Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Экология в культурологическом контексте : теоретико-методологический анализ Цвиренко, Станислав Валерьевич

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Цвиренко, Станислав Валерьевич. Экология в культурологическом контексте : теоретико-методологический анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01 / Цвиренко Станислав Валерьевич; [Место защиты: Юж. федер. ун-т].- Ростов-на-Дону, 2012.- 157 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-9/548

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Экологическая проблема является одной из самых острых проблем современности, которую обычно сводят к предотвращению отрицательных последствий производственной деятельности человека и его воздействий на природу. Но проблема этим далеко не исчерпывается. Новым является по сути беспрецедентное в истории человечества ускоренное развитие техники и подчинение ей всего образа жизни, всей культуры. Меняется лик планеты, растут огромные города. Сама жизнь людей, их питание, коммуникации меняют окружающую среду, оказывают на неё беспрецедентное давление. Каковы допустимые пределы такого давления? Пренебрежение к таким вопросам чревато непредсказуемыми последствиями, угрожающими самому существованию человека и человечества.

Сегодня общепризнанным является вывод о том, что развитие цивилизации и экологические проблемы взаимосвязаны и одно вытекает из другого. Возможности природы не беспредельны и существующий образ жизни человечества, сконцентрированного в мегаполисах и в постоянно растущих и разбросанных по всему миру городах, урбанизация как социокультурный процесс, порождающий дисбаланс во взаимоотношениях человека с природой и сопровождающийся растущими потребности человечества, пришли в противоречие с необходимостью воспроизводства природы как целостной и самообновляющей себя системы. Загрязняя окружающую среду не только отходами производства, но и бытовыми отходами, продуктами жизнедеятельности, человек делает невозможным продолжение жизни на земле для других поколений.

Выбор темы связан с необходимостью исследовать экологические проблемы во взаимосвязи с проблемами культуры. Во многом экологическая культура, а вернее бескультурье, предстают частью мирового экологического

кризиса. Как известно, большой вклад в осознание грядущей опасности и

необходимости радикального изменения отношений человека к природе внесли в своё время деятельность Римского клуба и ряд программ Организации Объединенных Наций, в рамках которой проводит свою работу Международная комиссия по окружающей среде. Исследования по экологическим проблемам сегодня включают в себя не только вопросы сохранения природы и бережного отношения к ней, но и обеспечение экологической безопасности человечества, что уже стало самостоятельной проблемой, требующей своего дальнейшего исследования. Выполнение ряда экологических предписаний, получивших значение императивов, которые могут найти практическую реализацию и способствовать положительному изменению экологической обстановки в регионе, городе, в стране и мире в целом, требует дополнительных обоснований. Рассмотрение современных проблем взаимодействия общества и биосферы приобретает особую остроту при обращении к вопросам о носителе и сущности экологической культуры, которые, могут наиболее результативно исследоваться в пространстве культурологической теории. В этом случае открываются дополнительные возможности обоснования активной роли человека в сохранении природной среды как продиктованного индивидуальным и общественным самосознанием способа самосохранения человечества.

Культурология, как известно, выступает областью межпредметного анализа и позволяет сделать обобщения, опирающиеся на эмпирические данные ряда наук - геологии, химии, биологии и т.д., с одной стороны, и положения и выводы, сделанные философами, психологами, историками, с другой. В этом случае разработка экологической проблематики может быть обогащена фундаментальными гуманитарными положениями, столь необходимыми при разработке теории экологической культуры и практических рекомендаций в области экологии, вплоть до экологических программ больших городов и градостроительства. Итак, поскольку в процессе глобализации обнаруживается весь масштаб экологического кризиса, неизбежной становится экологизация общества и его культуры.

Немаловажным выступает и то обстоятельство, что результаты предпринимаемого исследования могут найти применение при обосновании конкретных экологических решений и рекомендаций.

Если идти в этом направлении, то надо, по нашему мнению, показать, что вносит культурология в исследование тех проблем и противоречий, которые возникают и разрешаются в пространстве взаимодействия современной техногенной цивилизации и природной среды. Актуальность и интерес к экологической проблеме только возрастут, если найти и охарактеризовать вектор развития экологических отношений, обоснованный в пространстве культурологии. Актуальность исследования заключается, таким образом, в необходимости фиксации и последовательного рассмотрения особенностей и специфики возникновения и широкого распространения экологической культуры в современной культурной среде.

Степень разработанности проблемы.

