Содержание к диссертации
Стр.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ДУХОВНЫХ
ИДЕАЛОВ ЛИЧНОСТИ 32
1. Философско-религиозные основы понятий «культура»,
«духовность», «идеал», «личность» 32
2. Сущность и содержание абсолютных духовных
идеалов личности 53
3. Психолого-педагогический анализ духовных
идеалов личности 88
ГЛАВА II. ЭВОЛЮЦИЯ ДУХОВНЫХ ИДЕАЛОВ ЛИЧНОСТИ В РОССИИ 109
2. Формирование духовных идеалов личности
в контексте реформ Петра 1 140
3. Поиск духовных идеалов личности в России
(XIX - начало XX вв.) /164 ,,
ГЛАВА III. ВОПЛОЩЕНИЕ ДУХОВНЫХ ИДЕАЛОВ ЛИЧНОСТИ
В МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ 229
1. Отражение духовных идеалов личности в процессе
становления музыкальной культуры России до XVIII в 229
3. Духовные идеалы личности в русской профессиональной
музыкальной школе XIX в 292
ГЛАВА IV. ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНЫХ ИДЕАЛОВ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
В ВУЗЕ КУЛЬТУРЫ 338
2. Направленность курса общей и музыкальной педагогики
3. Индивидуальные представления студентов о духовных идеалах
и психолого-педагогические особенности их формирования 414
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 475
ПРИЛОЖЕНИЯ 506
Введение к работе
Актуальность исследования. Современная культура в России - сложное многоплановое явление. Она отражает необратимые демократические изменения: сменилась модель социального развития, которая характеризуется избавлением от старых догм и штампов, определяются тенденции развития социально-политических, экономических, культурологических проблем, решение которых невозможно без духовного обновления, возрождения истинных ценностей и идеалов. Но говорить о торжестве демократии рано, так как на социокультурное развитие России влияет глубокий социальный, экономический и экологический кризис. В результате культура сочетает в себе противоречивые тенденции старого традиционного и нового, связанного с расширением социокультурных и общечеловеческих проблем, изменением отношений к науке, культуре, образованию, отдельному человеку, с первоначальным накоплением капитала, приобретающего порой нецивилизованные бездуховные формы, становлением рыночных отношений, частной собственности (ваучеризация, приватизация), проходящих в острой борьбе различных политических партий, группировок и организаций.
Основным направлением социокулькурного развития современного общества является антропоцентризм - приоритет личности, находящейся в центре мироздания. Но антропоцентризм сопутствовал эпохе Возрождения в Западной Европе, Ренессансу в России на рубеже Х1Х-ХХ веков, следовательно, он может являться показателем наступающего духовного возрождения. Не случайно сегодня в центре социального развития России находятся идеи гуманизма, освоение исторического опыта прошлых поколений, направленные на благополучие и здоровье личности, ее духовное развитие, которые находят отражение в общечеловеческой системе воспитания, способствующей раскрытию творческих способностей и талантов, поиску сущности и содержания абсолютных ценностей и духовных идеалов.
В современном обществе происходит активный процесс становления духовных идеалов. Государство утратило идеологическую власть над человеком, который ощущает себя более свободным. В России нет больше единой идеологии, многопартийность становится характерным признаком современного общества.
В результате современная духовная культура переживает своеобразный переходный период, когда прежний идеологизированный строй разрушен, а новое демократическое общество еще не сформировано. Продолжается противостояние старого и нового, демократического и авторитарного, либерального и консервативного, формируются новые силы, политические группировки, у которых нет ясных программ прогрессивного развития страны. Россия под влиянием социального расслоения, экономических кризисов утрачивает свое единство, общие ценностные и мировоззренческие ориентации. Непонимание или неправильное толкование духовных идеалов создает благоприятные условия для расцвета социального эгоизма, нравственного хаоса, всеобщего ожесточения, ведет к росту преступности, духовному оскудению.
Современная действительность преподносйт горькие уроки ~тоталь~ ного обмана и подтасовок в сфере духовной культуры, которые в своем единстве представляют целенаправленную работу по уничтожению национальной идентичности русского народа, лишению его исторической памяти, стиранию границ между духовным и бездуховным, между добром и злом.
И чем серьезнее социально-экономический, культурный кризис, тем актуальнее проблема духовного возрождения, формирования духовных идеалов личности.
Проблема становления духовных идеалов в современной культуре является одной из актуальнейших. Она теснейшим образом связана с духовным поиском, созиданием, творчеством. И.А.Ильин утверждал, что духовность - ведущая творческая идея России, которой не нужны новые ни на десятилетия, ни на века, так как у нее есть одна вечная и беспредельная. Эта идея должна быть государственно-исторической, национальной, патриотической, религиозной, должна говорить о главном в русских судьбах, светить целым поколениям людей, осмысливая их жизнь. В ней - величие России, ее программа, мера, успех и полет, та творческая сила, которая формирует русский национальный характер, наделенный высокими духовными идеалами. Их формирование может протекать в бережном, ненасильственном изменении коренных основ социальной жизни с учетом особенностей сложившейся обстановки, сохраняя и восполняя историческую память народа, воссоздавая русский национальный характер.
Существенной потерей в формировании духовных идеалов в России является утрата религиозной веры. Именно Православие направляло личность к общечеловеческим ценностям, любви, добру, занималось просвещением и призывало полюбить науки. Не оправдались прогнозы Л.Фейербаха; К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина; ФЛТицше, З.Фрейда, об "отмирании" религий. Сегодня культурология рассматривает религию как неотъемлемую часть духовной жизни в системе нравственных ценностей, как исторически определенный уровень развития общества, как способ жизнедеятельности, межличностных отношений,/ учитывающих правила и нормы поведения, принятые в цивилизованном обществе.
