Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Теоретико-культурологический анализ идентичности : гендерный аспект Лосева, Ольга Михайловна

Теоретико-культурологический анализ идентичности : гендерный аспект
<
Теоретико-культурологический анализ идентичности : гендерный аспект Теоретико-культурологический анализ идентичности : гендерный аспект Теоретико-культурологический анализ идентичности : гендерный аспект Теоретико-культурологический анализ идентичности : гендерный аспект Теоретико-культурологический анализ идентичности : гендерный аспект
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лосева, Ольга Михайловна. Теоретико-культурологический анализ идентичности : гендерный аспект : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Лосева Ольга Михайловна; [Место защиты: Краснодар. гос. ун-т культуры и искусств].- Краснодар, 2011.- 216 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-24/96

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теории тендерной идентичности: способы описания и методология культурологического исследования 15

1.1. Тендер как социокультурный конструкт в классических теориях идентичности 15

1.2. Взаимосвязь тендера и культуры в традициях кросскультурных исследований 55

1.3. Гендерная идентичность как категория культурологического анализа 67

Глава II. Социокультурные аспекты тендерной идентичности 78

2.1. Вариативность развития тендерной идентичности в зарубежных теориях личности 78

2.2. Социальная конструкция тендера и гендерная система (гендерная культура) в России 103

2.3. Особенности тендерной идентичности в культурных традициях народов Северного Кавказа 116

Глава III. Мужественность и женственность как культурные концепты 131

3.1. Гендерная интерпретация само актуализации мужчин 131

3.2. Гендерная идентичность женщины в современных концепциях пола 148

Заключение 181

Список использованных источников и литературы 188

Введение к работе

Актуальность исследования. Антропоцентрическая парадигма культурологии актуализировала исследования, посвященные изучению своеобразия гендерной идентичности в современной культуре общества. Начало XXI в. характеризуется ускорением темпов развития всех сфер жизни и деятельности человека, переходом к постиндустриальному, информационному обществу, диалогом культур, интеграцией, сближением и стабилизацией в отношениях между народами в различных сферах социальной, экономической, культурной жизни. Между тем, в научном плане данная тема все еще остается недостаточно исследованной. Несмотря на устойчивый интерес к ней, мы и сегодня не можем считать раскрытыми все ее аспекты. Исследовательский интерес к ней обусловлен трансформацией патриархальных гендерных установок и стереотипов, что проявляется, в частности, в возрастающей активности женщин в тех сферах общественной жизни, которые ранее считались традиционно мужскими. Ситуация в России также изменяется в сторону гендерного равенства. Свойственная ему прозрачность границ гендерных «нормативов» и поведенческих паттернов способствует неопределенности в самоощущении и мужчин, и женщин. Можно полагать, что современного, живущего в эпоху постиндустриальной культуры, человека отличает чувство тождественности, устойчивости и непрерывности гендерно-релевантного личностного опыта. Это тем более важно, что осознание гендерной принадлежности является основой субъективности человека и констатирующим элементом социальных отношений в современной культуре общества.

Тема представляется актуальной и с позиций современной методологии гуманитарных наук: философии, культурологии, социологии, истории, поскольку настоящее исследование востребует новые методологические и методические ракурсы научного знания, позволяющие осмыслить особенности гендерной идентичности в условиях глобализации культуры. Актуальность научной работы видится еще и в том, что она способствует оптимизации понимания характеристик и свойств гендерной идентичности в условиях поликультурного региона, многообразия культурных традиций народов Северного Кавказа.

Степень научной разработанности проблемы. Тема диссертационного исследования затрагивает различные области гуманитарного знания, многочисленные работы, посвященные изучению проблемы гендера и идентичности, носит междисциплинарный характер. Предпринятый культурологический анализ опирается на комплексное исследование, в котором прорабатываются отдельные аспекты в проблемном поле культурологии.

Необходимость осмысления эволюции проблематики гендерной идентичности потребовала обращения к истокам ее становления. В метафизической традиции классической «философии тождества» проблематика идентичности связана с разработкой проблемы персональности в трудах Аристотеля, Р.Декарта, Ф.Шеллинга, М.Хайдеггера, Э.Гуссерля; в дальнейшем она развивалась в русле «противостояния доминанте тождества» (Иоанн Дунс Скотт, Г. Лейбниц, И.Фихте, В. Гумбольт, Д. Локк, Д. Юм, С.Кьеркегор, Ф.Ницше, М.М.Бахтин, Э.В. Ильенков). Именно в этой традиции впервые были артикулированы тезисы о конструируемости идентичности в пространстве социума и культуры, о ее развернутости в модусе символического, и в то же время, о ее связанности с психикой, телом, характером.

Характеристика социокультурной ситуации современной эпохи во многом связана со сменой модели философствования, которую обозначают как переход от модернизма к постмодернизму. В философии постмодернизма, в работах Х.-Г. Гадамера, Ф. Гватарри, Ж. Делеза, Ж. Деррида, Ж.-П. Козловски, Ю. Кристевой, Ж-Ф. Лиотара, П. Рикера, Р. Рорти, М. Фуко, И. Хасана происходит проблематизация персональной идентичности, вскрывшая опосредующую роль знаково-символических средств в формировании ее структур, что является в нашей работе существенным для понимания дискурсивного измерения гендерной идентичности.

Специфика современного общества, определяющая формирование идентичности, такие его особенности, как процессуальность социального бытия, множественность его структур, гетерогенность, фрагментарность и полисубъектность социальности, совмещение разнообразных форм, зачастую противоречащих друг другу, подрывающих прежнее единство и однородность при деканонизации официальных форм раскрывается в целом ряде зарубежных исследований (У. Бек, П. Бергер, Ж. Бодрийяр, П. Бурдье, Э. Гидденс, Т. Лукман, Н. Луман, Э. Тоффлер, Ю. Хабермас), а так же в отечественных работах С.А.Азаренко, С.А.Ахиезера, В.Е. Кемерова, Т.Х. Керимова, С.Л. Кропотова, С.А. Никитина.

Социально-философские аспекты проблемы персональной идентичности, восходящие к Локку и Юму, позднее исследовались в работах Х. Арендт, Э. Левинаса, Дж.Г. Мид, П. Рикера, М. Хайдеггера, В. Хесле, Э. Эриксона; отечественными исследователями И.А. Акчуриным, Л.Г. Иониным, В.С. Малаховым, А.Г. Никитиным, Е.Г. Трубиной, Г.А. Тульчинским. В рамках этих исследований проработаны аспекты проблемы, ставшие рефлексией на такие специфические черты идентичности в современном мире, как ее аутентичность и множественность, позитивное измерение ее кризисной формы, вызовы коллективной, национальной и маргинальной идентичностей, роль нарратива в процессе самоидентификации современного человека и др.

