Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Процесс формирования творческой интеллигенции Чувашии: проблемы и поиски Агаева Екатерина Васильевна

Процесс формирования творческой интеллигенции Чувашии: проблемы и поиски
<
Процесс формирования творческой интеллигенции Чувашии: проблемы и поиски Процесс формирования творческой интеллигенции Чувашии: проблемы и поиски Процесс формирования творческой интеллигенции Чувашии: проблемы и поиски Процесс формирования творческой интеллигенции Чувашии: проблемы и поиски Процесс формирования творческой интеллигенции Чувашии: проблемы и поиски Процесс формирования творческой интеллигенции Чувашии: проблемы и поиски Процесс формирования творческой интеллигенции Чувашии: проблемы и поиски Процесс формирования творческой интеллигенции Чувашии: проблемы и поиски Процесс формирования творческой интеллигенции Чувашии: проблемы и поиски
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Агаева Екатерина Васильевна. Процесс формирования творческой интеллигенции Чувашии: проблемы и поиски : проблемы и поиски : дис. ... канд. ист. наук : 24.00.01 Чебоксары, 2006 208 с. РГБ ОД, 61:07-7/355

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Историография и источниковая база 10

1.1. Историография 10

1.2. Анализ источников 3 8

Глава 2. Становление кадров творческой интеллигенции в 1920-1941 гг. 46

2.1. Творческая интеллигенция накануне образования Чувашской автономной области 46

2.2. Подготовка кадров творческой интеллигенции в средних специальных учебных заведениях Чувашии 60

2.3. Выпускники вузов художественного профиля 79

Глава 3. Профессиональная деятельность творческой интеллигенции Чувашии в 20-30-е гг. XX в. 89

3.1. Создание и деятельность писательских организаций 91

3.2. Художники и архитекторы в процессе консолидации творческих сил 109

3.3. Деятельность композиторов и исполнителей в Чувашии и за ее пределами 124

3.4. Театральная жизнь и создание национального киноискусства 139

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 155

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 161

ПРИЛОЖЕНИЯ 184

Введение к работе

Актуальность исследования. «Интеллигенция (лат. intelligentia -понимание) - общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным, творческим трудом, развитием и распространением культуры»1. В это понятие многие включают не только образованную, но и воспитанную часть населения, т.е. подразумевается наличие у интеллигента не только соответствующей профессионально-образовательной духовной зрелости. Мы здесь не затрагиваем пограничные социальные слои (рабочий-интеллигент, крестьянин-интеллигент и т.п.).

Творческая интеллигенция - это слой интеллигенции, занимающейся порождением качественно нового и отличающегося неповторимостью, оригинальностью и уникальностью.

Творческую интеллигенцию в данном случае мы отождествляем с художественной интеллигенцией. «Художественная интеллигенция -социально-профессиональная группа людей квалифицированного умственного труда, профессионально занятых созданием художественных ценностей. К ней относятся литераторы, архитекторы, композиторы, художники, кинематографисты, артисты, режиссеры, журналисты, творческие работники средств массовой информации и т.д.» .

Всестороннее изучение профессиональной и общественной деятельности творческой интеллигенции в России, постижение ее роли в развитии культуры невозможны без исчерпывающей разработки этой темы по отдельным регионам. Каждый регион или национальная республика имеет свою специфику, условия и пути формирования, подготовки интеллигенции, наиболее ярко выражающей национальное самосознание

1 Ерман Л.К. Интеллигенция / Л.К. Ерман // БСЭ. 3-е изд. - М., 1970. Т.10. - С.311.

2 Советская интеллигенция: Словарь-справочник / Под ред. Л.В. Ивановой. - М., 1987. -
С.215.

