Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА II ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКИ 13
1.1. Информатизация и компьютеризация как реалии современной культуры 13
1.2. Особенности нового типа культуры в зарубежных теориях «информационного общества» 32
ГЛАВА II. ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК ДОМИНАНТА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 57
2.1. Типология современных отечественных концепций информационной культуры 57
2.2. Университетское образование в процессе формирования информациионной культуры личности 70
2:3. Формирование информационной культуры личности в региональном российском университете (на материале Мордовского государственного университета имени Н. П: Огарева) 101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 119
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 124
ПРИЛОЖЕНИЯ 148
- Информатизация и компьютеризация как реалии современной культуры
- Особенности нового типа культуры в зарубежных теориях «информационного общества»
- Типология современных отечественных концепций информационной культуры
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Современный этап развития цивилизации характеризуется возросшей мощью информационных и коммуникационных технологий, что представляет собой глобальную информационную революцию, которая по своему масштабу и последствиям во много раз превосходит промышленную революцию XIX в. и научно-техническую революцию середины XX в. Под влиянием происходящих в обществе процессов информатизации претерпевают изменения все сферы жизнедеятельности. Для человека грядущего информационного общества единство мира оказывается уже не идеологической абстракцией, а фактом повседневной жизни.
В' настоящее время во всем мире доминантами общественного развития становятся знания и информационные технологии, а информационный потенциал нации определяет ее социально-экономическое положение в мировом сообществе. Не случайно последнее десятилетие XX в. и начало XXI в. связывают с информатизацией и формированием информационного общества, рассматривая их как процесс эффективного освоения накопленных человечеством' информационных ресурсов. Признак информационного общества - утверждение культа знаний, осознание того, что ни одну серьезную экономическую, социальную, техническую задачу нельзя успешно решить без переработки- значительных объемов информации. Человек сегодняшнего дня немыслим без постоянного взаимодействия с гигантским потоком информации, а значит, и без постоянного пополнения багажа знаний.
Формирование молодого поколения происходит сегодня в условиях быстро меняющегося мира. Наряду с заново выстраиваемой культурой экономических и социальных отношений важной частью общего образования человека становится информационная культура. Благодаря стремительному развитию компьютерных технологий становится реальностью то, что казалось невероятным несколько лет назад: люди разных стран имеют доступ к самой
разнообразной информации в любой точке планеты, обмениваются информацией друг с другом и даже общаются в реальном режиме времени.
Россия имеет свои особенности вхождения в информационное общество. Основные проблемы связаны с недостатками в сфере материально-технического, финансового и правового обеспечения информатизации, представляющей собой стратегическое направление перехода к информационному обществу. Информационное невежество в наши дни ведет к технологическому банкротству и национальному унижению, к превращению страны в сырьевую колонию или свалку устаревшей технологии. Без создания особой социокультурной среды, в которой не только осознается фундаментальная роль информации в развитии общества, но и активно используются новые информационные технологии, невозможен реальный переход к информационному обществу, в котором знания об информационных законах, о средствах взаимодействия с информацией, становятся основой, методологией эпохи информатизации.
Качественный скачок в информационной индустрии настоятельно указывает на необходимость анализа новейших технологий сквозь призму мировоззренческих изменений.
Долгое время в исследованиях информационно-коммуникационных технологий, повлекших за собой революционные изменения на мировом рынке, основной акцент ставился в основном на необходимости совершенствования средств получения, обработки и распространения» информации и результатах их использованиям экономической сфере, но в результате осознания того, что наблюдаемый качественный скачок в развитии информационных технологий породил новую глобальную социальную революцию, ничуть не уступающую революциям прошлого по силе своего воздействия на человеческое общество, стали активно изучаться гуманитарные аспекты формирования нового общества.
