Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Экономическая культура как самоорганизующаяся система ценностей Шорохова Надежда Аркадьевна

Экономическая культура как самоорганизующаяся система ценностей
<
Экономическая культура как самоорганизующаяся система ценностей Экономическая культура как самоорганизующаяся система ценностей Экономическая культура как самоорганизующаяся система ценностей Экономическая культура как самоорганизующаяся система ценностей Экономическая культура как самоорганизующаяся система ценностей Экономическая культура как самоорганизующаяся система ценностей Экономическая культура как самоорганизующаяся система ценностей Экономическая культура как самоорганизующаяся система ценностей Экономическая культура как самоорганизующаяся система ценностей Экономическая культура как самоорганизующаяся система ценностей Экономическая культура как самоорганизующаяся система ценностей Экономическая культура как самоорганизующаяся система ценностей
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шорохова Надежда Аркадьевна. Экономическая культура как самоорганизующаяся система ценностей : диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01 / Шорохова Надежда Аркадьевна; [Место защиты: Новгород. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого]. - Великий Новгород, 2008. - 165 с. РГБ ОД, 61:08-9/70

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Сущность экономической культуры 17

1.1 Культурная потребительская ценность материальных благ 17

1.2 Ценностные аспекты основных вопросов экономики 43

Глава 2. Структура и содержание системы экономической культуры. 65

2.1 Интегрирующая роль системы экономической культуры 65

2.2 Этические основания системы экономической культуры 88

Глава 3. Процессы самоорганизации в экономической культуре 109

3.1 Роль эстетического восприятия в воспроизводстве ценностей экономической культуры 109

3.2 Неклассическая рациональность как фактор саморазвития экономической культуры 130

Заключение 148

Список использованной литературы 154

Введение к работе

Настоящая работа посвящена проблеме определения экономической культуры. Экономическая деятельность — неотъемлемая часть человеческой жизни. Из всех областей деятельности общества именно хозяйство определяет жизнь большинства людей в течение большей ее части. Хозяйственная деятельность имеет предельную древность в истории человечества, а значит, и вечную укорененность в структурах личного и общественного сознания. Древнейшая, дописьменная пора жизни человечества показывает, что на этих этапах мировой истории бытовая и хозяйственная повседневность практически полностью совпадает с культурой как таковой. Базовым маркером этнической культуры в традиционном обществе выступает домашний и производственный быт. Археологически воскрешенная повседневная среда обитания предков, сохраняет бытовой антураж минувших столетий, символизирует предельные основания культуры минувших эпох. Чем более мы проникаем вглубь истории древнего человечества, тем менее различимыми оказываются предметы практического назначения и художественные изделия. А если к тому же учесть культовую функцию последних, то можем говорить об изначальной спаянности практических и духовных мотивов творчества. История свидетельствует не о регулярной эволюции хозяйства, но о прерывистости экономических процессов, которые развиваются фактически в результате импульсов, получаемых из сферы социальной организации и культуры.

Актуальность исследования обусловлена современным этапом социально-экономического развития мирового сообщества и необходимостью изучения взаимосвязи между направленностью социально-экономического развития страны и доминирующей в этой стране культурой. Несмотря на глобализацию мирового развития, экономические и социальные формы, заимствуемые теми или иными государствами из опыта других стран, не всегда реализуются или приобретают иное содержание. Экономическое поведение человека (как производителя, продавца, потребителя) пронизано огромным количеством установок, стереотипов, ценностных ориентации, стандартов,

которые в значительной степени являются отражением доминирующей в данном социуме типа культуры. Вопрос об экономической культуре — это, прежде всего, вопрос о нематериальной составляющей хозяйственной деятельности, формирующей сознание участников экономического процесса, их установки, иерархию ценностей, модели принятия решений, нормы поведения.

Актуальность исследования возникает из потребности противодействовать взаимоотчуждению экономики и духовной культуры. Экономическая и культурная ориентации не могут находиться в состоянии взаимного исключения и непримиримого противоборства, поскольку относятся к сознательной деятельности человека. Актуальность изучения экономической культуры предстает также из осознания роста негативных побочных воздействий нашей хозяйственной деятельности и в моральной ответственности за них перед будущими поколениями. В настоящее время традиционное разделение мира экономики и мира ценностей не позволяет решить проблемы разумного хозяйствования.