Духовная культура как многослойное образование постоянно видоизменяется в процессе освоения новых знаний о мире, обществе и человеке, постижения художественно-образного восприятия действительности. Синтез знаний, устойчивых нравственно-эстетических убеждений, взглядов, представлений формирует в человеке определенные духовные ценности, потребности и идеалы, которые взаимосвязаны между собой и влияют на все стороны жизни общества (нравственную, эстетическую, интеллектуальную, политическую, религиозную и др.).
Важное значение в формировании духовных идеалов личности имеет интеграция российской высшей школы с мировой образовательной системой: в развитии международных связей и сотрудничества с целью обогащения культур, творческого применения зарубежных прогрессивных воспитательных технологий в учебный процесс вузов.
В 1993 году в Москве состоялся Международный конгресс представителей науки и образования, в котором приняли участие страны СНГ, США, Англии, Германии, Франции, Китая, Израиля, Египта, Сирии. Он определил основные задачи: рассмотреть итоги XX века в области науки и образования; определить параметры их дальнейшего развития; объединить усилия мировых образовательных систем в целях их гуманизации, подготовки высококвалифицированных и интеллектуально развитых людей. На конгрессе обращалось внимание на то, что духовная культура различных государств не может существовать изолированно в мировом сообществе. Современная ситуация Вложившаяся в России, сделала возможным широкое освоение мировой культуры, что способствует диалогу культур, коммуникации, более глубокому взаимопониманию людей различных народов на основе общечеловеческих идеалов. Но применение в культурной практике иностранного опыта, без учета исторического пути России, особенностей ее развития может нанести существенный вред русской национальной культуре.
Образование, как часть культуры, создает необходимые условия для формирования духовных идеалов личности. Оно является своеобразным отражением социальных отношений, показателем степени их духовной зрелости и мировоззрения. Этой цели посвящен Государственный стандарт высшего профессионального образования. Его содержание учитывает необходимость возвращения к историческим традициям российского образования, освобождения его от идеологических штампов и догматизма, что позволяет формировать знания на уровне мировых достижений, с учетом особенностей развития страны. Вузам предоставлены академические свободы, преподаватели могут вести творческий поиск, позволяющий более эффективно готовить специалистов высшей квалификации.
Особая роль в становлении духовной культуры России отводится вузам культуры, занимающимся профессиональной подготовкой специалистов различного профиля, в том числе и в сфере искусства, среди которых музыкальное занимает одно из центральных мест. Оптимизация духовных идеалов личности средствами музыки обусловлена общими тенденциями духовного возрождения России, предполагает переосмысление современного состояния профессиональной подготовки студентов музыкальных специализаций, определение некоторых наиболее перспективных направлений развития высшего образования, внедрение в учебно-воспитательный процесс исторического опыта, ориентацию будущего специалиста как на исполнительскую, так и на педагогическую деятельность.
Таким образом, актуальность исследования определена противоречиями современного социокультурного развития России, преодоления которых требует формирования духовных идеалов личности. Вместе с тем оно обусловлено и недостаточной разработанностью теоретико- методологических, культурно-исторических положений о духовных идеалах, их эволюции в истории России, отражении в музыкальной культуре, становлении идеалов конкретной личности в процессе музыкального образования в вузах культуры. В связи с этим изучение духовных идеалов предполагает комплексное освещение проблемы средствами философии, культурологии, педагогики, музыкознания. Такой подход позволяет комплексно решать поставленные в исследовании задачи, обосновать логику авторской концепции.
Степень научной разработанности проблемы. Духовное развитие личности, становление ее идеалов интересовали философов античности: Пифагора, Сократа, Платона, Аристотеля, римских стоиков - Сенеки, Марка Аврелия и др., которые, размышляя о познании мира, утверждали, что человеку прежде всего необходимо постоянное духовное совершенствование. Идеи античности продолжали свое развитие в трудах богословов - Августина, Фомы Аквинского, Григория Паламы, Авиценны, в гуманистических теориях величайших представителей эпохи Возрождения. Философы, педагоги Ф.Рабле, Т.Кампанелла, Я.А.Коменский, М.Монтель, Д.Локк, Ж.-Ж.Руссо, Б.Паскаль, Ф.Бэкон и др. сознавали, что постоянно развивающаяся личность способна преобразовать общество. Они мечтали о совершенном, "солнечном" мире, в котором будут отсутствовать зло, насилие, войны, видели в этом высший смысл служения обществу. Занимаясь поиском, писатели, поэты, художники и музыканты Ф. Петрарка, В.Шекспир, Леонардо да Винчи, БТМикеЖнджато, С.Рафаэль, И.-С.Бах, Г~-Ф7 Гендель, Р.Вагнер и др. размышляли о проблемах духовного, осмысливали бесконечность духовного восхождения, безграничность постижения идеала, который человек начинает ощущать в кропотливом труде, постоянном созидании и творчестве.
Классическое осмысление проблем духовных идеалов личности было осуществлено в немецкой философии. И.Кант, И.Фихте, Г.Гегель, освещая глубинные источники духовного, придали этой проблеме масштабы абсолютности. Г.Гегель изучал "феноменологию" духовного в процессе эволюции человеческого сознания от первых его проблесков до овладения научными знаниями. Идеалистическая метафизика разума у Г.Гегеля переходит в метафизику Духа, носителем исторического процесса является «объективный дух», существо высшего порядка, стоящее над отдельным человеком. Согласно Г.Гегелю, Дух есть - все, он есть также истина всего бездуховного, он пробуждает в человеке сознание, в основе всех явлений природы и общества лежит "абсолютное духовное и разумное начало", "абсолютная идея", а силу и глубину Духа всегда сопровождает идеал свободы. И.Кантом была выдвинута идея трансцендентности проблемы, получившая дальнейшее развитие в теориях философии как зарубежных, так и русских его последователей.
