Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Историко-философская концепция Иосифа Флавия в ситуации встречи культур в эпоху античности Матушанская Юлия Григорьевна

Историко-философская концепция Иосифа Флавия в ситуации встречи культур в эпоху античности
<
Историко-философская концепция Иосифа Флавия в ситуации встречи культур в эпоху античности Историко-философская концепция Иосифа Флавия в ситуации встречи культур в эпоху античности Историко-философская концепция Иосифа Флавия в ситуации встречи культур в эпоху античности Историко-философская концепция Иосифа Флавия в ситуации встречи культур в эпоху античности Историко-философская концепция Иосифа Флавия в ситуации встречи культур в эпоху античности Историко-философская концепция Иосифа Флавия в ситуации встречи культур в эпоху античности Историко-философская концепция Иосифа Флавия в ситуации встречи культур в эпоху античности Историко-философская концепция Иосифа Флавия в ситуации встречи культур в эпоху античности Историко-философская концепция Иосифа Флавия в ситуации встречи культур в эпоху античности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Матушанская Юлия Григорьевна. Историко-философская концепция Иосифа Флавия в ситуации встречи культур в эпоху античности : Дис. ... канд. филос. наук : 24.00.01 : Казань, 2005 193 c. РГБ ОД, 61:05-9/301

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Особенности социокультурных коллизий в период жизни Иосифа Флавия.

1.1 Иудейская апокалиптика как отражение социокультурных коллизий эпохи II Храма 17

1.2Биография Иосифа Флавия в контексте культурно-политических

Событий I В.Н.Э. 39

Глава 2. Иосиф Флавий как знак и символ встречи и взаимодействия цивилизаций

2.1 Иосиф Флавий как эллинистический автор. 57

2.2 «Иудейские древности» как эллинистический Таргум. 82

2.3 Иосиф Флавий как христианский историк. 104

Глава 3. Иосиф Флавий, его труды и западная культура в целом с точки зрения неклассического и неоклассического научно-философского знания 137

Заключение 160

Библиография 167

Введение к работе

Ситуация встречи культур в эпоху античности типологически близка к современной, когда кросскультурные взаимодействия обусловлены прозрачностью государственных и цивилизационных границ. Процессы глобализации и универсализации в мире привели не только к унификации стилей жизни в масштабах целых стран и народов, но и стремлению людей к возрождению национальных ценностей и традиций. В многомерной реальности планетарной цивилизации ценностные системы оказались также многомерны. Каждый народ, равно как и каждый человек имеет собственное представление о том, что является Добром, а что Злом. Поэтому единое мировое сообщество на сегодняшний день возможно лишь как открытое, динамическое пространство для свободного сосуществования разнообразных народов, культур, религий и ценностно-нормативных систем1. В данном контексте справедливы слова Л. Уоллеса: «Способность понимать и уважать чужие верования приходит к нам тогда, когда мы постигаем истину - каждая религия имеет своих последователей, честно и искренне исповедующих ее заветы и законы. Но уважать этих людей и их веру мы можем лишь тогда, когда они с терпимостью относятся к нашим собственным идеям, к нашей вере» .

Примером подобной толерантности могут послужить взгляды Иосифа Флавия, которые нашли отражение в его исторической концепции. Римский мир был политическим идеалом Иосифа. Если представители религиозно-политического движения зелотов выступали против римского владычества, за политическую независимость Иудеи, то Иосифа интересовала жизнь всех людей, в том числе их религиозная свобода. В этом смысле Иосиф был близок идеям «Осевого времени», то есть к основам западной цивилизации, в том числе и современной. Иосиф наследует универсальный историзм

1 См. Гаджиев К.С. Введение в геополитику. М, 1998, с.230 2Уолесс Л. Бен Гур. М., 2003. с. 180

Библии. Он понимал взаимосвязь событий в разное время в разных частях мира, поэтому его изложение «истории мира» - это выражение концепции мировой истории как единого процесса. Иосиф Флавий представляет провиденциальное (прогностическое) направление философско-исторической мысли, благодаря чему задал эталон историописания для будущих христианских историков, таких как Евсевий и Иероним, а затем и дальнейшей исторической традиции иудео-христианской (западной) цивилизации . Поэтому современная гуманитарная наука заинтересована в исследовании того наследия, которое нам оставил Иосиф Флавий, как одна из знаковых фигур становления мировой интеллектуальной культуры.

Иосиф Флавий - выдающийся ученый древности, известный как историк и неизвестный во многих своих значениях для времени драматической встречи культур в эпоху античности, то же время, приоритет духовных начал, почерпнутый из Библии, позволяет утверждать представление о Европе, как о регионе, породившей особый тип цивилизации, где отношение к человеку и его правам неразрывно связано с экономическим развитием и политикой. Сложность эллинистической культуры, обусловленная синтезом и борьбой составляющих ее компонентов, привела к множеству инноваций, появившихся в данную эпоху. Однако, проблемы, вызванные смешением культур, оказались непреодолимыми и привели к гибели античного мира , оставившего в наследство будущим поколениям европейскую ментальность. Зарождение и причины кросскультурных коллизий, ярко проявившихся в эпоху античности, а также типичные траектории развития культур являются хорошей моделью для анализа современных кросскультурных проблем и прогнозирования возможных вариантов путей их решения в ситуации столкновения цивилизаций.

1 Термин цивилизация понимается нами сокласно А.Дж. Тойнби

2 Карсилова М.В. От социальной идеи к социальной интеграции. М., 1999, с.27-28

3 Жигунин В.Д. Древность и современность. Казань, 2000. с. 103

Проблема исследования. Время и место зарождения тотальных и пермонентных кросскультурных процессов в западной цивилизации.

Гипотеза исследования. Античное Средиземноморье является кросскультурной моделью на основе которой возникли государственное и общественное устройство западного мира и структура которой выражена в исторической концепции Иосифа Флавия.

Степень разработанности проблемы

Проблема кросскультурных исследований тесно связана с выявлением социокультурных основ мировых цивилизаций. Структуру культурных суперсистем изучали как отечественные исследователи: Н.Я. Данилевский , Л. Н. Гумилев2, так такие западные мыслители, как О. Шпенглер3, М. Вебер4, А. Дж. Тойнби5, К. Ясперс6, содержание социокультурных концепций которых - общеизвестно.

