Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Динамика субкультуры граффити в современной России Штепа Владимир Викторович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Штепа Владимир Викторович. Динамика субкультуры граффити в современной России : автореферат дис. ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Штепа Владимир Викторович; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств].- Москва, 2010.- 24 с.: ил. РГБ ОД, 9 10-3/3273

Введение к работе

Актуальность исследования. В гетерогенном культурном пространстве, которое является характеристикой современного общества, со всей очевидностью обнаруживается существенное субкультурное различие в отношении к базовым образцам культурного опыта Культура может считаться целостной системой только при сохранении собственного центра -совокупности эталонных паттернов, разделяемых большинством членов группы, следовательно, ценностное отношение к опыту и смысловая его интерпретация также не имеют существенных различий Появление ценностных ориентации и установок, направленных на лишь частичное их принятие или полный отказ формируют культурную маргинатьность в качестве «антимира» культурного пространства Нетрадиционная смысловая интерпретация образцов культурного опыта может вести к их последовательному вытеснению и замене Так складываются иные установки, оценки, модели поведения, правила рациональности Они могут быть частично интеї рированы в систему господствующей культуры, но могут представлять собой и целостную субкультурную систему, противостоящую доминирующей

Между господствующей и маргинальной культурой устанавливаются ценностные отношения, в которых интенсивность взаимного отторжения колеблется от диалога до дистанцирования и даже вражды

Современный культурный мир сложен, многомерен и плюралистичен, он создает достаточно много границ, таким образом, что пограничность из разряда аномии перемещается в сферу нормы культурного существования Человек существует на перекрестке столь многих культурных миров, смысловых и ценностных пространств, что он вынужден вступать в определенного рода отношения с образцами культурного опыта различных групп.

Культурологический анализ общего, по сути, социокультурного пространства, позволяет выявить, как на основе базовых смыслов и ценностей происходит упорядочивание опытам

в какие готовые смысловые формы встраиваются его новые элементы, и как на их основе осуществляется процесс упорядочивания социальных отношений и регулирования социальной деятельности Существенным представляется и встречный аспект проблемы какие группы, с позиции каких социальных потребностей с помощью каких ценностных понятий упорядочивают свой опыт, те, по сути, конструируют свой культурный мир

Совершенно очевидно, что маргинальные явления в культуре всегда связаны с соответствующими парадигмами Столь же очевидно, что маргинальное положение той или иной теории неизбежно означает ее вытеснение на периферию научно-исследовательского интереса Все эти замечания в полной мере относятся как к феномену, так и к теории молодежных субкультур

Что касается исследований феномена «граффити», то следует отметить, что в западных странах он подробно исследуется социологами, психологами, художественными критиками Вместе с тем вопрос о генезисе, структуре и динамике развития данной субкультуры в России на сегодняшний день остается малоизученным, несмотря на то, что данное художественное явление формируется своеобразно, в зависимости от уникальных, свойственных исключительно российскому обществу условий

Таким образом, актуальность данной работы обусловлена недостаточным вниманием исследователей к субкультуре граффити в реальных условиях культурного многообразия, требующего нахождения возможностей конструктивного диалога между различными ценностно-смысловыми пространствами культуры

Степень научной разработанности темы: исследуемая проблема отражена в научной литературе весьма неравномерно Западными исследователями накоплен значительный эмпирический материал, отражающий и фиксирующий явления и тенденции свойственные современным суб- и контркультурам Анализу андеграунда и субкультур посвящены работы Ш Айзенштадта, М Абрамса, П Виллиса, Д Гарбера, П Гилроя, Э Дюркгейма, Р Лаерманса, А МакРобби, С Парсонса, X

Пилкингтоиа, Дж Форнаса, Д Хэбдиджа, Д Хаскинса, Б Худсон и ДР

Для осмысления контркультурных процессов, происходящих
в современном постиндустриальном обществе и затрагивающих
феномен молодежной субкультуры, опорой послужили

философские работы как западных (Г Дебор, Г Маркузеи, Ф Ницше и др ), так и отечественных авторов (Ю Н Давыдов, Г С Кнабе идр)

Также при раскрытии темы диссертации были использованы теоретические труды, где рассматривается понятие «молодежная субкультура», область его применения и соотношение с понятием «контркультура», даются примеры генезиса и динамики различных молодежных субкультур в свете социологических, антропологических и других подходов Как наиболее важные можно выделить работы таких авторов как А П Герасименко, С Н Иконникова, И В Ковальчук, С И Левикова, В А Луков, Е А Омельченко, К Б Соколов, Ю У Фохт-Бабушкин, А И Шевердяев, А И Шендрик, Т Б Щепаньская и др

Значительный вклад в область психологии художественного творчества внесли исследования таких ученых как Ю Н Арабов, Р Арнхейм, О Д Волчек, Л С Выготский, Г В Иванченко, А А Леонтьев, Е В Квасова, Е В Назайкинский, Т Н Суминова, Н А Хренов, П М Якобсон и др

Огромный вклад в изучение субкультур и проблемы культурной маргинальности на территории постсоветского пространства внесли такие исследователи, как Е А Орлова, Э. Раманауекайте, М Седых, Е Шапинская и др

