Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культурфилософские основания реализации этических кодексов в контексте современной культуры Черепанова Мария Владимировна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Черепанова Мария Владимировна. Культурфилософские основания реализации этических кодексов в контексте современной культуры: автореферат дис. ... кандидата философских наук: 24.00.01 / Черепанова Мария Владимировна;[Место защиты: Томский государственный университет].- Томск, 2013

Введение к работе

Актуальность диссертационного исследования. Необходимость исследования культурфилософских оснований этической кодификации обусловлена стремительностью и качественной спецификой трансформаций, протекающих в современной культуре. Существенное усложнение социальной организации, интенсификация культурных связей и обменов, рост культурного многообразия, отход от принципов унификации и стандартизации порождают противоречивую ситуацию культурного плюрализма, в рамках которой глобализационные процессы, порождают одновременно локализацию; а высокий уровень развития информационных технологий, воссоздающих определенный формат трансляции информации, актуализирует традиционные формы коммуникации.

Эпоха пост-современности обнаруживает несостоятельность ориентации исключительно на разумное начало человеческой деятельности. Вследствие этого критически пересматривается прежняя идея индивидуализма, подвергаются значительным изменениям онтологические основания социокультурных практик, что проявляется, прежде всего, в смене типа рациональности: совершается переход от научной рациональности к рациональности коммуникативной.

Аллотропные модификации общественных структур уже не могут подменить собой свободу самовыражения личности. Динамика социокультурной ситуации порождает гетерогенность установок и плюрализм ориентации, влекущих за собой дезинтеграцию традиционного базиса конструкции. Возникает разрыв между отношениями межличностными и социальными, грозящий аномией, распадом привычной канвы жизненных ориентиров. В поисках новой идентичности, источника стабильности происходит обращение к одной из традиционных форм стандартизации поведения - этической кодификации, являвшейся на протяжении долгого времени важнейшим источником трансляции социокультурных ценностей. Современная культура отличается многообразием этических кодексов, превосходящим порой наследие всех предшествующих эпох. Кодексы, регламентирующие поведение индивида, отдельно взятой корпорации, сообщества профессионалов, жителей отдельно взятого города, становятся привычными атрибутами жизни. Однако при попытке теоретического осмысления наблюдаемой актуализации возникает ряд противоречий. На первый взгляд, этический кодекс выступает именно способом стабилизации социокультурной системы в рамках «текучей современности», но в условиях культуры, где отчетливо наметился кризис индивидуальности, универсальной и всеобщей нормативности, а человек перестал быть субъектом целенаправленной деятельности, кодекс может превратиться в инструмент имитации социальности.

Это обусловлено тем, что этические кодексы являются порождением классической культуры, предполагающей наличие жесткой системы координат, спродуцированной общественным развитием, и стабильно-целостного

индивида, помещенного в ее рамки. В современности же видение общества сквозь призму строгой иерархичной организации подвергается критике, отныне главным принципом функционирования выступает не подчинение единому началу, но свободная коммуникация всех составляющих его элементов. Индивид же воспринимается в одном случае как становящаяся самость, в ином варианте - как мозаичная структура, не стремящаяся к исходной (конечной) целостности.

Тем самым культура провозглашает конец определения человека как социального существа, ограниченного его местом в обществе (X. Ортега-и-Гассет). Самоидентификация, поиск собственной идентичности в таких условиях сопряжены, с одной стороны, с опорой на уже существующие культурные образцы, с другой - на трансформацию наличных смысловых структур. Эти процессы пересекаются в коммуникативном пространстве, в результате чего формируется новый социальный субъект (при этом и понимание социальности, и интерпретация субъективности также подвергаются пересмотру). Отныне упорядоченную структуру создает не рациональная интеграция, а продолжающаяся коммуникация. Прежний формальный подход к определению социума, основанный на выделении жестких внешних границ, сменяется сосредоточением внимания на его содержательной -коммуникативной - составляющей. Таким образом, актуальность исследования означенного феномена обусловлена необходимостью учета основных тенденций социокультурного развития при разработке современных этических кодексов.