Вопрос об отношении человека к природе и взаимодействиях с природной средой всегда был предметом глубокого интереса философов. Данная проблема активно затрагивалась учёными и мыслителями в прошлом, а сегодня превращается в одну из самых актуальных, глобальных, наполняя конкретикой базовый вопрос философии о роли и месте человека в мире. Классическими здесь остаются, начиная с античности, работы Платона, Аристотеля, Плотина. В их фундаментальных трудах выдвинуты идеи, которые определяли целые эпохи. Они оставили глубокие размышления о природе, движении и жизни. В историческом и социокультурном ключе, рассматривая нами проблема отношения человека к природе нашла наиболее раннее воплощение во взглядах представителей географического детерминизма. Его истоки просматриваются уже у Аристотеля, Страбона и Иосифа Флавия, в их трудах мы можем найти базовую идею - природной обусловленности культурного развития народов и человеческих сообществ.

Если в классической древности главным для осмысления экологической проблематики было учение о природной целесообразности, то в Новое время

Ф. Бэкон, провозгласивший приоритет «плодоносных опытов», подготовил совсем иной взгляд на природу, которая должна была обеспечить человеку изобилие. Начиналась новая эпоха, которая нередко перемежалась со скепсисом по отношению к прогрессу в развитии человеческой цивилизации. Здесь мы можем назвать имена Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье и др. В немецкой классической философии (И. Кант, И.Г. Фихте, Г.В.Ф. Гегель) исследованы фундаментальные аспекты соотношения природы и человеческой культуры, относящиеся и к экологической проблематике. Крупнейшие мыслители XX века - М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, Э. Гуссерль затрагивают экологическую проблему в контексте «забвения бытия» и кризиса современного человека. X. Ортега-и-Гассет проливает свет на современную ситуацию. К ним примыкают исследования Р. Гвардини, Э. Тоффлера, Д. Медоуз1. Однако, основы и традиции исследования экологической культуры были разработаны, прежде всего, в трудах таких известных исследователей как А. Швейцер, который в своей знаменитой работе «Культура и этика» создал систему экологической этики, получившей наименование «неантропоцентристской» или «универсальной этики»2. В основе экологической этики А. Щвейцера лежит гуманистический принцип «благоговейного отношения к жизни».

В исследование сложных взаимосвязей человека с природой свой вклад
внесли и отечественные мыслители. Актуальными для нашего

диссертационного исследования выступают классические работы отечественных мыслителей XIX-XX вв.: В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева, И. А. Ильина, П. И. Новгородцева, А. Ф. Лосева, в чьих работах ключевым сюжетом выступает проблема понимания свободы и сущности духовного обновления человека. Последнее обстоятельство позволяет выявить и проследить перспективы и условия для преодоления современного экологического кризиса. Глобальные аспекты этой проблемы воплощаются в

1 Медоуз Д. Новые границы роста. М., 1992.

Швейцер А. Культура и этика// Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. Избранное. М., «Прометей», 1993.

исследованиях К.Э.Циолковского и его «космической этике». В современных исследованиях экологической проблематики (Р. Атфилд, Б. Колликот, Ролстон Ш. X., Ю. Харгроув) отчётливо просматривается этическая составляющая. Весьма показательна в этом отношении статья Ш. X. Ролстона, помещённая в сборнике с не менее значимым названием «Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности» .

Экология, как область исследования, опирается, с одной стороны, на фундаментальные философские и естественно-научные идеи, с другой, на конкретные экологические исследования. Фундаментальные идеи В. И. Вернадского4, Н. Н. Моисеева5, Ю. А. Жданова6 оказали значительное влияние на социокультурное осмысление проблем экологии. В научной литературе философия природы и экологических проблем представлена целой серией работ. Специально отметим работы: В. И. Данилова-Данильяна7, К. С. Лосева8, Д. С. Марковича9, В. П. Тугаринова10, Д. Шелла11,

А. Д., Урсула . Большой научный вклад в исследование проблем экологии внесли работы Э. В. Гирусова13, Ф.И. Гиренка14, К.Х. Делокарова15, В.А.

Ролстон III Холмс. Существует ли экологическая этика? // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

4 Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988; Вернадский В.И. Этика// Философские мысли натуралиста. М., 1988.

Моисеев Н. Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Экологополитологический анализ // Вопросы философии. М., 1995, №1.

6 Жданов Ю.А. Избранное. В трёх томах. Т. 1-3. Ростов-на-Дону, Изд. СКНЦ ВШ, 2009.