Экономика как область познания представляет собой сложный мир, который нельзя описать какой-то единой теорией. Экономические процессы осуществляются сознательно, чего нет в физике или химии. Институты национального государства, выполняющие одни и те же функции, не могут быть одинаковыми для всех стран. Поэтому законы экономики не могут быть открыты при помощи только логических обоснований. Факты, явления, события, происходящие в экономической жизни, осознаются не только посредством научных истин, логической системы знания, но и через призму отношения человека к миру, его нравственных и эстетических норм.

Экономика может рассматриваться как взаимодействие человека и его окружения с целью производства и потребления жизненных благ. Это сфера, в которой общество принимает и реализует решения об использовании ограниченных ресурсов для удовлетворения человеческих потребностей. Но в процессе хозяйственной деятельности закрепляются определенные способы

взаимодействия хозяйствующих субъектов — «правила игры», которые организуют взаимоотношения между людьми. Поэтому экономика может быть рассмотрена не только как материальная сфера, а как система институтов, образцов и норм поведения, позволяющих получать оптимальный социально-экономический результат, сохраняющий целостность и непрерывность хозяйственной деятельности всего общества.

Интерпретация экономической рациональности в терминах максимизации собственного интереса, являющаяся одной из центральных черт основного русла экономической теории в течение нескольких столетий, привела к недооценке культурного смысла человеческой практики.

Концептуальным стержнем классической экономической теории, основанной А. Смитом еще в восемнадцатом веке, является представление о том, что поведение участников экономического процесса регулируется системой цен. На рынке индивиды обмениваются друг с другом товарами, цена которых определяется соотношением между спросом и предложением. Маржиналистская революция, начало которой принято датировать 1871 г., заменила трудовую теорию стоимости концепцией субъективной полезности товара, используя методологический индивидуализм. Важнейшим предметом исследования становится отношение человека к вещи и мнение хозяйствующих субъектов. Опираясь на субъективно-психологический подход, теоретики маржиналистской школы сделали попытку создать последовательную теорию, вскрывающую причинно-следственный механизм рыночных отношений.

Впервые вопрос о том, что экономическое поведение людей, как и всякую другую человеческую деятельность, следует анализировать, исходя из социального контекста, в котором она осуществляется, был поднят в рамках институциональная школы, которая берет свое начало в работах американских социологов 20-30-х годов двадцатого века. Так Т. Веблен возражал против выведения экономического поведения человека из утилитарных и гедонистических склонностей, генетически присущих человечеству. Категории классических экономистов, утверждал он, могут быть применены лишь к

определенным историческим условиям и в очень ограниченном контексте. [ 168, р. 462-467]

Экономист-неоинституционалист Д.Норт противопоставил институты как системы деперсонифицированных отношений и правил игры организациям, которые по этим правилам действуют. Известный историк-экономист и антрополог К. Поланьи обосновал своими исследованиями наличие двух равнозначных, параллельно функционирующих типов экономик. Опираясь на результаты многочисленных исследований, он утверждал, что созданная А. Смитом теория экономики, в основе которой лежат институты рынка и свойственные ему механизмы спроса, предложения и цены, не соответствует экономикам всех обществ. К. Поланьи называл тип экономических систем, отличных от рыночных, редистрибутивными. Редистрибуция представляет собой процесс аккумулирования, собирания, совмещенный с новым, вторичным распределением и раздачей. К. Поланьи отмечал, что рыночные и редистрибутивные экономики не имеют характера стадиальности, но сосуществуют во времени и пространстве. Он пытался показать, как социальные действия, направленные на изменение природы экономической системы, приводят к уничтожению социума. Многочисленные исследования представителей новой институциональной экономической теории, убедительно продемонстрировали, что рыночная координация и регулирование экономики через систему цен могут работать только в том случае, если выполнены определенные институциональные условия. К этим институциональным предпосылкам можно отнести: политические условия прав собственности, договорного права, оправданное ожидание выполнения договоров.

