Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. ИСТОКИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТЕНДЕРНОЙ ПАРАДИГМЫ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МЫСЛИ
1. Диалектика «мужского» и «женского» в работах античных и западно европейских философов 14
2. Женская проблематика- в отечественной социокультурной мысли 37
3. Гендерная парадигма в современном гуманитарном знании: множественность концепций и дискурсов 50
ГЛАВА II. ГЕНДЕРНАЯ КУЛЬТУРА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ФУНКЦИИ И АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЕЕ ТРАНСФОРМАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ
1. Взаимосвязь понятий: человек, культура, тендер 69
2. Гендерная культура в современной России и ее влияние на процессы самореализации современной российской женщины 90
3. Проблема самоактуализации российского женского социума в современной социокультурной ситуации 116
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 133
- Диалектика «мужского» и «женского» в работах античных и западно европейских философов
- Взаимосвязь понятий: человек, культура, тендер
- Гендерная культура в современной России и ее влияние на процессы самореализации современной российской женщины
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Сегодня тендерная парадигма является одной из важных составляющих анализа общественных отношений, и это может быть объяснено рядом причин. Тендер, имплицитно содержащийся в культуре, влияет на социальные отношения, которые предопределяют развитие общества в целом. Помимо этого, неся в себе иерархию доминирования и подчинения, тендер является способом осуществления власти. XX век совершает поворот в положении женщин, в оценке их роли и миссии в обществе. Он ставит под вопрос сам статус женщины, ранее определявшийся ее миссией продолжательницы рода, хранительницы семейного очага, и вместе с этим - прежние основы таких социальных институтов, как брак и семья. Сегодня международное сообщество ставит вопрос о равном, 50%-ном представительстве мужчин и женщин на всех уровнях власти, считая такой паритет одним из основополагающих принципов современной демократии - наряду с разделением властей и всеобщим избирательным правом. В связи с этим современные исследования тендера очень политизировано, так как роль науки здесь сводится к продвижению принципа равноправия полов. Однако, на наш взгляд, само по себе достижение равноправия, пусть и закрепленное в Конституции, не гарантирует равных возможностей для реализации прав.
Тендерная парадигма зародилась' на Западе в шестидесятых годах
прошлого столетия. Она представляет собой ответ на социальный запрос
женского движения, которое имело долговременную историю развития и
прошло через определенные этапы становления. С интервалом в четверть
века она была включена российской научной элитой в отечественное
гуманитарное знание. Если тендерная парадигма на Западе имела свою
логику развития, при котором теории возникали и сменяли одна другую
в результате интеллектуального диалога, то в современном российском дискурсе одновременно и параллельно существуют принципиально разные
теоретические концепции. При этом усвоение различных интеллектуальных течений, концепций, теорий может принимать форму прямого культурного заимствования. В частности, современная западная тендерная идеология, используемая для продвижения женщин во властные структуры, не всегда учитывает культурные особенности и специфику территории, и, что самое важное, потенциал самого женского социума для ее восприятия и усвоения. Не учитываются цели и мотивы, связанные с развитием личности женщины, ее способности к самопрезентации и автономии. Неудивительно, что плоды тендерных культур западных стран слабо прививаются в отечественном социокультурном пространстве. Поэтому мы считаем, что тендерная парадигма нуждается в переосмыслении применительно к отечественной культуре, так как без учета местной специфики ее освоение не будет успешным.
Процессы трансформации российского общества выявили скрытые социокультурные проблемы тендерного порядка, что выразилось в изменении статусов и позиций женщин и мужчин в экономической, политической, а так же в приватной сферах. Поэтому изучение тендера должно занимать приоритетное место, так как этот срез исследований позволяет получить важные, неординарные для общества сведения.
Жизнь современного общества в значительной мере определяется процессами смены исторически исчерпавших себя природного и социального начал личностным (духовным) началом. В этих условиях естественным становится отказ от классических парадигм общественного развития, пересмотр концептуальных положений классических экономической, политической и социальной теорий, сопровождаемый интегрированием в них новых культурологических, социально-антропологических идей и представлений, достижений других наук. В этих условиях тендерный срез исследования диктуется потребностью современного миропонимания. Особенно важен учет всех этих факторов на фоне процесса перехода в
большинстве развитых стран от патриархатной культуры к биархатной, которая предполагает баланс мужского и женского начал.
