантики других церковных жанров (григорианского хорала, древнерусских песнопений и др.).

Объектом исследования является протестантский хорал эпохи немецкой Реформации.

Предмет исследования - функционирование Метатекста ряда протестантских гимнов в пространстве музыкальной культуры (с конца XVI по 80-е гг. XX вв.).

Степень научной разработанности проблемы. Среди исследований, выявляющих семантическую сторону протестантских хоральных тем, следует назвать статью Н. Эскиной «Принцип «комментирования» и хоральная обработка Барокко»1 и диссертацию В. Носиной «Символика музыки И. С. Баха и ее интерпретация в «Хорошо темперированном клавире»»2. В этих работах хорал рассматривается в русле современных исследовательских тенденций, обозначившихся в современной гуманитаристике в последние десятилетия XX века. Эти тенденции связаны со стремлением проникнуть в глубинные структуры музыкальных текстов, постичь генезис жанров и музыкальных явлений.

Среди тех, кто в настоящее время разрабатывает теории текста в сфере музыкознания, - М.Арановский, В.Медушевский, КНазайкинский, В.Холопова, Л.Шаймухаметова, И.Волкова-Стогний, ЛАкопян, Л.Казанцева, М.Шинкарева и другие.

Материалом исследования послужил круг музыкальных лексем3 протестантских хоралов, которые зафиксированы в обиходном сборнике4, а так же в творчестве СКальвизиуса, М.Преториуса, И.С.Баха, Ф.Мендельсона-Бартольди, Р.Вагнера, М.Регера, А.Берга, Р.Щедрина

Цель исследования - выяснить принципы функционирования Метатекста протестантского хорала в пространстве музыкальной культуры: в исследовании рассматривается, как та или иная лексема входит в парадигматику Метатекста хорала и получает распространение в музыке того или иного исторического периода.

В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

1. Представить современные теории прочтения текста, которые могут быть актуализированы в исследовании протестантского хорала.

2. Осуществить апробацию теории Метатекста, выдвинутой М.Г. Арановским, на материале протестантского хорала.

3. Изучить роль теорий риторики и гомилетики в формировании образного строя Метатекста протестантского хорала.

4. Выявить на основе историко-генетического метода семантическую парадигматику хоральных лексем в условиях исторически меняющегося культурного контекста музыки.

5. Рассмотреть условия формирования семантической парадигмы протестантского хорала через его инципитарную фразу.

6. Путем сравнения музыкальных дериватов выявить Метатекст протестантского хорала.

Выяснить роль канонического и эвристического в построении Метатекста на уровне механизмов деривации. 8. Рассмотреть принципы интертекстуальной коммуникации Метатекста протестантского хорала.

Методология исследования. В качестве основной методологической базы для настоящей диссертации послужили работы отечественных исследователей, сделанные в области музыкальной семантики и относящиеся к 90-м годам XX века. Среди них книги В.Холоповой «Музыка как вид искусства»5 , Л. Акопяна «Анализ глубинной структуры музыкального текста»6, М.Арановского «Музыкальный текст: Структура и свойства»7, Шаймухаметовой «Мигрирующая интонационная формула и семантический контекст музыкальной темы»8, а также сборник «Семантика музыкального языка» РАМ им. Гнесиных9.

Основанием для этих исследователей в свою очередь являются современные разработки, связанные с проблемами прочтения текстов. В область музыковедения активно проникает новейшая терминология из лингвистики, литературоведения, психологии и других областей научного знания, что многими признается исключительно плодотворным (См.: Валькова 92, с. 40).

Музыковедческая лексика за последние десятилетия уходящего XX века значительно пополнилась новыми терминами, например: текст (категория, включающая в себя такие важные реалии музыки как структура и

ее смысл, текст10, контекст1 J, коитекстуальностъ12, символика , семантика14, парадигматика, метатекст, деривация, и др., разработанные в сфере музыкознания последних лет.

Для настоящей диссертационной работы понятие парадигматики необходимо в связи с выяснением структурно-семантических образований, которые способны перемещаться в интертекстуальное музыкальном пространстве. Парадигма (от лат. paradeigma - «пример», «образец») - это, во-первых, система флективных изменений, являющихся образцом формообразования для данной части речи; во-вторых, совокупность форм словоизменения одного и того же слова Парадигматика — это рассмотрение единиц языка как совокупности структурных единиц, связанных отношениями противопоставления, но сопоставляемых друг с другом . Понятие относится к тем случаям, когда язык является носителем идеи выбора. В исследовании оно проявляет себя через Метатекст.

