Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Теоретико-методические основы обучения студентов ХГФ художественному проектированию костюма : региональный аспект Шепилова Вера Анатольевна

Теоретико-методические основы обучения студентов ХГФ художественному проектированию костюма : региональный аспект
<
Теоретико-методические основы обучения студентов ХГФ художественному проектированию костюма : региональный аспект Теоретико-методические основы обучения студентов ХГФ художественному проектированию костюма : региональный аспект Теоретико-методические основы обучения студентов ХГФ художественному проектированию костюма : региональный аспект Теоретико-методические основы обучения студентов ХГФ художественному проектированию костюма : региональный аспект Теоретико-методические основы обучения студентов ХГФ художественному проектированию костюма : региональный аспект
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шепилова Вера Анатольевна. Теоретико-методические основы обучения студентов ХГФ художественному проектированию костюма : региональный аспект : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Шепилова Вера Анатольевна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Москва, 2007.- 235 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-13/2234

Введение к работе

Проблема исследования и его актуальность. Развитие общества влияет на изменения в социально-политических, экономических, образовательных и других сферах жизнедеятельности человека. Научно-технический прогресс обеспечивает повышение комфорта жизнедеятельности, однако его вектор развития отдаляет человека от синкретических основ культурных ценностей и национальных традиций.

Педагог должен обладать знаниями о прогрессивных изменениях в обществе, но в то же время должен являться носителем культурных традиций В настоящее время утрачивается понимание значимости традиционной культуры в воспитании подрастающих поколений. Согласно «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» среди основных задач в сфере образования указаны сохранение и поддержка этнической и национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций их культур, сохранение языков и культур всех народов Российской Федерации В противовес засилью «массовой» культуры повышается значимость проблемы формирования национального самосознания на государственном уровне Одним из важнейших средств формирования национального самосознания является национально-региональный компонент образования В законе РФ «Об образовании . ст 29. п 2» предусмотрен учет региональных особенностей подготовки специалистов, которые определяются региональным компонентом государственного образовательного стандарта общего и профессионального высшего образования. Региональный компонент ориентирует обучаемых на более подробное и глубокое изучение разделов курса, особенно важных жизнедеятельности в условиях данной местности

В современной общеобразовательной школе нарушена непрерывность взаимодействия прогрессивных инновационных тенденций и традиций духовно-нравственного, эстетического воспитания в содержании и методике учебно-воспитательного процесса Учитель изобразительного искусства, должен являться не только носителем и транслятором мирового и традиционного народного искусства, но также владеть методами и способами художественно-эстетического обучения и воспитания личностно значимых ценностных ориентиров. Приобщение к народной культуре, связанное с региональной историей и традициями, органично включенное в современное образовательное пространство, в сочетании с уважением к культуре других народов - важное условие процесса подготовки художественно-педагогических кадров

Одним из сохранившихся источников информации о региональной и национальной культуре является костюм Изучение традиционного костюма, как образца народного художественного искусства, должно использоваться в обучении студентов ХГФ Национальный костюм, традиционный донской, традиционный казачий, казачий военный, а также костюмы малых народов Донского региона включают многоплановую этнографию Именно историко-этнографические знания дают возможность глубже понимать истоки нации, ее культуру и формируют у студентов основу национального самосознания Казачий костюм сформировался на основе костюмов полиэтнических групп и экстрагировал в себе лучшие образцы

одежды русской, украинской, татарской, турецкой, калмыцкой, ногайской и других культур Поэтому, казачий костюм, как и любой другой традиционный костюм, выделяющийся яркой образной выразительностью, богатый разнообразием форм, колористическими решениями, фактурой материалов и декоративным оформлением, представляет художественно-эстетическую значимость для обучения будущих учителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

На художественно-графических факультетах в цикле образовательных дисциплин декоративно-прикладной направленности применяется практика обучения студентов изобразительному и декоративно-прикладному искусству средствами создания традиционного народного костюма Однако, в большинстве случаев, учебная деятельность студентов в процессе создания костюма не выходит за рамки репродуктивной Поэтому для обучения студентов на уровне исследовательской и художественно-творческой деятельности необходимо использовать современные разработки в области дизайна Одним из направлений дизайна является художественное проектирование костюма, научно-теоретические основы которого сформировалась на исследовательской базе художественно-промышленных высших и средних учебных заведений. Соответственно методика преподавания данного предмета сфокусирована на подготовке специалистов для предприятий легкой промышленности и требует адаптации к условиям художественно-педагогического образования.

Психолого-педагогические аспекты и закономерности развития художественно-творческих способностей исследовали. Б Г. Ананьев, Л С Выготский, А.Н. Леонтьев, С Л Рубинштейн, Б.М. Теплов, Н.Н. Ростовцев, Г.В Беда, В Г Волков, В С Кузин, Е В. Шорохов, А П Яшухин, В П Зинчеко, В К Лебедко, Д Б Богоявленская и другие ученые.