В интердисциплинарном знании тема персональной идентичности в контексте новых проблем современности прослеживается в культурной антропологии и социологии (С. Баумайстер, Х. Беккер, Г. Блумер, У. Джеймс, Р. Коннел, Ч. Кули, К. Леви-Строс, Г. Маркузе, А. Маслоу, Дж. Мид, Р. Мейли, Г. Олпорт, Д. Рисмен, К. Роджерс, Х. Салливен, М. Серто), в психоанализе (А. Адлер, Л. Бинсвангер, Ж. Лакан, В. Райх, А. Фрейд, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни, К. Юнг); в социальной психологии, в трудах зарубежных исследователей (Э. Аронсон, С. Бем, Э. Эриксон, М. Клейн, Д. Кэхилл, Д. Майерс, Ж. Пиаже, Н. Смелзер), а также отечественных (В.С. Агеева, Н.В. Антонова, Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, В.П. Павленко, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, В.А. Ядов, О.А. Тихомандрицкая, В.И. Хасин).

Специфика осмысления идентичности в гендерной области связана с ее междисциплинарным статусом. И одна из первых проблем, разрабатываемых в поле сопряженных дисциплин, выразилась в переосмыслении деления пола на биологический и социально-культурный пол (В. Пламвуд, Э. Фокс Келлер, Э. Гросс, М. Гейтенс, Т. Парсонс, Р. Бейлс, М. Комаровски). На основе социологических теорий о конструируемости реальности (социально-конструктивистский подход П. Бергера и Т. Лукмана, этнометодология Г. Гарфинкеля, драматургический интеракционизм И.Гоффмана) была сформирована и разрабатывается социально-конструктивистская интерпретация гендерных отношений, как в зарубежных исследованиях гендерной теории и методологии (Д. Зиммерман, Р. Коннел, Д. Кэхилл, Д. Лорбер, С. Фаррелл, К. Уэст), так и в отечественных (О.А. Воронина, Е.А. Здравомыслова, Т.А. Клименкова, М.М. Малышева, Е.Ю. Мещеркина, А.А. Темкина, О.В. Шабурова).

Кроме того, современный этап гендерных исследований, определяемый как «постфеминистский», сделал заявку на формирование собственной теории и практики, не опирающийся на концептуальные схемы классической философии с акцентом на политике репрезентации, в рамках которого определились два подхода: эссенциалистский (Ш. Бенхабиб, Э. Бадентэр, К. Гиллиган, А. Дворкин, Дж. Митчел, К. Пэйтман, А. Рич, С. Файерстоун, Б. Фриден, К. Эстес) и антиэссенциалистский, на основе которого формируется теория перформативной идентичности, являющаяся ключевой для нашего исследования (Дж. Батлер, Р. Брайдотти, М. Виттиг, Н.А. Завершинская, Г. Рубин, Л. Иригарэ , Ю. Кристева, Т. Клименкова, Т. Пулькинен, Э. Сиксу, Г. Спивак).

Необходимость осмысления различных типов гендерной идентичности потребовала обращения к специальным разработкам в этой области. К ним относятся отечественные работы по исследованию женской субъективности М.П. Абашевой, С.Г. Айвазовой, Е.И. Гаповой, Н.М. Габриэлян, Е.А. Здравомысловой, В.М. Хвостова; мужской идентичности (И.С. Кон, С.А. Ушакин, О.В. Шабурова, Ж.А. Чернова).

Особую группу исследований составляют теоретические труды, в которых рассматривается функционирование гендерных стереотипов в сферах языкового сознания, философии, историософии. Это работы А.В. Кирилиной, О.В. Рябова, Г.А. Брандт и других авторов. В последнее время стали появляться научные статьи, связанные с исследованием процесса воспроизводства гендерных стереотипов в российской культуре и искусстве. Результаты этих исследований, богатый эмпирический материал опубликованы в отечественных научных журналах: «Вопросы философии», «История философии», «Вопросы культурологии», «Социологические исследования» и др.

Однако анализ публикаций по выбранной проблеме показал, что степень разработанности ее в рамках теории и истории культуры в настоящее время недостаточна, что также подтверждает актуальность проведенного исследования.

Объект исследования – феномен гендерной идентичности.

Предметом настоящего исследования являются проблемы гендерной идентичности в условиях глобализации культуры и формирования новых социальных отношений.

Цель диссертационного исследования – на основе комплексного культурологического анализа выявить особенности в культурном взаимодействии личности с различными типами гендерной идентичности.

Для достижения этой цели были поставлены и решены следующие задачи:

1.Исследовать гендерную идентичность как культурологический концепт.

2.Выявить теоретико-методологические основания гендерной идентичности в культурогенезе.

3.Проанализировать гендер как социокультурный конструкт в классических теориях идентичности.

4.Обозначить актуальные проблемы гендерной идентичности в условиях глобализации культуры и формирования новых социальных отношений.

5.Определить взаимосвязь гендера и культуры в традициях кросскультурных исследований.

6.Осуществить культурологический анализ особенности гендерной идентичности в культурных традициях народов Северного Кавказа, обратив особенное внимание на проблему обратной связи «центр – провинция».

Теоретико-методологическую основу исследования составляет гендерная методология, позволяющая учитывать социокультурный контекст и основные положения культурологии, рассматривающей личность с точки зрения свободы в ее жизненном определении. Диссертационное исследование осуществляется в опоре на комплексный культурологический подход, обобщающий методологию разных научно-исследовательских отраслей, в том числе методы понимания и объяснения. В процессе работы в первую очередь используются методы культурологического анализа, подтвердившие свою результативность при раскрытии процессуального, изменчивого, множественного характера социального бытия и формирования гендерной идентичности в культуре современного общества.

В качестве основания в диссертационном исследовании используется методологический ресурс, разработанный в структурно-семиотических теориях и теориях дискурса, а также в теориях гендерного конструктивизма, представленные в работах П. Бергера, Г. Гарфинкеля, И. Гоффмана, Т. Лукмана и далее развиваемые для анализа гендерной культуры у Д. Зиммермана, Р. Коннелла, Дж. Лорбера, К. Уэста, С. Фаррелла. В качестве теоретической базы используются подходы к анализу гендерной идентичности, оформившиеся в рамках перформативной теории пола, основанной на методологии постструктурализма. Определенное влияние оказали положения и концепции квир-теории (Дж. Батлер, М. Виттиг, Э. Гросс, Т. Лауретис).