Особое значение для нас имеют общие принципы цивилизационной теории, приведенные в систему российско-американским исследователем — П. А. Сорокиным7. Конфликт греко-римского рационализма и библейской картины мироздания раскрыл философ русского зарубежья Л. Шестов8, вслед за Тертуллианом противопоставив Афины - Иерусалиму. Вопросы социокультурной природы конфликта изучал американский военный историк К. Райт9. С. Хантингтон10 изучает современный мир, в котором различия в ценностях между разными культурными системами настолько существенны, что «столкновение цивилизаций», по утверждению С. Хантингтона, неизбежно. Результатом столкновения греко-римской и еврейской

1 Данилевский Н. Я. Россия и Европа: Взгляд на культуру и политические отношения
Славянского мира к Германо-Романскому. М., 2003.

2 Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: Эпохи и цивилизации. Спб. - М, 2003.

3 Шпенглер О. Закат Европы. Ростов на Дону, 1998.

4 Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994.

5 Тойнби А. Дж. Постижение истории. М, 1991.

6 Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

7 Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. СПб., 2000

8 Шестов Л.И. Афины и Иерусалим. СПб., 2001

9 Wright Q. A study of war. Chicago, 1965.

10 Huntington S. P. The clash of civilizations and the remaking of world order. NY, 1996.

ментальностей стала ранее не изученная в данном контексте историческая концепция Иосифа Флавия, повлиявшая на развитие средневековой исторической мысли.

Серьезные исследования в области «флавианы» начались в Германии в середине девятнадцатого - начале двадцатого века. Среди фудаментальных исследований можно назвать работы Г.Гретца, Э.Шюрера, Б.Брюне , Г.Хельшера4, Р.Лаквера5, С.Раппапорта6, Р.Эйслера7, Дж.В.Дестинона8, К.Грасса9, А.Берендса10, А.Бертолета11, А.Гутшмида12, А.Спеллинга13 и Т. Рейнака14. Темы, рассматриваемые авторами были различны: от аутентичности текста до сравнительного анализа трудов Иосифа с Библией, античными авторами и древнееврейской литературой. Кроме того, следует отметить работу американца С.Дж.Теккерея15, который подчеркивал параллели между «Иудейскими древностями» Иосифа Флавия и «Римскими древностями» Дионисия Галиокарнасского. Все эти темы были исследованы с точки зрения классической науки Нового времени.

1 Graetz Н., Geschichte der Juden von den altesten Zeiten bis auf die Gegenwart. Leipzig, 1853-
1875.

2 Schurer E. Geschichte des judischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi. B.,1886-1901.

3 Brune B. Flavius Josephus und seine Schriften in ihren Verhaeltnis zum Judentum, zur
griechischromischer Welt und Christentum mit grechischer Wortkonkordanz zum Neuen
Testamente und I.Clemensbriefe nebst Sach- und Namen-Verzeichnis. Gutersloh, 1913.

4 Holscher G. Die Quellen des Josephus fur die Zeit vom Exibis zum judaischen Kriege. Leipzig,
1904

5 Laqueur R Ein biographicher Versus auf neuer Quellen Kritischer Grundlage. Giessen, 1920

6 Rappaport S., Agada und Exegese bei Flavius Josephus, Wien, 1930.

7 Eisler R. Die messianische Unabhangigkeitsbewegung von Aufstehen Johannes des Taufens bis
zum Untergang Jakobs des Frommen. Heidelberg, 1,1929;I1, 1930.

8 Destinon J. V. Die Quellen des Flavius Josephus. Kiel, 1882.

9 Grass K. Flavius Josephus von Judishen Krieg. Buch I-1V. Ubersetzung Deutsch herausgegeben
und mit dem griechischen. Dorat, 1927.

10 Berends A. Die Zeungnise von Christentum im slavischen "De Bello Judaico" des Josephus
Texte und Untersuchungen zur Geschichte den altchristlichen Literatur. Leipzig, 1906.

11 Bertolet A. Die Stellung der lsraeliten und der Juden zu den Frieden. Berlin, 1896.

12 Gutschmid A. Kleine Schriften. Leipzig, 1893, Bd. IV.

13 Sperling A. Apion der Grammatiker und sein Verhaltnis zum Judentum II Ein Beitrag zu einer
Einleitung in die Schriften des Josephos. Dresden, 1886.

14 Reinach Th. Josephe zur Jesus. B, 1897; Reinach T. Gedenkbuch zur Erinnerung an David
Kaufmann. Berlin, 1900.

15 Thackerey St.J. Josephus, the Man and the Historian. NY, 1929.

В связи с изменением политической обстановки в Германии начиная с середины тридцатых годов центр исследований по древнееврейской истории переносится в США, а затем и в Израиль. Например, израильтянин Ш.Пинес1 исследует тему достоверности христологических фрагментов. Большое внимание уделяется социальному аспекту Иудейской войны. Так, Д.М.Роутс2 представляет сбалансированную картину множества причин борьбы революционных групп: политических, экономических, социальных и религиозных. Исследования в различных областях «Флавианы» проводят П.А.Брунт3, В.Варнеда4, К.С.Кригер5, А.Пелетье6, X. Шрекенберг7, С. Дж. Коэн8, Л.Фельдман9. П.Видал-Накэ10 Г.А.Вильямсон11. Однако самым авторитетным исследованием относительно жизни и трудов Иосифа Флавия является работа Т.Раджак12. Она интерпретирует социальное происхождение, образование и язык Иосифа в свете того, что может быть известно о его современниках и их отношениях. Исследуя первый век нашей эры, Т.Раджак, стремится осветить культурную и социальную историю Римской империи. Ее работа сфокусирована на восстании евреев против Рима, которое автор сравнивает с другими революциями. Наиболее близким к данному диссертационному исследованию являются работы Д.Даубе13, в которых представляет тексты Иосифа во взаимосвязи с религиозной традицией, и

1 Pines Sh. An Arab Version of the TF, and its Implications. Jerusalem, 1971.

2 Rhoads D.M. Israel in Revolution: a Political History Based on the Writings of Josephus.
Philadelphia, 1976.

3 Brunt P. A. Josephus on social conflicts in Judaea II Klio, 1977,1 (59).

4 Varneda V. The Historical method of Flavius Josephus. L., 1986.

5 Krieger K.S. Geschichts-Schreibung als Apologetik bei Flavius Josephus. Tubingen, Basel,
1994.

6 Pelletier A. Josephus, the Letter of Aristeas and Septuaginta II Josephus, the Bible and history.
Detroit, 1989.

7 Schreckenberg H. Die Flavius-Josephus-Tradition in Aintke und Mittelalter. В., 1972.

8 Cohen S. J. D. Josephus in Galilee and Rome. L., 1979.

9 Feldman L.H. Josephus's interpretation of the Bible. Detroit, 1996.

10 Vidal-Naquet P. Flavius Josiphe et Massada II Revue Historique, 1978, 260.
" Williamson G.A. World of Josephus. L., 1964.

