Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Медиакультура информационного общества в аспекте философского дискурса Кашкина, Мария Геннадьевна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кашкина, Мария Геннадьевна. Медиакультура информационного общества в аспекте философского дискурса : диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01 / Кашкина Мария Геннадьевна; [Место защиты: Краснодар. гос. ун-т культуры и искусств].- Краснодар, 2012.- 194 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-9/260

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теории и практики медиакультуры информационного общества 17

1,1. Модели медиакультуры в контексте научных теорий 17

1. 2. Репрезентация и конструирование повседневности в российской медиакультуре 51

Глава 2. Медиакультура как качественная характеристика жизнедеятельности человека и социума 68

2. 1 Медиакультура и социальная система информационного общества 68

2.2. Рефлексия отечественной медиакультуры в контексте культурных и политических перемен 86

Глава 3. Медиа в социокультурной практике Кубани 95

3.1. Производство и потребление продуктов медиакультуры в регионе..95

3. 2. Общее и особенное региональной медиасреды: тенденции современной креативности 130

Заключение 144

Список использованных источников и литературы

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена тем, что медиакультура есть процесс повседневной деятельности информационного общества и представляет собой жизненный совокупный опыт мировой и отечественной культуры.

Демократические перемены в России на рубеже ХХ – ХХI вв. продемонстрировали удивительные результаты фундаментальных социальных переходов: от тоталитарного государства – к демократическому, от плановой экономики – к рыночной, от постиндустриального общества – к информационному. При этом очевидно возрастание роли медийной культуры как катализатора многих социальных процессов, несомненно, повлиявших не только на развитие страны, но и на формирование новой российской медиасреды.

Процесс вхождения Российской Федерации в информационное пространство мира позволяет осуществлять организованное освоение широчайшего фонда медиакультуры. Все это находится в постоянном взаимодействии, образуя целостное мировосприятие человека в культуре, формируя его ценностные ориентиры.

Проблема восприятия медиакультуры в современном информационном обществе занимает одно из центральных мест. Это само по себе оправдывает существование различных точек зрения на ее решение. Сделать достоянием высокохудожественные продукты современной медиакультуры необходимо для того, чтобы они стали неотъемлемой частью общей культуры социума и индивида.

Активность влияния на информационное общество медиакультуры обусловливается творческим опытом эпохи, поколения, социокультурной среды, личности. Этот опыт осваивается каждым, и упускать возможность целенаправленного становления медиакультуры, значит сознательно отказываться от культуры личности, а в целом и социума. Сложившаяся социально-культурная ситуация характеризуется сегодня возрастающим вниманием к глубинным истокам медиакультуры. Интерес к ее художественным традициям прошлого не обошел современную научную сферу.

Философский дискурс формирования и развития медиакультуры на Юге России, в частности на Кубани, позволяет констатировать наличие богатых и уникальных культурно-эстетических традиций. Вместе с тем, в современной теории и практике медиакультуры художественные традиции регионов почти не учитываются. Современное поколение недостаточно ориентировано на восприятие регионального аспекта медиакультуры.

Преемственное использование сложившихся в регионе культурных медиатрадиций может способствовать ликвидации многочисленных негативных тенденций современного информационного общества. Кроме того, процесс оптимизации медиокультуры Кубани должен базироваться на изучении ее особенностей, построения на этой основе культурфилософской модели внедрения в учебно-творческий процесс образовательных учреждений соответствующего программно-методического обеспечения. Этот алгоритм также дополняет актуальность данного исследования.

Степень научной разработанности темы. Современная медийная среда сформировала определенный уровень медиакультуры, куда традиционно принято включать прессу, телевидение, кинематограф, радио, звукозапись, компьютеры и сеть Интернет. Изучение медиакультуры на протяжении всего ХХ в., с нашей точки зрения, разворачивалось в нескольких проблемных полях.

Прежде всего, необходимо назвать теорию «диалога культур» В. С. Библера. Согласно данной философской концепции культуры индивидуумов, личностей, социальных групп, народов, исторических эпох, стран вступают между собой в диалогическое общение, непрерывно взаимодействуют и при этом взаимно обогащаются, взаимодополняют друг друга.

