Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Формирование архитектурного облика уездного города: Рыбинск конца XVIII - первой половины XIX веков 13
1.1 Архитектура как градостроительная компонента Рыбинска 13
1.2 Тенденции классицизма в формировании городской среды Рыбинска 35
1.3 Храмы периода классицизма 68
Выводы 96
Глава II. Развитие архитектурного облика уездного города: Рыбинск второй половины XIX - начала XX веков 99
2.1 Социокультурные основания жанровой дифференциации архитектурных сооружений 100
2.2 Стилевые доминанты архитектурного облика Рыбинска как целостного градостроительного феномена 127
Выводы 165
Заключение 167
Библиография 171
- Архитектура как градостроительная компонента Рыбинска
- Социокультурные основания жанровой дифференциации архитектурных сооружений
- Стилевые доминанты архитектурного облика Рыбинска как целостного градостроительного феномена
Введение к работе
Культурные процессы в Верхневолжье в период с конца XVIII века по начало XX века имели разнообразные художественные выражения. Одним из них является архитектура. Эволюция в области архитектуры и градостроительства есть знак и симптом глобальной общекультурной динамики, захватившей русскую провинцию, - и вместе с тем эта эволюция представляет собой самодостаточный предмет научного интереса.
Эта работа посвящена тенденциям в архитектуре конца XVIII - начала XX веков в одном из самых заметных, значительных городов Верхневолжья, Рыбинске. В период конца XVIII - начала XX веков происходит формирование «исторического ядра» городов, на основании которого можно судить о своеобразии российской архитектуры указанного периода. Рыбинск относится к числу таких городов. И в то же время он обладает явными самобытными чертами культурного развития. Специфична и провинциальная рыбинская архитектура.
Актуальность исследования связана с тем, что художественная культура русской провинции конца XVIII - начала XX веков, привлекая внимание философов, культурологов, искусствоведов, художников, выступает как ориентир в поиске новых путей культуры, искусства и жизни на новом рубеже - рубеже тысячелетий. Осмысление закономерностей развития провинциальной культуры является важнейшим условием развития регионального самосознания, элементом современного культурного самоопределения.
Сегодня самобытность русской культуры осознается как особого рода ценность. Искусство русской провинции осмысляется как необходимая составная часть российской художественной культуры. В этом своем качестве оно вызывает острый интерес теоретиков и практиков искусства, общества в целом. Не в последнюю очередь это относится и к архитектуре. Учет закономерностей ее развития и высших достижений, понимание важности и значимости архитектурной традиции в провинциальном городе имеют существенное значение в современном осмыслении культурного развития, формирования новой городской среды XXI века.
Актуальность исследования связана таюке с тем, что в современной социокультурной ситуации заново определяется роль русской провинции как хранителя традиций в сфере духовности и культуры, и, в частности, в архитектуре, а таюке как создателя культурных новаций. В связи с этим современная провинция остро нуждается в осознании себя как носителя традиции и генератора оригинальных форм и смыслов.
Цель исследования - выявление типологических особенностей формирования архитектурного облика провинциального города Рыбинска в период конца XVIII - начала XX века. Этим обусловлены задачи исследования:
Выявить особенности архитектуры как градостроительного компонента Рыбинска в период конца XVIII - начала XX века;
Рассмотреть стилевые доминанты архитектурного облика Рыбинска периода конца XVIII - начала XX века;
Обозначить социокультурные основания жанровой дифференциации архитектурных сооружений;
Раскрыть особенности интерпретации идей барокко, классицизма, эклектики и модерна на провинциальной почве Рыбинска.
Проблема исследования состоит в установлении внутреннего движения формы и стилей в процессе складывания архитектурного облика Рыбинска.
Объектом исследования является архитектурный процесс в крупном уездном городе в период с конца XVIII по начало XX века.
Предмет исследования - архитектура Рыбинска конца XVIII - начала XX веков.
Хронологические рамки исследования определены историческим периодом становления русской провинциальной архитектуры Нового времени.
Рыбинск получил статус уездного города во время городской реформы XVIII века, что характерно для центральной части России. Город совмещает качества самобытности и типичности. Он многими чертами похож на старые русские города, но обладает и явным «лица необщим выраженьем»,
схватываемым уже при первом знакомстве с городом.
Провинциальная архитектура имеет ряд особенностей, обусловленных как объективными причинами: государственными реформами в области градостроения, экономическими возможностями и потребностями заказчиков, особенностями климата и предшествовавшего архитектурного ландшафта, так и субъективными: вкусами заказчиков, особенностями эстетического восприятия, грамотностью и талантом архитекторов. Рыбинская архитектура рассматривается с точки зрения ее становления и развития, а таюке художественных особенностей, в сравнении со столичной. Это связано с тем, что провинциальная архитектура имела своеобразие, которое является неотъемлемой составной частью развития российской архитектуры указанного периода; без изучения этих особенностей невозможно представить российскую архитектуру.
Материал исследования - здания - памятники архитектуры- периода конца XVIII - начала XX веков в Рыбинске. Следует подчеркнуть, что это здания и существующие в настоящее время, и утраченные, чей внешний облик и другие особенности были восстановлены нами по документам и свидетельствам. Адреса памятников даются с указанием современных топонимов.
Источниками исследования, обеспечившими возможность рассмотрения архитектуры Рыбинска конца XVIII - начала XX веков в аспекте особенностей развития архитектуры, являлись документы из Государственного архива Ярославской области и Рыбинского филиала Государственного архива Ярославской области; материалы Рыбинского историко-архитектурного музея-заповедника; собрание почтовых открыток и фотографий Рыбинска конца XIX - начала XX века, принадлежащее автору диссертации; непосредственно памятники архитектуры, доступные эмпирическому изучению.
