Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философско-культурологический аспект анализа молодежной рок-культуры Тугушева Алиса Рашидовна

Философско-культурологический аспект анализа молодежной рок-культуры
<
Философско-культурологический аспект анализа молодежной рок-культуры Философско-культурологический аспект анализа молодежной рок-культуры Философско-культурологический аспект анализа молодежной рок-культуры Философско-культурологический аспект анализа молодежной рок-культуры Философско-культурологический аспект анализа молодежной рок-культуры Философско-культурологический аспект анализа молодежной рок-культуры Философско-культурологический аспект анализа молодежной рок-культуры Философско-культурологический аспект анализа молодежной рок-культуры Философско-культурологический аспект анализа молодежной рок-культуры Философско-культурологический аспект анализа молодежной рок-культуры Философско-культурологический аспект анализа молодежной рок-культуры Философско-культурологический аспект анализа молодежной рок-культуры
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тугушева Алиса Рашидовна. Философско-культурологический аспект анализа молодежной рок-культуры : диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01.- Саратов, 2006.- 129 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-9/189

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Рок-культура - феномен посмодернистской реальности 11

1.1. Рок-музыка как предмет философско-культурологического анализа 11

1.2. Рок-музыка в контексте постмодернизма 37

Глава II. Аксиологическая составляющая рок-культуры 65

2.1. Ценностное пространство западной рок-культуры 65

2.2. Ценности российской рок-культуры 89

Заключение 108

Библиографический список 111

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

На сегодняшний день многообразие проявлений человеческой культуры очень велико и с каждым днем появляются все новые аспекты и детали, достойные изучения. Массовая культура, являющаяся основой, от которой ответвляются разнообразные субкультуры, всегда была предметом внимания различных общественных институтов и объектом исследования ученых из самых различных областей науки. Особый интерес представляет обращение к проблеме взаимоотношения общества и субкультур, в ряду которых особое место занимают субкультуры, привлекающие внимание молодежи, значительные массы которой активно в них включены.

Противоречивость оценок и суждений об этих структурах в обществе связана как с длительным периодом идеологизации философской науки в нашей стране, так и недостаточной в научном плане их изученностью. Большую роль в этом сыграло и то, что в указанный выше период большинство видов молодежной субкультуры имели вид своеобразной культурной «интервенции» из-за границы.

В современных условиях, когда имеет место глобализация, которая ведет не к противоборству, а к диалогу культур, обращение к теме молодежных субкультур, особенно к тем, которые эмоционально усилены музыкальным и поэтическим воздействием на молодежь, представляется очень важной для более глубокого понимания диалектики движущих сил в социуме. Обращения к этой проблеме диктуются самим характером постмодернистской ситуации, сложившейся в современной философии, когда интенсивность социально-культурных процессов в современном обществе предъявляет особые требования и к личной автономии человека.

Высокая взаимосвязанность общественных отношений, информационная и культурологическая интеракция социальных и личностных связей ставят и личность, и общество перед необходимостью селекции средовых влияний. Одновременно усиливается способность человека творить независимое, неконформное, аутентичное бытие. Очевидно, что исторический и социальный опыт существования молодежных субкультур привносит в человеческое существование ту информацию, которая не могла и не может быть получена другим путем.

Неоспоримо доказано, что существует прямая связь между изменениями в обществе и возникновением, развитием новых музыкальных течений и культур, основанных на них. Так было и с субкультурой, возникшей вокруг музыки, которую принято именовать «тяжелой».

В настоящее время рок-культура определяется как сложное, динамичное, многомерное явление социального характера, имеющее корни в массовой культуре, зависящее от нее и влияющее на нее. Однако до сих пор не существует однозначного понимания этого термина - данное исследование дает этому объяснение.

Актуальность темы исследования, диктуется малой изученностью механизмов движущих сил субкультур, понимание которых может стимулировать социокультурные воздействия в желательном для общества направлении.

Степень разработанности проблемы.

Анализ научной литературы по проблеме, касающейся изучения рок-культуры показал, что внимание исследователей привлекали различные аспекты: музыковедческий, социологический, культурологический, филологический, исторический. Вместе с тем, важно отметить, что в научной литературе эта проблема изучена недостаточно ни в теоретическом, ни в практическом планах. До 90-х гг. в России рок-культура чаще всего рассматривалась лишь в рамках изучения либо контркультуры, либо молодежных субкультур (Набок И.Л. , Запесоцкий А.С. , Зинкевич В.А. ), что не совсем верно. Нельзя отрицать, что на начальном этапе своего развития рок можно было считать одним из проявлений контр культуры, поскольку ярко выраженный протест рока против традиционной культуры говорил в пользу этого. Но, с течением времени становилось ясно, что феномен рока является не противодействием культуре, но скорее ее альтернативной подсистемой. С недавнего времени появились новые исследования и работы, посвященные изучению непосредственно рока - с позиций музыковедения, социологии, культурологии, филологии, религиоведения.