В последние годы пристальное внимание исследователей стали привлекать образовательные аспекты формирования информационного
общества. Они связаны,, прежде всего, с анализом проблем информационного общества как общества «обучающихся», поскольку для всех его членов возрастает потребность постоянного повышения квалификации, обновления знаний, освоения новых видов деятельности. Становление информационного общества потребовало обеспечить адекватность образования^ динамичным изменениям, происходящим в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возросшему объему информации, стремительному развитию новых информационных технологий. В'настоящее время еще наблюдается недооценка роли культурологического исследования процесса информатизации-обществав целом и системы образования.в частности. Между тем,именно культурная составляющая; является главным элементом этого процесса. Информатизация общества началась именно в сфере'культуры— учеными и инженерами. Состояние-культурного потенциала:общества определяет темпы и характер информатизации. Социальные- изменения получают, в основном, культурную мотивацию. Культура прогрессирующим образом; перенимает функцию? двигателя; общественного развития; «Сначала приходит культура, - пишет А. Турен. - Как можно рассуждать иначе в период, когда создается новая культура, новые отношения с миром; тогда как формы общественной жизни остаются старыми, разложившимися* или беспорядочными?» (209, с. 19). б этом же говорят и отечественные .исследователи информационного общества; А. Ш Ракитов утверждает:. . «Вопрос об информатизации культуры имеет не «остаточный», но-фундаментальный характер. Здесь завязываются;в:одинузел культурные-процессы создания информационно-индустриального общества и принципиально новой технологической базы его духовной и социальной: модернизации» (156, с. 15). И: С Мелюхин пишет: «Анализ процессов становления информационного общества требует изучения его культурологического аспекта» (126, с.49). А. Негодаев подчеркивает: «Важность проблемы и ее недостаточная разработанность - делают крайне желательным: исследования культурологического аспекта информатизации общества» (134, с. 124).
Степень научной разработанности проблемы. Информационное общество стало предметом изучения в различных областях знания. Это труды по естественным и техническим наукам, а также работы общенаучного характера отечественных авторов: В. А. Ачкасова (12), И. А. Волошина (42), В. М. Глушкова (51), Н. Н. Моисеева (130, 131), В. С.Швырева (231); зарубежных ученых: М. Броя (28), Н. Винера (38), Дж. Пирса (146), К. Шенка (235), К. Шеннона (236) и др.
Философские аспекты развития информационного общества исследуют Р. Ф. Абдеев (1), Ю. Ф. Абрамов (2), В. Г. Афанасьев (11), Л. М. Земля-нова (83), В. М. Степин (192), А. Д. Урсул (210-215), Л. Н. Федотова (218), Н. И. Юзвишин (243), Э. Дайсон (66), Э. Фромм (222) и др.; социологические, политологические, правовые аспекты - Я. И. Засурский (79), В. Л. Иноземцев (92), И. С. Мелюхин (126), В. А. Писачкин и И. Е. Повери-нов (147), А. И. Ракитов (155), Н. С. Розов (161, 162), О. И. Семенков (170), А. П. Суханов (197, 198) и др.
В последние годы актуальность приобрели проблемы информатизации^ библиотечного дела, которые стали предметом исследования С. П. Бавина (14), М. Г. Вохрышевой (46, 47), Н. А. Коряковцевой (108), Б. А. Семеновкера' (172, 173) и др.; значение этих процессов в экономике и менеджменте рассматривают С. А. Дятлов (74, 75), П. А. Страссман (195), В. М. Шепель (237), Л. Планкетт и Г. Хейл (148) и др.
Феномен информационной культуры изучают П. И. Браславский (22-26), В. А. Виноградов и Л. В. Скворцов (39, 40), Н. И. Гендина (49), Ю. П. Горохов (55), А. А. Гречихин (60), Л. Н. Зеленова (80), Э. П. Семенюк (174-176), И. Г. Хангельдиева (224), Э. И. Хитарова (225), В. А. Шанцев (228-230), А. Г. Шейкин (232, 233) и др.
Культурологический подход к изучению проблем информационного общества представлен работами С. Г. Антоновой (7, 8), А. И. Арнольдова (9), Н. П. Ващекина (35), И. И. Горловой (53, 54), Н. И. Дубракова (72), Ю. М. Лотмана (117), И. А. Негодаева (134) и др.
Проблемы информатизации и компьютеризации образования различного уровня*анализируются в трудах В. Е. Айнштейна (3), В. Г. Кинелева (104, 105), Н. Б. Крыловой (110), В. С. Лобанова и А. Д. Иванникова (116), Д. Ш. Матроса (122, 123), И. И. Раскиной и Н. В. Федяиновой (158), Е. А. Ра-китиной (154), В. П. Рыжова (166) и др.