Проблемы духовности, духовного идеала нашли воплощение в трудах историков Н.М.Карамзина, С.М.Соловьева, П.Н.Милюкова, Н.И.Костомарова, которые теснейшим образом связывали проблемы духовного идеала с социально-историческими изменениями в обществе. Духовные идеалы были центром философских и эстетических поисков русских романтиков Е.А.Баратынского, Одоевского, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, а затем А.И.Герцена, В.Г.Белинского и др.
Наиболее полное рассмотрение проблемы было дано в исследованиях русских философов XIX - первой половины XX веков П.Я.Чаадаева, Вл.Соловьева, Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, И.А.Ильина, Н.О.Лосского, В.В.Розанова, Г.П.Федотова, П.А.Флоренского и др., которые пытались понять сущность и природу духовного, определить ведущие черты русского характера, раскрыть содержание абсолютных духовных идеалов, наиболее типичных для русского человека. Изучая духовную культуру России, они утверждали, что человек - свободное существо, имеющее право выбирать для себя культуру, и поэтому недопустимо давление в выборе культуры, особенно религии.
Духовный поиск нашел отражение и в деятельности русских педагогов, писателей. В трудах Н.И.Пирогова, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, П.Ф.Каптерева рассматривались проблемы свободного национального воспитания, становления творческой натуры и русского характера. Они утверждали, что главным духовным стержнем человека являются общечеловеческие и христианские идеалы.
Существенной трансформации подверглись духовные идеалы после Октябрьской революции. Диктатура пролетариата не только прекратила всевозможный поиск, но навязывала свои образцы единомыслия. Однако все самое ценное в духовной культуре продолжало свято храниться и передаваться из поколения в поколение в русском народе.
Духовная культура современного общества вызывает все больший интерес философов, культурологов, социологов, так как она отражает глубинные процессы, происходящие в обществе, динамизм их развития. Особый смысл приобретают труды А.И.Арнольдова, А.А.Аронова, Е.Я.Александровой, Л.П.Буевой, И. М. Быховской, П.С.Гуревича, В.В.Денисова, В.П.Демина, С.Н.Иконниковой, Ю.В.Китова, М.С.Когана, И. Н. Л исаковского, Д.С.Лихачева, Н.С.Мансурова, А.А.Оганова, В.В.Савельева, Б.М.Сапунова, В. А. Разу много, А.И.Шендрик. В исследованиях Д.С.Лихачева раскрывается духовная сущность наследия русского народа, воплощенная в литературных, исторических памятниках, подтверждающая всю бесконечность силы духа, его неограниченные возможности.
А.И.Арнольдов в своих трудах огромное значение уделяет проблемам сущности и содержания культуры, которая рассматривается как мудрость народов, глобальный творческий процесс, возвышенная сила, направленная на утверждение истинно человеческого в человеке, как «вторая Вселенная», развитие которой связано с поступательным движением цивилизации. Представляя культуру как бесконечно многообразное явление, Б.М.Сапунов утверждает, что вся культура по своей сущности духовна, ее разделение на материальную и духовную условно. Оно фиксирует не сущность, а форму, которую принимают результаты духовного творчества.
В одном из последних трудов В.А.Разумного рассматривается внутренний духовный мир выдающихся личностей, представителей советской культуры, которые несмотря на идеологическое давление, догмы стали истинными «Подвижниками Духа».
Е.Я.Александрова и И.М.Быховская изучали актуальные проблемы, связанные с процессом становления отечественной культурологии, ее спецификой, соотношением со смежными социально-научными сферами знаний. Они раскрыли особенности двух типов культурологических исследований - «исторической культурологии» (Е.Я. Александрова) на примере изучения художественного образования в России, которое рассматривается как многомерное, сложносоставное, социокультурное явление, и «прикладной культурологии» (И.М.Быховская) на примере анализа телесной культуры человека, которая, теснейшим образом сочетаясь с духовной, находит отражение в физическом развитии, здоровье, эстетике внешней и внутренней, имидже, карьере и т.п.
Изучая структуру и динамику культурологических процессов, их место в системе образования, А.Я.Флиер рассматривает культурологию как комплексную метанауку, основным предметом которой являются исторические формы общественного бытия. В объем понятия формы он включает проблемы социогенеза (цивилизационные, этнические, политические, конфессиональные, социальные), аксиогенеза ( происхождение, становление и развитие систем ценностных ориентаций), среди которых немалое значение имеют духовные идеалы, информогенеза (содержание, технологии социальной коммуникации, регулирующей общественное бытие), культурогенеза (непосредственное культурное формообразование). А.Я.Флиер приходит к убеждению, что культурология - синтез теории и истории культуры, цивилизациологии, аксиологии, социальной информатики и синергетики, предполагающей сотрудничество, содействие и взаимодействие.
Наряду с отечественными исследованиями в области культурологии, немалое значение имеют труды зарубежных ученых М.Вебера, Э.Кассирера, Г.Зуммеля, О.Шпенглера, Н.Гартмана и др. , которые в значительной мере определили направление развития научного знания в XX веке. Среди ведущих - попытка трансляции классической философии, ее содержания, ключевых понятий и идей в культурологическое знание. В результате культурология рассматривается как область гуманитарного знания, объединяющая в себе философские, исторические, этнографические, социологические, психо лого-педагогические, искусствоведческие исследования культуры, специфического способа жизнедеятельности человека, как культурософия - учение о смысле и перспективах развития культуры общества и человека.
В диссертации автор опирается и на исследования, посвященные теории и методике социально-культурной и культурно-досуговой деятельности. Работы М.А.Ариарского, Т.И.Баклановой, А.Д.Жаркова, Л.С.Жарковой, Ю.Д.Красильникова, Т.Г.Киселевой, Б.Сафаралиева, Ю.Д.Стрельцова отражают современное состояние духовной культуры, тенденции ее развития, рассматривают новые технологии и методики, влияющие на дальнейшее формирование личности.