Проблема диссертационного исследования состоит в возникающем противоречии между новой онтологией социальности и природой этической кодификации, оставшейся неизменной. В ситуации, когда разработка и внедрение этических кодексов реализуется вне связи с социально-культурными особенностями, без учета трансформаций, происходящих в обществе, их эффективность резко снижается. Современные этические кодексы лишены прочного фундаментального основания - теоретической базы. Создатели их зачастую имеют неверное представление об их сущности, пренебрегают особенностями современных социокультурных процессов, что препятствует успешной практической реализации кодексов. В то время как глубокое осмысление позволяет выстроить культурфилософскую основу создания кодексов, проследить особенности функционирования, выработанные в ходе многовекового развития.

Степень теоретической разработанности темы. Феномен этической кодификации имеет богатую родословную. Важные вехи мировой истории и культуры ознаменованы появлением этических кодексов, выступающих неизменным атрибутом становления общества. Именно этические своды служат основой создания правовых уложений, фиксирующих уже застывшие в своем развитии нравственные нормы, что избавляет этические кодексы от вынужденного бездействия и закладывает основы для дальнейшего их развития. Но при этом они выталкиваются на границу моральной и правовой регуляции, считаются «побочным эффектом» развития адогматической по

своей сути морали и лишаются привилегий права, подкрепленного силой государства.

Неопределенность статуса привела к неоднозначности восприятия этических кодексов, а, следовательно, к отсутствию единой их интерпретации. В то время как исследованию собственно этики, ее дефинициям, природе, определению сущностных характеристик, посвящено множество научных работ, феномен этической кодификации в течение долгого времени продолжает оставаться в тени. Играя важную роль в координации межличностных коммуникаций, задавая нравственные ориентиры общественного развития, этические кодексы остаются во многом terra incognita. Этот факт не умаляет их высокой роли в сфере структурирования социокультурной реальности, но затрудняет дальнейшее развитие в современном мире, где назревает противоречие между динамикой социокультурных процессов и функционально-структурной статикой этических кодексов.

Изучение этических кодексов является тем более актуальным, что комплексных теоретических исследований, посвященных этой теме, практически нет. Этическая кодификация, как правило, вскользь рассматривается в работах, посвященных природе морали. Среди немногих авторов, разрабатывающих означенную проблематику, можно отметить СМ. Илющенко, М.В. Гуреева, М.А. Можейко. Однако основную базу представленного исследования составляют работы по теории, философии и истории этики. Среди исследователей морали, затрагивающих значимые теоретико-методологические вопросы ее изучения, выделяются такие имена, как И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, А. Смит, Теодор В. Адорно, М. Шелер, А. Швейцер. Этот блок литературы является самым обширным, отражает различные позиции в исследовании означенного явления.

Отечественная этическая литература в большинстве представлена сочинениями позднесоветского периода, где сложилось несколько хорошо продуманных и достаточно подкрепленных фактами точек зрения на природу и специфику морали и этических кодексов. Все их можно свести к двум осевым концепциям: историко-генетической, или функциональной, и историко-системной. Позиция сторонников первой концепции, в частности О.Г. Дробницкого нацелена на выявление предельно общих, и в этом смысле родовых, признаков морального феномена. Исследовательские результаты обретаются здесь в процессе сопоставительного анализа всех видов регулятивной активности, мораль рассматривается как механизм регуляции социальной жизни.