Психолого-педагогические проблемы информатизации и компьютеризации образования исследуют Л. П. Гурьева (63), О. В. Долженко и В. А. Шатуновский (70), А. Е. Сережкина (177), Н. В. Серкова (178), В. А. Терехин (204) и др.
Проблемы гуманитаризации высшего образования рассматривают К. Я. Вазина (31), Л. А. Вербицкая (36), В. С. Диев (69), Ю. М. Зыбарев (88), М. С. Каган (94), И. В. Клюева (101, 102), М. В. Шманова (238) и др.
Несмотря на довольно обширную литературу, многие проблемы концептуального осмысления динамики развития современного информационного общества, прежде всего, формирование его культуры, остаются недостаточно разработанными. Этим обстоятельством и был обусловлен выбор проблемного поля, объекта и предмета исследования.
В качестве исходной гипотезы принято предположение о том, что информационному обществу соответствует принципиально новый тип культуры, доминантой (ядром) которой является информационная культура, понимаемая не в узком - технократическом или информационно-технологическом, а в широком - культурологическом значении. Детерминирующую роль в формировании информационной культуры в современной России играет образование (прежде всего, высшее) в неразрывном единстве и сбалансированности его технико-технологических и гуманитарных аспектов.
Объект исследования - информационное общество как культурный феномен.
Предмет исследования - формирование культуры информационного общества в современной России.
Источниковую базу исследования составили:
работы теоретиков «информационного общества»: Д. Белла, 3. Бжезинского, П. Дракера, Г. Канна, М. Кастельса, М. Маклюэна, Е. Масуды, Э. Тоффлера;
произведения отечественных авторов по различным аспектам процессов информатизации, компьютеризации общества, формирования информационной культуры;
официальные (опубликованные и неопубликованные) документы различного уровня (федерального, регионального, внутриведомственного), касающиеся вопросов формирования информационной культуры в высшем образовании современной России;
образовательный процесс в Мордовском государственном университете имени Н. П. Огарева в 2001—2006 гг.
Целью настоящего исследования является культурологический анализ процесса формирования культуры информационного общества в современной России, в результате которого концептуализируются его доминанты и основные детерминанты. В соответствии с целью в диссертации ставятся следующие задачи:
проанализировать составг понятийно-терминологического^ обеспечения проблемы исследования: раскрыть сущность и содержание понятий «информация», «информатизация», «компьютеризация»;
выделить основные этапы формирования концепции «информационного общества» в зарубежной науке, проследить эволюцию его культурологической характеристики;
представить характеристику современных отечественных концепций информационной культуры;
определить роль университетского образования в процессе формирования информационной культуры личности;
проанализировать особенности формирования информационной культуры личности в региональном российском университете (на ма-
териале Мордовского государственного университета имени
Н. П. Огарева). Теоретико-методологическая основа исследования обусловлена спецификой изучаемого объекта, целью и задачами работы. Оно осуществляется на междисциплинарном уровне, на стыке истории и теории культуры, куль-турфилософии, социальной теории с привлечением данных из области педагогики, психологии, философии образования, естественных и технических дисциплин. Особое значение для реализации цели диссертации имеет комплексный интегративный подход. При решении конкретных задач автор использовал следующие методы гуманитарных наук:
сравнительно-исторический метод (рассмотрение различных этапов становления концепции информационного общества);
метод интерпретации (анализ текстов зарубежных идеологов информационного общества, отечественных авторов);
метод логической реконструкции (анализ проблем формирования информационной культуры);
эмпирические методы (сбор данных о развитии технико-технологической составляющей формирования информационной культуры в Мордовском госуниверситете; анкетирование, беседы, педагогическое наблюдение).
Научная новизна работы. Представлен культурологический анализ проблемы формирования культуры информационного общества в современной России; выделены основные этапы формирования концепции «информационного общества» в зарубежной науке, прослежена эволюция его культурологической характеристики; типологизированы современные отечественные концепции информационной культуры; определена роль университетского образования в процессе формирования информационной культуры личности; проанализированы особенности формирования информационной культуры личности регионально российского университета (на материале Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева).
