Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Феномен авторской песни в отечественной культуре середины XX века Хомутова Елена Николаевна

Феномен авторской песни в отечественной культуре середины XX века
<
Феномен авторской песни в отечественной культуре середины XX века Феномен авторской песни в отечественной культуре середины XX века Феномен авторской песни в отечественной культуре середины XX века Феномен авторской песни в отечественной культуре середины XX века Феномен авторской песни в отечественной культуре середины XX века
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Хомутова Елена Николаевна. Феномен авторской песни в отечественной культуре середины XX века : диссертация ... кандидата культурол. наук : 24.00.01.- Нижневартовск, 2002.- 137 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-24/58-9

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ 3-11

ГЛАВА I. Культурно-исторический феномен авторской песни 12-71

1. Культурные истоки жанрово-тематической направленности автор
ской песни 12-32

2. Интерпретация традиций европейской средневековой культуры в

творчестве создателей авторской песни 33-51

3. Авторская песня как актуальный жанр искусства в отечественной
культуре середины XX века 52-71

ГЛАВА II. Проблема человека в тематике и содержании авторской

песни 72-122

1. Идеи экзистенциальной философии в авторской

песне 72 - 89

2. Авторская песня и «время человеческого бытия» 90 - 105

3. Мифология и «философия бунта» в авторской песне и в

жизни 106-122

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 123-126

БИБЛИОГРАФИЯ 127-137

Введение к работе

Актуальность темы. Данное диссертационное исследование посвящено авторской песне как самобытному явлению культуры России XX века. Авторская песня - это интереснейшее, но до настоящего времени недостаточно изученное явление, составляющее значительный пласт российской художественной культуры. Обладая собственной эстетической ценностью, художественная культура играет существенную роль в определении форм социального поведения, становится средством выражения духовных запросов и идеалов различных слоев общества. Современные исследователи придают особое значение отдельным жанрам искусства, признавая их активную роль в процессах социально-культурных преобразований. Авторская песня рассматривается в исследовании как актуальный жанр искусства 60-х - 80-х гг. XX века, который сумел раздвинуть идеологические и узкофольклорные рамки и послужил толчком к перенесению многих социально-политических проблем в культурно-философский и эстетический пласт.

Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью показать уникальность авторской песни как своеобразного направления песенного жанра, которое в наши дни претерпевает существенные изменения. Уникальность заключается и в неповторимом настрое автора, и в тесном, неповторимом общении его со слушателем, при котором автора-исполнителя и слушателя объединяет общая вера в реальность того, о чем поется в песне. Авторская песня не столько призывает к действию, сколько она становится действием, и со-действием, объединяющим людей. Особенность данного песенного направления также и в том, что автор песни сам является и ее исполнителем, и слушателем, т. е. оказывается вовлеченным в процесс диалога. В то же время автор получает мощную энергетическую «подпитку» от слушателей, непосредственное общение с ними увеличивает его творческие силы. Иными словами, авторская песня - это результат сотворчества, и по-настоящему создается она в момент исполнения.

Песня - один из наиболее распространенных, демократических и наиболее быстро отзывающихся на любые изменения в общественно-политической жизни жанров музыкально-поэтического искусства. Изучение феномена авторской песни способствует более глубокому пониманию духовных потребностей общества, выявлению интересов и запросов различных слоев населения. Авторская песня запечатлела существенные черты своего времени, поставив перед слушателями множество сугубо экзистенциальных вопросов, вызвав резонанс в широких кругах общественности, еще раз отразила неоспоримую связь изменений в стране с демократическими процессами в сфере культурной жизни общества. Жанр авторской песни оценивается как одно из современных направлений в искусстве, имеющих, в то же время, богатые традиции в культуре разных народов. Масштабы явления, его новаторский характер и культурные функции, понимаемые через диалогический процесс воздействия на слушателя, восприятия и ответной реакции реципиента, подчеркивают актуальность данного исследования. Необходимость осмысления значения авторской песни для современной отечественной культуры обусловило культурологическую направленность исследования.

В качестве объекта исследуются отечественная культура середины XX века и ее особенности, обусловившие актуальность музыкально-поэтических произведений с текстовой доминантой, включая их эстетическое, коммуникативное и семантическое своеобразие, а также особенности сознания субъектов данного жанра художественного творчества и социальную значимость этих произведений. Выраженные особым образом, философские взгляды авторов-исполнителей бардовской песни оказывают сильное воздействие на людей, вскрывают проблемы и противоречия современного общества, предлагают пути выхода из социального и культурного кризиса, призывают и делают человека восприимчивым к прекрасному. В советском обществе с периодом так называемой «оттепели» и поколением «шестидесятников» связаны существенные изменения в культуре. Феномен советской авторской песни не только выражал особенности политических и социальных процессов в отечественной культуре, но и оказывал обратное влияние на социально-культурную ситуацию в стране, становясь примером активной жизненной позиции его создателей. Явление авторской песни тесно взаимосвязано в сознании людей с поколением «шестидесятников» и процессами гласности и свободы. На культуре авторской песни воспитано не одно поколение городской интеллигенции в нашей стране.