12 Раджак Т. Иосиф Флавий. Историк и общество. М.-Иерусалим, 1993.

13 Daube D. Typologie in Werk des Flavius Josephus. Munchen, 1977.

Г.Хенгеля , исследующего социокультурную обстановку в Иудее I в.н.э. В отличие от указанных работ, настоящее исследование отличает комплексный исторический и культурологический подход, позволяющий наиболее полно выявить особенности исторических взглядов Иосифа Флавия, основываясь не только на библейской традиции, но и на современном анализе классических иудейских текстов.

Отечественная историография «флавианы» менее обширна, чем западная. Российский историк С.М.Дубнов в начале XX века исследовал проблемы еврейской истории в С.-Петербургском университете. С.С.Петровых, известный как Иеромонах Иосиф, исследовал взаимосвязь трудов Иосифа Флавия и Священного Писания, основательно анализируя все имеющиеся разночтения3. Серьезные исследования по иудейской апокалиптике, повлиявшей на труцы Иосифа Флавия, были проведены в

* А

Казанской духовной академии С.С.Смирновым .

В советское время активно развивалась тема древнерусских переводов «Иудейской войны», начатая в дореволюционный период еще В.М.Истриным5. Эту тему в России изучал Н.А.Мещерский6. Что касается советской историографии, то немногие ученые в СССР касались в своих исследованиях рассматриваемой нами темы. Так, резко отрицательно относится к Иосифу Флавию А.Б.Ранович7, однако он все же отмечает, что

труды Иосифа содержат много ценных сведений. А.Г.Бокщанин широко использовал труды Иосифа Флавия для освещения политической обстановки

1 Hengel М. Die Zeloten. Leiden, 1961

2 Dubnow S. Weltgeschichte des judischen Volkes. В., 1925; Дубнов С. История израильского
народа. М. 2001.

3 Иеромонах Иосиф (С.С.Петровых). История иудейского народа по археологии Иосифа
Флавия. Свято-троицкая сергиева лавра, 1903.

4 Смирнов А. Мессианские ожидания и верования иудеев около времен Иисуса Христа (от
Маккавейских войн до разрушения Иерусалима римлянами). Казань, 1899

5 Istrinc V.M. La prise de Jerusalem par Flavius Josiphe. P., 1953.

6 Мещерский H.A. История иудейской войны в древнерусском пере воде. М.-Л., 1958.

7 Ранович А.Б. Очерк истории древнееврейской религии. М., 1937, с.290,296.
* Бокщанин А.Г. Социальный кризис римской империи. М., 1954.

в Иудее середины I в.н.э. И.Д.Амусин1 обращает внимание на то, что до него исследователи не заметили расхождения между традиционным текстом «Свидетельства Иосифа» и текстом рукописи Агапия, что нашло отражение в трудах израильского ученого Ш.Пинеса. На сегодняшний день в России И.Р.Тантлевский исследует тему взаимодействия кумранских рукописей и трудов Иосифа2. А.В.Вдовиченко3, И.Прудовский4 и Л.В.Семенченко5 изучают ряд вопросов, связанных с «Иудейскими древностями» Иосифа Флавия. Изучение исторической концепции Иосифа Флавия на основе анализа и раскрытия картины кросскультурных коллизий в эпоху античности до сих пор не проводилось.

Объект исследования. Кросскультурные процессы в эпоху античности.

Предмет исследования Историко-философская концепция Иосифа Флавия в контексте встречи культур эпохи античности.

Цель исследования Выявление концептуальной модели исторического процесса Иосифа Флавия и анализ кросскультурных факторов, повлиявших на тенденции развития интеллектуальной истории.

В соответствии с целью исследования в диссертации сформулированы следующие задачи:

Рассмотреть биографию Иосифа с учетом историко-культурных коллизий в Иудее эпохи эллинизма

Исследовать проблему соответствия исторической прозы Иосифа Флавия нормам античной историографии и иудейской религиозной традиции. Определить влияние исторической концепции Иосифа Флавия на ментальность средневекового Запада.

1 Амусин И.Д. Проблемы социальной структуры обществ Древнего Востока (I тыс. до н.э.)
по библейским источникам. М.,1993.

2 Тантлевский И.Р. История и идеология кумранской общины. М.,1994.

3 Вдовиченко А.В. Иудейское и эллинское в «Иудейских древностях» Иосифа
Флавия//ВДИ, 1999,1

4 Прудовский И.М. Тема взаимосвязи Vita и Bellum Judaicum Иосифа Флавия и ее
возможные решения п исторической науке//ХП чтения памяти проф. С.И.Архангельского.
Материалы международной конференции. 4.1. Нижний Новгород, 2000

5 Семенченко Л. В. Представления о вмешательстве Божества в ход военных действий в
«Иудейских древностях» Иосифа Флавия // ВДИ, 1995, 3.

- Рассмотреть историко-философскую концепцию Иосифа Флавия с

точки зрения неклассической и неоклассической научно-философской

мысли XX-XXI вв.

Методологические и теоретические основы исследования

Анализ исторической концепции Иосифа Флавия в ситуации встречи

культур в эпоху античности выполнен в соответствии с философским

принципами редукции и целостности. Также предмет исследования был

проанализирован в соответствии с принципом контрредукции, веденным

В.И.Курашовым.' К тексту и событиям, описанным в работах Иосифа

Флавия, был применен биографический, семиотический, системный и

структуралистский подход. В диссертации использовались методы К.Леви-

Стросса , Р. Барта и В.Тернера . Мировоззрение зелотов исследовалось в

соответствии с методологией, введенной «Школой Анналов»5. Для более

глубокого понимания исторической концепции Иосифа Флавия мы

воспользовались ссылкой на постмодернистское понимание истории6. Мы

проанализировали развитие еврейской цивилизации с точки зрения теории

«Вызова - Ответа» Тойнби и более широко - с точки зрения синергетики7, в

научную парадигму которой вписывается историософия А.Тойнби8. Для

осмысления методологии и методологических вопросов существенное

значение имели работы Г.П. Меньчикова9, С.С.Аверинцева1, Э.Биккермана2,

1 Курашов В.И. Философия: познание мира и феномен технологии. Казань, 2001.

2 Леви-Строс К. Первобытное мышление. М, 1999.

3 Барт Р. Мифологии. М., 2004.

4 Тернер В. Символ и ритуал. М., 1983; Turner V. The Ritual Process: Structure and Anti-
Structure. Chicago, 1969.

