Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Встреча культур Запада и Востока в русской провинции Кобзев, Игорь Иванович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кобзев, Игорь Иванович. Встреча культур Запада и Востока в русской провинции : диссертация ... кандидата культурол. наук : 24.00.01.- Санкт-Петербург, 1998.- 198 с.: ил. РГБ ОД, 61 00-24/22-2

Введение к работе

з

В диссертации делается попытка' раскрыть полярность русской провинции, рассмотренной в контексте функциональной асимметрии универсалий "Запад - Восток" с помощью петербургско-московской градооппозиции.

Русская провинция и ее градосфера еще не стали предметом специального культурологического анализа, тогда как столицы России и их исторические взаимоотношения осмысляются издавна и все более активно в последние десятилетия (см. переизданные работы Анциферова и исследования Ванчугова, Исупова, Кагана, Топорова, Лотаана, ряд коллективных трудов). Между тем, значение провинции в жизни России чрезвычайно велико и в наше время становится одним из важнейших факторов развития страны - не случайно основание журнала "Российская провинция", к сожалению прекратившего свое существование. Актуальность данного диссертационного исследования и определяется тем, что оно рассматривает российскую градосферу в особенностях ее строения и функционирования, которые порождаются взаимоотношением Москвы и Петербурга как двух центров культурного притяжения, а оно, в свою очередь, трактуется как конкретное проявление широкой культурной оппозиции "Запад - Восток".

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в том, чтобы подойти к многогранному диалогу Запада и Востока через взаимодополнительность полярных топографии и мифологий градосферы Земли. А на фоне градосферы планеты, фокусирующей в себе противоположные универсалии, попытаться выделить и полярную градосферу провинциальной России.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является полярная градосфера России, рассмотренная в контексте полярной градосферы Зачли.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ. "Горне-дольняя" структура русского провинциального города как топографический и мифологический текст .

Прочитать текст дихотомии "Запад - Восток" через универсальные бинарности: "горнее - дольнее", "женское - мужское", "жизнь - смерть". Эти универсалии нашли отражение во взаимодополнительных культурах Запада и Востока, представленных субкультурами русской культуры -Москвой и Петербургом, и должны быть рассмотрены в их конкретном проявлении в русской провинции, в частности в жизни Ижевска и Вятки.

На основе полярных универсалий провести разделение топографии и мифологии градосферы Земли (и на ее фоне русской провинции) на взаимодополнительные градооппозиции.

МЕТОДОМ ИССЛЕДОВАНИЯ выбран семиотический подход, гфедполагающий взаимодополнительную асимметрию полярностей. Асимметрия полярных языков семиосферы означает, что взаимно однозначных смысловых соответствий между ними нет. Отсюда понятна междисциплинарная пограничность культурологии и ее роль в анализе диалога полярностей, в проникновение в смыслы текстов городской культуры по определенным правилам, т.к. всякий текст представляет читателю возможность множества интерпретаций.

Для раскрытия нашей темы накоплен немалый материал по знаково-семиотическим, историческим, психологическим и другим культурологическим аспектам. Это работы В.В.Аршавского, М.М.Бахтина, В.П.Вернадского, АХолана, В.В. и ВЛ.Ивановых, Ю.М.Лотмана, А.М.Панченко, Б.А.Рыбакова, В.Н.Топорова, Б.А.Успенского, З.Фрейда, А.Л.Чижевского, Б.М.Эйхенбаума и др.'

Таким образом, в культурологической сфере сложилась достаточная масса научно-гипотетического материала, который обосновывает и

подвигает новаторские подходы и оригинальные гипотезы истолкования градосферы с точки зрения различных полярных универсалий.

ГИПОТЕЗА. По аналогии с биосферой и ноосферой, обозначающими природігую и культурную оболочку Земли, мы вводим новые "сферные" понятая - Петросфера (или "дольняя" градосфера Земли) и Москвосфера ("горняя" градосфера). По нашей гипотезе, используя полярные традиции русской культуры, с помощью данных понятий можно подобрать код к переводу полярных топографии и мифологий всей градосферы, в том числе и градосферы провинциальной России.