Существуют и отечественные исследования хозяйственного развития России в рамках институциональной теории, в которых рассматриваются трансформации экономического сознания и поведения российского населения в постсоветский период и специфические особенности рыночных механизмов, воплощенных в современном бизнесе. Особо можно отметить работы: Заславской Т.И., Рыбкиной Р.В. «Социология экономической жизни»,

Тамбовцева В.Л. «Институциональные изменения в Российской экономике», Олейник А.Н. «Тюремная субкультура в России: от повседневной жизни до государственной власти».

Современная экономическая мысль проявляет себя в исследовании культурной деятельности, рассматривая продукты культуры как общественные товары (public goods). Несмотря на некоторое сходство продуктов культурной деятельности с основными свойствами общественных благ: неисключаемость и несоперничество, очень сложно применить данную теорию к исследованию культурных благ и культурных свойств товаров, поскольку именно характерные свойства общественных товаров побуждают рационально действующего потребителя вести себя в стиле «безбилетника» и сознательно скрывать свои предпочтения.

Концепция мериторных благ Р. Масгрейва также малоприменима к исследованию экономической культуры. В рамках этого подхода мериторными являются блага, спрос на которые не проявляется в индивидуальных предпочтениях по причине нерациональности поведения индивидуумов или их неосведомленности о фактических свойствах благ, а потому стимулируется государством. Несмотря на очевидную необходимость мериторного вмешательства государства в культурную деятельность, одновременно появляется опасность возникновения среды для достижения целей, не связанных с интересами общества.

Исследование потребностей качественно разных участников экономических отношений осуществляется в рамках экономической социодинамики. В основе социального выбора лежит принцип, согласно которому любое сообщество людей может иметь свой интерес, отличающийся от предпочтений индивидуумов, входящих в данное сообщество, и на основе механизмов обратной связи и сопоставления индивидуального благосостояния

формируются социальные установки, поддерживающие социальный

иммунитет, но которые рынок выявить не в состоянии.

В рамках перечисленных экономических исследований культурной

деятельности не учитывается принципиальное различие между культурными благами и традиционными товарами и услугами. Экономический анализ основывается на том, что культурное благо выбирается потребителем исходя из доступных ему средств, субъективной полезности потребления каждого из благ и установившихся цен. Однако только материально-потребительская ориентация неадекватна и недостаточна для понимания культурных свойств, присущих материальным благам. Восприятие культуры как продукта потребления, ориентированного на дифференцированную публику с различными вкусами отражает отказ от трансцендентных оснований культуры.

С точки зрения одного из современных представителей экономики благосостояния А. Сена дальнейшее развитие экономической теории будет более эффективным, если будет осуществляться в тесном контакте с этикой. Хотя в целом теория благосостояния связана с изучением методов организации хозяйства, которые обеспечивают обществу максимизацию богатства, по мнению А. Сена дальнейшее развитие этой теории требует использования более богатой, по сравнению с утилитаризмом, философской традиции, связанной с понятиями свободы, прав, всеобщей взаимозависимости и признания множественности этически значимых утверждений.

Наиболее известными западными теориями культуры хозяйствования являются труды М. Вебера, В. Зомбарта, Л. Мизеса, П. Козловски, обосновывающих обусловленность социального действия культурой, создающей ценности как эталоны, на которые ориентировано поведение людей.

Исследование массовой культуры в контексте описания современного общества потребления находится в центре внимания Ж. Бодрийяра. Определяющим признаком современного социума, по мнению Ж. Бодрийяра, становится то, что не потребности являются основанием для производства

товаров, а наоборот индустрия производства и потребления „производит

«потребности». При этом потребляются не столько товары, сколько вся система объектов как знаковая структура.

В России весьма основательную разработку философии хозяйства с позиций православной этики осуществил С. Булгаков. В своем творчестве он обращается к проблеме взаимоотношений двух жизненных сфер человека: его духовной жизни и мирской трудовой деятельности, раскрывая назначение человека в этом мире и значение мира для человека.

Современные исследования философии хозяйства продолжает Ю.М. Осипов, считающий своей главной задачей развитие фундаментальной экономической теории в рамках новой хозяйственной парадигмы, не являющейся сугубо экономической.

Недостаточный уровень разработанности проблемы современной экономической культуры, ее теоретическая и практическая значимость, обусловили выбор темы настоящего диссертационного исследования.

