Содержание к диссертации
Введение
1. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И СПЕЦИФИКА ЭТИКЕТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 12
1.1. Соотношение понятий этика, этос, этикет 12
1.2. Природа коммуникативной ситуации как условие востребованности этикетного поведения 17
1.3. Этикет в семиотическом аспекте 23
1.4. Этикет в системе регуляторов человеческого поведения 35
1.4.1. Характер и особенности этикетных правил 35
1.4.2. Соотношение этикета и ритуала как условие определения особенностей этикетного поведения 41
1.4.3. Мораль как содержательное основание этикета 51
2. ЭТИКЕТ КАК СТРУКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ 59
2.1. Основные черты культуры как системы ценностей 59
2.1.1. Деятельностный исток культуры и его роль в определении специфики культурных ценностей 59
2.1.2. Место знаковых систем в системе культурных ценностей 73
2.2. Условия и факторы, определяющие значение этикета в культуре 84
3. УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭТИКЕТА 99
3.1. Определение истоков возникновения этикета 99
3.2. Перспективы развития этикетной культуры в российском обществе 112
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 125
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 129
- Соотношение понятий этика, этос, этикет
- Основные черты культуры как системы ценностей
- Определение истоков возникновения этикета
Введение к работе
Актуальность темы исследования- Как сама этикетная культура, так и ее осмысление, имеют давнюю историю. Считается с точки зрения специалистов, что наиболее ранняя книга по этикету была написана в Египте около 2350 г. до н. э. под названием «Инструкция по поведению». Однако в современной культуре отношение к данному феномену остается достаточно противоречивым. Имеет место явное недооценивание его роли, которое проявляется в том, что о правилах этикетного поведения вспоминают лишь в отдельные моменты жизни, а в целом рассматривают их как наследие предшествующих этапов социального бытия, сохранившееся и исполняемое просто по традиции. В лучшем случае, значимость этикета связывают лишь с функционированием отдельных областей современной социальной жизни, в частности, с дипломатической сферой, сферой бизнеса и управления. Кроме того, даже в тех случаях, когда подчеркивают важность этикета, то часто сводят ее только к прагматическим основаниям, истолковывая этикет как модификацию правил социальной безопасности. Поэтому остается распространенной интерпретация данного феномена как внешней, формальной, а значит, поверхностной и потому лишенной внутренней необходимости, стороны социальной жизни, особенно современной.
Такое же отношение проникает в исследование и проблематики этикета. В трудах историков, социологов, этнографов, антропологов хорошо представлено описание форм этикета в различных культурных средах, исследовано происхождение тех или иных этикетных норм, проанализирована их связь с архаическими ритуалами и религиозными предписаниями, однако теоретическое осмысление данной проблематики в научной литературе остается слабо представленным. В первую очередь это касается обоснования этикета как необходимого элемента культурной жизни, сохраняющего свое значение даже в процессе смены культурных и цивили-зационных форм. С этой точки зрения, попытки построить обоснование его ценности на фундаменте утилитарности следует считать совершенно неудовлетворительными.
Но с другой стороны, в последнее время мы наблюдаем возрождение интереса к этикетной культуре. Появилось большое количество изданий практического толка, содержащих советы и рекомендаций, как вести себя в самых разнообразных
социальных ситуациях. Следует отметить при этом, что пути возрождения этикетной культуры и тенденции ее развития наиболее отчетливо проявляются в современном российском обществе, а опыт разработки и внедрения курсов по этикету в Томской области можно считать здесь весьма поучительным.
Конечно, в первую очередь активизация такого интереса напрямую связана с ценностью делового этикета. Становится очевидным, что соблюдение правил хорошего тона позволяет чувствовать себя комфортно и уверенно в любых ситуациях повседневного делового общения, служит установлению доверия с партнером, клиентом, работодателем, представителем другой национальности и веры. Уже никого не надо убеждать в том, что знание делового этикета способствует формированию положительного имиджа выпускника ВУЗА, помогает молодому специалисту во время интервьюирования с работодателем стать конкурентоспособным на столь непростом современном рынке труда, утвердиться и реализовать себя на «лестнице деловой карьеры». Более того, и сами предприниматели любого уровня начинают осознавать, что их способности и личные качества дают наибольшую отдачу лишь при наличии соответствующей деловой репутации, которая складывается из умения общаться с партнерами по бизнесу, потребителями, государственными органами, средствами массовой информации.