В работе использована методология и теория социальной синергетики для концептуального моделирования процессов самоорганизации российского социума К.Х. Делокаров, Е.Н. Князева, С. П. Курдюмов, А.И. Пригожин, В.Н. Шевченко и др.

Поскольку в основе нашего исследования лежит идея сопряжения теоретической мысли антропологии и социологии, ряд важных для настоящего исследования методологических проблем раскрывается в работах С.А. Арутюнова, Ю.Б. Бромлея, Л.Н. Гумилева, Н.Я. Данилевского, Л.Г. Ионина, Л.И. Михайловой и др., рассматривающих генезис и развитие этносов, народов и цивилизаций в истории человечества, а также динамику и факторы культурных изменений.

Рассматривая процессы дифференциации и интеграции в современном российском социуме как предпосылки и условия достижения культурно-цивилизационной идентичности, мы учитываем принципы двух направлений: стадиальной концепции цивилизации (У. Ростоу, Д. Белл, О. Тоффлер) и цивилизации как общности, основанной на социокультурной системе (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, Д. Нидэм, Ш. Эйзенштадт), а также опыт их применения к особенностям поликультурного региона (В.А. Авксентьев, А.А. Аникеев, А.X. Бижев, Ю.Г. Волков, В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов, Ю.М. Кобищанов, А.В. Лубский, В.В.Черноус и др.).

Концептуальной основой для исследования стали принципы социокультурной теории нетипичности, разработанные Е.Р. Ярской-Смирновой. Попытка комплексного культурологического анализа рассмотрения теоретических дискурсов, представленных в междисциплинарных исследованиях гендерной идентичности, выражает специфику и новизну предлагаемой работы.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Мультикультурализм, полицентричность и поливариантность постиндустриальных обществ порождают новые формы социального бытия индивида, его самоопределения и типы гендерных идентичностей. В связи с этим в современном обществе все большую значимость приобретает личное, продуктивное, творческое, особенное, где субъективное, национальное, социальное выходят на первый план. Понятие идентичности, которое охватывает субъективное время, личную деятельность, национальные особенности стало одной из главных тем в культуре современного общества. Многие проблемы хозяйственного, экономического, политического и культурного плана, в конечном итоге, оказываются вопросами об идентичности.

  2. Формирование гендерной идентичности относится к числу «знаковых» явлений культуры. Понятие «идентичность» впервые детально было представлено Э. Эриксоном, который определил, что идентичность опирается на осознание временной протяженности собственного существования, предполагает восприятие собственной целостности, позволяет человеку определять степень своего сходства с разными людьми при одновременном видении своей уникальности и неповторимости. Изучая влияние социальной системы в целом на передачу гендерных стереотипов, поддерживающую функционирование гендерной культуры постмодернистский феминизм способствует пересмотру традиционной структуры гендерной идентичности, которая воспроизводит патриархатные бинарные оппозиции мужского (женского) в культуре и обществе.

  3. Гендерная идентичность является социокультурной по происхождению, она формируется в результате взаимодействия индивида с другими людьми и усвоения опыта, выработанного в процессе социокультурного взаимодействия. Изменение гендерной идентичности также обусловлено изменениями в социокультурном окружении индивида.

  4. Построение идентичности – создание самим человеком модели поведения, и обладает она двумя свойствами: изменчива в течение человеческой жизни и является достаточно длительной для исполнения на практике. Процесс идентификации в рамках установленной человеком модели является достаточно длительным, тождественным реальному миру. Множественность моделей идентичности есть отображение множественности исторических путей человеческого.

  5. Высокую степень эффективности показало совмещение двух новейших исследовательских стратегий: перформативной теории субъективности (пола, гендера), основанной на понимании пола, как не имеющего предискурсивной сущности, и качественных методов, направленных на анализ латентных механизмов в структуре гендерной идентичности. Качественные исследования дают инструментарий фиксации и дешифровки нормализующей «работы культуры» в индивидуальном сознании, а также ее выявления в нарративе; перформативная концепция предлагает аналитические узловые точки интерпретации властных культурных механизмов, инкорпорированных в человеческой телесности и сексуальности.

  6. Гендер понимается как организованная модель социальных отношений между женщинами и мужчинами, трактуется как одно из базовых измерений социальной структуры общества, который вместе с другими социально-демографическими и культурными характеристиками (раса, класс, возраст) организует гендерную систему, конструируется через определенную систему социализации, разделения труда и принятые в обществе культурные нормы, роли и стереотипы.

  7. В гендерной идентичности на первый план выходят социокультурные параметры категорий «мужское» и «женское», в соответствии с которыми человек идентифицирует себя с конкретной гендерной группой, конструируя свою идентичность, как представитель какого-либо пола.

  8. Современный кризис идентичности на Юге России связан во многом с процессами модернизации, обусловленными как внутренними трудностями, так и результатом геополитического противостояния христианской и исламской, западной и восточной цивилизаций в поликультурном регионе Северного Кавказа. Ассимилируя технократические ценности западной цивилизации, регион в то же время подвержен влиянию традиционной культуры, а также реставраторским, фундаменталистским идеям исламской культуры. Поэтому особое значение приобретает проблема культурной идентификации, связанной с духовными, мировоззренческими процессами и обеспечивающей принятие социальной общностью единой картины мира, ценностей и идеалов на основе общего образа жизни.

Научная новизна исследования подтверждается новыми научными результатами, полученными соискателем и заключается в следующем:

1.На основе культурологического анализа теоретических концепций и эмпирических данных по проблеме гендерной идентичности, выработан инновационный междисциплинарный подход, объединяющий элементы синергетического и ситуационного подходов к исследованию данного феномена в культуре современного общества: гендерная идентичность имеет уровневую структуру (внутриличностный, уровень межличностных отношений, уровень взаимодействия с социокультурным окружением). Данной структуре соответствует диагностическая программа и рекомендации по развитию позитивной гендерной идентичности.

2.Проанализированы функциональные связи структурных составляющих гендерной идентичности с точки зрения культурных различий. Выявлено влияние установки на независимость и на позитивную гендерную идентификацию; охарактеризовано взаимное влияние гендерных аттитьюдов; описаны гендерные различия в механизмах культурной адаптации.

3.Раскрыты феноменологические особенности идентичности как пространства, в котором человек в значительной степени выстраивает собственное социальное и культурное бытие.

