Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Деловая этика старообрядцев в контексте современной российской корпоративной культуры Баранова, Юлия Александровна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Баранова, Юлия Александровна. Деловая этика старообрядцев в контексте современной российской корпоративной культуры : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Баранова Юлия Александровна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств].- Москва, 2012.- 190 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-24/146

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Постиндустриальный этап в развитии общества конца XX – начала XXI века предполагает существенный пересмотр ценностных оснований управленческой культуры. Главным ресурсом организации становится человек, культивируется инновационное мышление, происходит внедрение инноваций на всех уровнях производственной деятельности. Меняется понимание сущности организации. Корпорация сегодня трактуется как относительно обособленная социальная общность, скреплённая единой системой ценностей, особым корпоративным духом. Обозначенные тенденции в современной России оформляются в актуальные концепции развития корпоративной культуры делового сообщества, происходит попытка по-новому осознать русский опыт духовной сплочённости (соборности), традиции и новации в организации бизнеса в отечественной и зарубежной теории и практики.

На пути к обновлённому пониманию корпоративной сплочённости возникает ряд трудностей, связанных с осмыслением и преодолением неоднозначного опыта реформаторской деятельности 80-90-х годов XX века в России. В то время резкий переход к рынку осуществлялся в соответствии с западной концепцией «рационального выбора». Главная функция действующих лиц рынка определялась однозначно, она состояла в максимизации прибыли и пользы, при этом не принимались во внимание социокультурные факторы и этические регуляторы. Трансплантация подобной системы без учёта российских реалий привела к обострению социальных противоречий в стране, тотальной криминализации сферы бизнеса, обнищанию большей части населения и т.п.

Причиной экономического провала стала слабая культурологическая и философская проработка идейной основы реформ, подразумевающая осмысление культурных традиций многонациональной России, особенностей менталитета русского народа и архетипов сознания.

Индивидуализм в отечественной культурной традиции не имел такого приоритетного значения, как в западной культуре. Бытие русского человека проникнуто духом соборности, над-рационального единения, возможного на основе понимания особой миссии российского народа в мировой цивилизации. Соборность можно обнаружить как в традиционной крестьянской общине, так и в советском коллективизме. Традиции соборности в большей степени свойственны представителям старообрядчества, эти традиции во многом определяют своеобразие духовной культуры, мировоззрения и быта «ревнителей старины».

К концу XIX века существенно повышается социальный статус старообрядцев. К началу XX века объявляется свобода вероисповедания. В политической, экономической и общественной сфере появляются влиятельные фигуры из числа старообрядцев. Всё это, по мнению автора, стало результатом активной экономической деятельности староверов. Для регламентации как внутренних, так и внешних деловых сношений требовались некие единые унифицированные нормы, правила культуры поведения. Эта необходимость подготовила появление особой деловой этики русского «раскола». Она оказала огромное влияние на формирование корпоративной культуры бизнес-сообщества Российского государства в дореволюционный период. В 1912 году разработаны культурные принципы ведения дел в России («Семь принципов»), в которых чётко прослеживается связь с деловой этикой староверов. В 90-е годы XX века данные принципы были актуализированы в «Хартии деловой этики», принятой подавляющим большинством крупных и средних российских компаний. Всё это свидетельствует о живом интересе российского бизнеса к историческому и культурному наследию прошлого, попытке осмысления опыта предшествующих поколений предпринимателей, поиске собственного пути (миссии) в мировом бизнес-пространстве.

Позитивная тенденция укрепляется вниманием делового сообщества России к проблеме социальной ответственности бизнеса. В связи с этим представляется важным осмыслить данную проблему в историко-культурном аспекте с целью определения самобытных стратегий социально ответственного поведения. Механизмы взаимодействия бизнеса, государства и общества в значительной степени отражены в деловой этике и корпоративной культуре старообрядцев.

Степень научной разработанности проблемы. Автор обращается к анализу широкого спектра источников.

Современные представления о культуре отражены в исследованиях культурологов и философов Р.Г. Абдулатипова, Ю.А. Васильчука, М.С. Кагана, М.Я. Сарафа (понятие «культурная инновация»), В.А. Ремизова (культура личности), В.С. Стёпина, Т.Н. Суминовой (исследование художественной культуры), В.А. Тихоновой (политическая культура), А.Я. Флиера, О.В. Шлыковой (проблемы информационной культуры). Образ российской цивилизации раскрывает в своих трудах А.А. Пелипенко; проблему российской идентичности разрабатывает И.В. Малыгина.

