Введение к работе
Актуальность темы исследования определяется тем, что в настоящее время отмечается повышенный интерес в научной среде к исследованию истории и культуры казачьих регионов, что позволяет более объективно, подойти к пониманию современных явлений общественной жизни, связанных с возрождением российского казачества.
20 июня 2007 г. Законодательным собранием Краснодарского края принят закон «О государственной политике в сфере сохранения и развития традиционной народной культуры в Краснодарском крае». В этом документе определены основные принципы законодательного регулирования, среди них: «признание основополагающей роли старожильческой традиционной народной культуры (т.е. культуры кубанского казачества) в укреплении социальной стабильности, гражданского согласия, социально-культурного и социально-экономического развития Краснодарского края». В 1990 г. Кубанское казачье войско пережило свое второе рождение и сегодня занимает прочную нишу в жизни общества и государства.
Планомерное заселение Кубани началось в конце ХVIII в. с формирования кубанского казачества из групп русского и украинского населения. Северо-западные районы заселяли казаки Черноморского войска, формировавшегося из остатков запорожских казаков и пополнявшегося переселенцами – украинскими казаками из Полтавской, Черниговской, Екатеринославской, Харьковской, Киевской губерний. На примере народной одежды мы можем проследить процесс взаимовлияния культур различных этносов и этнических групп. В особенностях формирования региональных форм одежды на территории края важно учитывать, что этот процесс происходил в условиях соприкосновения этнических традиций, при взаимодействии восточнославянской культуры с культурой коренных жителей Кубани.
Роль, функции костюма в обществе и отношение к нему служат показателями культурного и общественного развития, социальных, политических и идеологических ориентацией общества. Изучение костюма, как одного из важных и устойчивых элементов традиционной культуры, поможет более полно осветить этническую историю черноморского (кубанского) казачества, сопоставить с культурой других групп российского казачества, выявить общие и специфические черты. Необходимость и важность изучения народного костюма данного региона определили выбор диссертационной темы.
Степень научной разработанности проблемы. Специальных работ по теме исследования нет, однако отдельные ее аспекты нашли отражение в ряде научных трудов. В наиболее фундаментальных исследованиях, посвященных непосредственно проблемам одежды, привлекаются сравнительно-этнографические материалы по одежде русского, украинского, белорусского народов; одежда рассматривается как источник исследования этногенеза, этнической истории, культурной близости восточнославянских народов на разных этапах их развития. В обобщающих изданиях Института этнографии АН СССР (ныне Институт этнологии и антропологии РАН), в сборниках материалов и исследований по этнографии Европейской части бывшего СССР, в историко-этнографических атласах находят освещение теоретические вопросы материальной культуры, содержатся подробные описания комплексов и компонентов народного костюма, характера орнаментации и др.
Для темы нашего исследования важны работы украинских этнографов, искусствоведов. В к. ХIХ – нач. ХХ в. появляются этнографические описания отдельных губерний, в которых зафиксированы местная народная одежда, отдельные ее компоненты и характер декора. Д.И. Эварницкий описал костюм запорожских казаков. Значительный вклад в изучение украинской народной одежды, ее орнаментации внес русский и украинский ученый Ф.К. Волков. В конце 30-х гг. ХХ в. украинское искусство изучал В. Щербакивский, посвятивший отдельный раздел своей работы декору одежды. Существенным вкладом в исследование украинского народного костюма, его художественного строя стали труды Р.В. Захарчук-Чугай, Т.В. Кара-Васильевой, Л. Булгаковой-Ситник, Т.А. Николаевой, Г.Г. Стельмащук, О.В. Косминой.
Теме истории моды посвящено множество трудов, среди авторов которых следует отметить Н.М. Мерцалову, А. Васильева, Р.М. Кирсанову, Ф.Ф. Комиссаржевского, Р.В. Захаржевскую, Н.А. Дмитриеву, Дж. Нанн, И.В. Блохину, С.Н. Попову.
