Введение к работе
Актуальность темы данного диссертационного исследования обуславливается возросшим на сегодняшний день интересом к культурному наследию прошлого столетия, где особенное значение, как и в наши дни, приобретали апокалиптические пророчества о конце света Апокалиптическая проблематика была актуальной на всем протяжении развития христианской культуры В каждую историческую эпоху апокалиптические пророчества воспринимались по-своему Весь путь человеческой цивилизации окрашен постоянным, нетерпеливым ожиданием конца человеческой истории Во времена социальных и политических кризисов и других потрясений людей охватывали апокалиптические настроения И сейчас апокалиптические пророчества приобретают актуальность в свете острых и противоречивых событий современности Все страхи, отчаяния и надежды на будущую справедливость, переживаемые на разных этапах развития всемирной истории, нашли свое отражение в теологии, философии и искусстве
Особое значение апокалиптические пророчества имеют для русской православной традиции В русскую культуру интерес к апокалиптическому жанру пришел вместе с православием из Византии и нашел большой отклик в русской церковной и внецерковной литературе. В России традиция апокалиптической литературы определяется эсхатологической ориентацией в культурном сознании, берущей свое начало в средневековой апокалиптической литературе, приобретающей актуальное звучание во времена церковного раскола и петровских преобразований, и достигающей наибольшего развития в литера-гурной и философской мысли рубежа XIX-XX веков
Конец XIX - начало XX века явился периодом, когда апокалиптические тексты прежних веков, особенно пророчества старообрядцев о наступлении антихристовых времен, стали осмысляться в трудах писателей, поэтов и религиозных философов в свете острых и противоречивых событий современности, характеризующихся кризисом культуры и цивилизации
Апокалиптическая тематика прослеживается уже в творчестве русских писателен XIX века, особенно у Н В Гоголя, Ф М Достоевского и B.C. Соловьева, который стал духовным учителем для многих деятелей культуры всего XX века Апокалиптические сюжеты мы находим в произведениях русских символистов, таких как А Белый, А Блок, Вяч Иванов, Д Мережковский Свое видение и прочтение пророчеств Апокалипсиса дают такие русские религиозные философы как Е Трубецкой, В Розанов, П Флоренский, С Булгаков, Н Бердяев
Русскими писателями и философами первой половины XX века затрагивались традиционные темы апокалиптического жанра, однако в своих произведениях они давали им своеобразную авторскую трактовку, дополняя новым содержанием, связанным с переживаниями кризиса христианской цивилизации и чаяниями новой формы религиозного сознания, которые не теряют свою актуальность и на сегодняшний день
Степень научной разработанности проблемы. Наибольший интерес к разработке апокалиптической тематики в отечественной культуре был связан
с дореволюционным периодом, когда она была актуализирована в творчестве деятелей серебряного века, а затем продолжена в изысканиях русского зарубежья, например в творчестве Д. Мережковского, Н А Бердяева, С Н Булгакова В советский период в научно-исследовательской литературе проблема Апокалипсиса почти не затрагивается. Интерес к апокалиптической тематике возродился в отечественной гуманитарной науке только в постсоветский период Однако осмысление данной проблемы в современной научно-исследовательской литературе явно недостаточно, что определяет актуальность предлагаемого исследования Мы считаем, что подобное положение обуславливается не вполне реализованными попытками современных культурологов и литературоведов раскрыть значимость жанра апокалиптической литературы, а в частности «Откровения ев Иоанна Богослова» для русской литературной и философской традиции Однако некоторые работы современных западных и отечественных исследователей заслуживают, на наш взгляд, особого внимания
Так в зарубежной критической литературе можно выделить исследование Т Альтицера «Россия и Апокалипсис», который выявляет связь апокалиптической традиции в западноевропейской эпической литературе с литературой России, в частности с произведениями Ф Достоевского, А Блока, А. Белого, которым был свойственен нигилизм, как отрицание старого мира и апокалиптическое ожидание светлого будущего Так же можно выделить исследование Д Бетсея «Форма Апокалипсиса в новой русской прозе», где он анализирует произведения русских писателей ХГХ-ХХ веков, выявляя каково было влияние апокалиптического мышления на повествовательную форму