Понятие «Метатекст» предложил отечественный искусствовед М.Арановский в своей книге «Музыкальный текст: Структура и свойства» в качестве аналога лингвистическому понятию «большой Текст», введенному в употребление Р. Бартом. Барт утверждал, что основой текста является не его внутренняя структура, а межтекстовые отношения, чем подчеркивал их важность в построении теории текста. По мнению М. Арановского, термин «Метатекст» более подходит для музыкального искусства, так как учитывает его специфику: музыкальные тексты (произведения) не продолжают (как в литературе), а повторяют друг друга. При этом, каждый раз повторяется не предыдущее произведение, не предшествующий текст, а единый для всех них паттерн16 (родовые признаки). Опираясь на него, автор реализует его предписания. Этот паттерн обеспечивает Метатексту узнаваемость в процессе его продвижения в музыкальном пространстве культуры.

Интертекстуальная лексика, внедряясь в текст, играет важную роль в развертывании семантических процессов. Феномен Метатекста с его тенденцией к образованию лексической парадигматики является реальностью музыкального мышления. Метатекст формируется в музыкально-исторической практике в самой музыкальной речи. Он складывается постепенно на протяжении десятилетий или даже веков из лексем реальных текстов, которые приобрели по разным причинам типизированную форму. Со временем, вследствие многократных повторений первоначальное значение закрепляется за ними и, в дальнейшем в других текстах, они начинают выполнять уже функцию музыкальной эмблемы.

При исследовании феномена Метатекста имеет смысл обращать внимание на деривационные процессы. Термин «деривация» был введен известным польским лингвистом Б. Куриловичем для обозначения процессов словообразования, а также возникновения новых предложений на основе предыдущих. В лингвистике деривация рассматривается как порождение текста. В музыке деривация важна как механизм, который приводит к росту текста и который является причиной его становления во времени.

Процессы деривации отражают художественное мышление индивидуального авторского стиля или стиля целой эпохи. Деривация это общий принцип, на котором основывается рост текста. Его изучение открывает новые перспективы в разработке аналитических методов, которые требуют включения элементов текстологического анализа, в том числе и документов творческого процесса.

В.Холопова в своей книге «Музыка как вид искусства» (1994), говоря о важных семантических процессах в музыке, дает обоснование таких важных составляющих искусства как канон и эвристика. В связи с этим автором диссертации было рассмотрено, как каноническое и эвристическое выступает на уровне механизмов деривации Метатекстов ряда протестантских гимнов.

Метатекст - понятие достаточно глубокое и ёмкое. В его качестве может выступать любая структурная единица, которая способна заключать в себе определенную семантику, а также перемещаться во временном пространстве из одного музыкального текста в другой, выполнять важную коммуникативную функцию. Теория Метатекста способна объяснить интертекстуальные процессы, а также механизмы построения новых текстов на его основе. Именно в этом направлении, автор диссертации рассматривается такое культурно-художественное явление как протестантский хорал.

Практическая ценность работы.

Результаты исследования используются в курсе «История искусств» в высшем учебном заведении. Они могут быть также применены при изучении курса «Теория и история культуры», «Музыка как вид искусства», «Анали музыкальных произведений» и др.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Синтез современных концепций прочтения текста, разработанных в теории культуры является перспективной методологией исследовании музыкальных текстов.

2. Теория Метатекста, выдвинутая МГ.Арановским, открывает новый подход в исследовании протестантских гимнов.

3. Протестантский хорал построен по законам классического риторического канона. Риторика и гомилетика принимают непосредственное участие в формировании семантического строя его Метатекста.

4. Историко-генетический метод способствует выявлению семантической парадигматики хоральных лексем в условиях исторически меняющегося культурного контекста музыки

5. Начальная (инципитарная) фраза гимна является важным музыкально-семантическим образованием, транслирующим память жанра.

6. Методом сравнения хоральных дериватов удается выделить музыкальное образование Метатекста хорала.

