Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспитание художественного вкуса будущего учителя начальных классов : на материале вокально-хоровой работы Умеркаева София Шавкатовна

Воспитание художественного вкуса будущего учителя начальных классов : на материале вокально-хоровой работы
<
Воспитание художественного вкуса будущего учителя начальных классов : на материале вокально-хоровой работы Воспитание художественного вкуса будущего учителя начальных классов : на материале вокально-хоровой работы Воспитание художественного вкуса будущего учителя начальных классов : на материале вокально-хоровой работы Воспитание художественного вкуса будущего учителя начальных классов : на материале вокально-хоровой работы Воспитание художественного вкуса будущего учителя начальных классов : на материале вокально-хоровой работы Воспитание художественного вкуса будущего учителя начальных классов : на материале вокально-хоровой работы Воспитание художественного вкуса будущего учителя начальных классов : на материале вокально-хоровой работы Воспитание художественного вкуса будущего учителя начальных классов : на материале вокально-хоровой работы Воспитание художественного вкуса будущего учителя начальных классов : на материале вокально-хоровой работы Воспитание художественного вкуса будущего учителя начальных классов : на материале вокально-хоровой работы Воспитание художественного вкуса будущего учителя начальных классов : на материале вокально-хоровой работы Воспитание художественного вкуса будущего учителя начальных классов : на материале вокально-хоровой работы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Умеркаева София Шавкатовна. Воспитание художественного вкуса будущего учителя начальных классов : на материале вокально-хоровой работы : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Умеркаева София Шавкатовна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Москва, 2008.- 250 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/168

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретические основы воспитания художественного вкуса будущих учителей начальных классов 11

1.1. Проблема художественного вкуса в эксплицитной эстетике (историко-теоретический анализ учений о вкусе зарубежных мыслителей и отечественных философов) 11

1.2. Художественный вкус как предмет исследования педагогической науки 31

1.2.1. Учения о вкусе в трудах отечественных педагогов- музыкантов 31

1.2.2. Проблема воспитания художественного вкуса в теории и практике музыкального образования на современном этапе 45

1.3. Критерии оценки художественного вкуса на основе интонационно-стилевого подхода к музыкальному образованию 59

Выводы по первой главе 73

ГЛАВА II. Педагогические условия воспитания художественного вкуса будущих учителей начальных классов 76

2.1. Воспитание художественного вкуса в контексте профессионально-педагогической подготовки будущего учителя начальных классов 76

2.2. Модель воспитания художественного вкуса студентов факультета педагогики и методики начального образования МГПИ 88

2.3. Метод художественно-исполнительского анализа как способ воспитания вкуса в условиях вокально-хоровой деятельности 102

ОГЛАВЛЕНИЕ

Выводы по второй главе 120

ГЛАВА III. Практическая реализация модели воспитания художественного вкуса будущих учителей начальных классов: организация и ход опытно-экспериментальной работ 122

3.1. Констатирующий эксперимент 123

3.2. Формирующий эксперимент 149

3.3. Анализ итогов формирующего эксперимента 179

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 184

БИБЛИОГРАФИЯ 187

ПРИЛОЖЕНИЕ 204

Введение к работе

Актуальность исследования. В условиях современной социокультурной действительности фактически сняты все ограничения, регламентирующие качество музыкально-художественной продукции, формирующей .идеалы и вкусы общества. Наиболее уязвимой в этом отношении оказалась молодежная аудитория. Юному поколению буквально навязывается огромное количество музыкальной информации подчас сомнительного художественного качества и уровня исполнительской культуры. Данный фактор является одной из основных причин непонимания или пренебрежительного отношения молодежи к серьезному искусству и, как правило, приводит к тотальному увлечению современными веяниями музыкальных стилей и жанров, в которых ведущие позиции занимает так называемая «массовая культура».

В связи с этим проблема воспитания взыскательного художественного вкуса личности представляется чрезвычайно важной задачей музыкально- эстетического образования. Ее безотлагательное решение вызвано необходимостью приобщения подрастающего поколения к высоким образцам музыкальной культуры и повышения вкусового критерия в оценках художественно-стилевых явлений, раскрывающих мир духовных ценностей, мировоззренческих ориентиров и морально-нравственных идеалов жизни.