Любая культура не является нейтральной с точки зрения пола. На протяжении всей истории женщины были объектом разного рода идеологий, что не позволяло им осуществлять фундаментальную потребность в развитии и реализовывать собственный личностный потенциал. Можно говорить о том, что мы не знаем подлинного женского бытия, свободного от гендерных стереотипов. Тем не менее, биорхатная культура, предполагающая паритетное сотрудничество мужского и женского начал, несет в себе потенции для зарождения новой тендерной культуры, предоставляющую возможность свободной самореализации человека. Изучение этих вопросов в контексте культурологического знания представляет как научный, так и общественный интерес.
Таким образом, проблему диссертационного исследования составило противоречие между научной и общественной значимостью анализа тендерной парадигмы в контексте изучения процессов самореализации современной женщины и недостаточной степенью изученности и разработанности этой проблематики в отечественной культурологии.
Степень разработанности проблемы. Формулирование проблемы и
сложность объекта изучения содержат в себе необходимость
междисциплинарного подхода в разработке нашего исследования, который интегрирует философскую, культурологическую, социологическую, психологическую области научного знания. Тендерная проблематика нашла свое отражение в различных областях гуманитарного знания и потребовала изучения большого массива информации, в котором можно выделить несколько групп.
Первая группа источников связана с осмыслением половой дихотомии
в рамках античной, западно-европейской, отечественной социокультурной
мысли. Значительными в этом плане для нашего исследования явились
работы античных философов Аристотеля, Платона; мыслителей
просвещения Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо; труды классической философии Г. В. Ф. Гегеля, И. Канта; представителя школы «философии жизни» немецкого культуролога Г. Зиммеля и духовного лидера Франкфуртской школы создателя гуманистического психоанализа Э. Фромма. Несомненную ценность для исследования анализа природы и истории систем, основанных на сексуальных отношениях людей, представляет работа Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».
Отечественная социокультурная мысль, включающая в себя три направления (западничество, славянофильство, религиозно-философские течения), представлена работами соответственно Н. Г. Чернышевского, А. С. Хомякова, В. С. Соловьева и Л. Н. Толстого.
Вторая группа источников - литература, содержащая разнообразные подходы к изучению взаимодействия полов в теоретических концепциях XX века. Ведущие интеллектуальные направления (социобиология, биодетерминизм, функционализм) связывали различие полов с естественной спецификой, игнорируя культурную, личностную составляющие человеческого поведения.
Третья группа источников - это феминистские исследования, которые предшествовали возникновению тендерной парадигмы как научного видения картины мира. Основные дискуссии велись между представителями либерального, радикального и социал-феминизма. Э. Оукли, либеральная феминистка, развивала культурную теорию ролей полов, считая, что поведение обусловлено социальным полом.
Четвертую группу источников составляют исследования по «женскому вопросу» советского периода, в котором можно выделить два направления изучения "женского" вопроса. Это патриархатное, включающее в себя экономическое, демографическое направления и эгалитарное. В рамках первого направления предполагается, что самореализация женщины детерминирована ее природной, "естественной" спецификой, независимо от того, насколько эта специфика соответствует потребностям ее личности.
Эгалитарное направление, в котором мы предполагаем работать, характеризуется тем, что стремиться к выявлению и развитию личностного потенциала каждого человека, независимо от пола и возраста.
Большой объем составляют монографии, посвященные проблемам семьи. Это работы А. И. Антонова, В. А. Борисова, С. И. Голода, Б. С. Павлова. В особую группу можно выделить исследования, проводившиеся в перестроечный и постперестроечный период, когда отечественное научное знание воспринимало тендерную парадигму. В журнале "Социологические исследования" освещались вопросы тендерной социологии, демографии. Эти исследования посвящены изучению различных социокультурных характеристик женщин, с целью отразить современное положение женщины в обществе и сравнить его с социокультурными позициями предыдущих лет. Наиболее значимым для нашей работы стало исследование Л. Л. Рыбцовой, посвященное динамике жизненных ценностей современных российских женщин.
Пятая группа представлена зарубежными источниками. Это исследования по тендерной проблематике немецких авторов: К. Айхорн, С. Гримм, А. Ойхлер, а так же материалы тендерных исследований, проводимые в университетах Западной Европы.