Изучение медиакультуры в ХХ в. было обозначено работами зарубежных ученых. В частности, Н. Луман рассматривал масс-медиа как самореферентную социальную систему, М. де Флюэр видел в медиа средство поддержания системной стабильности в обществе, П. Лазарсфельд исследовал социальные функции медиа, Ю. Хабермас изучал медиа в сфере публичного.

Культурфилософский подход требует не столько оценок медиакультуры, но понимания, предполагает наличие не только неких культурных закономерностей, но и философских. Подобная исследовательская позиция отличает капитальный труд Н. Б. Кирилловой, работы Я. И. Засурского, А. И. Черных и др.

Самостоятельным направлением в изучении медиакультуры стала образовательная проблематика, поднятая такими отечественными учеными как О. А. Баранов, А. В. Спичкин, А. В. Федоров, В. Н. Романенко, Е. И. Худолеева и др. Важным моментом в решении этих вопросов является и то, что медиаобразование определено ЮНЕСКО как приоритетная область культурно-педагогического развития XXI в.

Сложившаяся проблематика изучения медиакультуры продолжена и исследователями Южного федерального округа Российской Федерации, работы которых обладают заметным культурфилософским потенциалом, поскольку в них реализуется междисциплинарный подход. Это, в частности, труды В. П. Гриценко, В. В. Ру-нова и др.

Изучение масс-медиа, культуры информационного общества ХХI в. представлено в современных сборниках научных статей, опубликованных по итогам научно-практических конференций. В частности, на Юге России первыми кто обратился к этой важнейшей теме, были ученые Краснодарского государственного университета культуры и искусств. На протяжении более пятнадцати лет проведения международных конференций проблематика менялась и сегодня профессиональные пути участников разошлись, однако единство исследовательской идеи сохраняется: культура, образование, личность в информационном обществе.

Стоит отметить значительное количество работ, посвященных разным аспектам функционирования глобальной электронной сети: работы Н. Дарсавелидзе о «метафорах Интернета», А. Сакбаева о социальных репрезентациях человека в «киберсреде», Э. Дусаевой о сетевых модификациях образа святого Франциска, С. Еремеевой об интернетных репрезентациях православных монастырей, общин, религиозных организаций, Л. Дукачевой о формах представления в сети современного российского неоязычества и др.

Обширная группа научных работ посвящена современной медиакультуре, а также зрелищным и визуальным искусствам. В частности, М. Квашенко исследует постсоветский праздник как медиапродукт, В. Нуркова рассуждает о фотографии как «артефакте жизни», Ю. Черникова – о репрезентации прошлого, однако на материале театра и кино, Ю. Лидерман исследует фильмы А. Рогожкина и т.д.

Совершенно закономерным является присутствие сегодня в отечественной философской среде работ о моделировании социума, об исследовании феномена медиакультуры в современном российском обществе, о ее различных контекстах в современной медийной критике.

Отличительным признаком информационного общества является свобода доступа к информации и свобода ее распространения. Например, в МГУ создан интернет-проект портал научных исследований о СМИ «Медиаскоп»; сайт преподавателя Казанского государственного университета Романа Баканова посвящен медийной критике в системе современной журналистики России; портал «МедиаКубань» отличает особое внимание к социальному измерению современной региональной политики и др.

Вместе с тем, проблема функционирования и потребления продуктов медиакультуры информационного общества на современном культурном поле пока еще не нашла широкого отражения в научной литературе.

Таким образом, при общей исторической, культурологической, социологической направленности исследований последних лет, на региональном уровне до сих пор не предпринималось попыток осмыслить медиакультуру информационного общества и ее целостности в контексте науки философии.

Объект исследования – медиакультура информационного общества в аспекте философского дискурса.

Предметом исследования является динамика развития и социальное функционирование медиакультуры в ее культурно-художественных репрезентациях.

Цель исследования – показать основные тенденции развития медиакультуры как особого типа культуры информационного общества, ее теории, истории, современной практики.

