Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Экологическое сознание как элемент экологической культуры Евтеев Илья Алексеевич

Экологическое сознание как элемент экологической культуры
<
Экологическое сознание как элемент экологической культуры Экологическое сознание как элемент экологической культуры Экологическое сознание как элемент экологической культуры Экологическое сознание как элемент экологической культуры Экологическое сознание как элемент экологической культуры Экологическое сознание как элемент экологической культуры Экологическое сознание как элемент экологической культуры Экологическое сознание как элемент экологической культуры Экологическое сознание как элемент экологической культуры
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Евтеев Илья Алексеевич. Экологическое сознание как элемент экологической культуры : Дис. ... канд. культурологических наук : 24.00.01 : Челябинск, 2004 149 c. РГБ ОД, 61:05-24/44

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. История возникновения и формирования экологического сознания.

I. 1. Экологические воззрения в доиндустриальном обществе . 15

I. 2. Экологические воззрения в индустриальном обществе. 35

I. 3. Возникновение экологии как науки. Экологические проблемы в современном мире. 64

ГЛАВА П. Основные характеристики экологического сознания и экологической культуры.

П. 1. Сущность и структура экологической культуры . 90

П. 2. Структура экологического сознания . 105

П. 3. Актуальные проблемы функционирования и формирования экологического сознания в постсоветскую эпоху. 121

Заключение. 131

Список литературы. 134

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Актуальность темы исследования, на наш взгляд, несомненна. В связи с тем, что проблема отношения человека к природной среде вошла в предметный перечень культурологии и социологии, что появился новый предмет - социальная экология, сама экологическая точка зрения стала чуть ли не знаковой характеристикой общества, его самосознания. Следствием этого стало введение в понятийный аппарат культурологии, социальной экологии и социальной философии термина «экологическое сознание», которое означает унифицированный, специфический тип понимания взаимосвязи человечества и природы, сквозной линией проходящий через всю структуру общественного сознания, его форм. Основным фактором значимости изучения экологического сознания является ряд экологических проблем в современном мире, и в частности в России. Причинами экологических проблем стали непомерное загрязнение природной среды, сверхактивное, разрушительное вторжение человеческой деятельности в природный миропорядок, расширяемая и наращиваемая десятилетиями индустриализация производства и вызванное этим истощительное природопользование. В этих условиях экологическое сознание становится комплексным образом осмысления экологической ситуации, определителем путей решения экологических проблем. Обыденное экологическое сознание, существовавшее от начала истории человечества, оказалось неспособным найти пути решения экологических проблем, ибо оно не способно на выявление глубинных причинно-следственных связей, взаимообуславливаемости явлений, в то время как экологическая проблематика требует научно-философского осмысления. Экологическое сознание призвано выработать идеальные формы социоприродного взаимодействия, в которых деятельность человека и развитие

природной среды будут сосуществовать на гармоничной основе. Выстраивание и систематизация экологического сознания как грани мировоззрения, способность экологического сознания отвечать на вновь возникающие обстоятельства, связанные с экологическими проблемами - необходимое условие преобразования порядка социального бытия в его сообразующуюся с окружающим миром форму. Экологическое сознание выделяет экологические проблемы как предмет социальной заботы, акцентирует внимание на них. А поскольку это становится социальной проблемой, то в деле ее решения оказывается задействованной вся культура общества. Поэтому формирование экологического сознания, его коммуникация в обществе становятся задачами всех культурных приоритетов, идеалов, социальных институтов. Потому что лишь при слиянии экологического сознания с общепринятыми и общепонятными культурными воззрениями и нормами это сознание внедряется как в социальную духовную жизнь, так и в личную культуру.

Во всем наборе литературы, посвященной экологическому сознанию, оно характеризуется как единая система, занимающая определенное место в общественном сознании. Но недостаточно внимания уделяют экофилософы структурированию экологического сознания. Пытаясь раскрыть строение экологического сознания, исследователи зачастую называют в перечислительном порядке некоторые из его элементов, этим и ограничиваясь, или же акцентируют внимание на каком-либо одном аспекте взаимодействия общества и природы, например на материально-практическом, в ущерб другим, не менее важным граням этого явления. Для понимания истоков экологических проблем, не только материально-практических , но и идеологических, для дальнейшего поиска путей их решения необходимо выстраивание развернутой и систематизированной картины взаимодействия человека и природы, отражающей последовательность уровней этого взаимодействия, выявление характера их соподчинения, влияния элементов одних уровней на элементы других. Только при этом условии можно найти способы для состыкования и творческого взаимовлияния, для сотрудничества, если можно так сказать, разных сфер экологического взаимодействия, а соответственно и скоординировать весь комплекс мер, принимаемых обществом для урегулирования экологического кризиса.

Экологическое сознание, по большому счету, становится ныне путем осмысления судеб культуры общества в целом. Культура отражает положение человечества в окружающем мире, поэтому экологическое сознание, специально направленное на определение этого положения, становится ныне важнейшей характеристикой культуры.