Даже международное общение перестало сегодня быть прерогативой лишь профессиональных дипломатов. Многократно увеличились контакты с зарубежными партнерами по линии «народной дипломатии» (предприятий и учреждений, предпринимательских структур, общественных, культурных организаций и союзов, местных органов власти и т.д.). Это в корне изменило актуальность звучания проблемы культуры международного общения. К тому же необходимость использования в работе с зарубежными партнерами общепринятых международных норм и правил поведения объективно способствует изменению взаимоотношений и между нашими соотечественниками.
Очевидно, что данные процессы требуют своего осмысления и, в том числе, на теоретическом уровне. Во-первых, мы имеем дело с, так сказать, живыми и непосредственно данными причинами актуализации интереса к этикетной культуре. Поэтому становится возможным делать выводы о тех факторах, которые придают необходимость данной форме культурной жизни. Во-вторых, что, на наш взгляд, наиболее важно, анализ данных процессов требует правильной расстановки иссле-
довательских акцентов, а именно способности увидеть за ограниченной пока областью востребованности этикета (в частности, в нашей стране) проявление более масштабных процессов. Ведь не случайно даже в сфере предпринимательства вос-требуется именно этикет. Поэтому исследование места данной системы знаков, норм, форм поведения в структуре культуры в целом и определение факторов, придающих им необходимость во всем комплексе культурных ценностей, видится и остается актуальной задачей.
Степень разработанности проблемы. Как уже подчеркивалось выше, этикетная культура имеет давнюю историю. Разработка и описание этикетных норм получили прямое или косвенное выражение в таких памятниках мировой и отечественной литературы, как «Изречения», приписываемые Конфуцию, «Никомахова этика» и «Большая этика» Аристотеля, «Застольные беседы» Плутарха, «О дружбе» и «Об обязанностях» Цицерона, «Поучения» Владимира Мономаха, «Домострой» Сильвестра, «Юности честное зерцало...», «Дисциплина клерикалис» П. Альфонсо, «Придворный» Б. де Кастиньоне, «Мысли о воспитании» Дж. Локка, «Характеры, или Нравы нынешнего века» Ж. де Лабрюйера, «Письма к сыну» Чес-терфилда и т.д. Данные труды предстают тем бесценным источником, на основании которого можно судить о характере этикета, истоках его возникновения и путях его развития.
Актуализация внимания к этикетной культуре в современном обществе нашла свое отражение в появлении большого количества работ, посвященных разработке прикладных аспектов и практическому применению этикетных норм. Эти разработки связаны с именами М. Адама, В.И. Андреева, М.Д. Архангельской, В. Биркенбиля, А.Ф. Борункова, Л. Брауна, Е. Власовой, Ф. Дейвиса, Р. Дени, Д. Кар-неги, И. Криксуновой, Л.С. Лихачевой, Л.Лобаревой, П. Мицича, И. Нефедовой, А. Панасюка, В. Парбо, Г. Почепцова, Э.Я Соловьева, М. Спиллейна, М.А. Стрельма-ховича, Дж. Фаста, Л. Фелтона, Н.И. Формановской, В.М. Шепеля, Дж. Ягера и др.
Даная ситуация подталкивает как практиков, так и теоретиков, к обсуждению вопросов, связанных с осмыслением роли этикета в современной культуре, путей и перспектив его развития. Эта линия изучения этикета рассматривается в работах Р. К. Камерона, Э.А. Капитонова, А. Книгге, А.С. Ковальчука, К. Нордст-рема, Д. Льюиса Ричарда, Т.Н. Персиковой.
В исследовательской традиции хорошо представлена история развития этикета в различные эпохи и в различных культурах. Это работы В.М. Алпатова, В.А. Бажановой, И. Забелина, Ш.Д. Инал-Апа, Е.С. Новик, Б. Нонева, М. Оссовской, И. Панкеева, Э. Поуста, В. Файвинова, Т.В. Цивьяна, Н. Элиаса и др.