Философскую и социальную сущность корпорации и корпоративизма раскрыли в своих трудах Э. Дюркгейм и Г.В.Ф. Гегель. Ядром корпоративной культуры является система ценностей. Понятие «ценность» исследовали мыслители М. Вебер, В. Виндельбанд, Э. Дюркгейм, И. Кант, Г. Риккерт, П. Сорокин и другие. Среди авторов наиболее глубоких современных исследований следует назвать работы С.Ф. Анисимова, М.В. Демина, О.Г. Дробницкого, А.А. Ивина, А.Г. Здравомыслова, И.Р. Пригожина, Л.Н. Столовича, В.П. Тугаринова, О.И. Шкаратана, В.К. Шохина, В.А. Ядова. Своеобразие ценностей российской корпоративной культуры осмысливается посредством обращения к философии русского хозяйства (мыслители С.Н. Булгаков, В.С. Соловьёв и О.А. Платонов).

Анализ актуального термина «социальная ответственность бизнеса» начинается с постижения фундаментального понятия «ответственность». «Ответственность» осмысливается в Античной философии, в философии Нового времени и Просвещения (Дж. Локк, Т. Гоббс, Д. Юм, П.А. Гольбах); в XIX веке оценивается с точки зрения утилитарной логики (Дж. Милль), в XX веке в экзистенциальной философии (Ж.П. Сартр). «Ответственность» часто соотносится с понятием «совесть». Значимыми для раскрытия категории «совесть» становятся концепции стоиков, христианских философов Средневековья, Г.В.Ф. Гегеля, И. Канта, представителей русской религиозной философии и т.д.

Старообрядчество исследовалось в истории Отечества В.О. Ключевским, Н.И. Костомаровым, С.Ф. Платоновым, С.М. Соловьёвым, истории Русской Православной Церкви крупнейшими деятелями науки В.В. Зеньковским, П.В. Знаменским, А.В. Карташовым, Н.М. Никольским, В.В. Розановым, Г.П. Федотовым и др. Важными для решения исследовательских задач являются труды историков культуры и искусства М.В. Алпатова, А.А. Аронова, Г.В. Гриненко, Р.М. Зезиной, И.В. Кондакова, Л.В. Кошман, В.Н. Лазарева, Д.С. Лихачёва, Д.В. Сарабьянова, В.С. Шульгина и др.

Существенный вклад в развитие концепции старообрядчества внесли авторы Е.Е. Голубинский, И.М. Громогласов, С.А. Зеньковский, Н.И. Ивановский, Н.Ф. Каптерев, Платон Левшин, Макарий (Булгаков), И. Нильский, Д.А. Опоцкий, Н. Плотников, Д. Ростовский, П.С. Смирнов, И. Стрельбицкий, Н.И. Субботин. Огромное значение для диссертационного исследования имеют труды идеологов старообрядческого движения – протопопа Аввакума, С.И. Быстрова, И.К. Быковского, Д.С. Варакина, братьев А. и С. Денисовых, И.Г. Кабанова, В.М. Карловича, И.А. Кириллова, П.О. Любопытного, Ф.Е. Мельникова, епископа Михаила (Семёнова), Ф.Л. Пичугина, В. Сенатова, Арсения Уральского (Онисима Швецова), И. Филиппова.

В середине XIX века возникает взгляд на старообрядческое движение как на антиправительственный протест. Среди светских авторов можно выделить В.В. Андреева, П.И. Мельникова (А. Печерский), А.П. Щапова и др. Исследователей интересовали вопросы, связанные с идеологией старообрядцев и с деятельностью предводителей «раскола». Данные аспекты отражены в работах А.И. Клибанова, А.И. Рогова, Н.В. Устюгова, Н.С. Чаева и В.С. Шульгина. Перспективным явлением стало комплексное изучение истории и культуры старообрядческого движения археографическими центрами (середина 1960-х годов). Среди наиболее важных следует упомянуть труды представителей московского центра Е.А. Агеевой, Н.А. Кобяк, Т.А. Кругловой, И.В. Поздеевой, В.П. Пушкова, Е.Б. Смилянской, Я.Н. Щапова.