Степень исследованности проблемы. Опираясь на основные работы, посвященные осмыслению исторических форм восприятия человеком природы, можно выделить следующие основные этапы истории возникновения и развития экологического сознания и его изучения (на современном этапе):

1. Появление экологических воззрений в рамках уже сложившихся форм общественного сознания. Эти воззрения являются первоэлементами экологического сознания. Они имели слабую когнитивную основу, в большинстве своем были дорациональными, не были подкреплены знанием, полученным на основе экспериментального изучения. Задача любых экологических воззрений - определить значение и роль природы в жизни людей, установить определенные формы отношения к ней. Экологические воззрения, таким образом, служили определенным образцом отношения к природе в рамках какой-либо социальной деятельности или же были частью мировоззрения. Источником экологических воззрений, используемых в настоящей работе, стали труды деятелей духовной культуры всех эпох: Гесиода, Гомера, Платона, Аристотеля, Лукреция, Горация, Сенеки, Плотина, Калидасы, Св. Августина, М. Монтеня, Ф. Бэкона, Б. Паскаля, Д. Локка, Р. Декарта, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Гердера, Ш. Монтескье, К.А. Гельвеция, Ф. Шеллинга и др. В ознакомлении с системой экологических воззрений помогли и труды современных авторов: Г.С. Кнабе, Л. Винничук, К. Куманецкого, А.Я. Гуревича, Ж. Дюби, И.П. Вейнберга, П. Гиро, П. Джеймс и ДР 2. Естественнонаучный этап экологического мышления. Данная ступень в развитии экологического мышления связана с успехами и возвышением роли естественных наук в XVIII - XIX столетиях, в частности биологии. На основе научных данных, полученных опытным путем, биология смогла перейти к изучению взаимосвязей между организмами и средой их пребывания. В это время наука уже располагала обширными знаниями о структурном строении мира, что дало основание провести внятную разделительную грань между человеком - постигающим и действующим субъектом, и природной средой. Проблеме биофункциональных связей организмов и среды посвятили свои исследования Ж.-Б. Ламарк, И. Кант, Ч. Дарвин, К.А. Тимирязев, Ж.-Л. Де Бюффон и др.; Ф. Энгельс описал исторический путь взаимодействия человека и природы как отдельных и в то же время взаимосвязанных явлений бытия.

3. Эколого-биологический этап изучения взаимовлияния человека и природной среды. Данная ступень осмысления экологической темы связана уже с появлением экологии как науки. Возникновение экологии дало возможность ясно обозначить объект будущей формы социального сознания - экологического сознания, наметило его предметность, создало ему научно- аналитическую базу, опираясь на которую, экологическое сознание смогло распространиться в дальнейшем на все формы общественного сознания, имея в каждой из них свой удельный вес. Быстрое распространение экологии во всем мире свидетельствует о том, что проблема изменения окружающей среды под воздействием живых организмов, а, следовательно, вопрос о судьбе измененного мира, а также о судьбе человека в измененном мире стал предметом заинтересованности не только ученых, но и научно информируемого и просвещаемого общества. Возникновение и развитие экологии связано прежде всего с именем ее основателя Э. Геккеля, а также продолжателей его учения - В.Докучаева, Ф. Рулье, В.Н. Сукачева, В.М. Шимкевича, С.С. Шварца, Б.Е. Келлера, Ф. Клементса, Д.Н. Кашкарова и др.

4. Экологический этап исследования проблемы осмысления взаимоотношений человека и природы. Данная стадия исследования экологических проблем проходила в условиях расширения предметного поля экологии, интенсификации экологических исследований, интерпретаторского разнообразия данной науки. С этого этапа утверждается гуманитаризация экологии: основным субъектом экологической взаимосвязи и взаимодействия полагается в исследованиях человек. Это же время ознаменовано начальными размышлениями о социальной значимости экологии, предпринимаются попытки найти общие точки соприкосновения экологии с социальной философией. Экология, как научная форма экологического сознания, на этом этапе уже разделяется на две ветви. Первая не выходит за рамки биологической отрасли знания, полагая главным предметом экологии отношение человека к природной среде его обитания, взаимовлияние организмов в среде их присутствия. Это направление развивали в своих трудах Р. Маргалеф, Р. Риклефс, Ю. Одум, Р. Дажо, М. Смит, М. Бигон, Д. Кларк, Л.Г. Раменский, В.Н. Беклемишев, Г.В. Стадницкий, А.И. Родионов, И.М. Забелин, И.В. Круть, В.А. Радкевич, Г.А. Новиков, И.А. Шилов, Н.М. Чернова.

Вторая ветвь экологического изучения может быть охарактеризована как гуманитарная экология. Это направление вносит антропологический угол зрения на проблему отношения к природе, пытается наметить подходы к формированию этого отношения, делает попытки определить культурные и ценностные аспекты взаимодействия людей и природы. Этот путь пролагают в своих исследованиях наиболее явственно С.С. Шварц, Д.Л. Арманд, Д.С. Лихачев, а также Ф. Дре, А.И. Шалимов, об этом частично размышляют философы Н. Бердяев, К. Ясперс, И.Т. Фролов, историософ А. Дж. Тойнби.

