Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философско-культурологический анализ субкультурных аспектов гендерной картины мира Бацанова Софья Владимировна

Философско-культурологический анализ субкультурных аспектов гендерной картины мира
<
Философско-культурологический анализ субкультурных аспектов гендерной картины мира Философско-культурологический анализ субкультурных аспектов гендерной картины мира Философско-культурологический анализ субкультурных аспектов гендерной картины мира Философско-культурологический анализ субкультурных аспектов гендерной картины мира Философско-культурологический анализ субкультурных аспектов гендерной картины мира
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бацанова Софья Владимировна. Философско-культурологический анализ субкультурных аспектов гендерной картины мира : диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01 Белгород, 2007 258 с., Библиогр.: с. 137-157 РГБ ОД, 61:07-9/677

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современное общество сегодня все больше обращается к социальным вопросам, долгое время не обсуждавшимся широко, ранее закрытые темы сексуальности, нетипичности, телесности становятся все более доступными объектами для освещения и анализа в научных и в публицистических изданиях Происходящие общественные процессы затрагивают сферу тендерных отношений, ломая традиционные -маскулинные - представления о взаимодействии мужского и женского, гомосексуальности, эротомании и т д Понятия «пол» и «гендер» перестают быть однозначно адекватными для передачи всего многообразия в постижении человеческой идентичности в интересующей нас сфере

Первоначальное понятие тендера как социального пола, претерпевает изменения и наполняется более вариативным культурным содержанием на первое место выходит глубинный анализ философских, культурных и лингвистических составляющих, что позволяет вывести дискуссию из русла теоретической социологии в культурологические и философские измерения Понимание процесса изменений тендерных отношений не может быть полным без анализа наиболее быстро меняющейся их части - тендерной картины мира

В XX-XXI вв «гендер» как стратификационная категория становится все более дифференцированным, включая не только классическое деление на «мужское» и «женское», но и многообразие субкультурных идентичностей Современное общество не монолитно, его состав многомерен и разнообразен, множество субкультур составляют его специфику, и без учета их функционирования невозможно дать объективный анализ ни одному социальному явлению В XX веке в результате «победы» сексуальной революции роль тендерных субкультур возрастает, так как в них складываются самостоятельные системы ценностей, появляются внутренние модели поведения, системы символов, отражающие внутреннюю специфику тендерных конструктов и тендерного взаимодействия

Постоянное «столкновение» разрабатываемых и внедряемых западной наукой феминистических теорий и принципов с традиционно-патриархальными установками российского менталитета позволяет не только расширить знания о сути тендерных отношений, их реальном и вымышленном бытовании в культуре, но и ведет к постоянному обновлению восприятия существующей тендерной картины мира, новационным представлениям о ее структуре, легетимизирующей новые идеи и новые репрезентации ген-

дерной идентичности личности Тендерные субкультуры включают в себя не только две традиционные субкультурные группы - женскую и мужскую, но и лесбо-, гей-, транссексуальную субкультуры, постепенно входящие в повседневную жизнь российского общества

Понимание специфики каждой тендерной субкультуры дает возможность для отслеживания их взаимовлияния и развития, а также анализа тендерной картины современного мира в целостности Открытое появление представителей всех тендерных субкультур в российском обществе, их борьба за свои права, требует детального изучения проблемы не только на юридическом, политическом, но и на философско-культурологическом уровнях При мозаичности современного тендерного пространства остро стоит вопрос о толерантности по отношению к людям с различными тендерными идентичностями

Философско-культурологическому изучению различных аспектов схожести и разницы тендерной картины мира тендерных субкультур посвящена наша работа.