Т.Г.Киселева, Ю.Д.Красильников отмечают, что современная культурология выдвигает одной их центральных задач своего дальнейшего развития формирование духовных идеалов личности студенческой молодежи, представляя идеал как общечеловеческую ценность.
Значительно повысился интерес к проблемам, связанным с выявлением природы духовных, нравственных и эстетических идеалов, о чем свидетельствуют кандидатские диссертационные исследования
В.Богатова, В.Н.Дуденок, А.П.Желобова, В.Н.Козлова, Н.Н.Никитиной, Е.И.Пустоваловой, В.М.Радугина, В.Н.Соболева, Н.Н.Ярошенко, а также докторские диссертации Ю.Б.Алиева, Н.И.Ворониной, В.Н.Духанина, Т.Ф.Карпова, А.В.Кезина, Э.Г.Классена, Г.Н.Падалки, А.Н.Фролова и других. В них идеалы рассматриваются как ценностно-ориентационное направление с позиций нравственности, эстетики, художественных видов деятельности.
В становлении духовных идеалов личности приоритетной становится современная педагогика. Она стремится преодолеть последствия административно-командной системы воспитания советского периода, впитывая гуманистические традиции, общечеловеческие ценности, формируют педагогику отечественной культуры. Труды Ю.П.Азарова, А.Я.Айзенберга, Н.К.Баклановой, К.К.Григорян, М.Г.Данильченко, А.Л.Карамышева, В.С.Кузина, В.И.Черниченко внесли существенный вклад в теорию и практику духовного развития личности в процессе профессиональной подготовки специалиста. Ю.П.Азаров, всесторонне изучая русское мировоззрение, труды выдающихся философов, педагогов, психологов, деятелей культуры и искусства как прошлого, так и настоящего, стремится воплотить и развить прогрессивную систему общечеловеческого воспитания.
В ряде работ В.А.Кан-Калика, С.В.Кондратьевой, Е.А.Климова, Т.В.Кудрявцева, И.А.Зязюна, И.Ф.Кривонос, Н.Н.Тарасевич освещались проблемы формирования и становления личности педагога- профессионала, мастера своего дела. Важное значение имели исследования В.П.Зинченко, В.Г.Кинелева, Н.С.Ладыжец, В.А.Сластенина,
Д.Смирнова, В.Д.Шадрикова, изучающие современное состояние и совершенствование системы образования в России.
Рассматривая традиции русской и зарубежной педагогики, В.Г.Кинелев утверждает, что разрушительным силам, сопровождающим современное общество, социальным и экономическим кризисам может противостоять высокая образованность народа, его духовная культура. Разделяя данные идеи, Н.С.Ладыжец анализирует современное вузовское образование, определяя его идеалы, ценностные ориентации, утверждает, что высшая цель вузовского образования заключается в воспроизводстве интеллектуального потенциала общества, направляя его на реализацию приобретенных знаний и творческих возможностей. По мнению В.А.Сластенина, интеллект, знания, творчество, созидание, мастерство, профессионализм становятся не только результатом педагогического воздействия, но и средством дальнейшего духовного становления личности.
В числе этих работ и защищенные в последние годы докторские диссертации Г.В.Акопова, О.А.Антоновой, Н.К.Баклановой, Л.И.Гурье, Л.Н.Евменовой, И.Ф.Исаева, В.В.Карпова, А.А.Мелик- Пашаева, М.И.Мухина, И.Ф.Плетеневой, Л.А.Рапацкой, В.С.Садовской, М.П.Сибирской, В.И.Черниченко, направленные на гуманизацию процесса воспитания личности, ее самореализацию в условиях созидания и творчества. Данные работы ориентируют в методологических, историко-культурологических, психологических, социально-педагогических и искусствоведческих аспектах, становятся основой исследования духовных идеалов.
В сфере музыкального искусства изучаются главным образом проблемы, связанные с профессиональной подготовкой специалиста, профориентацией, активизацией познавательных способностей, формированием музыкально-эстетического вкуса, которые рассматривались и автором настоящего исследования в кандидатской диссертации Основу многих исследований составляет творческое и музыкально- педагогическое наследие прошлого: И.-С.Баха, А.Вивальди, Г.Генделя, Р.Вагнера, Д.Верди, Ф.Шопена, Ф.Листа, А.Г.Рубинштейна, Н.Г.Рубинштейна, П.И.Чайковского, С.Танеева, Н.А.Римского- Корсакова, Б.В.Асафьева, Г.Г.Нейгауза и многих других. Особое значение имеют и труды современных ученых-музыкантов, занимающихся педагогической деятельностью: Ю.Б.Алиева, Л.Г.Арчажниковой, Л.А.Баренбойма, Е.Б.Долинской, В.Г.Кузнецова, Е.И.Максимова, Е.В.Назайкинского, В.И.Петрушина, М.А.Смирнова, Г.М.Цыпина, П.А.Черватюка, Л.В.Шаминой,.
Рассмотренные работы создают фундамент настоящего исследования, дают возможность подтвердить, уточнить и обосновать отдельные позиции. Однако до настоящего времени не проводилось специального исследования, направленного на разработку научной концепции духовных идеалов личности, включающей определения сущности и содержания духовных идеалов личности, их эволюцию в России, воплощение в музыкальной культуре и формирование у студентов в процессе профессиональной подготовки в вузах культуры.
Решая различного рода задачи, исследователи не рассматривали в совокупности проблемы методологии, теории, истории и практики формирования духовных идеалов, которые, с одной стороны, выявляют многогранные особенности природы духовных идеалов личности, с другой - определяют наиболее оптимальную методику их формирования в процессе профессиональной подготовки специалиста вузов культуры музыкальных специализаций. 1 Волобуева Л.С. Воспитание музыкально-эстетического вкуса учащихся культурно-просветительных училищ. Дис. ...канд.пед. наук. -М., 1984. -221 с.