5. Этап социальной экологии. На этом этапе экология получает социальное значение ввиду того, что социоприродное взаимодействие переживает серьезные проблемы, так как в диспропорциональном соотношении оказываются удельный вес и энергия совокупной работы общества в отношении среды и состояние самой среды. Таким образом, сфера экологического мышления становится важным фактором воздействия на социальные структуры, корректирующим их функционирование. Появляется также понятие экологической культуры, которая может быть истолкована и как определенный образ общественно-природного активного со-бытия, имеющийся в наличии или же подразумевающийся в идеале. На этом же этапе социальная экология смыкается с культурологией, потому что культура, как образ и состояние деятельно-творческого прорыва человечества в природу, а также как главный регулятор и корректор человеко-природного взаимодействия оказывается перед необходимостью решать экологические проблемы, которые становятся отражением проблем социальной организации.

Ключом к проблеме экологического сознания, его места в экологической культуре стали для нас работы двух главных представителей Римского клуба -А. Печчеи и Д. Медоуза. Со времени начала деятельности Римского клуба, запечатленной в работах этих социофилософов, берет начало экологическое сознание не как интуитивный конгломерат разрозненных представлений и воззрений, а экологическое сознание, вышедшее из науки экологии, раздвинувшее ее границы, причем оно было уже целенаправленным - оно воссоздало на идеальном уровне образ будущей экологической культуры мирового сообщества, приняв таким образом на себя социо- и культуротворческую роль.

Среди основных путей смыслового и функционального истолкования экологического сознания можно выделить таковые:

1) Исторические. Эти оценки рассматривают экологическое сознание в плане его исторического бытия, воссоздавая историческую картину развития экологического мышления и сопоставляя ее с практическим воплощением данных положений и его результатами. Причем, согласно первой гипотезе, экологическое сознание сопутствует всей истории человеческого общества, варьируясь в разных формах. Эту мысль проносят в своих трудах Л. Уайт-мл., А.А. Горелов, П.С. Гуревич, В. Хесле, В.К. Рахилин. По другой версии, экологическое сознание - именно современный этап отношения человека к природе. Это просматривается в работах С.Н. Артановского, А. Печчеи, Ш. Рол стона, Ю.В. Олейникова и др.

2) Этические. Этический ракурс рассмотрения экологического сознания и экологической культуры предполагает, что основным содержанием этих структур является идеальное и деятельное отношение к природе как к ценности. Экологическое сознание должно представлять природу как экзистенциальный предмет, т.е. уважительный по одному лишь критерию своего бытия, а не по человеческим корыстно-потребительским мотивам. Этическое отношение к природе должно пронизывать всю экологическую культуру, включая хозяйственный, экспериментаторский, познавательный ее уровни. Так понимают экологическое сознание Р. Атфилд, Р. Хиггинс, В.Е. Борейко и др.

3) Поведенческие. В этом плане экологическое сознание версифицируется как определенный образ поведения, преимущественно личного, относительно окружающего мира. Соответственно, экологическая культура предстает как практическое воплощение этого образа, реальное поведение человека применительно к естественному миру.

4) Экофункциональные. Данный подход обращает внимание на совершенствующую, облагораживающую экосоциальные отношения роль экологического сознания. Это сознание изначально ориентировано на то, чтобы привести отношения людей и окружающей среды в соответствие с идеалом экосоциального взаимодействия. Причем предпочтение отдается научному экологическому сознанию перед обыденным, как наиболее систематизированному и соответствующему идеалу экосоциального взаимодействия. Эту точку зрения развивают в своих научных поисках Н.М. Мамедов, В.Н. Кочергин, Н.Ф. Реймерс, М.С. Каган, П.С. Гуревич, В.Ж. Келле, В.М. Ковальзон и др.

Однако в наборе литературы, посвященной теме экологического сознания, еще недостаточно выражена и развита тенденция к рассмотрению экологического сознания как системы, являющейся показателем уровня бытия человечества относительно бытия природы. В исследованиях, посвященных экологическому сознанию, недостаточно раскрыта регулятивная, «формообразующая» функция экологического сознания, т.е. роль этого сознания в совершенствовании всех форм взаимодействия общества и природы, мало изучена его дидактическая роль, т.е. способность быть образцом, уставом, идеальным проектом любого взаимодействия с окружающей средой. Мы решили обратиться к этой, столь волнующей ныне теме для того, чтобы дать комплексную картину истории и теории экологического сознания, чтобы показать, что формы экологического сознания, являясь постоянной духовной идеальной гранью соприкосновения человеческого, культурного и природного, представляют собой один из путеводителей культуры в общем. На основе всего сказанного определяется проблема исследования: выявление социальной значимости экологического сознания на нынешнем этапе общественного развития, а также роли экологического сознания в определении судеб культуры на эколого-ноосферном этапе развития общества ввиду недостаточности системно-функционального анализа экологического сознания в науке.

