Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование моделей меценатства в России Анисина Елена Алексеевна

Формирование моделей меценатства в России
<
Формирование моделей меценатства в России Формирование моделей меценатства в России Формирование моделей меценатства в России Формирование моделей меценатства в России Формирование моделей меценатства в России Формирование моделей меценатства в России Формирование моделей меценатства в России Формирование моделей меценатства в России Формирование моделей меценатства в России Формирование моделей меценатства в России Формирование моделей меценатства в России Формирование моделей меценатства в России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Анисина Елена Алексеевна. Формирование моделей меценатства в России : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Анисина Елена Алексеевна; [Место защиты: Морд. гос. ун-т им. Н.П. Огарева].- Саранск, 2009.- 184 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-24/35

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ МЕЦЕНАТСТВА 17

1.1. Меценатство как культурологический феномен

1.2. Влияние национального менталитета на формирование русского мецената 28

ГЛАВА 2. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДОМИНАНТЫ РОССИЙСКОГО МЕЦЕНАТСТВА 66

2.1. Проблемы возрождения и сохранения традиций меценатства в современной России 56

2.2. Генезис государственной политики в сфере меценатства и благотворительности 19

2.3. Бизнес и общество: определение приоритетов в меценатской деятельности 108

2.4. Модели меценатской деятельности в современной России : 129

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 154

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 160

ПРИЛОЖЕНИЯ 181

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Происходящие в стране изменения в структурно-содержательной композиции жизнеустройства общества, социально-экономические преобразования затронули культуру, искусство, науку, образование. Поставленные на рельсы рыночных отношений, подвергающиеся коммерциализации, они начинают сдавать свои нравственные и эстетические позиции. В результате отсутствия государственной концепции эффективного социального управления, действенной культурной политики, при остаточном принципе финансирования культуры и науки, даже более скудном, нежели в эпоху «развитого социализма», под угрозой оказались подлинные нравственные ценности и сохранение богатейшего духовного наследия.

В этих условиях история и опыт отечественного меценатства чрезвычайно актуальны: остро стоит вопрос возрождения, сохранения и развития нашей национальной культуры. Традиции благотворительности и меценатства, основанные на патриотизме, милосердии, сопричастности, христианской морали, на желании повысить свой социальный статус, должны послужить ориентиром для государства, общества, бизнеса.

Необходимо подчеркнуть, что Россия - территориально огромная страна, и её духовно-нравственный уровень определяется достижениями не только столиц и крупнейших городов, но и, в значительной степени, состоянием наших бескрайних «провинциальных просторов», которые ближе к русским народным корням и потому столь явно способствуют сохранению самобытности, неповторимости российской культуры. Поэтому особую важность приобретает исследование вопросов значимости меценатской деятельности в провинциальной культуре, изучению которых до сих пор уделялось недостаточно внимания, без чего невозможно ни понять по-настоящему, ни рассмотреть проблемы современного меценатства и благотворительности.

Актуальным представляется анализ генезиса государственной политики благотворительной и меценатской деятельности в России для совершенствования современной законодательной базы в этой сфере.

Немаловажное значение для предпринимательства стало приобретать общественное мнение, формирующее положительный имидж и репутацию бизнеса. В этой связи необходим конструктивный диалог со средствами массовой информации для совершенствования механизмов информирования общества об участии меценатов в решении конкретных социальных и культурных проблем.

Изменились взаимоотношения «объекта» и «субъекта» меценатства. Появляющиеся новые формы меценатской деятельности, адаптированные к современным условиям, учитывающие особенности трансформации социально-экономических отношений и специфику регионов, обуславливают необходимость научного анализа: теоретического обоснования и практического применения.

Таким образом, требуется принципиально новая парадигма изучения данного явления на иных основаниях, иное видение его результатов, что позволит более концептуально осмыслить феномен меценатства в контексте современной культуры.

Степень научной разработанности проблемы. Данное исследование осуществлялось на междисциплинарном уровне, на пересечении культурологии, философии, истории, социологии, экономики.

Теоретической основой для определения понятий явились:

«благотворительность», «филантропия», «милосердие» в трудах С.Н. Булгакова, СВ. Воронина, В.И. Даля, В.О. Ключевского, B.C. Соловьёва, Л.Н. Толстого;

«меценатство», «патронат», «попечительство» - Р.Н. Балицкого, Т.Б. Кононовой, Н.Г. Новолодской, А.Л. Свердловой, Е.Л. Шековой и др.;

- «спонсорство» — А.Ф. Векслер, Г.Л. Тульчинского, Ф.А. Чепурова.