С учетом вышеизложенного, была определена проблема данного исследования, которая сформулирована следующим образом: каковы методологические, теоретические и практико-методические основы духовных идеалов личности и особенности их формирования в процессе профессиональной подготовки специалиста?
Решение данной проблемы явилось основанием для формулировки цели исследования, которая заключается в обосновании и создании научной концепции духовных идеалов личности, определяющей теорию (сущность и содержание духовных идеалов), историю (эволюцию их становления в России, воплощение в музыкальной культуре) и современную практику формирования духовных идеалов в системе профессиональной подготовки будущих специалистов культуры - музыкантов.
Формирование духовных идеалов автор рассматривает как целостный процесс духовно-творческого развития личности, который предполагает единство ее общего и профессионального развития и реализуется в единстве и взаимосвязи трех подсистем: организационно-педагогической (технологической), определяющей цели, задачи, содержание, методы и приемы учебно- воспитательного процесса в вузе, направленного на духовно-творческое развитие личности, с учетом сущности и содержания духовной культуры, исторического опыта и эволюции духовных идеалов личности в России; социально-психологической, формирующей систему отношений личности к миру, людям, самой себе, приобретаемой профессии; духовно-личностной, включающей личностные и профессионально значимые качества: направленность личности, силу и глубину ее стремлений, раскрывающей внутренний мир, ее достоинства и недостатки, интересы и потребности, волю и целеустремленность, представления и ассоциации, воображение и фантазию, знания и умения.
Объект исследования - духовные идеалы личности: сущность и содержание.
Предмет исследования - формирование духовных идеалов личности в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов культуры - музыкантов.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи: раскрыть содержание и соотношение основных понятий «духовность», «идеал»; выявить сущность духовного развития личности; определить особенности развития и становления духовных идеалов личности в России; раскрыть духовные основы западноевропейской и русской музыкальной культуры на примерах творческого и педагогического наследия выдающихся музыкантов; определить содержание духовных идеалов студенческой молодежи; выявить возможности музыкальной педагогики в формировании духовных идеалов студентов; обосновать и апробировать методику формирования духовных идеалов личности в системе профессионального музыкально- педагогического образования в вузах культуры.
В качестве ведущей гипотезы выступали предположения о том, духовные идеалы могут рассматриваться как комплексное и многоаспектное образование на стыке философии, культурологии, религии, этики, эстетики, психологии, педагогики, искусствознания; духовные идеалы личности в России во все исторические времена отражали социально-культурную жизнь общества и испытывали на себе его влияние, имели свою специфику и содержание, передающееся из поколения в поколение.
Частные гипотезы включали следующие положения: духовные идеалы личности по своему содержанию многообразны, они имеют широкий ценностный диапазон, могут быть представлены в виде "духовной вертикали", середина которой - традиционные нормы и ценности как отправная точка бесконечного восхождения вверх, к вершинам духа и падения вниз, в сферу бездуховного; духовные идеалы личности имеют двойственный характер: реальные идеалы - то, чем действительно обладает личность, и идеальная мечта - к чему она стремится. Процесс развития личности должен ориентироваться на идеальное, определив и уточнив реальное, активизируя личность, направляя ее к своей мечте с учетом социальных и индивидуальных особенностей и противоречий; научно-теоретическая концепция, раскрывающая природу и содержательный аспект духовного идеала, позволит выявить оптимальные пути его формирования в процессе профессиональной подготовки студентов вузов культуры музыкальных специализаций; эффективное формирование духовных идеалов возможно в процессе углубления знаний в области духовной культуры, активизации мышления и воли, глубокого и всестороннего освоения общечеловеческих ценностей, интеллектуальных знаний и искусства, в процессе творческой, созидательной деятельности и самосовершенствования.
Методологические основы исследования составили положения философии о диалектической взаимосвязи процессов и явлений; о ведущей роли творческой деятельности в духовном формировании личности; идеи античных философов Сократа, Платона, Аристотеля о самопознании человека, труды И.Канта о трансцендентности сферы духовного, Г.Гегеля об "абсолютной духовной идее", "мировом духе и разуме", выдающихся русских философов Вл.С.Соловьева, В.В.Розанова, Н.А.Бердяева, В.В.Зеньковского, И.А.Ильина, Н.О.Лосского, Г.П.Федотова, П.А.Флоренского, а также С.Л.Франка, А.Ф.Лосева, А.И.Арнольдова, Е.Я.Александровой, Ю.Б.Алиева, Л.П.Буевой, Д.С.Лихачева, Н.С.Мансурова, В.В.Савельева, В.А.Разумного, раскрывающие природу духовности, основы внутреннего гармоничного становления личности; гуманистическую направленность образования, ориентированного на общечеловеческие ценности, высокодуховные идеалы любви, добра, красоты, свободы. Важное значение для исследования имели их идеи о "всечеловечности" культуры, ее национальных особенностях и истинных общечеловеческих ценностях, о роли культуры России в мировой культуре, ее элитарности и массовости, о влиянии культуры на чувство патриотизма, о ее связи с православием, о проблемах уникальности личности, созидания и творчества.