Среди музыковедческих работ необходимо особо отметить труды Сы-рова В.Н.4, Савицкой Е.А.5, Конена В.6, Цукера А.7 Для них свойственен компаративный анализ различных направлений рока с выявлением предпосылок формирования, особенностей звучания, принципов стилеобразования, сходстве и различий рока и классической музыки. К сожалению, ни один из этих авторов не рассматривает рок-музыку в целом, отдавая предпочтение сравнительному анализу нескольких отдельных направлений. Это связано с тем, что данная проблема связана элементарной невозможностью охватить слишком обширный объем материала, который предоставляет исследование вопроса рок-музыки.

Для социологических работ характерно рассмотрение рок-культуры в рамках изучения молодежных субкультур, ее сопоставления с другими субкультурами. В ряде работ представлены наглядные материалы, собранные исследователями в ходе социологических экспериментов, по изучению суб О О культуры изнутри. Это труды Васильевой А.А. , Левиковой СИ/, Петрова Д.В.10, Иващенко Г.М.", Щепанской Т.Б.12 Необходимо отметить, что рассмотрению рока все же уделено недостаточно внимания, поскольку социоло гические исследования часто затрагивают слишком широкий спектр разнообразных молодежных культур, в контексте которого вопросы, касающиеся непосредственно рока, теряются.

Культуролого-исторические труды посвящены изучению причин зарождения рока, его культурологических особенностей, тенденций развития. Это работы Чижовой А.И.13, Козлова А.14, Кнабе Г.С.15, Чередниченко Т.В.16 В поздние годы перестройки было издано несколько книг по истории совет-ской рок-музыки, такие как книги Троицкого А. и Федорова Е. Историческим трудам свойственен описательный характер. Следует отметить, что в подобных обзорных работах предпринимаются попытки проанализировать причинно-следственные связи рока и рок-культуры, что является большим плюсом, так как дается толчок к правильному пониманию читателями сложного культурно-социологического феномена рока.

Исследователями филологами определяется новое, особое понятие текстовой составляющей рока, так называемой «рок-поэзии». Такие исследователи как Усачева С.19, Свиридов СВ.20, Доманский Ю.В.21 и другие занимаются вопросами анализа непосредственно текстов песен, выявлением их образности, интертекстуальности, идеологической базы. Невозможно не согласиться, что большее внимание уделяется русскому року вполне правомерно, поскольку данный уникальный феномен обладает неповторимыми особенностями, о чем речь пойдет во второй главе диссертации.

Зарубежные исследования посвящены исследованию рок-музыки и рок-культуры с позиций исторического и социального анализа, выявлению причин и следствий появления рока, персоналиям знаменитых музыкантов. Это труды Хеландера Б.22, Фриппа Р.23, Неринга Н.24, Паскаля Дж.25 Нужно отметить, что на западе вопросами рока занимаются уже довольно давно и, в силу отсутствия идеологических установок, свойственных доперестроечной России, рассматривают проблему рок-культуры более вдумчиво. Насколько удалось выяснить, нет ни одной работы, посвященной рассмотрению рока с позиции философии, что еще раз подчеркивает новизну данной работы.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является культурно-философская рефлексия рок-культуры, изучение ее особенностей как социокультурного интертекста, требующего логического осмысления и полилогичного подхода к изучению рок-культуры через понятие постмодернистского дискурса.

Для реализации поставленной цели решались следующие задачи:

- анализ философских традиций понимания музыки и, в частности, рок-музыки с точки зрения полилогического осмысления посмодернистского дискурса;

- выявление основных направлений постмодернистской методологии в проблеме изучения рок-культуры как сложного социокультурного произведения;

- определение аксиологического поля рок-музыки, представляемой как вариант формы игрового освоения мира текста через интертекстуальность и контекстуальность;

- анализ ценностной составляющей российской рок-культуры через призму отношений самобытности и инвариантности, оказывающих серьезное влияние на социокультурные процессы в обществе.

Объект исследования - рок-культура как феномен постмодернистской реальности.

Предмет исследования - аксиологическая составляющая западной и отечественной рок-музыки.