4 народа. История национальной интеллигенции в советский период на

каждом этапе развития имела свои особенности, которые на сегодняшний

день недостаточно исследованы, или требуют оценок и подходов с

позиций современной исторической науки. В нынешней России в условиях

духовного кризиса и снижения жизненного уровня большинства населения

обществом подготовке кадров, их образованию и воспитанию внимания

уделяется явно недостаточно. Между тем в переломные моменты истории

роль интеллигенции, особенно творческой, заметно возрастает. Деятели

искусства, как и педагоги средней и высшей школы, работники

учреждений культуры, приобщают людей к литературе, музыке, живописи,

театру, кино, формируя тем самым духовные ценности.

Обобщение деятельности творческой интеллигенции регионов России, в частности Чувашии, использование ценного опыта, накопленного в первые годы советской власти, позволит в определенной мере преодолеть духовный кризис нашего общества.

История формирования и развития национальных групп интеллигенции, в том числе чувашской, на каждом этапе имела свои особенности, которые, на наш взгляд, недостаточно исследованы или требуют новых оценок и подходов с позиций современной исторической науки (см. главу І). В условиях рыночных отношений, когда на первый план выдвигается прежде всего броское, «товарное», измеряющееся деньгами, правдивый показ противоречивой и трудной истории интеллигенции одного из поволжских народов в предвоенное двадцатилетие имеет большое воспитательное значение.

Хронологические рамки исследования охватывают период 1920-х -начала 1940-х гг. Выбор нижней границы исследования обусловлен тем, что 24 июня 1920 г. декретом ВЦИК и Совнаркома РСФСР была образована Чувашская автономная область. Верхняя граница определяется началом Великой Отечественной войны. В обозначенный период

5 произошли значительные изменения в количественном и качественном

составе творческой интеллигенции Чувашии.

Территориальные рамки исследования ограничены пределами территории современной Чувашской Республики.

Объект исследования - процесс формирования и воспитания творческой интеллигенции Чувашии.

Предметом исследования является подготовка кадров и творческая деятельность писателей, художников, музыкантов автономной республики в период с 1920 до 1941 гг.

Степень изученности проблемы. Процесс формирования и деятельность творческой интеллигенции СССР и отдельных регионов страны, в том числе Чувашской АССР, нашли достаточно широкое отражение в научной литературе. Активнее всего разрабатывались проблемы, связанные с подготовкой педагогических кадров. В то же время в массе научной литературы отсутствуют комплексные ..> работы, посвященные формированию творческой интеллигенции региона в целом.

Источниковую базу исследования составил значительный комплекс опубликованных и неопубликованных источников, хранящихся в государственных и местных архивах и музеях, материалы периодической печати, документы партийно-государственных органов, статистические материалы, мемуары. Исследуемый комплекс источников позволил достигнуть поставленной цели работы, решить ее задачи.

Методологическую основу исследования составляют принципы исторического познания: историзм, объективность, системность в оценке социально-экономических и общественно-политических процессов. В диссертации при анализе деятельности различных групп творческой интеллигенции используются сравнительно-исторический, логический, статистический методы, хронологический подход. Их применение позволило рассмотреть изучаемые явления в развитии, в связи с

общероссийскими, а также региональными и местными историческими и общественно-политическими процессами.

Мы старались отойти от устоявшихся идеологических штампов, считаясь с плюрализмом мнений. Согласно ленинским установкам культура могла быть или социалистической, или буржуазной, соответственно интеллигенция должна была занимать ту или иную позицию. Однако в оценке деятельности того или иного представителя творческой интеллигенции не должно быть однобокого толкования. Необходимо учитывать, что интеллигенция - это неоднородная группа людей, для которой характерны внутригрупповой профессионально-социальный антагонизм, индивидуализм (в этом ее слабость и сила), обостренная любовь к свободе, тяга к независимости.

Целью диссертационного исследования является изучение процесса формирования творческой интеллигенции Чувашии, анализ ее деятельности с 1920 по 1941-й гг.