5 Блок M. Апология истории, или Ремесло историка. М., 1986; Блок М. Короли -
Чудотворцы. М., 1998;Флори Ж. Идеология меча. Предыстория рыцарства. СПб., 1999; Ле
Руа Ладюри Э. Монтайю, окситанская деревня (1294-1324). Екатеринбург, 2001; Ле Гофф
Ж. Средневековый мир воображаемого. М., 2001; Гене Б. История и историческая
культура средневекового запада. М., 2002.

6 Лиотар Ж.-П. Состояние постмодерна. М.- СПб., 1998.

7 Пригожий И. От существующего к возникающему. Время и сложность в физических
науках. М., 1985.

8 Тойнби А. Дж. Постижение истории. М, 1991.

9 Меньчиков Г.П. Духовная реальность человека (анализ философско-онтологических
основ). Казань:, 1999, с. 10

В.Чериковера3, А.Штейнзальца4, Г.Шолема5, С.Сафрая6, Д.Флуссера7 и Ш.Пинеса8.

Источники исследования делятся на три части:

1. Главными источниками, которые используются в

диссертационном исследовании, являются труды самого Иосифа Флавия: «Иудейская война», трактат «Против Апиона», «Иудейские древности» и «Жизнеописание». Лучшим изданием Иосифа Флавия в греческом оригинале является работа Б.Низе9. Мы также пользовались переводами.

«Иудейская война» была написана не ранее 75 г. н. э., но не позже 79 г. н. э. Древнейший известный нам греческий список «Иудейской войны» (Парижский) датируется 1425 г. Ранние акцепторы Иосифа Флавия (Феофил Антиохийский, Евсевий Кесарийский, Стефан Византийский) использовали в качестве источника «Иудейскую войну», чтобы донести обстоятельства разрушения Иудейского Храма читателям раннего средневековья. «Иудейская война» охватывает период от взятия Иерусалима Антиохом Епифаном до разрушения Второго Храма и уничтожения Махры и Массады.

1 Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977; Аверинцев С.С.
Древнееврейская литература // История всемирной литературы. В 9т. М., 1983., Т.1. ,
С.271-302.

2 Биккерман Э. Государство Селевкидов. М., 1985; Бикерман Э. Дж. Евреи в эпоху
эллинизма. М. -Иерусалим, 2000; Bickerman Е. Four Stage Books of the Bible: Joshua,
Daniel, Kochelet, Esther. NY, 1967.

3 Чериковер А. Был ли Иерусалим полисом в эпоху прокураторов? // Евреи в греко-
римском мире (иврит). Иерусалим, 1974, С. 207-223; Tchericover V.A. Hellenistic
Civilization and the Jews. Philodelhia, 1959.

4 Штейнзальц А. Введение в Талмуд. Иерусалим, 1993; Штейнзальц А. Мудрецы Талмуда.
Иерусалим, 1996.

5 Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике. В 2т. Т.1., Иерусалим, 1984, Т.2.
Иерусалим, 1984; Scholem G. Le messianisme juif: essais sur la spiritualite du judaisme.
P. 1974

6 Safrai S. Jesus and the Hasidic Movement II The Jews in the Hellenistic-Roman World. Studies
in Memory of Menachem Stern. Eds. I.M. Gafni, A. Oppenheimer, D.R. Schwartz. Jerusalem,
1996.

7 Flusser D. Judaism and the origins of Christianity. Jerusalem, 1988.

8 Pines Sh. An Arab Version of the TF, and its Implications. Jerusalem, 1971.

9 Phlavii Josephi Opera. Ed. Niese В. В., 1885-1895.

10 Иосиф Флавий. Иудейская война. Минск, 1991; Иосиф Флавий. Иудейская война. Пер.
М.Финкельберга и А.Вдовиченко под. ред. А.Ковельмана. М.-Иерусалим,1993; Иосиф
Флавий. Иудейские древности. Пер. Г.Г.Генкеля. Минск, 1994, Т. 1-2.

Первоначально произведение было написано на арамейском языке, а затем переведено на греческий. Отдельные экземпляры Иосиф преподнес Веспасиану, Титу и другим участникам войны, а ряд других были проданы образованным (читающим на койне) евреям. По словам автора, римские военачальники подтвердили фактическую верность изложения. Агриппа дал одобрительную рецензию на книгу, а Тит - собственноручное разрешение на ее опубликование.

«Иудейские древности» написаны около 93 г., хотя Иосиф издал их только после смерти Агриппы, наступившей в 100 г. Они охватывают период от сотворения мира по Библии до времен римских императоров Калигулы и Клавдия и имеют приложением «Жизнеописание», посвященное защите Иосифа Флавия от нападок иудея Юстуса из Тивериады. Последний обвинял Иосифа в том, что он является виновником восстания против римлян. «Иудейские древности» были предназначены для нееврейского читателя. Документы, собранные в этом произведении имеют целью показать, что все правители умеют ценить верность евреев Палестины, которые в большинстве своем мирные люди1

Последнее опубликованное произведение «Против Апиона» является классическим примером иудейской апологии. Материал, которым пользовался Иосиф Флавий, богат и многообразен, что свидетельствует об эрудиции автора. «Против Апиона» или «Древность иудейского народа» -это планомерная апология иудаизма. Ориген и Евсевий цитируют его под названием «О древности иудеев», у Порфирия оно известно как «Для эллинов», а «Против Апиона» впервые встречается у Иеронима. Произведение написано после 93 г., так как в нем цитируются «Иудейские древности».

2. Важное значение для изучения темы имеют тексты Библии, на которую опирался Иосиф Флавий, особенно в «Иудейских древностях». Для

1 Krieger K.S. Geschichts-Schreibung als Apologetik bei Flavius Josephus. Tubingen, Basel, 1994, S.327.

нашего исследования мы использовали массоретский текст Ветхого завета и текст Септуагинты . Нами использовалась также апокрифическая апокалиптика , в том числе и отраженная в свитках Мертвого моря4, переводы Библии на арамейский язык - таргумы5 и талмудическая литература.6

3. Особый круг источников, помогающий изучению воззрений Иосифа Флавия на историю - это труды античных авторов7, труды Филона

О Q 1

Александрийского , Отцов Церкви , некоторые средневековые источники .

1 Библия. Книги священного писания на русском языке и иврите. Тора, пророки, писания.
L., 1997; Biblia Hebraica Stuttgartensia. Ed. К. Elliger, W. Rudolph. Stuttgart, 1977.