Результаты проведенного исследования содержательно выражены в следующих основных положениях, выносимых?на.защиту:
На разных этапах формирования концепции «информационного общества» акцентируются следующие его культурологические характеристики: Первый этап4 (конец 1950-х — начало 1970-х гг.): усиление роли масс-медиа; переход от индустриального к сервисному обществу; решающее значение теоретического знания; размыкание между культурой-и социальной структурой; распространение «ощущаемого искусства», формирование «мозаичной культуры», становление образа «глобального метрополиса»; фрагментизация общественной- жизни, несмотря на тенденции; к глобальной интеграции, прерывание традиций, формирование нового глобального видения мира. Второй этап (конец 1970-х — начало 1980-х гг.): выдвижение в качестве важнейшей ценности времени, возрастание значимости культурного досуга; демассифи-кация; «массового сознания»;: формирование: «блип»-культуры. Третий этап (рубеж 1980-90-х гг.): формирование новой системы; ценностей современного человека, трансформация национального государствам под воздействием процессов глобализации; становление «сетевого общества».
Доминантой (ядром) культуры информационного общества является информационная культура, в современных отечественных концепциях которой выделяются три подхода: а) технократический, сужающий ее до рамок медийной;компетентности, критериями, которой являются-конкретные навыки, лої использованию технических: устройств;,, б) информационно-технологический, подразумевающий- совокупностазнаний;. умений и навыков поиска, отбора, анализа информации; в) культурологический, включающий в себя, помимо названных,, обеспечение целостного видениямира, прогнозирование последствий^ принимаемых решений, акцентирующий следующие принципы: аксиологический, деятельностный, историзма, коммуникативности.
3. К числу основных «издержек» разрыва между гуманитарными и технико-технологическими: составляющими информационной культуры лично-
11 сти относятся: превращение субъекта культуры в «человека массы», ориентированного на потребление, формирование стереотипного образа жизни, стандартизация материальных и духовных потребностей; изменение психологии (заглушение эмоциональной стороны психики; замена общения людей обменом информацией партнеров; столкновение с виртуальной реальностью, где трудно различимы иллюзия и действительность); противоречие между потоками информации и ограниченными возможностями человека по ее восприятию; замена живой эмоциональной речи жестким прагматизмом; неблагоприятное влияние техники на экологию, право на труд и социальную защиту; формирование новых форм культурной агрессии со стороны наиболее развитых стран в отношении менее развитых.
Детерминантами процесса формирования культуры информационного общества являются гуманитарные компоненты информационной культуры: мировоззренческий (система взглядов человека на мир информации и свое место в нем: убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности); познавательно-интеллектуальный (компетентность в сфере информационных технологий, гибкость и адаптивность мышления); прогностический (предвидение последствий информационной деятельности, профессионально-социальная адаптация в обновляющихся информационных условиях); правовой (знание и выполнение основных правовых норм регулирования информационных отношений, осознание ответственности за действия, совершаемые с информационными ресурсами); экологический (культура экологической деятельности, экология! культуры и человека в' информационном обществе); аксиологический (принятие на личностном уровне гуманистической ценности информационной деятельности); коммуникативно-этический (культура общения и сотрудничества в области информационных контактов, нравственное поведение в сфере информационных отношений).
Основным компонентом формирования информационной культуры личности в региональном российском университете является ее технико-технологическая база (аппаратно-программные средства, телекоммуникаци-
онная инфраструктура, информационные образовательные ресурсы, организационная инфраструктура, медийная компетентность обучающих и обучаемых). Недостаток гуманитарной составляющей проявляется в сужении возможности самостоятельной творческой работы студентов, часто использующих готовые материалы из Интернет-ресурсов; в усвоении студентами западных культурных паттернов, в результате чего ограничивается их представление о культурном многообразии мира, утрачивается собственная культурная идентификация.
Достоверность результатов и основных выводов диссертации обеспечивают: методологическая обоснованность исходных теоретических положений; необходимый объем выборки; адекватность методов исследования его целям и задачам; разнообразие методов исследования.
Практическая значимость исследования. Актуальность темы исследования позволяет использовать материалы и выводы диссертации в общих и специальных курсах по культурологии, истории и теории культуры, философии, информатике.
Апробация результатов исследования. По теме диссертации опубликовано 9 научных работ. Основные теоретические положения и выводы диссертационного исследования излагались в публикациях и выступлениях на Международной конференции (Москва, 2004), Всероссийских и региональных научных и научно-практических конференциях, на Огаревских чтениях, конференциях молодых ученых (Саранск, 2003-2006).