Для достижения указанной цели намечены следующие задачи:

1. Проанализировать современное состояние мировой и отечественной медиакультуры в контексте научных теорий.

2. Определить методы и методику исследования, адекватных природе и содержанию медиакультуры современного социокультурного поля.

3. Выявить особенности репрезентаций и конструирования повседневности в современной российской медиакультуре.

4. Проанализировать в контексте российских культурных и политических реформ рефлексивность отечественной медийной среды.

5. Доказать, что интенсивное развитие медиакультуры, в особенности электронной, аудиовизуальной, все более активно влияет на общественное сознание как мощное средство информационных, культурных и образовательных контактов.

6. Рассмотреть региональную медиакультуру в контексте развития западноевропейской и российской.

7. Выявить медийный характер трансляции и перцепции медиакультуры Кубани через авторское социологическое исследование.

6. Апробировать авторские социологические исследовательские наработки в педагогическом процессе.

Методология диссертационной работы обусловлена проблематикой, целью и задачами исследования. Методологическую основу составляет историко-типологический подход, предполагающий принципиальную возможность обнаружения общего и особенного в продуктах медиакультуры Европы и России.

В своем исследовании мы опирались на философскую концепцию М. Маклюэна об определяющей роли медийной технологии в процессе развития человечества.

Определенное значение для настоящего исследования имели труды Р. Арнхейма, Р. Барта, Д. Белла, В. Беньямина, Ж. Бодрийяра, Ж. Делеза, Г. Маркузе, Х. Ортега-и-Гассета, которые рассматривали художественные, философские, культурологические и эстетические аспекты информационного общества, различные виды общественной деятельности в процессе производства, распространения и потребления культурных ценностей в системе медиакультуры.

Важные методологические ориентиры связаны с опытом исследования критических теорий М. Хоркхаймера и Т. Адорно о медиа.

В России, где сам термин «медиакультура» появился относительно недавно, на протяжении многих лет проблема медиа была в центре внимания представителей семиотики, языкознания, психологии, таких как В. С. Библера, Л. С. Выготского, Ю. М. Лотмана, Ю. Н. Тынянова, Ю. Г. Цивьяна, М. Б. Ямпольского и др.

При исследовании медиакультуры в аспекте философского дискурса нами использовались следующие методологические подходы:

– культурфилософский, понимающий медиакультуру как часть целостной духовной культуры и исследующий ее взаимодействия с широким полем мировой и отечественной культуры;

– компаративный, направленный на сопоставление содержания и стиля текста медиакультуры с содержанием и стилем других текстов авторов в различные периоды их становления;

– лингвистический, направленный преимущественно на постижение правил, норм языка современной медиакультуры и раскрытие ее специфики;

гносеологический, направленный на постижение степени достоверности сообщаемой медиакультурной информации;

психологический, в рамках которого исследовались механизмы смысловых самовыражений героев медиакультуры, где важной стороной аналитической деятельности является постановка себя на место персонажей, а также мысленное внедрение в ситуацию других персонажей, что изменяет суть социокультурной ситуации и позволяет «проиграть» варианты развития информационных событий;

социологический, предполагающий анализ социально-философских контекстов медиакультуры;

аксиологический, акцентирующий внимание на богатстве и оригинальности художественной концепции продукта медиакультуры, его соответствии конкретно-историческим и общечеловеческим культурным ценностям, общей значимости в формировании социализированной и самоценной творческой личности.

Научная новизна исследования.

1. Осуществлен анализ состояния зарубежной и российской медиакультуры в контексте научных теорий информационного общества.

2. Данная диссертационная работа – первое комплексное региональное исследование медиакультуры в аспекте философского дискурса. Медиакультура рассмотрена как особая информационная система, в которой процесс генерирования смыслов и значений зависит не только от интенций автора, но и от активности зрителя/участника.

3. Предложен анализ региональной медиакультуры в контексте развития западноевропейской и российской.

4. Показана значимость авторского социологического позиционирования объекта исследования, позволившего утверждать, что развлекательный нарратив медиакультуры принимает значительное участие в создании семиотической сферы современного социокультурного пространства Кубани.

