Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретические основы проблемы нравственного самоопределения школьника 10.
1.1. Философские, социологические и психолого -педагогические аспекты проблемы личностного самоопределения 10.
1.2. Нравственное самоопределение в общей структуре самоопределения личности 23.
1.3. Предпосылки формирования готовности к нравственному самоопределению у детей младшего школьного возраста 33.
Глава II. Особенности проявления готовности к нравственному самоопределению у детей младшего школьно го возраста 43.
2.1. Изучение готовности младших школьников к нравственному самоопределению 44.
2.2. Анализ возможностей нравственного самоопределения детей 9 - 10 лет (результаты констатирующего диагностического среза) 57.
2.3. Педагогические условия воспитания готовности к нравственному самоопределению в образовательном процессе начальной школы 73.
Глава III. Организация педагогического взаимодействия, направленного на воспитание готовности к нравственному самоопределению в младшем школьном возрасте 84.
3.1. Этапы, содержание и методы преобразующего эксперимента, направленного на педагогическое обеспечение становления готовности к нравственному самоопределению 84.
3.2. Результаты преобразующей стадии опытно-экспериментальной работы по воспитанию готовности к нравственному самоопределению в младшем школьном возрасте 105.
Заключение 116.
Список использованной литературы 119.
Приложения 134.
- Философские, социологические и психолого -педагогические аспекты проблемы личностного самоопределения
- Изучение готовности младших школьников к нравственному самоопределению
- Этапы, содержание и методы преобразующего эксперимента, направленного на педагогическое обеспечение становления готовности к нравственному самоопределению
Введение к работе
Актуальность исследования.
Динамично изменяющаяся социальная ситуация актуализирует потребность общества в личности, способной в условиях альтернативных возможностей к самостоятельному осуществлению социально приемлемого и индивидуально значимого выбора. В связи с этим особое значение приобретает проблема выработки новой стратегической направленности образовательной системы, адекватно отражающей как требования личности, так и интересы общества.
Благодаря работам Б.М.Бим-Бада [21], С.В.Бондаревской [29.],
О.С.Газмана [39.], В.В.Горшковой [51.], В.В.Зайцева [60.],
В.А.Караковского [74.], А.В.Мудрика [105.], В.В.Серикова [133.] и других, в рамках устанавливающейся концепции личностно ориентированной модели образования указывается на самоопределение как ведущую ценность. По утверждению Н.Ф.Головановой, процесс воспитания в современных условиях должен быть ориентирован не на личность, «хорошо управляемую», а на личность «самоопределяющуюся». [46.]
Нравственное самоопределение - центральный механизм становления личностной зрелости, состоящий в осознанном осуществлении выбора, в принятии ответственности за свое поведение, мысли, эмоции, в готовности самостоятельно вырабатывать нравственные принципы и руководствоваться ими в деятельности.
Система значимых признаков проявления нравственного самоопределения согласуется с активно развивающейся в последние годы парадигмой начального образования, в которой младший школьник выступает в качестве полноценного субъекта учебной и социальной деятельности (Г.И.Вергелес, Н.Ф.Голованова, Л.Н.Кутергина, Л.А.Матвеева, А.И.Раев и др.). Таким образом, конкретизация целевых ориентиров начального образования осуществляется через выделение и
формулирование готовности к нравственному самоопределению как одной из приоритетных целей воспитания младших школьников.
Различные аспекты проблемы самоопределения человека, в соответствии со своей спецификой, исследовались в философии, психологии, однако в отечественном человекознании до сих пор не сложилось целостной концепции, раскрывающей сущность-нравственного самоопределения, его структуру и возрастную динамику становления. Данный факт ощутимо затрудняет педагогический поиск методически эффективной системы воспитания нравственно самоопределяющейся личности в младшем школьном возрасте.