Предметом диссертационного исследования выступают авторская песня и ее роль в отечественной культуре XX века. При этом особо выделяется то обстоятельство, что во второй половине XX века авторская песня становится актуальным жанром отечественной культуры.

Степень разработанности проблемы. В настоящее время у гуманитариев заметно возрос интерес к авторской песне как особому литературно-музыкальному жанру. Длительное время данной теме посвящались только статьи в периодической печати, и лишь в последние годы авторская песня стала предметом литературоведческого и искусствоведческого анализа. Отражению авторской песни в восприятии критики посвящена докторская диссертация польского филолога А. И. Жебровски. Все критические статьи о данном литературно-музыкальном жанре А. И. Жебровски делит на две группы. Авторы первой, более ранней по времени, оценивали явление не с точки зрения собственно эстетических критериев или функциональности, а с позиций соответствия канону советского времени с обязательным следованием партийно-правительственному курсу. При этом критикам отводилась роль стражей, наблюдающих за идейной чистотой литературы и искусства, а не интерпретаторов художественных произведений. Критические статьи второй группы преобладают в печати начиная с 80-х годов XX века и ставят своей целью донести до читателей своеобразие авторской песни, оценить ее с эстетических и литературоведческих позиций. Большую роль в изучении литературной стороны творчества авторов-исполнителей сыграли работы С. С. Бирюковой, М. В. Каманкиной, Д. Н. Курилова, Н. М. Рудник. В канди-

6 датской диссертации С. П. Распутиной предпринят философско- социологический анализ мотивационного своеобразия советского бардовского движения. Следует отметить и литературоведческие работы, которые посвящены жанру авторской песни, где исследуются предшествующие ему по времени поэтически-музыкальные произведения ( Ю. А. Андреев, С. Д. Артамонов, А. В. Кулагин, В. И. Новиков, Б. И. Пуришев). Значительное количество исследований посвящено творчеству отдельных поэтов - представителей жанра авторской песни (Ю. Визбору, В. Высоцкому, А. Галичу, Б. Окуджаве). Существуют и обширные материалы в периодической печати, посвященные литературным портретам исполнителей авторской песни, слетам, фестивалям, вечерам самодеятельной песни. Но до настоящего времени творчество авторов-исполнителей не получило целостного культурологического осмысления.

Цели и основные задачи исследования. Целью диссертационного исследования является комплексное изучение авторской песни как культурно-исторического феномена, в связи с чем анализируются особенности ее генезиса, роль в культуре, влияние на нее предшествующих по времени музыкально-поэтических традиций, отражение в авторской песне идей экзистенциальной философии.

Данная цель предполагает решение следующих задач: анализ исторических предпосылок формирования жанра авторской песни в отечественной культуре; сопоставление социально-культурных особенностей жанра современной авторской песни с поэтическими формами творчества в средневековой Западной Европе; выявление черт, позволяющих оценить авторскую песню как актуальный жанр искусства конца XX века; рассмотрение особенностей отражения идей экзистенциальной философии в авторской песне; определение основной тематической направленности жанра; - анализ связи мифологических образов, активно используемых в авторской песне, с мифологией общества в целом.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составляет аксиологический подход, который способствует осознанию значимости авторской песни для отечественной культуры, ее влияния на формирование ценностей и интересов людей. Выявлению общих и отличительных черт стихотворно-песенного творчества средневековой Западной Европы, российских музыкально-поэтических традиций и современной авторской песни служат компаративистский и диахронический методы. Анализируя прозаические и поэтические тексты, мы в наибольшей мере ориентируемся на методологию, предложенную М. М. Бахтиным, рассматривая литературный текст как эстетическую ценность и ориентируясь на такие его характеристики как композиция, пространственно-временные координаты художественной картины мира (теория хронотопа), диалогичность, многозначность слова. При осмыслении специфики и своеобразия жанра используется сравнительный анализ. Аспект использования творцами авторской песни идей экзистенциальной философии показан на основе историко-философских и культурологических трудов крупнейших мыслителей XX века: Н. А. Бердяева, А. Камю, Ж. -П. Сартра, М. Хайдегге-ра. Теоретической базой исследования являются культурологические, философские и литературоведческие работы С. С. Аверинцева, М. М. Бахтина, Н. А. Бердяева, Д. С. Лихачева, Ю. М. Лотмана, П. И. Милюкова. Исследование в значительной мере опирается на ряд работ по философии, психологии, социологии культуры, эстетике музыкального творчества (зарубежных: А. Бергсон, А. Камю, Ф. Ницше, X. Ортега-и-Гассет, Ж. -П. Сартр, М. Хайдег-гер, А. Шопенгауэр, К. Г. Юнг и отечественных: В. А. Апрелева, Б. И. Ера-сов, О. А. Кривцун, Л. А. Мазель, В. И. Полищук и др.). Способствуют пониманию мировоззрения авторов-исполнителей прозаические произведения М. Л. Анчарова, В. С. Высоцкого, А. М. Городницкого, Б. Ш. Окуджавы. Большое методологическое значение в определении отличительных черт ав- торской песни имеют взгляды самих поэтов - М. Л. Анчарова, Ю. И. Визбора, В. С. Высоцкого, Б. Ш. Окуджавы.