Теоретические основы исследования опираются на концепции выдающихся историков, культурологов, педагогов, психологов, музыкантов прошлого и настоящего, идеи о необходимости духовного развития личности, русского национального характера Д.И.Писарева, Н.И.Пирогова, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, П.Ф.Каптерева, 11.11.Блонского, ^онцепцию^^лостногсГподхода к формированию личности, разработанную на кафедре педагогики и психологии МГУ К (Ю.П.Азаров, А.Л.Карамышев, Н.К.Бакланова, К.К.Григорян, Г.С.Жуйков, В.И.Черниченко, А.А.Чернышов, Э.М.Суханова), концепции о психолого-педагогическом, творческом и духовном развитии личности, разработанные в трудах А.Я.Айзенберга, М.Г.Данильченко, И.А.Зязюна, В.А.Кан-Калика, И.С.Кона, В.С.Кузина, Б.Ф.Ломова, А.В.Мудрика, В.А.Сластенина, а также зарубежных ученых А.Адлера, Р.Арнхейма, Л.Зонди, А.Маслоу, Р.Мейя, Э.Нойманна, З.Фрейда, Э.Фромма, Э.Холмса, К.Г.Юнга; идеи о проблемах формирования духовного средствами музыкальной культуры - И.-С.Баха, А.Вивальди, Г.Генделя, Р.Вагнера, Д.Верди, Ф.Шопена, русских музыкантов А.Г.Рубинштейна, Н.Г.Рубинштейна, П.И.Чайковского, А.Н.Скрябина, М.П.Мусоргского, Ф.И.Шаляпина, специалистов в области профессиональной подготовки музыкантов, педагогов, ученых Б.В.Асафьева, Г.Г.Нейгауза, А.Н.Сохора, Л.А.Баренбойма, О.А.Апраксиной, Л.Г.Арчажниковой, Е.Б.Долинской, В. И. Петру шина и других.
Методы исследования. В процессе проведения исследования применялся комплекс теоретических и эмпирических методов. К первой группе методов относились: анализ философской, культурологической, исторической, психолого-педагогической и искусствоведческой литературы, нормативной и методической документации, их сравнение, сопоставление, синтез ведущих идей, дедукция и индукция ведущих понятий, отобранных для исследования. Вторую группу методов составили такие, как наблюдение, беседа, анкетирование, изучение продуктов деятельности, статистическая обработка результатов на ЭВМ, анализ духовного образа музыкального произведения, педагогический эксперимент, который включил констатирующий, формирующий и контрольный этапы, (сравнение результатов осуществлялось внутри экспериментальных групп и в сопоставлении с контрольными группами).
Данное исследование по специальностям 24.00.01 - теория культуры и 13.00.01 - общая педагогика включало разработку и предполагало апробацию экспериментальной методики формирования духовных идеалов студентов музыкальных специализаций вузов культуры, что потребовало проведение трех взаимосвязанных направлений учебно- воспитательной работы: организационного, констатирующего состояние духовных идеалов студенческой молодежи различных вузов России (Московского государственного университета культуры, Краснодарского государственного университета культуры и искусств, Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского, Тульского филиала Московского педагогического государственного университета, Российского университета Дружбы Народов), определяющего постановку задач, разработку логики эксперимента, включающего анкетирование, беседы, разработку цикла персонифицированных лекций, поисково- творческих семинаров, систему специально разработанных заданий, бланков аннотации духовного образа музыкального произведения; формирующего, ставящего задачи: апробировать основные теоретические выводы; проверить эффективность экспериментальной методики, содержание которой включило лекционный курс, практические задания, организацию научно-исследовательской работы студентов, направленную на формирование духовных идеалов студенческой молодежи, выявление их индивидуальных представлений о духовных идеалах и активизацию самостоятельной, поисково-исследовательской деятельности в процессе написания курсовых и дипломных работ; обобщающего, которое подводило итоги полученных результатов, их сравнения и сопоставления.
Основные этапы исследования. Исследование проводилось с 1990 г. по 1999 г., имело четыре этапа: первый этап (подготовительный, пилотажный) : 1990-г\ для определения "поля" исследования; второй (констатирующий) - с 1990 по 1994 гг.; третий (формирующий, экспериментальный)- 1995-1998 гг.; четвертый (обобщающий) - 1998-1999 гг. - (обработка материалов на ЭВМ, расшифровка данных, формирование таблиц, диаграмм, графиков).
Диаграмма опроса студентов вузов
МГПУ - 52 чел 9%
МГК - 45 чел. 8%
КГАКИ - 73 чел. 13%
МГУК - 305 чел. 53%
РУДН - 95 чел. 17%
Репрезентативность исследования определялась выборочными опросами студенческой молодежи вузов России, проводившимися в 1990, 1994, 1998 годах. Всего в опросах участвовало 570 человек, среди них 66% составили студенты Московского (МГУК) и Краснодарского (КГАКИ) вузов культуры, 34% - представители Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского (МГК), Тульского филиала Московского педагогического государственного университета (МПГУ), Российского университета Дружбы Народов (РУДН).
Стратегия исследования определялась социальной ситуацией в России, целью, задачами высшей школы и педагогической деятельностью автора.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в разработке совокупности методологических, теоретических и методических положений, определяющих основы научной концепции духовных идеалов личности:
1. Выявлены теоретико-методологические основы духовных идеалов личности: определено содержание и соотношение основных понятий "духовность", "идеал". Первое (духовность) рассматривается как познание мира, осмысление взаимоотношений между людьми, Богом и человеком, понимание смысла жизни и предназначения отдельной личности и человечества в целом; второе (идеал) - как собирательный образ, система ценностных убеждений, взглядов и представлений, показатель чувственно-интеллектуального развития, регулятор жизнедеятельности, способ мышления и творческой деятельности: основу духовного составляет внутренняя чистота; определены признаки духовного, которые состоят в направленности, движении, силе, глубине; выявлена сущность духовного развития личности, составляющая своеобразную "духовную вертикаль", исходной точкой которой выступает середина, отражающая наиболее общие традиционные нормы и ценности конкретного человека; направленность движения по вертикали вверх, в бесконечное духовное совершенство - выход в сферу возвышенного, движение по вертикали вниз или падение, провоцируемые ложью, страхом, предательством, эгоизмом, себялюбием, - отражают бездуховное; раскрыты идеалы-образы, обобщающие духовное и бездуховное, среди которых рассмотрен уникальный образ русского человека, в котором сочетаются полярные несводимые особенности: ума и глупо- сти7 богоборства и богохульства, трудолюбия и лени, жертвенности и эгоизма.