Идея регионального подхода в подготовке к художественно-педагогической и другим видам деятельности отражены в работах М.М Байрамбекова, Л В Голуб, Г.Ф. Карповой, Г.И Кисловой, Ю.В. Ерошенко, ЛШ. Махмудова, РТ Теуважуковой, В Н. Цатуровой, М.П. Целых и других

Значительное место исследованию художественного проектирования костюма и его реализации в процессе обучения различным дисциплинам уделено в работах Г А Бастова, Г.М Гусейнова, В.В Ермиловой, Д.Ю. Ермиловой, Т.В. Козловой, Г И. Петушковой, Л.Б Рытвинской, Е А Рыбкиной, Р А Степучева, Е М Финашиной, НБ Яковлевой

Вопросы обучения студентов художественно-педагогической специальности средствами создания костюма раскрыты в работах Т В Гановой, Ю Г Коваленко, ЕН Ковешниковой, Е В Плотниковой, Л М Стратоновой

Историко-этнографический и искусствоведческий вопросы донской региональной культуры отражены в работах И.А. Аверина, А А. Гордеева, НА Минникова, С Н Номикосова, В.В Овчинниковой, А И Ригельмана, Е П Савельева, АП Скорик, НА Аникиной, С А Бандуриной, ЛМ Жуковой, НС Кулыгиной, Л.А Новак, И П. Потапова, О П Синцовой, Н Г Фрадкиной

Однако проблема применения научно-теоретических основ художественного проектирования костюма в процессе обучения студентов ХГФ изобразительной и декоративно-прикладной деятельности средствами интеграции наследия

традиционного регионального искусства остается открытой Сложность составляет объединение традиционных культурных ценностей и инновационных достижений дизайна в единое художественно-педагогическое пространство с целью развития у студентов исследовательских, художественно-творческих способностей, эстетического восприятия, воспитания национального и интернационального сознания.

Таким образом, существует противоречие между необходимостью применения прогрессивных художественно-творческих методов в обучении студентов по специальности учитель изобразительного искусства и сохранении в этом обучении культурных связей с традиционным народным искусством Для разрешения проблемы необходима методическая система, объединяющая вышеизложенные аспекты в единую образовательную структуру Потребность подготовки прогрессивно мыслящих, творческих специалистов - учителей изобразительного искусства, являющихся носителями культурных ценностей и традиций, востребованных в региональных образовательных учреждениях, подтверждает значимость, целесообразность и актуальность данного исследования

Цель исследования — решение проблемы применения научно-теоретических основ художественного проектирования костюма в процессе обучения студентов ХГФ изобразительной и декоративно-прикладной деятельности средствами интеграции наследия традиционного регионального искусства

Объект исследования: процесс обучения студентов старших курсов художественно-графических факультетов в рамках дисциплин регионального компонента и курсов по выбору студентов, устанавливаемых вузами

Предмет исследования: методическая система обучения студентов ХГФ основам художественного проектирования костюма, включающая интеграцию теоретико-методической базы художественного проектирования костюма и наследия регионального народного искусства, как средство повышения уровня художественно-педагогического образования.

Гипотеза исследования заключается в том, применение научно-теоретических основ художественного проектирования костюма в процессе обучения студентов ХГФ изобразительной и декоративно-прикладной деятельности средствами интеграции наследия традиционного регионального искусства в образовательное пространство эффективно повлияет на развитие художественно-творческих, исследовательских способностей, воспитание эстетических чувств, национального и интернационального сознания студентов ХГФ, если в процессе этого обучения использовать специально разработанную методическую систему, включающую в себя.

- цели, задачи и содержание учебной дисциплины «Художественное
проектирование костюма средствами интеграции регионального художественного
наследия в образовательное пространство»,

дидактические принципы, группу методов, приемов и форм проведения занятий, обеспечивающих художественно-педагогический образовательный процесс,

средства обеспечения учебного, развивающего и воспитательного процессов экспериментальной дисциплины

Задачи исследования:

  1. Исследовать состояние проблемы применения научно-теоретических основ художественного проектирования костюма в процессе обучения студентов ХГФ изобразительной и декоративно-прикладной деятельности средствами интеграции наследия традиционного регионального искусства

  2. Определить психолого-педагогические и социальные предпосылки обучения студентов ХГФ художественному проектированию костюма на основе интеграции художественного регионального наследия в образовательное пространство

3. Раскрыть этапы становления научно-теоретических основ художественного проектирования костюма и их взаимодействие с историческими культурными традициями