Историко-системная модель, которой придерживается в своих трудах А.И. Титаренко, определяет мораль как «уникальный способ духовно-практического освоения мира человеком, совершаемого в логико-рефлексивной, эмоциональной и подсознательной формах». Определение морали производится, исходя из нее самой, а не так, как в первой концепции, где она определяется через внеморальные моменты. В историко-системной интерпретации морали упор делается на совпадении социального и индивидуального, общественного и личного, утилитарно-практического и

собственно ценностного. В настоящее время предпринимаются попытки синтеза представленных моделей. Достигаются значительные успехи на пути использования указанных потенций историко-генетической и историко-системной концепций этики, в результате обнаруживаются возможности их синтеза благодаря развитию идейного стержня, а не из-за малоэффективного метода ослабления крайностей.

Обращаясь к отечественной этической литературе, следует отметить, что лейтмотивом ее развития в XX веке долгое время оставалась марксистская философия и выработанная в ее рамках схема понимания морали как необходимого регулятивного механизма любого сообщества и, в то же время, как отображения его наличного социально-экономического состояния. В позднесоветском и постсоветском периоде развития этики заметно увеличиваются антисоциологизаторские тенденции. Широкое распространение получает мысль о трансцендентности морали по отношению к реальной жизни. Одним из следствий этого процесса становится отсутствие у российской этики проработанного языка для обсуждения социальных проблем, в результате чего оказывается невозможным дать точную дефиницию тех или иных понятий, в том числе такого явления как этический кодекс. Преодолению сложившейся ситуации посвящены работы В.И. Бакштановского, Ю.В. Согомонова, отражающие высокую общественную важность морально-этической регуляции.

Появляются попытки комплексного философско-исторического анализа феномена морали. Значительный интерес в этом отношении представляют работы А.А. Гусейнова и Р.Г. Апресяна, для которых также характерна сосредоточенность на проблеме синтеза этики добродетели и этики закона. Отдельную группу составляют исследования, в основе которых лежит рассмотрение специфики этической регуляции в ее сравнении с регуляцией правовой. Анализ взаимодействия правовых и этических норм содержится в работах Э.Ю. Соловьева, В.М. Нерсесянца, С.С. Алексеева. Среди теоретических исследований, посвященных феномену этики, следует особо выделить труды русских философов рубежа XIX-XX веков - B.C. Соловьева, Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, И.А. Ильина, С.Н. Булгакова, Б.Н. Чичерина. Их сочинения отличает многоаспектный анализ, комплексный философский подход. Идеи, выработанные более ста лет тому назад, и по сей день продолжают развиваться в работах последователей и не теряют своей актуальности.

Еще один обширный блок составляет литература, посвященная рассмотрению исторического ракурса морали и форм ее кодификации. Разные этапы ее становления можно проследить на основе исследований Ю.М. Антоняна, А.Я. Гуревича, Ж. Ле Гоффа, Й. Хейзинги, Ф. Виаккера, М. Оссовской, У. Эко. Историко-культурный анализ форм этической кодификации, проведенный этими авторами, подтверждает, что создание эффективного этического кодекса возможно на любом этапе развития общества, способного к самоорганизации и самовоспроизводству (кодификация выступает способом такой самоорганизации с помощью четкой артикуляции норм и ценностей). Поэтому для производства действенных кодексов

поведения этическая теория должна соответствовать конкретному типу нравственности данного социума.

Теоретическое осмысление онтологических оснований современной культуры, определяющей характерные черты новой ступени кодификации, представлено в работах 3. Баумана, Ж. Бодрийяра, Ю. Кристевой, П. Козловски, М. Кастельса, Ю. Хабермаса, Ж. Делеза, Ф. Гваттари. Реинтерпретации нормативной этики в рамках современных форм социальности посвящены работы М. Фуко, М. Хоркхаймер, Т. Адорно (позиция антинормативизма), Р. Рорти (нормативный релятивизм), Ю. Хабермаса, А. Хоннета, А. Глюксманна, К.О. Аппеля (моральный неоуниверсализм), Э. Левинаса, Ж. Дерриды, К. Гиллиган, Ч. Тэйлора, Ж.-Л. Нанси, М. Гардинера (нормативность Другого). Новые подходы к пониманию процессов социальной самоорганизации выдвигают в своих работах Н. Луман, Э. Тоффлер, Э. Гидденс.