4.Расширена методология анализа гендерной идентичности в культуре современного общества.

5.Теоретические представления о содержании и социокультурных особенностях гендерной идентичности личности рассмотрены в контексте культурных традиций поликультурного региона. Конкретизированы и уточнены представления о специфическом содержании и динамике гендерной идентичности в традициях народов Северного Кавказа. Рассмотрено региональное преломление гендерной идентичности.

Теоретическая значимость исследования связана с его научной новизной и состоит во всестороннем анализе понятий «идентичность», «гендерная идентичность» в системе координат современного социокультурного процесса. Результаты исследования имеют важное значение для современной культурологии, выявленные в диссертации вопросы соотношения между собой данных понятий и проведенный анализ, предполагают принципиально новый подход к изучению ряда актуальных проблем, характерных для современной культуры и общества.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования основных положений для осмысления конкретных культурно-гендерных практик и теоретических откликов на них в условиях меняющихся реалий в российском обществе. Результаты исследования могут быть использованы при дальнейшей разработке и философском исследовании различных проблем современной гендерной идентичности. Выводы и положения диссертации могут быть применены при разработке учебных курсов по социально-гуманитарным дисциплинам, таким как философия, культурология, социология, психология.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования изложены в публикациях автора, апробированы в форме научных докладов на научных и научно-практических конференциях: VII научно-практической конференции «Федор Андреевич Щербина, казачество и народы Северного Кавказа в исторической ретроспективе» (Краснодар, 2007 г.), региональной научно-практическая конференции «Третьи аспирантские чтения» (Краснодар, 2008 г.), VII международной научной конференции «Россия и славянский мир в контексте много полярности» (г. Славянск - на - Кубани, 2010 г.), научной конференции Краснодарского государственного университета культуры и искусств «Образование, наука, культура в эпоху глобализации» (Краснодар, 2010г.), международной научно-практической конференции «Современные проблемы развития общества: экономика, право, философия и социология» (Волгоград, 2011г.) и др. Результаты научно-исследовательской работы по теме исследования используются автором в учебном процессе в филиале Славянского-на-Кубани государственного педагогического института в г. Новороссийске в курсе «Гендерная культурология». Всего по теме диссертационного исследования опубликовано 11 работ, общим объемом 5,04 п. л., из них 3 – в ведущих рецензируемых научных журналах, включенных в Перечень ВАК Министерства образования и науки РФ.

Структура диссертационной работы. В соответствии с целями и задачами исследования строилась и структура работы. Степень изученности различных аспектов поставленной проблемы и логика исследования обусловили следующее композиционное построение данного научного исследования: введение, три главы, в основу которых положен проблемный принцип, заключение, список использованных источников и литературы.

Тендер как социокультурный конструкт в классических теориях идентичности

В сложном изменяющемся мире в эпоху глобализации и перемен человеку как никогда необходимо чувствовать себя спокойно и уверенно. Для этого ему необходимо утвердиться в своей личностной и профессиональной роли. Не последнее место в процессе самоутверждения занимает осознание человеком своей гендерной идентичности, под которой понимается процесс осознания и принятия определений мужественности и женственности, существующих в рамках той культуры, в которой рождается и вырастает человек.

В современном обществе наблюдается немало людей с искаженным тендерным самосознанием, трансформируется значение мужественности и женственности как ценности, сопровождающееся феминизацией мужчин и маскулинизацией женщин. В связи с этим актуальным становится вопрос о формировании мужественности и женственности как ведущих качествах гендерной идентичности. Это важно, поскольку современный мир задает новые перспективы в реализации личности, способной быстро приспособиться к изменяющимся условиям и именно тендерная идентичность является адаптационным ресурсом, а ее нарушение является индикатором нарушений психического здоровья и адаптации вообще.

Формирование гендерной идентичности происходит под влиянием развития биологии, культуры общества, закономерностей половой дифференциации в ходе гендерной социализации.

Некоторые исследователи склонны утверждать, что в настоящее время в культуре стираются, либо крайне размыты представления о качествах «настоящей женщины». С одной стороны, это приводит к увеличению «женских» качеств и дает возможность женщине выбирать, какой ей быть, оставаясь при этом самой собой. С другой стороны наблюдается внутриличностный тендерный конфликт, тендерная неопределенность.

Женщина испытывает экзистенциальный кризис в отношении своего предназначения, традиционная тендерная идентичность кардинально изменяется. Одним из проявлений этой проблемы является вопрос о так называемом «естественном предназначении женщины». Все разнообразие существующих направлений и концепций можно выразить в двух основных подходах. Первый, называемый традиционным, рассматривает материнство с точки зрения природно-биологических позиций и представляет материнство как единственную форму самореализации женщины, предназначенную ей от природы. Это ограничивает ее права на свободу выбора для самореализации.

Иная позиция представлена в работах феминистов, где самореализация, личный успех связывается исключительно с профессиональными достижениями, карьерным ростом, социальным статусом, в то время как материнство противопоставляется самореализации женщины, рассматривается как «потеря себя», помеха к личностному развитию. В результате этих мнений происходит снижение ценности материнства и его девальвация. Определяются социальные и культурные тенденции в различные исторические эпохи, которые способствовали становлению идентичности как социокультурного явления и связь с указанными выше тенденциями: универсализации, глобализации, становления временного и пространственного разнообразия, индивидуализации и развития информационных технологий.

Выявление социальнокультурного контекста имеет принципиальное значение для объяснения объективных предпосылок становления идентичности, что позволит, в свою очередь, обозначить общие закономерности в ее развитии, выделить общие и особенные условия гендерной идентичности в современном обществе.

- Для этого необходимо понять любую культуру как сложный и противоречивый сплав разных компонентов.

«Чем дальше мы уходим вглубь истории, тем в большей степени индивид, а значит и производящий индивид, выступает несамостоятельным, принадлежащим к более обширному целому» . Эти слова К. Маркса выявляют одну из самых значительных тенденций исторического становления индивида. Индивидуализация, рост индивидуального сознания, психики, выделение индивида из общины, выявление индивидуализации как ценности представляют собой объективную, филогенетическую тенденцию.