В качестве теоретического рассмотрения национальных особенностей менталитета стали труды как русских мыслителей прошлых лет, так и современных исследователей Ю.Л. Бессмертного, Н.И. Ворониной, А.Я. Гуревича, Н.Я. Данилевского, В.Г. Ерохина, Н.П. Дедовских, И.Л. Сиротиной, А.Л. Ястребицкой.

Влияние географического фактора на характер русского человека осмыслены Н.А. Бердяевым, Л.Н. Гумилевым, В.О. Ключевским, Д.С. Лихачёвым, а также Р.Е. Маркиным, Д.В. Полежаевым, Б.А. Рыбаковым и др.

Воздействие социально-экономических факторов на формирование российского менталитета показано в работах С.Н. Булгакова, письмах Ф. Энгельса, книгах А.И. Зимина, B.C. Зуйкова, И.К. Мишариной, Е.С. Троицкого.

Культурно-исторические факторы исследовались Н.А. Бердяевым, И.А. Ильиным, Н.М. Инюшкиным, Т.Б. Кононовой, Н.Л. Новиковой, B.C. Соловьёвым, А.С. Хомяковым.

Теоретические1 проблемы провинциальной культуры, специфические особенности возрождения и сохранения культурно-исторического наследия в российской провинции рассматриваются в трудах Н.И. Ворониной, Н.М. Инюшкина, М.С. Кагана, Н.М. Карамзина, Д.С. Лихачёва, СО. Шмидта.

Говоря о высокой культурно-исторической миссии представителей дворянства, русского купечества и предпринимательства целесообразно обращение к работам учёных дореволюционного, советского, и современного периодов, изучавших явление меценатства в России.

— Особенностями дореволюционной литературы, поднимавшей вопрос
меценатства и благотворительности, является то, что она носила в основном
историко-описательный и мемуарный характер: выходили

автобиографические книги, сборники воспоминаний, издавались каталоги коллекций. Пример тому - «Каталог картинам из собрания Д.П. Боткина»

(1882 г.); К.Д. Голодовщиков «П.Г. Демидов и история основанного им в Ярославле училища», (1887 г.); М.И. Пыляева «Старый Петербург: рассказы из былой жизни столицы» (1889 г.); Ф.И. Буслаев «Мои воспоминания» (1897 г.); «Охранный каталог славянско-русских рукописей, принадлежащих А.А. Титову 1881-1910 гг.»; «Щукинский музей за 18 лет своего существования: 1892-1910» (1910 г.); А.П. Бахрушин «Из записной книжки А.П. Бахрушина: Кто что собирает» (1916 г.).

— В советское время, особенно с середины 1920-х до середины 1950-х годов, практически полностью игнорировалась богатейшая история отечественного меценатства. Сведения о меценатах можно было получить лишь из мемуарной литературы, например, «Моя жизнь в искусстве» К.С. Станиславского (1926 г.); «Из прошлого» В.И. Немировича-Данченко (1936 г.); «Василий Дмитриевич Поленов. Письма, дневники, воспоминания» Е.В. Сахаровой (1948 г.); «Мои воспоминания» А.Н. Бенуа (1990 г., 2-изд.).

В послевоенное время появлялись отдельные статьи в специализированных журналах «Театр», «Музыкальная жизнь», «Советский художник». Но эти работы в основном были посвящены деятелям культуры и искусства, а меценатская помощь им рассматривалась лишь как эпизод в их жизни. Информацию о меценатах можно было также встретить в сборниках «Панорама искусств», «Художественные собрания СССР» и др. Однако и там основное внимание уделялось оценке художественных достоинств коллекций, отдельных произведений. Меценаты же были просто упомянуты.

Исключением можно считать выход в свет в 1951 году книги А.П. Боткиной о своём отце - «Павел Михайлович Третьяков». Этот фундаментальный труд повествует о жизни выдающегося мецената, его деятельности на благо искусства. А.П. Боткина резюмирует: «Особенного расцвета достиг венец его жизни - «Национальная Народная галерея», о создании которой он мечтал с молодых лет. Переданная им пятьдесят лет назад из рук в руки своей родине, значительно увеличившая свои собрания в советские годы, она прославилась на весь мир и прославила и увековечила

его имя - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ» [22;298] (выделено автором - Е.А.).