5. На основе анализа произведений и текстов региональной медиакультуры сделаны выводы о принципах использования экранных и видео технологий в качестве художественных стратегий и обозначены новые горизонты, которые намечаются этим направлением современной художественной практики медиаискусства.

6. В диссертационном исследовании была продолжена разработка проблематики медиакультуры как развлекательной повествовательности, являющейся немаловажной составляющей художественной коммуникации данного этапа развития отечественной культуры.

7. В процессе авторских социологических исследовательских и педагогических наработок установлено, что на основе достижений современных технологий социум и индивид получают возможность контролировать пространство медиакультуры.

Основные положения, выносимые на защиту:

– современная медиакультура по-новому осваивает концепцию диалога художественного произведения и зрителя, понимание которой варьируется: от интерпретатора до пользователя, от восприятия к непосредственному участию, от концентрации к рассеиванию внимания, от полной правдивости экранного/вербального изображения до обнажения авторской позиции/идеи;

– при восприятии продуктов современной медиакультуры расширенные возможности интерпретаций ее значений предполагают необходимость учёта так называемых концептуальных интерфейсов (или интерфейсов понимания);

– для языка современной отечественной медиакультуры существенным является то, что на протяжении всей истории формирования и развития, ее авторы обращались к различным эстетическим установкам, обнаруживая то модернистские черты 60-х гг. ХХ в., то сближая ее с контркультурными практиками 70-х гг. ХХ в., то вбирая постмодернистские признаки 80-х гг. ХХ в.;

– в русле поисков и экспериментов создателей медиакультуры в области технологий сложились принципы и черты характерные для постмодернистской медийной среды: интерактивных мультимедиа инсталляций, художественных виртуальных реальностей, сетевых художественных и культурных проектов и др.;

– одной из примет периода социальной модернизации России на рубеже XX – XXI вв. стало интенсивное развитие медиакультуры как особого типа культуры информационного общества, являющейся посредником между государством и обществом, социумом и властью, человеком и масс – медиа;

– новые информационно-коммуникационные технологии, в особенности электронные (спутниковое и цифровое ТV, видео, компьютерная и сотовая связь, Интернет и др.), трансформируют медиасреду, существенно влияя на массовое сознание, на традиционные виды культуры, на функционирование библиотек, кинотеатров, музеев, драматических театров. Мы исходим из положения, что в отличие от других форм культуры XX в., медиакультура в ХХI в. вместе с изобразительными, визуальными, вербальными возможностями стала использовать и кинестетические возможности коммуникации;

– медиакультура, являясь феноменом эпохи глобализации, воздействует на ценности общества, на мировоззрение разных социокультурных групп, особенно молодежи. Вот почему важнейшими направлениями современных исследований являются вопросы медиаполитики и медиаменеджмента, теории и практики медиаобразования, пути формирования гражданина информационной России.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что данная работа предназначена как для теоретиков, изучающих проблематику современной медиакультуры, так и для специалистов, желающих использовать продукты медиакультуры в своих художественных и социокультурных практиках. Диссертация является одним из первых для отечественного гуманитарного знания опытом философского анализа современной медиакультуры, и отчасти восполняет определённый пробел. Теоретическая значимость работы определяется еще и тем, что изложенные в ней результаты углубляют имеющиеся представления о функциях и значении современной медиакультуры, показывая всю ее сложность и неоднородность.

Показанные в исследовании взаимоотношения между художественной и политической сферами культуры через масс – медиа на основе общего смыслового поля, может служить моделью исследования взаимоотношений между медиакультурой и другими сферами культуры.

Исследование является определенной моделью поиска адекватного культурного контекста, позволяющего рассматривать произведения медиакультуры как феномены региональной культуры.