Степень научной разработанности темы. При анализе тендерной картины мира и тендерных субкультур потребовалось обратиться к исследованиям различных аспектов рассматриваемой темы

Рассмотрение тендерной картины мира невозможно без обращения к понятиям «пола» и «сексуальности», трансформации их восприятия и анализа Основы бинарной системы полового деления мира заложены Платоном, жесткая же поляризация полов, прослеживается через всю историю европейской и российской философии Обоснование необходимости и закономерности разделения людей по половому признаку мы находим в трудах Аврелия Августина, Ф Аквинского, Дж Локка, Ж-Ж Руссо, И Канта, О Вейнингера, Н А Бердяева, В С Соловьева. Понятие «тендера» сравнительно недавно было введено в научный оборот (1968), получило развитие в трех измерениях его бытования в литературе- как социокультурный конструкт (К Уэйст и Д Циммерман), как тендерная система (Г Рубин, Дж Скотт, Т де Лауретис), как культурные метафоры (Ю. Кристева, Э Сиксу, Б Фридан). Понятие сексуальности было введено в научный оборот 3 Фрейдом, и в дальнейшем стало основой для психоаналитических, культурологических и философских теорий К Хорни, М Фуко, Ж Лакан, Ж Бодрияр и д р Сегодня неправомерно говорить только о поле или только, о сексуальности, эти понятия пересекаются и взаимно дополняют друг друга

В рамках тендерного подхода в философской антропологии статус пола как генетически первоначальной характеристики субъекта перестает быть прескриптивным (предписанным), а предстает в качестве сложной многослойной конструкции (Г Гарфинкель, И Гоффман, Д Лорбер, Э Оукли, Д Смитт и др), рассматривается через категорию тендера как достигаемого социального статуса (К Уэст и Д Зиммерман), а тендерные отношения рассматриваются как социально организованные отношения власти и неравенства (Б Фридан, К МакКинон, А Дворкин, К Миллетт) В феминистической философии сексуальность становится не только частью властных отношений (М Фуко), но и дифференцируется выделяется женская, лесбийская гомосексуальность, рассматриваемая как уникальный социокультурный конструкт, существующая по иным правилам, нежели привычная для большинства гетеросексуальность (Т де Лауретис)

История западноевропейской феминистической теории, заявившей проблему женского в культуре и обществе, позволила раскрыть механизмы формирования тендерного неравенства, что нашло отражение в работах и наших отечественных исследовательниц — С Г Айвазовой, О А Ворониной, И А Жеребкиной, Т А Кпименковой и др

Философское осмысление тендерных отношений в российском культурном пространстве (О А Воронина, ЗА Хоткина, И А и СИ Жеребкины, Т А Клименкова) еще только начинается, основываясь на эмпирической констатации различий, рассмотрении различных практик подавления тех или иных субкультур, с использованием методологии, разработанной западной феминистической философской традицией в 70-е годы XX столетия При этом недостаточно учитывается российский ментальный фон, что еще раз позволяет нам констатировать важность и актуальность заявленной темы

Свое начало анализ тендерных отношений, как властных берет в работах Б Фридан, К МакКинон, А Дворкин, К Миллетт Проблема структуры тендерных отношений рассмотрена Р Коннеллом, И Хирдман Отечественную специфику тендерных отношений, данную в рамках теории тендерной системы, мы находим у А А. Темкиной, Е А Здравомысловой

Механизмы культурного закрепления и воспроизводства тендерного неравенства рассматривались различными авторами (С де Бовуар, Р Брайдотти, ТА Клименкова) Термин «гендерная культура», несмотря на широкое распространение, еще не получил своего однозначного теоретического наполнения, поэтому отметим различные подходы к его пониманию как синониму понятия «гендерная система» (Е А Здравомыслова), как культура,

предполагающая сформированность у человека адекватного понимания предназначения мужчины и женщины, их статуса, функций, взаимоотношений в обществе и в семье (С Д Матюшкова, Н И Андреева), как коммуникативной культуре (И И Халеева), как аспект социального взаимодействия полов (Е В Гасымова, А Абасов, Е А Прокопчик)

Социально-философское осмысление тендера как проблемы персональной идентичности, восходящей к Д. Локку и Д Юму, исследуется зарубежными авторами (X Арендт, Э. Левинас , Дж Г Мид, П Рикер, М Хайдеггер, В Хесле, Э Эриксон и др ), в отечественной науке И А Акчу-риным, Л Г. Иониным, В С Малаховым, А Г Никитиной, Е Г Трубиной, Г Л Тульчинским и др