2. Проанализирована эволюция духовных идеалов личности в истории культуры России, их зависимость от социальных и культурно- бытовых условий: выявлено, что социокультурные изменения в России - определяют историю становления Духа русского народа, творческой силы, формирующей все самое ценное в национальном характере: всемирную отзывчивость, сострадание, солидарность, бескорыстие, религиозность, склонность к размышлениям о смысле жизни, духовному поиску, а также стремление к абсолютным духовным идеалам, таким, как истина, любовь, доброта, свобода, красота; подтверждено, что духовные идеалы личности в России испытывали на себе влияние мировой духовной культуры, особенно западноевропейской; доказано, что несмотря на любые социальные изменения, в том числе и насильственные, в России всегда сохранялись и передавались подрастающим поколениям духовные идеалы, формировались представления о любви, красоте, доброте, свободе.
Обоснованы духовные основы музыкальной культуры России, которые определяются: синтезом русской национальной культуры с западноевропейской; взаимодействие с последней позволяет ей с наибольшей полнотой передать внутреннее духовно-эмоциональное состояние личности, найти наиболее верные интонации, способные передать духовный образ музыкального произведения; выявлением национальных красок, необходимых для отражения духовных идеалов русского человека, силы его вдохновения, богатства фантазии, лирического и раздольного романтизма, свободы и раскованности, выразительности и эмоциональной заостренности, богатства интонации и внутреннего ощущения окрашенности звука.
Уточнены психолого-педагогические особенности духовных идеалов студенческой молодежи, осваивающей музыкальные профессии в вузах культуры: доказано, что духовный образ-идеал конкретного человека постоянно изменяется либо в сторону высокодуховного, либо бездуховного: однажды сформировавшись в человеческом сознании, идеал может быть не только отражен в действительности, но и воспроизведен в любом виде искусств, творческой деятельности, особое эмоциональное воплощение духовный идеал получает в музыке; разработана методика формирования духовных идеалов личности в процессе освоения курса общей и музыкальной педагогики, основу которой составляет освоение духовной культуры в процессе углубления знаний, активизации самостоятельного научно-исследовательского поиска студентов; определена система показателей, определяющих критерии формирования духовных идеалов студенческой молодежи, которые заключаются в системе знаний, представлений студентов, влияющих на ясность и глубину их мышления, рассудительность, веру, убежденность, волю, совесть, одаренность, целеустремленность, активность, способность любить, стремление делать добро, открытость, творческую направленность.
Практическая значимость исследования: материалы исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс профессиональной подготовки студентов музыкальных специализаций Московского государственного университета культуры (МГУК), Краснодарского государственного университета культуры и искусств'СКГУКИ), Тульского филиала МТУ К, Учебно-методического" кабинета по научному и профессиональному образованию Московского комитета образования; ряд положений и рекомендаций исследования внедрен в учебно- воспитательный процесс профессиональных учебных заведений среднего звена: Государственного музыкального училища эстрадно-джазового искусства (ГМУЭДИ), Московского социально-педагогического колледжа; основные идеи исследования использованы в учебных программах, разработанных для аспирантов и соискателей по специальности 13.00.02 - теория и методика обучения музыке, для студентов 2-х, 3- х, 4-х курсов музыкальных специализаций по педагогической практике, а также в программах, созданных на кафедре педагогики и психологии по курсу «Педагогика», основные положения которых внедрены в соответствующие лекционные курсы, читаемые автором студентам музыкальных специализаций и аспирантам МГУК; материалы исследования нашли отражение в монографии "Исторические особенности становления духовных идеалов личности в России" (М.:МГУК, 1997.- 182 е.), а также в ряде статей и тезисов, посвященных духовной культуре, педагогическому музыкальному наследию, проблемам синтеза искусств, становлению духовных идеалов личности в России; результаты исследования позволяют расширить, а в случае необходимости подвергнуть переосмыслению имеющиеся представления о духовных идеалах личности, их становлении и развитии в России, в системе общего и профессионального музыкального образования; исследование может стать полезным для преподавателей вузов культуры, а также высших музыкально-педагогических учебных заведений при организации познавательной деятельности студентов. Разра- ^боталныеПв диссертации теоретически положения, экспериментальная методика, выводы и рекомендации могут найти применение в системе подготовки и переподготовки учительских кадров, а также в философских, культурологических, историко-педагогических исследованиях; материалы исследования могут быть использованы как для разработки и совершенствования государственного образовательного стандарта, так и для построения авторских методик, направленных на духовное развитие личности специалиста широкого профиля, функционирующего в различных сферах общественной деятельности.
Достоверность результатов исследования обеспечивается обоснованностью методологических позиций, использованием комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели, задачам исследования, статистической обоснованностью экспериментальных данных, сопоставлением результатов с имеющимися в педагогической практике.
На защиту выносится научная концепция, определяющая методологические, теоретические и методические основы духовных идеалов личности:
Сущность и содержание понятия «духовный идеал», которое объединяет философские, культурологические, психо лого- педагогические определения, в исследовании рассматриваются как общечеловеческая ценность, совокупность возвышенных идей и стремлений, представлений, взглядов, ассоциаций, создающих единый образ, на который влияет жизненный опыт, познание, самопознание окружающего мира, система ценностей, процесс воспитания.