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы и выводы диссертации могут быть использованы:

– в дальнейшей исследовательской работе, а также в учебно-педагогической практике при составлении учебников и пособий, для чтения лекций и проведения семинарских занятий по курсам философии культуры, культурологии, медиаобразования, медиатеории, медиаменеджмента, пиар-технологий, экспертизы в медиакультуре, социокультурной практике;

– результаты исследования могут быть внедрены в практику образовательных учебных структур как региональный компонент;

– при разработке программ и содержания для подготовки бакалавров, магистров в качестве спецкурсов по специальности «Культурология»; а также других специальностей и специализаций – «Социально-культурная деятельность», «Связи с общественностью», «Межкультурные коммуникации», «Продюсерство кино и телевидения», «Режиссура мультимедиа программ»;

– материалы и выводы исследования могут быть использованы в системе переподготовки и повышения квалификации преподавателей теоретических дисциплин по специальной учебной программе «Медиакультура России»;

– при разработке образовательных и научных медиа – программ изучения культуры Кубани, программ сохранения и популяризации казачьего культурного наследия;

– при постановке задач культурной политики региона и их практической реализации.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Полученные автором научные результаты соответствуют паспорту специальности 24.00.01 – теория и история культуры (философские науки), а именно: пункту 2.1 «Философия или теория культуры как специфический вид знания о культуре», пункту 2.9 – «Становление теории культуры», пункту 2.10 – «Естественное и искусственное в обществе», пункту 2.11 – «Культурно-исторический процесс», пункту 2.26 – «Постмодернистская философия культуры», 2.36 – «Культурологическая философия культуры».

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были представлены на конференциях: Всероссийская научно – практической конференция «Проблемы и перспективы социально-экономического развития Юга России» (г. Краснодар, 2010 г.); региональная научно-практическая конференция молодых ученых Южного федерального округа (г. Краснодар, 2010 г.); Всероссийская научно-практической конференция молодых ученых, аспирантов и соискателей «Непрерывное социокультурное образование в современной российском обществе: проблемы и перспективы развития» (г. Орел, 2011 г.); Межвузовская молодежная конференция в рамках «Дней молодежной науки» (г. Оренбург, 2011 г.); Всероссийская научно-практическая Интернет конференция студентов и аспирантов «Актуальные проблемы информационного и документационного обеспечения управления» (г. Тамбов, 2011 г.); Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция «Теоретические и прикладные аспекты истории культуры» (г. Новосибирск, 2011 г.) и др.

Диссертация прошла обсуждение и была рекомендована к защите на заседании кафедры теории и истории культуры Краснодарского государственного университета культуры и искусств 27 декабря 2011 г.

Структура диссертационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.

Репрезентация и конструирование повседневности в российской медиакультуре

Современные исследователи нашу эпоху называют по-разному. Для одних это период постсовременности, постиндустриального общества, для других - информационная эпоха, кто-то определяет её как период информационной глобализации. В тоже время ясно одно: мы живем в мире медиа - расширяющейся системы массовых коммуникаций. В этой связи усложняются наши социокультурные связи, заставляя обратиться к философскому дискурсу медиакультуры, ее роли в современном информационном социуме.

Информационное общество - концепция постиндустриального общества, современный этап развития информационной цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и производство посредством информации знаний. Отличительными чертами информационного общества являются: - увеличение роли информации и знаний в жизни общества; - возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте; создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах1.

Переход к информационному обществу достаточно хорошо подготовил современного человека к быстрому восприятию больших объемов информации. В то же время поставил актуальный вопрос: необходимость скорейшего овладения современными средствами, методами и технологией работы с информацией. Кроме того, эти новые условия усвоения информации породили широчайшую зависимость человека от информации. Поэтому современные ученые, как гуманитарии, так технари считают, что в XXI в. недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией ,которая подготовит человека принимать решения на основе коллективного информационного знания. Это говорит о том, что современный человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Для отражения этого факта и была введена категория информационного общества, как «информационная культура», которая напрямую связана с термином медиакультура. Напомним, что по версии всемирной свободной энциклопедии информационная культура - это способность общества эффективно использовать информационные ресурсы и средства информационных коммуникаций и применять их передовые достижения в области развития средств информатизации и информационных технологий в культуре1.

По отношению к аудитории медиакультура выступает определенной системой развития личности человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, усваивать знания в области медиа.