Достижение цели обусловило решение следующих задач:

выявить предпосылки создания кадров национальной чувашской интеллигенции;

определить роль государства и местных органов власти, а также общественных организаций в создании новой системы подготовки кадров творческой интеллигенции;

проанализировать значение специальных учебных заведений по подготовке кадров творческой интеллигенции;

изучить деятельность союзов творческой интеллигенции республики в условиях установившегося тоталитарного режима;

отразить специфику воздействия культур народов Поволжья на процесс формирования творческой интеллигенции Чувашии.

Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что в нем проанализирована история формирования творческой интеллигенции Чувашии, которая ранее не являлась предметом

7 специального комплексного изучения, или не получившая достаточного

освещения в научной литературе. В научный оборот впервые введена

группа архивных материалов, изучение которых позволило показать

сложный и многогранный процесс формирования творческой

интеллигенции Чувашии, ее роль в общественной жизни национальной

республики в определенный исторический период. Прослежено влияние

социально-экономического развития страны на процесс формирования

интеллигенции и через нее - на формирование профессионального

искусства в республике. Исследовано влияние русской культуры на

чувашскую, в частности, в области театрального искусства. Прослежено

влияние социально-экономического развития страны на процесс

формирования интеллигенции и через нее - на формирование

профессионального искусства в республике.

Теоретическая значимость диссертационного исследования определяется предпринятым комплексным анализом процесса формирования кадров национальной творческой интеллигенции Чувашии в 1920 - 1941 гг.; способствует осмыслению ее роли в культурной жизни республики, выявлению особенностей взаимовлияния культур народов Поволжья; характеризует взаимоотношения партийно-государственных органов и творческой интеллигенции в изучаемый период.

Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы членами творческих союзов, работниками учреждений культуры, высшими и средними специальными учебными заведениями при подготовке кадров для сферы искусства. Кроме того, материалы диссертации могут быть применены в лекционных вузовских курсах, семинарах по истории культуры Чувашии, лекционной работе среди широких слоев населения, а также в подготовке обобщающих трудов по истории интеллигенции республики и страны.

8 На защиту выносятся следующие основные положения

исследования.

  1. К моменту образования автономии в 1920 г. Чувашия имела немногочисленную группу профессиональной интеллигенции. Центрами подготовки национальной интеллигенции в дореволюционный период являлись: Симбирская чувашская школа, основанная И.Я. Яковлевым в 1868 г. и выпустившая за полвека более тысячи учителей, Казанская инородческая учительская семинария, Казанская художественная школа.

  2. Образование и деятельность средних специальных учебных заведений (Чувашская музыкальная школа, Чувашское театральное училище, Алатырский художественно-граверный техникум и др.) создали базу для подготовки кадров творческой интеллигенции Чувашии.

3. На процесс формирования творческой интеллигенции
определяющее влияние оказала деятельность Чувашской областной
партийной, комсомольской, профсоюзной организаций. Марксистская =
идеология определяла культурную политику того периода, поэтому
творческие работники были призваны решать актуальные проблемы
социалистического строительства. Вопросы подготовки актеров,
музыкантов и художников находились в сфере государственных
интересов: на оснащение оборудованием и техникой учреждений культуры

и на подготовку педагогических кадров выделялись значительные бюджетные ассигнования, государственные органы контролировали деятельность творческих учебных заведений.

4. Создание и деятельность творческих союзов писателей,
художников, композиторов, театральных деятелей дало возможность
объединить усилия творческой интеллигенции в области развития
культуры, но в то же время способствовало установлению жесткого
партийно-государственного контроля над ними. Поэтому процесс
формирования и профессионального роста национальной творческой
интеллигенции был сложным и противоречивым.

9 5. Формирование национальной творческой интеллигенции

проходило в процессе взаимодействия культур русского, татарского,

мордовского, марийского, удмуртского и других народов России и СССР,

происходившего особенно активно в период вхождения Чувашской АССР

в состав Нижегородского (Горьковского) края в 1929-1936 гг.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования были изложены на 11 международных, всероссийских, региональных, республиканских и вузовских научных конференциях в Екатеринбурге, Уфе, Чебоксарах (1996 - 2005 гг.), а также в 16 работах, в т.ч. 1 монографии (в соавторстве).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложений.