Кодом для прочтения текста "Запад-Восток" выбрано отношение Петербурга и Москвы, как самое научно разработанное и конкретное проявление абстрактной "дольне-горней" градооппозиции. Конечно, петербургский "полюс" российской градооппозиции - поздний феномен. Но вследствие традиционной для России полярной остроты противоречий, эта оппозиция необычайно резко и интенсивно фокусирует в себе более древние универсалии. Поэтому представляется вполне правомерным условное введение российской градооппозиции в метаязык на правах универсалий и возможность ее проекции не только на русскую провинцию, но и на градосферу Земли в целом. Однако в каждых конкретных городах мира или России, уже отягощенные универсальным смыслом новые градооппозиции образуют всегда новый, синонимично-уникальный, а не терминологическо-клонирующий по своему содержанию текст.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА диссертационного исследования заключается:

в истолковании топографии и мифологии мировой и российской градосферы с точки зрения полярных универсалий, которые конкретно представлены петербургско-московской градооппозицией.

в расширении смысла данной оппозиции до сферного уровня (оболочка земного шара) и ее связи с разумной пленкой планеты (полярной ноосферой) - по аналогии с функциональной асимметрией головного мозга.

б ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ. Градосферная оппозиция может

впоследствии стать той культурологической доктриной, которая расширит

диапазон и сделает более целенаправленными исследовательское и

педагогическое творчество, подготовку специалистов культурологов и

гуманитариев разных областей знания.

Систематизации взглядов западных, российских и восточных исследователей, определении их места в разработке проблемы "Запад-Восток" посвящены работы петербургских и московских ученых [Григорьева: 1979; 1992; 1996; Каган, Хилтухина: 1994; Юдина: 1996].'

Взгляды на эту проблему в разных частях света можно в целом обобщить следующим образом. Западные мыслители обычно проводят более четкую границу между природой и культурой и другими полярностями. У восточных мыслителей более тотальное обобщение дихотомии "Запад-Восток" размывает эту четкость. Говоря словами чаньского патриарха Хуэйнэна, "для просветленного нет ни Запада, ни Востока" Щит. по-Григорьева: 1992.- СП].

Как показывает Т.П.Григорьева, на Западе мир рассматривается в большей степени с точки зрения полярной Двоицы, на Востоке - с точки зрения тринитарной недуальности Единого (санскритское Адвайта, китайское Буэр, японское Фуни, православное Троица). Однако, как доказывают Т.ПГригорьева и М.С.Каган, эти точки зрения не взаимоисключающие, а взаимодополнительные.

Уникальная градооппозиция, сложившаяся в русской культуре к XIX веку, позволяет углубить наше познание об экзистенциальных проблемах полярных начал бытия. "Москва - это воплощение софийного начала, а

Здесь и дальше авторы и годы издания трудов, на которые делаются ссылки, указываются по библиографии, завершающей текст диссертации.

Питер - логического", это "Инь и Ян универсума" [Ванчугов: 1997.- С. 12]. Идею диалога между ними сформулировал К.Г.Исупов [Исупов: 1992].

В последнее время выпущено несколько значительных трудов, касающихся обширной и многоплановой культурологической проблемы "Петербург-Москва" [Каган: 1996; Каганов 1995; 1997; Кудрявцев: 1994; Метафизика Петербурга... : 1993; Семиотика города... : 1984]. Книг по философскому осмыслению Москвы, сходных по рефлексии с аналогичными книгами о Петербурге, по-видимому, нет. Подробнее см. объемный труд "Москва вековечная: Библиографическая энциклопедия" [Мешков: 1997]. "Московский текст явно на очереди" [Цивьян: 1993].

Москва, с эмоциональной доминантой ее культуры, ассоциировалась порой со всей Россией (Московией). Петербург, с рациональной доминантой его культуры [Каган: 1996], в "генетической", "при(родной)" России часто воспринимался как чужой, "искусственный" город, убегающий от расстворения в соборной стихийности.

Однако исследования москвича С.С.Аверинцева и петербуржцев Д.С.Лихачева, Г.СЛебедева показывают, что такое противопоставление Петербурга и России-Московии явно преувеличено. В России от ее истоков до нынешнего состояния взаимодействуют западная "Скаидовизантия" [Аверинцев: 1997 и др.; Лихачев: 1962 и др.; Лебедев: 1992 и др.] и восточная "Славотюркика" [Гумилев: 1992 и др.]. Традиции "Скандовизантии" в большей степени наследует Петербург, а традиции "Славотюркики" - Москва.

Эти полярности переплетены в русской культуре в целом, включая и русскую провинцшо. К сожалешпо, тема населенных пунктов (или их частей) московской и, особенно, петербургской ориентации в русской провинции, тем более их культурологического осмысления, поднималась лишь в исключительных случаях, в частности, в публикациях диссертанта [см. их перечень в конце автореферата].

СТРУКТУРА РАБОТЫ обусловлена поставленными целью и задачей исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и иллюстративного приложения.

Похожие диссертации на Встреча культур Запада и Востока в русской провинции