Историческое исследование одежды черноморских и линейный казаков, преимущественно форменной, проводилось на значительном корпусе архивных источников кубанскими историками Б.Е. Фроловым и О.В. Матвеевым. Для темы нашего исследования важны работы Н.А. Дворниковой, А.А. Лебедевой, Л.Б. Заседателевой. В них рассматриваются различные элементы одежды, их крой, терминология, характер декора, прослеживается взаимопроникновение русских и украинских традиций в народном костюме, отмечаются сословные различия и признаки имущественной дифференциации в одежде казаков. Декоративную сторону художественного оформления женского костюма исследовала Н.А. Гангур; традиционный женский костюм казачеств России, его семиотические функции изучает И.А. Баранкевич; дизайнерский подход превалирует в работах И.В. Ярошенко. Классификацию компонентов женской казачьей одежды на рубеже XIX – ХХ вв. приводят в своей работе М. В. Кулинич и Н. Л. Щурик.
Однако хронологические рамки исследований ограничены в подавляющем большинстве к. XIX – нач. ХХ в. Мы имеем множество разрозненных публикаций, но ни одной целостной концепции исследования, в которой традиционно-бытовой костюм кубанского казачества рассматривался бы не только в синхронии, но и в диахронии.
Исходя из степени изученности обозначенной темы и учитывая актуальность ее дальнейшей разработки, целью диссертации является комплексное исследование одежды черноморского казачества в рамках историко-культурного подхода. Данная цель определила решение ряда взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных задач:
- изучить историографию вопроса, охарактеризовать источниковую базу и определить теоретико-методологические подходы к исследованию проблемы;
- систематизировать материал по одежде черноморского казачества, характеризовать материал, конструкцию, декор;
- проследить историческую динамику традиционных форм костюма в ходе исторического освоения и окультуривания пространства изучаемого региона;
- осуществить компонентный анализ исторических форм мужского и женского костюма, определить степень воздействия на них модных новаций и иноэтнических факторов;
- показать детерминированность своеобразия одежды черноморского казачества особенностями его происхождения и социокультурного развития;
- рассмотреть одежду в качестве этнического, половозрастного, сословного маркера, показав знаковую роль отдельных компонентов казачьего костюма.
В задачи исследования входит системный ввод в научный оборот и анализ значительного объема разнообразных источников: письменных (опубликованных и неопубликованных), изобразительных, вещевых.
Хронологические рамки исследования - конец XVIII в. – 1860 г. Черноморское казачье войско (украинская этнографическая группа) существовало в качестве самостоятельной единицы с конца XVIII в. до 1860 г. Созданное в 1787 г. по инициативе князя Г.А. Потемкина из казаков Запорожского войска, оно было переименовано в 1788 г. в Черноморское казачье войско. Переселение основной массы войска состоялось в 1792-1793 гг. В 1860 г. Черноморское войско вошло в состав вновь образованного Кубанского казачьего войска.
Территориальные границы исследования ограничены территорией, принадлежавшей Черноморскому казачьему войску. В 1792 г. Екатерина II подписала жалованную грамоту, по которой войску в вечное владение передавалась правобережная Кубань от устья реки до Усть-Лабинского редута. Границей войсковых земель с одной стороны стала р. Кубань, с другой - Азовское море. На новых землях черноморцы основали 40 куренных селений (переименованных в 1842 г. в станицы) и два города – Екатеринодар и Тамань.