Теоретико-методологическая база исследования включает в себя совокупность культурологических и искусствоведческих методов' анализа культурно-художественных памятников. К методам, используемым в исследовании, относятся типология в диахроническом и синхроническом
б ракурсе, сравнительный анализ, искусствоведческие методы анализа архитектурных памятников. При анализе культурного контекста и духовного смысла культурных памятников использован герменевтический подход. Ориентиром в исследовании являются идеи и подходы специалистов по истории русской культуры, в том числе в ее провинциальном аспекте (Е.В. Анисимова, Н.П. Анциферова, О.С. Евангуловой, Е.А. Ермолина, Т.С. Злотниковой, В.Н. Козлякова, Б.И. Краснобаева, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, П.Н. Милюкова, С.Н. Овсянникова, Н.К. Пиксанова, М.Г. Рабиновича, А. А. Севастьяновой, Б. А. Успенского); культурологов и социологов (М.М. Бахтина, B.C. Библера, Л.Г. Ионина); искусствоведов (Е.А. Борисовой, А.В. Иконникова, Т.П. Каждая, Л.Е. Кертмана, Е.И. Кириченко, В. Паперного, Д.В. Сарабьянова, Г.Ю. Стернина, М.В. Стовичек, Т.В. Юрьевой).
В процессе разработки темы было пройдено несколько взаимосвязанных этапов исследования. На первом этапе (2001-2002 годы) проводился сбор эмпирического материала по теме исследования, осуществлялась работа с первичными источниками (фонды ГАЯО, РФГАЯО, музея, отдела мэрии города Рыбинска по реконструкции исторической части города) определялись методологические и методические подходы к проблеме. На втором этапе (2002-2003 годы) проводился анализ научно-методической литературы; производилась классификация материала; определялась гипотеза исследования. На третьем этапе (2003-2004 годы) проводилось обобщение результатов исследовательской работы, литературное оформление диссертации.
Гипотеза исследования включает в себя следующие положения:
специфика провинциальной архитектуры проявляется в Рыбинске во временном отставании в развитии по сравнению со столичной, а также в своеобразной интерпретации художественных принципов, определявших архитектурный облик города в тот или иной период развития;
сравнительно недолгое время существования города и изначальное отсутствие административных функций, а также своеобразие природного ландшафта обусловили своеобразие градостроительной композиции города Рыбинска;
активное экономическое развитие Рыбинска в первой половине XIX века обусловило доминирование классицизма как стиля, актуального для той эпохи и в итоге сильнейшим образом повлиявшего на архитектурный облик города в целом;
характерной чертой архитектурной среды Рыбинска стало особое значение строительства храмов соборного типа и определение градостроителями собора в качестве центральной точки городской среды, что обусловило сакральный акцент в организации городского пространства;
специфика архитектуры Рыбинска обусловлена локализацией в относительно небольшом пространстве и относительно небольшом временном промежутке черт барокко, классицизма, эклектики и модерна;
социокультурную уникальность застройки и типологическую выявленность архитектурных доминант в Рыбинске определило местное купечество как основной заказчик, привлекавший к работе столичных архитекторов: К.И. Росси, А.И. Мельникова, А.В. Иванова и др.
Степень разработанности проблемы определяется в нескольких аспектах:
1. История русской культуры конца XVIII - начета XX веков привлекает к себе особое внимание исследователей с 60-х годов XX века, хотя философское осмысление данного периода истории русской культуры в социокультурном, эсхатологическом и жизнестроительном аспектах было начато еще поздними современниками (Н.П. Анциферов, Н.А. Бердяев, П.Н. Милюков, Н.К. Пиксанов, Г.В. Флоровский и др.). Распространенными при исследовании русской культуры являются искусствоведческий и культурологический подходы, направленные в том числе и на выявление основных особенностей художественной культуры данного периода как системы феноменов эстетического порядка (Б.Ф. Егоров, Е.А. Ермолин, И.Н. Ионов, И.В. Кондаков, Б.И. Краснобаев, Ю.М. Лотман, В.В. Познанский, Г.Ю. Стернин, Н.И. Яковкина). Большая часть исследований базируется на материале столичной культуры или материале крупных городов, ставших в период конца XIX - начала XX веков центрами регионов. В них анализируются общие для всей русской культуры тенденции развития, с
минимальным учетом особенностей различных регионов российской провинции, В частности, уездных русских городов.
2. История культуры провинциальных городов Северного Верхневолжья
(в частности Рыбинска) рассматривается в работах, раскрывающих
содержание как историко-художественных процессов (исследования Г.К.
Вагнера, Ю.Я. Герчук, В.А. Гречухина, М.И. Домшлак, СВ. Чугунова), так и
общекультурные тенденции и константы (работы В.Н. Козлякова и А.А.
Севастьяновой). Все названные авторы рассматривают различные политико-
экономические и конкретно искусствоведческие аспекты культуры городов
Северного Верхневолжья, не касаясь особенностей развития провинциальной
архитектуры Рыбинска конца XVIII - начала XX века, которым посвящено
данное исследование.
3. В исследованиях, посвященных теории и истории
градостроительства, большое внимание уделяется историческим и
современным принципам формирования городской среды, их
взаимодействию,- противоречиям, их проявлениям в среде того или иного
города. Особого внимания заслуживают теоретические работы К. Зитте, А.В.
Иконникова, В.Л. Глазычева, В.Т. Шимко посвященные проблемам
градостроительства.
4. В работах по теории и истории архитектуры рассматривается «стиль
эпохи» - конкретные проявления того или иного архитектурного стиля в
период его наибольшей актуальности - что предполагает синхроническое
рассмотрение архитектурного стиля в контексте городской среды. В данном
исследовании используется термин «архитектурная среда», предполагающий
не только наличие в городской среде какого-либо отдельно взятого
архитектурного стиля эпохи, но и взаимодействие более поздних стилей со
средой, созданной более ранними, то есть диахронический подход.