Однако, если в музыкально-педагогической науке проблема воспитания художественного вкуса учащихся общеобразовательных школ достаточно широко и обстоятельно разработана (Ю.Б.Алиев, С.Б.Барило, Б.А.Брылин, Н.Л.Гродзенская, И.Г.Димова, Д.Б.Кабалевский, Л.М.Кузнецова, В.Г.Мозгот, Е.Н.Таллин, Н.М.Черноиваненко, В.Н.Шацкая, В.А.Щербаков и мн.др.), то проблема воспитания художественного вкуса учителя начальных классов, способного положительно влиять на формирование ценностных ориентаций и нравственных качеств ребенка, до сих пор недостаточно исследована.

Воспитание художественного вкуса имеет существенное значение в становлении личностной позиции молодого специалиста, формировании системы его жизненных ценностей, связанных с умением дифференцированно воспринимать и оценивать эстетические объекты, получать наслаждение от подлинно прекрасного, «преобразовывать» художественно-творческий опыт, проецируя в виде модифицированных знаний и умений в собственную профессиональную деятельность. Развитый художественный вкус как целостное явление, интегрирующее эмоционально- чувственный и интеллектуально-логический уровни сознания личности, служит противовесом однобокому влиянию массовой культуры, ориентиром в освоении искусства и явлений окружающей действительности и, в конечном итоге, обобщенным показателем педагогической компетентности будущего учителя в формировании духовной культуры младших школьников.

Вместе с тем практика показывает, что в процессе профессиональной ориентации у студентов факультета начальных классов формируются дисперсные (раздробленные) художественные представления, связанные с тем, что в высшей школе восприятие искусства зачастую носит стихийный, бессистемный характер. Эстетические ориентиры студентов в области художественной культуры и искусства в большинстве своем еще не отвечают уровню и качеству социального заказа в художественно-эстетическом воспитании детей и подростков. Возникающее противоречие, обусловленное значимостью проблемы воспитания художественного вкуса у будущих учителей начальных классов в период вузовского обучения и ее недостаточным теоретическим обоснованием и практической разработкой, определило актуальность темы исследования.

Цель исследования заключается в теоретико-методологическом обосновании и практической проверке педагогических условий воспитания художественного вкуса у будущего учителя начальной школы.

Объект исследования - процесс профессионально-педагогической подготовки студентов факультета начальных классов.

Предмет исследования — воспитание художественного вкуса будущего учителя начальных классов в контексте музыкально-хоровой деятельности.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущностную характеристику феномена «художественный вкус» в его философско-эстетическом, музыковедческом и музыкально- педагогическом аспектах.

2. Выявить специфику воспитания художественного вкуса будущего учителя начальных классов в системе профессионально-педагогической подготовки в вузе и определить параметры его оценки.

3. Предложить модель воспитания художественного вкуса студентов факультета начальных классов и проверить ее эффективность опытно- экспериментальным путем.

4. Разработать методические рекомендации по реализации предложенной модели в условиях интегрированных музыкальных занятий.

Методологическая основа исследования: общедидактические подходы к учебно-воспитательному процессу (О.А.Абдуллина, В.В.Краевский, В.В.Сластенин); концепции музыкально-эстетического воспитания студентов немузыкальных факультетов (М.И.Лучинина, Е.А.Малыгина, Н.А.Порошина, Е.В.Потменская, В.В.Шишкина); философско-эстетическая литература по художественному вкусу в русле общеметодологического подхода (Ю.Б.Борев, Н.И.Киященко, Л.Н.Коган, А.Ф.Лосев, А.С.Молчанова, С.А.Наумов, В.К.Скатерщиков); исследования феномена вкуса в контексте отечественного массового музыкального образования (О.А.Апраксина, Б.В.Асафьев, Н.Л.Гродзенская, Д.Б.Кабалевский, В.Н.Шацкая, Б.Л.Яворский); труды по музыкальной педагогике, освещающие вопросы воспитания художественного вкуса в различных видах музыкальной деятельности (Б.А.Брылин, О.А.Васильченко,

И.Г.Димова, В.Г.Мозгот, Е.А.Сивухина, Е.Н.Таллин, Н.М.Черноиваненко); теоретико-методологические и методические работы, посвященные проблемам музыкального воспитания и образования (Э.Б.Абдуллин, Л.Г.Арчажникова, Б.Д.Критский, О.П.Радынова, Г.П.Стулова, Г.М.Цыпин); музыковедческие концепции стилевой теории (Б.В.Асафьев, Л.А.Мазель, М.К.Михайлов, Е.В.Назайкинский, С.С.Скребков, В.А.Цуккерман), а также труды по стилевому педагогическому подходу к музыкальному образованию (Ю.Б.Алиев, Е.Д.Критская, Н.Г.Куприна, А.И.Николаева, С.Л.Старобинский, О.В.Усачева); работы по теории и практике дирижерско-хорового. исполнительства (В.Л.Живов, К.Б.Птица, В.Г.Соколов и др.).