Объектом исследования является экологическое сознание, рассматриваемое с исторической и структурно-функциональной точек зрения, а также как часть самосознания человеческой культуры.

Предметной областью исследования является роль экологического сознания в упорядочении и совершенствовании социоприродного взаимодействия, историческое поступательное эволюционирование экологического сознания; экологическое сознание, как отражение кризиса культуры в ее взаимодействии с природой.

Цель исследования:

Раскрытие структурообразующей и определяющей роли экологического сознания в самоосуществлении и функционировании экологической культуры; выявление динамики экологического сознания, его действенного, творческого, «цивилизаторского» характера; определение места экологического сознания в культуре общества.

Задачи исследования:

Рассмотреть исторические типы экологического сознания -доиндустриального и индустриального общества, выявить формообразующие предпосылки этих видов сознания, истоки экологического сознания.

Установить историко-культурные предпосылки возникновения экологии как науки; естественнонаучные, философские основания экологии; ее когнитивный потенциал.

Раскрыть и охарактеризовать структурно-функциональное строение экологической культуры.

Выстроить и охарактеризовать структуру экологического сознания.

5. Проанализировать проблемы формирования экологического сознания в настоящее время: выстраивания единой экологической политики, коммуникации экологического сознания в обществе, расширения и усовершенствования экологического права.

Методологические основания исследования.

Самым главным, структурообразующим основанием изучения был принят структурно-функциональный метод. Его основали и применяли в своих работах Т. Парсонс, П. Сорокин, Б.К. Малиновский, Р. Мертон, Б.С. Ерасов, Э.С. Маркарян и др. Используя данный путь, мы попытались выстроить структуру экологической культуры и экологического сознания как ее элемента. Это помогло показать роль экологического сознания в упорядочении контакта людей и природы, в приведении их отношений в культурную форму, а также в определении дальнейших путей развития культуры общества в условиях экологического этапа развития цивилизации

Следующим методологическим основанием явился для нас путь историко-типологического анализа. Это распространенный в культурологии и социологии, а также в социальной экологии метод. Используя его, строили свои исследования И.Г. Гердер, Н.Я. Данилевский, А. Дж. Тойнби, О. Шпенглер, А.Ф. Лосев, Д.Л. Андреев, Л. Уайт-мл., В. Хесле, А.А. Горелов, В.К. Рахилин, В.И. Полищук и др. Мы выделяем несколько исторических типов общества, являющихся носителями определенных типов экологического сознания: доиндустриальное общество, индустриальное общество и эколого-ноосферное. Это дало нам возможность собрать и систематизировать эмпирический и частный представительный материал, на основании которого мы смогли перейти к выстраиванию теоретических конструкций экологического сознания и экологической культуры.

При изучении предпосылок возникновения экологии, ее развития и разнообразия версий ее понимания был использован герменевтический метод, сторонниками которого являются Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, М. Хайдеггер, П. Рикер, С. Фиш, Э. Хирш, П. Джуль и др. Этот метод позволил произвести широкий обзор уже имеющихся определений экологии, дабы сформулировать основные пути истолкования данной науки. Руководствуясь герменевтическим способом, мы выделили ряд равноправных, сосуществующих подходов к объяснению экологии, сделали попытку сопоставить их друг с другом. Это дало возможность не сводить смысл экологии к какому-либо единому пониманию, но развернуть пространную картину социально-философского значения экологии, показать ее присутствие в разных областях социального мышления. Научная новизна исследования.

В работе зафиксирован и проанализирован ход исторического развития экологического сознания, дается характеристика экологического сознания двух исторических типов общества - доиндустриального и индустриального. Показана зависимость формирования экологического сознания от определенных способов материально-практического взаимодействия людей и природы, от философско-мировоззренческих оценок окружающего мира, т.е. экологическое сознание предстает как элемент культуры.

Для выявления сущности экологии как науки сделана классификация главных ее определений, сформулировано 11 подходов к истолкованию смысла экологии: биокоммуникативный, социологический, антропологический, антропобиосферный и т.д.

Анализируются и раскрываются сущность и функции экологической культуры, которая предстает как образ социоприродного взаимодействия, имеющийся в наличии или же создаваемый в идеале. Предложена трехуровневая структура экологической культуры (идеальный, материально-практический, социально-институциональный уровни), каждый элемент которой отражает определенную форму взаимодействия человека и природы. Главным принципом структурирования является проецирование экологического фактора на все уровни взаимодействия человечества и окружающего мира, иерархизация экологической культуры в соответствии с комплексом материально-практических и духовных задач общества в отношении природной среды, т.е. попытка выявить влияние и место экологического фактора в функционировании культуры вообще как таковой.

4. Предложено несколько вариантов структурирования экологического сознания (обыденное и научное; индивидуальное, групповое и общественное); социальная многофункциональность экологического сознания - от концепций естествознания до моделей социоприродного взаимодействия.