Эволюция медиакультуры на современном этапе гуманитарных исследований информационного общества одна из самых изучаемых. И это естественно, поскольку медиакультура (англ. - media culture) представляет собой особый тип культуры информационного общества, ее теории, истории, современной практики. Обращаясь к процессам развития мировой и отечественной медиакультуры, нельзя забывать такие понятия, как «медиасреда», «медиапространство», «медиаполитика» и другие, которые входят в орбиту не только культурологических исследований, но и социологических, исторических, философских. Все это доказывает, что изучение медиакультуры носит междисциплинарный характер.

Учитывая глубину и размах технологических и социальных последствий информатизации различных сфер общественной жизни, ее нередко называют компьютерной или информационной революцией. Более того, западная научно-исследовательская мысль выдвинула различные концепции информационного общества, имеющие своей целью объяснение новейших явлений, порожденных новым этапом научно-технического прогресса, компьютерной и информационной революцией. О значимости и растущей популярности той или иной концепции свидетельствует все более нарастающий поток научных публикаций на эту тему. В настоящее время в западном научном знании, в частности, Дэниел Белл выступает в качестве сторонника информационного общества1. Для самого Д. Белла концепция информационного общества стала своеобразным новым этапом развития теории постиндустриального общества. Весной 2006 г. в американском Кембриджском университете американский социолог и футуролог Д. Белл беседовал с российским экономистом и политологом В. Л. Иноземцевым на актуальные и сложные проблемы, встающие перед человечеством в новом столетии. Размышления о перспективах постиндустриальной цивилизации, ее внутренних противоречиях и взаимодействиях развитых стран Западной Европы и Северной Америки с остальным миром, о судьбах рыночной экономики и демократической формы правления, о роли культуры и религии в формирующемся новом мире, о контурах нового глобального порядка и проблемах прав человека легли в основу глубокого научного труда - «Эпоха разобщенности: Размышления о мире XXI в.» (2007 г.)

Медиакультура и социальная система информационного общества

Федеральная целевая программа - «Электронная Россия» - действовала в Российской Федерации в 2002 - 2010 гг. и была направлена на внедрение технологий «электронного правительства». Первоначально планировалось направить на реализацию программы 77 млрд руб. (в ценах 2002 г.), фактически было израсходовано лишь 21 млрд руб.1.

Ожидалось, что исполнение программы должно было обеспечить «... кардинальное ускорение процессов информационного обмена в экономике и обществе в целом, в том числе между гражданами и органами государственной власти, повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления» . Вместе с тем, по состоянию на конец 2010 г. эффективность исполнения программы оценивалась как низкая: в полной мере электронный документооборот между государственными органами, а также электронные коммуникации между государственными органами и гражданами функционировали слабо. Эффективность государственного управления в России, по оценке Всемирного банка практически не изменилась3.

Очевидно, что такое положение не могла устроить ни Президента РФ, ни правительство РФ. Поэтому для осуществления реальной внедренческой политики данной программы вносились дополнения и изменения, направленные на ее фактическое выполнение4.

Широкое понимание стратегии развития информационного общества в РФ предполагает и особую роль в обучении компьютерной грамотности, освоении новейших информационных технологий. Так с 1985 г. информатика изучается во всех средних школах страны, ас 1991 г. - во всех высших отечественных учебных заведениях. С 2007 г. все средние школы России подключены к глобальной сети Интернет и оснащены базовыми пакетами программ по освоению компьютерной грамотности и новейших информационных технологий. В рамках национального проекта «Образование» также осуществляется внедрение отечественного программного обеспечения.

В феврале 2008 г. Президентом РФ В. В. Путиным была утверждена «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации», в которой закреплялись цель, задачи, принципы и основные направления государственной политики в области использования и развития информационных и телекоммуникационных технологий, науки, образования и культуры для продвижения страны по пути формирования и развития информационного общества. Контрольные значения показателей развития информационного общества в Российской Федерации запланированы на период до 2015 г. .

К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленной цели, в «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» относятся: - формирование современной информационной и телекоммуникацион ной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий; - повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий; - совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере; - развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий; повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления I государственных услуг; - развитие науки, технологий и техники, подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий; сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения; - противодействие использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России .