Информатизация и компьютеризация как реалии современной культуры
Задача данного параграфа - представить понятийный аппарат, необходимый для проведения заявленного исследования: дать определение понятий «информатизация» и «компьютеризация», выявив сущность обозначаемых ими реалий современной культуры.
«Информация» (от лат. informatio - изложение, разъяснение) как фундаментальная общенаучная категория привлекает сегодня пристальное внимание различных исследователей - представителей как точных, естественных, так и социогуманитарных наук. Несмотря на актуальность и фундаментальность проблемы информации в условиях современного научно-технического прогресса, единого общепризнанного определения данному термину не существует.
Н. Н. Моисеев утверждал, что информация - очень сложное и емкое явление, обладающее множеством характеристик, и его содержание зачастую угадывается лишь на уровне интуиции. В своих последних работах он высказывает мысль о принципиальной невозможности дать определение информации. «Строгого и достаточно универсального определения информации не только нет, но и быть не может, - пишет он. - Это понятие чересчур сложно» (130, с. 98). Тем не менее, ученые пытаются дать определение этому понятию.
В словаре К. М. Хоруженко «Культурология» понятие «информация» определяется следующим образом: «совокупность сведений о чем-либо, содержащаяся в сообщении; совокупность характеристик, представляющих не- который объект в его качественной определенности; упорядочивающее, организующее начало, противоположное энтропии» (226, с. 180-181).
А. Г. Шейкин, автор статьи «Информация» в энциклопедии «Культурология. XX век» предлагает следующее определение данного понятия: «1) любые сведения, данные, сообщения, передаваемые посредством сигналов; 2) уменьшение неопределенности в результате передачи сведений, данных, сообщений - в этом качестве информация противопоставляется энтропии» (233, с.270-271). Нам данные определения (сходные между собой) представляются несколько ограниченными.
Латинская основа этого термина подразумевает изображение, осведомление, составление понятия о чем-либо, предоставление сведений. «Современный энциклопедический словарь» дает следующее определение термину: «общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире, передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму; одно из основных понятий кибернетики » (187, с.431).
«Толковый словарь русского языка» Д. Н. Ушакова определяет «информацию» следующим образом: «Сообщение, осведомляющее о положении дел или о чьей-нибудь деятельности, сведения о чем-нибудь» (216, с. 473). С. И. Ожегов в «Словаре русского языка»-трактует слово «информация» как «сообщения, уведомляющие о положении дел, о состоянии чего-либо» (140, с. 323). «Новый словарь русского языка» под редакцией Т. Ф. Ефремовой дает следующее толкование: «1) Сообщение о положении дел где-либо, о состоянии чего-либо. 2) а) Сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами, б) Обмен такими сведениями между людьми и специальными устройствами, в) Обмен сигналами в животном и растительном мире. 3) То же, что: информирование» (138, с. 502).
Особенности нового типа культуры в зарубежных теориях «информационного общества»
Результатом процесса информатизации является создание информационного общества, где манипулируют не материальными объектами, а символами; идеями, образами, интеллектом, знаниями. Если рассмотреть человечество в целом, то оно в настоящее время переходит от индустриального общества к информационному. Для каждой страны ее движение от индустриального этапа развития к информационному определяется степенью информатизации общества.
Социологическая и футурологическая концепция информационного общества анализировалась многими отечественными авторами - прежде всего, социологами, политологами, представителями социальной философии (Д. В. Иванов, В. Л. Иноземцев, В. А. Копылов, И.. С. Мелюхин, В. А. Писач-кин и И. Е. Поверинов, А. Е. Ракитов, Н. С. Розов). В данной части нашего исследования мы ставим следующую задачу: рассмотреть,основные этапы формирования концепции информационного общества, вычленить культурологические аспекты его характеристики.