Практически одновременно на Западе в конце 50-х г. выходят работы потомков известных купеческих фамилий П.А. Бурышкина «Москва купеческая», В.П. Рябушинского «Старообрядчество и русское религиозное чувство», главным достоинством которых является то, что они смогли изменить представление о купце. Российские бизнесмены второй половины XIX - начала XX вв. - вовсе не обязательно представители «тёмного царства», «самодуры», «кровопийцы». Анализ деятельности русских купцов и промышленников на ниве благотворительности и меценатства, приведённый в этих книгах, показывает их значительный вклад в культуру, науку, образование. Данные работы стали отправной точкой процесса исследования мотивов и причин меценатской и благотворительной деятельности в России. У нас они были опубликованы в период перестройки, когда рухнул «железный занавес», когда были сняты идеологические барьеры.

- В конце 80-х - начале 90-х годов XX столетия большой вклад в изучение истории меценатства внесли труды А.А. Аронова, А.Н. Боханова, Н.Г. Думовой, где описывается роль отечественных коллекционеров и меценатов в формировании национального культурного фонда, в развитии духовной жизни, науки и образования.

Выходят многочисленные книги, словари-справочники, посвященные истории меценатства. Например: «Благотворители и меценаты прошлого и настоящего: Словарь-справочник от А до Я»; М.И. Гавлин «Российские Медичи»; «История предпринимательства в России» в двух книгах; С.А. Кабанов и А.К. Кулявский «Во благо России!»; Е.М. Лопухина «Самые знаменитые меценаты России»; «1000 лет русского предпринимательства» под редакцией О.А. Платонова; Н.М. Полунина «Коллекционеры России».

Исследованием различных аспектов благотворительной и меценатской деятельности дореволюционного периода, в частности, мотивации, функций

и этапов развития данного явления, занимались А.И. Глаголев, В.Л. Прохоров, А.Л. Свердлова, Ю.Н. Тазьмин.

Осмысление дореволюционного опыта благотворительной и меценатской деятельности купеческих династий и предпринимателей можно найти в диссертационных исследованиях О.В. Радзецкой «Меценатство и благотворительность в музыке как форма выражения сокровенного мира человека» (Саранск, 1998) и В.М. Резоновой «Предпринимательская деятельность купечества России в историко-культурном контексте XVIII -начала XX вв.» (Саранск, 2005).

Заслуживают внимания научные публикации В.Ф. Молчанова, ЯЛ. Тарасенко, Г.Н. Ульяновой, в которых также представлена история российского меценатства, коллекционирования, благотворительности, предпринимается попытка определить особенности, тенденции, традиции дореволюционного периода. Главным образом, это повествования о жизни и деятельности русских меценатов и благотворителей, чьи имена долгое время замалчивались, были вычеркнуты из истории культурной жизни России, забыты. Нужно было восстановить справедливость.

Такие авторы, как Л.М. Анисов, Д.Я. Безрукова, В.П. Золоти, И.С. Ненарокомова, писали о Третьякове и его галерее, В.А. Бахревский, Д.З. Коган, В.П. Россихина изучали жизнь и деятельность СИ. Мамонтова. Вклад княгини М.К. Тенишевой в возрождение и развитие народной культуры анализировался Л.С. Журавлёвой, Н.В. Райчиковой, К.К. Сазоновой, Л.П. Солнцевой. Глубокий научный труд о государственной и меценатской деятельности рода Строгановых представлен СО. Кузнецовым. Большой интерес вызывают работы Т.Б. Кононовой и Н.А. Матвеевой о многогранной благотворительности императорской фамилии, публикации Л.П. Литвиной о роде Юсуповых.

В ряде работ современных учёных исследуется региональный аспект феномена благотворительности дореволюционного периода. Это диссертационные исследования А.С Кузыченко «Благотворительность на

Северо-Западе России в 1861-1914 гг.» (Псков, 2005), O.K. Павловой «Предпринимательство, призрение и благотворительность в Санкт-Петербурге (вторая половина XIX - начало XX веков)» (СПб., 2005), Н.Ю. Рождественской «Нищенство и благотворительность в Костормской и Ярославской губерниях в конце XIX - начале XX вв.» (Ярославль, 2004), Н.Е. Рыловой «Благотворительность на Дону во второй половине XIX -начале XX веков» (Ростов-на-Дону, 2004), и др. Основной акцент в этих работах сделан на изучении вопросов милосердия, филантропии, призрения, то есть на социальную сторону благотворительности.