5. Анализируются проблемы формирования экологического сознания в современную эпоху, среди которых можно назвать региональную раздробленность экологической политики, разнохарактерность экологической деятельности на локальном уровне, недостаточное внимание общества и государства к современной экологической ситуации.

Практическая значимость. На настоящее исследование можно опираться, изучая экологическую ситуацию современности, дальнейшие перспективы развития экологической культуры. Материалы диссертации могут быть использованы при изучении истории экологической культуры и экологического сознания. К текстам диссертации можно обращаться как к источнику информации при чтении лекционных курсов по предметам «Культурология», «Социальная экология», «Охрана окружающей среды», «Экологический менеджмент».

Апробация работы. Апробация работы производилась в форме выступлений с докладами на научно-практических конференциях: первой научной конференции молодых ученых «Молодежь в науке и культуре XXI века» (Челябинск, ЧГАКИ, 2002 г.), научной конференции «Актуальные проблемы современных художественно-зрелищных форм досуговой деятельности» (Челябинск, ЧГАКИ, 2003 г.), Всероссийской научной конференции «Вторые Лазаревские чтения» (Челябинск, ЧГАКИ, 2003 г.). По теме исследования издано четыре публикации.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Библиография включает 220 источников.

Экологические воззрения в доиндустриальном обществе

Обсуждение сущности таких основополагающих явлений общественного бытия, как экологическое сознание и экологическая культура, взаимосвязи между ними должно, по возможности, предваряться рассмотрением истории экологического сознания и экологической культуры. Но поскольку экологическое сознание не всегда было выстроено, осмыслено и систематизировано, то точнее будет вести речь об экологических воззрениях и их истории. Для того, чтобы воссоздать поэтапную картину поступательного хода эволюции экологических воззрений, необходима периодизация истории развития общества. С точки зрения предпочтительности в науке, популярности и новизны наилучшим основанием для периодизации является теория доиндустриального, индустриального и постиндустриального обществ, выстроенная Р. Ароном, О. Тоффлером, Д. Беллом, У. Ростоу. С экологических воззрений доиндустриального общества мы и начнем речь об истоках экологического сознания.

Одной из первоначальных основ любого исследования является точное определение терминологии, относящейся к искомой теме. Мы также считаем необходимым охарактеризовать главные дефиниции сознания, в частности экологического, его виды.

Начинать рассуждение об экологическом сознании можно, лишь сказав о том, что есть сознание вообще. В объяснении такого важного предмета философии, как сознание, существует ряд различных подходов. Мы придерживаемся того взгляда, согласно которому главной структурной основой сознания является отражение действительности в духовной плоскости человеческого существования. Мы полагаем, что с позиции теории отражения можно наиболее выразительно показать специфику экологического сознания, его отображающую общественно-природное взаимодействие роль. Из многих определений наиболее развернутым нам представляется воззрение И.Т. Фролова, согласно которому «сознание есть особая форма отражения, регуляции и управления отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и своим способам общения, которые возникают и развиваются на основе практически-преобразовательной деятельности». (193, с. 320)

Поскольку экологическое сознание есть разновидность общественного сознания, то следует объяснить, что понимается под общественным сознанием. С точки зрения вышеупомянутого И.Т. Фролова, «общественное сознание -осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности». (193, с. 322)

Сознание подразделяется на уровни обыденного и научного миропонимания, отражения действительности. По утверждению B.C. Барулина, «обыденное сознание - повседневное, практическое сознание, представляющее собой функцию непосредственной практической деятельности людей и чаще всего отражающее мир на уровне явлений, а не его сущностных связей». (13, с. 167) Научное же сознание, как его трактует И.Т. Фролов, есть «форма общественного сознания, которая главным способом отражения реальности предполагает предметное и объективное исследование действительности». (193, с. 334)

Поскольку главным объектом изучения выступает экологическое сознание, то следует рассмотреть специфику разновидностей именно экологического сознания. По утверждению В.И. Медведева и А.А. Алдашевой, «обыденное экологическое сознание - разновидность сознания, где ведущее место занимают взгляды, сформированные на основе непосредственного прямого контакта с тем или иным объектом, процессом внешнего мира и тех сведений, которые были получены из некомпетентных источников, в том числе прямо противоречащих данным научного познания и принятых субъектом на веру». (128, с. 278)

Научное экологическое сознание истолковывается ими как «разновидность сознания, где основой является научное познание. Данное сознание оперирует объективными моделями взаимоотношений внутри природы, между природой и человеком, природой и обществом и включает в сферу своего внимания и заботы, интересы общества, человечества в его настоящем и будущем». (128, с. 278 - 279)

Воззрения - чаще всего гипотетические оценочные суждения, имеющие как психоэмоциональную, так и рационально-аналитическую составляющую, охватывающие какую-либо конкретную сторону как естественного, так и социального миропорядка.

Взгляды - это конкретизированные, преимущественно эмпирические оценки действительности, которые не обязательно могут предполагать наличие в них философско-интеллектуального элемента, и обладание которыми доступно, в принципе, любому человеку, любой эпохе. Взгляд - первичная форма не отражательного, а аналитического сознания.