В данной работе производится исследование экономической культуры, определяемое границами: от модерна к постмодерну. Этот показатель рассматривается не только как временной, характеризующий кризис европейской культуры, но и как фактор эстетический и социальный. В условиях переломной эпохи, когда определяются базовые основания (понимание пространства, времени, причинности, элементарности), формирующие тип мышления и научно-философские парадигмы, присущие новой культуре, происходят радикальные изменения и в сфере экономических отношений. Экономическая деятельность несет на себе явно выраженный отпечаток особенностей тех эпох, культур (субкультур), мировоззренческих систем, в которых она существует. Сопряженность этих идей с реальной практикой определяет периодические перемены в содержании и траектории развития экономического мышления, обладающего не только элементами традиционности, но и отзывающегося на запрос времени.

Специфика постмодернистского мышления, отрицающая модернистские

ЦеННОСТИ, НОрМЫ, ТрадИЦИИ, Способствует MHpOB033peH^CjKOMy ГШЮраЛИЗМу, _НО

создает опасность неустойчивости культуры. Происходит процесс переосмысления, заимствования, эксплуатации уже отработанных форм.

Искусство становится генератором многих постмодернистских идей и одновременно формой кодирования, трансляции и манифестации этих идей.

Неотъемлемыми атрибутами постмодернистской цивилизации стали: спутниковое телевидение, видео, Интернет, электронная почта, сотовая связь — все то, что смешивается, комбинируется, формирует «глобальное» мышление. Средства массовых коммуникаций не просто ускоряют информационные потоки, но трансформируют глубинную структуру информации, от которой зависят ежедневные действия людей в экономической сфере. Использование наукоемких продукций, современных информационных технологий, разработка и внедрение новшеств в хозяйственной деятельности являются, главными факторами, определяющими конкурентоспособность. Ценность человеческого фактора становится особенно значимой в условиях общемировой тенденции сокращения ресурсоемкое производства и повышения его наукоемкости. Наблюдается все большее понимание того, что развитие бизнеса не является линейным, а наоборот, демонстрирует свою непредсказуемость, нелинейность. Инновация в целом может начинаться с малого события, которое в конечном итоге приведет к возникновению совершенно другой ситуации.

В условиях отхода от жесткого идеологического регулирования и контроля, расширения и принципиального изменения масштаба межкультурных взаимодействий, ведущих к существенному увеличению многообразия социокультурного пространства и новым возможностям выбора той или иной системы ценностей, появляется проблема поиска ориентиров в перенасыщенном информацией и непредсказуемом мире. Этот факт приводит к необходимости понимания тех процессов, которые являются для экономической системы важными, формируют ее поведение.

Можно выделить три функциональных уровня экономической культуры: — пер^вн^уію^іп^[щр^деляется_базовьіми_ ценностями, -мотивирующими-производственную и предпринимательскую деятельность, и определяющими место и значимость экономики в общей структуре культуры общества. Это

общенациональный уровень экономической культуры, обуславливающий воспроизводство конкретного типа экономической жизни.

- второй уровень — соционормативный, характеризует исторически
сложившиеся институциональные формы организации и регулирования
экономической деятельности. Это "правила игры", существующие в экономике
и определяющие взаимоотношения между людьми.

- третий уровень - личностный. Он отражает физическое, интеллектуальное
и духовное состояние конкретных людей, мотивацию к труду, реализацию
профессионального потенциала, организацию их быта и жизнедеятельности,
развитие потребностей.

В постиндустриальном обществе инвестиции производят в большей степени не материальные блага и даже не услуги, а блага символические, способные изменить потребности, представления, ценности. В индустриальном обществе изменялись средства производства, в постиндустриальном - цели производства, то есть культура. Гораздо большее количество образов и практических навыков распространяется на значительно более обширных территориях и с большей скоростью, чем в более ранние эпохи. В условиях, когда мир становится все более тесным и подчиняющимся определенным стандартам, западная культура распространяется практически беспрепятственно по всему миру. Движение и усвоение культурных навыков происходит путем активного импортирования, соревнования, диффузии.