7 Данилов-Данильян В.И. Устойчивое развитие. М., 2002.

Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие. М., «Прометей-традиция», 2000. 9 Маркович Д. С. Социальная экология. М., РУДН, 1997.

Тугаринов В.П. Природа, цивилизация, человек // Тугаринов В.П. Избранные философские труды. Л., 1988.

Шелл Д. «Среда и общество» или инвайронментальная социология // Социс, №12, 1992.

Урсул А.Д. Общенаучные аспекты экологической проблемы // Горизонты экологического знания. М., изд-во «Мысль», 1986.

Гирусов Э. В.. Экологическая культура как высшая форма гуманизма // Философия и общество. -2009.- № 4.- С. 74-92 .

14 Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера. М., 1987.

15 Делокаров К.Х. Философия и человек в век глобальных проблем. М., 1998. Делокаров К.Х.
Глобализация и проблемы устойчивости современного мира // Глобализация и философия. М., 2001.

Кобылянского16, В. А. Кутырёва17, Ю.В. Олейникова и А.Т. Шаталова18, В.В. Налимова19.

Традиционно тематика исследований экологической деятельности человека была ориентирована на проблемы непосредственного воздействия человеческой цивилизации на природу: через промышленные и производственные практики, агрономические, строительные и транспортные технологии. Параллельно активно исследуется проблематика, связанная с необходимостью активизации природоохранной деятельности и создания и повсеместного внедрения ресурсосберегающих технологий. Среди многочисленных исследований по проблемам экологии выделяются работы специального характера по всем направлениям природоохранной деятельности. В этом случае можно было бы назвать целый ряд работ зарубежных и отечественных исследователей, характеризующих сохранение природной среды в свете единства экологии и отраслевого подхода, современного производства и строительства, для которых требования экологии превращаются в экологические императивы.

Работы отечественных исследователей ориентированы на рассмотрение фундаментальных проблем экологии, в этом контексте необходимо отметить работы Э.В. Гирусова, Ю.Г. Маркова, Т. И. Афасижева, А.С. Арсеньева, В.Е. Ермолаевой, А.П. Назаретяна, О. Н. Яницкого. Самостоятельной областью исследования стало экологическое образование как комплексная проблема, сопутствующая рассмотрению экологических проблем. Особое значение приобретают исследования экологической культуры и её специфики в контексте нового, так называемого ноосферного мышления, обоснование которого принадлежит В. И. Вернадскому, наиболее значимые и актуальные

Кобылянский В.А. Философия экологии: общая теория экологии, геоэкология, биоэкология. М., Фаир-

Пресс. 2003.

Кутырев В.А. Философские аспекты экологических проблем // Экологические проблемы современности. М., 1995.

Олейников Ю.В., Шаталов А.Т. Экологические перспективы человечества// Энергия: экономика, техника, экология. 1995. №10.

Налимов В.В. На грани третьего тысячелетия: что осмыслили мы, приближаясь к XXI веку (философское эссе). М., Лабиринт, 1994.

работы которого содержатся в книге «Биосфера и ноосфера». Традиции исследований в этой области продолжаются современными исследователями. Тесная взаимосвязь и взаимозависимость экологической культуры и феномена экологического сознания рассматривается Э.В. Гирусовым, С.Н. Глазачевым и рядом других авторов.

Особое значение имеют для предпринятого исследования культурологические работы, авторами которых являются признанные специалисты в сфере философской культурологии: П. С. Гуревич, М. С. Каган, Э. С. Маркарян, В. М. Межуев, Э. В. Соколов. Большое методологическое значение для нас имеют работы Э. С. Маркаряна , Б. С. Ерасова21, Л. Г. Ионина22, Э. А. Орловой23, Ю. М. Резника24, А. Я. Флиера25. Кроме этого, при проведении диссертационного исследования автор широко использовал научные исследования Ростовской школы культурологии - Ю. А. Жданова, В. Е. Давидовича, М. К. Петрова, Е. Я. Режабека, Т. П. Матяш, Г. В. Драча, Е. В. Золотухиной, В. К. Королева, О. М. Штомпеля.

Культурологические исследования знаменуют гуманитарную область
исследования, обосновывающего нормы и ценности экологического
поведения, экологические императивы, которые приобретают
методологическую роль в изучении современных экологических проблем.
Исследование проблем экологии выступает как продолжение и

конкретизация важнейшего вопроса культурологии - о взаимоотношении человека с природой, а изучение экологической проблемы перемещается в культурологическое поле исследования. Соответственно, вопросы

Маркарян Э.С. Науки о культуре и императивы эпохи, М, 2000. Маркарян Э. С. Культура жизнеобеспечения и этнос: Опыт этнокультурного исследования (на примере армянской сельской культуры). Ереван. 1983. Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции //Советская этнография. 1981. №2.

Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., Аспект Пресс. 1996. Ерасов Б.С. Цивилизации. Универсалии и самобытность. М., Наука. 2002.

Ионин Л.Г. Основания социально-культурного анализа. М., 1995.

Орлова Э.А. Основания научного познания культуры в социальной антропологии // Наука о культуре и социальная практика: антропологическая перспектива. М., 1998.

Резник Ю.М. Пути системной реорганизации и интеграции социального знания (очерки о судьбе отечественного обществознания // Личность, Культура. Общество. Т.П. Вып.З. М., 2000. 25 Флиер А.Я. Культурогенез. М., 1995; Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М., Академический проспект. 2002.

экологической культуры невозможно анализировать, на наш взгляд, без сопутствующего анализа специфики самого культурологического знания, получающего дополнительные характеристики при проведении такого рода исследования. Хотя бытует мнение, что в исследовании вопросов экологии культурологический анализ не являются определяющим, только философская культурология может обосновать человека полноправным и потому ответственным участником экологических процессов, дать ответ на вопрос, что входит в отраслевую компетенцию, а что является общетеоретической и гуманитарной проблемой?

Несомненно, что исследования в области экологии расширяют и поле
культурологической теории как таковой, способствуют её дальнейшему
формированию и самоутверждению. Между тем такого рода постановка
вопроса редко присутствует в современных культурологических
исследованиях. Исследование предлагаемой темы предполагает

методологический поворот к прояснению и систематизации культурологических понятий и построению теоретической модели экологической культуры в широком культурологическом контексте. Последнее представляется весьма интересным и перспективным для культурологии как самостоятельной сферы гуманитарного исследования, для разработки её методов и приёмов исследования, конституирования единого проблемного поля. Первым шагом на этом пути может стать исследование феномена экологической культуры. Так возникает вопрос о том, какое место в системе современного культурологического знания занимает экологическая культура как явление малоизученное, каковы особенности и императивы экологизации человеческой жизнедеятельности?

Объект исследования: Экология и экологические отношения в современном мире.

Предмет исследования: Культурологические смыслы и значения экологии и экологической культуры.

Цель диссертационного исследования: Выявить уникальные свойства и специфику экологической культуры, показать её центральную роль в системе культуры.

Для достижения поставленной цели выдвинуты следующие задачи:

- провести культурологический анализ понятий «природа» и «экология»,
показать социокультурноую сущность и основное противоречие
экологической проблемы;

выявить базовые социальные рефлексии на экологические проблемы, провести соотношение понятий «культура», «общество», «экологическая культура»;

провести историко-культурологический анализ экологической проблемы в контексте цивилизационного развития Европы;

- определить теоретические основы взаимосвязи экологии и культурных
императивов, показать превращение экологического императива в
определяющее условие развития человечества, его настоящего и будущего;

- обосновать понимание экологической культуры как важнейшей
составляющей и стержня культуры личности;

охарактеризовать экологическую культуру как базовое культурологическое понятие и определяющее ядро в системе культуры;

- исследовать проблему становления и развития экологической культуры
в социальных практиках современного общества.

Гипотеза исследования: Проведение исследования экологической проблемы в контексте культурологии позволяет использовать понятийный и аналитический аппарат культурологии и прежде всего ключевую понятийную конструкцию - «экологическая культура» в самой практике исследования и конституировать её культурологическое значение. В этом случае проводится различие культуры и общества, а акцент в решении экологических проблем переносится с общества на личность. Сущность экологической культуры может рассматриваться в непосредственном соотнесении с культурой личности, что открывает дополнительные

возможности в обосновании конкретных рекомендаций в области

экологической политики и экологических решений.

Теоретико-методологические основы исследования.