Источниковая база исследования проблемы достаточно обширна, более того, в диссертации вводятся ранее неизвестные источники, расширяющие диапазон видения проблемы. В работе использовались письменные, вещественные, изобразительные источники. Ведущим типом источника являются неопубликованные делопроизводственные документы, хранящиеся в Государственном архиве Краснодарского края. Наиболее массовый материал по исследуемой проблеме выявлен в фондах: 249 «Канцелярия наказного атамана Черноморского казачьего войска»; 250 «Войсковая канцелярия Черноморского казачьего войска»; 252 «Войсковое правление Черноморского (Кубанского) казачьего войска»; 335 «Таманское окружное сыскное начальство»; 482 «Окружной суд Черноморского казачьего войска (1827-1871 гг.). Екатеринодарский окружной суд министерства юстиции (1871-1920 гг.)». В ф. 250 находится значительный массив документов войскового правительства (1794-1801) и войсковой канцелярии Черноморского казачьего войска. Это дневные журналы заседаний войсковой канцелярии, включающие «серийные» документы - описи имущества умерших нижних чинов и офицеров. Фонд также включает дела о наследовании, разделе имущества. В ф. 482 находятся многочисленные материалы – ежегодные опекунские отчеты, которые значительно расширяют и дополняют другие свидетельства. Материал судебно-следственных дел взят из ф. 335. Информация о кражах вещей «рассеяна» по фондам 250 и 252. Поиск краденного предполагал описание исчезнувшей одежды, такие описания более конкретны и «детализированы». При розыске пропавших казаков выясняли, в чем они были одеты. В работе также использовались и документы Государственного архива Ставропольского края: ф. 79 «Общее управление Кавказской области».
Немногочисленную группу составляют опубликованные источники. В 1650 г. Гильом Левассёр де Боплан – инженер-строитель издал свое «Описание Украины». Его работа – любопытный источник сведений о быте и занятиях казаков, но указания об одежде «слишком общи и неопределенны». Описание украинского костюма мы находим в известном сочинении генерал-майора, историка А.И. Ригельмана.
Вторую группу составляют изобразительные источники – музейные предметы, информация которых зафиксирована в предметах и видах изобразительного искусства, фотодокументах. Первые изображения запорожских казаков даны в книге француза Боплана. Из живописных полотен (парсуны) XVIII в. обращают на себя внимание портреты В.Г. Гамалеи, «знатного войскового товарища» Запорожского войска, ктитора Я. Шияна, переяславского полковника С.И. Сулимы и его жены. Художники акцентируют внимание на роскоши костюмов, тщательно прописывают элементы декора. Изображения запорожских казаков встречаются и в религиозных композициях.
Ценнейшим источником являются гравюры, изображающие типы донских и малороссийских казаков. К числу первых относятся 17 гравюр, помеченных инициалами Р.Ш. (авторство их не установлено) с изображением войскового и станичного атаманов, войскового старшины, есаула, низовых и верховых казаков, старшинских жен, казачек. Второй половиной XVIII в. датированы живописные произведения, хранящиеся в Музее истории донского казачества в г. Новочеркасске и Старочеркасском историко-археологическом музее-заповеднике («Портрет С.Д. Ефремова, войскового атамана Войска Донского», «И.М. Иловайский, старшина Войска Донского» и др.). Костюмно-типажные и портретные изображения донских казаков важны и с точки зрения сравнительных параллелей, и для понимания особенностей сословного костюма. К этому же периоду относятся гравюры запорожцев к изданию Ригельмана. В книгу включены 26 листов, на которых изображены представители различных сословий украинского общества - казаки и казацкая старшина, сельские жители, женщины шляхетского сословия. Рисунки выполнил в 1778-1782 гг. украинский художник Т. Калинський. Не меньшую ценность имеют полотна известного русского художника В. А. Тропинина, изображающие украинских крестьян в национальной одежде.
Казачья тематика нашла отражение в графике и живописи XIX в.: гравюрах Е.М. Корнеева и Х.Г. Гейслера; рисунках и живописи А.О. Орловского. Тема казачества проходит «красной нитью» в творчестве С.И. Васильковского. Художник выполнил несколько типажных изображений запорожцев в типичных костюмах. Наиболее удачной стала работа над оформлением изданного в 1900 г. альбома «Из украинской старины». Ценным источником для изучения материального быта, оружия, одежды, запорожцев являются подготовительные рисунки, наброски, этюды, выполненные И.Е. Репиным к картине «Запорожцы». Из многочисленных зарисовок представляют интерес акварельные листы, в которых художник акцентирует внимание на костюме или его отдельных элементах, этюд маслом «Гетман», акварельные копии с портретов бывших запорожских казаков – Якова и Ивана Шиянов.