Вышеперечисленные направления, как разработки этикетных норм, так и их изучения представляют собой скорее объект для данного исследования. Поэтому теоретическая постановка вопроса о месте этикета в культуре заставила обратиться к анализу работ, которые могли бы обеспечить теоретико-методологическую базу для искомого ответа. В первую очередь, они связаны с обсуждением темы условий возникновения этикета и ее осмыслением в общекультурном контексте. Данный аспект представлен именами крупнейших антропологов и культурологов 19-20 вв., а именно К. Гирца, М. Дуглас, Р. Жирара, Р. Кайуа, Л. Леви-Брюля, К. Леви-Стросса, Б. Малиновского, А.Р. Рэдклиффа-Брауна, Э.Сепира, У. Уорнера, Л. Уайта и др.
Анализ факторов, обеспечивающих необходимость этикета в культуре, заставил обратиться к осмыслению принципов устройства культуры как целостности и общих закономерностей функционирования социальной и культурной жизни. Данные аспекты нашли свое отражение в трудах (многие из которых стали классическими) таких зарубежных и отечественных авторов, как Д. Белл, П. Бергер, П. Бурдье, И. Гофман, М.С. Каган, И.С. Кон, П. Козловски, Д.С. Лихачев, Т. Лукман, Э.С. Маркарян, В.М. Межуев, М.К. Петров, Е. Финк, Э. Фромм, Ю. Хабермас, Й. Хейзинга, О. Шпенглер и др.
Однако в целом следует отметить, что работы антропологов и теоретиков культуры скорее обеспечивают лишь общекультурный контекст обсуждения темы нашего исследования и предоставляют общую теоретико-методологическую базу, чем указывают конкретное направление, в котором можно было бы искать ответ на поставленный вопрос. Данная исследовательская ситуация свидетельствует о необходимости и актуальности проведения специального философско-культурологического изучения темы места и роли этикета в культуре.
Объект исследования. Этикет как совокупность знаков, норм и моделей поведения во всем многообразии его исторических и культурных форм.
Предмет исследования. Условия и факторы, превращающие этикет в неотъемлемую структурную компоненту культурной жизни в целом.
Цель исследования. На основе определения сущностных и специфических черт этикета показать, что он является не исторически преходящим или локальным культурным явлением, а неотъемлемым элементом любой системы культурных ценностей и необходимым условием ее функционирования как системы таких ценностей.
Задачи исследования.
Выявить особенности этикета путем определения его места и функций в структуре коммуникации.
Рассмотреть основные черты и особенности этикета как вторичной знаковой системы.
Определить характер и место этикета в системе правил поведения, чтобы установить, выражением каких форм коммуникативной активности он призван являться.
Выявить основные черты и особенности культуры как системы ценностей и знаковой системы.
На основе исследования характера функционирования этикета в системе культурных ценностей показать его значение в данной системе.
Выявить условия возникновения и перспективы развития этикетного поведения.
Теоретико-методологическая база исследования. В основу диссертационного исследования положен культурологический подход. Его специфика состоит в определении позиции или концептуальной рамки, позволяющей устанавливать функции, значение, условия необходимости изучаемых объектов. Такую концептуальную рамку или контекст задает трактовка культуры как совокупности образцов (идеалов и норм), обеспечивающих выживание человека как специфического существа. С этой точки зрения объекты, внешне лишенные непосредственной утилитарной или практической целесообразности, могут интерпретироваться как обладающие необходимостью потому, что взаимодействие именно с ними становится выражением и закреплением специфики человеческого бытия. В частности на этом основании становится возможным разводить культурное и социальное измерения человеческого бытия.
Культурологический подход задает соответствующую методологию исследования, а именно применение герменевтического метода. Данный метод основан
на полагании первичности традиции, которая предстает как приоритетным объектом исследования, так и условием очерчивания исследовательского горизонта. Это предполагает не отрицание ее как суммы предрассудков или простого историографического перечисления суммы мнений, а такой диалог с ней, в котором само предание толкает исследователя расширять горизонт понимания осваиваемых объектов. Использование данного метода строится на том, что понимание должно достигаться интерпретацией изучаемых объектов как частей некоторого целого и обусловливаться принципом «понимание рождается в применении», где применение «следует мыслить скорее не как действие субъективности, но как включение в свершение предания, в котором происходит непрерывное опосредование прошлого и настоящего» [29. С. 345]. Такое включение в свершение предания позволяет осуществлять не только простую реконструкцию, но и эффективную интерпретацию изучаемых объектов.