Достаточно много литературы посвящено вопросам эффективности практического внедрения этических кодексов, в частности, А.А. Дульзон, А.С. Капто, Е.Д. Малинин, П.Н. Шихирев, Р.Т. Де Джордж, Р. Дафт, ведут разработку вопросов, связанных с реализацией этических кодексов в профессиональных областях, в рамках деятельности различных организаций и предприятий. Особое внимание они уделяют корпоративным кодексам, которые играют немаловажную роль в становлении организационной культуры и служат важным ресурсом для развития современных компаний. Отдельные работы посвящены изучению новых явлений в сфере неформальной кодификации. Например, исследования А.А. Соловьева посвящены спортивным кодексам.

При всем многообразии литературы, посвященной данной тематике, сам феномен этической кодификации и особенности его реализации в контексте современной культуры остаются малоисследованными. Ряд аспектов его исторического становления, особенности воплощения и условия успешной реализации недостаточно проработаны. Отсутствует единое понимание этической кодификации в контексте современной культуры. Таким образом, актуальность, культурная значимость и недостаточная научная проработка культурфилософских оснований этической кодификации, предопределяют выбор темы, цели, задачи и новизну данной работы.

Объект исследования. Объектом исследования является этический кодекс как феномен культуры.

Предмет исследования. В качестве предмета исследования выступает анализ культурфилософских оснований реализации этических кодексов в контексте современной культуры.

Цель диссертационного исследования - выявить культурфилософские основания реализации этических кодексов в контексте современной культуры.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Концептуализировать теоретические основания этической кодификации в перспективе культурфилософского анализа;

  1. Рассмотреть основные тенденции трансформации этических кодексов в историко-культурном контексте;

  2. Выявить социокультурные предпосылки реинтерпретации феномена этической кодификации в неклассической философии;

  3. Определить функциональные особенности современных форм этической кодификации - профессиональных, корпоративных, «городских» -кодексов и обозначить вектор их будущих трансформаций.

Методологические и теоретические основы исследования. Методологическую и концептуальную базу исследования составляют идеи и положения, выдвинутые представителями неклассической философии в отношении реинтерпретации этической кодификации на основе рефлексивного рассмотрения идей классической нормативности в их соотнесенности с социокультурным опытом. Наибольший интерес в этом отношении представляют работы 3. Баумана, отражающие переход от законодательного типа этического дискурса к интерпретирующему. Современный контекст этического кодифицирования актуализируется через анализ профессиональных, корпоративных, «городских» кодексов с точки зрения их сущностных моральных оснований и внутренних противоречий.

Всесторонний концептуальный анализ феномена этической кодификации предопределяет обращение к междисциплинарному подходу, синтезирующему теоретические положения, выработанные в рамках философии, культурологии и социологии. Используются общенаучные методы изучения, среди которых особенно важны дескриптивный (описательный) и компаративный (основанный на сопоставлении характеристик феноменов). Для раскрытия сути изучаемого феномена также важен метод исторического и логического анализа, позволяющий обнаружить формирование и развитие воззрений на проблематику.

Научная новизна данного исследования определяется следующими основными положениями:

  1. Определена и теоретически обоснована базовая структура этического кодекса;

  2. Выявлены основные тенденции трансформации этической кодификации в историко-культурном контексте;

  3. Обосновано, что в рамках новой природы социокультурной реальности происходит реинтерпретация этической кодификации, обусловленная пересмотром идеи нормативности, а также статуса субъекта в постклассической философии;

  4. Раскрыты структурно-функциональные особенности этических кодексов, реализуемых в локальных сферах современной культуры.