Б. Ф. Поршнев, В. А. Никонов, Ю. М. Лотман, Б. А. Успенский, И. С. Кон выявляют в первобытном сознании такие характерные черты, как «ещеневыделенность», преобладание «Мы», слабая интегрированность компонентов самости, неразвитость качеств, отсутствие потребностей, противоположных потребностям коллектива. Примером «ещеневыделенности» может служить жертвенность как отсутствие «личного», собственной судьбы, полная покорность интересам «всех»". Примитивный человек не делает ничего такого, что бы ни было сделано его предками. Повторение действий, в точности до мельчайших деталей - схема его поведения. В этом был свой смысл. Человек наследует от своих предков трудовые привычки и способности, которые с великим трудом приобретены ранее, годами уясняет себе полезность работ, начинает смутно ощущать свою связь с обществом, это вырабатывает у него способность добровольно и свободно выполнять общественно-необходимые работы. Накопление опыта и з правил создает возможность прогресса в данном направлении .

Индивид зависит от группы, с которой он находится в непосредственном контакте, как в практической деятельности, так и в сфере мышления. В его повседневной жизни все регулируется массой сложных обычаев. Ритуал или обычай, например, преобразует окружающее пространство из хаоса в космос. Подтверждение тому можно увидеть в тотемизме, в магии как средстве подчинения себе природной стихии, в мифологии, в которой человек призывает демонов, духов, предков помочь ему справиться с преодолением жизненных трудностей во многих обычаях. Религиозная вера фиксирует духовные установки, уважение к традиции, гармонию с окружающей средой, смелость и уверенность в борьбе с трудностями. Но в мифологии и первобытной религии осуществляются попытки интерпретации картины мира для собственного коллектива, для его самосохранения.

История в данном случае опирается на устную традицию, обладает крайне узкой и ограниченной ретроспективой. Снижение длительности исторического времени по сравнению с настоящим определяет отсутствие исторической рефлексии на общество и на каждого индивида отдельно.

Взгляд в прошлое, его оценка возможны только при условии и на основе передачи информации (от человека к человеку, от поколения к поколению). Без функционирования такой информации, рефлексия и саморефлексия невозможны. Но различия предметного содержания сознания у отдельных индивидов образуются впервые благодаря обмену деятельности, разнородной по возможностям и составу. Опыт первобытных коллективов закрепляется в материальных формах труда, общения, деятельности. Культурно-исторический процесс обогащается через искусственный мир. Социальное развитие вырабатывает потребность приобщения к богатству человеческой культуры . Связи приобщения индивида к всеобщему открывают новые возможности в накоплении опыта и трансляции его в историческом процессе. Обмен продуктов труда выступает способом его приобщения к всеобщим формам, процессам, которые начинают определять содержание общественной жизни.

Стоит заметить, что у бесписьменных народов - личные имена, как правило, — имена родовые, их племенное или семейное достояние.

Идентичность и самоидентичность стали возможны только с появлением письменности: ведь в ней «само» находит пути и возможность передать длительность своего персонального существования. Следует отличать осознанное выражение мыслей и идей от обыденных инстинктивных форм самовыражения. Пока письменные культуры не набрали достаточного багажа для свободной интерпретации культуры, диалог между различными культурами не достижим. Он становится возможным, когда существует «явное понимание» разделения на «свое и чужое». Усвоение чужих культур того уровня, развития средств фиксации и передачи информации не предоставляет такой возможности. Принятие «чужих» норм и форм шло на неявном уровне. Поэтому в дальнейшем мы рассмотрим основные этапы не только становления идентичности как социально-культурного феномена, но и выявим этапы развития его осмысления, рефлексии на него.

В первобытном обществе мы не располагаем никакими свидетельствами явной рефлексии на процессы самопознания и самоосуществления.

Для общества характерны:

- полная идентификация с предками, с их примитивной коллективностью, вечное возвращение к прародителям1;

- течение жизни понимается как циклический процесс: существует упорядоченная временная детерминация в рамках индивидуальной жизни и жизни коллектива;

- субъект жизнедеятельности - племя, род, а не индивид сам по себе;

- ничтожное влияние «личной» сферы, «своего» на повседневную жизнь человека.

Гендерная идентичность как категория культурологического анализа

Кроме деления идентичности на личностную и социальную составляющие, можно классифицировать идентичность и по другим основаниям. Так, в зависимости от сферы или вида социализации можно говорить о формировании тендерной, этнической, профессиональной, религиозной идентичности личности.

С учетом возрастных закономерностей становления и развития идентичности различают зрелую (сформировавшуюся) идентичность и незрелую, формирующуюся идентичность.

В зависимости от степени принятия личностью себя речь может идти о позитивной или негативной идентичности. В зависимости от глубины переживаний процесса трансформации самоопределений можно говорить о кризисе идентичности или об его отсутствии (о кризисной или не кризисной идентичности).

Сказанное позволяет заключить, что тендерная идентичность - это вид социальной идентичности. Тендерная идентичность является одной из важнейших и, наряду с этнической, наиболее стабильной среди социальной идентичности человека.

В феминистской литературе существует несколько концепций тендера. Это обусловлено как относительной «молодостью» тендерного подхода (первые работы появились около двадцати лет назад), так и сложностью самого феномена. Для всех из них базовым положением является различение понятий пол (sex) и тендер (gender). Пол - это термин, который обозначает те анатомо-биологические особенности людей (в основном - в репродуктивной системе), на основе которых люди определяются как мужчины или женщины. Его следует употреблять только в отношении характеристик и поведения, которое вытекает непосредственно из биологических различий между мужчинами и женщинами. Тендер - это сложный социокультурный конструкт: различия в ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках между мужским и женским, творимые (конструируемые) обществом.

1. Общее значение - различие между мужчинами и женщинами по анатомическому полу.

2. Социологическое значение - социальное деление, часто основанное на анатомическом поле, но не обязательно совпадающее с ним.

В рамках этого подхода тендер понимается как организованная модель социальных отношений между женщинами и мужчинами, не только характеризующая их межличностное общение и взаимодействие в семье, но и определяющая их социальные отношения в основных институтах общества (а также и определяемая - или конструируемая ими). Тендер, таким образом, трактуется как одно из базовых измерений социальной структуры общества, который вместе с другими социально-демографическими и культурными характеристиками (раса, класс, возраст) организует социальную систему.

Тендер как социальный статус определяет индивидуальные возможности: образование, профессиональную деятельность, доступ к власти, семейную роль, репродуктивное поведение. Тендер как статус формируется определенной культурой. Тендерная культура создает и воспроизводит тендерное сознание в процессе социализации. Социальная конструкция тендера представляет диахронический аспект культуры. Тендер как система измерения социальной структуры общества, позволяет рассмотреть синхронический аспект культуры. Тендерная система предполагает поведение, социальные взаимодействия, которые предписываются в соответствии с полом. Тендерная система предполагает измерение публичной и приватной сфер жизни человека. Кроме термина «тендерная система» используется термин «гендерный контракт». Тендерную систему можно представить как совокупность тендерных контрактов.