Методологическая и эмпирическая основа исследования: В диссертационном исследовании используется комплексный подход компаративного анализа. Решение поставленных целей и задач потребовало сравнительно-исторического метода, использования постмодернистской методологии и лингвистического анализа (Барт Р. , Бодрийяр Ж. , Делез Ж. , Дерри-да Ж.29, Джеймисон Ф.30, Лиотар Ж.Ф.31, Фуко М.32).

Материалом для написания диссертационного исследования послужили записи творчества западных и отечественных рок-групп периода с 60-х по 80-е гг. двадцатого века. Комплексный анализ их текстов и концепций позволил провести исследование по проблеме понимания рок-культуры как феномена постмодернистской реальности, осмысленного через призму философии постмодернизма и проследить взаимосвязь явлений социума и их отражения в роке.

Научная новизна исследования. В диссертации получены следующие конкретные научные результаты, обладающие новизной и теоретической значимостью:

1. С новых теоретических и методологических позиций даются обобщенные характеристики рок-культуры.

2. По-новому определены категориальные особенности рок-культуры. Дается философская рефлексия рок-культуры через понятия постмодернистского дискурса: текст, интертекст, интертекстуальность, произведение, ризома, си-мулякр.

3. Впервые рассмотрена аксиологическая составляющая рок-культуры.

4. Выявлены особенности взаимодействия западной и российской рок-культур.

5. Раскрыты новые закономерности протекания естественных и общественных процессов - взаимодействия культуры общества и музыкальной ро-культуры.

6. Внесен вклад в развитие научных представлений об окружающем мире, обществе и их взаимосвязи.

Положения, выносимые на защиту.

1. Рок-культура может рассматриваться как часть общей музыкальной культуры. Она требует философского осмысления в полилогическом аспекте, что обусловливается множественностью восприятия рока.

2. Многозначность и поливариантность рок-культуры в своей динамике позволяет выделить основные направления постмодернистской методологии изучения такого сложного социокультурного произведения как рок-музыка через прочтение ее интертекстуальности.

3. Динамика пространственно-временного поля западной и отечественной рок-культуры аксиологична по своей природе. Это позволяет представить формы взаимодействия культуры и субкультур через модель с временной осью.

4. Рок-культура как форма протеста неизбежно присутствует в любом обществе, воздействуя на его конкретную культуру и вбирая в себя особенности общей культуры, влияя как на воспитание личности так и на ее развитие в социуме.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Теоретическое значение проделанного исследования определяется тем, что оно расширяет теоретическую базу изучения субкультур на примере философского анализа рок-музыки, что имеет общенаучное значение в познании общественных явлений. Полученные автором новые научные результаты могут быть использованы в преподавании истории и теории культуры систематической философии, а так же в смежных дисциплинах - социальной психологии, педагогике и социологии.

Апробация работы.

Работа обсуждалась на кафедре философии культуры и культурологии Сартовского государственного университета. Основные результаты исследования были изложены на аспирнтско-студенческих конференциях Саратовского государственного университета, а так же на конференции регионального отделения Российского философского общества: Четвертые Аскинские чтения «Время - пространство - ценности цивилизаций» (Саратов, 19 октября 2006) и на международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию московского государственного университета культуры и искусств «Мир культуры - культура мира» (Москва, 2005). Материалы исследования нашли свое отражение в пяти научных публикациях, в том числе в изданиях из списка реферируемых ВАК.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (каждая содержит два параграфа), заключения и библиографии.

Рок-музыка как предмет философско-культурологического анализа

Прежде чем обратиться к рок-музыке, необходимо начать с более глобального вопроса понимания музыки в целом. Традиционное понимание музыки связано с осмыслением её как вида искусства, типа художественной деятельности. Однако в настоящее время очевидна несводимость анализа музыки к проблемному полю теории искусства. Это особенно зримо обнаруживается тогда, когда речь идёт о специфике отношения (или отношений) к миру, его неповторимости в рамках музыкально-возможного и вместе с тем явной детерминированности музыкального целого какими-то фундаментальными законами, лежащими за пределами музыкальной технологии и выразительности.

Аналитическое осмысление проблем музыки, взятых в единстве важнейших аспектов ее социокультурного бытия (функционирования), делает ее объектом изучения целого комплекса научных дисциплин, предметом которых является один или несколько аспектов сложного феномена музыка. При этом каждая из наук (искусствоведение, эстетика, социология, философия, психология, история, культурология, языкознание, семиотика, герменевтика) выделяет свой план исследования и предполагает свой дискурс, свое собственное научное видение содержания музыки, ее функций и назначения. Психологический анализ позволяет выявить специфику и механизмы процессов художественного восприятия, чувственных и рациональных процедур художественного акта - от создания до функционирования и воздействия. Теория культуры исследует исторически обусловленные типы человеческой духовности в её наиболее репрезентативных и подлежащих социальному наследованию формах. Музыкальная проблематика граничит с семиотикой (музыкальная знаковость и структуры языка), герменевтикой (музыкальное произведение как текст), теорией драмы (законы функционирования музыкального целого).