  1. Выделить методологические основы художественного проектирования костюма

  2. Проанализировать историческую и художественную ценность традиционного донского костюма для практики обучения студентов ХГФ

  3. Обосновать, разработать и экспериментально проверить содержание, формы и методы развития художественно-творческих, исследовательских способностей, воспитание эстетических чувств, национального и интернационального сознания студентов ХГФ в процессе обучения предмету «Художественное проектирование костюма средствами интеграции регионального художественного наследия в образовательное пространство»

7. Провести анализ и обобщение полученных результатов экспериментального исследования

Для решения поставленных задач используются следующие методы исследования:

монографический (изучение и анализ научной, учебной, методической литературы по психологии, педагогике, эстетике, дизайну, исторической, культурологической и искусствоведческой литературы, архивных материалов, периодических изданий, диссертационных исследований, учебных программ и учебно-методических пособий по исследуемой проблеме);

наблюдение за познавательной, исследовательской, проектировочной и художественно-творческой деятельностью студентов,

анализ учебных и творческих работ, выполняемых студентами в процессе обучения,

беседы, тестирование, анкетирование, опрос студентов,

педагогический эксперимент (констатирующий, обучающий, контрольно-сравнительный),

обобщение и обработка результатов эксперимента на основе применения статистических, графических методов.

Методологической основой исследования являются социально-философские труды ведущих ученых, психологов, педагогов в современном образовательном пространстве - концепция о формировании способностей в деятельности и деятельностно-творческий подход к образованию; принцип культуросообразности, нормативные документы (государственный образовательный стандарт), а также

научные изыскания по проблеме исследования.

Организация исследования. Экспериментальную базу исследования за период 2003-2007 гг составили художественно-графические факультеты гг. Ростова-на-Дону, Москвы, Краснодара, Воронежа, Махачкалы В учебном эксперименте принимали участие общей численностью 260 студентов (3-5 курсы)

На первом этапе (2003-2004 гг) проводились изучение и анализ философской, социологической, психолого-педагогической, исторической и культурологической литературы, основ дизайна и проектирования, определяющих структуру методической системы специальной подготовки будущих учителей изобразительного искусства - цели, задачи, гипотезу, содержание, дидактические принципы, методы, методические приемы и формы организации образовательного процесса, осуществлялось конструирование общих подходов к разработке и экспериментальной проверке методической модели обучающей системы основам проектирования костюма с учетом регионального аспекта накопление эмпирического материала, подготовка экспериментальной базы, определение методики организации опытно-экспериментальной работы

На втором этапе (2004-2005 гг) уточнялась проблема исследования; осуществлялось проведение констатирующего эксперимента выбор основных критериев и уровней развитости художественно-творческих и нравственно-этических качеств студентов; диагностика начального художественно-творческого, исследовательского, эстетического и нравственно-этического уровней студентов, анализ и обработка полученных данных, выделение приоритетных направлений, целей задач и содержания обучающего эксперимента; выбор целесообразных методов, форм организации и средств обеспечения обучающего эксперимента, подготавливалась экспериментальная база проведения обучающего эксперимента, организационновыездная работа по апробации методической системы обучения студентов основам художественного проектирования костюма средствами традиционных форм регионального искусства, анализ, обобщение и сравнение полученных результатов в процессе педагогического эксперимента

На третьем этапе (2005-2007 гг) проводилась систематизация полученных экспериментальных данных, осуществлялся количественно-качественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы эффективности методической модели обучения студентов основам проектирования костюма с учетом регионального аспекта, осуществлялась коррекция системы обучения, проверялась достоверность выводов, оформлялось диссертационное исследование

Экспериментальная работа со студентами художественно-графических факультетов проводилась в следующих направлениях

- анализ уровня подготовки студентов, их когнитивной, художественно-эстетической и нравственной направленностей (констатирующий эксперимент),

уяснение зависимости успешности освоения исследовательской, художественно-творческой деятельности, а также формирования культурных личностных ориентиров студентов от использования различных методов обучения (формирующий эксперимент),

- определение эффективных методов повышения качества художественно-творческого процесса в период обучения теории и практики (контрольный эксперимент)

На защиту выносятся следующие положения:

1 Художественное проектирование костюма - представляет собой интеграцию исследовательской и художественно-творческой деятельности

  1. Дизайн костюма как одна из граней среды жизнедеятельности человека определяется средствами художественного образования студентов и художественно-профессиональной средой, обусловливающей художественно-творческое, эстетическое и нравственно-этическое развитие студентов

  2. Теоретико-методические основы обучения студентов ХГФ художественному проектированию костюма средствами интеграции традиционных форм регионального искусства в образовательное пространство построены на основе национально-культурных ценностей и традиций, диалоге культур и личностей в поликультурном регионе.