В отечественной литературе наиболее обширному исследованию апокалиптической тематики, как одного из проявлений всеобщего кризиса XX века, посвящена работа Т.Ю Свдориной «Кризис XX века Прогнозы русских мыслителей» Анализу эсхатологических ожиданий в художественном сознании Серебряного века посвящена также работа Л Ф Кациса «Апокалиптика «Серебряного века», где он характеризует специфику восприятия пророчеств Иоанна Богослова в литературе начала XX века, акцентируя особое внимание на поэтической традиции
В ходе нашего исследования мы не встретили почти ни одной крупной работы, посвященной целостному анализу апокалиптической тематики в творчестве наиболее ярких представителей русской культуры конца XIX -первой половины XX вв Все наиболее крупные исследования в данной сфере рассматривают проблему апокалиптической традиции в русской культуре, акцентируя внимание либо на конкретном периоде русской истории и культуры, будь то времена церковного раскола (ЕБ Рогачевская «Отложенный Страшный Суд»), либо советский период (А Якимович «Эсхатология смутного времени»), либо на произведениях отдельных авторов рубежа XIX-XX веков или литературных направлений (Л Кацис «Апокалиптика "Серебряного века"»)
Для выяснения значения жанра апокалипсиса для христианской культуры мы обращались к авторитетным исследователям христианской традиции, а также к многочисленным христианским энциклопедиям Православная эн-
циклопедия, Библейская энциклопедия, Азбука христианства, к комментариям Библии и «Откровения ев Иоанна Богослова», архиепископа Аверкия, о. Александра Меня, Н Ильиной, А В Зиновьева, Э Бартошевича, А.И. Бараш-кова, и др
Прослеживая возникновение и развитие апокалиптической литературной традиции в русской культуре, мы опирались на труды Г. Флоровского, В Д Цыбина, С Фомина. Выявление апокалиптических тем и мотивов в произведениях русских мыслителей конца XIX - первой половины XX вв. основано на концептуальных суждениях и наблюдениях исследователей их творчества, а именно Вл Соловьева - П Ч Бори, Г Федоров, В.К. Кантор, Н.П Франц, С Л Франк и др , В В Розанова - Е Курганов, В Сукач, А Гулыга, Н Ф. Болдырев, С Н Булгакова - Ю Давьщов, Т Ю Сидорина, Н А. Бердяева — Ильин В Н , А И Барабанов, А А Силин и др
Таким образом, проблема нашего исследования определяется необходимостью провести целостный анализ апокалиптической тематики в русской культуре рубежа XIX-XX веков, когда возникали своеобразные авторские культур-философские концепции, связанные с переживанием всемирного культурного кризиса и краха современной христианской цивилизации Мы стремимся показать, как яркие явления индивидуально-авторского сознания нашли свое проявление в русской апокалиптической традиции конца XIX -первой половины XX вв, раскрыть основные особенности апокалиптической литературы данного периода
Целью нашей диссертационной работы является раскрытие основных апокалиптических тем и мотивов в русской культуре конца XIX - первой половины XX вв на примере творчества ее наиболее ярких представителей
В соответствии с поставленной целью перед нами возникают следующие задачи
- выявить основные гемы и мотивы апокалиптического жанра рели
гиозной литературы и особенности их прочтения в русской религиозной тра
диции,
охарактеризовать основные эсхатологические темы и мотивы в творчестве деятелей культуры России XIX века,
раскрыть основные апокалиптические темы, мотивы и образы в творчестве русских символистов А Белого, А Блока, Вяч Иванова и Д Мережковского,
дать сравнительный анализ и выявить общие черты апокалиптической тематики в индивидуальио-авгорской рефлексии в творчестве таких представителей религиозно-философской мысли первой половины XX века, как Е Н Трубецкой, В В Розанов, о Павел Флоренский, о Сергий Булгаков, Н А Бердяев;
рассмотреть основные тенденции в неоапокалиптике середины XX века
Объектом нашего исследования стали произведения философов и писателей конца XIX - первой половины XX веков, в которых наиболее ярко выражена тематика глобальной катастрофы в свете кризиса современной цивилизации
Предмет исследования — апокалиптические темы и мотивы в творчестве русских писателей и философов конца XIX - первой половины XX века.