7. Канонические и эвристические механизмы деривации на примере протестантского хорала вскрывают специфику художественного мышления в рамках стиля эпохи и индивидуального авторского стиля.

8. Интертекстуальная коммуникация Метатекста хорала реализуется через узнавание его музыкально-лексической парадигмы в пространстве музыкальной культуры.

Научная новизна исследования:

1. Предложен новый подход в исследовании протестантских хоралов через феномен Метатекста в русле современных теорий прочтения текста. Он может быть также применен при изучении любых церковных жанров.

2. В качестве механизмов деривации рассмотрены канонические и эвристические факторы музыкального искусства: канон рассмотрен как фактор, сохраняющий коренные жанровые признаки дериватов, определяющих логику структурирования музыкальной ткани и самого Метатекста, эвристика рассмотрена как фактор, определяющий трактовку образного содержания Метатекста.

3. Автором самостоятельно установлено авторство гимна «О Ewigkeit, du Donnerwort», где автором мелодии является Иоганн Шоп (Johann Schop, 1642), автором текста - Иоганн Крюгер (Johann Cruger, 1653). В музыкальной литературе гимн известен под названием «Es ist genung» и его авторство основные источники ошибочно приписывают И.С.Баху.

Апробация работы.

Результаты исследований докладывались на научно-практических конференциях:

-международная конференция «Новое видение культуры мира в XXI веке» (Владивосток, 2003);

-III Региональная научная конференция «Актуальные проблемы образования и культуры в контексте XXI века» (Владивосток, 2003);

-студенческий форум «Полисемантическое пространство искусства XXI века» (Владивосток, 2004);

-XLII международная научная студенческая конференция «Студент и научно-технический прогресс» (Новосибирск, 2004);

-III Российская научно-практическая конференция «Музыкальное содержание» (Уфа, 2004);

-научно-методическая конференция «Вологдинские чтения» (Владивосток, 2004),

-основные результаты работ были заслушаны на заседаниях кафедры истории музыки ДВГАИ и кафедры искусствоведения ДВГТУ.

-материалы диссертации опубликованы в 5-ти статьях общим объемом 1,7 п. л.

Структура и объем диссертации обусловлены поставленными задачами, содержанием и общей концепцией исследования. Диссертационная работа объемом 160 страниц состоит из введения, трех глав, каждая из которых включает по три параграфа, заключения, списка литературы и нотного приложения.

Теории прочтения текста в современной гуманитаристике

В XX веке для философии и сопутствующих ей дисциплин (таких, как лингвистика, литературоведение, искусствознание и др.) одной из главных проблем стало исследование языка При этом само слово «язык» включает в себя достаточно широкое понятие: это и естественный язык, и языки науки и культуры, и язык как способ человеческой связи. Без осознания его роли не было б возможным развитие аналитической и герменевтической философии у таких ее представителей, как Хайдеггер и Витгенштейн.

В 1943 году в свет вышла книга Сартра «Бытие и ничто». В это же время в Нью-Йорке, в Школе свободных исследователей, встретились Роман Якобсон и Клод Леви-Стросс. Эти события стали исторической вехой, предвестниками французского структурализма 50-60-х годов, основанного на перенесении методов исследования языка на такие социальные предметы, как мифы, системы родства, маски, различные установления и механизмы, факты истории идей (Деррида 2000 А, с 8).

Среди исследователей, разрабатывавших свои теории в области этих проблем, были Ж. Деррида, Э. Левинас, М. Бахтин, Ю. Лотман, Ж. Лакан, М. Фуко, У.Эко, Ю. Криетева, чьими предшественниками-основателями являются немецкие философы Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, а также французы Сартр и Мерло-Понти.

Среди плеяды этих выдающихся деятелей особое место принадлежит французскому литературоведу, лингвисту, исследователю Ролану Барту. Именно он предложил создать дисциплину под названием артрология (суставоведение), которая бы изучала членоразделы в культуре любого типа. Артикуляция, приведение к членораздельности, по его мнению, - это общее условие любого человеческого опыта.

Французский структурализм, который ставил своей задачей прочтение текста, был скорее научной программой, нежели философией. Однако его цели соответствовали главным интересам современной философии, ищущей новые модели значения и понимания.