Реклама вынуждает потребителя делать зачастую не свободный и не самостоятельный выбор. Качество дизайн-технологий необыкновенно высоко. Мастерство дизайнеров определяет какие образы, цвета, шрифты и слова повлекут нужную реакцию. Доминирование небольшого числа известных брендов, подделка и копирование известных марок, в конечном счете, ведет к монополизму и монокультуре. В определенном смысле дизайнер, целью которого_является-максимальная-товарная-привлекательностьг превращаетсяв— «идеолога» культуры. Он проектирует чувства, симпатии, эстетические вкусы, приобщает к определенному стилю жизни. Палитра лимитированных

альтернатив и выбора создают взаимозаменяемую и унифицированную культуру. Глобализация, не учитывающая разнообразия стилей жизни и различий в вере, приводит к безликой однородности и необоснованным претензиям на руководящую роль.

Издавна способность людей делать историю приобретала форму определенных исторических проектов: взять власть, изменить институты, отменить привилегии. Сегодня действующий субъект не стремится управлять ходом истории, а требует права быть самим собой, не будучи раздавленным аппаратами власти и пропаганды. Сообщество разделяется сегодня на тех, кто является агентом и хозяином культурных моделей, и тех, кто принимает в них зависимое участие и стремится освободить их от влияния общественной власти. Областью историчности сегодня является конфликт за общественное управление культурными ресурсами. Это не только вложения сделанные в культурные модели, но и дистанцирование по отношению к практике и нормам потребления. В мире, где индивидуальная реакция является запрограммированным ответом на технологические решения и осуществляется выбор из уже отобранных вариантов, моральность не определяется заповедями и преодолением интересов и страстей, она измеряется волей к самоутверждению и собственному выбору.

По мере того, как мир становится все более сложным, жизнь людей и их выборы становятся все более сложными. В области веры, ценностей и образа жизни существует возможность выбора, что разрывает линию религиозного и культурного наследования, приводит к потере идентичности. Живя в плюралистичном мире, люди дифференцируют, маркируют и разделяют самые разные предметы и явления. Они часто используют товары одновременно и как индикаторы общих коллективных идентичностей, и как сигналы собственной индивидуальности. Возникает спрос на ценности — нематериальные, эмоциональные, бр^ндьі_как_о^егцание_подлинности.-Бренд-отличается- от обычного названия или имени тем нематериальным багажом, который «прилагается» к его обозначению: легендой, мифом, широкой известностью,

идентификацией с определенным качеством, стилем. Изучая спрос, сегодня сначала формулируют востребованную идею продукта и только потом его производят. Культурная ценность товаров и услуг не равна их индивидуальной пользе, а также экономической ценности. «Беззащитный» потребитель не только жертва массового рьшка, но и деятельный участник созидания экономической культуры. Он проявляет себя сознанием дистанции в отношении незначительных или чуждых вещей, своим желанием свободы и творчества. Ответственность означает попытку делать свой осознанный выбор, не потерять свое «я», шанс обрести свободу. Необходимость осознанного выбора оказывается не столько экономической, сколько этической проблемой.

В период, когда создается новая культура, новые отношения с миром, в то время как формы общественной жизни остаются старыми или беспорядочными, практические дискурсы конкретизируют и обосновывают абстрактные нормы и принципы. В этот период культура обусловлена коммуникациями и соответствующими действиями, проявляющимися в характере знания, в способах экономических вложений, в этических дискурсах, касающихся форм достойной жизни. В процессе диалога участники подвергают первоначально подразумеваемые интерпретации межсубъектному утверждению. В этот период культура является смыслом, который создается благодаря ценностному чувству действующих лиц, а также совокупностью средств и моделей, которыми действующие лица стремятся управлять.

Духовные идеалы, язык, история, мудрость поколений, воплощенные в мыслях и действиях сообществ, способны наделять жизнь его индивидов смыслом. Знания о богатстве и разнообразии духовных ресурсов, доступных представителям разных цивилизаций, позволяют не впасть в высокомерие и сознание собственной исключительности, а обратиться за советом к мудрости и опыту, накопленному в рамках других традиций. Посредством диалога между

цивилизациями—устанавливается- равенство -различных—культур.—Благодаря

диалогу приходит понимание того, что многообразие может обогатить наше самопознание. Открытость исторического познания, освобождение его от

догматизма, способствуют возможности подлинного диалога, поиску новых смыслов и принципов культуры. Замкнутость ради сохранения самобытности может привести к националистическому фанатизму. С помощью диалога поиск самобытности создает предпосылки подлинного общения и искреннего уважения многообразия. Тогда диалог развивает взаимопонимание на базе общих ценностей.