Шестая группа источников - монографии, посвященные проблемам самореализации личности. Проблему самоактуализации личности открыл и исследовал А. Маслоу. В отечественной психологии также активно разрабатывалась эта проблематика. Самореализацию как критерий осуществления судьбы человека рассматривал Л. Н. Коган в работе «Цель и смысл жизни человека». Однако все авторы игнорировали тендерный параметр процессов самореализации. Несмотря на общественную важность изучения процессов социально-культурной самореализации современной российской женщины, в отечественной культурологии эта проблема практически не освещена. Мы нашли труды отечественных психологов по данной тематике. Это работа Л. В. Поповой, которая посвящена проблемам
самореализации одаренных женщин, а также исследование ее украинской коллеги Д. С. Лебедевой о влиянии полоролевых стереотипов на самореализацию женщин.
Как та или иная культура влияет на выбор альтернатив самореализации, дает ли она равные возможности для осуществления личности независимо от пола, или налагает тендерные ограничения? Ответы на эти вопросы предполагают анализ и объяснение социокультурных различий в жизнедеятельности мужчин и женщин с позиций тендерного подхода, в частности изучения процессов самореализации в контексте тендерной парадигмы.
Объектом диссертационного исследования является тендерная парадигма как ведущий дискурс современного гуманитарного знания, предоставляющая возможность для нового подхода к изучению процессов самореализации в современном обществе.
Предмет исследования - закономерности функционирования тендерной культуры в контексте процессов самореализации современной российской женщины.
Целью данной работы является выявление сущности и особенностей функционирования тендерной культуры социума в контексте ее влияния на процессы самореализации современной российской женщины и определение путей оптимизации этих процессов.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
Провести культурологический анализ взглядов на проблему пола в исторической ретроспективе;
Определить истоки формирования тендерной парадигмы в современном гуманитарном знании; выделить и проанализировать различные концепции, существующие в рамках тендерной парадигмы с культурологической точки зрения;
Проанализировать содержание понятия «гендер», для обоснования собственной интерпретации; изучить механизмы его возникновения и встраивания в культуру.
Раскрыть сущность понятия тендерной культуры, выявить ее функции;
Рассмотреть особенности развития тендерной культуры в современной России, проанализировать ее влияние на процессы самореализации современной российской женщины;
Выявить ресурсы и охарактеризовать процесс самоактуализации женского социума.
Теоретико-методологическая база исследования.
Рассмотрение тендерной парадигмы в контексте культурологического анализа потребовало сочетания нескольких методологических подходов, синтеза различных теоретико-методологических оснований. Исследуя истоки возникновения тендерной парадигмы, диссертант осуществил историко - культурологический анализ взглядов на проблему взаимоотношения полов в ретроспективе, обращаясь к гносеологическому опыту отечественных и западноевропейских ученых. Это потребовало использования универсальных логических процедур познания: индукции и дедукции, синтеза и анализа, аналогии и противопоставления.
Большую значимость для исследования составил системно-деятельностный подход, который в отечественной культурологии представлен трудами М. С. Кагана. Этот подход объединяет исторический и структурно-функциональный анализы и поэтому эффективен для изучения социокультурной реальности и человеческого бытия. Системный подход позволяет раскрыть содержание и смысл тендерной культуры как динамической саморазвивающейся целостности, выявить ее специфику и функции.
Для объяснения механизмов возникновения способов и каналов формирования института пола, то есть тендера, в разных культурах
методологическое значение имеют исследования К. Леви-Стросса в рамках структурализма, который рассматривает культуру как мир сверхличных, всеобщих смыслов, знаков, образующий некий контекст, содержащий программы человеческого поведения, воплощающий духовный опыт многих поколений. Методологическое значение для диссертации составляют разработки М. Фуко в рамках поструктурализма. Опираясь на его идеи, мы изучали, каким образом тендер превращается в идеологию.
Для нашей работы значимой оказалась идея К. Юнга о наличии архитипов, соответствующих фемининности и маскулинности (анима, анимус) в коллективном бессознательном. Эта концепция позволяет рассматривать ценностно-смысловой мир культуры как источник формирования тендерных установок.