2 Septuaginta Id est Vetus Testamentum graece iuxta LXX interpretes. Ed. A. Rahlfs, Stuttgart:
Deutsche Bibelgesellshaft, 1979..

3 Die sibyllinische Weissagungen. Ed. Alfons Kurfess. Heimeren, 1951. Ветхозаветные
апокрифы. Пер. A.B. Смирнова, Спб., 2001, Книга Еноха. Апокрифы. Пер. А. Смирнова.
Спб., 2000, Тантлевский И.Р. Книги Еноха. М. - Иерусалим, 2000.

4 Yadin Y. The Scroll of War of the Sons of Light Against the Sons of Darkness. Oxford, 1962.
Тексты Кумрана. Пер. И. Амусина. Выпуск 1. М., 1971,- Тексты Кумрана. Пер. К.
Старковой, Выпуск 2. СПб., 1996.

5Таргум Онкелос // Пятикнижие Моисеево с библейско-талудической энциклопедии "Tope-Тмимо". Сост. Эпштейн Б.М. Вильна: типография вдовы и братьев Ромм, 1902 (иврит), Judaic Classics Library, CD-Rom, Davka corporation.

6 Corpus Papyrorum Judaicarum. Eds. Thericover V.A., Fuks A., Stern M. Cambridge, 1957-
1964, Bar Han's Judaic Library. Responsa Project. Bar Ilan University, Ramat Gan, Israel. 2001,
Переферкович. H. Талмуд, Мишна и Тосефта. 7-й тт. Спб., 1902-1906. Трактат Авоі.
Поучения Отцов. Пер. П. Криксунова, М., 1990, Вавилонский Талмуд. Антология Аггады.
ТЛ .Иерусалим Москва. 2001. abr twarb Изд. Т.Альбек, Иерусалим, 1965. The Soncino
Talmud. Soncino Press, 1990.

7 Греческие и римские авторы о евреях и иудаизме. Под ред. М.Штерна. М.-Иерусалим,
1997, т.1. М.-Иерусалим, 2000, т.2.; Тацит Корнелий. Сочинения в двух томах. Т.1.
Анналы. Малые произведения. Пер. с лат. Изд. А.С.Бобровича, Я.М.Боровского,
М.Е.Сергеенко. Л., 1969; Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. Пер. с лат.
МЛ.Гаспарова. М., 1964; Полибий. История. Пер. Ф.Г.Мищенко. М., 1890-1899, в 3-х т.;
Лукиан. Сочинения. Пер. под ред. Б.Л.Богаевского. М.-Л., 1935; Николай Дамасский.
История // Вестник древней истории, 1960, №3-4; Ливии Тит. История Рима от основания
города // Тит Ливии, М., 1989.

8 The Works of Philo Ed. Colson F. H., WhitakerG.H. Vols. 1-Ю. Ed. Ralph Marcus, Vols 10-12
(Cambridge, Harvard, 1929-1953). Филон Александрийский. Против Флакка. О посольстве
к Гаю. Иосиф Флавий. О древности еврейского народа. Против Апиона. М.-Иерусалим,
1994. Филон Александрийский. Толкование Ветхого Завета / Филон Александрийский. -
М., 2000.

9 Patrologiae cursus comletus. Series Latina. Ed. J.-P. Migne. Paris, 1841-1862; Patrologiae
cursus comletus. Series Graeca. Ed. J.-P. Migne. Paris, 1857-1864; Августин Блаженный. О
граде Божием. Пер. с лат. Киев, 1906, Т. 1-3., М., 1994. Евсевий Памфил (Кесарийский).
Церковная история / Евсевий Памфил (Кесарийский). - М.: Свято-тихвинский

Научная новизна и теоретическая значимость исследования

В данном диссертационном исследовании впервые решена проблема выявления целостной концепции развития исторического процесса у Иосифа Флавия в контексте социокультурных коллизий ситуации встречи культур в эпоху античности. При этом:

- раскрыто отличие религиозного провиденциализма Иосифа Флавия от
философского стоического понимания Судьбы;

- показано, что методы интерпретации текста Библии в «Иудейских
древностях» Иосифа Флавия соответствуют методологии иудейского
расширенного перевода Священного Писания с включением
эллинистических элементов, что позволяет идентифицировать данный труд
как эллинистический Таргум;

обозначено значение исторических трудов Иосифа Флавия как элемента метацелостности, которой в данном случае является цивилизация Средневековой Европы;

установлено, что эсхатологические представления Иосифа Флавия есть один из вариантов «Ответа» религиозно-философской мысли еврейской цивилизации на «Вызов», знаковым событием которого является разрушение II Храма;

- на основе современного неклассического и неоклассического научно-
философского знания выявлено, что Иосиф Флавий является постоянным
аттрактором для западной исторической мысли.

Практическая значимость состоит в возможности использования результатов диссертационного исследования в учебных курсах по философии, культурологии, религиоведению и истории античности, а также для социального конструирования и прогнозирования кросскультурных исторических процессов.

богословский институт, 2001; Тертуллиан. Избранные сочинения. Пер с лат. Сост. Л.Л.Столяров. М., 1994.

1 Agapius.Kitab аГ Unvan.Historie universelle,ecrite par Agapius (Mahboub) de Membidj. Editee et traduite en francais par Alexandre Vasiliev, professeur a l'Universite de Dorat II Patrologia orientalis, Paris, 1912.

На защиту выносятся положения:

  1. Ситуация встречи культур эпохи античности обусловила сложные социокультурные коллизии, которые органично вошли в контекст не только исторических событий этой и последующих эпох, но и в интеллектуальную культуру отдельных субъектов, ярким представителем которых является Иосиф Флавий.

  2. Историко-философская концепция Иосифа Флавия компромиссно и паллиативно выражает традиции греко-римской философской и иудейской религиозной мысли.

  3. Структура и динамика процессов в пространственно-временной системе встречи культур в эпоху античности является моделью для понимания кросскультурных феноменов последующей истории человечества, включая современность.

Апробация работы

Сбор материала и консультации со специалистами проводились во время стажировок по грантам в Российской Академии Наук (Москва, ноябрь-декабрь 2000 г.), в Иерусалимском университете (июль-август 2001 г., июль-август 2003 г.) и на 4-месячной стажировке на кафедре философии и антропологии религии в Московском государственном университете (сентябрь - декабрь 2002 г.). Материалы диссертации докладывались и обсуждались на Международной научно-богословской конференции «Философия, богословие, наука - о судьбах мира и человечества третьего тысячелетия (15-17 октября 1999, Казань), Седьмой Ежегодной Международной Междисциплинарной конференции по иудаике1 (Москва, февраль 2000), V Международной молодежной конференции по иудаике (С-Пб., Июль 2000), VI Международной молодежной конференции по иудаике (Москва, Июль 2001), Девятой Ежегодной Международной Междисциплинарной конференции по иудаике (Москва, февраль 2002), VII

Иудаика - наука о истории и культуре еврейского парода, включает в себя также этнографию, религиоведение и искусствоведение.