В диссертационной работе экономическая культура рассматривается как система ценностей, способная противостоять дестабилизирующим явлениям, свойственным современной геоэкономике, и удерживать экономическую систему на некоторой линии развития. Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты, обеспечивая тем самым как преемственность традиций, так и конкретность знаний, удовлетворяющих потребность повседневной практики в процессе взаимопонимания. Такой подход дает возможность рассматривать экономическую культуру в аксиологическом аспекте, как совокупность ценностей, способствующих воспроизводству определенного хозяйственного уклада.

Целью диссертационного исследования является выявление внутренней взаимосвязи между духовными ценностями и современной экономической деятельностью. В соответствии с этим определяются следующие задачи исследования:

выявить наличие культурной составляющей в современной экономической деятельности и материальных потребностях личности;

установить взаимосвязь между ценностными установками сообщества и основными экономическими вопросами;

определить механизм интеграции экономического пространства в единую систему;

раскрыть.. обусловленность экономической культуры этическими ценностями;

рассмотреть проявление эстетического отношения к предметам и

явлениям в процессе производства и потребления товаров;

— обосновать необходимость познания и воспроизводства экономической культуры с позиций неклассической рациональности.

Объектом диссертационного исследования является процесс самоорганизации системы ценностей в современной экономической культуре.

Предметом исследования выступает совокупность коммуникативных действий, позволяющих воспроизводить культурные ценности в экономической теории и практике.

Методологическим основанием исследования выступает сочетание системного подхода, коммуникативной теории и ценностного анализа, позволяющих проследить взаимодействие и сопряженность ценностей культуры и экономики. Научная новизна диссертационного исследования проявляется в методологическом применении коммуникативного подхода к исследованию процесса самоорганизации системы ценностей экономической культуры.

Положения, выносимые на защиту:

  1. В экономической деятельности и предпочтениях покупателя культурная полезность товаров, сочетая эстетические свойства и смысловую нагрузку, выходит за пределы частного присвоения и способна содействовать социальному взаимодействию индивидов, проявляясь в возможности поиска групповой принадлежности, в потребности личности жить определенным образом.

  2. В способах решения основных вопросов экономики существует тесная взаимосвязь с ценностными установками существующего социального порядка, создающими контекст, в качестве интуитивно воспринимаемого фона, обеспечивающего адекватное восприятие поступков и высказываний.

  3. Ценности экономической культуры, явленные в субъективном опыте

и подтвержденные. в межличностной—коммуникации,—обозначаются-

соответствующими символами, которые затем, становясь коллективно разделяемыми и, организуясь в систему, способствуют интеграции социума в

единое экономическое пространство посредством общности оценок.

4. В совокупности коммуникативных практик по разрешению
экономических вопросов конкретизируются и обосновываются этические
нормы и принципы, воплощаются стремления к полезности исходя из
представления о благе.

5. Включение субъекта посредством потребления символических свойств
товаров в эстетическую коммуникацию вводит в пространство эстетического
опыта, способствует гармоническому совершенствованию, вырабатывает иное
отношение к себе, выходит за рамки привычного утилитарного представления,
способствует утверждению культурных ценностей.

6. Познание и воспроизводство экономической культуры с позиций
неклассической рациональности приводит к необходимости продуктивного
диалога, взаимопонимания, способствуя тем самым внутренней
ответственности человека за выбор путей эволюции и взаимодействия с
природой, обеспечению преемственности традиций и тенденций саморазвития.

Культурная потребительская ценность материальных благ

Для того чтобы дать определение экономической культуры, необходимо определиться с понятием «культура». Этот термин весьма многозначен. Это объясняется в первую очередь необычайной сложностью феномена, именуемого культурой, и трудностями его познания. К культуре нельзя подойти точно так же, как и к предметам естественно-научного исследования. То, что реально мы можем наблюдать — это различия в человеческом поведении, проявляющееся в деятельности, ритуалах, традициях. Мы видим проявления культуры, но не ее саму.