Научная новизна и результаты, выносимые на защиту.
Установлено, что наиболее продуктивные результаты по определению сущности и особенностей этикета можно получить, если рассматривать его как совокупность специальных приемов, направленных на выявление, поддержание и обыгрывание статуса партнеров по коммуникативному акту.
Обоснован тезис, что в основе возникновения, закрепления и развития этикетных форм поведения лежит необходимость выразить такие моральные ценности (уважение к достоинству и тактичность), которые являются одним из оснований конституирования человеческого сообщества, что дает право считать этикет способом придания значимости, как системе социальных различий, так и коммуникативным отношениям в целом.
Установлено, что необходимость символического выражения моральных ценностей, конституирующих этикет, усиливается там, где моральное отношение оказывается не сущностью, а лишь составной частью коммуникативного акта, поэтому этикет можно рассматривать как единственный способ сохранять и даже конструировать ценность коммуникации в обществах в целом и системах действия в частности, где доминируют ценности, ориентирующие на инструментальное отношение к миру.
Показано, что этикет возникает не на базе конкретных ритуалов, а на основе использования самого механизма ритуализации или структуры ритуального
действия в условиях «расколдовывания мира» и необходимости найти новые способы закрепления и выражения культурных ценностей, обеспечивающих сохранение специфики человеческого бытия.
5. Обоснован тезис о том, что следует предполагать актуализацию роли этикета в современной индустриальной и постиндустриальной культуре, поскольку: а) сама способность действовать по этикетным правилам приобретает важное символическое значение, а именно становится демонстрацией надежности, добросовестности и ответственности, проявлением самоуважения и уважения к партнеру по ведению дел в ситуациях с открытым финалом; б) демонстрация знаков уважения к достоинству любого человека становится необходимым способом выражения отношения индивида к проявлению собственных личностных качеств и определению своего места в системе социальных отношений.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Положения и выводы диссертации выросли на основе разработанной программы «Имидж и организация деловой карьеры», включавшей в себя лекционные занятия, ролевые игры, тренинги и видеотренинги и осуществлявшейся в Томской службе занятости населения для безработных и ищущих работу, в ТГУ для студентов философского факультета по специальности «социальная работа», в ТПУ для студентов гуманитарного факультета по специальности «гостиничный бизнес и туризм», в Томском филиале Сибирской академии государственной службы для слушателей факультета «государственное и муниципальное управление», в Томском региональном научно-внедренческом образовательном центре на курсах повышения квалификации по специальностям «секретарь руководителя», «менеджер по персоналу», «главный бухгалтер». В связи с реализацией Федерального закона № 131 от 6 октября 2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ТФ СибАГС (Томский филиал академии госслужбы) в областном конкурсе образовательных программ выиграла право проводить обучение глав районных и сельских муниципальных образований. При этом, наряду с важным блоком экономических и правовых тем, значительное время в программах отведено темам: «Этика и культура управления», «Имидж руководителя», «Деловой этикет и корпоративная культура».
Для коммерческих фирм была разработана программа-тренинг по таким направлениям, как «Бизнес-этикет», «Техники эффективной деловой коммуникации»,
«Деловая риторика», цель которых заключалась в повышении уровня психологической культуры сотрудников и развития их способности эффективно взаимодействовать с клиентами. Тренинги успешно прошли в таких организациях, как рекламная компания «Пилон», Медиа-холдинг «Рекламный Дайджест», «Востокгазпром», аптечной сеть «Живая аптека», «Аптека-ВИТА», агентство недвижимости «Альянс», компания «ТомБалт», торговая компания «Ника» и т.д. В свою очередь результаты диссертационного исследования послужили основой для реорганизации программы в соответствии с полученными выводами.