Социальное воспроизводство тендерного сознания на уровне индивидов поддерживает основанную на признаке пола социальную структуру. Воплощая в своих действиях ожидания, связанные с их тендерным статусом, индивиды конституируют тендерные различия и, одновременно, обусловливаемые ими системы господства и властвования. Во многих обществах женщин и мужчин не только воспринимают, но и оценивают по-разному, обосновывая тендерными особенностями и разницей в их способностях различия в распределении власти между ними. По словам Джоан Скотт, осознание тендерной принадлежности - конституирующий элемент социальных отношений, основанный на воспринимаемых различиях между полами, а пол - это приоритетный способ выражения властных отношений.

Тендер конструируется через определенную систему социализации, разделения труда и принятые в обществе культурные нормы, роли и стереотипы. Принятые в обществе тендерные нормы и стереотипы в определенной степени определяют психологические качества (поощряя одни и негативно оценивая другие), способности, виды деятельности, профессии людей в зависимости от их биологического пола. При этом тендерные роли и нормы не имеют универсального содержания и значительно различаются в разных обществах. В этом смысле быть мужчиной или женщиной означает вовсе не обладание определенными природными качествами, а выполнение той или иной роли.

В современных социальных и гуманитарных исследованиях тендер используется не как неизменная и универсальная конструкция. Как писала Гизела Бок, понятие тендер означает не вещь или предмет, не много вещей или предметов, а комплексное переплетение отношений и процессов.

Необходимо «мыслить отношениями», чтобы из аналитической категории тендера вывести культурную реальность - как в прошлом, так и в настоящем1.

Социологи и социальные психологи утверждают: пол относится к биологическим характеристикам, в соответствии с которыми люди делятся на категории «мужчина», «женщина» или в редких случаях «гермафродит» (когда характеристики обоих полов фактически или явно объединены), а тендер - к социальным и социально-психологическим атрибутам, подразделяющим людей на категории «мужской», «женский» или «гермафродитный» (когда характеристики обоих тендеров преднамеренно или непреднамеренно объединены). По мнению многих социологов, в социологическом дискурсе тендер должен применяться тогда, когда касается социально созданного деления общества на тех, кто относится к мужчинам, и тех, кто - к женщинам. В то время как «мужчина» и «женщина» являются терминами, зарезервированными за биологическими различиями между ними, а также мальчиками и девочками, «мужское» и «женское» относится к сформированным культурой чертам поведения и видам темперамента, считающимися социально соответствующими полам. Эти черты изучаются посредством сложного и продолжительного процесса социализации.

Антропологи (например, Маргарет Мид), психологи и социологи подчеркивали, что тендер определяется не биологически, а социально и посредством культуры, являясь культурно и исторически относительным. Его значение, интерпретация и выражение изменяются и внутри, и между культурами, служа объектом исторических перемен. Социальные факторы -класс, возраст, раса и этнос - тоже образуют особое значение, выражение и опыт тендера, выделяя тот факт, что его нельзя уравнивать каким-либо упрощенным способом с полом или сексуальностью.

Тендер (gender) - социальный пол. Современное обществознание последовательно и весьма продуктивно разрабатывает данное понятие как одно из важнейших для анализа оснований социальности и ее форм. Смысл понятия «гендер» заключен, прежде всего, в идее социального моделирования или конструирования пола. Социальный пол конструируется социальной практикой. В обществе возникает система норм поведения, предписывающая выполнение определенных половых ролей; совокупность социальных репрезентаций, а не природой закрепленная данность, создается культурная маска пола, то, что мы думаем о поле в границах наших социокультурных представлений.

По мнению Ж. Бодрийяра, сегодня нет ничего менее надежного, чем пол. Принцип неопределенности распространяется на половые отношения, как и на отношения политические и экономические.

При всем многообразии подходов и позиций в отношении определения гендер имеет смысл выделить две концепции: теорию социальной конструкции тендера и теорию тендерной системы (гендерной культуры).

В логике первого подхода (гендер как социальный конструкт) называют три группы характеристик: биологический пол, полоролевые стереотипы, распространенные в том, или ином обществе, и т.н. «гендерныи дисплей» - многообразие проявлений, связанных с предписанными обществом нормами мужского и женского действия и взаимодействия.

Социальная конструкция тендера и гендерная система (гендерная культура) в России

Тендерный подход к изучению человека и общества сформировался в 70 - 80 гг. XX в. на основе неклассических философско-критических дискурсов, постструктурализма и постмодернизма (Ж. Деррида, Ж. Делез, Ж.- Ф. Лиотар, М. Фуко), философии феминизма (Дж. Батлер, Р. Брайдотти, Л. Иригарэ, Ю. Кристева, Г. Рабин, Р. Унгер), социального конструктивизма П. Бергера и Т. Лукмана, символического интеракционизма И. Гоффмана, этнометодологии Г. Гарфинкеля и понимающей социологии М. Вебера. В понимание пола как социального конструкта внесли работы антрополога М. Мид, социологов Э. Гидденса и П. Бурдье, психологов Э. Маккоби и С. Бем.

В России тендерные исследования начали развиваться с конца восьмидесятых годов XX в. в работах О. А. Ворониной, Т. А. Гурко, М. М. Малышевой, Н. А. Пушкаревой, Н. М. Римагиевской.

Процесс освоения отечественными исследователями тендерного подхода прошел три этапа:- знакомство с западными феминистскими и тендерными теориями (1980 - 1996 гг.), адаптация западных теорий к российскому контексту (1997 - 2001 гг.), методологическая рефлексия (с 2001 г.).

В современных отечественных исследованиях термин «гендер» является категориальным указателем на множество теорий (постмодернистских, феминистских, конструктивистских) и практик. Гендер акцентирует непрямую взаимосвязанность и взаимообусловленность биологического пола, репродуктивной функции, сексуальной ориентации и тендерной идентичности человека.

В современных условиях «гендер» перестает быть предметом исследования и становится методологическим подходом1.

Согласно современным исследованиям, идентичность -трансформирующаяся структура, развивающаяся через преодоление кризисов. Определением этого понятия занимаются представители разных отраслей социально-гуманитарного знания, и поэтому внимание акцентируется на тех или иных проявлениях идентичности, которая может, например, изменяться в прогрессивном или регрессивном направлениях. Ученые едины во мнении, что идентичность социальна по происхождению, так как формируется в результате взаимодействия людей, а изменения идентичности в свою очередь обусловлены социальными изменениями.