Используемый термин «архитектурная среда» позволяет также включить в
рассмотрение одну важную составляющую понятия «городская среда» -
архитектурный ландшафт - и более четко проследить вклад различных
архитектурных стилей в формирование городского ландшафта. Понятие
«архитектурная среда» конкретно применимо к градостроительной ситуации
эпох барокко, классицизма, эклектики и модерна, так как позволяет выявить градостроительную и ландшафтообразующую роль рассматриваемых стилей в Рыбинске. .
5. История архитектурных стилей барокко, классицизма, эклектики и
модерна подробно рассматривается в работах Е.А. Борисовой, B.C. Горюнова,
И.Э. Грабаря, Н.Ю. Гуляницкого, Г.К. Вагнера, Б.Р. Виппера, Т.П. Каждая,
Б.М. Кирикова, В.В. Кириллова, Е.И. Кириченко, В.Г. Лисовского, А.Л.
Пунина, Д.В. Сарабьянова, Г.Ю. Стернина, где представлен европейский и
русский столичный архитектурный материал, творчество столичных
архитекторов барокко, классицизма, эклектики и модерна. Основное внимание
в исследованиях уделяется тенденциям общеевропейского барокко,
классицизма, эклектики и модерна и особенностям заимствования и
адаптации этих направлений в России. Для анализа особенностей русского
барокко, классицизма, эклектики и модерна выбираются наиболее
значительные города (столицы, центры регионов), где имело место первичное
заимствование западных идей архитектурного барокко, классицизма,
эклектики и модерна, или центры развития оригинальных национальных идей
в русле общеевропейского стиля.
6. Архитектура Рыбинска рассматривалась краеведами Л.М.
Марасиновой, А.В. Михайловым, Г.Б. Михайловой, С.Н. Овсянниковым, Н.А.
Петухов ой с точки зрения истории отдельных зданий, а также с привлечением
элементов искусствоведческого анализа, однако отдельного труда,
посвященного становлению и специфике архитектуры Рыбинска, нет. Н.Б.
Борисовым и Л.М. Марасиновой была создана книга-путеводитель «Рыбинск,
Мышкин, Пошехонье: архитектурно-художественные памятники XVII - XIX
вв.», в которой с учетом искусствоведческих позиций рассматриваются
некоторые здания Рыбинска. Однако в книге не осмыслен в общекультурном
контексте процесс становления и развития рыбинской архитектуры, ее
специфика, а также не упоминаются многие памятники, являвшиеся
ключевыми в городском ансамбле. Кроме того, эти авторы заявляют о том,
что изначально не претендуют на сугубую научность в своей популярной
книге.
На защиту выносятся следующие положения:
архитектура Рыбинска развивалась в русле русской провинциальной архитектуры, однако имела ряд особенностей, обусловивших своеобразие его облика;
наиболее яркий этап развития архитектуры связан с периодом классицизма, причинами чего были присвоение Рыбинску статуса уездного города и региональньш экономический подъем, в силу чего классицизм стал доминантой архитектурного облика Рыбинска;
характерной чертой Рыбинска стало выделение как сакрального центра городской среды Спасо-Преображенского собора;
эклектика и каменный модерн в Рыбинске проявились в большей части неярко, однако деревянный модерн стал одним из наиболее важных элементов в архитектурном ансамбле города;
максимально влияло на характер городской застройки в Рыбинске купечество, являясь доминирующим в жизни города сословием;
наиболее важную роль в градостроительном развитии Рыбинска сыграли здания, которые проектировались в Рыбинске столичными архитекторами (К.И. Росси, А.И. Мельников, А.В. Иванов).
Научная новизна исследования состоит в том, что
- впервые рассмотрены типологические черты архитектурного облика
провинциального города Рыбинска конца XVIII - начала XX веков;
в качестве целостного процесса изучена специфика развития архитектуры Рыбинска указанного периода в контексте развития русской архитектуры;
выделены своеобразные, отличительные особенности градоформирования Рыбинска.
Теоретическая значимость исследования определена тем, что
осмыслена проблема генезиса архитектуры Рыбинска в контексте развития русской архитектуры;
определены специфические характеристики архитектуры Рыбинска периода конца XVIII - начала XX веков;
обобщен значительный эмпирический материал по архитектуре в городе Рыбинске;
осмыслены специфические особенности архитектурных стилей барокко, классицизма, эклектики и модерна в зависимости от целеустановок архитектора и заказчика;
раскрыты градостроительные функции барокко, классицизма, эклектики и модерна в уездном русском городе Рыбинске.
Практическая значимость исследования заключается в том, что
диссертация дает возможность использования собранных материалов в
работах по систематизации памятников архитектуры России и отображает
подход к культуре научной школы кафедры культурологии ЯГПУ имени
К.Д.Ушинского, на которой проводилась данная работа; выработаны
принципьі изучения специфики градоформирующего и
ландшафтообразующего принципов уездного города Рыбинска. Произведена попытка создания сводной таблицы, содержащей сведения о памятниках барокко, классицизма, эклектики и модерна в Рыбинске. Содержащийся в исследовании материал по архитектуре уездного города Рыбинска может быть использован в современной образовательной деятельности в процессе изучения русской провинциальной культуры и в целом, дисциплин культурологического и искусствоведческого циклов.
Личный вклад состоит в том, что были изучены и систематизированы с точки зрения архитектурных особенностей и культурных функций архитектурные памятники Рыбинска конца XVIII - начала XX веков, как сохранившиеся и перестроенные, так и несохранившиеся. Представление об архитектурной среде Рыбинска было введено в контекст истории русского зодчества.