Теоретическую значимость исследования можно связать с появлением и развитием с конца 19 в. культурологических исследований. Их значение состоит не только в определении нового объекта изучения, заставившего обратить внимание или увидеть в новом свете те аспекты человеческого бытия, которым до этого не уделялось столь пристального внимания, но и в превращении культуры в контекст, который начал определять поиск объектов исследования и новое направление интерпретации традиционно изучаемых объектов. Поэтому исследование своеобразия этикета, его функций в культуре позволяет пролить свет на исследование общих закономерностей культурной жизни и тенденции их трансформации. С другой стороны, помещение этикета в контекст функционирования системы культурных закономерностей позволяет высветить его грани, которые до этого оставались в тени, и определить тот эвристический и практический потенциал, который он в себе содержит.
Теоретический анализ проблематики этикета определяет направления практического применения полученных результатов. В частности, становится очевидным, что он представляет собой технологию, которую смело можно назвать «технологией производства культуры» и реализация которой становится необходимым условием как достижения практического успеха (в современном обществе), так и производства и сохранения доминирующих культурных ценностей современной цивилизации, а именно ценности личности, тактичности и уважения ее достоинства.
Поэтому положения и выводы диссертации могут быть использованы как в подготовке и чтении учебных курсов, посвященных проблемам коммуникативной составляющей культуры, так и в разработке практических мероприятий (тренингов, ролевых игр), призванных научить различные категории потребителей (от студен-
тов до предпринимателей и сотрудников госучреждений) основам и различным аспектам этикетной культуры.
Апробация работы. Первое практическое применение тема, исследуемая в диссертации, нашла в Томской службе занятости, в отделе информационного обеспечения занятости и психологической поддержки безработных граждан в 1994-2001 гг. На основе полученного опыта был создан клуб «Карьера» для студентов, особенно старших курсов, где была разработана и нашла широкое применение программа «Деловая карьера и ее организация». В 1999 г. была разработана программа «Имидж и организация деловой карьеры». С 2000 г. она успешно воплощается в ТГУ на философском факультете на кафедре социальной работы для студентов старших курсов. Так же с 2001 г. идеи данного исследования были реализованы в программах: «Этика и культура управления», «Имидж руководителя», «Корпоративная культура предприятия», по которым проводятся занятия в Томском филиале сибирской академии госслужбы для слушателей получающих первое и второе высшее образование по специальности «Государственное муниципальное управление». В разнообразных коммерческих фирмах неоднократно применялись разработанные программы - тренинги: «Бизнес - этикет» и «Dress - kod» - составляющая корпоративной культуры».
Наконец, основное содержание и выводы диссертации апробировались в докладах и сообщениях, сделанных на проводимой Департаментом Федеральной государственной службы занятости населения по Томской области в июне 2001 г. научно-практической конференции «Рынок труда Томской области: реальность и прогнозы» для специалистов служб занятости, работодателей, а также для всех, интересующихся проблемами рынка труда (доклад «Программа «Молодежная практика» как ступень повышения профессионального мастерства молодых специалистов), а также на 9-м научно-методическом семинаре «Качество образования управленческих кадров: подходы, практика, проблемы» для преподавателей, участвующих в реализации программ подготовки управленческих кадров по заказу Администрации области в г. Томске в 2003 г.
Структура диссертации построена в соответствии с основной идеей исследования и последовательностью решения задач, необходимых для ее реализации. Диссертация состоит из трех глав, введения, заключения. Основной объем текста -136 страниц. Список литературы содержит 165 наименований работ.
Соотношение понятий этика, этос, этикет
Общественный интерес к этикетной культуре, желание овладеть хорошими манерами не только не угасает, но даже в последние годы увеличивается (по крайней мере, среди наших соотечественников). Свидетельством тому повсеместно создаваемые разнообразные «школы этикета» для детей и взрослых, гувернанток и предпринимателей популярные издания о правилах приличного поведения, расходящиеся большими тиражами. Это показывает, что этикет остается не устаревшим остатком прошлого, а важным компонентом любой культурной жизни. Поэтому комплексное изучение этикета, определение его места и функций в системе социокультурных взаимодействий, воссоздание целостного образа этикета как «культурной универсалии» представляется необходимым. Но к этому изучению нужно подойти с четким и полным определением в исходных терминах. Поэтому первая глава нашей работы будет посвящена анализу наиболее существенных и в то же время специфических черт, характеризующих этикет.
