Введение к работе
Актуальность темы исследования. Несмотря на многочисленные работы о феномене массовой культуры, ее содержании, функциях, основных чертах, в научной среде продолжает доминировать оценка массовой культуры в рамках смысловой оппозиции «массовое - элитарное». С точки зрения аксиологического подхода феномен массовой культуры рассматривается как «псевдокультура». Такое понимание массовой культуры противоречит той доминирующей роли, которую она играет в современном социуме. Наиболее перспективным, на наш взгляд, является представление массовой культуры в ценностной иерархии через сочетание аксиологического и социологического подходов. Современное российское общество характеризуется многообразием систем базовых ценностей, дифференцированных по поколениям, а также по вариантам политических, социальных и культурных ориентации. Актуальный культурный дискурс смещен в сферу массовой культуры и массовых коммуникаций. Особенно ярко иллюстрирует это смещение сфера современного досуга, в котором максимально задействованы лишь его рекреационный и развлекательный потенциалы. Специфика функционирования массовой культуры заставляет задумываться о поиске универсальной ценностно-нормативной системы, лежащей в основе национальной и региональной культур. Ориентиры поиска должны быть направлены на сферу государственной культурной политики федерального и регионального уровней, которая отвечает за разработку механизмов управления и регулирования процессами массовизапии культуры.
С этой точки зрения чрезвычайную важность приобретает прогнозирование возможных направлений формирования ценностных представлений различных социокультурных субъектов, а также разработка на основе глубокого теоретического знания о культуре реализующих эти представления федеральных и региональных культурных программ институционального уровня. Представители региональных властных структур в настоящее время обладают достаточной культурной и политической гибкостью в создании таких программ, которые бы обеспечили не только формирование ценностно-нормативной системы конкретного регионального сообщества, но и реализацию действующих механизмов нейтрализации негативных последствий процессов массовизапии культуры.
Степень научной разработанности темы. Тема данного исследования охватывает несколько пересекающихся друг с другом социокультурных областей, поэтому ее научная разработка представлена в совокупности большого массива различных работ.
Первую в этом массиве составляют исследования, анализирующие феномен массовой культуры с позиций философских, культурологических, социологических обобщений. Среди общих трудов, характеризующих роль массовой культуры в современной социокультурной обстановке, следует назвать работы С.Г. Кара-Мурзы, П. Козловски, Н.Б. Маньковской. Теоретико-методологическими проблемами массовой культуры занимаются как зарубежные, так и российские ученые. Западная гуманитарная мысль в этом вопросе представлена такими мыслителями как Т. Адорно, В. Беньямин, П. Бурдьё, X. Ортега-и-Гассет, К. Теплиц, 3. Фрейд. В России исследова-
ниє массовой культуры можно разделить на два периода: советский (Г.К. Ашин, В.Л. Галушко, Р.И. Глазычев, Б.И. Грушин, Е.Н. Карцева, А.В. Кукаркин, Б. Райнов, Е.П. Смольская, В.П. Шестаков), где отечественные ученые занимались проблемами зарубежной массовой культуры, и постсоветский, когда российские исследователи высказывают свои собственные взгляды на теоретическую проблематику массовой культуры как феномен в целом, и начинают интересоваться особенностями массовой культуры в России (Э.В. Быкова, А.В. Захаров, НА. Конрадова, А.В. Костина, КЗ. Разлогов, А.Я. Флиер, Г.Ю. Чернов, Е.Н. Шапинская). Следует отметить, что, несмотря на значительное количество исследовательской литературы по массовой культуре, имеется определенный пробел в освещении западных теорий массовой культуры последнего времени. Также недостаточно разработана проблематика форм проявления массовой культуры в социуме.
Вторая группа работ может быть охарактеризована с точки зрения теории и методологии досуга. В рамках отечественных исследований досуга сложилось две основные школы: московская (Е.Г. Доронкина, B.C. Дуликов, А.Д. Жарков, ЮА. Стрельцов и др.) и петербургская (МА. Ариарский, В.Е. Триодин). Следует отметить и региональные работы по теории досуга (Г .Г. Волощенко, В.В. Ту ев). Так как досуговая сфера интересует нас не только как культурологический, но и социокультурный феномен, в диссертации использовались источники по теории социально-культурной деятельности (B.C. Дуликов, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, В.В. Чижиков, Н.Н. Ярошенко).