Исследование проводилось на основе теоретических установок и взглядов отечественных культурологических школ и традиций исследования экологической проблематики. Среди них можно выделить: традицию русского космизма, географический детерминизм, коэволюционный подход, концепцию ноосферного подхода, биоцентризм и др. В основу анализа положено культурологическое направление, вошедшее в научную литературу под названием «деятельностная концепция культуры». Этот подход позволяет обосновать основные направления формирования экологической культуры и преодолеть противопоставление человека и природы. В этом случае в центре внимания оказывается экологическая культура личности, что позволяет учитывать те ценности и установки, которые определяют образ жизни человека и опираются на внутреннюю мотивацию в реализации природных потребностей. Всё это определяет теоретическую и методологическую значимость работы по экологической проблематике. Важное смысловое значение приобретает положение о личности как носителе экологической культуры и, соответственно, и об экологической культуре как неотъемлемом элементе мира личности. В исследовании использовались такие теоретические методы, как единство исторического и логического, социального и биологического в человеке, а также применялись элементы герменевтического анализа и экологического прогнозирования.

Научная новизна:

Показана специфика культурологического понимания экологических отношений как рассогласования отношений человека к природе и к самому себе;

Выявлены исторические и антропологические основания разрушения экологической среды в процессе цивилизационного развития;

Обоснована центральная роль экологических императивов в культуре;

Раскрыта сущность экологической культуры как основания социального поведения личности;

Рассмотрена специфика экологической культуры как этической и аксеологической доминанты поведения личности и экологических практик.

Тезисы, выносимые на защиту:

1. Культурология выполняет интегрирующую роль при исследовании
проблем экологии, позволяя преодолеть технократизм и перенося центр
исследования к антропологическому ядру культуры. Экологические
отношения к земле, воде, воздуху и др. выступают в этом контексте как
культурный феномен и характеризуют человеческие ценности и их
культурное значение, общий культурный уровень индивида и общества,
уровень и этап общественного развития, взаимодействия человека с
природой. Суть экологической проблемы состоит в противоречивом
взаимоотношении человека с природой. Ценностные измерения природы
вводят в область её культурологического осмысления, позволяют определить
современный экологический кризис как следствие изменившихся
ценностных ориентации современного человека, направленных на
потребление.

2. Современн
ые экологические проблемы привлекают внимание и исследуются прежде
всего в социальном плане: как реагировать человечеству на разрастающуюся
экологическую угрозу, какие меры можно предпринять? Социальная
экология показала, что правовые ограничения и административные
предписания идут рука об руку и составляют суть экологической культуры
как механизма социального контроля, возвращающего человека к
адаптационным нормам взаимодействия с природой. Адаптивная роль
экологической культуры становится социальным заказом современного
общества и рассматривается в этом подходе как преодоление
рассогласования между культурной деятельностью и установившимися
природными процессами. Но развиваемые социальной экологией подходы не

превращаются в культурологические, поскольку экологическая культура в этом случае оказывается институализированной, производной от социального контекста, опирается на нормы и предписания, а не на внутренние побуждения и императивы.

3. Проблема
состоит в том, чтобы выявить специфику экологической культуры как
культурологического феномена, ввести её в пространство культуры в
историческом и систематическом аспектах, что и становится возможным,
если рассматривать экологическую культуру не только как социальную
норму и требование, но и как ценности и идеалы исторической эпохи.
Общеметодологический алгоритм построения оптимальной модели
современной экологической культуры задаётся тем её пониманием, которое
способно преодолеть «индустриализм», «технократизм» и связанные с ними
установки на «покорение природы». Экология, как проблема и как аномия
человеческого бытия, представляет собой системный фактор, порождённый
массовым обществом и массовой культурой. Культура современного
общества знаменует разрыв между культурой и цивилизацией, и переход к
«массовой культуре». Экология оказывается центром социальной и
технической динамики и одновременно проблемным полем массовой
культуры. Современный человек подвержен заболеванию «комплексом
Эрисихтона», стремлением к ничем не ограниченному потреблению.

4. Экология как система воспроизводства природы и самовозобновления
жизни выдвигает перед современным человечеством целый ряд
экологических императивов. Они выступают культурными репрезентации
эпохи и реализуются в виде некоторые требований, максим поведения.
Экологические императивы содержат алгоритм, определяющий способ
человеческой деятельности, воссоздание природной и социальной среды и
творческое развитие личности, её самореализации и самоутверждения.
Императивом экологической культуры и её миссией выступает
«благоговение перед жизнью» (А. Щвейцер). Обосновав окружающий

человека мир как мир живой природы - биосферы, В.И. Вернадский вернул человеку космические измерения. Открывается спектр возможностей анализа экологического образа человека в космических и этических измерениях. Экологическая этика требует превращения экологических императивов в максимы нравственного по отношению к природе и человеку поведения.