Начать следует с того, что уже на уровне феномена можно отметить разнообразие форм проявления этикета. Так принято выделять а) дипломатический этикет, который находит свое выражение в характере приемов, сервировке стола, рассадке гостей за столом, застольном этикете, рассадке в автомобили, дипломатической корреспонденции, визитах, переговорах, визитных карточках; б) служебный этикет, который воплощается в просьбах, приказах, наказаниях, поощрениях, собеседованиях, правилах распорядительства, принятии управленческих решений, обращениях «ВЫ» «ТЫ»; в) деловой этикет, связанный с характером речи, приветствия, знакомства, поздравления, прощания, искусством комплимента, правилами вручения подарков, особенностями делового общения с иностранными партнерами, имиджем делового человека, деловой перепиской, телефонным этикетом, вербальным и невербальным этикетом; г) этикет в общественных местах и поведение на улице, д) научный этикет; е) медицинский этикет; ж) спортивный этикет; з) национальный этикет; и) воинский этикет; к) профессиональный этикет; л) церковный этикет; м) семейный этикет; н) сословный этикет; о) корпоративный этикет и т.д. Для прояснения и уточнения терминологического аппарата начнем с рассмотрения соотношения сходных понятий этикет, этика и этос.
Слова «этикет» и «этика» воспринимаются как близкие по значению. И это естественно. К такому восприятию подталкивает не только сходство самих слов, но и теснейшая связь этих понятий. Однако на самом деле эти слова сблизились сравнительно поздно.
Этика является одной из древнейших областей человеческого знания. Сам термин происходит от древнегреческого слова «этос» (ethos), означавшего действия и поступки человека, подвластные ему самому, имеющие различные степени совершенства и предполагающие моральный выбор индивида. Первоначально, еще во времена Гомера, этос — жилище, постоянное местопребывание. Аристотель интерпретировал этос как добродетели человеческого характера (в отличие от добродетелей ума). Отсюда производное от этоса — этосный (ethicos — относящийся к нраву, темпераменту) и этика — наука, изучающая добродетели человеческого характера (мужество, умеренность, мудрость, справедливость). И поныне термином «этос» пользуются, когда необходимо выделить нравственные устои, которые проявляются в исторических ситуациях, угрожающих существованию самой цивилизации. И вместе с тем издревле этос (этос первоэлементов у Эмпедокла, этос человека у Гераклита) выражал то важное наблюдение, что обычаи и характеры людей возникают в процессе их совместного проживания.
Сходным значением обладает слово «мораль». В древнеримской культуре им обозначался широкий круг явлений и свойств человеческой жизни: нрав, обычай, характер, поведение, закон, предписание моды и т. д. Впоследствии от этого слова было образовано другое — moralis (букв, относящийся к характеру, обычаям) и позднее (уже в 4 в. н. э.) термин moralitas (мораль). Следовательно, по этимологическому содержанию древнегреческое ethica и латинское moralitas совпадают.
В настоящее время слово «этика», сохранив свой первоначальный смысл, используется для обозначения философской науки, основная задача которой состоит в рефлексии над моральными ценностями. А под моралью понимается совокупность реальных отношений, которые складываются между людьми на основании существующих моральных норм во всех сферах человеческой деятельности, или совокупность тех реальных отношений, которые могут быть оценены как мораль ные или аморальные на основании существующих моральных норм.
Если говорить о значении термина «этикет», то, прежде всего, следует начать с того, что само слово происходит от французского слова etiquette, которое имеет два значения: 1) «ярлык», «этикетка», «надпись» и 2) «церемониал», «этикет». Оно, в свою очередь, заимствовано из голландского sticke («колышек», «шпенек») и первоначально обозначало колышек, к которому привязывалась бумажка с названием товара, позднее — и саму бумажку с надписью. На основе значения «надпись» развилось более узкое значение — «записка с обозначением последовательности протекания церемониальных действий» и далее — «церемониал». В частности, исследователи указывают, что на дворцовых приемах у «Короля - солнца» Людовика XIV гостям вручались карточки с надписанными на них правилами поведения. От названия карточки - «этикетка» и пошло слово «этикет» [119. С. 6]. Еще в начале 20 в. оно могло обозначать в русском языке ярлык, наклеиваемый на бутылки и обертки товаров с обозначением названия фирмы, торговца и производителя. Однако закрепилось с этим значением все же слово «этикетка».