  3. Развитие исследовательских, художественно-творческих способностей, эстетического восприятия, воспитание национального и интернационального сознания студентов ХГФ в процессе обучения изобразительной и декоративно-прикладной деятельности обеспечивается методической системой учебной дисциплины «Художественное проектирование костюма средствами интеграции регионального художественного наследия в образовательное пространство».

Научная новизна исследовательской работы заключается в следующем.

1 Раскрыта научно-теоретическая база обучения студентов
художественно-графических факультетов основам художественного

проектирования костюма с учетом региональных особенностей.

2. Выявлена зависимость между сознательным применением методов художественного проектирования костюма и качеством выполнения учебно-творческих заданий в изобразительной и декоративно-прикладной деятельности

3 Установлено, что усвоение студентами понятийного аппарата, используемых при проектировании костюма оказывает формирующее и стабилизирующее влияние на способности обучаемых в создании произведений изобразительного искусства

4. В результате проведения экспериментальной работы установлено, что исследование региональных художественных и культурных традиций и ценностей влияет на повышение нравственно-этического и художественно-творческого уровней студентов художественно-графических факультетов

5 Разработана целостная методическая система обучения, объединяющая в
единое образовательное пространство историко-культурологическую,

искусствоведческую, дизайнерскую и художественно-творческую деятельности.

6. Предложенная методика обучения студентов ХГФ основам художественного проектирования костюма отражает общекультурные, национально-региональные и педагогические ценности, обусловливающие цели, процесс и результат развития личности будущего учителя изобразительного искусства

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что

внесен вклад в теорию и методику обучения и воспитания средствами ДЛИ -решена проблема применения научно-теоретических основ художественного проектирования костюма в процессе обучения студентов ХГФ изобразительной и декоративно-прикладной деятельности средствами интеграции наследия традиционного регионального искусства

Практическая значимость результатов исследования реализовалась в разработке программы обучения студентов старших курсов художественно-графических факультетов основам художественного проектирования костюма средствами интеграции наследия регионального народного искусства в рамках дисциплин регионального компонента и курсов по выбору студентов, устанавливаемых вузами, предусмотренные государственным образовательным стандартом В программе разработаны аудиторные, самостоятельные теоретические и практические задания для студентов, позволяющие включиться в исследовательскую, дизайнерскую и художественно-творческую деятельность Сформирован также комплект наглядных пособий и дидактического материала к теоретическим и практическим частям дисциплины Кроме того, результаты исследования могут использованы в качестве научно-методических рекомендаций в процессе обучения студентов изобразительной и декоративно-прикладной деятельности студентов

Практическая значимость заключается также в том, что его результаты исследования, его рекомендации и экспериментальная программа внедрены в учебный процесс художественно-графического факультета ПИ «Южного федерального университета» и художественно-графических факультетов Москвы, Краснодара, Воронежа, Махачкалы Эти результаты также могут использоваться при организации обучения старших школьников, студентов художественно-графических факультетов пединститутов, а также на курсах повышения квалификации учителей изобразительного искусства, художественного труда и дизайна, в системе дополнительного образования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы и результаты исследования обсуждались и получили положительную оценку на заседаниях кафедры дизайна и декоративно-прикладного искусства Педагогического института «Южного федерального университета», на семинарах Академии молодых исследователей (г. Ростов-на-Дону), на всероссийских, межрегиональных и межвузовских научно-практических конференциях «Проблемы художественно-педагогического образования» (г. Ростов-на-Дону, апрель, 2005 г ) в докладе «Развитие костюмографических навыков у студентов художественно-графических факультетов», «Перспективы педагогического образования» (г Ростов-на-Дону, октябрь, 2005 г.) в докладе «Культурное наследие народного регионального костюма как средство обучения и воспитания студентов ХГФ», «Всероссийская научно-практическая конференция: Школа Учитель Искусство» (г. Махачкала, октябрь, 2006 г) в докладе «Аспекты экологического дизайна в системе обучения студентов ХГФ на занятиях художественным проектированием костюма», «Проблемы художественно-педагогического образования» в докладе «Взаимодействие инноваций дизайна и культурных традиций в системе обучения студентов ХГФ» (г. Ростов-на-Дону, апрель, 2007 г.) Материалы исследования

внедрены в педагогическую практику также в виде опубликованных научных работ Основные положения нашли практическое применение в дисциплинах декоративно-прикладной направленности на художественно-графических факультетах

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений В работе приводятся схемы, таблицы, диаграммы. В приложение вошли фотокопии студенческих работ, выполненных в ходе обучающего эксперимента, авторская программа обучения художественному проектированию костюма, адаптированной к условиям Донского региона

Похожие диссертации на Теоретико-методические основы обучения студентов ХГФ художественному проектированию костюма : региональный аспект