Необходимо отметить монографию И.Г. Кусовой «Рязанское купечество: Очерки истории XVI - начала XX вв.» На основе архивных материалов, изданий, вышедших главным образом до 1917 г., автор исследует происхождение рязанских купцов, их быт и нравы, торгово-промышленные связи, «труды на пользу общества». Затрагивается благотворительная деятельность рязанских предпринимателей на ниве образования, храмоустроения. Заслуживает внимания и фундаментальный труд рязанских историков и краеведов «Коллекционеры из рязанских усадеб».

Уже в XXI веке появились исследования В. А. Дорофеевой, И. С. Ждановой, Н.Г. Новолодской, в которых авторы пытаются проанализировать и дать оценку современному состоянию благотворительности, определить его роль и место в общественной жизни современной России.

Представляют несомненную ценность многочисленные работы А.Ф. Векслер, Г.Л. Тульчинского, Е.Л. Шековой, которые носят, в основном, прикладной характер, являясь практическим руководством для объекта и субъекта благотворительности и меценатства.

Международный благотворительный фонд им. Д.С. Лихачёва издаёт ежегодный сборник «Благотворительность в России: исторические и социально-экономические исследования». Рубрики этого издания:

«Благотворительность в регионах», «Церковь и благотворительность», «Бизнес и благотворительность», «Опыт зарубежной благотворительности».

Вместе с тем, необходимо обратить внимание на отсутствие фундаментальных научных работ, посвященных проблемам активизации меценатства в современной России. Специально не рассматривались проблемы формирования моделей взаимодействия всех участников меценатской деятельности, то есть государства, общества, бизнеса и социокультурной сферы.

Гипотеза научного исследования. Меценатство представляет собой сферу социальной активности, направленную на поддержание и развитие культуры, искусства и науки, сложившуюся на основе географических, социально-экономических, культурно-исторических факторов, и является неотъемлемой частью духовной жизни российского общества. В современных условиях, наряду с традиционными, классическими формами меценатства, возникает новая форма, основанная на системном, рационально выстроенном сотрудничестве представителей делового сообщества с деятелями культуры, искусства, науки, или новый тип социального партнёрства.

Представляется весьма перспективным использование специфики регионов для более оперативного, нежели в масштабах всей страны, и более конкретного решения актуальных задач, связанных с благотворительной и меценатской деятельностью. Предложенные модели взаимодействия государства, бизнеса, общества и социокультурной сферы будут способствовать развитию меценатства и, как следствие, сохранению и развитию культуры, искусства и науки.

Объектом исследования является меценатство как социокультурное явление.

Предмет исследования — формирование моделей меценатства в России.

Целью диссертационного исследования является выявление, определение и систематизация наиболее, эффективных способов, форм, методов активизации меценатства на основе теоретически обоснованных взаимосвязей, продуманных практических действий всех четырёх участников процесса: государства, общества, «делового мира» и «мира искусства и науки». Цель диктует и основные задачи исследования:

рассмотреть и дифференцировать понятия «благотворительность», «меценатство», «спонсорство»;

проанализировать основные черты, особенности менталитета русского мецената;

выявить основные проблемы в возрождении и сохранении традиций меценатства в современной России;

проанализировать генезис государственной политики в сфере меценатства и благотворительности;

определить приоритетные направления меценатской деятельности;

выработать и обосновать модели и технологию взаимодействия государства, общества, бизнеса и социокультурной сферы в меценатской деятельности.

Теоретико-методологические основы работы. Междисциплинарный характер работы, многогранность объекта исследования и поставленных задач предполагают использование интегративного культурфилософского подхода, позволяющего соединить идеи культурологии с основными концепциями современного гуманитарного знания. Также в диссертационной работе использованы:

теоретический анализ культурологической, философской, социологической, исторической, экономической литературы;

сравнительно-исторический метод при рассмотрении традиций и сопоставлении различных форм меценатской деятельности на разных этапах ее развития;

аксиологический подход, позволяющий рассматривать меценатскую деятельность, как значимую социальную ценность;

контент-анализ документов, отражающих содержание социально-культурной деятельности институтов гражданского общества;

интервьюирование (письменный и устный опрос) респондентов (население и представители делового сообщества г. Рязани),

Научная новизна исследования. Впервые использован комплексный подход к исследованию ' и решению проблем современного меценатства, соединяющий опыт, традиции прошлого и новые технологии, а также учитывающий взаимосвязь и взаимное продуцирование четырёх участников процесса развития меценатства - государства, общества, бизнеса' и социокультурной сферы. Уточнены и дифференцированы понятия: «благотворительность», «меценатство», «спонсорство», где меценатство рассматривается не только как особая форма благотворительности, но и как самостоятельное социокультурное явление, занимающее значительное место в жизни общества. Одним из субъектов которого может выступать меценат-партнёр - физическое или юридическое лицо, выстраивающее спланированную, системную деятельность для сохранения и развития культурного достояния.