Изучая динамику тендерной культуры и ее влияние на процессы современной российской женщины, необходимо понять, как общество в результате индивидуальных и коллективных действий может трансформироваться. Поэтому в процессе работы над диссертацией автор обращается к личностному подходу к пониманию культуры. Личностный подход к определению культуры доминирует в работах Л. Н. Когана, который понимает культуру как воплощение сущностных сил человека, как способ социально-исторического бытия личности. Теория самоактуализации (А. Маслоу) также является важным теоретическим основанием диссертации. Другими основаниями стали: модель тендерной стратификации Дж. Хубер, которая дает возможность по-новому оценить проблему самореализации женщины в современном обществе.
Для изучения ведущих направлений социокультурной самореализации современной российской женщины, и выявления ресурсов самоактуализации женского социума, автор использовал основы социально-психологической теории Б. Д. Парыгина.
Научная новизна и теоретическая значимость диссертации:
Выявлено, что тендерный дискурс меняется в соответствии с трансформациями господствующей идеологии. Оставаясь в целом патриархатно направленным, он всегда идеологически выдержан в рамках господствующей системы взглядов.
Анализ содержания понятия «гендер» дал возможность интерпретировать его как сложный социокультурный процесс конструирования в определенном хронотопе иерархичных представлений о биологическом поле человека посредством культурно-символической интерпретации в соответствии с социальными потребностями исторического контекста и интересами господствующих элит, с последующим присвоением социальным характеристикам фемининности или маскулинности, что составляет результат конструирования — тендерный конструкт. Конструирование тендера тесно связано с властной составляющей социальных отношений.
Раскрыта сущность понятия «тендерная культура». Включенная в социальный контекст тендерной идеологией, она выполняет следующие функции: смыслообразующую, интегративную, нормативную, властную, регулятивную, коммуникативную, а так же функцию социализации.
Доказано, что реализация подлинного женского, мужского бытия, свободного от тендерных установок, возможна только в деиерархированом обществе, в котором отсутствует властная составляющая. Особенность влияния тендерной культуры на самореализацию состоит в том, что с одной стороны она ограничивает человека набором альтернатив для самореализации, с другой же стороны дает свободу творчества в рамках данной культуры.
5. Выделены два ведущих направления социокультурной
самореализации современных российских женщин - традиционное и
западное. Направленность, уровень и сама возможность самоактуализации
женского социума могут выступать показателем культурного состояния, как исследуемого женского социума, так и общества в целом.
6. Выявлены наиболее значимые (личностные, психологические,
социальные) ресурсы для самоактуализации женского социума. В своем конгломерате они составляют потенциал для его консолидации.
Практическая значимость исследования.
Материалы диссертации, основные положения и выводы имеют значение для последующей разработки гендерной проблематики в культурологическом знании, способствуют дальнейшему изучению гендерной культуры. Положения диссертации могут быть использованы в социокультурной практике, разработке образовательных программ. Практическое применение тендерного анализа необходимо в процессе разработки и анализа общественно политической жизни современного российского общества. В научных рекомендациях и заключениях по этому вопросу нуждаются как законодательная ветвь государственной власти, так и исполнительная, а так же общественные движения и организации. Существует необходимость в проведении гендерной экспертизы законопроектов, правительственных, муниципальных программ. Результаты диссертационной работы могут быть использованы для разработки учебных программ и курсов.
Апробация работы и практическое применение основных положений исследования велись на протяжении всего периода работы над диссертацией. Материалы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры культурологии и социологии Челябинской государственной академии культуры и искусств. Отдельные положения были освещены на межрегиональной научно-практической конференции: «Культура на пороге третьего тысячелетия в свете культурологического знания» (Челябинск, 28 ноября 2000г.). Отдельные фрагменты и идеи исследования получили освещение в публикациях автора в сборниках «На рубеже тысячелетий» (Челябинск, 2001), «Молодежь в науке и культуре XXI века» (Челябинск, 2003). В
процессе работы над диссертацией автором разработан спецкурс «Гендер в культурологии» для студентов специальности «Культурология».
Структура диссертации.
Структура работы обусловлена последовательностью разрешения цели и основных задач исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения и списка использованной литературы.