Становление готовности к нравственному самоопределению -процесс долговременный и многоаспектный, а от того, насколько успешно и продуктивно будут использованы возможности младших школьников, зависит качество нравственной зрелости их личности в подростковом возрасте. Необходимость исследования проблемы готовности младших школьников к нравственному самоопределению вызвано потребностью школьной практики в обеспечении необходимых условий для вхождения ребенка в полноценную социальную жизнь общества. Сегодня существует объективная необходимость в разработке педагогических технологий, направленных на создание реальных психолого-педагогических условий, обеспечивающих продвижение личности школьника к уровню зрелого нравственного самоопределения. Для конструктивного решения названных проблем педагогическая теория должна выработать научное представление о сущности явления «готовность к нравственному самоопределению», его структуре, внутренних механизмах и особенностях осуществления в младшем школьном возрасте.
Социальная и педагогическая значимость, недостаточная
теоретическая и методическая разработанность проблемы воспитания у
младших школьников готовности к нравственному
самоопределению, обусловили необходимость ее выделения как
актуальной исследовательской темы.
Объект исследования - образовательный процесс в современной
начальной школе. Предмет исследования - процесс становления готовности к
нравственному самоопределению у младших школьников. Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс организационно-педагогических условий, способствующих эффективному воспитанию у младших школьников готовности к нравственному самоопределению.
Гипотезу исследования составляет предположение о том, что
воспитание у детей младшего школьного возраста готовности
к нравственному самоопределению может быть успешным при
реализации комплекса организационно- педагогических условий,
а именно:
построение воспитательного процесса в начальной школе с учетом результатов диагностики готовности младших школьников к нравственному самоопределению;
систематическое включение младших школьников в ситуации организованного опыта нравственной оптации;
использование клубного общения в качестве ведущей
организационно - методической формы воспитательной работы.
В соответствии с предметом, целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования: 1)на основе анализа категории «самоопределение» в философской,
социологической, психологической и педагогической литературе
раскрыть сущность и содержание понятий, характеризующих процесс
нравственного самоопределения личности; 2) изучить психолого - педагогическую сущность, содержание и
структуру личностной готовности к нравственному самоопределению;
сконструировать и апробировать диагностическую методику выявления уровня сформированности готовности к нравственному самоопределению у детей младшего школьного возраста;
создать поэтапную программу педагогического взаимодействия, реализующую комплекс организационно-педагогических условий воспитания готовности к нравственному самоопределению ;
разработать типологию ситуаций организованного опыта нравственной оптации и реализовать их в практике внеурочного клубного общения младших школьников;
определить влияние специальных организационно-педагогических условий на становление у младших школьников готовности к нравственному самоопределению.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс исследовательских методов, взаимодополняющих друг друга:
методы теоретического исследования: изучение и теоретический анализ философской, социологической, психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования; педагогическое моделирование ;
методы эмпирического исследования: включенное и косвенное наблюдение, беседа, интервью, констатирующий, преобразующий и контрольный эксперименты ;
качественный и количественный анализ экспериментальных данных;
методы математической обработки диагностических данных эксперимента: (шкалирование, метод математической статистики, дающий возможность установить статистическую значимость различий между двумя выборками по средним показателям изучаемого свойства -критерий Вилкоксона - Манна - Уитни.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
концепция личностно-ориентированного образования (А.Г.Асмолов, Б.М.Бим-Бад, Е.В.Бондаревская, С.Г.Вершловский, В.В.Зайцев, В.В.Сериков, Н.Е.Щуркова и др.);
теория системно-структурного подхода к построению психолого -педагогического исследования, предполагающего целостное рассмотрение человека в единстве и взаимосвязи его личностных и субъектных характеристик (Л.П.Буева,Г.И.Вергелес, В.В.Горшкова, Е.И.Исаев, Б.Ф.Ломов, Л.А.Матвеева,В.И.Слободчиков, А.И.Раев и др.);
концепция педагогических основ социализации личности школьника (О.С.Газман, Н.Ф.Головапова, А.В.Мудрик, Д.И.Фельдштейн);
- теория становления нравственной сферы личности школьника
(О.С.Богданова, А.И.Липкина, И.С.Марьенко, И.А.Каиров).