Апробация результатов исследования осуществлялась на заседаниях кафедры культурологии ЯГПУ имени К.Д.Ушинского; на региональных и международных научно-практических конференциях в 2000-2004 годов: Вторые Алмазовские чтения (региональная научно-практическая конференция, Ярославль, 2002 год), Церковь и общество (международная научная конференция, Ярославль, 2003 год), Культурный ландшафт и архитектурная среда городов Верхневолжья (региональная научная конференция, Ярославль, 2003 год), посвященных проблемам истории и
теории культуры; вопросам функционирования исторической архитектурной среды в современных условиях; изучению культурной среды городов русской провинции; на научных чтениях им. К.Д. Ушинского ЯГПУ (2001-2004 годов). Материалы исследования использовались в педагогической работе автора в средних школах № 3, 30 города Ярославля и в ЯГПУ им. К.Д. Ушинского.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, четырех приложений. Приложения содержат: 1) краткую справку о конструировании русского города периода конца XVIII -начала XX веков, 2) список источников, 3) перечень памятников в Рыбинске; 4) иллюстративный материал.
Архитектура как градостроительная компонента Рыбинска
Изучение градостроительства в Рыбинске в период до конца XVIII века осложнено тем, что небольшая царская ловецкая слобода была деревянной и подвергалась воздействию пожаров, случавшихся регулярно и уничтожавших рядовую застройку (что, впрочем, было типичной ситуацией для провинциального русского города). Единственными каменными зданиями в Рыбинске XVIII века были два храма, выстроенные в традиции ярославской школы архитектуры в XVII веке. Об особенностях планировки и развития города позволяют судить некоторые письменные источники, а также планы слободы.
Первые сведения о Рыбной слободе относятся к XII веку. Археологические раскопки последних лет доказывают, что поселение в устье Шексны в XII - начале XIII веков было довольно значительным, фактически -небольшим городком. Это был административно-хозяйственньгй центр округи, его жители занимались ремеслами и торговлей. Значительно уменьшившись в размерах после монгольского нашествия, Усть-Щексна существовала, однако, по крайней мере до середины XVI века, постепенно уступив первенство появившейся на правом берегу Волги будущему Рыбинску - Рыбной слободе. Причина этого не вполне ясна. По мнению археологов А.Н. и И.И. Рыкуновых, одной из причин угасания Усть-Шексны и роста Рыбной слободы стали колебания уровня Каспийского моря и связанные с ним то затопления части поселения, то пересыхание колодцев. Кажется убедительной гипотеза Л.М. Иванова, полагающего, что слобода была специально основана великим князем московским Иваном III в качестве противовеса Усть-Шексне.
Рыбная слобода впервые упомянута в духовной Ивана III. В духовной грамоте о разделе всего движимого и недвижимого имущества между детьми Ивана, князьями Василием, Юрием, Димитрием, Семеном и Андреем, датированной 1504 годом, упоминается Рыбная слобода с точным указанием ее местоположения: «Благословляю сына своего старейшаго Василья своею отчиною великими Княжествы, чем мя благословлял отец мой, и что ми дал Бог. А даю ему ... город Ярославль с волостьми и с путми, и з селы, и со всеми пошлинами ... и з селом с Петровским - и Княжь Васильевскую вотчину - да Инопажь и с сельцом и с езом, что на Волзе под Рыбною слободою, поротиву Инопажа и сельца...».1 Постепенно из Усть-Шексны, принадлежавшей уездным князьям и контролировавшей место впадения Шексны в Волгу, были
1 Рыбинск. Документы и материалы по истории города. - Ярославль, 1980. С. 58. переведены в слободу казенные учреждения, затем и принадлежавшие ей угодья передали слободе. Археологические находки последних лет установили, что первоначально слобода располагалась примерно напротив устья Шексны. В течение XVI - XVII веков, постепенно расширяясь, она смещалась вниз по течению Волги, пока не достигла устья небольшой реки Черемухи.
Формирование архитектурного облика Рыбной слободы началось еще в XII веке, со времени ее основания. Слобода располагалась на берегу Волги, через нее проходил тракт на Ярославль. Такое расположение было типичным для поселений средневековой Руси. Место, на котором планировалось основать населенный пункт выбиралось по соображению выгодной обороны и красоты местности. Близость реки способствовала выбору занятия слобожан -рыболовство.
Композиционным центром слободы стала небольшая деревянная церковь, названная во имя Преображения Спасителя. Вокруг нее происходила концентрация гражданских зданий. Основная застройка происходила на территории вдоль берега Волги, Черемухи к востоку и западу от храма. По-видимому, Рыбная слобода не имела центрической планировочной системы с радиально расходящимися улицами, идущими от кремля. Отсутствие кремля было связано с тем, что Рыбная слобода не обладала важным политическим и экономическим значением. Для нее была характерна продольно-поперечная уличная сеть. Это было обусловлено тем, что слобода располагалась между двух водных магистралей. Разрастанию вширь препятствовали с севера Волга, с юга Черемуха. Основные композиционные оси проходили вдоль берега рек, параллельно или перпендикулярно им.
В восприятии градостроительной композиции Рыбной слободы немаловажное значение имеют водные пространства, откуда раскрывается ее панорама. Открытый высокий берег был хорошо виден со стороны реки. Благодаря этому просматривалась вся застройка поселения. Прием органичного слияния застройки с самой местностью был характерным для древнего зодчества, использовавшего его в качестве активного градообразующего фактора. С течением времени композиция Рыбной слободы усложнялась. В XVII веке в районе стрелки в восточной части появляется монастырь, освященный во имя Казанской иконы Божией Матери. Монастырь становится еще одним композиционным центром в развивающейся слободе. Он организует вокруг себя застройку восточной части слободы, которая начинает восприниматься как монастырская слобода. Однако этот район не был монастырской слободой в обычном понимании. Очевидно, жители воспринимали монастырь не только как молитвенное место. Заводились экономические связи, но население, занимавшееся рыболовством, не обслуживало нужды монастыря.