Третья группа работ связана с аксиологическим подходом в исследовании культуры. Нами использовались как классические труды по аксиологии (В. Виндель-банд, К. Гиртц, Г. Зиммель, Г. Риккерт), так и современные работы по данной проблематике (Г.П. Выжлецов, А.С. Запесоцкий, А.Н. Максимов, Н.С. Розов).
В четвертой группе работ рассматриваются такие вопросы как: феномен региона, регионализм (в том числе культурный), культура региона и региональная культура. Среди современных ученых, занимающихся данными вопросами, следует назвать ГА. Аванесову, О.Н. Астафьеву, П.Л. Волка, А.Г. Герда и Г.С. Лебедева, А.Н. Дружинина и С.Я. Сущего, В.Л. Каганского.
И, наконец, пятая группа работ характеризуется такой проблематикой как культурная политика, управление культурой, институционализация культуры. Здесь можно назвать имена известных исследователей: А.И. Арнольдов, О.И. Генисарет-ский, И.И. Горлова, B.C. Жидков, О.И. Карпухин, ЭА. Орлова, ГА. Смирнов, К.Б. Соколов, П.Г. Щедровипкий.
Следует указать, что монографических изданий, которые интегрировали бы материал из нескольких перечисленных групп источников, практически нет, поэтому мы вынуждены активизировать в своем исследовании материал научной периодики и авторефератов кандидатских и докторских диссертаций. В связи с прояснением теоретического аппарата в процессе исследования были использованы также справочные издания. Отдельную группу работ составили публикации из журналов «Ре-гионология», «Регион: экономика и социология», «Общественные науки и современность», «Вопросы философии», «Социологические исследования», «Политические исследования»; научно-информационные сборники «Ориентиры культурной политики», «Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения»; а также докумен-
тальные материалы государственного архива Кемеровской области за десять лет (1991-2000 гг.).
Проблема настоящей работы заключается в том, что при обилии теоретических и прикладных исследований массовой культуры отсутствует концептуальное осмысление данного феномена с позиции ценностно-нормативного аспекта его функционирования, соответственно теоретически не выявлены возможности регулирования и блокирования его негативных тенденций на федеральном и региональном уровнях, что чрезвычайно важно для разработки системных основ культурной политики.
Объект исследования - массовая культура как социокультурное образование.
Предмет исследования - особенности ценностно-нормативного регулирования и оптимизации функционирования массовой культуры в сфере досуга на региональном уровне.
Цель диссертационной работы - исследовать массовую культуру и досуг с позиций междисциплинарного подхода и выявить возможные варианты оптимизации процессов массовой культуры в досуговой сфере на аксиологической основе посредством регионального социокультурного программирования.
Для достижения данной цели предполагается решение следующих задач:
проанализировать основные теоретические подходы к массовой культуре в рамках зарубежных и отечественных исследовательских традиций;
выявить ключевые позиции в теории досуга и определить его культурную составляющую;
охарактеризовать аксиологический подход к массовой культуре и раскрыть специфику ее ценностного влияния на досуговую сферу;
представить регион как теоретический конструкт, обозначив его социокультурную, культурно-географическую и политико-культурную составляющие;
изучить особенности социокультурной институционализации массовой культуры в регионе;
- обосновать возможные способы ценностной оптимизации массовой
культуры в рамках региональной культурной политики.
Методологическая основа исследования. Данное исследование опирается на базовую методологию аксиологического и культурологического подходов, которые были интегрированы в междисциплинарный подход, конфигурация которого явилась рабочим инструментом исследования. В ходе работы были использованы сравнительный и институциональный методы, методы функционального и социокультурного анализа, а также такие эмпирические методы исследования как статистический анализ, контент-анализ, мониторинг деятельности региональных управленческих структур в сфере культуры. Научная новизна исследования заключается в следующем: 1. Выявлены перспективные возможности междисциплинарного подхода в исследовании массовой культуры и досуга, позволяющего осуществить интеграцию основных положений различных теоретических позиций (культурологической, аксиологической, деятельностной) и представить посредством данной
интеграции исследуемый объект в новом содержательном ракурсе, акцентирующем взаимосвязь его ценностных и функциональных характеристик.
Массовая культура представлена в качестве актуального компонента социокультурной ситуации, выполняющего функции, обусловленные реальными потребностями общества на определенном этапе его развития, выражающимися в установках на гедонизм, космополитизм, бессознательное и иррациональное, рекреационность, адаптивность.