На защиту выносятся следующие положения:
Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте характеризуется созреванием личностных предпосылок, значимых для становления готовности к нравственному самоопределению;
Готовность к нравственному самоопределению представляет собой целостное личностное образование в единстве когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов, а успешность действий педагога по воспитанию у младших школьников готовности к нравственному самоопределению зависит от построения тактики воспитательного процесса с учетом этой трехкомпонентной структуры;
Специальная диагностика степени сформированности структурных компонентов готовности к нравственному самоопределению является важнейшим элементом методического обеспечения воспитательного процессад.к. позволяет педагогу адекватно оценивать, контролировать и корректировать формирование данного личностного образования;
4. Основным способом организации опыта нравственного
самоопределения младших школьников являются ситуации
нравственного выбора:
- ситуации организованной актуализации опыта нравственной оптации,
направленные на стимулирование формирования внутреннего плана
самоопределения (ащент на формировании когнитивного и эмоциональ
ного компонентов готовности),
- ситуации организованного опыта реальных действий, направленные на создание условий для проявления ребенком инициативы в совершении нравственно ценных поступков (ащент на формировании поведен-ческго компонента готовности).
5. Оптимальной организационно-методической формой включения работы
по воспитанию готовности к нравственному самоопределению в
образовательный процесс начальной школы является клубная работа.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
описана структура готовности к нравственному самоопределению личности и рассмотрены предпосылки ее формирования у детей младшего школьного возраста;
определена система обобщенных критериев и показателей уровней сформированности готовности младших школьников к нравственному самоопределению;
дана качественная характеристика уровней готовности к нравственному самоопределению по степени сформированности ее структурных аспектов: когнитивного, эмоционального и поведенческого;
обоснованы педагогические условия эффективного становления готовности к нравственному самоопределению у детей младшего школьного возраста;
- представлена типология ситуаций организованного опыта
нравственной оптации.
Практическая значимость исследования состоит в том, что
- сконструирована и апробирована диагностическая методика оценки
уровня сформированности интегральной и аспектной готовности
младших школьников к нравственному самоопределению;
- разработана поэтапная программа педагогического взаимодействия,
направленная на воспитание готовности младших школьников к
нравственному самоопределению во внеурочное время с использованием
организационно-методической формы свободного клубного общения;
подготовлен содержательный и методический материал для конструирования двух типов ситуаций организованного опыта нравственной оптации и их включения в образовательный процесс начальной школы;
Материалы и результаты исследования могут быть использованы педагогами начальной школы, студентами педагогических вузов и учащимися педагогических колледжей.
Структура и объем работы. Диссертация содержит 133 страницы текста, состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (включающего 175 наименований) и приложений. Текст диссертации включает 11 таблиц и 12 рисунков.
Философские, социологические и психолого -педагогические аспекты проблемы личностного самоопределения
В последние годы среди проблем, всё более привлекающих внимание педагогов - исследователей, одно из первых мест занимает проблема самоопределения личности, её методологические, теоретические, экспериментальные и прикладные аспекты. Педагогическое знание в этом вопросе развивается на путях интеграции научных идей, выработанных в различных областях человекознания. В рамках различных гуманитарных наук выполнено значительное число исследований, результаты которых создают предпосылки глубокого проникновения в сущность феномена самоопределения. Очевидно, что остро стоит вопрос обобщения научных материалов, их систематизации. Необходимо в массиве накопленных знаний выявить некоторый их объем, обязательный для целостного представления о нравственном самоопределении личности.
Проблема самоопределения исследовалась в соответствии со своей спецификой в философии, социологии, психологии. Несомненным достижением начала XIX века можно считать идею выделения собственно антропологических проблем в самостоятельную сферу философского знания. Рождается понимание того, что о человеке как уникальном существе можно философствовать отдельно и особо.
Необходимо отметить, что как таковая "проблема самоопределения личности" специально не исследовалась ни в одной философской системе. Но многие аспекты проблемносте человеческого бытия, человеческой личности, разрабатываемые философией, как раз и составляют сущность проблемы самоопределения и могут быть представлены в концентре категорий: "сущность бытия", "проблемность личностного существования", "выбор личности", "реализация свободы личностного выбора" и других. Философия с момента своего зарождения всегда была и остается одним из способов духовного самоопределения человека и, вместе с тем, определения человеком своего места в мире. Но это отнюдь не означает, что в философии человек всегда понимался как существо, которое само себя определяет, хотя уже в сократовском "Познай самого себя!" - можно усмотреть истоки именно такого подхода к проблеме самоопределения человека. Мы считаем необходимым для раскрытия нашей темы обратиться к философской антропологии, чтобы прояснить некоторые моменты, касающиеся сущности человека, способного к реализации в своём опыте самоопределения.