Изначально термин «культура» (от лат. cultura - возделывание, обрабатывание) применялся для обозначения того, что сделано человеком. Его происхождение связано с хозяйственной деятельностью, земледелием. В таком понимании данный термин употребляется как синоним искусственного в противоположность естественному — природе. Таким образом, широкое понятие культуры включает все, что создается, сохраняется и передается из поколения в поколение. Итальянский философ Н. Абаньяно трактует культуру именно в этом русле «как совокупность теоретических и практических инструментов, которыми располагает человеческая группа, чтобы поддерживать свою жизнь в определенной природной среде. Она позволяет человеку развивать свои физические и умственные способности. Использовать их для удовлетворения своих потребностей и налагает на него также ту дисциплину жизни, ту социальность, которая приучает его к совместному проживанию и мешает ему покушаться на солидарность и на жизнь группы» [ 1,С. 69].

Если понимать экономическую культуру как интегрированную" часть человеческой культуры вообще, а экономическую деятельность как деятельность, направленную на удовлетворение материальных потребностей, то экономическая культура — это совокупность всех материальных и социально-выработанных инструментов, необходимых для осуществления хозяйственной деятельности. Но даже обыденное сознание склонно относить к культуре только то, что представляется более ценным, положительно значимым. Обыденному сознанию чуждо нейтральное, лишенное эмоциональной оценки понятие культуры. Широкое же понимание культуры исключает различие высокого и низкого, добра и зла.

Другой источник понятия культуры — религиозный (от лат. cultus -почитание). Религия долгое время была монополистом в духовной сфере, а священнослужители многие сотни лет были единственными грамотными людьми, объясняющими ее суть. Церковь по праву можно назвать хранительницей истинных человеческих ценностей. Религия пытается преобразовать аффективные состояния, являющиеся временными и преходящими, перенаправляет их на достижение долговременных целей человеческого бытия. На протяжении многих веков основным средством регуляции человеческой натуры была религия, подчиняющая поведение верующего ценностям святого. Мировые религии отвечают многим глубинным потребностям человека, в частности, потребности индивида компенсировать свою конечность, слабость, стремление соединиться с тем, что выше его сильнее, что дает ему опору и поддержку в тяжелые минуты жизни, облагораживает чувства, сплачивает людей. «Религиозная потребность коренится в основных условиях существования человеческого вида», — считает Э. Фромм [ 125, С. 141 ]. Религиозные установки можно рассматривать как один из аспектов нашего характера, ибо то чему мы преданы, — это то, что мотивирует наше поведение.

Интегрирующая роль системы экономической культуры

Фундаментальная цель хозяйственной деятельности — служение жизни. Чтобы реализовать эту цель необходимо удовлетворять жизненные потребности человека. Они никогда не застывают, а постоянно растут и развиваются параллельно с его культурным развитием. Ведь человеческие потребности не представляют собой нечто объективное, эмпирически-заданное, не подлежащее этической оценке. В той мере, в какой экономика служит удовлетворению человеческих потребностей, она имеет для человека смысл. Это побуждает к прибыльному хозяйствованию, что означает увеличение продуктивности и рационализацию, как основополагающий фактор, то есть при минимуме затрат приносить максимум пользы. Если же она не служит удовлетворению потребностей, то есть не достигает своей цели, она становится бессмысленной, несмотря на растущие прибыли и достижение вершин рациональности. Поэтому вопрос о сути хозяйствования не принадлежит экономической сфере, не определяется ею самой. «Хозяйственная деятельность никогда не есть самоцель, но всегда средство к достижению иной цели» [ 120, С. 27 ].

Задачей любой экономики является управление ресурсами, цель экономической, как и любой другой сферы культуры — поиск жизненных смыслов и передача открытых формул. Трудно представить себе, что люди совершенно бесчувственны к вечному вопросу: «Для чего ты живешь?», не пытаются понять какое действие, какой результат должна еще иметь жизнь вне себя самой. «Можно жить и, не ссылаясь на оправдание жизни, возможно даже хорошо жить в смысле_беззаботной,„приятной-жизни.-3абота-души-о-самой себе, уход и культивирование души и образа жизни суть одновременно совершенно неважное и наиважнейшее, абсолютно излишнее и самое необходимое» [ 59, С. 79 ]. Благоденствие не единственное, что может цениться. Каждая культура живет передачей из поколения в поколение смыслов жизни.