Проблема гомосексуальности неоднократно изучалась в истории философской мысли, начиная с Платона, характеризующего ее как одно из проявлений любви и заканчивая В В Розановым, М Фуко, Т де Лауретис, С де Бовуар, И С Коном Тендерные субкультуры анализировались как зарубежными, так и отечественными социологами и сексологами (ФМ Мондимор, ЕР Ярская-Смирнова, И С Куприянова, Н И Ловцова, И С. Кон) и философами (Э Ауслан-дер,Д Батлер, И Гофман, А Г Стрельникова)

Особо следует отметить социологические, политологические и психологические исследования российских ученых, изучающих тендерную специфику различных сфер российского общества в последнее десятилетие социальную (И Г Абрамова, И С Клецина, С И Голода и др), политическую (С Г Айвазова, О А Хасбулатова, НВ Шведова и др), экономическую (3 А Хоткина, О И Карпухина и др )

Проблема ««Другого»» как онтологической и культурологической категории идентификации личности исследуется в работах. ММ Бахтина, М Фуко, Ю Кристевой, Ж -П Сартра, Ж. Лакана и др

Феномен картины мира неоднократно рассматривался в трудах М.Вебера, А Шюца, Л Габора, У Дархэма, К. Клакхон, Ф Клакхон, Ф Стродбека, Б Уорфа, Ю М. Лотмана и других При этом выявленные соотношения понятий картины мира и тендерной картины в науке фактически еще не предпринималось

Таким образом, можно отметить, что комплексное исследование тендерной картины мира только начинается и требует детального рассмотрения, в том числе и в диссертационных исследованиях

Объект исследования — репрезентация современной тендерной картины мира и тендерных субкультур как часть системы тендерных отношений

Предмет исследования — анализ субкультурных аспектов тендерной картины мира и изучение тенденций их изменения

Основная цель исследования - выявление основных закономерностей и тенденций субкультурной специфики современной тендерной картины мира

Задачи исследования заключаются в том, чтобы

выявить специфику взаимодействия элементов системы «тендерные отношения - тендерная культура - тендерная картина мира - тендерная субкультура»,

определить роль понятия ««Другого»» в соотношении традиционной тендерной оппозиции «Мы - Они», дать новую типологию отношений «Мы-Другой» в контексте взаимодействия тендерных субкультур,

выявить, проанализировать и установить закономерности преломления базовых ценностей тендерной культуры в субкультурных картин мира,

установить основные тенденции в изменении субкультурных картинах мира на современном этапе

Методологическая основа исследования.

Философский анализ тендерных субкультур осуществлен на базе историко-культурного описания их возникновения, развития и трансформации

Тендер является сложным социокультурным конструктом, понимание которого достижимо в результате различных аналитических подходов и может рассматриваться с позиций различных философских дискурсов

В работе диссертант опирается, прежде всего, на конструктивистский подход, так или иначе представленный в работах П.Бергера, Г Гарфинкеля, И Гоффмана, Т Лукмана и примененный для анализа гендерных взаимодействий у Д Зиммермана, Р Коннелла, Дж Лорбера, М Месснера, К Уэста при рассмотрении понятия «тендер и исследовании механизмов его воспроизводства в культуре. Также в работе использована теория структурного функционализма (Т Парсонс), лежащая в основе трактовки тендера как тендерной системы Безусловно, полноценный анализ данной темы невозможен вне метода поструктуралистского анализа современной картины мира, используемого в трудах М Фуко, Ж Деррида, Ю Кристевой и Ж. Бодрийара Основной прерогативой данного метода стало разрушение логоцентризма и обнаружение за всеми культурными продуктами, в том числе и «тендерными», языка власти и власти языка, чему уделено достаточно много внимания в данной диссертации

Диссертационное исследование опирается на теории конструктивизма, инструментализма и примордиализма1, по-разному, но одинаково плодотворно интерпретирующие специфику феноменов сексуальности и гомосексуальности через идею социальной обусловленности В первой гомосексуальность -одна из вариаций множества сексуальностей, во второй — отклонение от общественных норм, в третьей через идею биологической детерминированности в примордиализме (гомосексуализм здесь — есть физиологическая патология) Каждый из данных подходов позволяет моделировать методы социологических исследований и интерпретировать полученные данные в разных областях социологии социологическом конструктивизме, социальной девиации, социологии медицины