Рыбная слобода, как и все средневековые города, имела свободную планировку и застройку, органически вписанную в. окружающий пейзаж, отличалась естественностью и живописностью своего облика. Среди невысоких жилых строений возвышались вертикали церквей, которые организовывали окружающую застройку.
До XVII века все здания Рыбной слободы стоились из дерева. Дерево как строительный материал отличалось сравнительной дешевизной и доступностью. Кроме того, дерево легко обрабатывалось, а деревянные постройки легко возводились. Конструктивную основу здания составляла рубленая «клеть», состоявшая чаще всего из сосновых бревен - венцов, уложенных друг на друга горизонтально с прокладкой из мха, связанных по углам врубками. По-видимому, оба древних храма относились к типу «клетских» церквей. К сожалению, не осталось их описания, поэтому сложно представить себе их первоначальный облик. Гражданские здания представляли из себя типичные деревянные избы-клети с сенями, иногда дополненные прирубом, отличавшиеся только размером и отделкой.
Первым каменным зданием Рыбной слободы стала Преображенская церковь. Она была построена на месте старого деревянного Преображенского храма, отмечавшего сакральный центр слободы. Загадки начинаются с определения даты постройки храма: 1614 или 1654, 1660, 1668 год? Как кажется, наиболее достоверной датой является 1654 год. Ее предлагает М. Гомилевский со ссылкой на неизвестные нам писцовые книги, как дату благословления на строительство храма, данную митрополитом Ионой Ростовским. М. Солонцев, повторив эти сведения, добавил, четыре года на завершение строительства. Полученную таким образом дату (1660) добросовестно воспроизвел К.Д. Головщиков. Вероятно, именно сведениями последнего пользовался Г.К. Лукомский, добавивший, однако, еще восемь лет - 1668 (скорее всего здесь случилась ошибка при наборе).
Сложнее мотивировать наиболее раннюю дату - 1614 год. Она встречается в архивных источниках XVIII века, но впервые была указана в «Описании города Рыбинска в 1810-1811 годах» неизвестного автора, изданном в 1910 году Д. Золотаревым. До выявления новых сведений можно сделать два предположения. Возможно, это результат очередной описки, сделавшей храм на 40 лет старше. Нельзя исключить и вероятности того, что эта дата относится к какому-то неизвестному нам этапу строительства Преображенской церкви, может быть, даже к деревянному храму того же посвящения. Сведения о том, что где-то рядом с собором в 1670 году находилась ветхая деревянная церковь Петра и Павла не доказывают, что она была единственной в Рыбной слободе. Вполне мог существовать и комплекс из двух храмов - холодного и теплого. Один из них - Преображенский - мог быть построен в 1614 году, а в 1654 - разобран для постройки нового или радикально перестроен, а другой - Петропавловский - до освящения новой церкви выполнял функции приходского храма.
Социокультурные основания жанровой дифференциации архитектурных сооружений
В данном параграфе будет рассмотрено становление новых эстетических принципов развития рыбинской архитектуры второй половине XIX века, относящихся к периоду эклектики, однако здесь не будут анализироваться стилевые направления выделившиеся в пределах эклектики, такие как «русский» и «кирпичный» стили. Об их особенностях будет сказано отдельно. Кроме того, здания, относящиеся к указанному периоду, будет логично рассматривать с точки зрения их функциональной принадлежности: купеческая усадьба, особняк, доходный дом, здания административного назначения. Такая классификация позволяет наиболее удачно проследить особенности и закономерности развития эклектики.
Наряду с появлением новых веяний, Рыбинск сохранял классицистический облик вплоть до начала 60-х годов XIX века, что было обусловлено как ситуацией в градостроительной политике в России, так и привязанностью местного населения к следованию традиций. Наиболее ярко это выразилось в строительстве купеческих усадеб. Заметим, что на протяжении всего XIX века купеческие усадьбы, появлявшиеся в Рыбинске, сохраняют все ту же структуру, которая была характерна для начала века. Главный дом с хозяйственными постройками оказался наиболее приемлемым типом жилища для рыбинцев. Сохранение типа городской усадьбы было обусловлено неосвоенностью некоторых участков города, которые не предполагали сплошной застройки. Как правило, усадьбы ставились на окраинах тогдашнего Рыбинска либо на незастроенных участках земли в его центральной части. В 40-60-е годы XIX века тип городской усадьбы продолжал строиться по старой классицистической схеме: главный дом располагался на красной линии улицы, а по бокам от него или же в глубине участка ставились служебные постройки. В облике усадебных построек сохранялось плоскостное решение фасада, характерное и для более раннего этапа развития классицизма, однако дробность и измельченность декоративных элементов, поэтажное оформление фасада, свободная внутренняя планировка, отвечавшая вкусам и нуждам хозяев, выдавали в этих постройках новые черты, присущие эклектике.
Продолжением классицистической традиции в. строительстве усадеб в Рыбинске можно назвать усадьбу Тройской, располагающуюся на перекрестке улиц Радищева, 18 и Гоголя, 32. Главный дом оформляет угол двух улиц. Это двухэтажное здание на невысоком цоколе с нечетным количеством осей окон. Центральное окно украшает фронтончик, боковые - полочка на консолях. Первый этаж обработан рустом. Его окна отмечены крупным замком. Плоскость стены делит горизонтальная тяга, идущая по низу окон второго этажа, и межэтажный пояс. В целом, здание выглядит просто и вместе с тем изящно. Впоследствии в конце века к нему был пристроен западный флигель, и фасад по улице Радищева потерял былую целостность. В 1850-е годы рядом с главным домом были выстроены два флигеля и ограда. В дробности разделки стен флигеля (Гоголя, 30) уже видится отход от строгих классицистических требований и переход к новому этапу развития архитектуры. Боковые окна и углы дома на уровне второго этажа выделены парными пилястрами, на уровне первого обработаны рустом. В простенках центральных окон помещаются профилированные пилястры. Прямоугольные филенки заполняют пространство между центральными окнами обоих этажей и горизонтальной тягой. Рядом с этим флигелем стоит невысокое одноэтажное здание с крупными резными архивольтами полуциркульных окон.