Для наиболее точного определения предмета нашего исследования необходимо развести два понятия «тема» и «мотив» Под темой мы понимаем главную мысль произведения, основную проблему, поставленную в нем автором Так, например, тема Антихриста-самозванца в «Трех разговорах» Вл Соловьева, тема краха России и Европы в «Апокалипсисе нашего времени» В Розанова.
Мотив же обозначает простейшую составную часть сюжета произведения, второстепенные, дополнительные темы произведения, призванные оттенить или дополнить главную или основную (например, мотивы особого предназначения русского народа и возможности его чудесного спасения в последние времена дополняют тему гибели России и европейской цивилизации)
Методологические основания исследования. Основным исследовательским подходом в нашей диссертации стал системный подход, который позволил интегрировать многообразие исследуемого культурологического материала по апокалиптической проблематике в области философии и истории культуры, для выработки целостного определения основных тем и мотивов в русской культуре рубежа веков В данном диссертационном исследовании использован также сравнительно-исторический метод, который позволил выявить основные особенности, генезис и распространение русской апокалиптической литературной традиции в системе христианской культуры, а также в сопоставлении апокалиптических тем, мотивов и образов, имеющих сходство и различия в произведениях деятелей культуры России конца XIX - первой половины XX вв Метод герменевтики позволил нам истолковывать яркие культур-философские концепции, сформировавшиеся на стыке философии и литературы в творчестве таких представителей русской культуры рубежа XIX-XX веков, как Вл С. Соловьев, в произведениях представителей символистского направления — А Белого, А Блока, Вяч Иванова, Д Мережковского и религиозных философов - Е Н Трубецкого, В В Розанова, о С Булгакова, НА Бердяева
Источниками исследования являются следующие опубликованные материалы: «Откровение ев Иоанна Богослова», сюжеты и темы которого, наряду с другой апокалиптической литературой, нашли наиболее яркое отражение в таких трудах русских авторов, писавших на стыке литературы и философии, как «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории со включением краткой повести об Антихристе» Вл Соловьева, ставшим своеобразным «каноном» для апокалиптической литературной традиции XX века, в произведениях русских символистов «Петербург» А Белого, «Двенадцать» А Блока, «Атлантида-Европа» Д Мережковского Нами были проанализированы такие труды русских религиозных философов первой половины XX века, как «Смысл жизни» Е Н Трубецкого, «Апокалипсис нашего времени» В Розанова, где звучат наиболее острые темы кризиса современной христианской цивилизации и краха России, переживающей апокалиптические события, а также «Апокалиптика и социализм» и «Апокалипсис Иоанна (Опыт догматического истолкования)» С Н Булгакова, «Истина и откровение Пролегоме-
ны к критике Откровения» Н А Бердяева, где дается своеобразная трактовка темы современной истории как воплощения сценария апокалиптических пророчеств
Гипотеза нашего исследования заключается в следующем, для культуры России особое значение имела апокалиптическая церковная и внецерков-ная литература, для русской культурной традиции конца XIX - первой половины XX вв апокалиптическая тематика, характеризующая кризисное состояние христианской культуры и цивилизации, приобрела особую актуальность и нашла яркое выражение в культур-философских концепциях деятелей отечественной культуры данного периода
Научная новизна исследования заключается в попытке целостно рассмотреть и показать культурологическое значение и своеобразие апокалиптической тематики в трудах русских философов и писателей конца XIX -первой половины XX века; в установлении того, что апокалиптическая тематика, нашедшая свое отражение в жизнетворческой практике, представляет широкие возможности для принципиально нового понимания процессов, протекавших в русской культуре конца XIX - первой половины XX столетий, и способствует уточнению смысла художественных исканий обозначенного периода