В работе автор использовал компаративный подход, который дает возможность рассмотреть, сопоставить и выявить разницу между понятиями пол и тендер, «субкультура» и тендер, тендерная и общая картины мира и тд представленные различными философскими и культурологическими школами

Системный подход использован при анализе понятий «феминное /маскулинное» не как противоположных, но составляющих единую картину социальной и культурной действительности

Научная новизна исследования.

Выявлены и проанализированы сущность и взаимодействие понятий «гендерные отношения», «тендерная культура», «тендерная картина мира», «тендерная субкультура» и установлено, что тендерная картина представляет собой наиболее изменчивую часть системы «гендерные отношения -тендерная культура — тендерная картина мира»

Определена роль «Другого» как смена традиционной оппозиции «Мы-Они» на субкультурную оппозицию «Мы — Другой», представлена типология Других в субкультурной тендерной картине мира желаемый Другой, принимаемый Другой, отвергаемый Другой

Определены базовые для материнской тендерной культуры ценности и их значимость в субкультурных картинах мира

Рассмотрена динамика изменений субкультурных тендерных картин мира в современном обществе

Положения, выносимые на защиту.

Определена система взаимодействия понятий «гендерные отноше
ния» — «тендерная культура» — «тендерная картина мира», «тендерная суб
культура» Любая картина мира отражает систему представлений человека об

1 Примордиализм — общетеоретический подход, базирующийся на биологическом детерминизме, предполагает разработку моделей исследований и интерпретаций полученных данных в рамках социологии медицины, поскольку сексуальность и сексуальная ориентация, согласно данному подходу, носит биологический характер и определяется физиологией человека

окружающей действительности и своем месте в ней, то есть его взгляды, идеи, ценности и, следовательно, любое изменение картины мира автоматически говорит об изменении самого человека, ее репрезентирующего Тендерная картина мира представляет собой наглядную демонстрацию многообразия представлений о «человеке половом» через анализ понятий «гендерные субкультуры» и тендерных отношениях, как формирующих данную картину мира Аксиологическое основание тендерной картины мира заключается в формировании определенных схем действия индивидов в рамках тендерных отношений, являющихся социальным конструктом доступа к власти и другим социальным ресурсам Тендерная картина мира складывается из субкультурных картин мира, показывающих ее носителю все общественные и культурные события под особым углом, соответствующим ценностным установкам мужской гетеросексуальной, женской гетеросексуальной, гей- и лесбо- субкультурной картины мира

В ходе анализа тендерной картины мира, было выявлено, что коллективное чувство «Мы», свойственное всем представителям той или иной субкультуры, формируется не через традиционную оппозицию «Мы-Они», а через новую, как противостояние «Другому» в роли которого выступают представители иных субкультур Внутри субкультурной картины мира существует иерархия «Других» желаемый Другой, принимаемый Другой, отвергаемый Другой На основе проведенного анализа была выявлена типология отношений «Мы - Другой»» в различных субкультурах Выделены следующие типы 1 в мужской гетеросексуальной субкультуре желаемый традиционно сложившийся Другой — это женщина, она вписана в маскулинную субкультуру как ее неотъемлемая часть, принимаемый «Другой», присутствие которого оценивается негативно - это Другой - лесбиянка, отвергаемый Другой — это Другой-гей Система «Других» в женской субкультуре различается в зависимости от преобладающей картины мира 2 Система Других в женской традиционной картине мира, выглядит следующим образом максимально высоко оцениваемый и желаемый Другой - мужчина, принимаемый Другой — гей, отвергаемый Другой — лесбиянка З В феминистической картине мира наиболее желаемый Другой — это лесбиянка, принимаемый Другой — мужчина-гей , зачастую лишенный маскулинного превосходства, в силу опыта дискриминации, отвергаемый Другой - гетеросексуальный мужчина 4 Система Других в тендерной картине мира гей-субкультуры выстраивается таким образом желаемый Другой- лесбиянка, принимаемый Другой — Женщина, отвергаемый Другой — гетеросексуальный мужчина