Международной молодежной конференции по иудаике (Москва, Июль 2002), VIII Международной молодежной конференции по иудаике (Москва, Июль 2003).

Результаты исследования внедрены в учебный процесс Центра истории и культуры еврейского народа при кафедре истории древнего мира и средних веков Казанского государственного университета, а также при разработке авторского курса: «Материальная культура Ближнего Востока и символы Западной цивилизации», читаемого в Казанской архитектурно-строительной академии, а также курсов лекций по еврейской истории, читаемых на проводимых под эгидой центра «Сэфер» и Иерусалимского университета каникулярных школах по иудаике.

Публикации

По теме диссертации автором опубликовано 20 печатных работ, из них 1 монография.

Объем и структура диссертации

Диссертация состоит из введения трех глав, заключения и списка литературы. Объем диссертации 193 страниц.

Иудейская апокалиптика как отражение социокультурных коллизий эпохи II Храма

В.Д. Жигунин пишет: «Пространственно-географическаая структура истории такова, что, она выступает не просто как соседство двух элементов - Востока и Запада, - а как некий ряд локальных культур или цивилизационных регионов, даже скорее как спектр их; ведь переходя от одного элемента этого ряда к другому элементу подобен от одного цвета к другому цвету. Иная аналогия здесь приходит в голову, - это аналогия с периодической системой Менделеева. Если построить «периодическую систему культур», то в ней отразятся и Восточно -Западный вектор (если располагать культуру «по горизонтали») и Северно -Южный вектор (если смотреть на культуру «по вертикали»). С такой точки зрения каждая локальная культура (цивилизация) есть структурно определенное целое, специфика которого, однако, обусловлена не только его внутренним содержанием, но и местом в «периодической системе культур»».1 В Древности «срединный регион», в который входила Иудея, имел свой Запад, который олицетворяли римская и греческая культура (далеко не западная по своей сути), в свой Восток, символом которого послужила культура Ближнего Востока (не имевшие достаточно полной восточной специфики) . Различные этические и культурные ценности Запада и Востока, столкнувшиеся в Иудее I в.н.э. породили целый ряд проблем, которые отразились на исторической или, что более точно, историко-философской концепции Иосифа Флавия. Тенденции универсализма и национально-религиозной обособленности, существовавшие внутри еврейской культуры и нашедшие отражение в Ветхом завете, в эпоху эллинизма привели еврейский народ к внутреннему конфликту. Именно этот конфликт и послужил, по нашему мнению, возникновению ощущения «конца света» в еврейском обществе I в.н.э, породившего множество мессианских движений в Иудее.

Для исследования влияния иудейской религиозной традиции на историческую концепцию Иосифа Флавия необходимо познакомится с письменными источниками, отражающими религиозное мировоззрение иудеев эпохи II Храма. Сложные социально-политические и общественные отношения и связанные с ними эсхатологические и мессианские настроения во время превращения Иудеи в римскую провинцию окрасили собой все стороны жизни иудеев. Война как вооруженное и насильственное действие людей, направленное на достижение определенных социально-экономических и политико-идеологических целей играет важную социально-регулятивную роль, при всей понятной негативности этого феномена с гуманистической точки зрения. Для понимания исторической концепции, сформулированной в иудейских апокалиптических текстах нам необходимо прояснить часто используемую в Библии теологему «Священная война».

Война - это вид межгрупповой конфронтации. Социальные группы, такие как народ, государство, нация, ведущие военные действия, должны, так или иначе, ощущать себя как единое целое, противопоставляющее себя другой социальной группе. Однако библейская философская концепция единого человечества создает некоторые проблемы для этого противопоставления. В Библии сотворенный Богом Первочеловек и первые поколения детей Адама, невзирая на начавшуюся их дифференциацию по занятиям и образу жизни, признаются единым не знающим этнической обособленности человечеством. Только после потопа начинается разделение человечества по трем сыновьям Ноя и их потомкам , к которым восходят другие живущие вокруг народы. Потомком Сима (через много поколений) является Авраам, от которого Яхве обещает произвести «большой народ» . У Авраама рождается много побочных сыновей от наложниц, которые становятся родоначальниками множества родственных, но «чужих» племен и народов, а истинного, с точки зрения иудеев, продолжателя рода Исаака рожает Сарра.3 У Исаака родятся близнецы4, один из которых Исав, становится родоначальником родственных, но «чужих» эдомитян. Второй близнец Иаков (он же Израиль), родоначальник двенадцатиколенного «мы» , которое уже в условиях египетского рабства предстает в качестве единой общности «сынов Израилевых»6. Становление «своего» этноса представляется итогом постепенного выделения из первоначального единого человечества различных общностей, которые оформляются, консолидируются и конкретизируются в отдельные этносы, превращающиеся в «мы» каждый для себя и «они» друг для друга. С этого момента у этноса появляется самосознание, а значит возможность противопоставления себя другому этносу.

Доминантой в таком осмыслении этногенеза выступает партикуляристическая тенденция, сочетающаяся с достаточно сильным универсалистким направлением. Универсализм Библии сказывается в том, что признается происхождение «мы» и «они» из одного начала. Становления «мы» и «они» описываются в разных культурах как процессы в принципе схожие, хотя с различной степенью конкретности описания родословных списков.

Восприятие «их» как врагов достаточно распространено в Ветхом Завете . Однако, жесткий партикуляризм по отношению к «ним» постепенно смягчается у еврейских пророков и утверждается более универсалистская установка, которая неизбежно сочетается с признанием «своего» и «чужих» этносов активными участниками единого для всех исторического процесса. Библейская философская идея единой истории наделяет народы, и в первую очередь «свой» народ, творческим потенциалом для воплощения Божественной воли.

По древневосточным представлениям каждое божество покровительствует своему народу. Это делает его высшей ипостасью этноса. В этом случае война данной этнической группы становится войной, которой покровительствует его божество, то есть это - «священная война».