Меценатство представлено сразу в двух аспектах - как:

— «производное» определённых социально-экономических условий,
национального менталитета, культурного уровня общества, его духовных
запросов;

- важнейший фактор, формирующий в обществе особый моральный и
эстетический климат.

Введены в научный оборот новые архивные документы.

Выделены ведущие императивы менталитета русского мецената: патриотизм, милосердие, природная щедрость, религиозность, образованность и компетентность.

Предложена периодизация эволюции меценатства в России: дворянско-аристократический период (с начала XVIII до середины XIX вв.), купеческо-предпринимательский период (вторая половина XIX века до 1917 г.), период возрождения традиций меценатства в современной России (с конца 80-х годов XX века).

Разработана классификация моделей меценатства, наиболее полно и точно отражающая современные реалии, позволяющая расширить представления об этом феномене, приблизиться к пониманию многомерности явления меценатства.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Меценатство является важнейшим феноменом культуры, сущность которого контекстуальна, ее можно рассматривать только в единстве философского, исторического, культурологического, экономического, социально-психологического, антропологического подходов. Анализ содержания феномена меценатства позволяет исследовать его как сферу социальной активности, направленную на поддержку и развитие культуры, искусства и науки.

  2. На формирование и развитие российского меценатства конца XIX -начала XX вв., ставшего неотъемлемой частью духовной жизни общества, повлияли особенности русского характера, национального менталитета (гражданское сознание, духовное совершенство, милосердие, религиозность, дух соборности, просвещённость и художественная эрудиция, щедрость души, подлинный патриотизм, следование традициям).

  1. Современное развитие меценатства предполагает использование новых современных технологий, но с учетом преемственности нравственно-эстетических принципов, в которых аккумулируются художественный вкус, взгляды меценатов, устойчивых традиций, заложенных в дореволюционной России.

  2. На основе анализа генезиса государственной политики в сфере меценатства и благотворительности становится очевидным, что правовое

поле этой сферы требует упорядочения и коренного изменения, экономической и моральной поддержки со стороны государства (льготы по налогам, создание условий наибольшего благоприятствования для ведения бизнеса тем, кто занимается благотворительностью, поощрение их правительственными наградами, участие представителей власти в работе благотворительных, меценатских организаций). Необходимо развивать законодательную базу регионов для более эффективного решения проблем, связанных с меценатской деятельностью. Именно государство в состоянии предоставить необходимые условия для развития меценатства.

5. Благотворительная и меценатская активность делового сообщества сегодня носит скорее «ответный» характер - в большинстве случаев инициатива в запросе на помощь исходит от нуждающихся в ней граждан или организаций. Таким образом, к приоритетным направлениям можно отнести незащищенные группы населения. Кроме того, общество ждёт активного участия бизнеса в развитии материальной и технической базы науки, культуры, образования. Проблема развития благотворительной и меценатской деятельности «делового мира» воспринимается массовым сознанием в тесной связи с государством.

6. Одним из субъектов меценатского движения является меценат-партнёр - физическое или юридическое лицо, выстраивающее спланированную, системную деятельность для сохранения и развития культурного достояния в формах, не противоречащих законодательным установлениям. Партнёрство является самой перспективной, эффективной технологией взаимодействия «делового мира» и «мира искусства и науки», более прагматичной, нежели бескорыстное дарение и менее жёсткой, нежели спонсорство. Ключевую роль в развитии меценатской активности играет инициатор развития партнерских отношений, в роли которого выступают представители коммерческих структур (бизнес-модель), конкретные учреждения культуры, науки, образования (социокультурная модель) или

некоммерческие организации (НКО), выполняющие роль посредников (посредническая модель).

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Основные положения и выводы диссертационной работы могут служить базой и основанием для дальнейшего осмысления феномена меценатства, его сущности, структуры и методологии исследования.

Представленная работа расширяет область культурологического знания и проблемное поле междисциплинарного взаимодействия истории, этики, социологии, экономики, педагогики.

Выявлены организационно-правовые условия развития и совершенствования меценатской деятельности, сформулированы рекомендации по изменению законодательства РФ, нормативно-правовых актов регионов.

