Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Канонизация святых в русской православной церкви в контексте эволюции советской и постсоветской культуры, 1917 - 2000 гг, Семененко-Басин Илья Викторович

Канонизация святых в русской православной церкви в контексте эволюции советской и постсоветской культуры, 1917 - 2000 гг,
<
Канонизация святых в русской православной церкви в контексте эволюции советской и постсоветской культуры, 1917 - 2000 гг, Канонизация святых в русской православной церкви в контексте эволюции советской и постсоветской культуры, 1917 - 2000 гг, Канонизация святых в русской православной церкви в контексте эволюции советской и постсоветской культуры, 1917 - 2000 гг, Канонизация святых в русской православной церкви в контексте эволюции советской и постсоветской культуры, 1917 - 2000 гг, Канонизация святых в русской православной церкви в контексте эволюции советской и постсоветской культуры, 1917 - 2000 гг, Канонизация святых в русской православной церкви в контексте эволюции советской и постсоветской культуры, 1917 - 2000 гг, Канонизация святых в русской православной церкви в контексте эволюции советской и постсоветской культуры, 1917 - 2000 гг, Канонизация святых в русской православной церкви в контексте эволюции советской и постсоветской культуры, 1917 - 2000 гг, Канонизация святых в русской православной церкви в контексте эволюции советской и постсоветской культуры, 1917 - 2000 гг, Канонизация святых в русской православной церкви в контексте эволюции советской и постсоветской культуры, 1917 - 2000 гг, Канонизация святых в русской православной церкви в контексте эволюции советской и постсоветской культуры, 1917 - 2000 гг, Канонизация святых в русской православной церкви в контексте эволюции советской и постсоветской культуры, 1917 - 2000 гг,
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Семененко-Басин Илья Викторович. Канонизация святых в русской православной церкви в контексте эволюции советской и постсоветской культуры, 1917 - 2000 гг, : диссертация ... кандидата исторических наук : 24.00.01.- Москва, 2002.- 188 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-7/170-3

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Канонизация русских святых в XI - начале XX века 7

Глава 2 Московский поместный собор 1917- 1918 годов 14

2.1. Канонизации евятыхм качало почитания ноеомучеников 14

2.2. Реформа канонизаций местночтимых святых 24

2.3. Праздник Всех саятых, в земле российской просиявших. 23

2.4. Упорядочение почитания русских святых 31

2.5. Канонизация русских святых в переломные годы: социальная конвенция в ситуации смены культурной парадигмы 33

Глава 3.1918 - начало 1960-х 35

3.1. Время молчаний 35

3.2 Первые перемены

3.3. Почитание святых неразделенной Церкви в русской диаспоре 50

3.4. Перспектива возобновления камониэаций святых: 1918—начало 1&е0-х 53

Глава 4 1934 - 1990 гг 56

4, 1. Шестидесятые; Москва 53

4.2. Медленное пробуедение традиции 59

4.3. Первая канонизация российских навд мучеников 1

4.4. «Тайные канонизации»: внесение имен в списки соборов 63

4.5. 19ВЭ - тысячелетие крещения Руси 65

4.6. Восстановление канонизаций святых в Русской православной Церкви 63 4.7. Канонизации святых в контексте эволюции культуры; 1964-1990гг 70

Глава 5. 1990-6 гг. 74

5.1. После СССР. Канонизация но&омучеников в Москве 74

5.2. Экуменическая инициатива: проект канонизации Войцеха Адальберта 75

5.2. Восстановление местных (епархиальных) канонизаций 76

5.3. Общероссийские канонизации 1994—1997 годов и новые проблемы в области канонизации святых 79

5.4. Канонизации святых в Русской церкви заграницей в 1990-х годах 34

5.5. Конец 1990-Х и СОбор 2000 года Калониэации в старообрядческих церквах в 1990-х 92 5.7. «Альтернативное православие»; канонизации святых е 1990-х 94

5.8- Канонизации сеятыхв контексте эволюции культуры 1930-е 97

Глава 6. Новопреставленные русские святые 101

6.1. Русская Православная Церковь - Московский патриархат. Общероссийские канонизации 1918 - 2000 годов 101