Теория текста в XX в. получила достаточно широкую трактовку. Актуальность ее разработки продолжает обнаруживать себя в самых различных сферах. Например, автор книги «Ментальности народов мира» Г.Гачев называет текстом человеческое тело, обращая внимание на то, что антропологические типы человеческих тел находятся в соответствии с природой, так сказать, с «национальным Космосом». Они развиваются в соответствии с ним или же приходят к гармонии с ним в ходе исторического развития. Например, тело аборигена, по утверждению автора, может служить матрицей, моделью для познания национального Космоса. Текстом в этой сфере исследования может быть национальный идеал тела, а также различные телодвижения: жесты, танцы, игры, спорт (Гачев 2003, с.71).

Благодаря улицам и дорогам появились тексты городов, утверждает Б.Григорьев. «Подобно артериям и венам в человеческом организме улицы и дороги служат проводниками знаков и информации в городах и между городами, внутри страны и между странами» (Григорьев 2003, с.44).

Человеческий поступок - это потенциальный текст. Он может быть понят (как человеческий поступок, а не физическое действие) только в диалогическом контексте своего времени (как реплика, как смысловая позиция, как система мотивов). «Все высокое и прекрасное» - это не фразеологическое единство в обычном смысле, а интонационное или экспрессивное словосочетание особого рода. - писал М.Бахтин. — Это представитель стиля, мировоззрения, человеческого типа, оно пахнет контекстами... Текст как субъективное отражение объективного мира, текст -выражение сознания, что-то отражающего. Когда текст становится объектом нашего познания, мы можем говорить об отражение отражения. Понимание текста и есть правильное отражение отражения. Через чужое отражение к отраженному объекту» (Бахтин 1986, с.478).

В настоящее время теории прочтения текста привлекают внимание исследователей в области художественного знания, в частности в сфере музыкального искусства. На фоне уже существующих методов и приемов изучения музыкальных объектов, это новый уровень исследованиям, которые имеют своей целью глубокое изучение как самого объекта, так и условий среды в которой он возник, а следовательно и самого бытия.

Каждый из методов имеет свою специфику и избирается исследователем в качестве ключевого в зависимости от жанра, качества структурирования и идейного содержания.

В начале XX века швейцарский языковед и философ Ф. де Соссюр называл лингвистику частью семиологии - науки о знаках и знаковых системах, их организации и способах управления ими1. Знак является носителем информации. «Вся природа является знаковой, поэтому всякая деятельность - значима» (Григорьев 2003. с.З).

Большим вкладом в развитие этой теории стали разработки американского логика и философа Ч.Пирса, который говорил: «Всякая мысль есть знак. Нет мысли без знака»2. На сегодняшний день практически каждый ученый, занимающийся проблемами прочтения текста, обращается к категории знака, признавая за ним роль информативного канала.

Ч.Пирс говорил 6 трех сторонах элементарного знакового (семантического) отношения: объекте (предметном значении), идее (смысле) и знаке. Знак фокусирует в себе факты, мысли и точки зрения. «Факт - это сам предмет, вещь или группа, класс сходных предметов, обозначаемых данным «знаком». Мысль - это...смысл. Точка зрения - концепт, «интерпретанта» (Григорьев 2003, с.7).

Ч.Пирс делил знаки по отношению к интерпретанту на: монады (термины), диады (предложения, высказывания) и триады (умозаключения, аргументы, силлогизмы). По отношению к объекту он делит знаки на: иконы,

Соссюр (1857-1913) первый применил термин семиология (от греч. - semeion - знак, признак и logos - наука, слово, разум) (Григорьев 2003, с.5).

Пит. по: Григорьев «Семиология. Теория и практика знаковой деятельности», 2003г. индексы и символы. Иконические знаки (icon)- похожи на объект или подобны ему. Индексы (index) указывают на предмет или порождены его действиями. Символы (symbol) - условны, лучшим символом является текст.

Р.Барт, обозначив социолект термином «тип письма», проанализировал его как способ знакового закрепления социокультурных представлений. В его концепции «письмо» - это «опредметившаяся в языке идеологическая сетка, которую та или иная группа, класс, социальный институт и т.п. помещают между индивидом и действительностью, понуждая его думать в определенных категориях, замечать и оценивать лишь те аспекты действительности, которые эта сетка признает в качестве значимых» (Барт 1989, с. 15).