Таким образом, экономическая жизнь нации и государства строится совместными усилиями членов общества и задается культурными ценностями. В функционировании экономической системы можно выделить два основных подпроцесса — хозяйственно-экономическая деятельность и экономическая культура. Эти противоположные стороны представляют единое, цельное явление.

Термин «система» - греческий эквивалент латинского «композиция». Следовательно, понятие «система» предполагает наличие нескольких компонент. В большинстве определений система - это множество связанных между собой элементов. Элемент - минимальный компонент системы неразложимый далее или максимальный предел ее расчленения. Но специфика такого сложного объекта как система, не исчерпывается особенностями составных его элементов, а коренится, прежде всего, в характере связей и отношений между определенными элементами. Понятие «система» чаще всего определяется как совокупность взаимосвязанных элементов, определяющих целостность образования благодаря тому, что его свойства не сводятся к свойству составляющих его элементов. Фундаментальное свойство системы -это порядок в отношениях между компонентами, входящими в систему. Этот порядок должен обладать тенденцией к самосохранению. Если взаимозависимости нет, возникает состояние противоположное целостности — распад, дезинтеграция.

Роль эстетического восприятия в воспроизводстве ценностей экономической культуры

Как в художественном творчестве, так и при решении задач повседневной жизни особенно велика роль визуального мышления. Оно является соединением чувственного и рационального познания. Поэтому в быту и в хозяйственной деятельности при их относительно несложных практиках человек нередко ищет выход из той или иной ситуации с помощью наглядных образов, их структурирования в пространстве. Образ обладает рядом свойств, которые и обеспечивают его действенность. Например: целостность, конкретность, лаконизм и определенность. Под целостностью можно понимать, наличие связей между признаками образа, которые позволяют по одним признакам восстановить остальные. Множество признаков обычно присутствуют в образе вместе, одновременно, их трудно отделить друг от друга. Образ спонтанно стремится к наибольшей конкретности, полноте своих признаков. И это его наиболее устойчивое состояние. При этом память субъекта сохраняет только наиболее яркие признаки, освобождаясь от несущественных и неинформативных. Эти черты обеспечивают образу ту силу, которая необходима для утверждения жизненно важных для общества норм и ценностей в сознании индивида.

Образ мира, окружающий человека со всех сторон, создается в движении внутри некоторой предметной среды, мимо вещей и между которых живет человек. Функция изготовляемых в хозяйственной деятельности вещей -утилитарная, так как они служат для удовлетворения физиологических и физических—потребностей,—-для—обеспечения — или—облегчения—процесса жизнедеятельности. Ценностью хозяйственных предметов является полезность. Эстетическое восприятие свободно от утилитарной ориентации. Однако полезное предшествует и является жизненным фундаментом эстетического. Характерные признаки совершенных вещей закрепляются во внешних признаках формы изделий. Форма вызывает чувственно-эмоциональную реакцию и выступает признаком полезной ценности вещи. Например, симметрия как категория прекрасного, уже в эпоху неолита была выделена как наиболее совершенная форма орудий, более целесообразная, чем несимметричная. Эстетически ценная форма делает доступным восприятие практической ценности.

Прогресс хозяйственной жизни и культурный процесс взаимосвязаны. Цивилизация опирается на принцип приспособления, когда использует внешний мир и создает более комфортную среду обитания человека. Цивилизация, обеспечивая техническое оснащение человека в борьбе за существование, лучшую адаптацию в окружающем мире, является продолжением биологического развития. Продукты и успехи цивилизации, хотя и завоевывают новый мир, раздвигают пределы господства в жизни, но сохраняют и расширяют только природное существование, внутренне неоформленное, не возвышающееся над самим собой. Продукты процесса цивилизации, являющиеся биологическими образованиями, становятся предметами, которым культура сообщает свой образ, придает форму. Жизнь постоянно меняется, так как цивилизация непрерывно создает новые возможности деятельности, меняет соотношение сил. Очевидно, что культурный процесс, задача которого возвысить чувство жизни от бесформенного состояния, произвести глубинное преобразование субъекта, всегда будет иным вместе с изменением жизни.

Похожие диссертации на Экономическая культура как самоорганизующаяся система ценностей