Известно, что концепция человека в явном или скрытом виде составляет внутреннее ядро философских систем. Ещё древние греки поняли, что человек может начать философствовать только с познания себя. Концепция "человека разумного" в античной философии превозносила власть разума, Логоса как высшую силу человека. Эта концепция наиболее ярко была выражена сначала у Анаксагора, а у Платона и Аристотеля оформлена уже в философских категориях. Греческая философия хотела открыть в человеке высшее, устойчивое, возвышающееся над изменчивым миром разумное начало. Признанный авторитет в области античной философии А.Ф.Лосев [95.] видит различия между античными философскими школами в том, что один и тот же универсальный закон в одном случае получает выражение на языке природных явлений - тогда мы получаем учение о природе, - в другом случае он выражается на языке психических феноменов - и тогда мы имеем учение о человеческой личности. В философском учении о личности основным является то, что ценность личности предполагает существование сверхличных ценностей. Личность есть носитель и творец сверхличных ценностей, и только это созидает её цельность, единство и вечное значение. Радикальный перелом в понимании человека в западной культуре связан с учением христианской церкви. В христианской традиции существование личности предполагает существование Бога. Если нет Бога как источника сверхличных ценностей, то нет и ценности личности, есть лишь индивидуум, подчинённый родовой природной жизни. Личность есть по преимуществу нравственный принцип, из неё определяется отношение ко всякой ценности. Именно поэтому в основе этики лежит идея личности. Центр нравственной жизни в личностях, а не в общностях. Личность есть ценность, стоящая выше государства, нации, человеческого рода, природы, и она, в сущности, не входит в этот ряд. Единство и ценность личности не существует без духовного начала. Христианство открывает в мире, а следовательно, и в человеке сверхтелесное, духовное начало. С точки зрения христианства, античность не знает всей полноты человеческого существа. Живое одушевлённое тело, разум которого воплощён в человеке, - это ещё не весь человек. Сущность человека сверхтелесна и сверхдушевна, она духовна. Дух есть проявление сверхкосмического, божественного начала, причащаясь к которому человек впервые обретает истинно личностное измерение. Без духа личности нет. Христианство теоцентрично. Соответственно, с теоцентризмом связано и христианское понимание человеческой личности. Личностное начало пробивается в человеке в той мере, в какой человек забывает о себе и отдаёт себя Богу.
Изучение готовности младших школьников к нравственному самоопределению
Целью настоящего параграфа является описание логики конструирования диагностической программы, направленной на изучение особенностей проявления готовности к нравственному самоопределению младших школьников в возрасте 9-10 лет.
Готовность к нравственному самоопределению, как это уже неоднократно нами подчеркивалось, - это сложноструктурированное личностное образование. Однако, по мнению В.Н.Полякова, любое "...явление, каким бы целостным оно не было, может быть по-настоящему изучено в результате его разложения на составные части и выявления связей между ними "[ 115 .77.]. И.П.Подласый, рассуждая о возможностях диагностики в педагогике, отмечает, что "... наука лишь приближается к разработке надежных "измерителей" результативности воспитания... , используя сложные и трудоемкие процедуры выявления и анализа результатов 114.32.].
Наиболее функциональным исследовательским методом изучения нравственной сферы личности , по нашему мнению, является метод ситуаций. В качестве диагностического инструмента ситуации нравственного затруднения, "моральные дилеммы" активно использовал Лоуренс Кольберг , видный американский психолог, основатель центра по нравственному воспитанию. Л.Кольбергом и сотрудниками его научной лаборатории был создан своеобразный "каркас" построения моральных дилемм. Эффективно разработанная диагностическая ситуация нравственного выбора должна [Цит. по Т.В.Цырлиной ]: "1) иметь отношение к реальной жизни учащихся, 2) быть по возможности простой для понимания, 3) включать два или более вопроса, наполненных нравственным содержанием, 4) предлагать на выбор учащимся варианты ответов..." [ 155.20.].