Доиндустриальное общество было повсеместной единственной формой социального бытия вплоть до XVIII столетия. Однако доиндустриальное общество принимало свои индивидуальные, локально обусловленные формы в условиях разных цивилизаций, а в настоящее время также наблюдаются вкрапления доиндустриального типа хозяйствования в современных условиях индустриального и постиндустриального общества.

В доиндустриальном обществе человек, едва отделившийся от мира природы, основывал свое хозяйство на тесном контакте с ней, как бы вписывая хозяйство, свое социальное пространство в рамки законов естественного мира, природа являлась главным источником и условием производственной деятельности. По словам Б.С. Ерасова, «и процесс труда, и сам образ жизни населения здесь во многом определяются географическими и климатическими условиями, зависят от устоявшихся в прошлом социальных отношений». (77, с. 333) Аграрное производство было основой экономики доиндустриального общества.

Социокультурные характеристики доиндустриального общества подробно описаны, например, Б.С. Ерасовым, на основе материалов которого можно привести, как минимум, следующие социокультурные черты:

1. В доиндустриальном обществе хозяйство в основном натуральное и нацеленное на обеспечение текущих, «нынешних» материально потребительских нужд человека. Накопление продукции или капитала не является целью хозяйственной сферы; производство здесь выстроено по принципу «выработка продукции - потребление, обмен».

2. В человеке доиндустриального общества личностное начало сведено к минимуму; человек прикреплен к своему социальному коллективу, группе, которые нивелируют своих представителей по критериям профессиональной, обыденной и личностной культуры. Субъект коллектива находится в моральной и материальной зависимости от него. Коллектив является ячейкой индивида в обществе, а общество находится в прямой зависимости от условий и состояния окружающей среды.

3. Для него характерны наследственный профессионализм и профессиональные династии с соответствующим семейным экологическим воспитанием и передаваемыми экологическими правилами трудовой деятельности

Сущность и структура экологической культуры

Экологическая культура является ныне центростремительным элементом общественной жизни, который фокусирует в себе все этапы эволюции человека, весь историко-культурный опыт взаимодействия его с окружающей средой. Элементы и отдельные стороны экологической культуры пронизывают всю культуру общества. Экологическая культура позволяет обществу понять степень его зависимости от окружающей среды, составить представление о роли, отводимой природе в системе общественного бытия и производства. В противостоянии природы и культуры как характеристики общества экологическая культура является разграничительным, а также сдерживающим фактором, оформляя отношения природы и культуры по принципу сотрудничества и устанавливая взаимовыгодный паритет между ними. Одновременно экологическая культура является связующей нитью, объединяющей людей и природу не по критерию биологического потребительства, но собственно человеческим, культурным образом, выстраивающим даже материальное взаимодействие с природой с позиций человеческого духа, Разума, Добра и Красоты. В этой связи уместно привести слова Н.М. Мамедова о том, что «человеческое отношение к природе ради нее самой, составляющее суть экологической культуры, противостоит человеческой ограниченности, формирует способность соизмерять свое существование, свои потребности с природными возможностями. Человеческое отношение к природе - это отношение любви, а следовательно, бескорыстия и самоотречения, которое не в тягость, которое озаряет жизнь человека иным, высшим, духовным смыслом.» (121, с. 74) Понятие экологической культуры, как научная дефиниция, было введено не в столь давнем прошлом, но тем не менее этот современный и актуальный термин стал точкой пересечения разных мыслей многих ученых, характеризовавших этот феномен. Среди наиболее известных формулировок можно выделить следующие:

1. Аксиологические определения. Эти определения отличаются тем, что они видят в природе духовно-нравственную ценность. В основе экологической культуры, согласно им, лежит нравственно-этическое отношение к природе, которое полагает предел истощительному, неразумному использованию окружающей среды. Эти трактовки по своей направленности близки к идеям А. Швейцера, Я. Линдблада, Р. Атфилда и их единомышленников, которые по степени ценностного достоинства приравнивали природу к человеку. Например, депутат Госдумы А.Н. Грешневиков дает комплексную оценку экологической культуры, считая ее основой экологическое образование, что видно из его слов: «Экологическая культура как часть общей культуры предполагает формирование духовно-нравственных качеств личности, способности поступать по совести в общении с природой и людьми и станет реальностью лишь в результате непрерывного экологического образования людей всех возрастов, социальных и профессиональных групп.» (58, с. 19) Особенную роль экологической культуры как сдерживающего, и одновременно оформляющего отношения людей и природы фактора, подчеркивал В.Е. Борейко, по мысли которого «культура экологическая - норма и идеал, ставящие экологически целесообразные ограничения на пути человеческого эгоизма.» (25, с. 233) Но все же, хотя в экологической культуре и присутствует ценностное отношение к природе, но оно не является основополагающим. Поскольку, если предположить, что ценностное восприятие является основой экологической культуры, то значит, что экологическая культура направлена против природопользования, которое так или иначе наносит ущерб природе. Но вряд ли это так. Экологическая культура не основывается на идеологическом превозношении и обожествлении природы, но, скорее она призвана рационально оценить масштабы и характер материально-духовного соприкосновения субъекта общества с первозданной средой и привести его к некоему состоянию, в котором обе стороны получали бы взаимную выгоду от своего взаимодействия, а не страдали бы.