Следовательно, музыка имеет междисциплинарный статус, что предполагает необходимость интегративного подхода к ее изучению, осуществляемого философией и культурологией, в контексте которого возможно достижение нужного уровня абстракции, обеспечивающего целостную интерпретацию генезисных и бытийных структур качественно особого - творческого - способа освоения мира.

Философский дискурс, в свою очередь, также характеризуется полисе-мичностью и неоднородностью.

А.Ф. Лосев в разных своих работах, неоднократно и последовательно, проводит мысль о музыке как наилучшей из моделей диалектического становления: «музыка есть искусство становления: ее мелодическое движение непосредственно воспроизводит движение души»33. Музыку нельзя понять и «объять», оперируя чисто логическими определениями и уж во всяком случае, определениями «классического типа». Музыкальное творчество для него— высший тип экстатического страдания. Как писал Ницше, «душа, не равнодушная к музыке, страдает от ее судьбы, как от открытой раны» . И даже размышляя вполне «диалектически», А.Ф. Лосев постоянно, мучительно ищет выход из ситуации «категориальной зависимости» музыкального эй-доса от нашего способа его выражения. Речь идет, видимо, о четко осознаваемом порочном круге: существует либо музыка-как-реальность, не считающаяся с нашими «волнениями», либо наше к ней отношение, искажающее первоначальный замысел, нивелирующее первозданность сотворенного. Гибель категорий ума оказывается плодотворной для существования музыки. И трагедия, возможно, рождается из осмысления онтологической необходимости этой «категориальной смерти». Поскольку, по словам Ф. Ницше, «наиболее вразумительным в музыке является не само слово, а тон, сила, модуляция, темп, с которыми проговаривается ряд слов, короче, музыка за словами, страсть за этой музыкой, личность за этой страстью, стало быть, все то, что не может быть написано», то и положение музыки как стержневого элемента «мистерии страсти» становится очевидным» 5.

Рок-музыка в контексте постмодернизма

Постмодернизм, возникший на базе постструктурализма и деконструк-тивизма в конце 60 - начале 70-х гг.ХХ века во Франции и США, понимается как интеллектуальная рефлексия постмодерного мироощущения, характеризующегося интенсивной переоценкой ценностей человеческой культуры, спровоцированной общецивилизационным кризисом, сущность которого заключается в разрыве между инструментальным, технологическим могуществом человечества и его нравственным бессилием, сделавшим возможным использование достижений науки против самого человечества и его природной среды обитания.

Термин «постмодернизм», впервые употребленный Р. Панвицем , постепенно трансформировался и наполнялся определенным содержанием. А.Тойнби определил сущность этого понятия - как современную (от Первой мировой войны) эпоху, кардинально отличающуюся от предыдущей эпохи модерна. В 60-70-х годах понятие постмодерна использовалось для фиксации инновационных тенденций в архитектуре и искусстве, и было апплици-ровано на такие сферы предметности, как экономико-технологическая и социально-историческая.

В статусе философской категории постмодернизм утвердился после работы Лиотара «Постмодернистское состояние: доклад о знании» . Фиксирующий ментальную специфику современной эпохи в целом, определивший конец западного господства в религии и культуре постмодернизм занял свою нишу в пространстве философской мысли. Можно согласиться с мнением Н.Б. Маньковской, которая пишет: «Типичным признаком постмодернизма является глобальное утверждение изначальных, более важных, чем любые интересы государства, прав человека и зарождающееся релятивистское, гуманное отношение к науке, технике, индустрии и демократии» . Постмодернистская философия по сути являет собой смесь разнообразных представлений, зависящую от социально-политической, национальной, религиозной принадлежности ее приверженцев. Многие современные мыслители полагают, что философский постмодернизм направлен, прежде всего, против философии Нового времени, в русле которой сформировались такие современные философские направления как феноменология, экзистенциализм, герменевтика, аналитическая философия. Постмодернисты критикуют свойственные философии Нового времени установки на рационализм, сциентизм, объективизм, историзм, отказываясь от представления о философии как целостной мировоззренческо-теоретической системе, "...на первый план выходит не рациональная, логически оформленная философская рефлексия, а глубоко эмоциональная, внутренне прочувствованная реакция современного человека на особенностью работ которых является мета-характер их текстов. Выявляя социокультурные основания и следствия постмодернистского видения мира, они являются одновременно и классиками-основателями и теоретиками-разработчиками постмодернизма.