Исследования показывают устойчивую распространенность на Ближнем Востоке архаической теологемы «священная война», которая воспринимается как ритуальное действие с тщательно разработанными предписаниями. В него входит ритуальное очищение воинов, участие священников, применение знамен и сигналов, молитвенное обращение к богам за помощью, непосредственное участие или присутствие богов в войне, элементы космичности, одержанная с помощью богов победа и посвящение добычи богам. Так, например, когда вспыхивает восстание в Фивах, царевич Оскорон обращается за помощью к богу Амону и оракул обещает ему божественную поддержку. Элементы и компоненты «священной войны» часто встречаются в новоассирийских исторических документах, особенно в анналах Ашшурбанапала, где говорится об обращении царя за помощью к Иштар и другим богам, о теофании и непосредственном участии

Иосиф Флавий как эллинистический автор.

Одной из главных целей написания исторических работ Иосифа Флавия является апология иудаизма и защита евреев перед лицом римской культуры. По мнению М.Гудмена, желание евреев I в.н.э. пробудить в язычниках уважение к еврейскому образу жизни и представление об этическом поведении нельзя путать с желанием обратить язычников в иудаизм. Апологией такого рода и были произведения Иосифа. Для достижения своей цели автору необходимо было донести свое иудейское миропонимание в античных терминах. Иосиф избрал жанр исторического повествования потому, что знакомая ему с детства еврейская традиция несет в себе особое понимание истории. Это другой тип написания истории, нежели античная историография. Однако сам по себе исторический жанр оказался понятен эллинистической публике.

Для того чтобы быть понятным своей аудитории, Иосиф Флавий старался придерживаться рамок, заданных античной историографической традицией. Он, безусловно, был знаком с принятыми в греко-римской

культуре правилами написания исторического труда. Об этом говорит хотя бы тот факт, что во вступлении к «Иудейской войне» Иосиф проводит различие между двумя типами историков, писавших об истории Великой войны евреев с римлянами1. Одни не были очевидцами и только записывали рассказы, случайным образом полученные от других. Другие писали на основе личного опыта, но при этом их подача фактов была перегружена неумеренной лестью римлянам или ненавистью к евреям, так что и сочинения их приобретали характер инвективы. Иосиф старался сделать свои исторические труды менее тенденциозными. Единственная инвектива «Против Апиона» написана им специально как полемика с антисемитами. Именно в этом труде, как будет показано ниже, Иосиф действительно преувеличивает факты для того, чтобы быть более убедительным.

Описанное Иосифом Флавием множество историков, идущих по горячим следам Иудейской войны, напоминает о пассаже из античного критика Лукиана о Парфянской войне при императоре Марке Аврелии. Так, например, Лукиан пишет об авторе, который, начиная повествование словами: «Ушам следует доверять менее чем глазам, а потому я пишу, что видел, а не то, о чем слышал», далее пишет абсолютно фантастические вещи, о военных действиях, которых он не видел никогда.2 Лукиан систематизировал требования, предъявляемые античным историкам в соответствии с традициями греко-римской историографии. Поэтому мы будем пользоваться его текстами для того, чтобы выяснить насколько труды Иосифа Флавия соответствуют заданным нормам.

Античные историки по своему отвечали на вопрос о цели и назначении истории. Так, задача истории, по Фукидиду, - использовать прошлое для решения современных проблем. Иосиф соглашается с античными авторами в том, что описание исторических событий может служить для назидания потомков. В предисловии к «Иудейским древностям» он пишет, что его побудило «величие дотоле скрытых и покоящихся как бы во тьме событий вывести описание последних на свет, на пользу общую» . Следовательно, Иосиф придерживался мнения, что история имеет не только познавательную, но и воспитательную функцию, формируя культуру будущих поколений.

Иосиф Флавий, так же как и другие античные авторы, например, Диодор, Дионисий Галикарнасский, Страбон, Дион Кассий, Геродиан и Аммиан Марцелин, считал, что историк должен сообщать о том, чему сам был свидетель. Полибий также критикует историков, почерпнувших сведения их книг, а не из собственных наблюдений. Требование «аутопсии» (т. е. требование к историку быть участником или непосредственным наблюдателем описываемых событий) или, как минимум, получения информации из первых рук, было традиционной темой античной историографии. Необходимо отметить, что этот подход, подобный современному журналистскому расследованию, может иметь какое-то обоснование только в случае, если историк описывает современное ему событие. Для исторического сочинения, охватывающего такой большой временной интервал, как в «Иудейских древностях» Иосифа Флавия, это практически невозможно.

Требование аутопсии, как метод исторического исследования, восходит к Фукидиду. Как один из основателей античной исторической традиции, Фукидид возводит историческое повествование на уровень теоретических обобщений. Он не сомневался в том, что не существует каких-либо препятствий в возможности совершенно точного установления истины с помощью научно продуманного опроса очевидцев и определения исторического явления с помощью анализа, учитывающего сумму вызвавших его поводов и причин . Данное представление стало частью интеллектуальной культуры.

По мнению античных историков, материал для своего труда лучше подбирать тот, который либо сам наблюдал, либо опрашивая беспристрастных свидетелей2. Искусство исследователя заключалось в подтверждении свидетелей перекрестному допросу в результате которого в сознании человека вырисовывалась гораздо более связанная картина событий, чем до встречи с историком. Иосиф Флавий так же прибегал к опросу очевидцев, например, при описании падения Массады он ссылается на слова двух оставшихся в живых женщин3. Иосиф старается сделать свой труд наиболее достоверным.

Критика источника в античной историографической традиции соответствовала практике судопроизводства. Иосиф старался придерживаться этого метода, распространяя его и на традиционные источники.

Рассказывая о переписке между царем Тира Хирамом и Соломоном, Иосиф Флавий утверждает, что всякий, желающий проверить его утверждение, может обратиться к официальным архивам, где хранится переписка. И он добавляет: «Все это я привожу лишь к тому, чтобы убедить своих читателей, что я в своем рассказе ничего не прибавляю к действительности и что не только не пытаюсь путем каких-нибудь льстивых или обманных, или рассчитанных на увеселение эпизодов уклониться от настоящей материи, нисколько не претендую на слепую веру в мои сообщения и не ожидаю, в случае извращения мной действительных фактов, остаться без укора, но и не рассчитываю ни на какое другое доверие, помимо того, которое мог бы оправдать путем приведения точных и непреложных

доказательств истинности моего рассказа» . Рассматриваемый текст служит как демонстрация факта, поднятого ранее Иосифом Флавием : Он заключается в том, что царь Тира, Хирам, доволен, что Соломон должен унаследовать царство своего отца Давида. Так Иосиф Флавий обогащал интеллектуальную культуру своего времени.