Результаты исследования могут быть использованы:

в учебно-педагогическом процессе при разработке вузовских лекционных курсов, спецкурсов и семинаров по культурологии, истории, регионоведению, менеджменту и др.;

в деятельности государственных организаций при разработке программ социокультурного развития;

в деятельности негосударственных некоммерческих организаций по сохранению и развитию культурного наследия;

представителями делового сообщества при выборе наиболее эффективных форм сотрудничества с социокультурной сферой и определении объектов покровительства.

Апробация работы. Положения и результаты исследования излагались автором в статьях и выступлениях на научных конференциях (Рязань, 2005), научно-практических конференциях (Москва, 2005, 2007), .международных философско-культурологических симпозиумах (Рязань, 2007-2009), представлены публикацией в ведущем рецензируемом научном журнале («Обсерватория культуры», Москва, 2009), используются в ходе

преподавательской деятельности в Рязанском заочном институте (филиале) Московского государственного университета культуры и искусств на занятиях по спецкурсам «Социальная защита и благотворительность», «Менеджмент в сфере культуры», «Экономика культуры».

Структура диссертации. Поставленные цели и задачи определили структуру диссертации: введение, две главы, заключение, библиографический список, содержащий 240 наименований, и приложения. Содержание изложено на 180 страницах.

Меценатство как культурологический феномен

Меценатство, благотворительность, спонсорство. Всё это — термины, в основе которых лежит родовое понятие «помощь», «поддержка». Однако сегодня мы постоянно сталкиваемся с тем, что и в теоретических работах, и на практике, и даже в законодательных актах эти термины смешивают, не учитывая специфику каждого из них, ставя зачастую между ними знак равенства.

Автор диссертационного исследования считает необходимым выработать чёткую ориентацию в понятийном ряде, особенно когда речь идёт о конкретных ситуациях, в которых возникает вопрос о том, с каким именно явлением мы имеем дело. Это позволяет, как справедливо утверждает М.А. Ариарский, «специалистам этой области культурологии говорить на одном языке, видеть в принятых ими понятиях совершенно определённый смысл» [6; 236].

Объектом диссертационного исследования является меценатство, представляющее собой особую разновидность более широкого понятия -благотворительности.

По мнению В.О. Ключевского, благотворительность - это «слово с очень спорным значением и с очень простым смыслом, его многие различно толкуют и все одинаково понимают»[93;1].

В разные периоды российской истории понятие «благотворительность» претерпевало изменения. Если обратиться к словарю В.И. Даля, то здесь акцент делался на добрых чувствах. По Далю, благотворительный, если о человеке, то «готовый делать добро, помогать бедным, об учреждении, заведении: устроенный для призрения дряхлых, увечных, хворых, неимущих, или ради попечения об них» [58;94]. В.О. Ключевский, в свою очередь, считал, что благотворительность «была не столько вспомогательным средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием личного нравственного здоровья: она больше нужна была самому нищелюбцу, чем нищему»[92;548].

В «Советском энциклопедическом словаре» (1981 г.) [197] «благотворительность» как самостоятельное понятие вообще не обозначена, а дана лишь через «филантропию», которая объясняется предельно кратко -помощь неимущим, благотворительность. Этому есть очень простая причина: советская власть считала благотворительность пережитком прошлого.

С началом перестройки меняется и отношение к благотворительности. В соответствии с Федеральным Законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (1995 г.) под благотворительностью «понимаются добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки» [217].

Однако и после этого появлялись усечённые, урезанные, не соответствующие реалиям сегодняшнего дня определения благотворительности. В словаре «Культура и культурология» (под ред. А.И. Кравченко, 2003) это понятие неоправданно сужено: «оказание нуждающимся материальной помощи как отдельными лицами, так и организациями; участие этих лиц и организаций в социальной поддержке уязвимых групп населения, прежде всего детей и семей с низким достатком, инвалидов, стариков»[108;170].

В диссертационном исследовании Л.В. Быкасовой «Благотворительность в Западной Сибири конца XVIII - начала XX вв. как историко-культурный феномен» (2006 г.) утверждается, что «благотворительность - это социокультурное явление, способствующее духовно-нравственному оздоровлению общества, оказывающее весьма существенное влияние на сохранение историко-культурного наследия»[27;8]. Благотворительная деятельность гораздо шире, многогранней. Это и оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий и иных катастроф; и социальная поддержка и защита граждан, которые в силу своих физических и интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно- реализовывать свои права; и защита материнства и детства; и содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, физической культуры и массового спорта и т.д.