2. Регулятивно-поведеические определения. Эти формулировки видят в экологической культуре в основном поведенческий образ контактирования людей и природы. Таким образом, сущность экологической культуры сводится к антропологическим границам. Так, В.А. Левин оценивает экологическую культуру, правда, в своем узком определении, как «способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут и обладать необходимыми знаниями, но не владеть ими.» (215, с. 5) Как образ социоестественного комбинированного существования объясняют экологическую культуру В.А. Коробкин и Л.И. Передельский, по мысли которых «экологическая культура - это комплекс навыков бытия в контакте с окружающей природной средой» (103, с. 548) Сведение экологической культуры к правилам поведения и экологизированному образу жизни не выявляет всю смысловую содержательность данной культуры, ее многофункциональность. Это лишь одна сторона экологической культуры -материально-практическая. Экологическая культура понимается как определенный опыт, традиция материально-практического взаимодействия с окружающей средой, но здесь опускается мысль о непрерывном развитии экологической культуры, об изменении ее типов наряду с трансформацией социальной системы.

3. Социокоммуиикативпые определения. Данные трактовки утверждают мысль о том, что ядром экологической культуры является взаимодействие социальной системы и окружающей природной среды. Экологическая культура упорядочивает это взаимодействие с помощью регулятивных форм социального сознания, а также выстраивает этот процесс, ориентируясь на задачу сохранения целостности среды. Экологическая культура здесь предстает как общесоциальная программа и ее реализация относительно требующегося обществу настоящего состояния окружающей среды. По мысли Н.М. Мамедова, «экологическая культура - это способ согласованного социоприродного развития общества, при котором обеспечивается сохранение и, по-видимому, улучшение окружающей природной среды.» (121, с. 76) Хотя, конечно же, мысль об улучшении окружающей природной среды как обязательном закономерном следствии любого типа экологической культуры, по крайней мере сомнительна. Это скорее идеальное суждение, чем реальность практики. С точки зрения B.C. Цукермана, процессы сохранения и развития человека и природы являются не столько результативным следствием экологической культуры, как у Мамедова, сколько основным сверхсмыслом экологической культуры, изначально заложенным в ней и вкупе с социальными условиями определяющим качественный уровень экологической культуры. Не экологическая культура является главным определителем уровня природосохранения, но, напротив, уровень осознания важности процессов сохранения и развития среды и человека является показателем совершенства экологической культуры. Так, B.C. Цукерман полагает, что экологическая культура - это «интегративная характеристика качества природопользования, взаимодействия человека и общества с окружающей средой с точки зрения оптимального соотношения процессов сохранения, функционирования и развития природы и человека.» (199, с. 11 - 12) О важности рассмотрения экологической культуры как социально-исторического явления, ибо она находится в определенных социально-исторических условиях, говорил Э.С. Маркарян, по мысли которого «экологическая культура- способ взаимодействия общества не только с природной, но и с социально-исторической средой.» (213, с. 73) Ибо природная среда, попадая в сферу человеческих интересов, потребностей, задач, становится одновременно социально-исторической. В определении, данном в Московской международной декларации об экологической культуре от 7.05. 1998 г. заключается понимание экологической культуры как формы взаимодействия общества с природой, которое осуществляется под знаком сочетания нескольких начал - Разума, Гармонии и Пользы. По этому взгляду «экологическая культура предполагает такой способ жизнеобеспечения, при котором общество систехмой духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов формирует потребности и способы их реализации, которые не создают угрозы жизни на Земле.» (215, с. 5)

Структура экологического сознания

Определение экологического сознания было сделано в предыдущем параграфе, поэтому в его повторе необходимости нет. Наиболее важным является рассмотрение структуры экологического сознания, обзор широкого разброса многочисленных модификаций экологического сознания, их систематизация.