6.2 Русская православная церковь заграницей. Некоторые канониэацш 1993- 2000 годов 146

6.3. Старообрядческие церкви, некоторые канонизации 1S68 -1997 годов 150

Заключение 154

Список источников и литературы 163 Приложение 1S4

Канонизация русских святых в XI - начале XX века

Православные святыни, в частности, иконы и мощи святых, традиционно структурируют в России христианскую религиозную жизнь, само церковное сознание и практику благочестия Размещение святых мощей в монастырях и храмах создаёт саоего рода сакральную сеть, помогающую духовному освоению пространства. Канонизация святых и почитание святынь сопутствуют развитию к укоренению христианства на Руси со времён крещения Владимира, перенёсшего в Киев часть мощей, св. Климента, папы Римского.

Канонизация святых выявляет Православие в обществе, конструирует и обнаруживает его. Конструирование самосознания1, вероучений, богословских и канонических поста но але ний. Введение той или иной традиции, той или иной практики в область официально утверждённого. При этом всегда остаётся пространство маневра, возможность указать, что канонизируется личкость человека, а не его суэкдения, тексты, конфетные указания.

Первыми русскими святыми10, причисленными к лику святых, стали два сына великого князя Владимира, князья Борис и Глеб (в крещении Роман и Давид), убитые в 1015. Время этой канонизации точно не известно, произошла она либо при великом Киевском князе Ярослава Мудром, правившим с 1019 по 1054. либо в 1072. Совершил прославление первых русских святым Киевский митрополит. В последующие века происходили канонизации преподобных монахов, столь любимых на Руси, епископов-миссионероз, русских князей, в частности тех, кто погиб в борьбе с врагами народа и веры. Среди святых, прославленных до XVI века, есть широко известные имена: преподобные Антоний и Феодосии Печерские, апостолы Руси великая княгиня Ольга и великий князь Владимир, преподобные Сергий Радонежский, Кирилл Белозерский.

До XIV века общерусские канонизации предварительно обсуждались с Константинопольским патриархом, которому подчинялась русская митрополия, а с XV века Русская церковь начинает самостоятельно канонизировать своих святых. Многие ранние канонизации были местными, с установлением только лишь местного празднований, не выходившего за пределы одного княжества или даже одного большого монастыря. Во второй половине XVI - начале XVII вв. многие местные празднования переросли в общерусские, а также произошли новые иа ионизации. Постепенно чудеса русских святых, чтимых только лишь на местном урозне, становились известны вс шире и шире. Наэрала потребность более широкого их почитания, более ревностного поклонения «новым чудотворцами как стали их называть, Э конце концов, на эту проблему обратил внимание молодой царь Иван IV Грозный. Є результате, в 1547 и 1549 годах е Москве под председательством митрополита Макария состоялось два поместных собора, специальна посвященных прославлением святых. Впрочем, правильнее говорить не о канонизациях на этих соборах, но о распространении местных почитании на всё Московское царство. По замыслу организаторов, соборы должны были собрать памяти все/ русских святых, неизвестных доселе в Москве, и учредить каждому общецерковное празднование. Среди этих святых есть достаточна известные, святитель Иона, митрополит Московский, великий1 князь Александр Невский, преподобные Александр Свирский, Никон Радонежский, Эосима и Савватий Соловецкие. Два эти собора, посвященные канонизации святых, открыли дорогу настоящей воине канонизаций в Русской церкви, С этого времени многочисленные русские святые как некая общность, «собор», стали чрезвычайно значимы для РОССИИ И русского самосознания. Б XVI в. известная мифологема «(Москва - третий Рим» связывалась именно с русскими святыми. Таинственным знаком мессианстеан особого служения в истории наделялась не государственная машина Московского царства, но именно собор чудотворцев Московского царства, «святая Русь».

После того, как в 1569 году был учрежден Московский патриархат, канонизацию святых по-прежнему совершал собор, возглавляемый отныне не митрополитом, но патриархом. К XVII eety, времени Московских патриархов, относятся канонизации многих святых, а частности святителя Филиппа Московского, царевича Димитрия, преподобного Иосифа Вопоцкого.