Глубиной исследовательского анализа в изучении разных сторон истории староверия отличаются работы Ю.В. Аргудяевой, Ф.Ф. Болонева, И.Д. Боченковой, Е.Е. Дутчак, О.П. Ершовой, К.Ю. Иванова, Д.Н. Канаева, В.В. Керова, О.А. Новиковой, Д.Е. Раскова, С.Ю. Родиковой, Н.И. Романовой, Е.А. Рукавицыной, А.В. Стадникова, Т.А. Хохловой, О.Л. Шахназарова и др.

Меценатству и коллекционерской деятельности предпринимателей, в том числе представителей старообрядческих династий, посвящены труды А.Н. Боханова, М. Гавлина, Н.И. Думовой, Н. Полуниной и А. Фролова.

Источниками, позволяющими лучше понять дух времени, являются труды староверов-предпринимателей П.А. Бурышкина, В.А. Кокорева, В.П. и М.П. Рябушинских.

Для научного исследования представляет интерес этика ответственности, разработанная зарубежными исследователями (К. Байерц, Г. Йонас, Х. Ленк) и отечественными учёными (В.А. Канке и В.В. Томашов).

Истоки концепции социальной ответственности бизнеса следует искать, во-первых, в учениях представителей консервативного экономического подхода Д. Риккардо, А. Смита, М. Фридмана, П. Хейне и др., во-вторых, в трудах экономистов-основателей этико-экономического подхода А. Маршалла, Ф. Найта, А. Сена, С. де Сисмонди и др. Базисом концепции социальной ответственности являются труды учёных Ф. Берли, Г. Боуэна, К. Дэвиса, А. Мюллера-Армака и Г. Минза, современных российских исследователей Е.Ю. Благова, И.Ю. Беляевой, О.В Даниловой, И.С. Семененко, С.П. Перегудова, Л.И. Полищука, Ю.Н. Попова, В.Н. Якимец и др. Для мыслителей А. Печчеи, С. Франка, А. Швейцера социально ответственное поведение представлялось единственным способом разрешения общего кризиса культуры.

Современную трактовку понятий «корпорация» и «корпоративная культура» можно обнаружить у исследователей А. Берлина и К. Романовской, О.А. Виханского и И.А. Наумова, Э.А. Капитонова, А.И. Кочетковой, Дж. Нэсбит и П. Эбурдин, В.А. Спивака, С.Б. Чернышова.

Вопросу духовно-нравственного содержания жизни посвящены труды Л.С. Зориловой, Н.И. Неженца, В.В. Чижикова, В.М. Чижикова и др.

При сегодняшнем интересе к исследованию проблем корпоративной культуры недостаточно чётко определено и обосновано её ценностное поле. В связи с этим автору представляется важным обратиться к духовному опыту старообрядцев. Однако проблематика, связанная с изучением этико-религиозного кодекса и деловой этики староверов, в современных исследованиях недостаточно полно отражена и требует существенного дополнения.

Объект исследования – деловая этика старообрядцев.

Предмет исследования – принципиальные черты деловой этики старообрядцев, объективно значимые в современных условиях становления корпоративной культуры бизнеса в России.

Цель исследования – выявить теоретико-методологические основания влияния традиционной деловой этики старообрядцев на современную российскую корпоративную культуру.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть историю старообрядческого движения как явления культуры, выявить его характерные черты.

2. Проанализировать ценностное поле этико-религиозного кодекса старообрядцев в качестве мотивации предпринимательской деятельности.

3. Установить соотношение традиций и новаций в культурно-деловой этике старообрядцев.

4. Уточнить понятие «корпоративная культура» с учётом современных научных представлений.

5. Выявить значимость «Хартии деловой этики» для становления корпоративной культуры России конца XX – начала XXI века.

6. Раскрыть сущность культурно-деловой этики старообрядцев как первоосновы социальной ответственности бизнеса в России.