В облике усадьбы проявляется начинающийся переход к эклектике. Несмотря на то, что планировка и членения фасадов зданий выполнены в соответствии с принципами позднего классицизма, в облике флигеля чувствуется переход к эклектике, что видно в дробности членений фасада.
Стена становится фоном, на каждом сантиметре которого архитектор стремится разместить тот или иной элемент декора. Однако эта дробность и измельченность деталей флигеля подчеркивает строгость и прекрасные пропорции главного дома усадьбы.
Рядом с усадьбой Тройской располагались несколько более скромных усадеб, построенных в стиле позднего классицизма, чьи фасады имели строгий, несколько суховатый вид.
Разное стилевое оформление усадебного комплекса, как мы видели на примере усадьбы Тройской, не было единичным случаем. Разностилье скорее воспринимается как нарождающаяся тенденция. Исчезает анфиладное расположение комнат. Пространство подчиняется принципу удобства хозяев. Обстановка становится скорее не нарядной, а уютной. Даже в домах небогатых мещан стены жилища декорируются цветными дешевыми обоями. Стены купеческих усадеб и особняков покрываются дорогими обоями, драпируются тканями. Мебель также обивается тканями, текстура которых придает мягкость очертаниям. Система внутреннего пространства приобретает способность к компилятивному объединению разностильных элементов.
Другой усадьбой, относящихся к разностилью, является усадьба Журавлевых (Стоялая, 21/ Вознесенский пер., 15). Это двухэтажное здание с прекрасно найденными пропорциями. Первый этаж отмечен рустом, над окнами располагаются крупные замки с львиными масками. Окна второго этажа, лишенные наличников, гораздо больше, чем в первом, и выполнены в пропорции высота в две ширины. Здание членит горизонтальная тяга. Ранее на срезанном углу на уровне второго этажа располагался балкон.
В усадьбе Журавлева также видны разные стилевые тенденции. Главный дом, построенный в середине XIX века по проекту П.А. Уткина, является одним из лучших образцов позднего классицизма.
Совершенно иначе выглядит флигель на пересечении улиц Стоялая и Чкалова. Небольшие окна первого и высокие полуциркульные окна второго украшены лепниной, появившейся уже в конце XIX века. Особенно пышной она выглядит на уровне второго этажа. Лепнина украшает фриз и карниз здания. Флигель также был построен по проекту П.А. Уткина, однако он, сохранив классицистическое членение фасадов: первый этаж ниже второго, более пышное оформление верхнего этажа, нечетное количество окон - осей, является памятником периода эклектики. Весь комплекс усадьбы свидетельствовал о экономическом могуществе и тонком вкусе владельца. Различие в выборе стиля можно было объяснить разным временем строительства усадьбы. Разница во времени составляла около десятилетия, того десятилетия, во время которого произошел перелом в художественном сознании России. Рубеж 50-60 годов XIX века, время строительства усадеб Тройской и Журавлева, ознаменовался переход к качественно иному периоду развития архитектуры.
Необычными на фоне других усадеб середины века выглядит усадьба Иконниковых на Большой Казанской улице. Она располагалась на участке между Б. Казанской и Гаваньской улицами. На Б. Казанскую выходили конюшня и флигель для прислуги. Оба здания сориентированы по центральной оси. Более богато смотрится конюшня. Ее центральный ризалит оформлен портиком с четырьмя тосканскими полуколоннами, поддерживающими треугольный фронтон. Боковые части фасада оживляют высокие полуциркульные окна и горизонтальная тяга, тянущаяся по верху окон. Флигель представляет собой невысокое одноэтажное здание, очень просто оформленное. Помимо прямоугольных окон, вписанных в арки, плоскость фасада ничем не украшена.
Главный дом усадьбы Иконниковых - двухэтажный особняк (ул. Гаваньская, 15) был расположен в глубине участка, в южной его части и своим парадным фасадом выходил в сторону реки Черемухи, где, по-видимому, был небольшой сад или сквер.
Интересным кажется тот факт, что центральное здание усадьбы выходило не на Большую Казанскую улицу, считавшуюся продолжением главной городской магистрали, а на Гаваньскую. Вероятно, со строительством новой гавани Гаваньской улице стало придаваться большее значение. Из маленькой и захолустной, она начинает постепенно превращаться в новую важную планировочную ось, обращенную к городскому бульвару и театральной площади.
Кроме того, в постановке главного дома усадьбы не на Б. Казанскую, а на Гаваньскую улицу просматривается еще и явное стремление хозяина к интимности, закрытости своей частной жизни, что было характерно уже для нового периода развития культуры - эклектики. Еще не получившая в середине века значение главной строительной оси, выходящая на зеленый берег реки Черемухи, Гаваньская улица была идеальным местом для строительства усадьбы.
Классицистическую традицию в построении усадеб продолжают усадьбы по Чкалова, 35/Бородулина, 16 и Румянцевская, 18/Чкалова, 27. Обе усадьбы относятся ко второй половине XIX века. В усадьбе Эльтекова (Чкалова, 35) строгая симметрия ампира нарушаются более поздней пристройкой по ул. Бородулина. Гладь стены, подчеркивающую прямоугольные формы здания, нарушают лишь горизонтальные тяги, да прямоугольники окон со скромным декором: замковый камень в первом и фронтончик, да полочка на консолях во втором этажах. Служебные постройки, очевидно, помещались в глубине двора.