Методы исследования: теоретический анализ эстетической, философской, музыковедческой, музыкально-педагогической и научно- методической литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение музыкально-педагогического опыта ведущих российских и западных педагогов; педагогическое наблюдение; беседы со студентами, выпускниками и учителями начальных классов; анкетирование; тестирование; педагогический эксперимент.

Гипотеза исследования - воспитание художественного вкуса будущих учителей начальных классов будет осуществляться успешно, если:

- рассмотреть исследуемый феномен как профессионально значимое качество их педагогической деятельности;

- разработать систему критериев оценки художественного вкуса, учитывающую многокомпонентность его структуры;

- выявить комплекс организационно-педагогических условий, инициирующих воспитание вкуса в системе вузовского обучения;

- применить интонационно-стилевой подход и определить способы его реализации в контексте вокально-хоровой деятельности.

Научная новизна исследования:

1. Выявлено педагогическое значение категории «художественный вкус», определена его сущность в эстетическом сознании будущего учителя начальных классов.

2. Разработана интегрированная теоретико-методическая модель воспитания художественного вкуса, построенная по принципу синергетического взаимодополнения элементов, составляющих ее структуру.

3. Реализован интонационно-стилевой подход, адаптированный в условиях лекционно-хоровых занятий со студентами немузыкального профиля на основе принципа взаимного порождения категорий «вкус» и «стиль».

4. Разработана система критериальных уровней и модульных показателей развития основных компонентов вкуса, позволивших выявить структурную характеристику «эталонного художественного вкуса».

5. Предложена методика воспитания художественного вкуса, основу которой составляет художественно-исполнительский анализ произведений в контексте вокально-хоровой деятельности.

Теоретическая значимость исследования состоит: в разработке и научном обосновании комплекса организационно-педагогических мер, способствующих музыкально-эстетическому образованию студентов факультета начальных классов; в создании теоретико-методической модели воспитания художественного вкуса будущих учителей в условиях профессионально-ориентированной подготовки; в выявлении принципа взаимного порождения категорий «вкус» - «стиль» и теоретико- методологическом обосновании интонационно-стилевого подхода к исследуемой проблеме; в углублении содержания метода художественно- исполнительского анализа.

Практическая значимость исследования заключается в создании методики воспитания художественного вкуса и ее апробации в условиях профессиональной подготовки студентов факультета начальных классов. Основные положения исследования могут лечь в основу лекционного курса «Теория и методика музыкального воспитания» и дисциплины специализации «Методика музыкального воспитания», читаемых на педагогических факультетах, а также применяться в ходе преподавания других предметов художественно-эстетического цикла. Кроме того, материалы исследования могут быть использованы в работе педагогических колледжей, а также в адаптированном виде найти применение в практике внеклассной деятельности учащихся общеобразовательных школ.

Достоверность результатов исследования подтверждается всесторонним изучением проблемы и анализом широкого круга литературы, системой исследовательских процедур, опытно-экспериментальной работой на факультете педагогики и методики начального образования МГПИ, количественным и качественным анализом ее результатов.

Положения, выдвигаемые на защиту:

1. Художественный вкус как избирательная и полемическая способность к оцениванию эстетических явлений в системе культурно- исторической традиции представляет собой сложное, многоуровневое и относительно самостоятельное образование в целостной структуре сознания личности, включающее в себя эмоционально-чувственный, когнитивно- смысловой, операциональный и мотивационно-поведенческий компоненты.

2. Эффективность воспитания художественного вкуса обусловлена процессом углубленного постижения стилевых закономерностей музыки как сути выраженного мировоззрения и мировосприятия, как «звучащего мироощущения» (В.В.Медушевский). Освоение интонационно-стилевых признаков открывает будущим учителям широкие возможности приобщения к музыкально-языковым нормам и духовным ценностям культуры, т.к. раскрывает истинную красоту и художественно-эстетическую значимость музыкальных произведений различных эпох и народов, формируя эстетический эталон (идеал) и, в соответствии с ним, правдивость и адекватность оценочного суждения. 