Следует подчеркнуть, что культурологический подход к исследованию процесса информатизации общества становится все более популярным в западной социологии и философии. В: Л. Иноземцев, один из серьезных отечественных- исследователей информатизации общества, отмечает, что конец XX столетия ознаменован новаторскими работами патриархов западной экономической и социальной мысли. В этих работах в центре внимания находятся не прямые последствия технического прогресса, изменения социальных отношений и другие, традиционно рассматриваемые ранее проблемы, а проблемы человека, его жизни и развития, его интересов и идеалов. По поводу этой своеобразной «переориентировки» западной социологической мысли он пишет: «Даже традиционный акцент на социальные отношения, на противопоставление классовых и групповых интересов кажется сегодня если не утраченным, то существенным образом сместившимся. Особое же внимание обращаетсяша изучение внутреннего мира человека, как: субъекта производства; как носителя субъективированных знаний, как личности, своими ценностями и предпочтениями, определяющими направления и условия формирования богатства современного общества» (92, с. 25).
Концепция информационного общества является разновидностью теории постиндустриального общества, ее истоки лежат в концептуальных положениях постиндустриальной социальной доктрины, которые подчеркивают центральную роль знания и констатируют ускоряющийся сдвиг от производства материальных благ к производству услуг и информации. Термин «постиндустриальное общество» был введен в научный оборот в 1958 г. американским социологом Д. Рисменом (Riesman D. Leisure and Work in Post-Industrial Society, 1958). Теория постиндустриального общества появилась в результате синтеза различных подходов к оценке динамики состояния и развития общества. В 1960-е гг. произошлоширокое распространение понятия о постиндустриализме и осмысление того, что- технологические факторы, раз-вития-начинают превалировать над политическими и социальными.
Первый, этап.развития концепции «информационного общества» (конец 1950-х - начало 1970-х гг.) связан с исследованиями М. Маклюэна,. Д. Белла; F. Канна,.Э: Винера, 3: Бжезинского;
Типология современных отечественных концепций информационной культуры
Культура эпохи информатизации представляет собой сложную иерархию субкультур, которые быстро изменяются, отличаются большим разнообразием, имеют свой язык, свои понятия и символику. Они представляют собой системы культурных специфических особенностей, характерных для некоторых социальных групп - возрастных, профессиональных, региональных и других. Таким образом, информатизация общества имеет своим непосредственным следствием дальнейшую трансформацию культуры, усложнение ее структуры, содержания и функций. Однако доминирующую роль в ее сложной системе играет информационная культура. Сегодня мы можем говорить о существовании разных уровней культуры современного гражданина. Во-первых, это уровень общей культуры, формирование и совершенствование которой способствует развитию мыслительного и в целом ноосферного потенциала подрастающего поколения. Во-вторых, это уровень информационной культуры, от «привития» которой зависит, на наш взгляд, будущее информационного общества.
Понятие «информационная культура» появилось в научной литературе сравнительно недавно - в начале 1990-х гг. Осознание информационной культуры как особого, относительно самостоятельного аспекта культуры стало возможным в результате становления информационного подхода к познанию действительности, развития представлений об информационном обществе, в котором информационные ресурсы по своей значимости не уступают энергетическим, финансовым и другим стратегическим ресурсам, а сама информация оценивается как экономическая категория — товар, эффективно используемый в современном деловом мире для повышения квалификации персонала, принятия оптимальных решений, освоения новой профессиональной сферы, получения стратегических преимуществ перед конкурентами.
Понятие «информационная культура» возникло на основе двух универсалий: «информация» и «культура». И. А. Негодаев подчеркивает: «Информационная культура представляет собой органический синтез информации и культуры. Информация и культура могут быть представлены как две взаимо-пересекающиеся сферы, в зоне которых образуется пространство, обозначаемое как информационная культура» (134, с. 175). Данное явление нельзя свести просто к сумме его исходных составляющих или их синкретизму.
Определение понятию «информация» мы дали в предыдущем параграфе. Что касается понятия «культура», то мы опираемся на базовое определение А. Я. Флиера, представленное в энциклопедии «Культурология. XX век»: «Возделанная» среда обитания людей, организованная посредством специфических человеческих способов1 (технологий) деятельности и насыщенная продуктами (результатами) этой деятельности; мир «возделанных» личностей, чье сознание и. поведение мотивируется и регулируется уже не столько биологическими, сколько социальными интересами и потребностями... мир творческих новаций...» (220, с. 336-338). Если говорить кратко, то совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, передаваемых от поколения к поколению, и составляют культуру.