Стилевые доминанты архитектурного облика Рыбинска как целостного градостроительного феномена
Одной из сложных и противоречивых проблем русской архитектуры периода эклектики стала проблема, связанная с поисками национального стиля. «Широкое понятие «русский» стиль объединило явления неоднородные, начиная с романтических пейзанских построек 1820-1840 годов и кончая более демократическими массовыми деревянными сооружениями 1870-х, а также крупными общественными сооружениями 1880-х годов».1 Е.А. Борисова называет точную дату возникновения «русского» стиля 1819 год, связывая ее с осуществлением в Потсдаме монферрановского проекта русской избы. Не случайно первые постройки вышеназванного стиля, созданные группой немецких и российских мастеров, появились не в России, а в Германии. Это свидетельствовало о тесной взаимосвязи двух культур. Одной из причин взаимосвязи принято считать родственные связи между российскими и немецкими дворами, приводившие к обмену опытом, в том числе и в области архитектуры. Другой же, более существенной причиной можно назвать близость русской художественной культуры 1820-х годов с идеями немецкого романтизма.
Начало XIX века ознаменовалось в России широким распространением идей английского романтизма, которые были заимствованы еще в конце XVIII века и выразились наиболее полно в литературе. К 20-м годам XIX века в Германии усиливаются мистические, экстатические настроения, оказывающиеся близкими русской художественной культуре. Пессимистические настроения российского общества, возникшие после войны 1812 года, усиливаются поражением декабрьского восстания. В культуре начинают господствовать меланхолия, отрешенность от здешнего мира, попытки борьбы с действительностью, нередко перераставшие в создание иного идеального мира и уход в этот мир. В архитектуре подобные настроения нашли выражение в идеализации седой старины, допетровской эпохи богатырей, идеализации народного зодчества. Появились попытки создания эстетизированной жизненной среды, исходящей из исторических образцов.
«Романтики - признанные убежденные историки, историки в общем смысле и в смысле специальном, историки культуры, историки искусств, историки литературы, - писал Н.Я. Берковский. - В их миросозерцании историзм - существенная сила, они-то по преимуществу его и узаконили, сделали обязательным для последующих поколений, хотя историзм пользовался почетом и влиянием уже накануне романтизма - у Гердера, активнейшего философа истории, у Шиллера, у Гете. Как поколение революции, романтики наделены были особо живым отношением к историческому прошлому - и к недавнему, и к очень давнему. Историзм у них всегда и повсюду, он и в тех областях, где по тогдашним представлениям он заведомо исключался».1
В 1826-29 годы В.П. Стасовым при проектировании церкви Александра Невского впервые была сделана попытка преодолеть классичность образа путем введения в декоративных элементов древнерусского зодчества. Таким образом, «византийский» стиль в архитек-туре возник до знаменитой теории Уварова.
В период царствования Николая I господствовала идея развития «официальной народности», подразумевавшая развитие трех направлений в общественной мысли: самодержавие, православие и народность. Поиски народности в архитектуре велись в средневековом строительстве. Прежде всего зодчих интересовала допетровская архитектура, так называемое древнерусское зодчество. «Византийский» стиль был не просто всячески поддерживаемым властями, но и настоятельно рекомендуемым к употреблению. Эту тенденцию можно объяснить как реакцию на увлечение и распространение «псевдоготики», и как следствие, утверждение католических настроений в России, что было нежелательным для исконно православного русского государства. Обращением к традициям допетровской культуры общество противопоставляло «византийский» стиль как олицетворение православия католической «псевдоготике». Заметим, что сам термин «византийский» включал в себя все попытки осмысления византийской архитектуры к допетровскому зодчеству. В начале XIX века считалось, что вся храмовая русская архитектура основывалась на прямом заимствовании византийских образцов и приемов. Недостаточное знание истории древнерусской архитектуры приводило на начальных этапах развития «византийского» и «русского» стилей к использованию некоторых наиболее ярких архитектурных элементов, служивших внешнему украшению фасада. Конструктивные элементы, а также композиция здания не принимались во внимание.
Официально поддерживаемый «русский» стиль принято связывать с постройками К.А. Тона. Символом официального направления стал храм Христа Спасителя, который уже современниками воспринимался под знаком официоза, формализма. Подобные постройки были типичными производными эпохи эклектики, где воссоздание образного строя ограничивалось лишь заимствованием некоторых наиболее заметных декоративных элементов, а не композиции и конструктивных особенностей здания.
Рыбинск не избежал влияния «русского» стиля на складывающийся архитектурный облик. Многие ключевые здания города демонстрировали различные варианты «русского» стиля, показывая вписанность Рыбинска в общий контекст развития русской провинциальной архитектуры. В данном параграфе будут рассмотрены особенности развития и становления «русского» тиля на территории города.
Первые постройки в «русском» стиле появились в Рыбинске лишь в 60-е годы XIX века. Характерной особенностью рыбинской архитектуры явилось то, что «русский» стиль проявил себя, прежде всего, в храмовом зодчестве. Это явление вполне объяснимо. Центр города постепенно застраивался каменными образцами классицизма и эклектики, создавая достаточно однородную архитектурную среду. Окраины же сравнительно небольшого города были сплошь деревянными. Деревянная архитектура рыбинских окраин не была «образцовой». В границы города включались близлежащие села и деревни, возникшие задолго до распространения регулярных принципов. Дома там строились не по проектам, рекомендованным свыше в качестве обязательных, а по традиционным принципам создания типичных деревенских изб. Они и были типичными деревенскими избами средней полосы России с русской печью, светелками, резными наличниками, полотенцами и т.д.