Основные преимущества использования метода ситуаций в качестве диагностического инструмента мы видим в том, что :
педагогическая ситуация хорошо сочетается с другими методами исследования (беседа, наблюдение, интервью и т.п.), которые трансформируются в форму методического приема;
применение педагогических ситуаций дает возможность рассмотреть интересующее нас явление как в статике (в данный момент, в данных условиях), так и в динамике ( в начале или в конце педагогического эксперимента);
педагогические ситуации всегда можно органично включить в педагогический процесс и организовать незаметно для школьников.
Исходя из выделенной нами в предыдущем параграфе структуры готовности к осуществлению нравственного самоопределения, ее становление должно идти через формирование трех взаимосвязанных компонентов: когнитивного, эмоционального и поведенческого. Качественное развитие данных аспектов в их самостоятельном значении и совокупном единстве определяет уровневый характер готовности.
Программа изучения готовности к нравственному самоопределению включала три линии обследования и соответствующие им серии диагностических ситуаций ( по 9 ситуаций в каждой). Каждая из линий диагностической программы была направлена на выявление и фиксацию интенсивности проявления различных аспектов диагностируемой системы: когнитивного, эмоционального или поведенческого. При конструировании данной исследовательской методики мы учитывали, что специфика младшего школьного возраста предъявляет особые требования к диагностическим процедурам. Для данного контингента детей необходимо адаптировать формулировку заданий к уровню возрастных возможностей.
Первая линия программы была обращена к анализу степени усвоения младшими школьниками знаний о нравственных нормах, отражающих картину дружеских взаимоотношений со сверстниками, и умения на их основе анализировать действия и поступки. В соответствии с поставленной задачей необходимо было выяснить особенности понимания сущности и общественной функции норм "честность", "отзывчивость", "ответственность".
Этапы, содержание и методы преобразующего эксперимента, направленного на педагогическое обеспечение становления готовности к нравственному самоопределению
Прежде чем приступить к подробному описанию преобразующей стадии опытно - экспериментального работы, мы считаем целесообразным отметить, что она строилась в соответствии с разработанной нами программой педагогического взаимодействия воспитателя и воспитанников, направленной на обеспечение эффективного становления готовности младших школьников к нравственному самоопределению. В свою очередь, основой для конструирования названной поэтапной программы послужил комплекс организационно - педагогических условий, описанный нами в предыдущей главе. Преобразующая стадия опытно-экспериментального исследования строилась в соответствии с внутренней структурой программы и включала в себя 3 этапа: подготовительный, основной и продуктивный, в ходе каждого из которых решалась своя педагогическая задача.
Подготовительный этап преобразующей стадии опытно - экспериментальной работы.
В образовательный процесс начальной школы воспитательная работа, направленная на обеспечение эффективного формирования готовности младших школьников к нравственному самоопределению, была включена в форме клуба. Форма воспитательной деятельности - это устанавливаемый порядок организации процедур взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на решение стратегических организационно-практических задач. По нашему мнению, именно свободное клубное общение позволяет на стратегическом уровне обеспечить реальные возможности для формирования субъект -субъектных отношений участников воспитательного процесса.
Цель организации клуба можно представить в двух аспектах: с одной стороны, как цель, которую ставят перед собой дети, с другой - как сугубо воспитательную, которую ставили перед собой мы, взрослые, участвующие в работе добровольного детского объединения.
Говоря об аспекте "детской цели", необходимо отметить, что добровольное объединение детей возможно лишь тогда, когда они видят в нем перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих потребностей. Многие годы в нашей стране доминировала единственная детская организация, которая фактически перестала быть организацией детей, а стала лишь формой организации школьной жизни. Наш клуб общения «Друг» организовывался нами для создания реальных условий интенсивного общения ребенка со сверстниками.