Диалектика «мужского» и «женского» в работах античных и западно европейских философов
Безусловно, тендерный дискурс существовал задолго до появления непосредственно самой тендерной парадигмы. Мировое гуманитарное знание содержит в себе труды ученых, изучавших взаимоотношения полов. На протяжении всей истории человечества существовали разнообразные идеологии, поддерживающие ту или иную систему власти, иерархии, подчинения. В каждой их них содержалась тендерная составляющая, направленная на создание и поддержание определенных тендерных отношений. Эта тендерная составляющая была настолько значима, что сама превращалась в идеологию, обслуживающую ту или иную форму власти. Соответственно философы и мыслители всех времен и народов не могли обойти вниманием тему взаимоотношения полов. Так или иначе, но многие из них обращались к проблеме половой дихотомии в своих трудах. В нашей работе мы анализируем в контексте тендерной проблематики труды философов античности и западно-европейских мыслителей, а так же отечественную традицию изучения женского вопроса. Сознательное ограничение сферы исследования античной, западно-европейской и отечественной традицией, обусловлено тем, что современная тендерная концепция пришла в Россию с Запада. Отечественное гуманитарное знание, которое имело возможность воспользоваться плодами западной философской мысли, успешно инсталлировало тендерную парадигму. Именно поэтому западно-европейская традиция изучения взаимоотношений полов, а ни какая другая, стала предметом нашего анализа. Античная же традиция, правомерно рассматривается нами как источник западно-европейской традиции. Принято считать, что культура Древней Греции - это «мужская» культура.
Действительно, образ жизни эллинов был таким, что женщины были исключены из общественной жизни. Смысл жизни и предназначение женщины рассматривались с точки зрения продолжения рода и сохранения семейного очага. Все, что способствовало выполнению этой задачи, оценивалось положительно. Свидетельство этого мы найдем в «Одиссее» Гомера, где воспевается верная жена Пенелопа. Одиссей странствует, переживает интереснейшую, полную опасностей и приключений жизнь, испытывает минуты отчаяния и счастья, но все это вдали от дома, где его благородная супруга ведет домашнее хозяйство, растит сына и ждет своего мужа. Мы замечаем резкий контраст внешней динамики жизни: статичный, пассивный Пенелопы и активный, преобразующий Одиссея. Появление богов не случайно, оно является предвестником важных событий в жизни героя, вехами в его судьбе. К кому чаще приходят боги? Конечно к дерзкому и отважному Одиссею, который постоянно попадает в переделки. Пенелопу боги практически игнорируют.
Следует отметить, что на ранних этапах развития античной философии, "мужское" и "женское" были представлены двумя чередующимися, дополняющими друг друга началами, характеристики которых проявляются в природе основных космических полярностей. Так механизмом взаимодействия мужского и женского в натурфилософии являются не отношения господства и подчинения, а отношения функциональных различий между ними которые определяют смену рождения и смерти, социальные и биологические ритмы в общем циклическом процессе космической жизни. Однако, становление проблематики человеческой субъективности, провоцирует возникновение бинарной оппозиции разума и тела, природы и человека. Среди философов этого времени мы выделим Платона, в основе теории которого лежит противопоставление чувственно воспринимаемого и бестелесного. Мир идей -иерархически организованная система, на вершине которой находится идея блага. Платон так же вводит термин "материя", которая понимается как лишенный качеств субстрат, из которого могут быть образованы любые тела. Важно, что мир идей у Платона есть мужское, т.е. активное начало, а материя -начало женское, пассивное, союз обои порождает мир чувственно воспринимаемых вещей. Почему мир разделен на мужчин и женщин, почему они такие разные и почему их так неодолимо влечет друг к другу, несмотря на все их различия, и в чем смысл любви? В «Пире» Платона мы найдем, по крайней мере, две точки зрения на эту проблему. Первая, которую выражает Аристофан, заключается в том, что изначально природа человека была тройственна. «Прежде всего, люди были трех полов, а не двух, как ныне, -мужского и женского, ибо существовал еще третий пол, который соединял в себе признаки этих обоих; сам он исчез, и от него сохранилось только имя, ставшее бранным, - андрогины, и из него видно, что они сочетали в себе вид и наименование обоих полов - мужского и женского... а было этих полов три потому, что мужской искони происходит от Солнца, женский от Земли, а совмещавший оба эти - от Луны, поскольку и Луна совмещает в себе оба эти начала.