Если устный, речевой знак - это знак вещи, то письмо - это «знак знака»: графический знак замещает устный знак в его отсутствие. Современная философия подчеркивает важную роль письма в построении идеальных объектов (Гуссерль), а также в осмыслении Истории, требующей письменной фиксации опыта (Деррида 2000 А, с. 35).

В феномене «письма» Барт сумел разглядеть общественный механизм, институт, обладающий такой же принудительной силой, как и любое другое общественное установление. Чтобы преодолеть эту силу, необходимо понять внутреннее устройство подавляющего механизма. Для этого Р. Барт обратился к аналитическим средствам современной семиотики, прежде всего к коннотативной семиологии Л. Ельмслева, содержавшей теоретические основания для практического «развинчивания» механизма «письма».

Условия формирования семантической парадигмы протестантского хорала и его голь в пространстве культуры

Крупнейшие теоретики Реформации создали системы религиозных воззрений, отвечавшие новым тенденциям общественного развития XVI-XVII вв. Идейное оформление Реформация получила в учениях Лютера, Кальвина, Цвингли, Мюнцера. В ее русле были сведены воедино самые многообразные формы критики католицизма. Степень критики, как и программы преобразований в церковной и светских областях, при общности основных исходных положений, существенно отличались у разных слоев общественной оппозиции. Наиболее радикальные настроения крестьян и плебейских масс города выразили теоретики народного направления Реформации - Томас Мюнцер, Михаэль Гайсмар и др. Ссылаясь на Евангелие, они провозглашали необходимость устранения сословных привилегий, требовали передачи власти всей христианской общине, народу, то есть по существу выступали за социальную революцию. В результате процесс народной Реформации способствовал преодолению раздробленности и тем самым приобретал важное политическое значение (См.: История Европы 1993, с.242).

Требованиями бюргерской оппозиции было - секуляризация церковного землевладения, упразднение католической иерархии и монашества, отказ от пышной обрядности, почитания святых, икон, мощей, а также, соблюдения многочисленных религиозных праздников.

Требование «дешевой церкви», соблюдения принципа бережливости отвечали интересам не только бюргерства, но и зарождающихся предпринимателей нового типа.

Национально-политические аспекты, одновременного с религиозными, устремлялись, прежде всего, к независимости церковных организаций от Рима, к богослужению на национальных языках. Автократическому устройству католической церковной организации был противопоставлен образец, существовавший в прошлом и «затемненный» последующими установлениями -раннехристианская община верующих (Тамже, с.234).

Реформация отвергла догму католической церкви об обязательном посредничестве духовенства между человеком и Богом. Для спасения верующего католическая церковь считала необходимым через таинства сообщать благодать, недостающую верующим, в лице духовенства, отделенного от мирян принятием особого таинства - священства.

Центральным принципом новых религиозных доктрин Реформации стало учение о непосредственной связи человека с Богом, об «оправдании верой», то есть спасение человеческой души не с помощью строгого выполнения обрядов, не «путем добрых дел», а на основе внутреннего Божьего дара - веры. Смысл учения об «оправдании верой» заключался в отрицании привилегированного положения духовенства, в отказе от церковной иерархии и супрематии папства.

Это учение позволяло осуществить требование «дешевой церкви», давно уже выдвигавшееся бюргерством, подхваченное и развитое идеологами Реформации. Кроме того, поскольку признавалось, что внутреннее общение с Богом осуществляется в ходе самой мирской жизни, с помощью должным образом устроенного светского порядка, то и этот порядок, в первую очередь государственный строй, получал отныне религиозную санкцию на автономное развитие. Реформаторские учения, таким образом, укрепляли позиции светской власти и формирующихся национальных государств в борьбе против притязаний папства.

Второе из основных положений идеологии Реформации - признание Священного Писания единственным авторитетом в области религиозной истины. Это влекло за собой отказ от авторитета «священного предания» (решений римских пап и церковных соборов) и открывало возможность для более свободной и рационалистической трактовки вопросов религии.

Регулярное чтение Библии вошло в быт каждого набожного христианина. В 1534 г. М. Лютер, так сказать, «снял с Писания латинский замок» и сделал полный перевод Библии с древнееврейского и греческого текста на немецкий» (Киселева 1993, с. 57).