5. В тендерной картине мира лесбийства наиболее желаемый Другой — это гей, принимаемый — женщина, отвергаемый — гетеросексуальный мужчина

Во всех субкультурных картинах мира происходит сохранение традиционного ценностного ядра, ориентированного на доминирующие субкультурные ценностные установки, относительно которого формируются системы ценностей каждой субкультуры Для тендерной картины мира, находящейся в состоянии перехода, но еще тяготеющей к патриархату, такими ценностями являются конструкты сексуальной идентичности как основание для вхождения в ту или иную тендерную субкультуру, образ базовой тендерной культуры, отношение к предписанным ею нормам морали, регулирующим тендерное поведение Преломляясь в субкультурных тендерных картинах мира, они становятся основой для субкультурного позиционирования по отношению к другим субкультурам

Тенденции размывания целостной тендерной картины мира происходит за счет отказа части представителей различных тендерных субкультур от соблюдения жестких требований к проявлению мужественности, а также снижения «ценности чистых» характеристик мужественности и женственности в современной культуре Происходит размежевание мужских и женских субкультурных картин мира. Мужская субкультурная картина мира имеет две тенденции традиционную, стремящуюся к сохранению патриархатных моделей мужественности, и андрогинную постепенно включающую в себя ценности гей-субкультуры В современной женской субкультурной картине мира можно выделить патриархатную, воспроизводящую традиционную систему ценностей, нео-патриархатную, воспроизводящую внешние атрибуты патриархатной культуры, но отрицающую основополагающие принципы доминирующей мужественности, и конструирования женственности как слабости, а также феминистическую, создающую сложный образ успешной и стремящейся к доминированию женщины, отличающейся высоким уровнем толерантности, умеющей видеть дискриминацию на всех уровнях и борющуюся с ней Тендерная картина мира гей-субкультуры постепенно теряет свои черты противоречия базовой тендерной культуре происходит сохранение традиционного ядра, ориентированного на доминирующие субкультурные ценности, и «спокойного крыла», не видящего в собственной гомосексуальности повода для отделения от общества и стремящегося органично вписаться в меняющуюся тендерную культуру. Говоря о тендерной картине мира лесбийской субкультуры, необходимо отметить тенденцию к снижению политизированности и выход на первый план понимания лесбийства как самостоятельного социокультурного явления

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Значимость настоящего исследования состоит в том, что полученные результаты важны для более углубленного и конструктивного понимания тендерных отношений и тендерной культуры современности Выводы и положения диссертации можно рассматривать как перспективу новых исследований тендерных отношений и тендерной культуры, они могут способствовать пониманию особенностей характера тендерных отношений в современной России и путей их развития Это исследование важно и для понимания происходящих сегодня процессов переходности и специфики постмодернистского сознания в целом Основные выводы и положения диссертации могут быть использованы для разработки вузовских спецкурсов по тендерным, культурологическим и социологическим проблемам и для исследования, в учебном процессе

Апробация результатов исследования. По теме диссертации были опубликованы тезисы и статьи на научных конференциях международного, всероссийского, межрегионального и регионального уровней (Москва, Белгород,) Автор диссертационного исследования с докладами, непосредственно отражающими идеи работы, выступала на Четвертом Российском Философском конгрессе «Философия и будущее цивилизации» (Москва, 2005), Межрегиональной научной конференции «Язык, фольклор, культура проблемы взаимодействия» (Белгород, 2005), Международной научной конференции молодых ученых «Философия поверх барьеров планетарное мышление и глобализация XXI века» (Белгород, 2006), Всероссийской научной конференции «Провинция и столица центробежные и центростремительные процессы духовной эволюции культуры» (Белгород, 2006) и др

Структура работы. Структура диссертации определена замыслом и логикой исследования, подчинена последовательному решению поставленных в диссертации задач, и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, источников на русском и английском языках

Похожие диссертации на Философско-культурологический анализ субкультурных аспектов гендерной картины мира