К группе изобразительных источников относятся фотодокументы к. XIX–нач. ХХ в. (кабинетные и постановочные «натурные» съемки), хранящиеся в Краснодарском государственном историко-археологическом музее-заповеднике им. Е.Д. Фелицына. Ограниченность этой источниковой базы заключается в том, что на фотографиях мы видим более поздние, уже сложившиеся формы казачьего костюма.
Немногочисленную группу составляют вещественные источники к. XIХ – первой половиной ХХ в. – компоненты казачьей женской и мужской одежды из музейных собраний. В Краснодарском музее-заповеднике нет ни одного полного исторического костюма черноморских казаков. В дореволюционном указателе В. Сысоева отмечалось, что этнографическая коллекция самая бедная, что никто не занимался ее систематическим пополнением, сбором материала, что вещи разрознены и многие попадали в музей «по случаю». Многие вещи не атрибутированы, соответственно эти разрозненные артефакты не могут служить надежным и полноценным источником. Активная исследовательская работа по выявлению и изучению казачьего костюма проводилась диссертантом в музеях Ставропольского края и Ростовской области: Ставропольском государственном краеведческом музее им. Г.Н. Прозрителева и К.Г. Праве, Старочеркасском историко-археологическом музее-заповеднике.
Разнохарактерная и во многом разноплановая источниковая база исследования обусловлена задачей комплексного исследования проблемы, а также отсутствием или ограниченностью источников по ряду вопросов. Поэтому при реконструкции фактов материальной культуры пришлось расширить источниковую базу за счет привлечения сравнительного материала по различным аспектам русской и украинской культуры, а также других казачьих регионов России.
Теоретико-методологическая база исследования. Методологической основой являются принципы историзма и системности, то есть подход к исследуемому предмету как изменяющемуся во времени и развивающемуся во взаимодействии внутренних и внешних факторов. В работе объединены два подхода в научном анализе – историко-культурный и художественный. Автор широко опирается на исследования историков, этнографов, искусствоведов и культурологов. Изучение теоретических аспектов проблемы потребовало обращение к трудам отечественных ученых: Ю.В. Бромлея, В.Е. Гусева, В.Г. Вагнера, Э.С. Маркаряна, П.Г. Богатырева, К.В. Чистова, М.А. Некрасовой и др. В их работах разрабатываются вопросы специфичности народного творчества, воздействия на язык искусства (и костюма) конкретного образа жизни людей, их быта и окружающих предметов, раскрываются механизмы функционирования этнической традиции в культуре, проблемы традиции и новаторства и т.д.
Мы рассматриваем костюм не только в его объективно данной материальной форме, но и как семиотическую систему, каждый элемент которой может быть прочитан, т.е. познан культурно-исторически. В отечественной науке вопросы семиотики культуры в целом и семиотики текста наиболее полно разработаны в трудах М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, Б.А. Успенского и др. Изучение семантики костюма базировалось на трудах П.Г. Богатырева, Г. Кнабе, Н.М. Калашниковой. Теоретические вопросы, связанные с генезисом, развитием и функционированием моды нашли отражение в трудах отечественных и зарубежных ученых: Г. Зиммеля, Л.В. Петрова, М.Н. Топалова, А.Б. Гофмана.
Методика исследования включает историко-искусствоведческий анализ народного костюма, хронологический и типологический (предметный) разбор и структурный анализ отдельных компонентов костюма. Важную часть методики исследования составляет сравнительно-исторический метод. Исследование проводилось также с применением разнообразных общенаучных методов (обобщения, анализа, синтеза и др.).