Выделим основные направления реализации «Стратегии ...»: формирование современной информационной коммуникационной инфраструктуры; повышения качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий; совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина в информационном пространстве; повышение качества и оперативности предоставления государственных услуг организациям и гражданам на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий и др.

Рефлексия отечественной медиакультуры в контексте культурных и политических перемен

Портал является некоммерческим Интернет-ресурсом, размещаемая на нем информация не содержит материалы рекламного характера. Администрирование Портала СМИ осуществляет редакция Портала.

Портал «Медиа Кубань» позволяет редакциям СМИ края размещать на персональной странице редакции Портала «Медиа Кубань»: общую и контактную информацию о СМИ; материалы редакций (с ведением архива и возможностью размещения материалов на главной странице Портала в разделах «Актуально» и «Новости медиасообщества»); фото, видео, аудио материалы; информацию о вакансиях (с экспортом в раздел «Вакансии» на главной странице Портала); информацию о подписке (цена, бланки подписки); анонсы арт и других мероприятий медиасообщества.

Структура Портала организуется в виде разделов и подразделов: отражающих все направления деятельности СМИ края (печатные издания, телевидение, радио и т. д.), ежедневно обновляемых новостей, планов мероприятий, тематических публикаций СМИ, кадровых вакансий СМИ края, справочных материалов, интерактивных сервисов, подробной информации о мероприятиях и важнейших событиях.

Каждый субъект информационного поля Портала имеет персональный подраздел (персональная страница СМИ) в соответствующем разделе по направлению деятельности. При наличии у субъектов информационного поля Портала собственных информационных ресурсов в сети Интернет (сайты, Web-серверы, страницы, интерактивные сервисы) допустима организация на Портале ссылки на подобные ресурсы. При этом собственный ресурс субъекта информационного поля Портала наделяется простейшими функциональными элементами, обеспечивающими единый содержательный контекст (в частности, элементами, содержащими взаимоувязанные ссылки на другие ресурсы Портала, соответствующими декларациями о принадлежности ресурса к тематической сети, общими логотипами, единой системой баннеров и т.п.) К информации, размещенной на Портале, и сервисам определяются следующие уровни доступа: - обычный пользователь - пользуется информацией и использует сервисы публичного раздела Портала; - авторизованный пользователь (после самостоятельной регистрации на Портале) получает доступ к дополнительным сервисам (персональная настройка отображения информации по выбранным рубрикам, изданиям, а также гибкий поисковый механизм по опубликованным статьям, конкретным СМИ, подписка на рассылки и т.п.). Привилегированный пользователь (получает права доступа у Администратора Портала) - в дополнение к правам авторизованного пользователя имеет доступ к информации и сервисам служебного раздела Портала.

Для регистрации заполняется форма по соответствующей ссылке на главной странице Портала: 1. В поле «Логин» допустимы латинские буквы, цифры, символ нижнего подчеркивания. Длина поля не более десяти символов; 2. В поле «Пароль» допустимы любые символы, главное требование - длина не менее четырех символов; 3. На один e-mail допускается только одна регистрация. Если у пользователя нет собственного e-mail, то разрешается его завести на бесплатных ресурсах Yandex.ru, Mail.ru, Gmail.com

После заполнения регистрационной формы, на указанный e-mail высылается письмо с подтверждением регистрации. Внутри письма находится ссылка, по которой нужно перейти. После перехода по указанной в письме ссылке регистрационная запись активируется, и пользователь получает права зарегистрированного пользователя и может авторизоваться на Портале. К авторизации на Портале допускаются зарегистрированные пользователи, прошедшие подтверждение регистра1.

Однако, с нашей точки зрения, на Кубани все же не в полную меру осознается необходимость комплексного подхода к масс-медиа и медиакультуре. Перед нами видятся следующие задачи; создание методологии изучения, широкое знакомство с современными критическими теориями медиа, проблематизация повседневного обращения с его «электронными посредниками» - СМИ и средствами персональной коммуникации.