3. Действенным способом воспитания художественного вкуса студентов, обучающихся на факультете начальных классов, является метод художественно-исполнительского анализа произведений в процессе вокально-хоровой деятельности. Реализуемый на основе приема «ситуативного проектирования», художественно-исполнительский анализ стимулирует углубленное понимание характерных особенностей произведения, способствуя формированию «стилевого образа» как «эффекта» постижения содержательной основы музыки. «Ситуативное проектирование» понимается как процесс осуществления студентом ряда операциональных действий, обусловленных определенной, конкретной ситуацией (т.е. в данный момент, непосредственно, сразу).

4. Интегрированная теоретико-методическая модель воспитания художественного вкуса, предложенная в данном исследовании, способствует повышению профессиональной компетентности будущих учителей начальных классов, т.к. учитывает закономерности целостного педагогического процесса вуза.

Апробация и внедрение основных положений диссертации осуществлялись в процессе опытно-экспериментальной работы, проводимой автором с 2004 года на факультете педагогики и методики начального образования МГПИ; в ряде выступлений автора на межрегиональной научно- практической конференции с международным участием «Наследие О.А.Апраксиной и музыкальное образование в XXI веке» (Mili У, 2006), Международной научно-практической конференции «Научный поиск в воспитании: стратегии, парадигмы, практика» (МГПИ, 2007), научно- практической конференции «Профессиональное воспитание будущих педагогов: актуальность, проблемы, перспективы» (МГПИ, 2008); в ходе обсуждения материалов диссертации на кафедре пения и хорового дирижирования музыкального факультета МШ У; в виде публикаций материалов и тезисов по теме исследования в сборниках научных трудов МШУ, МГПИ, научно-методических журналах. 

Проблема художественного вкуса в эксплицитной эстетике (историко-теоретический анализ учений о вкусе зарубежных мыслителей и отечественных философов)

Категория художественного вкуса всегда привлекала к себе внимание лучших представителей мировой философской и эстетической мысли. Являясь категорией эстетики, художественный вкус принадлежит к более широкой и емкой категории - эстетическому вкусу. В данном параграфе, посвященном анализу исторического развития учений о вкусе, мы намеренно будем оперировать понятием «эстетический вкус», т.к. впервые феномен вкуса проявил себя именно в эстетике и философии как отражение способности человека к восприятию прекрасного и безобразного. Кроме того, многие исследователи нередко раскрывают смысл понятия «художественный вкус» через категорию «эстетический вкус» (Философский энциклопедический словарь рассматривает вкус исключительно в этом аспекте).

Эстетический вкус оказался в центре пристального внимания мыслителей начиная с XVII века. На протяжении прошедших столетий эта категория вызывала самые разноречивые высказывания художников, философов, эстетиков, педагогов, политиков, социологов, что проявлялось в неоднозначности толкований самого понятия «вкус», равно как и в определении критериев его оценки.

Традиционными в рассмотрении проблем вкуса являются вопросы соотношения рационального и эмоционального, объективного и субъективного, общего и индивидуального. В своих трудах ученые делают важные теоретические выводы, позволяющие ответить на многие вопросы, связанные с проблематикой вкуса. Это, прежде всего, вопросы о месте эстетического вкуса в системе эстетического сознания личности, о его социальных функциях, о соотношении общественного и личного вкуса, о содержании воспитания вкусов людей.

Об эстетических вкусах нужно спорить — таков был вывод исследователей. Объясняют они это тем, что за оценками эстетического вкуса стоит идейная позиция личности, ее представления об эстетических ценностях, а значит и о ценностях жизни, ее образе, ее смысле. Во вкусе, как ни в одном другом элементе эстетического и художественного сознания личности проявляются ее неповторимость и уникальность. Вкус связан с общей культурой человека, именно поэтому иметь развитый вкус «также необходимо всякому культурному человеку, как знать правила поведения в обществе, быть здоровым и вообще нормально развитым человеком» [150, 4].

В современной философской науке понятие эстетического вкуса характеризуется как «...способность человека к непринужденному «вживанию» в наблюдаемые эстетические явления в природе, жизни, искусстве, сопровождаемая радостью, наслаждением и переживанием, способностью обобщить эмоциональное и рациональное и оценить в качестве прекрасного или безобразного, возвышенного или низменного, трагического или комического» [122, 34].

Рассмотрим сущность исследуемой категории в социально- философском и эстетическом аспектах, обратившись к некоторым историческим фактам.