Основные черты культуры как системы ценностей
Отношение к этикету в современной культуре весьма противоречиво. Часто имеет место явное недооценивание его роли, когда о правилах этикетного поведения вспоминают лишь в отдельные моменты своей жизни, а в целом рассматривают их как устаревшее наследие предшествующих этапов общественного бытия. Либо значение этикета связывают лишь с определенными сферами современной социальной жизни, в частности, бизнеса, полагая, что наличие этикетных норм составляет необходимое и вполне достаточное культурное оснащение современного делового человека и т.п.
Суть нашего подхода к месту и роли этикета в социальной и культурной жизни состоит в следующем утверждении: этикет следует считать не исторически преходящим или локальным явлением, а неотъемлемой составной частью системы культурных ценностей, структурным элементом культуры как способа человеческого бытия, условием ее нормального функционирования как системы ценностей. Однако данное положение нуждается в обосновании. Если в предшествующей главе рассуждения о месте и значении этикета отталкивались от факта его существования, то решение данной задачи требует прямо противоположной операции, а именно исходить из идеи культуры. Для обоснования данного положения следует представить культуру как определенным образом устроенную и работающую структуру и показать, где и как в рамках данной структуры должен с необходимостью функционировать этикет и как благодаря этикету обеспечивается функционирование культуры. Соответственно необходимо выбрать такую концепцию культуры, которая, с одной стороны, была бы приемлемой для достижения поставленной цели, а, с другой стороны, не вступала в противоречие с традицией осмысления самого феномена культуры. Укажем, что в современных исследованиях по теории культуры справедливо отмечается, что само это понятие — одно из наиболее многозначных в научном и философском лексиконе. В ставшей классической работе «Культура: Критический анализ концепций и дефиниций», написанной американскими антропологами А. Кребером и К. Клакхоном в 1952 г., уже было представлено 164 определения культуры и свыше сотни ее описаний. Не вдаваясь в детальный анализ всех имеющихся определений и не ставя своей задачей предлагать очередную дефиницию, укажем все же на то, что в последние годы в значительной степени преодолена тенденция описывать культуру как совокупность надстроечных явлений. Действительно, очень часто, особенно в публицистике, культура фактически сводилась и сводится либо к сфере духовной жизни, либо к сфере искусства, причем к его определенным (классическим) формам. Нетрудно понять, что такое толкование превращает культуру в поверхностное явление или в частичную сферу человеческой жизни, а значит, в конечном счете, лишает ее статуса необходимости в структуре человеческого бытия. Как отмечал Сепир, характеризуя подобные трактовки, «сказать, что это... понимание охватывает все духовные элементы цивилизации в противоположность чисто материальным было бы неточно - отчасти потому, что получающаяся концепция культуры, видимо, по-прежнему включает в себя большое количество относительно тривиальных моментов, а отчасти по причине того, что некоторые из числа материальных факторов вполне могут занимать ключевое место в культурном целом. Ограничивать, как это часто делается, применение термина «культура» к искусству, религии и науке опять же нежелательно, ибо при этом слишком многое исключается из его содержания» [114. С. 468-469].
При обсуждении вопроса о сущностных и в то же время специфических чертах, характеризующих культуру, будем опираться, прежде всего, на подход, основанный на полагании специфики человеческого бытия. Этот подход предполагает, что те свойства, которые определяют существование человека, образно говоря, как человеческого существа, являются не линейным продолжением его природных характеристик, а представляют собой разрыв с ними и формирование совершенно иных способов взаимодействия с окружающим миром. Данная установка определяет саму возможность и необходимость выделения такого измерения как культура, которое, как указывал в частности М.С. Каган, призвано «быть способом целостно го, осуществившегося в филогенезе и всякий раз повторяющегося в онтогенезе «очеловечивания человека» [126. С. 169].