Учитывать тот «культурный поворот», который произошел в отечественном социальном и гуманитарном знании на рубеже XX - XXI вв., можно констатировать, что проблема идентичности, являясь актуальной в российской науке, приобретает первостепенное значение в современных условиях.

Изучению роли идентичности в современном социокультурном процессе в России, а также анализу методологических и теоретических проблем, связанных с использованием категории «идентичность» в качестве инструмента научного анализа, посвящены труды С.Г. Айвазовой, О.А. Ворониной, И.В. Грошева, О.М. Здравомысловой, Н.Ю. Каменецкой, Е.В. Машкова, О.В. Туркиной, М.В. Томской, З.А. Хоткиной, Е А. Шибанова, А. Юрчак и др .

В частности, С.Г. Айвазова - историк и политолог, убежденная феминистка, считает, что отношения между мужчинами и женщинами имеют особое — социальное измерение, оказывающее существенное влияние на характер власти в обществе. В своих трудах она затрагивает и острые проблемы тендерной асимметрии российской повседневности. На этот счет показательны ее слова: «...как правило, в таких ситуациях общество на какой-то момент оказывается в состоянии культурной и ценностной неопределенности, размытости перспектив социального развития, до той поры, пока тем или иным образом не завершится скрытое и открытое противоборство сил традиционалистских и модернистских»1.

В контексте нашего исследования нам близки позиции российского ученого И.В. Грошева. В одной из своих работ он утверждает, что изучение индикаторов трудовой конфликтности и способов поведения людей в конфликтных ситуациях через призму тендерного фактора, опосредованного управленческой деятельностью, наталкивает на следующие выводы: различия в стратегиях конфликтного поведения у мужчин и женщин на менеджерском уровне состоят в том, что первые более тяготеют к удовлетворению краткосрочных интересов, отчасти пренебрегая долгосрочными; а на уровне персонала при одинаковой склонности обеих тендерных групп к сотрудничеству и компромиссу мужчины предпочитают соперничество, а женщины - приспособление".

Наполнение аналитики проблематикой идентичности продиктовано потребностью выявления места и роли женщины в современной рекламе. Этим исследовательским вопросом успешно занимается О.В. Туркина3. «Очевидно, - пишет она, - что залогом успешной работы рекламы по ее воздействию на потребителя, помимо отмеченной проницаемости значений, является ее "искушающе-соблазняющий" характер. Реклама не только обещает получение удовольствия одновременно с приобретением продукта, но и формирует само желание. ... Одним из самых соблазнительных и желаемых и, соответственно, одним из самых главных символов в мифологии потребления стала женщина, ее образ, включая и ее тело, которое является одновременно и инструментом и средством... » . Мы должны признать, что гендерный аспект в любой современной рекламе играет первую роль. Хотим ли того или не хотим, но молодые девушки желательно до двадцати пяти лет (красивые, спортивные, не унывающие, загорелые и т. п.) так и сияют с голубых экранов днем и ночью. К чему это приводит? Или уже привело? К однообразной стандартизации женщины. Мы уже не хотим стареть, быть бабушками, идти на заслуженную пенсию и т.д. Поиски женской идентичности на современном этапе развития общества становятся важным фактором не только в процессе ее самопознания, но и в выстраивании ее отношений с внешним миром.

Современные феномены визуальности выступают сегодня не просто сферой художественного творчества, но и средством идеологии, становясь одним из эффективных механизмов воздействия на массы. Действительно, все чаще человек имеет дело, как правило, не с реальным объектом, но с его рекламным образом. Этой проблематикой в отечественном гуманитарном знании занимается Е.А. Шибанов2. Да, конечно, рекламный образ женщины весьма привлекателен, визуально очень доступен и не требует материальных расходов как в реальной жизни. Потребители, зрители, просто зеваки предпочитают в своей жизни именно таких женщин: без проблем, без запросов, без слов. Очевидно, что через определенное количество времени женщины, чтобы выйти замуж, а, может быть, даже родить ребенка, вынуждены будут приспосабливаться к рекламному образу.

Ряд фундаментальных трудов Л.М. Дробижевой, М.Н. Губогло, М.В. Заковоротной, В.В. Нурковой, В.А. Тишкова, В.А. Ядов3 и других свидетельствует об исследовательской активности в отношении анализируемого нами понятия, авторы подходят к его рассмотрению с самых разных сторон, выбирая тот или иной ракурс идентичности.

Богатейший материал по исследованию механизмов и практик конструирования идентичности Юга России представлен в работах региональных ученых, в частности, Т. А. Корниенко (структура гражданской идентичности), Е. В. Морозовой (роль символической политики), Г.Ю. Павловой (гендерный аспект в образовании), И.В. Самаркиной (теоретические подходы к изучению картины мира) и др.1.

Итак, в настоящее время делаются попытки организации диалога между разными науками с целью выработки синтетической модели российской идентичности и соответствующего ей социокультурного дискурса. Особенно популярной в последние годы стала тематика в связи с анализом этнической идентичности. Так, по мнению Л.М. Дробижевой, центром внимания к анализу идентичности является «... соотнесение личности с группой, представления о группе, социальные механизмы самоопределения индивидов в многообразных группах... Каждая из них включает в себя индивидуальную и коллективную идентичности разного масштаба и содержания»". Она выделяет следующие компоненты) социальной идентичности: самоидентификация (отнесение себя к этнической группе, локальной, государственной общности); представления о своей группе «образ мы»; интересы, которые связывают эмоционально окрашенное отношение к таким образам с поведением людей (регулятивная составляющая идентичности).

Гендерная идентичность женщины в современных концепциях пола

Рассматривая совокупность социально-экономических, политических, правовых и социокультурных условий сложившихся в современном российском обществе следует отметить, что происходит его самоуничтожение посредством алкоголизации, наркотизации и нравственно-духовного разложения.

В этих условиях вопрос о соотношении объектов исследования таких научных дисциплин, как «феминология» и «гендерология» приобретает иные акценты. В условиях устойчивой тенденции депопуляции и алкоголефилии в России феминология не может ограничиться рассмотрением женщин как социально-демографической группы, а гендерология не сможет существовать в отрыве от андрологии.

Реализация общих с мужчинами и специфических интересов женщин, обеспечения их жизнедеятельности во всех сферах общественной жизни, проблемы соотношения полов в определенных поколениях, динамика рождаемости и смертности, продолжительности жизни, глубокий анализ социопсихологических и социокультурных факторов становления личности становятся предметом исследования ранее указанных наук.