Общеизвестно, что термин «вкус» до XVII века не употреблялся в эстетическом понимании и означал, как правило, одно из чувственных, «вкусовых» ощущений. Между тем, теоретическую основу становления понятия эстетического вкуса можно найти в древнейших философских трактатах (Гераклит, Гораций, Цицерон, Эпикур), которые считали, что для восприятия красоты и искусства, выявления эстетической ценности человек должен обладать некоей специфической способностью. Хотя в работах античных философов не даны ни определение эстетического вкуса, ни критерии вкусового суждения, они все же положили начало осмыслению явления вкуса и критериев его оценки. Ими стали красота, добро, истина, нравственность.

В средневековую эпоху, характеризующуюся забвеньем многих достижений античной культуры, происходит переоценка всех ценностей, изменение всех жизненных установок, что выражается в полном господстве религиозного мировоззрения. Философия Средневековья продолжает развивать теории оценочного суждения, эстетического отношения к миру, но с утверждением абсолютного превосходства духовных ценностей над материальными.

Возрождение, столь богатое диалектическими, гносеологическими, онтологическими и этическими идеями, содействовало возникновению предпосылок в исследовании двойственной природы вкуса, в частности, положило начало изучению вопроса единства эмоционального и рационального в эстетическом отражении.

В целом же, до середины XVII века вопрос вкуса не вызывал значительного научно-исследовательского интереса.

Адекватное терминологическое выражение в собственно эстетическом смысле термин «вкус» (gusto) получил лишь, начиная с XVII-XVIII вв., когда благодаря многочисленным дискуссиям, спорам и трактатам вкус стал одной из важнейших категорий европейской эстетики XVIII века. В трудах мыслителей, в высказываниях писателей, художников и архитекторов сталкивались мнения друг другу совершенно противоположные, что способствовало углубленному исследованию феномена вкуса.

С XVII века вплоть до XIX века в спорах о природе вкуса доминировали две основные концепции, одну из которых называют обычно рационалистической (основанной на разуме), а другую — сенсуалистической (в которой чувственность является главной формой достоверного познания). Так, согласно первой концепции вкус обусловлен деятельностью сознания, вторая в вопросах вкуса подчеркивала роль чувственного начала.

Воспитание художественного вкуса в контексте профессионально-педагогической подготовки будущего учителя начальных классов

В соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования РФ подготовка студентов педагогического вуза рассматривается как система, включающая в себя относительно самостоятельные, но взаимообусловленные подсистемы. К ним принадлежит и музыкально-педагогический аспект формирования профессиональной компетентности учителя, который в качестве обязательного входит в блок предметной подготовки специалиста начального образования. Согласно положениям государственного образовательного стандарта будущий учитель начальных классов должен овладеть методологическими принципами и научными основами музыкального образования в начальной школе, ознакомиться с основными видами музыкальной деятельности, формами массовой и кружковой работы; знать основные тенденции детского музыкального воспитания в современном мире; владеть методами и приемами музыкально-просветительской деятельности в начальной школе [48].

Учитель начальных классов при отсутствии специалистов в области музыки, изобразительного искусства, художественного труда преподает все предметы, осуществляя разностороннее развитие каждого ребенка в классе. Это дает основание считать неотъемлемым компонентом его готовности к будущей профессиональной деятельности умение организовывать и проводить художественно-эстетическую воспитательную работу с младшими школьниками, в том числе средствами музыки.

Однако воспитать духовно богатую, эстетически развитую личность учащегося способен лишь тот педагог, который сам является человеком высокой духовной культуры. Особенно остро этот вопрос звучит сегодня в условиях реформирования образовательной системы с целью ее гуманизации и гуманитаризации. Закономерным поэтому сейчас является поиск путей совершенствования системы эстетического воспитания будущих педагогов с целью формирования их эстетических идеалов; развития художественного мышления; расширения опыта творческой деятельности. Будучи художественно развитым человеком, педагог сможет выступить в роли наставника, помогающего ученику присваивать накопленные человеческие ценности, сконцентрированные в предметах материальной и духовной культуры.

Неисчерпаемым воспитательным потенциалом обладает музыкальное искусство. Музыка на протяжении всей истории человечества занимала важнейшее место в «таинстве» становления личности. Однако в разных философских учениях значение музыки, ее воспитательный смысл истолковывались неодинаково, своеобразно. Решающую роль играли социально-исторические условия, согласно которым создавались концепции и системы музыкального образования. Они основывались на универсальной способности музыки выполнять различные функции - этическую, эстетическую, коммуникативную, отражения действительности, каноническую (канонизирующую), эвристическую, познавательно- просветительскую, общественно-преобразующую (В.Н.Холопова).