В 1653 г. патриарх Никон начал реформы обрядов и литургии Русской церкви, завершившиеся на Московском соборе 1666 - 1667 годов. К началу XVIII века формируется в качестве особой российской конфессии старообрядчество; с начала XVIII века прослеживается почитание в старообрядческих общинах мощей мучеников «за древнее благочестием и старообрядческих преподобных,

Канонизации евятыхм качало почитания ноеомучеников

2/15 марта 1917" отрёкся от престола последний русский царь Николай II; в том же году Временной правительство провело выборы в Учредительное собрание, которому предстояло определить будущее государственное устройстео Российской республики. Эти события самым непосредственным образом сказалось на положении Православной церкви, чьим ктитором, то есть высшим покровителем в система государства, был император. Заботой последних обер-прокуроров Российской церкви и высшим иерархов, членов Святейшего Синода, стал сотые давно уже ожидавшегося Поместного собора. Священный собор Православной российской церкви качал свою работу в августе 1917 г. в Москве. Целее состоялось три сессии собора; первая - с 15 і 2В августа 1917 по 9 / 22 декабри 1917, вторая — с 20 января / 2 февраля 1918 по 20 апреля 1916, третья - с 2 июля 1916 по 20 сентября 1918. Собор определил правовые основы существования Церкви в республике, восстановил патриаршество и избрал патриарха Тихона, выработал положения о высшей церковной власти, об устройстве епархий, приходов, монастырей, церковного суда, вынес определения о многих сторонах церковной жизни, включая вопросы богослужения.

В дни первой сессии собора временное правительство было свергнуто ультралевой партией во главе с В. И. Лениным и Л. Я Троцким. Установив диктаторское правление, они аоспрепягствовали работе Учредительного собрания (открылось в Петрограде 5 і IB января 1913 и проработало меньше суток). После этого в России началась гражданская война, В течение 1916 собор действовал в экстремальных условиях. Среди решвний, принятых собором, нас интересуют прежде всего две канонизации: священно мученика Иосиф, митрополита Астраханского (XVII е.) и святителя Софрония, епископа Иркутского (XVMI в.), а также определения, касающиеся порядка канонизации святых а Российской церкви для местного почитания, почитания новомучеников и исповедников.

Канонизации Иосифа и Софрония имели свою предысторию.

Народное почитание епископа Софрония в Иркутске существовало задолго до канонизации. В 1909 мощи Софрония были освидетельствованы архиепископом Иркутским и Верхоленским Тихоном Донебиным, в 1910 он обратился а Синод с просьбой о канонизации Софрония. В 1814 о том же просил Синод преемник Тихона, архиепископ Серафим Мещеряков. Наконец, преемник Серафима, архиепископ Иоанн Смирное вновь возбудил в Синоде дело о канонизации Софрония, переданное затем Синодом поместному собору. Собору были представлены чраэвьмайно обширные сведения о чудесах, происшедших па молитве к Софронию, а также множество прошений о его прославлении1 . 26 октября / 8 ноября 1917 37 членов собора, в том числа 9 архиереев, обратились к собор/ с ходатайством о прославлении трёх сибирских подвижников: Пэвлаг митрополита Тобольского. Софрония, епископа Иркутского и страстотерпца Василия МангаїейскоТуруха некого Народное почитание митрополита Иосифа в Астрахани также существовало задолго до прославления. Еще в октябре 1919 архиепископ Астраханский и Екотае&ский Митрофэн Крэснолольский нэгтраеил в Синод прошение с канонизации митрополита Иосифа. Вместе с прошением была отослана книга с записями 170 чудес, случившихся у гроба митрополита-мученика, протоколы специальной епархиальной комиссии, рассматривавшей случаи чудесных исцелений. К этому времени в Астрахани существовало широкое народное почитаний Иосифа. Архиепископ Митрафаи просил прославить Иосифа 11 мая 1917 (11 мая - день мученической кончины Иосифа) Синод не был против канонизации, но революционныв события заставили отложить прославление. S/21 ноября 1917 32 члена собора, в том числе и архиепископ Митрофэн Краснопольский, обратились к собору с просьбой прославить митрополита Иосифа21

Таким образом, канонизации Софрокия Иркутского и Иосифа Астраханского, последовавшие в 1918, можно рассматривать как "послесловие" к канонизациям царствования Николая Л.