Историография

Историками, культурологами, литературоведами и искусствоведами в проведена значительная работа по исследованию истории формирования творческой интеллигенции народов России в 1920-е - 30-е гг. Для удобства анализа литературы по теме исследования мы выделили в изучении обозначенной проблемы четыре этапа: 20 - 30-е гг.; конец 30-х - сер. 50-х гг.; вторая половина 50-х - до сер. 80-х гг.; со второй половины 80-х гг. по настоящее время.

Первый этап охватывает период 20 - 30-х гг. и связан со значительными преобразованиями Советского государства в области культуры. Задача правдивого освещения истории интеллигенции, приобщения трудового народа к достижениям культуры и профессионального искусства встала сразу после событий октября 1917 г. Культуролог В.А. Быстрянский писал: «Современнику трудно оценить во всей полноте то, что сделано в этой области революцией. Только будущий историк сможет дать общую оценку громадной работы, совершенной пионерами нового общества, создателями пролетарской культуры»1. Интеллигенция, сформировавшаяся к дореволюционному периоду, вынуждена была разделиться по классовому принципу и служить или пролетарской власти, или ее противникам. В вихре революционных бурь, гражданской войны и создания национальных образований разного уровня (союзных республик, национальных республик, национальных областей, национальных округов) формировалась новая интеллигенция. В 20-х гг. появились первые публикации о новой культуре и ее творцах2. Н.В. Вихирев анализирует новую форму новой подготовки специалистов через рабочие факультеты, комплектовавшиеся строго по классовому отбору - из детей рабочих и крестьян. Т. Мансуров делает попытку сравнить достижения культуры послереволюционного десятилетия на примере ряда народов. Важным считалось умение противопоставить новое старому. Иногда дореволюционные достижения ради показа преимуществ нового строя умышленно замалчивались или явно преуменьшались. В книге П.Ф. Юдина основные заслуги в ликвидации неграмотности и подготовке новых кадров специалистов и творческих работников в основном приписаны партийным комитетам и ячейкам РКП(б). Эта тенденция характерна и для публикаций В.А. Келлера. Богатым фактическим материалом подкупает труд А.Е. Бейлина, снабженный статистическими таблицами. Однако авторы этих работ придерживались ленинских установок классового подхода к интеллигенции, в котором сказывалось настороженное, подчас пренебрежительное отношение к бывшей дворянской и буржуазной интеллигенции в целом.

На первом этапе крупных монографических исследований становления интеллигенции Чувашии, в том числе творческой, не было. Имелись лишь общие работы по истории развития культуры Чувашии, в которых была сделана попытка выявить особенности национальной культуры чувашского народа, перечислить успехи культурного развития Советской Чувашии1. Однако в них отсутствовали специальные разделы об интеллигенции, а если и встречались сюжеты, то они касались в основном педагогических кадров.

Несмотря на большой вклад И.Я. Яковлева и Симбирской чувашской школы, в подготовку чувашской интеллигенции, продолжались нападки на «патриарха чувашского народа». И.Я. Яковлев огульно обвинялся в сепаратизме и миссионерстве, а все выпускники его школы безапелляционно назывались попами и миссионерами1. Даже МЛ. Петров, давший глубокую характеристику Симбирской чувашской школе не до конца раскрыл значение деятельности И.Я.Яковлева и школы в развитии демократической культуры и подготовке творческой интеллигенции в дооктябрьский период . Тем не менее он подчеркнул, что в стенах этой школы закладывались основы профессионального искусства чувашского народа, следовательно, с нее началась подготовка творческой интеллигенции.

Творческая интеллигенция накануне образования Чувашской автономной области

Чувашский край всегда славился народными талантами: резчиками по дереву, гончарами, вышивальщицами, певуньями. Но профессиональное искусство стало зарождаться в начале XX века. В его основу было положено богатство музыкального фольклора, традиции народных мастеров, то есть многовековые культурные традиции.