Учитывая сказанное, в педагогическом вузе важно создавать такие условия, которые позволили бы будущему педагогу осознать и осмыслить воспитательные возможности музыкального искусства в решении учебных и психолого-педагогических задач целостного учебно-образовательного пространства школы. Среди этих задач особое место должно отводиться формированию практической готовности учителя к непосредственному участию в музыкально-эстетической деятельности. При работе с детской аудиторией всегда будет любим и интересен тот учитель, который умеет петь, играть на музыкальных инструментах, танцевать, организовывать досуг средствами музыки, подбирать и разучивать несложный детский песенный репертуар и мн.др. Особенно необходимы подобные умения педагогу при проведении интегрированных уроков, во внеклассной работе, в группах продленного дня, в организации досуговой деятельности детей и мн.др.

Констатирующий эксперимент

На констатирующем этапе эксперимента выявлялось исходное состояние художественного вкуса студентов; определялись причины, влияющие на его воспитание и развитие; апробировались организационные формы проведения занятий, их содержание и проч.

В констатирующем эксперименте приняли участие 152 студента очной, очно-заочной и заочной форм обучения, 12 выпускников факультета педагогики и методики начального образования, а также 18 учителей начальных классов, имеющих многолетний опыт работы в общеобразовательном учреждении.

Констатирующий эксперимент состоял из двух этапов - предварительного и поискового.

На предварительном этапе проводилось социологическое исследование среди студентов и учителей начальных классов. В его задачи входило определение общих тенденций вкусовых ориентаций респондентов в области художественной культуры. Для этого был разработан ряд анкет закрытого и открытого типа (см. Приложение 16), которые в процессе педагогических бесед, а также непосредственного межличностного контакта с испытуемыми уточнялись и корректировались.

В студенческой группе опрос проводился в сентябре 2004г. Анкетированием были охвачены студенты разных курсов всех форм обучения: 60 студентов первого курса дневного отделения, 60 студентов второго курса дневного отделения, 12 студентов четвертого курса дневного отделения, 12 студентов четвертого курса вечернего отделения, 8 студентов шестого курса заочного отделения. Учителя и выпускники составили группу педагогов, которая была сформирована из 30 человек (опрос проводился в октябре 2004г.).

Ответы участников эксперимента, полученные в ходе анкетного опроса среди студентов и учителей, протоколировались, а затем анализировались.

Рассмотрим содержание ответов, полученных на Вопрос №1 «Какому виду искусства Вы отдает предпочтение?». Наибольшее количество участников анкетирования студенческой аудитории отдали предпочтение киноискусству (33%). При этом многие респонденты отметили в анкетах, что любят смотреть как отечественные, так и западные художественные фильмы: исторические, психологические, комедийные и т.д. 28% из числа опрашиваемых назвали музыку, указав как развлекательные жанры, представленные современной массовой поп-культурой (чаще всего зарубежной), так и классические. Следующую позицию в рейтинге предпочтений студентов занимает танец (23%). Театр привлекает 9% студентов. Сравнительно меньшее количество респондентов (5%) увлекается изобразительным искусством. Завершает список литература (2% опрашиваемых). В анкетах студенты указали, что предпочитают эзотерическую литературу, философию, психологию, исторические произведения, детективы, «женские романы».

Анкетирование аудитории более старшего поколения (учителей) показало следующие результаты. Из 100% опрашиваемых 38% назвали литературу, одинаково представленную современными и классическими жанрами, и соответственно авторами. Второе место в рейтинге занимает искусство кино (23%), причём данная аудитория, в отличие от студенческой, проявила большую склонность к отечественному кинематографу. Музыку предпочли 22% опрашиваемых, но при этом указали, что слушают в основном российскую эстраду, сравнительно меньше классическую и народную музыку. 10% учителей предпочитают театральное искусство. Завершает рейтинг живопись (5%) и балет (2%).

Ответы студентов и учителей на первый вопрос анкеты мы представили в соответствующей таблице, наглядно показывающей спектр предпочтений исследуемых групп в области художественной культуры.

Похожие диссертации на Воспитание художественного вкуса будущего учителя начальных классов : на материале вокально-хоровой работы