Разнообразны способы изыскания, привлечения средств для поддержки нуждающихся в ней - как отдельного человека, так и целой социокультурной сферы человеческой жизни. Благотворительная деятельность включает в себя и создание фондов, и организацию волонтёрского движения, и проведение специальных социальных акций - балов, конкурсов, концертов, аукционов, обедов, проводимых с условием, что сборы от продажи билетов, выигрыши пойдут в помощь нуждающимся, на общественно-полезные дела.

Л.Н. Толстой в книге «Круг чтения», где собраны его мысли, рассуждения и интересны, на его взгляд, высказывания русских и зарубежных писателей, учёных, политиков, рассуждая о смысле богатства, справедливо подчёркивает, что «благотворение только тогда благотворение, когда оно жертва»[210; 117].

Влияние национального менталитета на формирование русского мецената

Изучению вопроса менталитета, как такового, посвящено достаточное количество работ различной направленности и ориентированности. Достаточно назвать имена Н.Я. Данилевского, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, С.Н. Булгакова, которые изучали различные стороны формирования русского национального характера, факторы, повлиявшие на его становление. Феномен русского менталитета не есть нечто застывшее. Он находится в постоянном движении, динамике. В ходе исторического процесса одни факторы начинают доминировать над другими, тем самым давая широкую возможность современным учёным (философам, историкам, социологам, культурологам и др.) углубляться в «тайны русской души». Среди наиболее значительных можно выделить прежде всего Д.С. Лихачёва и Л.Н. Гумилёва. На рубеже XX-XXI вв. изучение разных граней, аспектов русского, российского менталитета, под различными углами зрения, с самых неожиданных позиций представляется весьма актуальным. В этой области следует отметить труды наших современников - А.Я. Гуревича «От истории ментальносте к историческому синтезу», В.Г. Ерохина «История культурологической мысли», Н.П. Дедовских «Эволюция обыденного сознания в русской культуре XVIII века», Д.В. Полежаева «Идея менталитета в русской философии "золотого века"», Н.И. Ворониной «Теоретическая культурология», работы И.Л. Сиротиной, Н.Г. Меркуловой. Это позволяет определиться с понятием менталитета, предложенным В.Г. Ерохиным, которое будет более соответствовать данному исследованию. Менталитет - это «совокупность исторически сложившихся психологических, нередко бессознательных (подсознательных) стереотипов восприятия и оценки явлений действительности, стандартов поведения» [69; 159].

Поэтому менталитет русского меценатства необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с менталитетом национальным, с характером русского человека, который формировался под воздействием многих факторов.

Для данного исследования основными являются:

- географические факторы;

- социально-экономические факторы;

- культурно-исторические факторы;

- личностные факторы.

В своём исследовании «Заметки о русском» Д.С. Лихачёв писал: «Я отмечал уже, как сильно воздействует русская равнина на характер русского человека. Мы часто забываем в последнее время о географическом факторе в человеческой истории. Но он существует, и никто никогда его не отрицал»[118;430]. С этим нельзя не согласиться.

Географический фактор является важным условием формирования национального менталитета, в том числе менталитета русского. Это нашло отражение в трудах Н.А. Бердяева, Л.Н. Гумилева, Р.Е. Маркина.

Так, Л.Н. Гумилев в своей теории этногенеза акцентирует внимание на «прямое и косвенное воздействие ландшафта на этнос»[56;240]. Следовательно, чтобы выявить и понять культурные традиции, нравы, социально-экономическую жизнь народов, мы, по мнению Гумилёва, должны начать «с описания природы и климата территории, на которых они живут»[55;20].

Мысли великих учёных о воздействии русской равнины на характер нашего человека можно проецировать на исследование многих реалий социально-культурной жизни. Так, в монографии Р.Е. Маркина «Поэтический праздник: история и современность» есть такое наблюдение: «Вспомним щемящую грусть ямщицких песен, какой нет ни у одного народа. Она от наших бескрайних просторов, от дороги, которая уводит человека далеко от родных мест, от дома, от близких людей и неизвестно, что там впереди»[124;141].

Такой географический «нюанс», размышляет далее искусствовед, нельзя не учитывать. Например, при проведении поэтических праздников, которые проходят сегодня в пушкинском Михайловском, в лермонтовских Тарханах, в есенинском Константинове, на родине нашего современника, поэта-шестидесятника Евгения Маркина - в рязанской деревне Клетино. Эти праздники, отмечает автор монографии, несуетны, раздольны, душевно раскованы, а ещё точнее — размашисты, со своей неповторимой эстетикой. В них естественно, органично сливаются и розмысел о непростой судьбе русских стихотворцев, и дух российского приволья, идущий от необозримости наших неоглядных далей.