  1. Культурное воздействие на человека связывает воедино гуманизм, как идею развития личности, с экологическими императивами, нацеленными на сохранение и развитие природы посредством и благодаря культуре. Понятие «экологической культуры» должно входить в систему культурологических понятий как системообразующее ядро культуры. Вычленение понятия «экологическая культура» позволяет выявить её онтологический статус в системе культуры. Основное противоречие в определении её сущности состоит в том, что экологическая культура обычно понимается как субкультура, как часть культуры, в то время как она является жизненно важным фактом и фактором, определяющим суть культуры как системы, что позволяет говорить об экологической культуре как об основании образа жизни и о базисе определенного типа культуры. Экологическая культура выступает важной внутренней установкой социальной деятельности и воплощает в себе не только степень существующих практик в социальной сфере, но и способ этического, «организмического» отношения человека к природе.

  2. Понятие «экологическая культура» предполагает выбор личности между благом и злом, потреблением и воздержанием. В этом случае становится очевидным, что экологическая культура не ограничена системой обязательных норм и социальных институтов, но вырастает из внутренней культуры и мотиваций в деятельности личности, предполагающих не только внешние предписания и императивы, но и внутреннюю, сознательную предрасположенность им следовать. Экологическая культура, не как отдельный вид культуры или её часть, а как ядро, системообразующий фактор, выполняет важнейшие социорегулятивные функции -

коммуникации, социальной идентификации и социального нормирования, результатом чего выступает культура как целое, интегрирующее и результирующее весь процесс общественной жизни.

  1. Экологические практики, в частности, в городской среде, должны опираться на экологические императивы, которые содержат алгоритм, определяющий создание городской среды и творческое развитие личности и её самореализацию. Город выступает средоточием экологии, социальным заказчиком экологической культуры и условием её развития. Городская среда и городская экология позволяют выявить два уровня: внешний, которым обычно занимается архитектура и дизайн, и внутренний, которым должна заниматься культурология. Анализ городской среды и городской культуры позволяет охарактеризовать продуцируемый тип личности, систему жизненных ценностей и предпочтений, имеющих императивный характер. Экологическая культура возникает вместе с осознанием прав человека на жизнь, на сохранение природы и всего живого и представляет собой единство индивидуального и всеобщего, появление единого экологического пространства не как личных привилегий, а как общего жизненного пространства. В этом случае урбоэкология и экологические отношения в городе характеризуют экологические практики как произведённый личный и общественный выбор.

  2. Экологическая культура структурирует систему культуры как целое, поскольку опирается на культуру личности, самостоятельных субъектов -носителей экологического сознания. Экологические ориентации граждан могут регулироваться при помощи закона, нравственных и эстетических норм, предполагающих систему образования и воспитания, правовые и нравственные возможности общества. В этом случае они регулируют также отношения производства и потребления, что создаёт завершённую экологическую модель культуры. Но в основании культуры находится созданный историческим опытом, традициями и знаниями личный экологический опыт и экологический выбор. Экологическая культура связана

с культурой личности и позволяет обеспечить развитие общества как процесс, по отношению к которому динамика может быть обеспечена стремлением к реализации экологических императивов личности и общества.

Научно-практическая значимость исследования

Полученные результаты могут быть использованы в учебных курсах по культурологии и позволяют обосновать дальнейшие перспективы и методологические возможности культурологии как науки, в частности, расширяя вопрос о видах культуры, одной из которых является экологическая культура. Основные результаты исследования также могут быть использованы при обосновании и принятии решений в сфере охраны природы государственными и муниципальными органами власти и специальными предприятиями и фирмами, а также при формировании у населения экологической культуры.

Апробация работы.

Основные положения диссертации отражены в 2 научных публикациях, которые опубликованы в журналах из списка, рекомендованных ВАК. Положения диссертации могут быть востребованы при построении учебных курсов по экологии и других экологических мероприятиях. Материалы и выводы диссертации были использованы в течение последних лет при обосновании ряда строительных проектов в г. Ростове-на-Дону, при разработке экологического проекта по утилизации терриконов на территории Ростовской области и других экологических проектов. Основные теоретические результаты исследования докладывались на теоретических семинарах Педагогического института ЮФУ и факультета философии и культурологии ЮФУ.

Структура диссертации.

Структура диссертации подчинена поставленной цели и задачам и включает в себя три главы, каждая из которых состоит из двух параграфов, Введение, Заключение и Список литературы из 198 наименований. Общий объём диссертации - 149 страниц текста.

Похожие диссертации на Экология в культурологическом контексте : теоретико-методологический анализ