Вместе с тем в последние десятилетия на Западе появились значительные исследования, посвященные феномену субкультуры граффити Здесь следует отметить таких исследователей, как Н Глазер, Т Демидски, II Майлер, Г Каслман, С Оливьер, Дж Пригофф, Т Силвер, С Фарелл, С Филипс, Г Чалфант и др

Большой научный интерес представляют собой теоретические разработки в области уличных субкультур таких исследователей как, ДА Алисов, Ф Т Бернард, Н. Джемерсон, М Купер, С ГТауерз, О Смыслова, М Соколов, А Н Шилова и

Интересные факты для осмысления феномена субкультуры граффити в ее становлении и функционировании содержатся также в различных отечественных и зарубежных источниках, авторами когорых являются члены данной субкультуры Таким образом, мы можем утверждать, что объект нашего исследования недостаточно раскрыт в научной литературе, а изучение генезиса и структурных особенностей субкультуры российского граффити, насколько нам известно, не являлось предметом ни одною из вышеперечисленных исследователей

Объект исследования: субкультура граффити как явление современного российского социокультурного пространства

Предмет исследования: генезис, динамика и специфика субкультуры граффити в современной России

Цель исследования: выявить сущность, генезис,

концептуальные и функциональные основы субкультуры

граффити в России

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач

-исследовать и охарактеризовать специфику молодежных субкультур в рамках массовой культуры эпохи постмодерна,

-выявить и проанализировать концептуальные и функциональные основания субкультуры граффити в контексте молодежных субкультур,

-рассмотреть субкультуру граффити как форму культурного конфликта с доминирующей культурной средой в цивилизации современного Запада, преимущественно в Америке,

- провести компаративный анализ западной и российской формы субкультуры граффити, выявить их функциональные различия,

-создать периодизацию, а также выделить основные виды и формы проявления субкультуры граффити в ее динамике в России (с конца 1980-х до нашего времени)

Теоретико-методологическую основу исследования составили положения структурного функционализма, в частности,

восприятие и интерпретация молодежных субкультур как социально значимых адаптивных форм, функционирование которых способствует социальной стабильности

Основными методами исследования стали семантический, функциональный, структурный и компаративный анализ, метод типологизации и метод нолевого наблюдения

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что субкультура граффити в российском варианте, возникнув как результат диффузии молодежного сегмента западной культурной формы и пройдя в ускоренном темпе все стадии ее развития, на сегодняшний день трансформировалась в полифункциональное явление массовой культуры эпохи постмодерна

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем

в работе на теоретическом уровне уточняется содержание понятия «молодежная субкультура», проясняется соотношение понятий «культура» и «контркультура», описываются типы субкультур эпохи постмодерна, выделены функции и положение молодежных субкультур различных типов по отношению к массовой культуре и другим культурным группам Впервые с позиций культурологии на теоретическом уровне разработано и структурировано понятие «субкультура граффити», как феномена, проявляющего себя в различных областях культуры, в том числе молодежной

выявлены основные этапы динамики субкультуры граффити в контексте западного и отечественного гуманитарного дискурса, при этом показаны механизмы культурного заимствования и культурной диффузии в изучаемой субкультуре

представлены виды взаимодействия легальных и нелегальных форм субкультуры граффити, где выявлено доминирование легальных форм данной субкультуры в современной России

впервые разработана периодизация динамики

российской субкультуры граффити, в которой представлены четыре основных этапа развития исследуемого объекта 1)1985 -

1997 гг , 2)1998 — 2000гг , 3)2000 — 2005гг , 4)2005г. - настоящее время

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в рамках культурологии рассмотренно понятие «субкультура граффиги», сделана попытка отрефлектировать его основания и структурные компоненты В работе выявлены и типологизированы основные модели и направления данной субкультуры, исследована ее социокультурная динамика в современной России

Практическая значимость работы. Выводы и результаты данного исследования могут быть использованы в учебном процессе в ходе преподавания курсов по социологии, истории и теории культуры в высших учебных заведениях, а также уже составляют базу авторского спецкурса «Молодежные субкультуры»

Положения, выносимые на защиту:

  1. В контексте плюральное и мозаичности постмодерна, социальные субкультуры складываются, как правило, на границах направлений массовой культуры, а не в их рамках Под субкультурой в данной работе мы понимаем достаточно крупный сегмент культуры, который по ряду своих характеристик отличается от доминирующего типа культуры, представляя собой некую вариацию ее базовых характеристик преимущественно на обыденном уровне Очевидно, что генезис молодежной культуры как значимой субкультуры современности обусловлен изменениями в социальной структуре модернизированных обществ, где происходит «удлинение» периода взросления, что и позволяет выделить молодежь в отдельную страту, позиция которой маргинальна в силу возрастных характеристик ее субъектов Все это тесно связано с ситуацией постмодерна, адаптация к которой во многом происходит по средствам молодежной субкультуры, и, безусловно, в рамках массовой культуры в целом