В дореволюционной Чувашии национальная интеллигенция, в том числе творческая, была малочисленной, не было высших учебных заведений и научных учреждений. Процесс формирования национальной интеллигенции начинается после утверждения правительством 26 марта 1870 г. особых правил «О мерах к образованию населяющих Россию инородцев».

В XIX в. для чувашских детей было открыто около 70 школ. В них обучалось 2200 детей. С началом просветительской деятельности И.Я. Яковлева и созданием Симбирской чувашской школы в 1868 г., которая с 1877 г. стала центральной и получила право подготовки учителей, также благодаря деятельности И.Н. Ульянова, других русских ученых и просветителей, число чувашских школ в Поволжье в дооктябрьский период увеличилось в несколько раз1. В этих школах работало много русских учителей, достаточно широко было поставлено художественно-эстетическое воспитание, основанное на использовании лучших достижений мирового классического искусства и местного народного художественного творчества.

1 Очерки истории культуры дореволюционной Чувашии. - Чебоксары, 1965. - С. 109. С 1800 по 1871 г. (за 72 года) на чувашском языке было издано всего 20 книг из них 17 богослужебных, т.е. одна книга в три-четыре года. После создания И.Я. Яковлевым оригинального чувашского алфавита, с 1872 по 1917 г. (за 46 лет) было выпущено 675 книг, в т.ч. 448 религиозного содержания и 227 светского характера, т.е. в год выпускалось 14-15 книг1. Проводником профессионального искусства в среду чувашского народа, прежде всего, явилась школа. Выпускники и педагоги Симбирской чувашской школы, Казанской инородческой учительской семинарии, Казанской художественной школы активно влияли на развитие художественной культуры всего Поволжского региона.

В конце XIX - начале XX вв. зарождается чувашская художественная литература. Первым публицистом-писателем из чувашей был Спиридон Михайлов, который печатался в русских периодических изданиях, это были очерки о чувашах. С 80-х гг. XIX в. появился целый ряд чувашских бытописателей, которым ставят в заслугу освещение в книгах на русском языке национально-бытовых особенностей чувашей. Но на родном языке ими ничего не было создано. Хотя первое стихотворение на чувашском языке было опубликовано еще в 1794 г., В течение XIX века, вплоть до 1890-х гг., чувашская поэзия не могла проторить себе дорогу. Произведения чувашских авторов игнорировались и не печатались. Как заявлял один из чиновников в 1903 г. в «Казанской газете» «чувашской культуры не было и не будет»3.

Важную роль в развитии национальной литературы сыграла первая чувашская еженедельная газета «Хыпар» /Весть/, издававшаяся в 1906-1907 гг. в Казани. В ней, наряду с разнообразными корреспонденциями, печатались стихи, очерки, рассказы, пьесы Т.С. Семенова /Таэр/, В 1908-1909 гг. появляются переводы на чувашский язык произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого и других классиков. В популяризации русской классики приняла участие Переводческая комиссия при Симбирской чувашской школе.

В той или иной степени литераторами были многие крупнейшие представители национальной интеллигенции. Но они занимались творчеством и проживали и главным образом в губернских городах Казани и Симбирске, т.е. вне Чебоксар и ближайших уездов, с 1920 г. вошедших в национальную административную автономию. Чебоксары до этого времени не только не участвовали в этом процессе, но и не были к нему готовы. В частности, такой атрибут современной культуры, как типография, здесь появился только в 1912 г.