Говоря о постмодернизме, необходимо отметить, что довольно часто возникает вопрос о соотношении собственно постмодернизма и модернизма. Если обратиться к мыслителям постмодернистского направления, то Ж.Ф. Лиотар считает, что постмодернизм является частью модернизма, спрятанной в нем 6. В своей «заметке о смыслах «пост»» он говорит, что приставка «пост» в слове «постмодерн» означает некий "я/ш-процесс", процесс анализа, анамнеза, аналогии и анаморфозы, который перерабатывает нечто "пер-возабытое" . Специфика настоящего времени как «послесовременного» по Лиотару заключается в утрате веры в господство разума, правовой свободы и социального прогресса человечества88. Таким образом, кризис ценностей и идеалов Просвещения означает отход от тотальности глобальных смыслов и возврат к самоценности индивидуального опыта на микроуровне.

Ценностное пространство западной рок-культуры

Прежде чем обратиться к рассмотрению аксиологической составляющей рока, следует обратить внимание на различные подходы к пониманию ценностей вообще. Специфика человека состоит в ценностном отношении к миру. Ценностью является все, что имеет определенную значимость, личностный или общественный смысл. С ценностью мы имеем дело там, где речь идет о родном, святом, предпочтительном, дорогом, совершенном, когда мы хвалим и ругаем, восхищаемся и возмущаемся, признаем и отрицаем. Трудно не согласиться с мнением о том, что проблема ценностей в научном знании имеет давнюю историю1.

Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулированный им в виде вопроса о том, что есть благо. В античной и средневековой философии вопрос о ценностях был непосредственно включён в структуру вопроса о бытии: полнота бытия понималась как абсолютная ценность для человека, выражавшая одновременно этические и эстетические идеалы. В концепции Платона Единое или Благо было тождественно Бытию, Добру и Красоте. Такой же онтологической и холистической трактовки относительно природы ценностей придерживается и вся платоническая ветвь философии, вплоть до Гегеля.

Что касается гуманизма, то он ориентируется на такие ценности-идеалы, как свобода, справедливость, демократия, ответственность, непримиримость к насилию и ненасилие, экономически оправданная планетарная общность людей. Наряду с положительными ценностями есть, разумеется, и их антиподы: человеконенавистничество, стяжательство, культ силы, вседозволенность. Особую ценность представляет все то, что связано с этикой долга, основателем которой считается Кант.

Согласно его концепции, человек должен быть моральным, потому что существует абсолютный нравственный закон, неподчинение которому лишено каких бы то ни было оснований. Кант также много пишет о добродетелях, но они имеют у него по сравнению с абсолютным нравственным законом вторичный характер. Смысл действий человека состоит в их причастности к абсолютному нравственному закону.

В философию сам термин "ценности" впервые был введен немецким философом Р.Г. Лотце, чье учение сформировалось под влиянием Лейбница и сторонников немецкого идеализма, особенно Канта и Фихте. По Лотце мир это единая целесообразно организованная связь монад (единичных реальностей), стремящихся в своих действиях к общей цели - достижению абсолютного блага. Ценности - теоретические, практические (этические) и логические - обладают безусловной значимостью для человека, который, по Лотце, есть микрокосм, стремящийся к совершенствованию и совместно с другими людьми участвующий в реализации ценностей и тем самым - в создании идеального мира культуры и нравственности. Условием осуществления этой цели является Бог как основа мира и верховная личность. С помощью теории ценностей Лотце стремился преодолеть релятивистские тенденции в нравственной философии (так же, впрочем, как и в философии теоретической), связанные с широким распространением натурализма и позитивизма.

Ученик Лотце, В. Виндельбанд развил дальше теорию ценностей. С его точки зрения, релятивизм - это смерть философии, последняя может существовать лишь на основе признания общезначимых ценностей. Виндельбанд рассматривает ценности как нормы, которые образуют ядро всех функций культуры и в особенности нравственной жизни человека. Синтезируя кантовскую этику с учением о значимости Лотце, Виндельбанд переводит проблему ценностей на язык философии культуры: в качестве ценностей у него выступают истина, добро и красота, а наука, сфера нравственности и права, искусство и религия рассматриваются как "ценности-блага", без который человечество не может существовать.

Похожие диссертации на Философско-культурологический аспект анализа молодежной рок-культуры