Известно, что в русском языке есть слова, которые можно понять, лишь приняв во внимание именно «географию». Например — «воля». Это не просто «свобода», это нечто более широкое, раздольное, связанное с бескрайними российскими просторами. Или слово «удаль». Это не просто «храбрость», это храбрость, помноженная на простор. Ещё один пример: о русском человеке говорят «широкая душа», «широкая натура», что тоже от необозримости нашей земли.

Проблемы возрождения и сохранения традиций меценатства в современной России

Рассматривая историю любого государства, можно проследить органичную связь развития экономики и национальной культуры. Ярким примером является становление буржуазных отношений в Англии XVI века. Здесь процесс развития капиталистического уклада сильно повлиял на рост крупного производства и централизованных мануфактур, расцвет торговли потребовал создания могущественного торгового флота и вооружённых судов, способных защищать его от пиратских нападений. «Именно в связи с потребностями флота в Англии, — пишет Л.Е. Кертман, - возникло первое учебное заведение нового типа, дающее не только чисто классическое образование, но уделяющее немалое внимание и естественным наукам. Это

был Грешем-колледж, основанный на деньги лондонского купца Т. Грешема»[91;49].

Со временем это учебное заведение превратилось в крупный научный центр, так как быстро растущая промышленность начала предъявлять свои требования науке, а сама наука получила в связи с развитием промышленности мощный толчок.

Культура Возрождения, возникшая в Италии, также связана с появлением в феодальном обществе буржуазии.

Первые признаки этой новой культуры, нового мировоззрения особенно ярко проявились в XV веке. Данный период полон смелых дерзаний, творческой свободы, преклонением перед человеческой индивидуальностью. Новые тенденции громко заявили о себе во Флоренции, которая стала не только экономическим центром, но и ведущим городом-в развитии культуры. Пришедшая здесь к власти в конце XIV века семья банкиров Медичи положила начало традиции коллекционирования и меценатства. Как отмечает Е.М. Великанова: «расцвет Флорентийской цивилизации происходит при Лоренцо Медичи Великолепном. Развиваются науки, искусство, литература. Сочными красками играет город: строятся грандиозные дворцы и роскошные храмы; распускаются сады, искрятся фонтаны»[32;32].

Лоренцо был одним из образованнейших людей своего времени. Меценат, поэт, философ, этот представитель рода Медичи превратил свой двор в центр художественной культуры, где нашли покровительство такие писатели, как Полициано, такие учёные и философы, как Пико делла Мирандола, такие великие художники, как Боттичелли и Микеланджело. По словам М.В. Замковой: «он сознательно морально и материально поддерживал многих художников, способствуя привлечению в город виднейших мастеров своего времени»[75;6].

Начало XVIII века ознаменовалось реформами Петра I, целью которых была ликвидация экономической отсталости России. Преобразования затронули буквально все стороны государственной жизни. Пётр I сделал ставку на использование творческой инициативы и самостоятельности русского предпринимателя и работника. Были созданы благоприятные условия для реализации их лучших качеств. Пётр стремился заинтересовать купечество занятием промышленностью и давал ему различные привилегии. Компаниям предоставлялась из казны денежная ссуда без процента, нередко им передавались земля, казённые строения и оборудование. Причём, предприятия передавались бессрочно, но с обязательством .содержать их в порядке. За плохую постановку дела они отбирались обратно в казну.

В целом ряде исследований, посвященных социально-экономическим реформам петровской поры, приводятся убедительные цифры, говорящие о том, что опора на лучшие качества русского предпринимателя и работника, использование инициативы и предприимчивости дали поразительные результаты, которые с полным основанием можно назвать промышленной революцией.

У представителей всех российских сословий был достаточно веский стимул стремиться на государственную службу и продвигаться по служебной лестнице. Благотворительная деятельность и меценатство открывали дворянину и особенно богатому купечеству возможность повышения социального статуса за счёт облагораживания своего рода чинами. Чины давали право на звание «именитый», а позже «почётный» гражданин, личное и потомственное дворянство. Звания присуждались не только за отличия в торговле и промышленности, но и за меценатскую деятельность.

Похожие диссертации на Формирование моделей меценатства в России