Взаимосвязь понятий: человек, культура, тендер
Для того чтобы определить место и роль тендера в культуре, необходимо уточнить эти понятия. Выявление взаимосвязи человек-культура-гендер, создает необходимость обратиться к вопросу о культурогенезе.
Как правило, возникновение культуры связывают с установлением патриархата, объясняя этот факт тем, что при матриархате не наблюдалось какого либо развития орудий труда, технологий. Стратегия выживания и воспроизводства занимало умы людей во времена матриархата. Тем не менее, этнографы различают две первичные культуры: матриархальную, патриархальную. При этом матриархальная культура, как правило, идеализируется, и это не случайно. В книге И. Баховена «Материнское право», вышедшей в 1861 году, автор излагает главный движущий принцип гинекократической эпохи и показывает ее отношение к более ранним ступеням жизни, с одной стороны, и с последующими этапами развития культуры - с другой (17). Он открывает глубинный, архаический слой человеческой природы, его изначальную связь с материнским лоном, борьбу мужского, солярного, и женского, теллурического, начал, метафизику пола в человеке. Полярность есть основной признак человека. В нем совершается космическая борьба солнца и земли, персонализма и коллективизма. И Бахофен писал: "Та связь, которая впервые поднимает человечество к цивилизации, которая служит исходной точкой в развитии всякой добродетели, формирования всякой благородной черты бытия, — это волшебство материнства; посреди жизни, исполненной насилия, оно выступает как действительно божественное начало любви, единения и мира. Пестуя свое дитя, плод своего тела, женщина раньше, чем мужчина, узнает, что ее любовь и забота могут простираться дальше границ собственного "Я" и переходить на другое существо и что вся изобретательность, на какую способен ее дух, может быть направлена на то, чтобы сохранить и сделать прекраснее его бытие. И теперь от нее исходит всякое возвышение культуры, всякое самоотречение, всякая забота и всякий плач по-умершему. Но любовь, рожденная материнством, не только более сердечная, но и более широкая и более всеобщая. Если в отцовском начале заложена ограниченность, то в материнском — всеобщность. В рождающем материнстве берет начало всеобщее братство всех людей, осознание и признание которого исчезает с возникновением патриархата. Семья, основанная на отцовском праве, замыкается в себе, становясь обособленным организмом, а семья, основанная на материнском праве, напротив, имеет тот всеобщий характер, из которого исходит все развитие и который отличает материальную жизнь от высшей духовной" (17). Согласно исследованиям И. Бахофена, на заре человеческой истории кровные узы можно было проследить только по материнской линии, поэтому женщина-мать выступала правительницей и законодательницей, как в роду, так и в обществе в целом. Это проявлялось в устройстве семьи, общества, в религии. И. Бахофеном было установлено, например, что вере древних греков в Олимпийских богов предшествовала вера в богинь, олицетворяющих материнское начало. Таким образом, можно говорить о существовании матриархального типа культуры, ведущими ценностными основаниями которого выступали связь с землей и кровные узы, а важнейшей характеристикой — гармоничное восприятие и отношение к природе. «Для матриархальной культуры естественно равенство людей, поскольку все они — дети матерей и дети Матери-Земли. Безусловная материнская любовь, не делающая никаких различий между детьми, несмотря на их заслуги, достижения или неудачи, является тем ценностным основанием, на котором и существует данный тип культуры. Для него нет ничего важнее, чем жизнь человека, нет иной цели, кроме счастья людей», - считает И. Бахофен (17).
Каким образом биологический пол человека (то есть его сексуальность) можно соотнести с культурой? Интересно, что понятие «культура», родившееся в древнем Риме, означало возделывание земли и мыслилось оппозицией понятию «природа». Пока сексуальность выглядят биологически-инстинктивной, она кажется опасной альтернативой культуры. Однако оба полюса оппозиции «секс и культура» сконструированы искусственно. Сексуальность не существует вне конкретной культуры, а культура, в свою очередь, невозможна без сексуально-эротических компонентов. Можно сказать, что половой акт выступает как прообраз всякой деятельности, значение которой передается глаголом «делать» и которая предполагает наличие таких моментов, как активность, воля, могущество, власть, склонность, желание, удовольствие, инстинкт. Не все первобытные народы считали половой акт причиной зачатия. Например, австралийские аборигены верили, что беременность у женщин вызывается не семенем, а психическими силами мужчины, его сновидениями, которые заставляют уже готовый дух ребенка вселиться в тело женщины, где он и растет до момента рождения. У многих земледельческих народов купание или ритуальное оголение считалось средством вызывания дождя (здесь и далее цит. по 141). У пшавов и хевсуров на Кавказе был известен ритуал «вспашки дождя»: девушки впрягались в плуг и тащили его в реку, пока вода не дойдет им до пояса.