Будучи реформацией церкви, Реформация считала всякого члена рода человеческого членом этой христианской церкви. «Поскольку половина мира в те времена была «церковью», то разрушение видимой церкви было ничем иным, как реконструкцией мира» (Розеншток-Хюсси 1999, с. 298). «Новое учение», начало которому положили М. Лютер и И.Меланхтон, должно было восстановить чистоту веры в духе апостола Павла. М. Лютер иногда и сам думал о себе как о Св. Павле, возрожденном к жизни. В течение четырехсот лет Св. Павел был символом новой церкви, боровшейся с Римом Св. Петра и с папством, церкви, которая проповедовала Евангелие на родном языке верующих и повсюду объединявших церковь и государство, монастыри и больницы, университеты и школы в один огромный орган культуры. То был судьбоносный час в истории человеческой цивилизации, - утверждает Розеншток-Хюсси, - маска смерти, алчности и произвола нависла над горизонтом Западного мира» (Там же, с, 334). В 1515 г. Макиавелли дописал своего «Государя». Это был знак всеобщей опасности для мира, который утратил веру в церковь, утратил всякий серьезный взгляд на жизнь и поэтому цинично соглашался с бесчинствами и оргиями любого завоевателя, диктатора или деспота. Моральное состояние нации дошло до крайнего разложения.

В этот решающий час проповедь М. Лютера о свободе христианина прозвучала подобно трубному гласу. Библейский тезис «И истина сделает вас свободными» (Библия 1999: Новый Завет, с. 112) стал победоносной песней Реформации.

Заслуга Лютера заключалась в том, что он развил традиции критики схоластики, римско-католического клира и церковного устройства во главе с папой. Он пошел значительно дальше своих предшественников и нанес удар по главным догматическим и правовым устоям ортодоксального церковного порядка

Главное место в его учении занимает концепция «трех только»: человек спасается только верой; он обретает ее только через милость Божью, а не вследствие каких-либо личных заслуг; единственным авторитетом в делах веры является только священное Писание (См.: История Европы 1993, с.230).

Лютер превратил Церковь «из соседа в пространстве в пророка во времени», а «мир церкви в мир, где все священники» (Розеншток-Хюсси 1999, с. 300, 338). Опубликовав «95 тезисов» М. Лютер таким образом призвал к установлению в церкви господства Христа.

- Он устранил разделение власти между Богом и человеком.

- Христос - единственный, совершенный, всевластный Глава Церкви.

- Спасение человеческой души - в руках только у одного Христа, и только Он дарует полное прощение грехов.

- Верующий христианин причастен к духовным благам церкви без каких-либо установленных людьми опущений.

«Христос, - учил М. Лютер, - требует от нас всеобъемлющей, всепоглощающей любви, и этой заповеди надо отдавать предпочтение перед всеми другими заповедями и предписаниями людей; кто совершенствуется в любви, тот и растет духовно в любви, а кто откупается от обязанности любить отпущениями, то есть деньгами, тот убегает от Заповеди Христовой и обретает гнев Божий» (Фаусель 1995, с. 92).

Христос, - продолжает свое учение М. Лютер, - Глава Церкви, которая должна проповедовать Его Евангелие. Поэтому в Церкви прежде всего другого должно проповедоваться Священное Писание. Недопустимо, чтобы из-за проповеди отпущений предавалось забвению Слово Божие. Человек может жить и без мессы, и без проповеди отпущений, но без Слова Божьего он жить не может. Если существует сокровищница церкви, то эта сокровищница -Евангелие. Оно утешает впавшего в печаль, освобождает пленных, избавляет отчаявшихся от страха перед смертью и адом. Церковь - это не банк, а верующий — не рантье, который живет на проценты от вклада чрезмерных заслуг, который уверен и в то же время сомневается в своем спасении.

Церковь - это место, где проповедуют Евангелие, устраняющее мнимую уверенность в спасении и дающее истинную уверенность в обретении Царства Небесного.

Служение ответственных лиц Церкви - епископов, - утверждал М. Лютер, .