  2. Субкультура граффити неразрывно связана с теми социокультурными процессами, которые происходят в современном обществе, она является порождением и частью этих процессов По ряду признаков и типологических особенностей мы

определяем ее генезис как явление, возникшее на стыке субкультуры производителей интеллектуальной продукции и субкультуры нарушителей социального порядка Морфология анализируемого сегмента молодежной культуры может быть представлена как совокупность двух структурных компонентов-во- первых, это маргинально настроенная андеграундная часть, ставящая себя в оппозицию общественным нормам и ценностям и, во- вторых, меньшая, но более влияіельная инкультурированная часть, репрезентирующая и производящая ценности и образы свойственные постмодернистской массовой культуре Динамика субкультуры граффити тесно связанна с динамикой андеграундных молодежных движений и объединений на Западе, где с середины 1960-х г в среде различных молодежных субкультур стало чрезвычайно значимым использование определенной символики, выразительно демонстрировавшей вкусовые и эстетические предпочтения представителей данных субкультур, для тиражирования чего и применялось граффити Но явление граффити довольно быстро сменило свои функции и вылилось в самостоятельную субкультуру В России данная субкультурная форма вторична, так как российская молодежь получила уже структурно и функционально сформировавшийся продукт, который затем частично адаптировался под наши реалии и язык, что наиболее ярко свидетельствует о культурном заимствовании и процессах диффузии

3 Поставленные перед определенными эмпирическими факторами, такими, как недостаток технической базы, низкий уровень социальной эффективности (проблема трансляции образов), а также нелояльным отношением большей части общества к своему творчеству, часть граффити-художников была вынуждена переменить свое отношение к функциям субкультуры граффити. Стало ясно, что вместо способа манифестации культурного протеста, граффити можно использовать в большей степени как инструмент для продвижения и тиражирования идей и образов массовой культуры, получения ряда коммерческих выгод Таким образом, уже с конца 1990-х годов заметно деление на легальную и нелегальную формы субкультуры граффити, при этом нельзя сказать, что деление это четкое Оба направления активно взаимодействуют и подпитывают друг друга

4 В динамике субкультуры современного российского граффи ги можно выделить четыре основных этапа

1) середина 1980-х годов, зарождение субкультуры граффити
в России Этап во многом связан со стремлением молодых,
маргинально настроенных и творчески активных людей, создать в
России новое художественное направление и вид уличной
активности За основу была взята западная модель динамично
развивающейся молодежной субкультуры Основной
характеристикой данного этапа являются процессы диффузии и
культурного заимствования

  1. середина 1990-х — 2000-е года связаны с частичным переходом данного вида творческой активности от маргинальных проявлений к решению дизайнерско-оформительских задач Это привело к популяризации данного вида уличного искусства и заложило основу для дальнейшего количественного и качественного скачка

  2. Начало двадцать первого века характеризуется более полным вовлечением граффити-культуры в сферы бизнеса и масс-медиа В это время появляется ряд специализированных магазинов, торгующих принадлежностями для граффити и сопутствующими товарами Кроме того, люди, активно занимающиеся данным видом творческой деятельности, стали появляться в теле- и радиопрограммах, создавать собственные периодические печатные издания и тематические видеофильмы Именно эгот этап в развитии данной субкультуры, мы считаем переломным, так как он окончательно определил отказ от чисто маргинальной направленности и презентации себя лишь как контркультурного движения, и переход к реализации актуальных социокультурных форм

  3. С 2005 года многие райтеры начали сотрудничать с известными государственными и частными галереями, что дало начало четвертому, современному нам этапу развития исследуемой нами субкультуры Граффити в России стало восприниматься как проявление процессов, свойственных современному изобразительному искусству Это выводит данную деятельность на совершенно новый уровень и открывает перед российскими граффити-художниками огромный спектр возможностей в реализации своих творческих интенций

5 Характеризуя перспективы, следует сказать, что по нашему мнению, рассматриваемая субкультура будет развивается и успешно функционировать в рамках институциализации, коммерциализации и дальнейшего формирования самобытного характера и национального своеобразия Важно отметить, что эксперимент по-прежнему является важнейшим условием функционирования данной субкультуры, это дает нам основания сделать прогноз, что, несмотря на коммерциализацию определенной своей части, субкультура граффити и впредь сохранит статус явления современного культурного андеграунда со всеми присущими ему специфическими чертами и функциями

Апробация работы.

  1. По теме диссертации автором опубликованы 5 статей, в том числе одна — в журнале из списка ВАК

  2. С изложением основных научных положений диссертации автор выступил на научной конференции «Культура в контексте гуманитарного знания» (МГУКИ, 2008 год)

  3. Материалы и выводы исследования использовались при разработке элективного курса «Молодежные субкультуры» для учащихся 10-11-х классов ГОУ гимназии «Московская государственная педагогическая гимназия — лаборатория» № 1505

  4. Диссертация прошла обсуждение и была рекомендована к защите на заседании кафедры культурологии и антропологии Московского государственного университета культуры и искусств от 25 сентября 2009 года (Протокол №1)

Структура работы обусловлена поставленными целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников

Похожие диссертации на Динамика субкультуры граффити в современной России