Теоретическая значимость работы заключается в том, что ряд ранее известных культурологических и литературоведческих исследований апокалиптической проблематики в русской культуре дополнен новейшими изысканиями, в том числе и анализом еще мало изученных поздних философских рабо г таких деятелей культуры первой половины XX века, как С Н Булгаков и Н А Бердяев, установлено значение апокалиптической тематики для индивидуально-авторского сознания рубежа ХІХ-ХХ веков, которое нашло свое отражение в наиболее ярких произведениях литературы и философии того времени
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленный опыт исследования апокалиптической тематики может быть экстраполирован в сферу других культурологических исследований, а основные положения и материалы могут применяться в лекционных курсах по культурологии и истории культурологической мысли в России, по истории русской литературы и русской философии, при разработке спецкурсов, посвященных творчеству поэтов-символистов и религиозных философов первой половины XX века
Апробация работы. Основные положения, научные выводы и результаты, полученные в ходе диссертационного исследования, прошли апробацию в выступлениях на научно-практических конференциях научно-практическая конференция в рамках фестиваля «Дни Андрея Тарковского на Ивановской земле» (Иваново, 2004 г ), международный научный симпозиум -«Глобальный культурный кризис Нового времени и русская словесность» (Шуя, 2006 г ), межвузовская научная конференция - II областной фестиваль «Молодая наука - развитию Ивановской области» (Иваново, 2006 г), межвузовская научная конференция - III областной фестиваль «Молодая наука - раз-
витию Ивановской области» (Иваново, 2007 г.) По результатам диссертационного исследования опубликовано 10 работ
На защиту выносятся следующие положения:
одной из значимых для русской культуры в целом, а для культуры конца XIX — первой половины XX вв. в частности, является апокалиптическая тематика, берущая свои исторические и религиозные основания в церковной и внецерковной апокалиптической литературе,
для русской культурной традиции XIX века были свойственны такие особенности, как крайний пессимизм, выраженный в эсхатологических предчувствиях грядущей катастрофы и утопизм, выражающийся в хилиасти-ческих ожиданиях тысячелетнего царства, которое должно осуществиться в скором будущем на земле Отсюда вера в возможность преображения всего мира, в особое предназначение России и русского народа в последние времена Эти особенности определили дальнейшие пути развития апокалиптической тематики в русской культуре рубежа XIX-XX веков;
в рамках русского символизма - одного из самых ярких литературных течений начала XX века, апокалиптическая тематика, берущая свои идейные основы в философии Вл Соловьева, выражается в ожидании исторических катастроф В этой связи основными апокалиптическими темами в творчестве русских символистов стали тема революции и тема кризиса современной культуры и цивилизации, как явных признаков конца света Тема конца мира трактуется у А. Белого в религиозно-философском аспекте, у А Блока - в социально-нравственном, у Вяч Иванова — в культурологическом, у Д Мережковского - в историко-философском
основными чертами апокалиптической тематики, характерной для творчества русских религиозных философов первой половины XX века, было рассмотрение ее через призму кризисного состояния современной культуры и цивилизации, краха основных жизненных ориентиров, важнейшим из которых являлась христианская религия, и поиск новой формы религиозного сознания, восприятие современной истории как трагедии, как претворение в жизнь апокалиптических пророчеств,
- для неомифологической апокалиптики середины XX века было
свойственно обращение к духовному наследию рубежа XIX-XX веков с его
апокалиптической направленностью, тяга к диалогу религий, к глобализации
культурного и социального пространства
Структура работы:
Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка источников и литературы (221 наименований), список источников включает 25 наименований