Теоретически обоснована актуализация массовой культурой определенной совокупности ценностей, которые в аксиологической иерархии занимают место так называемых инструментальных ценностей, в число которых входят витальные и социальные ценности. К ним мы относим здоровье, власть, удовольствие, комфорт, силу, благополучие, успешность и другие ценности.
Показана возможность ценностного регулирования массовой культуры в сфере региональной культурной политики на институциональном уровне. Предложены способы ценностной оптимизации негативных активаций массовой культуры в контексте теоретико-практических предложений в области культурной политики на региональном уровне. Такими способами выступают проектирование и моделирование, реализуемые в программировании.
Положения, выносимые на защиту:
1. Оптимальной схемой выстраивания теоретико-методологической и
прикладной основы исследования массовой культуры является междисципли
нарный подход, понимаемый как интеграция нескольких научных областей, в
частности, культурологии и социологии с целью более глубокого постижения
объекта исследования.
Массовая культура - это актуальный компонент современной культуры, создающийся профессионалами, продуцируемый при помощи новейших технологий и обладающий потенциальными ценностными смыслами, которые реализуются в социуме в качестве конкретного «ценностного инструментария».
С позиции иерархии ценностей и ценностного содержания массовой культуры как феномена, создаваемого профессионалами, следует говорить о ее прагматическом значении. Другими словами, массовая культура актуализирует прежде всего инструментальные ценности, в число которых входят витальные (жизнь, здоровье, сексуальность и др.) и социальные (успешность, статус, имидж, материальное благосостояние и др.) ценности.
Ценностное воздействие массовой культуры на современный досуг происходит через массофикацию последнего. Это процесс, на который ориентируются профессионалы массовой культуры и досуга, доносящие определенные культурные коды до повседневных структур. В процессе массофикации досуга трансформируются в сторону упрощения его функциональные характеристики. Под влиянием массовой культуры в досуговой сфере, несмотря на ее многофункциональность, в большей мере реализуются такие функции как рекреационная и адаптационная, что негативно отражается на ценностном потенциале досуговой сферы.
Массовая культура, представляемая как компонент социокультурного процесса региона, может быть регулируема на институциональном уровне
лишь системными воздействиями - ценностной корректировкой посредством социокультурного проектирования и программирования, включающих в себя выдвижение стратегических и тактических целей и задач, определение ценностных ориентиров и разработку инструментария региональной культурной политики.
Теоретическая значимость работы. Данная работа расширяет проблемное поле культурологии посредством экспликации ценностных аспектов массовой культуры. В исследовании конкретизируется и реализуется междисциплинарный подход к массовой культуре и досугу посредством интеграции аксиологического и культурологического подходов.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в деятельности учреждений культуры и культурно-досуговых центров городского и областного уровней, выработки действенных рекомендаций в сфере региональной и муниципальной культурной политики, возможности экспертных разработок региональной культурной политики институционального и неинституционального уровней с целью преодоления негативных воздействий массовой культуры и оптимизации культурной среды региона в целом. Материалы и выводы диссертационного исследования могут использоваться в преподавании курсов и спецкурсов по культурологии, социологии, теории и практике социально-культурной деятельности.
Апробация работы. Основные положения работы были представлены в докладах на конференциях и семинарах различного уровня: Международной научной конференции «Культура как духовный ресурс развития региона» (Казань, 2008); Международной научной конференции «Наука и образование» (Белово, 2006); Международной научно-практической конференции «Мир культуры - культура мира» (Москва, 2005); Международной научной конференции «Этнокультурные взаимодействия в Сибири (XVII-XX вв.)» (Новосибирск, 2003); Всероссийской научно-практической конференции «Культурология в социальном измерении» (Кемерово, 2007); Всероссийской научной конференции «Наука и образование» (Белово, 2002); Всероссийской научно-практической конференции «Культурное пространство региона» (Тюмень, 2005); Всероссийской научно-практической конференции «Региональные проблемы устойчивого развития природоресурсных регионов и пути их решения» (Кемерово, 2003); Всероссийском научно-практическом семинаре «Проблемы культуры городов России» (Омск, 2004); Межрегиональной научной конференции аспирантов, соискателей и преподавателей «Актуальные проблемы социокультурных исследований» (Кемерово, 2006); II Областной научной конференции «Молодые ученые Кузбассу» (Кемерово, 2003).
Работа в полном объеме обсуждалась на кафедре культурологии Кемеровского государственного университета культуры и искусств.
Объем и структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы из 275 названий. Объем диссертации - 194 страниц.