Иосиф Флавий, его труды и западная культура в целом с точки зрения неклассического и неоклассического научно-философского знания

Классическая наука противопоставляет закономерное случайному и своим главным предметом объявляет первое. Закономерный процесс, развивающийся во времени можно представить как повествовательный текст. По мнению Ю.М. Лотмана1, глубоко не случайно, что на бытовое представление об истории наложил отпечаток образ исторического повествования. Согласно постмодернистскому мировоззрению, в окружающем мире не осталось ничего, что не могло бы интерпретироваться как текст . Однако, в любом связном тексте, как и в любом закономерном процессе, существует предсказуемость. Там, где результат процесса однозначно определен, время фактически перестает играть решающую роль3. Однако нельзя не заметить, что закономерное ведет себя несколько неожиданным образом. В понимании сложностей исторического процесса нам поможет философская модель синергетики.

По мнению М.Д.Щелкунова , важнейшее достоинство синергетики состоит в том, что она формируется как система универсального мирообъясняюшего знания, подтверждаемого в соответствии с нормами и стандартами научного рационализма. Синергетика не только претендует на научно убедительное формулирование универсальных законов развития природы, общества и человека, но и не без успеха пытается дать доказательный ответ на ключевые вопросы науки и философии.

История в соответствии с синергетическим подходом предстает как лавина саморазвивающегося живого вещества. В ней противодействуют механизмы возрастания энтропии, следствием которой является ограничение выбора, и увеличение альтернатив, моментов, в которых нельзя предсказать, куда потечет дальнейшее развитие. Здесь вступает в действие интеллект и личность человека, осуществляющего выбор. Это «точки бифуркации». Особое значение в синергетике имеют понятия аттрактор и точка бифуркации. Точкой бифуркации называется неустойчивое состояние системы, в котором бесконечно малые отклонения параметров (флуктуации) реализуют один из нескольких возможных, присущих системе вариантов её развития. При этом возникает новое качественное состояние системы, процесс эволюции становится многовариантным и необратимым. Вблизи точек бифуркации включается аппарат флуктуации - отсечения одних вариантов и выбор других. Аттрактор - это относительно устойчивая структура, которая реализуется из всех возможных для данной системы. Аттрактором может являться социум, отдельный человек, существовал такой аттрактор как А.С.Пушкин.

Согласно определению Г Л .Меньчикова, синергетика относится к неоклассическому, виду философского знания. По мнению И.Пригожина, необратимость и неустойчивость связаны между собой. Необратимое, ориентированное на время, может появиться только потому, что будущее не содержится в настоящем . Нелинейная динамика показала, что даже в простейших системах существуют фундаментальные ограничения на возможность прогноза. Тем не менее, многие характеристики исследуемых процессов могут быть предсказаны, и почти всегда можно дать «слабый прогноз», т. е. ответить на вопрос, чего не произойдет в данной системе.

В I в.н.э. произошло столкновение еврейской, античной и христианской цивилизаций. Это была своеобразная точка бифуркации, от которой развитие еврейской и христианской культур пошли в разных направлениях.

Первые христиане не считали себя приверженцами новой религии. Они существовали в пространстве еврейской культуры и рассматривали свое религиозное движение как исполнение иудейских пророчеств, начало эсхатологического Израиля1. Одна из теорий относительно жанра Евангелий основывается на происхождении их от еврейского мидраша . С. Сафрай относит ранних христиан к движению хасидеев, существовавших между I в. до н.э. и III в.н.э. Оно было близко к фарисеям, но не идентично им. Движение хасидеев отличалось особым стилем жизни, верой в чудеса исцеления и изгнания бесов, характерной для ранних пророков, таких как Илия и Елисей в Библии4. Иисус, как и Илия или Елисей ничем не отличается от окружающих людей. Те чудеса, о которых рассказывает Писание в случаях Иисуса или Елисея, призваны помогать отдельным простым людям, а не всему народу, как например, чудо Иисуса Навина при Гаваоне5. Эти чудеса не имеют теологического смысла подобного чуду на Красном море, заставившего народ поверить Моисею . Подобные легенды можно найти и в более поздней еврейской традиции. Например рассказы о Хонии ха-Меаггеле и о р.Ханине бен Доса . Но расцвет этого жанра начинается в эпоху хасидизма, литература которого переполнена рассказами о чудесах знаменитых цадиков и каббалистов, таких как р. Исаак Лурия и Баал Шем Тов.1

Г.Шолем сравнивает христианство и саббатианство, как культурные феномены . В 1648 г. Саббатай Цви провозгласил себя Мессией, чтобы впоследствии перейти в ислам. Как и сам Саббатай Цви, большинство его последователей были марранами (насильственно крещенными испанскими евреями)3. Мессия - отступник был для марранов, вынужденных вести двойной образ жизни, прославлением так мучавшего их совесть факта отступничества. В обоих случаях (христианство и саббатианство) парадокс страдания Мессии доводится до крайности. В обоих случаях мистическое направление кристаллизуется вокруг некоего события, которое обретает свое значение из самого факта своей парадоксальности.5 Следуя данной логике, униженный и распятый Мессия христиан - это прославление унижения евреев времен Римской империи. То, что сделали с Иисусом было отражением того, как ощущали себя его первые (и более поздние - римские) последователи.

Согласно философии истории А.Тойнби, движение истории определяется полнотой и интенсивностью «Ответа» на «Вызов», мощью «Прорыва», направленного навстречу божественному Призыву. Каждый раз человечество дает разные «Ответы» на «Вызов» истории. Поскольку «Вызовы» и «Ответы» в различных цивилизациях - различны, и сами

цивилизации оказываются непохожими одна на другую.1 М. Членов2 определяет еврейскую цивилизацию как исторически формирующуюся на основе специфического, зафиксированного письменной традицией комплекса культурных текстов (Торы, Талмуда) макрокультурную модель, определяющую пределы, внутри которых могут варьироваться формы культурного и социального выражения принадлежащих к ней человеческих коллективов.

Линейная модель истории с неизбежным финалом, связанным с приходом Мессии это ризома , которая в еврейской и христианской цивилизациях воспринимались по-разному. Библия является книгой -«корневищем». Она является не калькой, а картой мира. Еврейская и христианская цивилизация читали библейский текст по-разному. Это приводило к тому, что в различных точках бифуркации эти цивилизации начинали свое движение к различным аттракторам. Однако внутри этих цивилизаций в различные периоды истории Библия также интерпретировалась по-разному. Так, мировоззрение зелотов, оппонентом которых являлся Иосиф, близко к апокалиптическим ересям Средневековья.

Похожие диссертации на Историко-философская концепция Иосифа Флавия в ситуации встречи культур в эпоху античности