Несомненно, женщины представляют относительно самостоятельное и устойчивое целостное социальное образование, органически вплетенное в стратификационное общественное здание. Прежде всего, следует определить экономические и политические аспекты положения женщины в социуме и ее роли в семье, проанализировать социопсихологические и социокультурные факторы ее личностного становления.

Современные тендерные теории, несомненно, должны включать как проблемы феминологии, так и проблемы андрологии, а не только факторы мужского доминирования и женской дискриминации. Речь не идет при этом о суммировании двух подходов, главной целью гендерологии должна стать ликвидация многовекового антагонизма полов и максимальное раскрытие двух начал - мужского и женского. Гендерология, как новорожденная наука, в основном смещает акценты в сторону констатации мужского доминирования и анализа женского фактора вместо предложения радикальных инновационных моделей гармонизации современных социальных процессов.

Разрушительные тенденции в отношениях полов, в частности в развитых странах, отдаляют мужчин и женщин и приводят общество к саморазрушению и самоуничтожению. Ярким показателем разрушения является признание обществом гомосексуализма как нормы.

Тендерная система, которая конструирует два пола как различные, неравные и даже взаимоисключающие фактически определяет доминирование одного из полов. Таким образом, в системе прослеживаются разрушительные тенденции, отдаляющие мужчин и женщин по определенным нормативным функциям, психологическим аспектам и ролевым стереотипам. Тендер представляет сложную систему стратификационных категорий.

Тендерные исследования — изучение положения женщин через призму, прежде всего, социопсихологических и социокультурных особенностей. Экономика и политика, социальная среда здесь учитываются, но в качестве второстепенных, а не определяющих обстоятельств, полагает Г. Г. Силласте. Тендерные исследования близки к социологическим исследованиям женщин, но с акцентом (чего в СССР не было) на психологические факторы и их роль в социальной жизни, в поведении и мотивации женщин. Г. Г. Силласте считает, что от исследований женщины как рабочей силы, в лучшем случае, как матери и воспитательницы надо перейти к социологическому анализу женщины во всем многообразии ее социальных ролей и психологических особенностей.

«Женские исследования» как вызов традиционной науке возникли, когда стало очевидным, что, в сущности, социальные и гуманитарные науки под видом изучения человека вообще, т.е. homo sapiens, изучают исключительно мужчин. Женские исследования как раз и были ориентированы на изучение женского культурного Зазеркалья, причем здесь использовались самые разные методы: исповедь, групповые дискуссии, глубинные интервью, вторичный анализ материалов этнографических исследований. Такие исследования велись в США, начиная с 70-х г.г. XX в., в университетах и в женских объединениях

Параллельно с этим развивалась феминистская критика традиционной западной науки, андроцентризма и маскулинизма, характерных для нее, и социальных последствий этого. В чем это проявляется?

1. Сама наука определяется через использование маскулинных атрибутов: объективности, рациональности, строгости, имперсональности, свободы от ценностного влияния.

2. Характер производства знаний в ней также «мужской». «Отвергая те способы познания, которые традиционно ассоциируются с феминными (интуицию, чувственное познание) или те виды опыта, которые обычно определяются как не мужские, наука отворачивается от многих иных способов познания мира», - пишет О. А. Воронина1.

3. Объектами научного изучения традиционно остаются мужчины и маскулинное. Это относится, например, к биологии, антропологии, медицине и психологии. Традиционные исторические исследования касаются, как правило, событий «большой» (мужской) истории - войн, битв, революций, смены династий, а повседневная жизнь людей, считающаяся сферой деятельности женщин, редко оказывается в поле зрения исследователей. Женщины, таким образом, оказываются «спрятанными» от Истории, но и сама История оказывается достаточно односторонней. Даже «иерархия наук» носит маскулинный характер: наиболее престижными и уважаемыми считаются «строгие» науки, вроде математики или физики, менее уважаемыми и «солидными» - «феминные», вроде литературоведения.

Эта феминистская критика современной науки как практически полностью маскулинизированной сферы совпадает с некоторыми концепциями науки, разрабатываемыми эпистемологами стран Азии и Африки, которые обнаруживают в современной европейской науке следы расизма, буржуазности, евроцентризма.

Например, Р. Минз считает беспочвенными притязания европейской науки выступать от имени науки как таковой. Он утверждает, что «... идеология, свойственная европейской науке и состоящая в оценке успешности познания по степени овладения природными силами и ресурсами, в настоящее время обнаруживает свое явное банкротство, тогда как культуры американских индейцев и некоторых других народов нацелены на гармонизацию отношений человека и природы, на процессы воспроизводства земных ресурсов во имя жизни будущих поколений».

Дж. Нидэм пишет о преимуществах восточной медицины, несводимой к уровню примитивных физиологических обобщений и основанных на них технических приемов.

О.А. Воронина утверждает: «Феминистки отнюдь не собираются создавать "женскую" науку или философию. Речь идет о разработке феминистской перспективы в системе научного и теоретического знания» .

Она выделяет три теории тендера, но начинает с четвертой - ложной: «гендер как социально-демографическая категория». Не совсем понятна критика ею этой концепции, исследующей под видом тендерных проблем положение женщин и детей. «В рамках этого подхода, с одной стороны, различаются пол как биологический факт и гендер как социальная конструкция (что, по-видимому, верно?); с другой - наличие двух противоположных "тендеров" принимается как данность. При этом считается, что "природа" мужчин и женщин различна настолько, что их можно развести по разным социальным (социально-половым) категориям»".

Три теории тендера, выделяемые О. А. Ворониной, не противоречат друг другу, а скорее раскрывают различные аспекты проблемы.

Первая теория - теория социального конструирования тендера, или понимание тендера как социальной конструкции.

С этих позиций дается определение тендера как организованной модели социальных отношений между мужчинами и женщинами, конструируемой основными институтами общества.

0. А. Воронина настаивает на двух постулатах такого подхода:

1. Гендер конструируется посредством социализации, разделения: труда, системой тендерных ролей, семьей, средствами массовой информации.

2. Гендер строится и самими индивидами - на уровне их сознание (т. е. тендерной идентификации), принятия заданных обществом норм и подстраивания под них (в одежде, внешности, манере поведения и т. д.)-Делать гендер - означает создавать такие различия между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами, которые не являются естественными, сущностными или биологическими.

Похожие диссертации на Теоретико-культурологический анализ идентичности : гендерный аспект