Абсолютные духовные идеалы личности (любовь, доброта, красота, свобода, истина) тесно переплетаются между собой, адекватно отражают духовную направленность личности, содержание ее духовности или бездуховности. В совокупности с целеустремленностью, уверенно- стыо личности в своих возможностях, идеалы увеличивают силу духа" расширяют его глубину, направляя к совершенству, созиданию и творчеству, которые, в свою очередь, способствуют накоплению знаний и формированию умений, активизируют человеческую мысль, воображение и волю, делают жизненно необходимой постоянную работу над со- бой, чем способствуют дальнейшему развитию духовного идеала. «Духовная вертикаль», которая отражает сущность духовного развития личности по направлению духовного восхождения вверх или , движения (падения ) вниз.
Эволюция духовных идеалов: историко-теоретическое освещение становления духовной культуры раскрывает постепенные социокультурные преобразования в обществе, насильственные изменения образа жизни, революции, существенно трансформирующие идеалы, подменяющие систему ценностей, наполняя их качественно иным содержанием.
Духовные основы музыкальной культуры, которые проявлялись в развитии русского национального музыкального искусства и во влиянии западноевропейских школ.
Особенности формировании духовных идеалов будущего специалиста-музыканта в процессе профессиональной подготовки, которые состоят в освоении духовной культуры, исторического опыта прошлых поколений как своеобразного образца высокой духовности; активизации поисковой научно-исследовательской деятельности студенческой молодежи, позволяющей увидеть новый образ духовного идеала, воплощенный в различных представлениях студентов, в том числе и духовных образах музыкальных произведений.
Структура диссертации. Настоящее исследование состоит из введения, четырех глав, заключения, списка используемой литературы и 50 приложений.
Во введении содержится постановка проблемы, дается обоснование ее актуальности, определяются объект, предмет, цель, задачи, методология и методы, раскрываются основной смысл экспериментальной методики, научная новизна и практическая значимость исследования.
В I главе - "Теоретико-методологические концепции духовных идеалов личности"- рассмотрены методологические основы выявления содержания духовных идеалов личности, определены понятия "культура", "духовность", "идеал" и "личность", раскрыты сущность и содержание абсолютных духовных идеалов личности, всесторонне обоснован психолого-педагогический аспект духовных идеалов русского человека.
Во II главе - "Эволюция духовных идеалов личности в России"- в историческом и концептуальном плане исследована проблема эволюции духовных идеалов личности с древнейших (языческих) времен до наших дней. Ее изучение на протяжении указанного периода позволило выявить особенности становления русской духовности, национального характера человека, проследить их изменения в зависимости от меняющихся социальных, политических, культурно-исторических условий жизни общества.
Духовные идеалы личности, совершенствуясь на протяжении двух тысячелетий, всегда изменялись в зависимости от сложившихся социальных условий. Первоначально, формируясь стихийно в условиях патриархального образа жизни Древней Руси, идеалы отражали ведущие ценности, среди которых первостепенное значение имели любовь, добро, свобода, красота. Эволюция духовных идеалов отразила все грани изменения общества: реформы Петра I, с последующей европеизацией русского общества; становление светского дворянского общества, определяющего свои духовно-нравственные нормы, поиск истинной духовности русской интеллигенцией XIX - начала XX веков; резкукГ трансформацию духовных идеалов после октябрьского переворота в XX веке, влияние тоталитаризма на мировоззрение человека, стирание граней между добром и злом, безрелигиозность и бездуховность общества; современные проблемы духовного возрождения с постепенной христианизацией.
В III главе - "Воплощение духовных идеалов личности в музыкальной культуре" - проанализирован и исторически развернут процесс возникновения и развития русской музыкальной школы, ее взаимодействие с западноевропейской. Подчеркивается, что, представляя собой сложное многоплановое явление, музыкальная культура всегда отражала социальные явления, образ жизни народа. Созданные произведения, помимо художественной и эстетической ценности, сведений об историческом прошлом, особенностях личности их автора, несут в себе и духовные идеалы, которые своим содержанием помогают постичь смысл жизни, определить стереотипы поведения, быт и нравы людей, живущих в различное время.
В IV главе - "Формирование духовных идеалов личности в процессе профессиональной подготовки специалистов в вузе культуры" - дан всесторонний анализ духовных идеалов студенческой молодежи, что позволило определить особенности и содержание идеалов, обосновать и разработать экспериментальную методику формирования духовных идеалов студентов. Отмечается, что ее основным содержанием является углубление знаний о духовной культуре, активизация у будущего специалиста стремления к поиску, развитие умения видеть социальные явления во всем их многообразии в процессе научно-исследовательской деятельности, формирование умений управлять процессом собственного духовного развития, свободно ориентироваться в проблемах духовной культуры и самостоятельно совершенствовать педагогическую и исполнительскую деятельность. В данной главе излагаются основное содержание разработанной автором экспериментальной методики формирования духовных идеалов студентов, результаты анкетирования, с целью всестороннего рассмотрения индивидуальных представлений студентов о духовных идеалах, определены пути и психолого-педагогические особенности их формирования, намечены цели, пути и способы углубления знаний о духовной культуре, которые способствуют становлению высших ценностей - социального и нравственного здоровья будущего специалиста.
Заключение настоящего исследования обобщает исторические, философские, социальные, педагогические, психологические основы духовных идеалов личности, рассматривает методы и средства их становления и воспитания в процессе профессиональной подготовки специалистов в высших учебных заведениях, конечная цель которых поднятие общей духовной культуры Русского народа.
Список используемой литературы насчитывает более 580 источников современной и исторической литературы, русских и зарубежных авторов, с философской, культурологической, исторической, искусствоведческой, психологической и педагогической стороны освещающих проблемы связанные с духовными идеалами личности.
В приложениях нашли отражение полученные в процессе исследования данные: результаты опроса студентов, материалы экспериментальной работы, которые представлены в таблицах, диаграммах и графиках.
Основные положения диссертации отражены в публикациях автора, общий объём которых 45.5 п.л.