Создание и деятельность писательских организаций

Постановлением ВЦИК и Совнаркома РСФСР от 24 июня 1920 г. была образована Чувашская автономная область, объединившая все районы компактного расселения чувашей Казанской и Симбирской губерний. Этот факт был воспринят населением как признание его полноправия. В Чувашии отсталость преодолевалась в контексте общего процесса социально-экономического и культурного развития советской страны. В регионе увеличивалась сеть культурно-просветительных учреждений: в 1921 г. работало 255 библиотек, сотни пунктов по ликвидации неграмотности, изб-читален, сельских и городских клубов. Начал свою деятельность в Чебоксарах переведенный из Казани Чувашский театр. В этом же году открылось Чувашское отделение государственного издательства. Чувашское советское искусство, несмотря на недостаток подготовленных работников, нехватку средств, стало быстро развиваться.

Издавались новые газеты: в Чебоксарах «Чувашский край» (1922-1924), в Казани «Херле ялав» («Красное знамя», 1921-1922). В 1922 г. в Москве стал печататься общественно-политический и научно-популярный журнал «Еслекенсен сасси» («Голос трудящихся», 1922-1926), в Чебоксарах с 1924 г. - литературно-художественный журнал «Сунтал» (Наковальня), с 1925 г. журнал сатиры и юмора «Капкан» (Капкан). К 1930 г. в республике издавались 3 газеты и 7 журналов (приложение 3).

Образование чувашской автономии, создание книжного издательства, театра, национального хора, Чувашрадио, Чувашкино, издание книг, газет и журналов на родном языке пробудило чувство национального самосознания народа. Вот как писал в 1925 г. в журнале «Эхо» публицист, впоследствии известный драматург Н.Ф. Погодин: «Край чувашский легко воспринимает новое... Каждого нового человека, впервые попадающего в Чебоксары, всегда поражает одно: это весенний, молодой, большой культурный подъем. Здесь следуют одна за другой лекции. Читают по-русски об истории чувашей, дискутируют о чем-то по-чувашски, кропотливо устанавливают свое древнее происхождение, впервые изучают свой язык, собирают народные национальные песни. Какие-то трудолюбивые люди по ночам копаются в старых книгах и грамотах, пишут доклады. Спешат. Бросается в глаза эта энергичная торопливость - скорее, как можно скорее восполнить пробел столетий. В этой торопливости чувашей чувствуется сердце народа, забившееся впервые в национальном самосознании»1.

Главной чертой нового типа культуры начала 20-х гг. стала свобода творчества, В чувашскую литературу и искусство пришло много молодых талантов из народа. Но в стране в годы нэпа произошла «тихая революция», основной чертой которой стала «советизация» культурной жизни. Направление развития культуры выбирала не сама творческая интеллигенция, а руководящие структуры, поэтому начавшийся демократический процесс не получил ожидаемого развития. В партийных документах, определявших политику в области литературы и искусства, этого периода содержались «установки», которые обесценивали положительные успехи художественной политики, обусловливали ее противоречивость и непоследовательность. Курс на идейную гегемонию пролетариата в художественном творчестве, представление о пролетарских художниках, как будущих руководителях искусства, идея перевоспитания мастеров культуры, вышедших из непролетарской среды, - такие «установки» вступали в противоречие с настроением творческой интеллигенции.

Сложные социально-экономические и политические процессы, проблемы культурного преобразования страны, борьба различных идейно 1 Цит, по: Сергеев Т.С. Храм мой - библиотека. / Т.С. Сергеев. - Чебоксары, 1999. - С.35. эстетических и художественных группировок и объединений в литературе и искусстве, отсутствие единства взглядов на пути развития советской культуры вызвали острую политизацию и идеологизацию всей общественной жизни. В документах Коммунистической партии указывались требования, которым должны соответствовать советские интеллигенты. Создавалась некая «модель» идеального социалистического интеллигента. Контроль над его мировоззрением и моралью вело созданное в 1922 г. Главное управление по делам литературы и искусства (Главлит).

Сравнительно быстрыми темпами формировалась новая творческая интеллигенция из крестьянской и пролетарской среды, т.е. осуществлялся классовый принцип приема в высшие художественные учебные заведения.

Похожие диссертации на Процесс формирования творческой интеллигенции Чувашии: проблемы и поиски