Научная новизна работы обусловлена, в первую очередь, выбором в качестве предмета культурологического исследования творчества авторов-исполнителей, долгое время находившегося на периферии художественной культуры России. Новизна в решении поставленных задач заключается: в обращении к самой теме авторской песни как к объекту культурологического рассмотрения, в сопоставлении ее с традициями литературно-музыкального творчества средневековой Западной Европы и признанием интерпретационного характера современного творчества на основании сходства ряда черт; в анализе идей экзистенциальной философии в текстах авторов-исполнителей, которому обычно не уделяют внимания современные исследователи авторской песни; в выявлении через формы авторской песни взаимовлияния социально-политических процессов в стране и тематики актуального жанра художественного творчества; в обращении к творчеству авторов-исполнителей нового поколения (О. Митяев), которое оставалось неисследованным.

Положения, выносимые на защиту:

1. Авторская песня - это современный культурно-исторический феномен, имеющий истоки в различных традициях российской музыкальной культуры: в русской народной песне, с ее образностью, тематикой и мелодичностью; в классической русской поэзии, у которой авторская песня заимствует внешнюю простоту и гражданскую направленность; в городской романсовой лирике, с ее особой формой подачи музыкально-поэтического материала и традицией использования для сопровождения пения гитары; в культуре романтизма, придающей жанру особую настроенность, мечтательность. Тем не менее, авторская песня становится особым феноменом, используя все лучшее из ранее созданного в культуре России, сохраняя в то же время самобытность и коренным образом отличаясь от своих традиционных истоков.

В современном творчестве авторов-исполнителей интерпретируются элементы средневековой западноевропейской культуры, используются присущие творчеству средневековых авторов анонимность, маргинальность, комментирование, полисемия. При сопоставлении творчества поэтов-бардов советского периода и вагантов, в исследовании обнаруживается общая антиофициальная направленность; в сопоставлении с куртуазной поэзией трубадуров и песнями миннезингеров - близость тематики и формы исполнения.

В 60-е - 80-е гг. XX века авторская песня выступала как актуальный жанр искусства, что было обусловлено массовым характером распространения авторских песен, вовлечением населения в движение КСП (клубов самодеятельной песни), фестивальное движение. Актуальность жанра основана на неформальности креативного процесса, обращенности к тематике, близкой населению, к чувствам и переживаниям простого человека, который утратил в советском обществе возможность проявления своей индивидуальности, унифицировался. Влияет на популярность авторской песни в обозначенный период еще и отсутствие цензурных ограничений самодеятельного творчества, ввиду того, что создание песен не является профессией данных авторов. На протяжении 60-х - 80-х гг. прослеживается поэтапная эволюция жанра, в ходе которой из контркультурного направления он превращается в субкультуру.

Авторская песня получает развитие и стремительное распространение именно в XX веке - века кризиса культуры и человека - отнюдь не случайно. Основным содержанием авторской песни становится человек и мир его субъективных переживаний. Обращаясь к проблемам жизни и смерти, одиночества и заброшенности человека в мире, творцы авторской песни отражают идеи экзистенциальной философии, основные положения которой разработаны Н. А. Бердяевым, А. Камю, Ж. -П. Сартром, М. Хайдеггером и др., предлагая человеку возможные варианты выхода из кризиса - от смирения и покорного принятия судьбы к окрыляющему протесту, открывающему в человеке титанические возможности.

5. Через трагическое восприятие действительности авторы- исполнители постоянно обращаются к человеку и времени его бытия как основной и наиболее важной теме, основным мотивом песни становятся личные субъективные переживания и чувства автора, которые воспринима ются слушателями как наиболее важные и значительные.

6. Обращение к проблеме трагического основано у авторов на остром понимании социально-политических процессов современности, в ходе кото рых нарушается мера автономности личности и возникает конфликт между общечеловеческими ценностями и ценностями конкретно-историческими. Отражение уродливых черт социалистической системы получало в автор ской песне мифологическое, аллегорическое воплощение, опосредованно возвращая слушателя к непреходящим, вечным ценностям. Мифологические образы прошлого умело преобразовываются авторами, обнажая современ ные им социально-политические процессы.

Практическая значимость диссертации. Основные положения диссертации могут быть использованы при подготовке и чтении учебных курсов по культурологии, искусствоведению, эстетике, а также при подготовке спецкурсов по истории отечественной культуры. Данные, полученные в исследовании могут быть использованы при организации культурно-массовой работы с привлечением учащейся молодежи, в выборе форм досуговой работы в рамках высших учебных заведений. Материалы диссертации могут быть использованы в ходе дальнейших исследований авторской песни как актуального жанра искусства, синкретического культурно-исторического феномена с ярко выраженной текстовой доминантой.

Апробация работы. Основные положения и выводы исследования обсуждались в ходе научных конференций НГПИ, филиала ЮУрГУ в г. Нижневартовске, а также отражены в пяти публикациях автора.

11 Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертации на Феномен авторской песни в отечественной культуре середины XX века