Структура экологического сознания является формой общественного сознания, тесно соприкасающейся с другими его формами. Каждая вариация экологического сознания является идеальной основой структурных компонентов экологической культуры. В науке имеется несколько подходов к выявлению структуры экологического сознания, классификации его структурных элементов. Первый, общепринятый подход - структурирование экологического сознания посредством разделения его на две формы -теоретическое, специализированное и обыденное экологическое сознание. Научное, или специализированное экологическое сознание - это такая форма понимания взаимосвязи человека и природы и процесс выработки точных знаний о правильном отношении к природе, которые отличаются аналитической аргументированностью, методологической выстроенностью, единством строгой научной теории и реальной экологической практики, а также опорой на экологическое прогнозирование и моделирование. Субъектом данного уровня экологического сознания является специально подготовленный специалист-эколог, философ, культуролог, ученый-естественник и т.п. Специализированное, научное экологическое сознание считается наиболее состоятельным носителем экологического знания по сравнению с обыденным сознанием. Поэтому научное экологическое сознание является экологической стратегией общества, оно оказывает большое целенаправленное влияние на народное экологическое сознание. По утверждению А.Н. Кочергина, экологическое сознание «с помощью своих более высоких специализированных уровней позволяет преобразовывать массовое сознание, вносить в него научное понимание экологических проблем взаимоотношений общества и природы» (104, с. 162) Научное экологическое сознание фиксирует и проектирует осуществление основных целей человечества самосохранения, облагораживания своего взаимодействия с природой при наличии разумной, благосозидательной власти над окружающим миром. По словам Ю.В. Олейникова, «сейчас перед человечеством поставлена невиданная ранее глобальная проблема сохранения своего бытия и обеспечения условий дальнейшего прогрессивного бесконечного саморазвития социальной формы движения материи. Одним из необходимых условий ее решения, безусловно, является формирование научного мировоззрения людей. Становясь достоянием масс, такое мировоззрение оказывается мощной материальной силой, необходимым элементом целенаправленного осуществления гуманистического производства природной среды общества, т.е. антропогенной регуляции биогенных констант биосферы.» (148, с. 46-47)

Обыденное, или массовое экологическое сознание - сугубо эмпирическая, обусловленная чувственно-аналитическим осмыслением природы и взаимосвязи человека с ней в процессе реальной жизни; форма экологического сознания, показывающая степень интуитивного понимания мира человеком. А.Н. Кочергин подчеркивал, что массовое экологическое сознание в определенной мере отражает всю полноту жизни человечества, воздействует на весь строй обыденной жизни, что видно из его слов: «Значительная часть проявлений экологического сознания приходится на уровень массового сознания, где знания об особенностях взаимоотношения общества со средой находятся в несистематизированной форме и вплетены в непосредственную практическую деятельность. Кроме рациональных форм знания, массовое знание включает эмоциональные факторы и несет на себе отпечаток специфических особенностей социальной жизни данной общественной группы, а также индивидуальный опыт каждого субъекта деятельности. Эмпирические данные обобщаются на этом уровне с позиций непосредственных, практических, повседневных нужд человека.» (104, с. 162)

Два вышеописанных уровня экологического сознания являются главными его структурными элементами. Однако экологическое сознание общества не является ни собственно научным (ибо не все члены общества являются учеными) , ни чисто обыденным (ибо общество не тождественно населению). Общественное экологическое сознание представляет собой гибрид научного, философского и обыденного уровней сознания. И на стыке этих видов сознания появляется третий, синтетический вид, включающий в себя все уровни эмпирически-аналитического отображения мира. Этот конечный уровень можно обозначить как социальный, так как он отражает всю полноту и содержательность видов экологического сознания. Именно этот вид является вершиной экологического сознания, обобщая структурную систему.

В данном структурировании уровни экологического сознания являются конкретно-ситуативными показателями поэтапного возрастания общественного сознания - от обыденного к научно-теоретическому и, на основе этого, к ноосферному.

Экологическое сознание можно структурировать и по критерию его реального вклада в преобразование материальной и духовной экологической культуры, по жизненно-практической преобразующей продуктивности экологического сознания. Здесь можно выделить два типа экологического сознания:

1. Пассивный, іти созерцательно-познавательный, оценочный уровень. Этот уровень экологического сознания не направлен на деятельное преобразование среды, не заключает в себе тенденцию к каким-либо действиям по отношению к природе.

Пассивный уровень экологического сознания представляет собой своеобразную экологическую философию. Этот слой экологического мышления заключает в себе сумму духовных усилий, чувственных и интеллектуальных, направленных на объяснение биологической и социальной сущности окружающего мира, определение предназначения природы в системе социальной жизни. Пассивный уровень экологического сознания включает в себя концепции естествознания, определение положения природы относительно человека, ее социального качества, т.е. роли в жизни общества. Данная сфера экологического мышления является первичной, ибо это сфера бескорыстной философской экорефлексии.

2. Активный, деятелыю-ориеитироваиный уровень экологического сознания. Данный элемент представляет собой ряд философских обоснований необходимости и высокопродуктивности деятельного воздействия человека на окружающую среду, а также совокупность правил и алгоритмов, упорядочивающих и совершенствующих деятельное проникновение человека в глубины природы. Этот уровень прямо связан с деятельностью человека в плане оправданного природопреобразования. Он формирует материально-практическую часть экологической культуры. Этот пласт экологического сознания включает в себя этические нормы отношения к природе, экологизацию многих отраслей общественной деятельности и производства, правила природопользования, экологическое законодательство и т.д.

Классификация элементов экологического сознания на пассивный и активный, по сути, отражает двутипность взаимодействия человека с окружающей средой: духовно-идеалистического (разумно-чувственный анализ) и материально-практического (хозяйственная, познавательная и другая природопреобразующая деятельность).

Похожие диссертации на Экологическое сознание как элемент экологической культуры