Определение истоков возникновения этикета
Задача данного раздела состоит в том, чтобы применить результаты, полученные в предшествующих главах и направленные на определение сущностных и в то же время специфических свойство этикета, а также на определение его роли в системе культурных ценностей, к обсуждению некоторых вопросов, значимых для тематики, связанной с этикетом. В первую очередь речь пойдет об условиях возникновения этикета. Здесь хотелось бы подчеркнуть, что обращение к этой теме предполагает не столько исторический экскурс, сколько попытку выработать теоретическую модель, с позиций которой можно было бы продуктивно обсуждать вопрос о генезисе этикета. В современной литературе считается общепринятым, что происхождение социальных и культурных явлений и их функции могут весьма существенно отличаться друг от друга. Но, тем не менее, можно предположить, что именно выявление условий (а не конкретных исторических обстоятельств) возникновения того или иного феномена позволяет понять и условия сохранения его социальной и культурной значимости. Это делает обращение к данному вопросу плодом не просто субъективного или чисто исторического интереса.
Как отмечалось в первой главе, историки этикета считают, что происхождение самого термина «этикет» (фр. etiquette) связано с именем французского короля Людовика XIV. На одном из пышных и изысканных приемов у короля гостям вручали карточки с перечислением правил поведения, соблюдение которых требовалось от них. От французского названия карточки - «этикета» - и произошло, как полагают, слово, вошедшее впоследствии в языки многих народов.
Представляется, что если говорить об истоках возникновения самого данного культурного феномена, то ключ к проблеме его происхождения должно дать изучение соотношения этикета и ритуала. Не будет далеким от истины утверждение, что корни происхождения этикета следует искать в ритуальном поведении. Однако характер данной связи нуждается в прояснении. Традиционно соотношение этикета и ритуала рассматривалось в сугубо эволюционном плане. Предполагалось, что ритуал предшествует этикету, а этикет в свою очередь, формируется на основе ритуала. Такая последовательность действительно наблюдается во многих случаях и все же ею существо дела не исчерпывается. Выдвинем тезис, что даже в тех случаях, когда связь между стереотипами ритуального и этикетного поведения очевидна, следует говорить не о прямой зависимости или преемственности между ними, а о сложной опосредованной соотнесенности. Как правило, ритуальный знак или поведенческий текст являются не прямыми источниками их этикетных «двойников», а скорее их прообразами или даже просто аналогами. Иначе говоря, этикет не вырастал напрямую из ритуалов, а формировался на иной основе.
Для прояснения сути дела следует еще раз обратиться к общей характеристике природы и функций ритуала в культуре. Все современные исследователи согласны с тем, что ритуальное поведение является не знаком примитивности культуры, а определенным способом взаимодействия человека с миром, в котором воплощаются как черты универсальные, так и характеризующие своеобразие архаических и традиционных обществ. Что касается универсальных аспектов, то они уже затрагивались в главах 1 и 2. Как уже отмечалось, с этой стороны ритуал предстает видом символических действий, воплощающим одновременно функцию как выражения, так и замещения связи с культурной ценностью. Поскольку существование многих культурных ценностей специфично, ритуал оказывается единственным способом взаимодействия с ними. Например, такая культурная ценность, как «родина», лишена очевидности и существует только благодаря соответствующему отношению со стороны индивидов. Поэтому выражение определенного отношения к ней, а именно «любви к родине», возможно, как правило, только посредством символических действий. Исключение составляют ситуации, которые можно назвать пограничными, например «защита от врага», когда можно говорить о «реальности» действий. Но они же подсказывают еще одну черту символических действий. Сохранение такой культурной ценности как «родина» осуществляется не просто благодаря символическим действиям, а в самих этих действиях. Почитание национальных святынь, к примеру, и есть сохранение ценности родины. Поэтому и символические действия в этом смысле можно рассматривать как «реальность» особого рода. Их отсутствие есть фактическое исчезновение культурной ценности.
100
Это обстоятельство позволяет понять место и функции ритуала в архаических и традиционных обществах. Если принять общераспространенную точку зрения, что в культурах данного типа преобладает адаптивная ориентация, а именно недоверие и подозрение к изменениям, преобразованиям, новациям, то можно предположить, что доля и значение символических действий в них должны были преобладать. Значит в архаических и традиционных культурах ритуал должен выступать доминирующим механизмом контроля над ситуациями. Поэтому взаимоотношение человека и коллектива с миром должно выливаться и приобретать по преимуществу ритуальное оформление.