В качестве гипотезы настоящего исследования выступает предположение о том, что влияние деловой этики старообрядцев на формирование современной российской корпоративной культуры окажется эффективным, если будет:

- рассмотрена история старообрядческого движения как явления культуры, выявлены его характерные черты;

- проанализировано ценностное поле этико-религиозного кодекса старообрядцев в качестве мотивации предпринимательской деятельности;

- установлено соотношение традиций и новаций в культурно-деловой этике старообрядцев;

- уточнено понятие «корпоративная культура» с учётом современных научных представлений;

- выявлена значимость «Хартии деловой этики» для становления корпоративной культуры России конца XX – начала XXI века;

- раскрыта сущность культурно-деловой этики старообрядцев как первоосновы социальной ответственности бизнеса в России.

Теоретико-методологические основы исследования. Исследовательский механизм диссертационного исследования включает системный, структурно-функциональный и культурно-исторический подходы.

В качестве теоретической основы используются концепции отечественных и зарубежных культурологов, философов и социологов. Основополагающими для диссертационного исследования стали концепции учёных А. Маршалла, Ф. Найта, А. Сена, С. де Сисмонди (этико-культурный подход к хозяйствованию), мыслителей С.Н. Булгакова, О.А. Платонова, В.С. Соловьёва (религиозно-философская оценка хозяйства и трудовой деятельности).

Автор опирается на концептуальные исследования М. Вебера (значение ценностей в профессиональной деятельности), О.И. Шкаратана (ценности – универсальная мотивационная структура), И.Р. Пригожина (о роли ценностей-кодов в стабилизации социальной системы). Автор учитывает теоретические идеи Э.А. Капитонова (концепция противопоставления традиционной и современной корпорации), И.В. Андреевой, М. Армстронга, О.А. Блинова и О.В. Василевской, О.А. Виханского и И.А. Наумова, В.А. Спивака (аксиологическая концепция корпоративной культуры), Г. Йонаса и В. Канке (этика ответственности). Теоретической основой являются старообрядческие концепции «душеспасительного труда» и богатства, обозначенные в трудах П.А. Бурышкина, В.А. Кокорева, Т.В. Прохорова и др., концепции старообрядческого предпринимательства современных учёных В.В. Керова и Д.Е. Раскова.

Методы исследования. Обширная теоретическая база диссертационного исследования позволила применить широкий спектр различных методов: диахронический, генетический, компаративный и факторный анализ.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Анализ истории старообрядческого движения, как социокультурного феномена, позволил обозначить ряд характеризующих его черт. Выявлено стремление староверов сохранить национальные традиции посредством активной социально ответственной деятельности, формирование на основе устойчивых религиозных убеждений особой деловой этики, культивирование духовного единства среди представителей «старой веры», несмотря на раскол движения на согласия и толки.

2. Выявлено, что этико-религиозный кодекс старообрядцев в качестве духовной основы становится мотивацией их предпринимательской деятельности. Ядро кодекса составляет система религиозных ценностей. На «выработку» принципов кодекса оказали влияние: христианское православие, ментальность и национальные традиции. Этико-религиозный кодекс представляет собой некую универсальную духовную систему, регламентирующую все сферы жизни старообрядца.

3. Обосновано соотношение традиций и новаций в деловой этической культуре старообрядцев, так необходимость сохранить укоренившиеся и устоявшиеся нормы, способствует поиску новых форм и механизмов их сохранения, воспроизводства и актуализации. Традиции отражены в этико-религиозном кодексе «ревнителей старины», который стал основой для возникновения особой деловой этики русского «раскола», новации по своей сути. Культурные нормы деловой этики призваны регулировать взаимоотношения староверов с внешним «враждебным» миром, которые неизбежно возникали в процессе их предпринимательской деятельности.

4. Уточнено актуальное понятие «корпоративная культура», данный термин используется и для характеристики общей корпоративной культуры российского бизнеса, и корпоративной культуры конкретной организации, и культурности (то есть осознанного принятия общих для всех правил «честного бизнеса») отдельно взятого предпринимателя. Обозначена система ценностей, являющаяся основой современной российской корпоративной культуры.

5. Приведены доказательства того, что принятие российским деловым сообществом «Хартии деловой этики» стало знаковым событием для формирования корпоративной культуры 90-х годов XX века. «Хартия деловой этики» создана на основе дореволюционных «Семи принципов» (1912) бизнес-сообщества, на выработку которых оказали непосредственное влияние предприниматели-старообрядцы, сыгравшие значительную роль в экономической и культурной модернизации страны.