Гендерная культура в современной России и ее влияние на процессы самореализации современной российской женщины
Современная отечественная тендерная культура складывалась на протяжении всего исторического развития страны, является результатом тысячелетней истории России. Понимая культуру как социальную память, содержащую опыт предшествующих поколений, можно сделать вывод, что современную культуру составляют многие контексты принадлежащие различным хронотопам. Если рассматривать историю как смену господствующих идеологий, то можно условно выделить, по крайней мере, три периода отечественной истории, составляющие содержание этих контекстов. Это и языческая Русь, православная Россия, период советской истории. Сами эти контексты неоднородны, поскольку, пересекаясь друг с другом, создают своеобразный конгломерат. Поэтому можно обнаружить специфику тендерной культуры России, которая заключается в том, что в ее поле включены три контекста: тендерная культура языческой Руси, тендерная культура православной России, тендерная культура советского периода. Эти контексты сами по себе не однородны, так как составлены из конгломератов сверхличных, всеобщих смыслов, знаков, принадлежащих к различным хронотопам. Это в свою очередь определяет полиморфизм современной тендерной культуры, который определяет ее динамику.
В современной России идет процесс трансформации тендерной системы, обусловленный изменениями в общественно-политической жизни страны. К существующим трем контекстам присоединяется четвертый, связанный с процессами модернизации и глобализации. Что из себя представляет этот четвертый контекст, и кто инициирует его встраивание в тендерную культуру современной России? Исследователи, рассматривающие тендер как культурологическую парадигму, что мы живем в глобальном мире, в мире тендерной парадигмы. Они утверждают, что практика международной жизни XX века показала, что патриархатное управление в значительном количестве случаев дало и дает существенные сбои, а в ряде случаев потерпело крах. Поэтому, считают они, в начале XXI века необходимо включать потенциал женщин как глобальной социальной общности для решения государственных вопросов на национальном и международном уровне. Причем, не только как исполнителей, но и как полноправных субъектов разработки и осуществления стратегических концепций устойчивого развития общества и адекватной социальной политики. Таким инструментом, исповедующим равноправную и конструктивную управленческую деятельность мужчин и женщин на основе равных прав и гарантированных государством равных возможностей, по их мнению, выступает современная тендерная идеология. Современная тендерная идеология, родившись в конце ушедшего тысячелетия, инициировала тендерную политику многих государств, предполагающую новую тендерную культуру взаимодействия мужчин и женщин как двух различных глобальных социальных общностей. Современная тендерная идеология как принципиально новая теория и деятельностная парадигма обозначает изменение ценностных ориентации населения в целом, общественного мнения и государственной власти. Пересмотр многих привычных представлений и истин, прежде всего, благодаря тендерному просвещению и образованию, дает широкие возможности переосмысления культуры отношений мужчин и женщин как двух глобальных социальных общностей и созданных ими социальных условий и властных конструкций в социуме во имя интересов личности и общества (7). Таким образом, мы видим, что в тендерную культуру России встраивается контекст, рожденный западной тендерной парадигмой, причем внедряется «с верху», по инициативе определенных элитных групп. Такое внедрение без учета местной специфики чревато тем, что усвоение тендерной идеологии носит поверхностный характер, ценности, нормы, проповедуемые ей, артикулируются в сфере массового сознания, но на обыденном уровне, на уровне повседневного взаимодействия эти установки не работают. Известно, что радикальные феминистские взгляды как явление западной интеллектуальной жизни вызывают априорное отторжение в нашей стране, а к идеям эгалитарного либерального феминизма в России, взятым в обращение в сферу массового сознания полтора века назад, успели привыкнуть и приспособиться. Это можно объяснить особенностью тендерной культуры России, которая заключается в том, что, являясь патриархатной, она несет в себе имплицитно сильную материнскую власть, а это делает проблематичным реализацию мужественности в ее границах. Мужественность, оставаясь инфантильной, попросту неосуществляется.