Научная новизна предлагаемой диссертации – первое научное исследование одежды черноморского казачества, в котором этнические традиции рассматриваются в контексте историко-культурного своеобразия казачества, влияния социальных, этнических и других факторов на их возникновение и развитие. Во-вторых, данная работа является первой попыткой систематизации и обобщения материалов по обозначенной теме в указанных хронологических рамках. В-третьих, впервые на комплексной основе исследуется генезис, процесс формирования и развития наиболее устойчивого элемента материальной культуры – одежды в ходе исторического освоения и окультуривания пространства изучаемого региона. На основе огромного массива архивных источников произведена историческая реконструкция компонентов казачьего костюма, выявлено их типологическое многообразие и вариабельность, рассмотрены знаковые функции и художественно-конструктивные особенности. Проведенное исследование позволило пролить свет на некоторые важные и спорные моменты в генезисе традиционного костюма кубанских казаков и в другом ракурсе рассмотреть вопросы заимствования иноэтничных культурных форм. Вне поля зрения до настоящего времени оставался женский казачий костюм, развернутая характеристика которого осуществлена в данной диссертации. В-четвертых – впервые применен дифференциальный подход в исследовании казачьего костюма. Черноморское казачество, будучи отдельным сословием, не было социально однородным. При общности некоторых форм, одежда представителей элитарного слоя казачества отличалась видовым разнообразием, особенно проявившимся в первой половины XIX в., когда одновременно существовали многие типы одежды, материалом, характером декора и некоторыми конструктивными элементами, выполнявшими знаковую функцию. В работе впервые исследован костюм офицеров, который ранее также не был предметом специального рассмотрения. В-пятых, в научный оборот вводятся многочисленные неопубликованные архивные документы, музейные материалы. Работа сделана на стыке истории, этнографии и искусствознания, на основе письменных и изобразительных источников.
Автор впервые систематизировал и подверг анализу на основе комплексного подхода традиционно-бытовой костюм черноморского казачества, выявив его художественные особенности, коснувшись также функционального и семантического аспектов проблемы, рассмотрев в диахронии и синхронии исторические формы костюма и степень воздействия на них модных новаций и иноэтнических факторов.
Практическое значение. Результаты диссертационного исследования способствуют более полному изучению традиционной культуры черноморского (кубанского) казачества. Результаты исследования могут быть использованы: для написания обобщающих работ по истории художественной культуры, этнографии данного региона; в практике вузовского, школьного образования и воспитания – в курсах «Народный костюм», «История и теория народного декоративно-прикладного искусства», «Кубановедение»; в практике художественного творчества профессиональных и самодеятельных коллективов; при оформлении экспозиций и в просветительской деятельности краеведческих и художественных музеев.
Апробация и внедрение результатов исследования. Выводы и основные результаты работы излагались автором в докладах и сообщениях на всероссийских, международных научно-практических конференциях в Краснодаре (2006, 2007, 2008), Челябинске (2006), вторых аспирантских чтениях (Краснодар, 2007), опубликованы в журналах, рекомендуемых ВАК: «Культурная жизнь юга России»; «Социально-гуманитарные знания». Результаты исследования были внедрены:
1) в просветительскую, выставочную и издательскую деятельность Краснодарского государственного музея-заповедника им. Е.Д. Фелицына: при оформлении экспозиции залов «Казачьей славы» (историческая реконструкция костюмов черноморских и кубанских казаков); разработке эскизов плакатов по истории и культуре Кубани для образовательных и средних специальных учебных заведений; 2) в практическую деятельность Академии сценического костюма «Златошвея», специализирующейся на изготовлении костюмов для художественных самодеятельных и профессиональных коллективов.
Структура и объем работы обусловлены целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы и источников, отдельного тома приложений с иллюстрациями произведений изобразительного искусства и музейными фотографиями.