2/15 ноября 1917 Соборный совет передал прошение о канонизации Павла Тобольского, Софрония Иркутского п Василия Мангааейско-Туруханского, в Отдел о богослужении, проповедничестве и храме23. В тот же день собор утверди дто решение Соборного совета". Аналогичная история была и у ходатайства о канонизации Иосифа Астраханского.

Время молчаний

Антирелигиозные гонения, развернуть» в бывшей Российской империи НОВОЙ властью, были призваны разрушить как фундаментальные ценности религий, так и все формы сеидетепьст&а Церкви в России. В маетности, преследовалось почитание святых, столь важное для Православия. Известная кампания по всхрьгтию и изъятию святых мощей а послереволюционные годы была призвана положить конец почитанию святых на территории нового государства - СССР10 .

Особенностью русского православного благочестия в течение многих веков была вера а нетление (мумификацию) мощей всех без исключения снятых. Достаточна сказать, что в средние века в России чудо нетления было обязательным условием канонизации (предполагалось, что нетление указывает на святость покойного). Болве того, в средние века, и а новой Бремя в России почитание святого иногда начиналась с обнаружения мумифицированных останков. Исходя из этого, новы власти стали устраивать массовые зрелища, вскрытия гробниц еввтых. Предполагалось, что мощи святых давно истлели, и Lcmi это стансЇ известно верующим, то священников настигнет народный гнев. После этого можно было бы предать забвению культ «разоблаченных» святых

Первое вскрытие мощей в России состоялось 22 октября 1918 (мощи преподобного Александра Свирепого а Алакс&ндро-Свирском монастыре). 14 февраля 1919 года Народный комиссариат юстиции специальным постановлением объявил «эггтирелигиозную войну» с мощами святых. После этого по еоей стране разворачивается массовая кампания, при чём переломный моментом стало издание Народным комиссариатом юстиции, с согласия Совета народных комиссаров, циркуляра «О ликвидации мощей» (25 августа 1920). Наркомат юстиции возложил на местные власти изъятие всех без исключения мощей из собственности Церкви, с последующей передачей их в музеи или ке уничтожением. С этого времени начинается настоящее истребление мощей русских святых. Последнее по времени вскрытие мощей произошло на рубеже 1929- 1930 годов (мощи КНЯГИНИ Анны Кашинской в Кашине)1И.

Б ходе -них акций не раз обнаруживались откровенные фальсификации нетления мощей, это становилось соблазном для множества людей. Но тела некоторых снятых и в сэмом деле оказалась мумифицированными. В совершаино секретном циркуляре Народного комиссариата юстиции от 1 апреля 1921 говорится: «Часть местные работников, как это ни странно, повергает в нерешительность открытие при исследовании так называемых мощей наличности мумифицированного или не совсем сгнившего трупа; это показывает, насколько предпринятые действие происходят не подготовлен о, непланомерно и без знания дела. Местные работники как будто и не подозревают, что в каждой старой гробнице исследователь кое-где может найти мумифицированный труп, а не только куклу или труху»,и.

Следует учесть ещё одна обстоятельство. Верующие порой противились вскрытию мощей, скрывая их от властей. Так произошло, например, с мощами великого князя Даниила Москоаского. с главой Сергия Радонежского 4.

В течение 1920 - 1950-х годов в Русской церкви не состоялось ни одной ноаой канонизации. Зги годы были самыми страшными за аею историю русского православия. Были физически истреблены лучшие священнослужители, профессора духовных школ, множество мирян. Множество людей отошли от Церкви. В это же время подпольных или лолуподпильных общинах православных христиан практиковалось почитание новых мучеников. Почитание того или иного казнённого человека, особенно священнослужителя, начиналось порой сразу после его смерти; сохранялись личные вещи и литургические облачения мучеников, их письма, верующие старались запомнить места их погребения. В кругах, сохранивших верность монархической идее, существовало также локальное почитание царственных мучеников: последнего русского царя Николая II и его семейства.

Похожие диссертации на Канонизация святых в русской православной церкви в контексте эволюции советской и постсоветской культуры, 1917 - 2000 гг,