- заключается в том, чтобы охранять провозглашения слова Божьего и препятствовать лжи проповедников отпущений. Также им надлежит прислушиваться к голосу общины, которая встречает безобразия, творимые распространителями отпущений, многочисленными острыми вопросами. Благоговение перед папой только увеличится, если Церковь решится отвечать на эти вопросы, серьезно воспринимая их, и отвечать с искренней любовью, а не с угрозами.

Протестантский хорал как метатекст

Интертекстуальная лексика, внедряясь в текст, начинает играть важную роль в развертывании семантических процессов. Феномен Метатекста, с его тенденцией к образованию лексической парадигматики, не теоретическая абстракция, по-словам М.Арановского, но реальность музыкального мышления, так же, как и реальность самой музыкальной культуры.

Метатекст формируется в музыкально-исторической практике в самой музыкальной речи. Он складывается постепенно на протяжении десятилетий или даже веков из лексем реальных текстов, которые приобрели по разным причинам типизированную форму. Со временем вследствие многократных повторений первоначальное значение закрепляется за ними и в дальнейшем в других текстах они начинают выполнять уже функцию музыкального символа. Значение лексемы, как правило, следствие не рационального, а чисто интуитивного знания, складывающегося в результате музыкального опыта.

Интонационная лексика формирует музыкальную тему. В качестве механизма образования таких лексем выступает то, что принято называть интертекстуальными взаимодействиями, которые проявляются в процессах миграции музыкальной лексики в течение целых исторических периодов (Шаймухаметова 2000, с.4).

Многие хоральные темы вошли в профессиональную музыку XVII -XIX веков. Анализ лексического состава и выявление закрепленных за ними значений позволяет установить связь темы с музыкальным образом. В целом он служит серьезным основанием для дальнейшего изучения важных универсальных механизмов художественного мышления - знаково-метафорического, осуществляющего материализацию образных представлений, «опредмечивание музыкальной интонации через активное привнесение внемузыкального в музыку» (Шаймухаметова 2000, с.5). При исследовании феномена Метатекста имеет смысл обращать внимание на деривационные процессы, в результате которых происходит порождение новых музыкальных текстов. Процессы деривации отражают художественное мышление индивидуального авторского стиля или стиля целой эпохи. Деривация - это общий принцип, на котором основывается рост текста. Его изучение открывает новые перспективы в разработке аналитических методов, которые требуют включения элементов текстологического анализа, в том числе и документов творческого процесса.

В любом музыкальном тексте можно обнаружить генетическую связь структур. Это в свою очередь свидетельствует о том, что текст увеличивается в объеме, произрастая из начальных тематических зерен. Все его структуры возникают из предыдущих структур, благодаря чему в нем постоянно поддерживается информационное единство. Таким образом, в развертывании музыкального текста действует причинно-следственная логика, и именно ею объясняется структурно-материальная связь между двумя родственными единицами текста.

Понятие деривация как раз и призвано обобщить все случаи связи между исходной и производной структурами, какими бы способами она не достигалась. Деривация помогает «ощутить органику связей между всеми этапами становления, между всеми событиями и уловить ту необходимость, которая заставляла текст расти от его первого заявления о себе до того момента, когда он, уже осуществленный, исчерпывая последние возможности своей внутренней энергии, завершает и достигает полноты как состоявшееся высказывание» (Арановский 1998, с.97).

Деривационные процессы в музыкальном тексте это достаточно большая и самостоятельная область исследований. Она имеет соприкосновение со многими другими проблемами, например, с проблемами структурных единиц, с синтаксисом, формообразованием, с психологией творческого процесса и др. В музыкальной практике ряда веков хоральные темы, превращенные в своего рода эмблемы-символы, стали основой для новых музыкальных произведений. Это так называемые мигрирующие музыкальные формулы с семантическим контекстом музыкальной темы (Л.Шаймухаметова), которые в дериватах выступают в качестве Метатекста.

Рассмотрим на примере хорала М.Лютера «Ein feste Burg ist unser Gott» (риторический анализ этого гимна был сделан в первой главе настоящей диссертации (См.: Здесь же 1.3, с. 46) феномен Метатекста. Уже говорилось о том, что этот хорал был самым популярным в Германии (Пример 1.1). На основе его темы было создано много музыкальных произведений. В приведенных нотных примерах квадратными скобками выделена музыкально-лексическая парадигма.

Похожие диссертации на Метатекст протестантского хорала в пространстве музыкальной культуры