6. Обосновано положение о деловой этической культуре старообрядцев как первооснове социальной ответственности современного бизнеса. В значительной степени социально ответственное поведение было свойственно старообрядцам – представителям крупного и среднего бизнеса конца XIX – начала XX века, что обусловливалось их деловой этикой. Осознанность стратегии социально ответственного поведения староверов-предпринимателей проявлялась в системной и широкомасштабной поддержке различных сфер жизни общества (культура, искусство, образование и наука), в целенаправленном построении «сильной» корпоративной культуры на собственных предприятиях.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что изложенный в диссертационном исследовании материал может послужить основой для изучения этико-религиозного кодекса и деловой этической культуры старообрядцев, для выявления характерных особенностей современной корпоративной культуры бизнес-сообщества России. Результаты, полученные при проведении настоящего исследования, имеют непосредственное значение для осмысления целого ряда культурологических, историко-философских и религиоведческих проблем.

Практическая значимость тесно связана с теоретической, поскольку концепции культурной политики, стратегии развития корпоративной культуры в рамках социально ответственного поведения бизнес-сообщества направлены на активное практическое применение в различных сферах жизни. Материал исследования может внести свой вклад в развитие концепции российской школы управления. Выводы и результаты работы могут послужить информационной базой для построения корпоративной культуры любой организации или предприятия.

Материалы исследования могут быть использованы для составления учебных пособий по истории предпринимательства России, для разработки следующих общих и специальных курсов: «История старообрядчества», «Современные представления о корпоративной культуре», «Социальная ответственность бизнеса», «Корпоративная культура», «Деловая этика» и т.п.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Диссертационное исследование, посвящённое исследованию деловой этики в контексте современной российской корпоративной культуры, соответствует следующим позициям паспорта специальности 24.00.01 – теория и история культуры (культурология): п. 7 Культура и религия; п. 9 Историческая преемственность в сохранении и трансляции культурных ценностей и смыслов; п. 14 Возникновение и развитие современных феноменов культуры; п. 15 Роль культурного наследия в жизнедеятельности общества; п. 18 Культура и общество; п. 22 Культура и национальный характер; п. 35 Культура и хозяйственно-экономическая жизнь общества.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Анализ истории старообрядческого движения, как социокультурного феномена, позволяет выявить ряд характеризующих его черт. Во-первых, сохранение национальных традиций является святой миссией старообрядцев, что выражалось в уважительном отношении к историческому и культурному наследию России. По этой причине «ревнители старины» часто становились коллекционерами редких рукописей, книг, икон, инициаторами возрождения русских традиционных ремёсел и т.п. Данная характерная черта во многом обусловила занятие благотворительностью и меценатством крупных и средних предпринимателей из числа приверженцев «старой веры». Во-вторых, на основе устойчивых религиозных убеждений и национальных традиций сформировалась особая деловая этическая культура, которая создала благоприятные условия для ведения успешной предпринимательской деятельности, несомненно, способствующей укреплению старообрядческого движения. В-третьих, несмотря на раскол движения на направления и толки, староверы смогли сохранить духовную целостность и единство. В-четвёртых, старообрядчество характеризуется массовостью, т.е. взгляды «ревнителей старины» были близки большинству населения страны, что определило дальнейшее укоренение их в народном сознании.

2. Этико-религиозный кодекс староверов является, по сути, вместилищем морально-этических норм их культуры. Представления о мире у староверов складывались из эсхатологического учения о Третьем Риме, убеждённости в незыблемости обряда, возведённого в степень догмата, возможности спасения души посредством приверженности истинной церкви (т.е. старообрядчеству) и соблюдения норм подлинного христианского жития. Подобная «картина мира» обусловила возникновение этико-культурных норм, таких как трудолюбие, соборность, взаимовыручка, доверие, честность. Всё это сформировало особую культуру повседневности и отношение к труду «ревнителей старины».