Остановимся несколько подробнее на одной вышеперечисленных задачах, а именно: методы и методологические подходы. Нам, как начинающим молодым ученым, особенно важно понимание методологии изучения тех или иных научных проблем.

В современном информационном социуме медиакультура рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале масс-медиа с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов2. Все эти позиции ведут к дальнейшему развитию современной медиапедагогики, которая в свою очередь предопределяет настоятельную необходимостью владения учащимися, студентами, аспирантами и молодыми учеными в целом методологии и методики научных исследований в области медиакультуры.

Общее и особенное региональной медиасреды: тенденции современной креативности

Для философского исследования медиакультура обладает особой эвристичностью. Она сохраняет саму суть медиа - организацию пространства культуры, социума, индивида. И одновременно задает особую методологическую перспективу, предлагает повернуться к качественному ценностно-смысловому содержанию современного социума, к его культурному смыслу.

Современная медиакультура вырабатывает культуру рационального освоения медийного содержания. В выработке новой информационной культуры россиян должны участвовать не только государственные законодательные институты, сфера образования и просвещения, но и общественные структуры, средства массовой коммуникации, располагающие большим потенциалом распространения информации.

Мы считаем, что в современных продуктах медиакультуры упор должен быть направлен на формирование у аудитории способности к активному, осмысленному усвоению медийного содержания, основанной на знаниях о специфике и целях массовых коммуникаций. Необходимо больше внимания уделять развитию самостоятельного критического мышления по отношению к средствам массовой информации, на приобретение практических навыков выявления правдивой или искаженной информации, на выработку стойкого иммунитета против манипулятивного влияния масс медиа, на обогащение социальной и культурной практики человека.

Важность подготовки активных и информированных граждан, формирования иной формы культуры - медиакультуры, которая способствовала бы органичному вхождению россиян в мировое информационное сообщество, возрастает по мере распространения новейших компьютерно-сетевых коммуникаций.

Новое поколение россиян, уже практически выросшее в современных информационных условиях, овладевшее способами общения на основе невербальных форм культурной коммуникации с помощью технических средств, все еще не всегда готово к восприятию различной информации, адекватно понимать медиатексты, четко осознавать последствия воздействия масс медиа на психику человека и социопсихологические процессы в обществе.

И в этой связи возрастает угроза, что бездумное потребление медийного содержания, лишенного активного интеллектуально-творческого начала, может существенно ограничить познавательные, интеллектуальные, художественно-эстетические и культурные возможности аудитории. С нашей точки зрения, продукты медиакультуры призваны расширить число людей, обладающих качествами сознательных участников коммуникационных процессов, способных оказывать реальное влияние на продукты масс-медиа, активно и творчески участвовать в формировании современного информационного общества в России.

С нашей точки зрения, для успешной интеграции Юга России в информационное общество необходимо решение следующих задач: - реализация в регионе государственной политики формирования информационного общества в соответствии с мировыми стандартами и тенденциями, позволяющей обеспечение беспрепятственного доступа к информации всем жителям Юга России; - разработка департаментами СМИ региональной Концепции, в которой были бы представлены концептуальные основы создания системы поддержки, регулирования и координации деятельности всех участников процессов информатизации, определении общих и конкретных целей перехода к информационному сообществу; - создание экономических и правовых условий для привлечения частного и международного капитала, необходимого для развития информационного сообщества Кубани; - преодоление монополизма и активная борьба с пиратством, эффективная охрана интеллектуальной собственности; - обеспечение поддержки идеи регионального информационного сообщества населением Юга России; - определение новых ориентиров XXI в. в региональной информационной политике и приоритетов ее законодательного обеспечения.

Таким образом, построение информационного общества в Российской Федерации - не самоцель, а реализация главной задачи социального развития - улучшения жизни россиян. А для Юга России характерны многие тенденции современного информационного общества. Мы считаем, что Кубань не только современный центр производства и хранения информации, но и центр научной, образовательной деятельности, культурной жизни Юга страны, главный южно - российский узел национальных и международных телекоммуникационных сетей, центр формирования и распространения медиакультуры на всю южную территорию России.

Похожие диссертации на Медиакультура информационного общества в аспекте философского дискурса