Положения, выносимые на защиту

1. Этический кодекс - это структурно-функциональное образование, в составе которого выделяются принципы, абстрагирующие в себе наиболее существенные черты всего прескриптивного содержания морали; ценности -объекты и явления, выступающие как значимые в жизни общества и отдельных групп, особое место среди которых занимает идея о должном - идеал, а также

нормы, комплекс которых обеспечивает устойчивость социокультурной системы.

  1. Историко-культурная динамика этических кодексов основана на трансформации их базисных характеристик: традиционность -рациональность - коммуникативность. На первой стадии развития этических кодексов ключевую роль играет традиционность. Ранние кодификации отличаются аморфностью (слияние права - морали - религии), каузальностью и консерватизмом; они носят всеобщий характер. На втором этапе развития этический кодекс принимает вид общественного договора, сконструированного на разумных основаниях и формирующего нормативное ядро социокультурной системы. В рамках коммуникативной природы современной социокультурной системы этический кодекс играет роль своеобразного аттрактора, символизирующего идеальное конечное состояние, к которому стремится система в своем развитии.

  2. Реинтерпретация идеи нормативности, предпринятая в рамках постклассической философии, обусловленная изменением отношений между пространством и временем, отказом от системы бинарных оппозиций, гомогенизацией аксиологического пространства и нивелированием значимости идеала, трансформацией антропологического уровня социокультурной системы, создает предпосылки для переосмысления нормативной основы этического кодекса и задает вектор его будущих трансформаций в контексте коммуникативной рациональности.

4. Современные этические кодексы - результат синтеза иерархической

структуры (предполагающей непременную интенцию к идеалу), свойственной классическому периоду культуры, и магистральной вариативности, представляющей собой порождение эпохи постмодерна. К числу ключевых структурно-функциональных особенностей современных этических кодексов относятся внутренняя гибкость и возможность последующих изменений, локальный характер и ориентированность на антропологический уровень социальной структуры.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Всестороннее рассмотрение этической кодификации вносит вклад в разработку культурфилософских оснований реализации этической кодификации в современной культуре, что способствует более глубокому пониманию феномена и интеграции его в целостный контекст социокультурного развития. Данный опыт междисциплинарного исследования может быть использован в дальнейшем в целях решения теоретических и прикладных проблем, возникающих при разработке этических кодексов, востребован при анализе процессов, протекающих в локальных сферах современной культуры.

Апробация результатов. Основные положения и результаты диссертационного исследования изложены в докладах, опубликованных по итогам работы конференций и семинаров различных уровней: Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Этюды культуры» (Томск, 2009, 2011, 2012), Всероссийского семинара

молодых ученых «Дефиниции культуры» (Томск, 2009, 2011), Международной конференции молодых ученых «Наука. Технологии. Инновации» (Новосибирск, 2010), Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (Томск, 2011) VIII Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука» (Красноярск, 2012), Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Актуальные проблемы гуманитарных наук (Томск, 2012, 2013), Международной молодежной конференции «Философия и наука в культурах Запада и Востока» (Томск, 2012), I Международной молодежной конференции «Российско-германский форум молодых ученых» (Томск, 2012), IV Международной научно-практической конференции «Социальная онтология в структурах теоретического знания» (Ижевск, 2012), III Международной научной конференции «Культура как предмет междисциплинарных исследований» (Томск, 2012), Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Социокультурные механизмы преемственности ценностей» (Иркутск, 2012), X Региональной научной конференции молодых ученых Сибири в области гуманитарных и социальных наук «Актуальные проблемы гуманитарных и социальных исследований» (Новосибирск, 2012), Всероссийской научной конференции «Мораль в современном мире» (Шуя, 2012), V Всероссийской научно-практической конференции «Трансформация научных парадигм и коммуникативные практики в информационном социуме» (Томск, 2012).

Структура диссертационного исследования определяется логикой исследования проблемы и отражает последовательность решения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения и списка литературы.

Похожие диссертации на Культурфилософские основания реализации этических кодексов в контексте современной культуры