3. Традиции и новации в мировоззрении старообрядцев соотносятся как противопоставление «замкнутость» - «открытость». «Замкнутость» в контексте старообрядческой духовности можно отождествить с традицией, вернее со своеобразным способом её сохранения, за счёт отгораживания от окружающего стремительно меняющегося мира, замыкания в ограниченном пространстве некой общности. Всевозможные нормы, правила, предписания, соответствующие традиционному мировоззрению, в сконцентрированном виде сохранялись в этико-религиозном кодексе «ревнителей старины». С понятием «открытость» принято ассоциировать влияние, восприимчивость, преобразование традиционных форм, возникновение новаций. Необходимость иметь сношения с внешним враждебным миром заставили старообрядцев преодолеть «замкнутость» с целью решения практических задач выживания общины. Возникает уникальное явление – старообрядческое предпринимательство как способ созидательной деятельности. Потребовалось выработать систему взаимоотношений, которая бы регламентировала связи с «внешним миром», ею стала деловая этика. Базисом её является этико-религиозный кодекс, призванный консервировать и сохранять традиции. И если этико-религиозный кодекс упорядочивал все сферы жизни старообрядца, то деловая этика служила практическим целям торгово-экономической и предпринимательской деятельности.

4. Концептуальная составляющая понятия «корпоративная культура» базируется на понимании её многоплановости, т.е. термин используется и для характеристики общей корпоративной культуры российского бизнеса, и корпоративной культуры конкретной организации, и культурности (то есть осознанного принятия общих для всех правил «честного бизнеса») отдельно взятого предпринимателя. Ядром корпоративной культуры является система ценностей. Ценности современной российской корпоративной культуры базируются на национальных традициях и ментальности. Важнейшие из них: коллективизм; труд, понимаемый как элемент духовной культуры; прибыль, человек, творчество и тесно с ним связанное понятие «инновация».

5. Внедрение «Хартии деловой этики» стало знаковым событием для российской корпоративной культуры 90-х годов XX века. Предпринята первая попытка выработки общих культурных принципов ведения дел в России. «Хартия деловой этики» основывается на дореволюционных «Семи принципах» (1912) бизнес-сообщества, на создание которых оказали значительное влияние духовные ценности старообрядцев – представителей крупного и среднего бизнеса.

6. Деловая этика старообрядцев является первоосновой социальной ответственности бизнеса в России. В большей степени социально ответственное поведение в конце XIX – начале XX века было свойственно предпринимателям-старообрядцам. Их нравственная культура в отношении ответственности перед обществом проявляется в системной и широкомасштабной поддержке сферы культуры, искусства, образования и науки. К внешним проявлениям социокультурной ответственности «ревнителей старины» относится благотворительная деятельность и меценатство; содействие охране окружающей среды; взаимодействие с местным сообществом и местной властью; ответственность перед потребителями товаров и услуг. На внутреннем уровне духовно ответственное поведение старообрядцев проявляется в построении «сильной» корпоративной культуры, т.е. основанной на мощной системе ценностей, на собственных предприятиях.

Апробация результатов исследования.

1. Основные положения и результаты исследования отражение в 12 публикациях, в том числе – 3 в 2 изданиях, рекомендованных ВАК при Минобрнауки РФ.

2. Материалы диссертационного исследования получили апробацию на различных научных мероприятиях: «Социальная ответственность бизнеса» (Москва, 2011), «Вопросы инновационного конвергентного проектирования культурной среды» (Москва, 2011), «Россия и Европа: диалог культур» (Москва, 2010), «Культура, образование, наука: актуальные проблемы современности» (Москва, 2010), «Культура в стабилизации и развитии личности» (Москва, 2008), «Созидательная миссия культуры» (Москва, 2005) и т.д. В научно-методическом пособии «Путь к мастерству» (Москва, 2011) и коллективной монографии «Трансформация внутриорганизационных процессов в русле информационно-коммуникационных технологий» (Москва, 2011).

3. Результаты диссертационного исследования внедрены в учебные процессы следующих кафедр Московского государственного университета культуры и искусств: кафедры менеджмента и корпоративной культуры при разработке и чтении курсов «Корпоративная культура», «Философия управления деловой культурой», «История предпринимательства»; кафедры международного культурного сотрудничества при разработке и чтении курса «Международное культурное сотрудничество»; кафедры истории, истории культуры и музееведения при разработке и чтении курсов «История отечественной культуры», «Золотой век русского меценатства» и «Культурология».

4. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры истории, истории культуры и музееведения Московского государственного университета культуры и искусств (протокол № 13 от 29 июня 2011 года).

Структура исследования. Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка использованных источников.

Похожие диссертации на Деловая этика старообрядцев в контексте современной российской корпоративной культуры