На начальных этапах развития «русского» стиля в России гражданские постройки проектировались как деревянные избы. Функциональной особенностью подобных строений являлось то, что они предназначались, прежде всего, для развлечения знатных людей и являлись своеобразным видом парковых построек. Для купцов - основных строителей Рыбинска каменный особняк был чём-то вроде визитной карточки, демонстрировал их благосостояние и вкус. Появление стилизованной деревянной избы не соответствовало эстетической позиции рыбинского купечества, которое могло счесть подобную «экзотику» недостатком денежных средств, проявлением «мещанства», а не созданием романтического облика. Дух романтизма в набиравшем силы купеческом городе был невозможен. Купцы и мещане в основной своей массе, не интересовавшиеся новейшими культурно-философскими, течениями, поддерживавшие патриархальный уклад жизни, не стремились к уходу от окружавшей их действительности в идеальный мир древних былинных сказаний. Кроме того, в середине XIX века в провинции практиковалось строительство зданий по проектам очередной серии «образцовых» фасадов. Это не требовало от заказчика особенных усилий, связанных с поиском достойного архитектора-художника, а также сводило к минимуму процедуру утверждения проекта в Строительном отделении губернии. Однако живы были в жителях Рыбинска представления о древнерусском храмовом зодчестве, прекрасные образцы которого сохранялись в близлежащих Мологе, Романово-Борисоглебске, Ярославле.
В середине XIX века в Рыбинске появляются многочисленные часовни, демонстрировавшие официальный, так называемый «тоновский» этап становления «русского» стиля. Возросшее благосостояние жителей позволило им посредством строительства часовни оставлять память о том или значимом для них событии. Одним из наиболее плодовитых ярославских архитекторов, оставивших после себя многочисленные проекты часовен, был губернский архитектор И. Яровицкий. Все его проекты отличаются большой схожестью. Основу здания представляет собой кубический объем, расчлененный пилястрами, большие полуциркульные окна, обрамленные наличниками. Здание венчает граненый шатер с небольшой главкой на тонком барабане. От древнерусского зодчества взяты лишь килевидные завершения прясел, имеющие профилировку. Четкая симметрия фасада, классические пилястры, выделение центральной оси - свидетельствуют о сильном влиянии классицизма. От «русского» стиля остаются только некоторые элементы декора, приписывавшиеся древнерусской архитектуре, но не имеющие в данных зданиях конструктивного значения. Все его проекты смело можно отнести к официально принятому варианту «русского стиля» настоятельно рекомендованного к строительству и долгое время олицетворявшего возвращение к национальным традициям.
До наших дней сохранилась только Никольская часовня (Волжская Набережная, 6), которая в советское время была до неузнаваемости переделана. Она была построена в 1867 году, и представляла собой небольшое кубической формы сооружение. Его стены делились филенчатыми пилястрами на три части. Верх пилястр венчали пышные лепные капители. Полуциркульные окна сверху были украшены растительным орнаментом и сандриками в виде головок херувимов. В поле кокошников находились изображения святых. Часовню перекрывал невысокий восьмигранный купол с небольшой главкой на барабане. Подобной была и не сохранившаяся до нашего времени часовни Угличского Богоявленского и Толгского монастырей, отличавшиеся от Никольской лишь некоторыми элементами декора, но в точности повторявшие композицию и образный строй вышеобозначенного здания.
Заметим, что далеко не все часовни были выполнены в «русском» стиле. 20 марта 1869 года Строительное отделение рассмотрело проект каменной часовни, которая должна была располагаться на участке земли, пожертвованном Афанасьевскому женскому монастырю города Мологи, на Преображенской улице. В результате рассмотрения было сделано постановление: «проект сей, составленный младшим инженером Дубским одобрить, о чем и сообщить Духовной Консистории, с возвращением прошения по сделании на нем надлежащей надписи...».1 В начале 70-х годов часовня была построена. Это было небольшое двухэтажное квадратное в плане здание, перекрытое крышей на четыре ската и венчающееся небольшой главкой на барабане. Центральный вход отмечал небольшой фронтон, поддерживаемый четырьмя колоннами. Афанасьевская часовня (Преображенская, 6-а) органично вписывалась в окружавшую ее классицистическую застройку, дополняя собой ансамбль улицы.
60-е годы XIX века отмечены строительством в Рыбинске Спасской церкви. Она была возведена в юго-западной оконечности города на месте нынешнего здания Яртелекома и являла собой довольно неплохой образец все того же официально принятого варианта «русско-византийского» стиля середины века. В основании храма куб, к которому с запада примыкает обширная трапезная, увенчанная шатровой колокольней. В оформлении самого здания храма видны все те же классицистические традиции: центр южного и северного фасадов отмечены небольшими ризалитами, соблюден принцип симметричного построения фасадов, достаточно традиционное для классицизма решение пятиглавия. Однако Спасская церковь принадлежала именно к русско-византийскому стилю середины XIX века, о чем свидетельствуют ярославские крыльца с килевидными арками, украшенными висячими гирьками, ряд декоративных кокошников, оживляющих верх барабанов и основание шатра колокольни, сложные наличники окон, да своеобразный кирпичный декор фасадов. Спасская церковь не выглядела провинциальным вариантом «византийского» стиля. Высившаяся среди деревянной застройки Пушкинской улицы, она очень гармонично вписывалась в нее, создавая целостный ансамбль. Автор проекта талантливо выбрал стиль постройки. Рыбинская деревянная архитектура являла собой типичные образцы деревянного зодчества. Дома строились не по образцовым проектам, а по установленной традиции. В данном случае возник удачный ансамбль: зеленая тихая улица с небольшими, в основной массе деревянными, домиками и храм, демонстрировавший возрождение белокаменного зодчества допетровской эпохи. Ансамбль становился попыткой достоверного воссоздания духа старины, строившегося на контрасте великолепия громады храма и потемневших бревен избы как двух символов древнерусского зодчества.